image

Начиная свою деятельность как стартап, я не понимал многих простых истин ведения проектов и бизнеса в целом. Я посещал разнообразные мероприятия и лекции, участвовал в презентациях и семинарах, общался с предпринимателями на выставках, пытаясь понять ключевые идеи, помогающие успешно выводить проекты на рынок.

Я должен был прислушиваться к мыслям предпринимателей, которые прошли уже этот путь, но, как и многие, промахнулся, решив учиться на своих ошибках. Это отняло у меня уйму времени, хотя могло сократить образовательный период вдвое.

Перед запуском нового проекта или перед внедрением улучшений в уже существующие, в течение трех дней я задаю себе по три вопроса утром и вечером, чтобы более глубоко обдумать действия.

Первый: «А не фигню ли я делаю?»

Данный вопрос как ни один другой помогает осознать всю «гениальность» идеи. Возможно, вы делаете то, что абсолютно не нужно людям, хотя и может применяться повсеместно. Как, например, велосипед из органических материалов. Да, органика сейчас в тренде, да, это экологичный материал, который после утилизации не оставляет отходов, или какие другие плюсы, решайте сами. Но нужен ли он? Будут ли его покупать достаточно много, чтобы обеспечить вам прибыль?

Возможно, это не самый лучший пример, но суть понять можно.

Второй: «Это нравится только мне?»

Здесь дело касается разнообразных функций и обновлений на сайте. Как часто, в голову нам приходит идея о какой-либо опции, которая должна взорвать Интернет и привлечь миллионы пользователей? А на деле оказывается, что она, по большому счету, никому и не нужна.

Именно поэтому, придумав очередную «фишку» или подсмотрев опцию на другом стартапе, вам нужно не бездумно внедрять ее в свой бизнес, а провести тестирования и опросы по ней. И если через несколько дней вы все еще будете уверены, что данная функция может помочь проекту развиваться, то смело внедряйте, предварительно адаптировав под свою бизнес модель.

Третий: «Будут ли за это платить?»

Это самый сложный и в то же время очевидный вопрос для каждого предпринимателя.

Начиная проект, вы должны четко представлять, как из стартапа сделать полноценный бизнес. За все время работы с предпринимателями, я встречал огромное количество воодушевленных людей, которые так и не смогли выйти «за рамки стартапа». Да, у них были интересные сервисы, да, у них были регулярные пользователи, но как только они решали брать оплату за что-то, то клиенты уходили безвозвратно.

Еще на начальном этапе нужно создать ценность проекта для пользователя, то, что решает одну из его проблем.
Не бойтесь искать новые, не применяемые ранее, методы монетизации. По опыту, могу сказать, что практически любой проект можно сделать платным тремя – четырьмя различными способами, и позволить вашим пользователям самим решить, за что им удобнее платить.

Есть и другие вопросы, которые стартап должен задавать себе регулярно, которыми я предлагаю поделиться в комментариях. Если у вас есть свои «направляющие», будем рады услышать и попытаться использовать при работе.

Комментарии (19)


  1. denis_from_oks
    14.05.2015 14:02

    «А не фигню ли я делаю?»

    Не считаю это правильным вопросом. Сейчас фигня в тренде)
    Я думаю, не было бы чатрулета с его миллионными посещениями, если бы его создатель задался этим вопросом)
    Другое дело — будет ли эта фигня принята в широкие массы)
    *извиняюсь за количество употреблений слова фигня)


    1. sferrka
      14.05.2015 15:23
      +1

      Мало того, можно еще тупо успеть «срубить бабла» на фигне)


      1. virulaine
        14.05.2015 15:37

        Я бы сказал «нужно еще тупо успеть срубить бабла». Для кого-то это и есть бизнес-модель. Если вдруг всё лопнет как в 2000, то тем кто не успел срубить денег на «фигне» придётся ждать еще лет 10.


        1. ncix
          15.05.2015 12:44

          Ни разу не видел бизнеса, который действительно просто тупо рубит бабло. В каждом бизнесе есть своя хитрость, особенность и сложность. Если бы можно было это делать тупо и не прилагая усилия — все бы только этим и занимались.


  1. OneMarkt Автор
    14.05.2015 15:25

    Если, конечно, сама «фигня» является «фишкой» идеи, то тут другое) Тут скорее «выстрелит» или нет)


    1. denis_from_oks
      14.05.2015 15:28

      точно, «выстрелит») не мог вспомнить это слово и пришлось сказать «будет ли эта фигня принята в широкие массы»)


  1. virulaine
    14.05.2015 15:46
    +1

    Вот еще одна позиция для тех кто еще в начале:
    Если подойти чисто математически к «успешности стартапа», то проанализировав 200-500 стартапов из Angel.co, упорядоченных по Total Fund Raised, ну, или на худой конец, на spark.ru, то общая мозаика может начать складываться.
    Вы начнёте понимать почему в них вкладывают деньги, какая бизнес-модель, какая команда, какой рынок.
    Будет проще изначально спроектировать стартап, где если всё сделать правильно, то можно присоединиться к тем тысячам, поднявшим многомиллионные инвестиции.
    Если бродить в темноте и тыкаться во все углы, надеясь наскрести прибыль, то особого успеха не будет.


    1. OneMarkt Автор
      14.05.2015 18:42
      -1

      Да, абсолютно согласен! Я бы вообще порекоммендовал, прежде чем начинать серьезные проекты, сделать трехмесячное исследование по инновациям, инвестициям и истории подобных стартапов. Если желание не пройдет, начинать реализацию!


    1. zharikovpro
      14.05.2015 19:34

      Будьте любезны, подскажите пожалуйста ссылку с сайта на отчет по Total Fund Raised, не смог найти к сожалению( И спасибо за рекомендацию сайта!)


      1. virulaine
        15.05.2015 00:40

        angel.co/companies упорядочите по Total Raised (последняя колонка)


        1. zharikovpro
          15.05.2015 00:41

          Крутяк, спасибо огромное! Публикуйте что-нибудь на хабре, а то без публикаций карму не получается поднять ;)


    1. ncix
      15.05.2015 12:49
      +1

      если всё сделать правильно, то можно присоединиться к тем тысячам, поднявшим многомиллионные инвестиции
      Но вы же понимаете, что даже сделав все правильно вы можете с такой же (и даже большей) вероятностью присоединитесь к миллионам неудачников. Или просто не дойдете до рынка, т.к. ваша идея может не вписаться в «правильную» схему реализации.
      Но обратное верно — если все делать неправильно, вероятность оказаться неудачником еще выше :)


  1. kohus
    15.05.2015 10:02
    +2

    Мне кажется, что если речь о бизнесе, то вопрос только один — а будут ли за это платить.


    1. virulaine
      15.05.2015 10:47

      Всё взаимосвязано: «А будут ли за это платить» = «Это нравится только мне?» + «А не фигню ли я делаю?»


      1. kohus
        15.05.2015 11:28

        «А будут ли за это платить» = «Это нравится только мне?» + «А не фигню ли я делаю?» + «А есть ли у моих пользователей деньги?»


        1. ncix
          15.05.2015 12:45
          +1

          + «отдадут ли они даеньги за эту фигню» :)


  1. email-competitors
    15.05.2015 14:41
    +1

    В российских реалиях, мне кажется не нужно сразу отдаваться инвестору. Нужно делать бизнес для себя, чтобы прибыль приносил. Из личных наблюдений — нищеброды, которые не хотят платить вообще, есть всегда. Самое главное не обращать на них внимание.

    И еще если сделать прототип, и начать деньги собирать уже сразу, тогда не потеряешь время, если вдруг делал долго и ЦА платить не захотела.


  1. OneMarkt Автор
    15.05.2015 15:15
    +1

    На мой взгляд, в течение первого года жизни стартапа, нельзя ни в коем случае брать кредиты или просить инвестиции. Предприниматель должен сам понять цену денег в проекте, получить бесценный опыт ведения бизнеса, не имея на то средств, и научиться рекламировать и привлекать клиентов «за гроши». Этот образовательный период бесконечно важен для любого стартапа.


    1. virulaine
      15.05.2015 17:04

      Если предприниматель дисциплинирован, то такие рамки ни к чему.
      Это как дети с карманными деньгами. Кому-то крышу сносит и бегут в магазин, скупая всё подряд. А кто-то откладывает.
      Если предприниматель до сих пор не научился распоряжаться деньгами, то инвестиции только всё усугубят.