Стратегические игры развивают логику и мышление



Civilization V

Ещё не стёрлись из памяти те времена, когда эксперты называли видеоигры вредными для неокрепших детских умов. Об использовании компьютерных игр в школах не было и речи, если не считать специальных обучающих программ, специально созданных как интерактивные пособия по физике, математике и т.д. Как сильно изменилась ситуация за последние десятилетия!

Теперь любимые игры нашего детства начинают использовать в школах для развития логики и стратегического мышления у детей.

К настоящему времени вышло много научных исследований, которые показывают разнообразные эффекты развития умственных способностей не только в стратегические игры, но даже в экшн-симуляторы: от улучшения навыков решения задач до повышения обучаемости и улучшения памяти.

Пользу стратегических симуляторов вообще практически никто уже не ставит под сомнение: это великолепный инструмент развития логики, мышления, памяти, общего кругозора, знаний экономики, социологии, политологии, физики, инженерного дела и т.д.

Неудивительно, что в последнее время популярные компьютерные игры всё чаще начинают использоваться в школьной программе.

SimCity


Компания Glasslab основана как партнёрство между научными учреждения и игровыми студиями. Первые заинтересованы в адаптации компьютерных игр для школ и университетов, а вторые — в расширении рынка для своих игр. Glasslab помогает и тем, и другим.

Одной из первых Glasslab выпустила образовательную версию градостроительного симулятора SimCity в 2013 году. Учебную адаптацию SimCityEDU для школ Glasslab подготовила совместно с разработчиками оригинального симулятора из компании Maxis.

В симуляторе города SimCity (Micropolis) cуть игрового процесса сводится к созданию города, развитию жилых и промышленных зон, строительству инфраструктуры и сбору налогов для дальнейшего развития города. В игре, как и в реальном мире, важно повышать уровень жизни населения и поддерживать баланс между разными секторами. Большое внимание уделяется вопросу экологии.


SimCity 2013

Интересно, что после альфа-тестирования SimCityEDU среди школьников и проведённого опроса отмечен интересный побочный эффект: те школьники, для которых английский язык не является основным (обычно это дети иммигрантов, в том числе из русскоязычных семей), часто сообщали об использовании игры для расширения академического словарного запаса. Проще говоря, дети просто изучают новые слова и научные термины, с которыми обычно не сталкиваются в повседневной жизни. Это действительно очень важно для развития.

Кстати, в 2008 году автор игры Дон Хопкинс (Don Hopkins) выложил исходный код оригинальной версии SimCity под свободной лицензией GPL 3. Правда, чтобы избежать проблем с торговой маркой, которая зарегистрирована на коммерческого издателя, исходный код и бинарники опубликованы под оригинальным названием игры Micropolis. Конечно же, эта оригинальная игра немного не дотягивает по графике до последних версий SimCity.


Большой развитый город в Micropolis

Для учебной версии SimCityEDU компания Glasslab разработала специальный инструментарий для учителей, с помощью которого они могут отслеживать успехи и прогресс учеников. Учителя говорят, что такая оценка гораздо объективнее обычного бумажного теста на экзамене. При обучении по учебнику и проверке знания в бумажном тесте вы ограничены числом вопросов (например, 100), так что никак не можете проверить знания студента по всем темам. А в игре такого сильного ограничения нет: в SimCityEDU установлено более 3000 точек сбора данных, по которым выставляется оценка. Другими словами, оценка по результатам игры выходит более объективной, чем по итогам стандартной контрольной работы или теста с опросником. Более того, обучение с помощью игры в чём-то эффективнее, чем обучение по учебнику.

Тесты показали, что игра SimCityEDU развивает у школьников мышление: они понимают взаимосвязи между различными сферами деятельности и важность нахождения баланса. Например, нельзя развивать только промышленность, потому что строительство опасных заводов приведёт к загрязнению окружающей среды и — в результате — к ухудшению жизни, потере рабочих мест и отъезду рабочих в другие города.

Но самое главное преимущество компьютерной игры перед учебником состоит в том, что дети гораздо сильнее вовлекаются в образовательный процесс. Во время игры знания усваиваются гораздо эффективнее и в большем объёме, чем при обучении по учебнику. «Ученики буквально уходят в другой мир, настолько их цепляет игра, — говорит Джессика Линдл (Jessica Lindl), которая руководила проектом SimCityEDU в компании Glasslab. — Ребята увлекаются игрой так же, как увлекаются играми за пределами школы. Они действительно эмоционально привязываются к жителям своего города — они чувствуют себя взрослыми, потому что получили возможность управлять жизнями людей и спасать их. Это ответственность, которой обычно нет в классе».

Minecraft



Школьники играют в Minecraft

Совсем недавно к наступающему школьному сезону подготовилась игра Minecraft, для которой выпущена специальная редакция Minecraft: Education Edition. Школы могут получить образовательную версию бесплатно. Как сообщают разработчики, игра с открытым миром развивает творческие способности, обучает совместной работе и учит решать проблемы.

Библиотека стартовых миров Minecraft и примеров уроков для школ


MinecraftEDU

В помощь преподавателям разработаны учебные планы с примерами учебных тем. В принципе, игру можно использовать на многих уроках. Например, при изучении Шекспира на уроке литературы можно загрузить в игре сцену английского театра тех времён — и показать, как всё происходило на самом деле. Игра отлично подходит для междисциплинарного обучения по истории/географии, литературе/музыке/искусству, геометрии, языку (есть пакет для изучения английского и других языков).

Образовательная версия MinecraftEDU разработана при помощи той же компании Glasslab.

Civilization V


Последним пополнением в образовательной линейке компьютерных игр станет пошаговая глобальная стратегия Civilization V Сида Мейера. Компания Glasslab обещает адатировать игру для обучения в старших классах школ к началу следующего учебного года, то есть в 2017 году. Учебная версия получит название CivilizationEDU.

Можно предположить, что Civilization V понравится школьникам больше, чем какая-то другая игра.

Как и в других играх серии, в Civilization V игрок создаёт и развивает свою цивилизацию с древних времён до ближайшего будущего. Хотя в этой версии убрали религию и шпионаж, игра осталась настолько же увлекательной, как предыдущие версии, известные практически каждому игроку. (Религию и шпионаж вернули в дополнении Civilization V: Gods & Kings.)


Civilization V

«Победа» игре достигается различными способами, но многие игроки находят удовольствие в том, чтобы добиться доминирования своего народа над соседними.

В учебной версии CivilizationEDU в распоряжении учителей окажутся аналитические инструменты, чтобы оценивать достижения школьников в игре. Игра само по себе знакомит школьников с самыми развитыми цивилизациями в истории человечества и с важными историческими фигурами. Но разработчики делают упор на том, что игра «даёт возможность школьникам проявить критическое мышление и участвовать в исторических событиях, рассмотреть и оценить географические последствия своих экономических и технологических решений, а также проявить системное мышление и экспериментировать с причинно-следственными отношениями между армией, технологиями, политикой и социально-экономическим развитием».


Civilization V

Основатель серии игр Сид Мейер поддерживает инициативу Glasslab: «За последние 25 лет мы обнаружили, что один из самых замечательных секретов Цивилизации состоит в том, что вы обучаетесь в процессе игры, — сказал Мейер. — Мы всегда концентрировались в первую очередь на развлечении. Но мы верим в то, что наши игроки — молодые и взрослые — получают удовольствие от такого обучения, даже если им не всегда нравится образование».

Civilization V — это редкая возможность исправить недостатки реального мира, сделать всё как надо, хотя бы в виртуальном мире.

В конце концов, в отличие от реальности, в игре всегда есть возможность улететь на другую планету.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (48)


  1. alex_uzao
    26.06.2016 13:03
    +2

    Ждем когда CoD будет использоваться на уроках НВП.


    1. Raegdan
      26.06.2016 15:57
      +2

      Для этого больше подходят тактические шутеры, или в крайнем случае контра. Во-первых, один в поле всё равно не воин. Во-вторых, модель повреждений «три попадания и привет» и необходимость слаженной тактики подразделения всё-таки более реалистична, нежели бег на амбразуру, HP врагов в 1/4 HP игрока и прочие аркадности.


      1. ExplosiveZ
        26.06.2016 17:31
        +1

        Insurgency тогда уж. 1-2 пули и всё, склеил ласты, а без тактики в этом шутере вообще не выиграть.


      1. PavelGatilov
        27.06.2016 01:33

        Counter-Strike слишком оторван от реальности. Глубоко тактический и стратегический шутер, но при этом слишком мало общего с реальным боем, да и реальностью в целом, слишком много вещей заточенных сугубо на механику и баланс игры.


        1. Raegdan
          27.06.2016 02:22
          +1

          Поэтому я и говорю «в крайнем случае». По крайней мере: все бойцы равны по характеристикам, единичное попадание наносит достаточно высокий урон, в механике очень важную роль играет отдача оружия… А не супергерой, раскидывающий фрицев батальонами.


      1. nikitasius
        28.06.2016 09:36

        В 2000х годах была неплохая игра в стиле CS 1.5, там была развитая модель повреждений (попали в руку — не можешь нормально целится, в ногу — хромаешь и скорость уменьшается) + кровотечения от ранений, что противника можно было выследить. Графика страшная (на данный момент), но шутер был отличный. Название, увы, не помню.


    1. Victor_Grigoryev
      26.06.2016 19:40
      +1

      Только не каловдутие, нет, дайте спокойно умереть франшизе.

      Уж лучше замоддить, скажем, арму третью под исключительный реализм характеристик личного оружия и настругать моделек реальной техники. (впрочем, вроде ж как уже давно народ так и сделал?)


      1. ARD8S
        26.06.2016 21:00

        Vietcong 1 (+FA) на максимальном уровне сложности был очень реалистичен, не теряя в драйве, при этом была возможность играть не только разносчиком демократии.


      1. neomedved
        27.06.2016 08:18

        Не слишком ли рано хоронить самую продаваемую франшизу из-за одного трейлера?


        1. Doctor5772
          28.06.2016 10:27

          Дело не в трейлере, а в конвеере. Каждая новая «игра» — «чуть больше фишек», «круче графон», очередные новые злодеи, с которыми надо сразиться и так далее. А реальных интересных нововведений по пальцам пересчитать. И хотя в случае с Assassin's Creed это оправдано в силу хорошо растянутого сюжета и добавлением дополнительных сюжетных линий «из истории предков», это «оправдание» вдруг перестало работать уже после AC 4: Black Flag, когда не чувствовалось толком оригинальности и свежести в сравнении с предыдущими частями.


          1. neomedved
            28.06.2016 10:40

            Только дело в том, что CoD продаётся в разы лучше, чем AC.


    1. Says
      27.06.2016 09:36

      Поищите на ютубе VBS3 от BIS там, и реализм (физика, баллистика, разрушаемость), и вооружение, и техника, и графон, и виртуальная реальность… никакой CoD не нужен.


      1. hamnsk
        27.06.2016 16:05

        Очень реалистично ага… www.youtube.com/watch?v=kWF72d3-lWA смотрим 2:22


    1. Kanut79
      27.06.2016 09:39

      Была, а может и есть, такая весёлая игра под названием "America's Army". Разработана, если я не ошибаюсь, той самой американской армией. И как раз для вот таких вот целей. То есть для того чтобы дети получили некие базовые знания относящиеся к армии США: ТТХ оружия и техники, звания, правила и т.д. и т.п.


  1. lostpassword
    26.06.2016 13:46

    Интересно, эта сборка будет доступна для скачивания в виде DLC, например?


  1. A-Stahl
    26.06.2016 19:40
    -1

    Вот когда баланс будет смещён в сторону даже не реализма, а банальной адекватности (например подразделения с мушкетами начнут сраться и убегать только от одного вида подразделения с игольчатыми винтовками) только тогда такие игры смогут чему-то научить с точки зрения планирования. А с точки зрения более игровой и увлекательной подачи истории, то фильмы и книги будут эффективней и информационно насыщенней, чем любая игра.


    1. yefrem
      27.06.2016 13:47

      >> то фильмы и книги будут эффективней и информационно насыщенней, чем любая игра
      для школьников, ага


      1. A-Stahl
        28.06.2016 08:52

        Мне послышался сарказм, но я не могу понять к чему он.
        Школьники не читают книг и не смотрят фильмы? Ладно, чтение может и не слишком распространено, но фильмы-то смотрят.


  1. xoran
    26.06.2016 19:40

    В циве 5 мирно жить невозможно, приходится постоянно воевать с ботами.


    1. Inine
      26.06.2016 23:53

      Если держать армию больше, чем у соседей, то иногда удается выиграть без единой войны. Правда, возможность иметь такую армию — это уже вопрос уровня сложности.


    1. Lindon_cano
      27.06.2016 12:25

      Являясь сторонником мирного развития спокойно играю в Civ 5 без военных конфликтов и одерживаю дипломатические и культурные победы. Возможно вы что-то делаете не так, если вам приходится постоянно воевать.


      1. NotSure
        27.06.2016 15:57

        На Immortal так получалось выигрывать?
        Для космической победы без войны достаточно растить население и зарабатывать деньги, на них постоянно апгрейдить армию и скупать города-государства.


        1. yefrem
          27.06.2016 18:09

          По-моему однажды смог на Immortal так, но скорее всего понадобится гигантская армия. Технологическое превосходство конечно задачу упрощает, но на таком уровне словно добиться действительно существенного превосходства, типа мушкетеров против рыцарей на более-менее долгое время. Но обычно приходится как минимум обороняться. И в принципе это довольно реалистично, честно говоря.


    1. NotSure
      27.06.2016 15:50

      Если, как сказали уже, держать большую армию и не искушать ботов колониями типа Аляски, то они не нападают.


  1. Hanako_Seishin
    26.06.2016 19:40
    +3

    Для изучения истории, а заодно и географии, как-то лучше игры от Paradox Interactive, как мне кажется.


    1. Doktor_Gradus
      28.06.2016 15:35

      Вы же про Europa Universalis, Victory и Crusader Kings, да?

      Для школьников они, пожалуй, чересчур заумные.


      1. b00zwik2
        30.06.2016 00:07

        Мой брат в 5-м классе как-то освоился, сказал, что увидел, как какой-то стример играет и захотел попробовать. Теперь и его дружки потихоньку начали учиться в Европу играть… Так что школьники тоже вполне играют, если они вменяемые.


        1. neomedved
          30.06.2016 09:07

          Цель ведь не в том, чтобы научить школьников играть в какую-то игру. Цель в том, чтобы найти удобный инструмент для обучения чему-то другому. И казуальная Цива для этого подходит больше.


  1. b00zwik2
    26.06.2016 19:40
    +2

    По мне для обучения истории и географии лучше всего подходят игры парадоксов — CKII, EUIV, VicII и HoI4. Все таки в цивке события происходят очень рандомно, а в Европе и ее подобных мало того, что все исторические события происходят когда надо, так еще и выводятся описания этих событий. Черт возьми, я на собственной шкуре почувствовал всю тяжесть смуты и нашествия манчжуров:)


    1. ARD8S
      26.06.2016 20:33

      Когда ребёнок видит Гамбург рядом с Пекином (через лес, поле и гору) и Европейские города в северо-западной Африке, кто знает, что отложится в его голове. Хотя градостроительный симулятор- это очень хорошо для мозгов, даже если ребёнок не выйдет дальше режима «песочницы». Игры типа Port Royal, Stronghold и т.д. выдержит не каждый подросток (и не только из-за графики), но пошуршать головой будет не так скучно, как читать энциклопедию при подготовке доклада. Но тут в дело вступает лимит времени…


    1. yefrem
      27.06.2016 13:54

      Думаю, Civ подойдет не для изучения, а для понимания истории. Даже мне, будучи в зрелом возрасте, было интересно спроецировать игру на современные и прошедшие события. Думаю, таким образом можно сделать исторические события гораздо менее абстрактными (эти напали на тех потому что потому, просто запомни и идем дальше)


  1. Toster_Vas9
    26.06.2016 19:49
    -13

    а нам еще запрещали в контру шпилить на парах. А теперь с учителем будут, в роли админа сервака. ПС: Civilization V полная параша.


  1. 1win1
    26.06.2016 20:24

    Хотел бы я посмотреть на то, как появление ядерного Ганди повлияет на познания учеников в области истории…


  1. MiXaiL27
    27.06.2016 10:05

    Я бы Factorio добавил в подобный список, вот уж, где вывих мозга получается сам собой. Логика и логистика прокачивается не плохо + учет ТМЦ.
    Лично для себя я добавил в качестве конечной цели до такой степени автоматизированную сборку, что практически без моего участия клепались ракеты примерно часа за 4.


  1. Stroy71
    27.06.2016 10:19
    -1

    Компьютерные игры формируют у детей специфическое сознание. Можно засейвиться и вообще-нет необратимых поступков. Поэтому, имхо, компьютерные игры(кроме специфических развивающих) вредны в школьном(особенно в младшем и среднем) возрасте.


    1. FeferIvan
      27.06.2016 11:12

      Пусть играют в xcom с режимом iron man.


    1. Kanut79
      27.06.2016 11:43

      А можно спросить откуда такие сведения? Какие-то исследования были на эту тему? Или это просто Ваши размышления?


      1. Stroy71
        27.06.2016 14:21
        -1

        Исследований о влиянии комп. игр на детей полно в интернете. Если Вы когда-нибудь более-менее продолжительное время играли в какую-нибудь комп.игру, Вы должны были обратить внимание на неосознанные мысли сравнивающие реальность с игрой. И это взрослый человек. детская психика восприимчивей в разы.


        1. Kanut79
          27.06.2016 14:28
          +2

          Да, полно. Но во первых они показывают не только отрицательное влияние компьютерных игр, но и положительное. Во вторых зависит это в основном от того что за игра и нельзя делать общие высказывания о всех играх в целом. И в третьих исследований, указывающих на возникновения у детей, играющих в компьютерные игры, какого-то "специфическое сознания" я не встречал. Если Вы их встречали, то поделитесь ссылкой.
          Ну и в четвёртых получается что всё-таки это просто Ваши размышления, да ещё и основанные исключительно на Вашем личном опыте. А люди они всё-таки разные бывают.


  1. maa_boo
    27.06.2016 11:10
    -1

    У «Цивы» есть несколько недостатков, таких как:

    — Выиграть войной всегда проще и выгоднее по количеству полученных очков.
    — Религия имеет только преимущества, хотя в реальном мире пенальти от наличия религии ГОРАЗДО превосходят бонусы. Убрать религию — значит просто снять вопрос с повестки, это розовые очки (то же и про шпионаж).
    — Концепция свободы и прав человека там практически не рассматривается, нет возможности развивать свободное общество (stateless society).


  1. Runis
    27.06.2016 11:52

    Вот бы такое 20 лет назад, вместо скандалов и нудных ненужных лекций!


  1. rughost
    27.06.2016 11:52

    Хорошая тенденция. Глядишь, научатся командной игре и дроп на пабликах давать будут :)


  1. coraku
    27.06.2016 11:52

    Я бы обязательно еще упомянул:

    1) Total War series
    2) Close combat series — в моем представлении лучшая реалистичная рил-тайм тактическая игра про WW2. Если привыкнуть к внешнему виду и разобраться в управлении — затягивает безумно. en.wikipedia.org/wiki/Close_Combat_(series)
    3) Railroad Tycoon 2 — два века локомотивов, истории и географии.


  1. NotSure
    27.06.2016 16:03

    В рамках Цив5 раздел Польши или ядерный удар первым — правильные стратегии)


  1. iandarken
    27.06.2016 16:06

    Тогда пусть и серию Wargame от Eugen Systems не забудут. Вот уж где реально хардкорные тактические «солдатики»


  1. Tachyon
    28.06.2016 09:17

    «Ещё не стёрлись из памяти те времена, когда эксперты называли видеоигры вредными для неокрепших детских умов.»
    Просто прошло время, неокрепшие детские умы окрепли, стали экспертами и могут судить что вредно в играх, а что полезно. Так же будет и с ГМО и генетическими опытами над человеком, пройдёт время косных поколений, прийдут более гибкие и прозорливые, и мир начнёт развиваться дальше. (Ни положительно ни отрицательно не окрашиваю это развитие, просто взгляд со стороны)


  1. Alone_in_darkness
    28.06.2016 10:08

    Можно еще добавить Tropico 5.


  1. nikolaynnov
    29.06.2016 09:31

    И все забыли Age of Empires. И с точки зрения истории бывает очень познавательно и с точки зрения стратегии/тактики.