Сопло истребителя-бомбардировщика F-35B поворачивается вниз на 95°, а вентилятор за кабиной пилота создаёт тягу, удерживая машину во время зависания в воздухе, вертикального взлёта и посадки

Почти 60 лет раз в два года в середине июля на аэродроме близ города Фарнборо в графстве Хэмпшир (Великобритания) проходит один из крупнейших в мире авиасалонов и торговая выставка. Все страны демонстрируют последние достижения свой аэрокосмической и оборонной промышленности. За неделю работы авиасалона подписываются контракты на десятки миллиардов долларов, а завершается авиасалон красочным авиашоу, открытым для публики.

В этом году торговая выставка Фарнборо -2016 проходит 11-15 июля, а открытое авиашоу — 16-17 июля.


На экране показан полёт беспилотника, выполненного в виде хищной птицы. Он разгоняет настоящих птиц перед началом авиашоу, чтобы избежать столкновений

На официальной церемонии открытия автосалона Фарнборо присутствовали представители руководства ведущих компаний аэрокосмической отрасли мира, правительств и армий. Всего присутствовали делегации из 60 стран мира. Все они наблюдали на церемонии открытия за символическим пролётом истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II (F-35B) в окружении пилотажной группы Королевских ВВС Великобритании «Красные стрелы».



F-35B привлёк всеобщее внимание на нынешнем авиасалоне. Это было предсказуемо, ведь F-35 — второй в мире самолёт пятого поколения после F-22. В его разработку и производство за 15 лет вложены немалые деньги, а весь срок жизни расходы на F-35 оцениваются примерно в 1,5 триллиона долларов, что делает его самым дорогим оружием в истории человечества. За последние годы F-35 стал популярным предметом обсуждения среди экспертов и широкой публики. И в этом году F-35 не подвёл ожиданий: он всё-таки сумел долететь до Великобритании и выступить на авиасалоне.


Истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35B зависает в воздухе

В Фарнборо F-35 был единственным самолётом, к которому выстраивалась очередь из желающих сфотографироваться в кресле пилота.

Посетители выставки могли опробовать уникальные шлемы пилота F-35B стоимостью $400 тыс. каждый. Устройства дополненной реальности с системой ночного видения получают изображение с шести инфракрасных камер и выводят на дисплей пилота синтезированную картинку, позволяя ему видеть «сквозь самолёт» и легче отслеживать цели. На дисплее отображается информация об объектах, расстояние и другие данные.


Шлем для пилота F-35B

Шлемы F-35B производит американская компания Rockwell Collins.




Многоцелевой истребитель четвёртого поколения Eurofighter Typhoon

На авиасалоне показали второй в мире экземпляр Airbus A350 XWB — пассажирского самолёта, в котором фюзеляж и крыло в основном изготовлены из углепластика. Модель XWB отличается дополнительно расширенным фюзеляжем. Airbus A350 XWB продемонстрировал несколько манёвров, необычных для гражданского авиатранспорта.


Airbus A350 XWB


Маневры Airbus A350 XWB

Компания Boeing показала последнюю модификацию своего бестселлера — Boeing 737 Max.


Boeing 737 Max

Бизнес


В этом году по итогам торговой выставки Фарнборо подписано контрактов на $123,9 млрд. Продано:

  • 856 самолётов и вертолётов на $93,98 млрд;
  • 1407 двигателей на $22,7 млрд;
  • прочих сделок на $7,22 млрд.





Компания Airbus заключила сделок на $35 млрд, Boeing — на $26,8 млрд.

Среди крупнейших сделок — покупка 100 самолётов Airbus A321 авиакомпанией AirAsia на общую сумму около $12,6 млрд, 12 самолётов Airbus A350-1000 компанией Virgin Atlantic, 50 вертолётов Apache и 9 патрульных противолодочных самолётов Boeing P-8 «Посейдон» для британской армии.



Работе авиасалона не помешали экстремальные погодные условия в Великобритании на этой неделе, сказал исполнительный директор авиасалона Шон Ормрод (Shaun Ormrod).

Из-за санкций Россия в этом году привезла в Фарнборо только гражданские самолёты, но российская экспозиция тоже выглядела неплохо: региональный самолёт Sukhoi Superjet 100 в окраске ирландской авиакомпании CityJet (первый самолёт она приобрела в мае 2016 года), тренажёр пассажирского самолета МС-21, а также грузовые самолёты компании «Волга-Днепр», которая вместе с Boeing организовала первую «грузовую деревню» (Cargo Village).

Хотя России запретили привозить для демонстрации истребитель Су-35, но россияне всё равно сумели отличиться. На конкурсе концепций беспилотных летательных аппаратов будущего, который проводила Airbus, победил омский дизайнер Алексей Медведев. Он представил в Фарнборо концепт грузового беспилотника Zelator-28 с вертикальными взлётом и посадкой — смесь квадрокоптера и самолета с толкающим винтом.



Zelator-28 имеет размах крыла 4,3 м и длину 2,3 м и располагает съёмным грузовым отсеком. Двигатели в режиме зависания в воздухе потребляют 7 кВт, в крейсерском полёте — 1 кВт. Питание осуществляется от литиевых аккумуляторов Kokam c никель-кобальт-марганцевым катодом (Li [Ni-Co-Mn], 12 банок с напряжением 44,4 В).



Всего в конкурсе участвовали 425 дизайнеров со всего мира, а за первое место Алексей получил главный приз $50 000.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (102)


  1. andorro
    16.07.2016 04:21
    +14

    F-35 — второй в мире самолёт пятого поколения после F-22. В его разработку и производство за 15 лет вложены немалые деньги: примерно 1,5 триллиона долларов, что делает его самым дорогим оружием в истории человечества.

    Полтора триллиона за 15 лет? По сто миллиардов в год? Сколько это, 20% американского военного бюджета будет? По-моему, кому-то надо перепроверить цифры.

    UPD Wiki пишет На разработку самолёта на апрель 2011 года было затрачено свыше 56 млрд долл. Тоже дохрена, но хотя бы правдоподобно. И да, так тоже вполне тянет на самое дорогое оружие в истории.


    1. chemtech
      16.07.2016 07:52
      +5

      Английская wiki говорит:
      Program cost: US$1.508 trillion (through 2070 in then-year dollars), US$55.1B for RDT&E, $319.1B for procurement, $4.8B for MILCON, $1123.8B for operations & sustainment (2015 estimate) со ссылкой на http://www.jsf.mil/news/docs/20160324_Fact-Sheet.pdf

      И
      Government sees lifetime cost of F-35 fighter at $1.51 trillion


      1. 0serg
        16.07.2016 12:23
        +15

        Это lifetime cost на 50+ лет вперед — закупка нескольких тысяч самолетов, их обслуживание и планируемую модернизацию с учетом инфляции, причем приводится она в ценах 2070 года :)


        1. chemtech
          16.07.2016 12:50
          +3

          Не дописал в предыдущем комментарии, что скорее всего цифра US$1.508 trillion взята с этих источников (даже наверное не читая и не проверяя данные).
          Если бы alizar указал источник, то можно было бы посмотреть на текст в оригинале.


          1. Priapus
            16.07.2016 20:53
            -3

            Если бы был указан источник, это было бы копипастой, а не оригинальным авторским материалом ))


  1. DanNsk
    16.07.2016 05:36
    +1

    Какой то он неживой, сравниваю со старичком харриером — несколько раз его видел за последние несколько лет на шоу.


  1. CrazyRoot
    16.07.2016 10:18
    +2

    Сопло истребителя-бомбардировщика F-35B поворачивается вниз на 95°


    Эм… это практически задний ход :)


    1. Sleepwalker_ua
      16.07.2016 15:29
      -1

      Задний ход это 180 градусов. А 95 градусов это как раз вниз и небольшой реверс назад мбыть, мало ли как там аэродинамические поверхности и дополнительные двигатели размещены. Может они самолет одновременно вперед-назад тянут, для лучшей стабильности.


      1. Sleepwalker_ua
        20.07.2016 12:48

        эмм… Что-то не так? Предлагаю минусующему взять обыкновеннейший школьный транспортир, отмерить на нем 95 градусов и убедиться, что это далеко не задний ход, а лишь небольшой реверс. А если сопло изначально расположено не строго горизонтально к плоскости самолета, а с небольшим «поднятием» — т.е. +3..5°, то -95 (опускание вниз) приведет сопло в строго вертикальное положение.
        А сопло может быть приподнято для облегчения стандартного взлета и набора высоты, т.к. тем самым нос будет автоматически задираться на пару градусов, что увеличивает подъемную силу (то бишь скороподъемность) и облегчает посадку (струя не создает завихрений и переотражений от земли).


    1. perfect_genius
      17.07.2016 22:00

      Может при этом нос самолёта наклоняется вниз на 5°.


  1. dmitry_ch
    16.07.2016 10:34
    +4

    Ну вот и в России стали хвалить не только отечественные истребители. )


    1. DarkTwin
      16.07.2016 10:48
      +4

      Ну если запретили показывать, то как хвалить то что нельзя показать.


    1. Tabke
      16.07.2016 10:54
      -13

      Наши инженеры тоже в какой-то степени приложили к нему свою руку. Система вертикального взлёта использованная на нём была разработана в СССР для ЯК-141.


      1. 0serg
        16.07.2016 12:24
        +2

        Там системы совершенно разного типа, у яка были два отдельных подъемных двигателя, а у 35-го — вентилятор с приводом от основного (и да, это очень сильно меняет конструкцию как самолета так и двигателя)


        1. kraidiky
          16.07.2016 14:12
          -5

          >> Наши инженеры тоже в какой-то степени приложили к нему свою руку.
          > меняет конструкцию как самолета так и двигателя)
          Главное там — сопло, способное перенаправить поток такой мощности и температуры на 95 градусов, это они взяли с ЯК-а в готовом виде с документацией и технологическими картами, А самолёт вокруг этого сопла построили уже, конечно, совсем другой, свой. За что и расплатились той же проблемой, что и у Як-а попорчеными взлётными полосами. :)))

          Впрочем, подавляющая часть гиктаймсовой аудитории не знает этой истории, и даже если ей её рассказать — будет пищать, затыкать уши и отбрыкиваться. :)))


          1. Belecky
            17.07.2016 19:36
            -2

            Это смешно. 35-й висит не на сопле, а на вентиляторе.


            1. ptica_filin
              17.07.2016 21:58
              +1

              И на сопле, и на вентиляторе. Одновременно. На одном сопле или на одном вентиляторе он не провисит. Опрокинется.


              1. Belecky
                18.07.2016 01:00
                -1

                Тем не менее, это никак не похоже на 141-й с его кучей разных движков.


          1. Vampireos
            17.07.2016 19:36
            -2

            О как вас заминусовали, люди которые не в теме) Для тех кому любопытно www.youtube.com/watch?v=OCzyc0BnaDI на 20 минуте


          1. romxx
            17.07.2016 21:15
            +1

            «Россия — родина слонов».


          1. ilyaplot
            18.07.2016 13:13

            Рассказать определенно стоит.


          1. chaynick
            18.07.2016 13:17

            1 — движки с УВТ пошли с британского харриера, як-38 появился позже, о каком сопле взятом у ЯКа идет речь?
            2 — як-36/38/141 не обладали вентилятором в качестве подъемного двигателя, там стояли два турбореактивных двигателя. Была в самом начале такая идея, но от нее отказались.
            Смотрим на фото — там не моддерская подсветка вентилятора, а двигатели.
            https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/32/Yakovlev_Yak-141_at_1992_Farnborough_Airshow_%283%29.jpg/1280px-Yakovlev_Yak-141_at_1992_Farnborough_Airshow_%283%29.jpg


        1. beeruser
          16.07.2016 21:35
          +5

          Это никак не отменяет факт покупки технологий и СП

          http://aviationintel.com/yak-141-freestyle-the-f-35b-was-born-in-moscow/
          https://www.reddit.com/r/todayilearned/comments/2qn2m8/til_that_lockheed_martin_collaborated_with/

          и т.д.

          As for the similarities between the Yak-141 and F-35B, they actually share less than you might expect — the only unique feature copied from the Yak-141 was the 3-bearing swivel nozzle which is the system used to tilt the exhaust of the main engine down 90+ degrees without more complex / heavy or dangerous actuators. Lockheed also gained experience in the overall configuration, but technology wise, this was the only significant system.


      1. geher
        16.07.2016 14:25
        +3

        На самом деле там все сделано совершенно иначе, чем в Як-141.
        Единственное возможное заимствование — система поворотного сопла реактивного двигателя (что интересно, угол поворота такой же, как у 141-го — те же 95 градусов). По крайней мере на эту тему проходила информация о прямом заимствовании.
        Во всем остальном — совершенно другая схема.

        Кстати, немного занудства по статье.
        «F-35 — второй в мире самолёт пятого поколения после F-22.»
        Совершенно неверное утверждение.
        F-35 не удовлетворяет по крайней мере одному из критериев пятого поколения. А именно у него отсутствует бесфорсажный сверхзвук в официальных ТТХ.
        Безотносительно уровня необходимости наличия означенного бесфорсажного сверхзвука для современного истребителя.


        1. beeruser
          16.07.2016 22:46
          +2

          >> По крайней мере на эту тему проходила информация о прямом заимствовании.

          https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_X-35

          https://www.highbeam.com/doc/1G1-17042458.html

          (Le Bourget) Lockheed Martin announced at the Paris Air Show last night that it had reached an agreement with the Yakovlev Design Bureau of Russia to use its Advanced Short Take-Off and Vertical Landing (ASTOVL) technology in a proposal for the demonstration aircraft for the U.S. Air Force-Navy Joint Advanced Strike Technology (JAST) program.

          Yakovlev has incorporated the technology in three different Russian designs in the past, one of which is the Yak-141 ASTOVL aircraft, which is similar but smaller than the British-developed Harrier jet.

          Lockheed Martin spokesman Joe Stout said the Yak-141 «is the only ASTOVL in the world in the same class as [the proposed] JAST.

          https://www.flightglobal.com/news/articles/lockheedyakovlev-discuss-astovl-25571/

          Mickey Blackwell, president of Lockheed Martin's aeronautics sector, says that the company cannot gain access to British Aerospace ASTOVL technologies because of the commercial agreement between the UK company and McDonnell Douglas.


  1. MaxALebedev
    16.07.2016 11:05
    +2

    По ссылке на видео с необычными маневрами а350 — а380


    1. ssneg
      17.07.2016 00:07

      Да, в статье «Airbus A350 XWB продемонстрировал несколько манёвров, необычных для гражданского авиатранспорта (видео).», а по ссылке — А380 (с четырьмя двигателями, что сразу заметно) виражи закладывает.


  1. tractus_lepus
    16.07.2016 12:21
    +4

    во время зависания в воздухе, вертикального взлёта и посадки

    Распространенное заблуждение, что F-35 это самолет вертикального взлета. На самом деле, вариант F-35B — это истребитель с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Вариант F-35А — истребитель со стандартным взлётом и посадкой. Вариант F-35С — палубный истребитель и его взлёт осуществляется при помощи катапульты, а посадка с использованием аэрофинишера.


    1. 1514m
      16.07.2016 15:51
      +1

      F-35B вполне VTOL без вооружения. С вооружением уже STOVL, да.


      1. ssneg
        17.07.2016 00:08

        Ну назад-то он идет, по расчетам, без вооружения и без топлива почти, так что все логично.


  1. ittakir
    16.07.2016 12:28
    +3

    Поздравляю россиянина с победой и выйгрышем 50000$!
    Но есть похоже проблемы в дизайне (пост пользователя TheReviewer ):
    https://cocreate.localmotors.com/medvedev28/zelator-28/
    Толкающий пропеллер расчитан на 10kW, а мотор может обеспечить лишь 2.5kW. Если заменить пропеллер, то максимальная скорость будет 48 km/h, что меньше чем должно быть по условиям конкурса, 80km/h.
    Нагрузка на крыло 31 kg/ m^2, что очень много. Но даже с этой нагрузкой скорость сваливания 90km/h, что больше чем максимальная скорость дрона. Т.е. он впринципе не способен летать.
    Центр масс расположен за крылом, что тоже не способствует возможности полета.


    1. romxx
      16.07.2016 12:50
      +18

      > Поздравляю россиянина с победой и выйгрышем 50000$!

      Йграй и выйгрывай!


      1. ittakir
        16.07.2016 19:40
        +1

        Судя по количеству моих минусов и плюсов поста выше, притензий и возражений к технической части приведенной информации нет, только к орфографии.
        Я все-таки считаю этот ресурс сборищем инженеров, а не учителей русского языка, так что давайте обсуждать как можно победить в конкурсе на лучший самолет, представляя самолет, который впринципе не может летать.


        1. Vjatcheslav3345
          17.07.2016 22:51

          Самый простой вариант — написать этому товарищу открытое публичное, освещаемое в прессе и интернете письмо сообщества инженеров и физиков с аргументацией типа «не взлетит, — потому что...», и посмотреть, как тот может держать удар и выкручиваться из столь острой ситуации…
          Отвечать на письмо его стоит пригласить сюда — на Гиктаймс.


      1. REPISOT
        16.07.2016 20:23

        *й выйгрывай


    1. Roboserv
      16.07.2016 20:22
      +1

      @выйгрышем@

      Эти люди специально так пишут или это новая болезнь?


      1. dcoder_mm
        16.07.2016 21:04
        +4

        С андройда наверное пишет, так автоисправление


        1. vanyamasnuha
          16.07.2016 22:25
          +7

          автойсправление


        1. immaculate
          17.07.2016 21:01
          +1

          Из Тайланда, при этом.


  1. sashamori
    16.07.2016 13:15

    Странно как то, на сайте Алексей получил первое место, в видеоролике в конце статьи — третье.


    1. Alter2
      16.07.2016 13:30
      +1

      Там несколько номинаций с одними и теми же участниками. В конце ролика номинация на главный приз.


  1. Iwantbelieve
    16.07.2016 17:20
    +1

    > делает его самым дорогим оружием в истории человечества
    Но ведь его создавали как более дешевую альтернативу F-22, разве нет?


    1. geher
      16.07.2016 18:39

      А B-2 вроде как еще дороже обошелся.


    1. Syzygy
      16.07.2016 19:23

      Это же Ализар :) Естественно, Ф-35 дешевле Ф-22.


    1. vedenin1980
      16.07.2016 21:11
      +3

      >> Но ведь его создавали как более дешевую альтернативу F-22, разве нет?

      Нет, F-35 — истребитель-бомбардировщик, причем бомбардировщик он больше чем истребитель, F-22 это только истребитель. Это две большие разницы, F-35 вообще тактически не очень предназначен воевать с истребителями 4++ и 5 поколения, его задача бомбить и отбиваться от шальных устаревших истребителей противника, либо группой бить одиночку. Встреча F-35 с современным истребителем в дуэли один на один это тактический провал. Обеспечение господства в воздухе и поединки с чужими истребителями это задача F-22.

      То есть F-22 обеспечивает господство в воздухе, когда вражеские истребители относительно подавлены и либо слишком устарели, либо их слишком мало, начинают действовать F-35. Поэтому не очень корректно сравнивать F-35 с другими истребителями.


      1. CrazyRoot
        17.07.2016 09:31

        То есть фактически, F-35 предназначен для бомбежки стран третьего мира, где нет ПВО и современных истребителей?


        1. vedenin1980
          17.07.2016 10:30

          НАТО давно серьёзно не рассматривает глобальную обычную войну с ядерными державами, вроде Китая или России. Когда полетят ядерные ракеты истроители и бомбордировщики больой роли уже не сыграют. Поэтому все ВВС рассчитаны в первую очередь для войн со странами третьего мира и минимизации потерь в таких войнах, тем более что США хорошо научились подавлять ПВО и чужие истребители. ИМХО, вполне логичная тактика.


        1. herr_kaizer
          17.07.2016 11:15

          Кто-то говорил про ПВО?


  1. truelogin
    16.07.2016 19:24
    +1

    А мне одному кажется, что это бесполезная способность для Самолёта?
    Почему то мне казалось, что сейчас все разработки должны быть направлены на минимизацию расхода топлива, скрытность, безопасность пилота и т.д.


    1. ClearAirTurbulence
      17.07.2016 00:21
      +2

      VTOL\VSTOL существенно расширяют возможность эксплуатации самолёта. Другое дело, что да, на таких режимах затраты топлива существенно возрастают. Но существенно проще подогнать цистерну топлива или подвесить неподалеку KC-135, чем срочно строить годную ВПП там, где ее нет.


      1. truelogin
        17.07.2016 08:49
        -2

        Какие возможности? По мне Истребители — должны быть быстрыми и манёвренными, чтобы уничтожить цель. Просто я не могу представить, в какой ситуации можно использовать данную фишку… Вертикальный взлёт — согласен, но это не то…


        1. vagran
          17.07.2016 09:38

          В условиях захвата очередной банановой республики с неразвитой инфраструктурой (в т.ч. у соседей), не имеющей подходящих аэродромов.


        1. Rascko
          17.07.2016 10:36
          +1

          Какие возможности?
          Вот плывет себе обычный, ничем не подозрительный контейнеровоз или ролкер. Под гражданским флагом. В нейтральных таких водах. И тут опаньки и с борта этого самого контейнеровоза поднимается несколько вот таких штуковин, летят со всей своей скоростью куда надо, делают что надо и летят назад. Неожиданно и весело.


          1. Shmulinson
            18.07.2016 15:34

            Скорее всего с самого обычного — не получится. Он на текущий момент только без нагрузки умеет вертикально взлетать, а если вооружить — уже нужен разбег, пусть даже и сильно меньший чем обычным истребителям.


            1. Rascko
              18.07.2016 17:26

              только без нагрузки
              Тут три ключевых вопроса примерно такие:
              — а сколько ему для короткого взлета нужно?
              — возможно ли сделать быстроразворачиваемую взлетную палубу на базе, например, контейнеровоза?
              — можно ли сэкономить вес не на вооружении, а на горючем или совсем самолет защиты мачты получится?


              1. chaynick
                18.07.2016 17:56

                The F-35B is the short takeoff and vertical landing (STOVL) variant of the aircraft. К вопросу о вертикальном взлете. Тяговооруженность у F-35B — 0,81 при нормальной взлетной массе, иначе говоря при загрузке топливом и вооружением (не полностью причем) он может за счет двигателей поднять 81% процент себя)


              1. Shmulinson
                18.07.2016 18:24

                На сравнительных испытаниях — 150 метров (по ТЗ требовалось ЕМНИП 204 метра).
                Можно наверное. Но авианосец — это не только палуба.
                Если судить по открытым данным — у него заправка около 6 тонн топлива. Радиус действия при нормальной заправке — 865 км. При 50% заправке тяговооруженность — 1,04, т.е. взлетать вертикально он уже может.
                Можно попробовать прикинуть радиус действия, учитывая что из этих 6 тонн часть топлива — резерв, а топливо при вертикальном взлете и посадке кушается двигателем совсем в других объемах, чем в горизонтальном полете.


          1. AmberSP
            18.07.2016 17:41

            На контейнеровозе проще Club-K или аналог притащить. И взлетать не надо.


            1. Shmulinson
              18.07.2016 18:50

              Или кучу пусковых КР. Тем более что у кого-то был проект пусковых крылатых ракет в габаритах стандартного контейнера.


          1. truelogin
            18.07.2016 20:43

            Я не про вертикальный взлёт… На сколько я понял, данная фишка позволяет самолёту зависнуть, как вертолёт, когда он уже находится в воздухе. А если он зависнет — то он станет довольно уязвимой целью, поэтому мне и интересно для чего можно использовать данную технологию…


        1. 0serg
          17.07.2016 15:46

          Для полноценной палубной авиации больно здоровый авианосец нужен, а это очень дорого. Под STOVL можно делать корабли в десять раз дешевле и если для американцев это еще не очень критично (у них уже есть куча больших авианосцев), то для остальных покупателей весьма актуально. Кроме того, большие военные аэродромы — это приоритетные цели для противника и с ненулевой вероятностью их удастся повыбивать. 35-е при необходимости можно разместить на небольших аэродромах и даже отрезках дорог.


    1. ptica_filin
      17.07.2016 22:02

      Притормозил, завис, полетел в другую сторону. Пока быстрые и манёвренные вражеские истребители разворачиваются ;)
      Ну и в качестве побочного эффекта пока завис, пропал с большинства радаров. Тоже небесполезная штука в бою.


      1. Sklaus
        18.07.2016 11:45

        Самолет повисший в воздухе легкая мишень, на такого даже ракеты тратить не станут, так из пушки очередь пустят и готово.


        1. ptica_filin
          18.07.2016 13:05

          Из пушки легко попасть, если сам так же висишь рядом. А если пролетаешь мимо на скорости в пару махов, то хрен попадёшь. Пушка не ракета. Пули не умеют самонаводиться.
          Пилотажные фигуры "Кобра" и "Колокол" нужны примерно для той же цели. Неподвижный самолёт становится невидим для многих типов радаров.


          1. Shmulinson
            18.07.2016 18:54

            >Пилотажные фигуры «Кобра» и «Колокол» нужны примерно для той же цели. Неподвижный самолёт становится невидим для многих типов радаров.
            Правильнее наверное будет сказать «возможности самолетов, позволяющие выполнять фигуры „Кобра“ и „Колокол“ нужны примерно для той же цели». Ибо в силу того, что при выполнении вышеупомянутых фигур энергия самолета теряется просто катастрофически, в воздушных боях они слабоприменимы.


          1. dedsky
            19.07.2016 17:47

            На скорости в пару махов самолеты еще не умеют воевать


  1. Kubatai
    16.07.2016 20:49

    . Это было предсказуемо, ведь F-35 — второй в мире самолёт пятого поколения после F-22.

    Подождите подождите, как это второй в мире? Как минимум в мире 6 таких моделей. У нас есть ПАК ФА, в Китае есть Shenyang J-31 и Shenyang J-20, а в Японии Mitsubishi ATD-X.


    1. mukizu
      17.07.2016 11:45
      +3

      F-35 уже в мелкосерийном производстве и используется для обучения.

      Все остальное пока на уровне летающих лабораторий и прототипов. ПАК ФА относительно скоро должен пойти в мелкую серию, но там еще новых двигателей нет, летать будет на старых, так что это пока еще не совсем 5е, какая бы там новая начинка не была.


      1. zapimir
        17.07.2016 16:20
        +1

        ПАК ФА относительно скоро должен пойти в мелкую серию

        Ага только каждый год эту серию сдвигают на год. Еще в 2010 собирались в серию запустить, в этом году опять отложили до 17 года.


        1. mukizu
          17.07.2016 17:02

          Пока сдвигали только один раз, насколько я помню.

          В 2010 году состоялся первый полет, ни о какой серии речи и не было. Изначально мелкосерийники на 2015-2016й планировались, если память не врет.


          1. romxx
            17.07.2016 17:28

            Врет память ;)


            1. mukizu
              17.07.2016 18:02

              Ну так освежите. Ваш едкий комментарий против моего ничем иначе не выигрывает.

              Те данные, которые быстро гуглятся совпадают с тем, что у меня в памяти:

              «Представители Министерства обороны в 2010 году планировали, что первые десять самолетов заступят на дежурство в 2013-2015 году. Однако позднее сроки изменились: по сведениям, опубликованным в СМИ в 2011 году, по расчетам ведомства первые Т-50 должны были поступить на вооружение ВВС России в 2016 году»


              1. sim3x
                17.07.2016 20:47

                Врет память ;)

                6 лётных прототипов; 3 прототипа для наземных испытаний

                http://vz.ru/news/2016/1/23/790197.html

                В 2017 году Россия начнет серийное производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50), сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев.


                1. mukizu
                  17.07.2016 21:16

                  Пардон, но я тогда не понимаю в каком месте она мне врет и к чему вы аппелируете.

                  Я писал:

                  «ПАК ФА относительно скоро должен пойти в мелкую серию, но там еще новых двигателей нет, летать будет на старых, так что это пока еще не совсем 5е, какая бы там новая начинка не была.»

                  «В 2010 году состоялся первый полет, ни о какой серии речи и не было. Изначально мелкосерийники на 2015-2016й планировались, если память не врет.»

                  Вот, что пишете вы:

                  «В 2017 году Россия начнет серийное производство перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50), сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России генерал-полковник Виктор Бондарев.»

                  «В ноябре сообщалось, что первые опытные образцы штатного двигателя «второго этапа» российского истребителя пятого поколения ПАК ФА будут изготовлены к 2017 году, первые испытания пройдут в 2018 году.» — по ссылке

                  Ну так и в чем она мне врет?


                  1. sim3x
                    17.07.2016 22:52

                    первые десять самолетов заступят на дежурство в 2013-2015 году

                    2016
                    6 лётных прототипов; 3 прототипа для наземных испытаний


                    1. mukizu
                      18.07.2016 00:24

                      >Изначально мелкосерийники на 2015-2016й планировались, если память не врет.

                      Ну так а я о чем?

                      Вы может не сначала ветку читали, или еще что, но я человеку говорил, что речь о серийном производстве не было, был только первый полет в 2010, а планы о серии были в районе 2015 — вы мне именно это и пишете.

                      О том, что сейчас только прототипы и лаборатории, а серию отодвинули на год-полтора я вообще в самом начале написал.

                      В чем прикол-то?


                      1. sim3x
                        18.07.2016 01:24
                        +1

                        Указано, что заступят на дежурство

                        На текущий момент не заступили и даже не начато производство


                        1. mukizu
                          18.07.2016 10:19

                          Так я именно это и написал. Речь изначально шла о том, что кроме прототипов пока ничего нет.

                          >ПАК ФА относительно скоро должен пойти в мелкую серию, но там еще новых двигателей нет, летать будет на старых, так что это пока еще не совсем 5е, какая бы там новая начинка не была.

                          >В 2010 году состоялся первый полет, ни о какой серии речи и не было. Изначально мелкосерийники на 2015-2016й планировались, если память не врет.

                          Ну так и в каком месте она мне врет, еще раз?


              1. zapimir
                17.07.2016 23:45

                Ну так освежите. Ваш едкий комментарий против моего ничем иначе не выигрывает.

                Вот народ следит :)


    1. pnetmon
      17.07.2016 12:12

      у Японии это демонстратор для отработки технологии.


    1. n0th1ng
      17.07.2016 19:37

      Американцы как всегда придумали свои стандарты 5 поколения, которым отвечает только свои самолеты.


      1. zapimir
        17.07.2016 23:52

        А вы что думаете, что есть какой-то международный институт стандартизации в этом деле? Понятное дело, что сами придумали, а остальные уже в роли догоняющих копируют.
        Ну и то, что отвечают только америкосовские самолеты, ничего удивительного, тот же Стезл они еще 50 лет назад начали разрабатывать, а тут прям все быстренько догонят и перегонят за 5 лет. У них есть то, чего нет ни у одной страны — во-первых, многолетний опыт эксплуатации стелзов (а значит знают, какие там косяки вылазят со временем), во-вторых, у них единственных есть опыт реального боевого применения.


  1. Syzygy
    16.07.2016 21:16
    +2

    Это всё прототипы неизвестной степени готовности. F35 же принят на вооружение.



  1. nmi77
    17.07.2016 11:44

    Я искал и не нашел информацию о том, что России запретили привозить Су35.
    Скорее это предосторожность из-за возможности наложения ареста на госимущество по делу ЮКОСа.


    1. ustasby
      18.07.2016 01:32
      +1

      20 апреля 2016 года окружной суд г. Гаага отменил вердикт международного арбитража., в целом России пофиг на этот суд и его решения, собственность все равно никто не заберет, впрочем что бы ни писали, никто ничего не забрал в итоге.


      1. sim3x
        18.07.2016 01:42
        -1

        Окружной суд не имеет никакого отношения к международному арбитражу
        РФ, когда учавствовала в международном арбитраже, признала, что будет исполнять его решения

        По поводу никто не будет ничего забирать — уже арестованные счета рт во Франции и Бельгии разблокировали?


        1. vedenin1980
          18.07.2016 02:20

          Имеет, окружной суд в Гааге имеет юрисдикцию отменять решения третейского суда в Гааге и его решения тоже международные.

          http://www.bbc.com/russian/international/2016/04/160420_yukos_hague_russia_wins


          1. sim3x
            18.07.2016 02:39

            В каком пункте о третейском суде такое указано?


            1. vedenin1980
              18.07.2016 12:18

              Там все интересно. Суть в том что по Нидерландским законам решения окружного суда имеют право отменять решения третейского, а дальше апелляционный суд и Высший суд. То есть в самых Нидерландах решение отменено и о взыскании речи не идет. В других странах, решение третейского суда автоматически не отменяется и нужно отдельно судиться. И тут интересно, в разных юрисдикциях по разному во Франции считается что решения международного суда, как правило, не зависит от суда той же страны, где этот суд расположен. В США, Бельгии и ряде других стран наоборот, принимается возможность отмены судом той же страны решения третейского суда. Тут ещё интересный момент, что решения третейского суда основались на решении Стокгольмского арбитража, который тоже потом было отменено.

              В целом, решение окружного суда об отмене решения третейского очень весомый аргумент по закрытии дела о взыскания имущества в суде во многих странах. Скажем так, не 100%, но шансы намного выше 50%.


  1. mirexii
    17.07.2016 19:37

    Ну вот сколько роликов с ютубов я не пересмотрел, ничего звездного, кроме бюджета на разработку изготовление, не увидел.


  1. Tiamon
    17.07.2016 19:37
    -5

    Подозреваю по этому и запустили наши СУ, так как на их фоне этот глючный комп с крыльями облажается, судя по обилию статей по провальности проекта F35


    1. Tiamon
      17.07.2016 21:32
      -2

      * не запустили


      1. nmi77
        17.07.2016 23:05
        -1

        Военные самолеты собственность государства. У которого по иску ЮКОСа уже арестовывали собственность во Франции.
        SSJ 100 который на выставке принадлежит авиакомпании CityJet, транспортники — авиакомпании Волга-Днепр.


    1. Shmulinson
      18.07.2016 18:01
      +1

      Раз выкатили на авиасалон — значит довели до приемлемого состояния. А проблемы доводки — от новизны примененных технических решений. Что впрочем не исключает того факта, что на выходе получилось не совсем то, что изначально предполагалось.


  1. dark_ruby
    17.07.2016 23:23
    +2

    Ныл на авиасалоне Фарнборо 2016 сегодня, хочу поправить автора — забраться в настоящий F35 было нельзя, то что предлагалось посетителям это пластмассовый муляж в полную величину (про то чтобы прикоснутся к шлему даже речь не идет), о чем организаторы даже не скрывали, тоже самое касается другого самолета Saab, в кокпит которого можно было забраться.
    Все «настоящие» самолеты ограждены забором и к ним даже не подойти. Единственное куда удалось забраться и то за пожертвования — это старенький советский АН2


  1. dark_ruby
    17.07.2016 23:28

    Был*


  1. Camel
    18.07.2016 12:50

    >Посетители выставки могли опробовать уникальные шлемы пилота F-35B стоимостью $400 тыс. каждый. Устройства дополненной реальности с системой ночного видения получают изображение с шести инфракрасных камер и выводят на дисплей пилота синтезированную картинку, позволяя ему видеть «сквозь самолёт» и легче отслеживать цели. На дисплее отображается информация об объектах, расстояние и другие данные.

    Красноречивое свидетельство того, что следующее поколение самолётов будет беспилотным.


  1. lipkij
    18.07.2016 15:39

    Судя по видео — маневры при режиме вертикалки у этой штуки очень ограничены, кажется что его ветром сдувает или автомат не способен удерживать на месте. Значит функция полезна только для взлета или посадки. Ну, видимо авианосцы — это дорого, а они нужны по всему миру. Сойдут и контейнеровозы.


    1. Shmulinson
      18.07.2016 15:52

      Однако, флотский F-35C будет без вертикального взлета, так что авианосцы скорее всего ни при чем. Как мне кажется ключевой является описанная в комментариях выше возможность быстро развернуть инфраструктуру, обеспечивающую применение самолета. Без затратной по времени постройки нормальной полосы.


      1. lipkij
        18.07.2016 16:03

        Возможно, флотский вариант сделан для существующих авианосцев, где изменение принципов работы не нужно, а парк менять пора. А нового флота под вертикалки еще и не создано. Ну и Ваш вариант, конечно.


        1. Shmulinson
          20.07.2016 15:21

          Кстати да, таки на самом деле F-35B планируют размещать на десантных кораблях и легких авианосцах.