Приветствую тебя, читатель GT.

Обычно я пишу технические статьи, но сейчас хочу осветить один очень тонкий момент, который портит жизнь инженеру (и мне в частности). Это профессиональная ревность. Я не смог найти определение в интернете, но после небольшого объяснения многие инженеры (и другие специалисты) поймут, что с ними такая ревность случалась.

Пример 1:
Вас (или вашу команду) приглашает к себе заказчик, чтобы обсудить проект, который он хочет вам дать. Вы приходите, начинается знакомство, обсуждение, и тут заказчик зовет своего инженера, который работает у них/начинал этот проект/еще один потенциальный исполнитель и т. д.

И он начинает говорить фразы типа:
-«Зачем так сложно? Можно же вооот так...»
-«Да че тут делать месяц? На ардуино (или любой другой борде) можно сделать за неделю...»
-«Сколько, сколько? Я бы сделал это за 3 рубля, НО… и из выпадающего списка причин рандомно выбирается одна (занят другим проектом/заболел/в отпуск ухожу и др)

При этом если поддаться на провокацию (перейти на личности, например), то можно запросто потерять заказ (даже если стороны заинтересованы в сотрудничестве) и в конечном итоге ни одна из сторон не останется довольна, лишь местный инженер почешет свое ЧСВ.

Пример 2:
Несколько команд работают над проектом. Как обычно на стыке зон ответственности возникают вопросы, но каждая команда(или отдельные ее представители) считают, что их решение идеально и: „Проблема на вашей стороне“. При этом говнометание может продолжаться довольно долго, что приведет к растягиванию сроков и увеличению себестоимости для каждой из команд.

Пример 3:
Заказчик для „оценки вашей компетенции“ предлагает рассказать о самом сложном/значимом на ваш взгляд проекте. И после того как вы расскажите как несколько месяцев разрабатывали 8-слойную плату для пром. изделия (под жесткие условия эксплуатации, например) восклицает: „Так а в чем были проблемы? Я вот не вижу проблем, места на плате много, что тут можно 3 месяца делать?“ — поначалу такие вопросы это повод поговорить о сложностях проекта, потом начинают раздражать. Человек не зная ТЗ, не разбираясь в вопросе, сходу видит легкость задачи — как же так???..

Я надеюсь, что этих примеров достаточно для того, чтобы понять о чем пойдет речь далее.

Теперь постараемся разобраться в причинах возникновения таких ситуаций. Я не психолог, поэтому могу лишь объяснить в меру своего понимания. Признаюсь, что еще год назад я сам очень сильно страдал профессиональной ревностью, но в итоге начинал понимать, что она (как и ревность между партнерами в паре) ни к чему хорошему не приводит. Я теряю деньги/людей/знакомства. После насмешек уходят заказчики, унывают работники/стажеры. Но ведь всегда казалось, что я объективен, просто, меня окружают идиоты и надо непременно им об этом сказать. Теперь же я понимаю, что все не так очевидно.

Разберем примеры:

Для первого примера одной из причин возникновения профессиональной ревности (по моему мнению) является реакция „местного“ инженера на попытку „свергнуть его с трона сторонними захватчиками“. Проще говоря — когда он в своей компании он „бог“ и все слушают его (если есть отдел инженеров, то как правило это касается главного из них), а тут появляются какие-то люди и начинают умничать на темы, в которых лучше него никто не разбирается.

Второй пример — это классическая „проблема на вашей стороне“. Инженер полностью уверен в своей компетентности и, поскольку, его окружают одни идиоты, то изделие не работает точно из-за них.

Третий пример не очевиден: возможно таким образом заказчик хочет более подробно поговорить о проекте(при этом постановка вопроса „не очень“) или же пытается принизить вашу ценность, чтобы затем купить вас дешевле. Распознать причину такого диалога значит заполучить клиента(или распрощаться с ним — пока не стало совсем плохо).



Еще одной из причин может быть тот факт, что задача всегда кажется легкой тому человеку, которому ее не делать. К тому же готовое решение повторить намного легче, чем к нему прийти.

Борьба

Борьба бывает двух типов — когда вы боретесь с ревностью внутри себя и, когда с проявлением ревности
другим человеком.

С собственной ревностью бороться довольно сложно, но можно. Основное правило — не давать волю эмоциям при общении с заказчиком/инженерами и с порога не считать людей идиотами.

Пример:

На встрече показываю свою довольно сложную и крутую плату (в качестве подтверждения своей компетенции) потенциальному заказчику, он посмотрев говорит:

— Сколько на схемотехнику и трассировку ушло времени?
— 3 месяца.
— А почему так много? Разве есть сложности? Мне кажется плата простая, у нас аналогичные дедушка на пенсии делает за месяц из них трассировка недели 3…
(Сколько и чего я мог бы ответить ему на такую фразу — цензурного и не очень, но ограничился фразой)
— Я рад, что у вас есть такой профессионал, чем же я вам могу помочь?..

Раньше бы я ответил так:

— Хорошо, так отдайте проект ему — он сделает быстрее и дешевле.
...(тут начнется рассказ о том, что дедушка безумно занят сейчас и они хотят усилить команду)…
Или так:
— Так клонируйте деда, и будет вам счастье! (встал и ушел).

Сложнее бороться с приступами ревности другого человека (особенно на глазах других представителей заказчика и лица, принимающего решение). Есть несколько вариантов развития событий:

  • Заказчик сам понимает проблему (особенно, когда он уже сталкивался с проблемой и „рубит фишку“) и старается такие встречи не организовывать, но это идеальный вариант и встречается он редко.
  • Первая встреча проходит с менеджером/лицом принимающим решение (сами старайтесь организовать первую встречу без инженера). При этом есть возможность понять что за человек перед вами, намекнуть на возможную проблему ревности и готовиться к следующей встрече.
  • Попалась классическая ситуация и инженер заказчика — человек с профессиональной ревностью. В таком случае могу посоветовать брать паузы при ответах на вопросы, которые могут „накормить тролля“ например оценка времени и стоимости (в нормальном мире сразу и не говорят — в этом нет ничего страшного), сложности проекта, используемой компонентной базе и т. д. Через время страсти улягутся и наступит нормальный рабочий процесс. Если люди хотят знать сразу стоимость и сроки(как на рынке… обычно это эффективные менеджеры, пытающиеся продавить цену), то практика показывает, что с такими людьми лучше работать очень осторожно (по маленьким этапам) или не работать вообще.


Эпилог

Это лишь мой скромный опыт идентификации и борьбы с недугом и, ввиду сильной его распространенности, я хотел бы узнать как коллеги борются с ним. Поэтому если у вас есть опыт противодействия актам профессиональной ревности, соображения относительно причин ее появления или занятные примеры проявления — буду рад обсудить их в комментариях.
Сталкивались ли вы с профессиональной ревностью?

Проголосовало 436 человек. Воздержалось 117 человек.

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (61)


  1. Banzeg
    29.08.2016 12:06
    +1

    Работали когда-то вместе с другом над одной проблемой, сроки поджимали, нервы сдавали. Он предложил нестандартный и интересный, но вместе с тем не вполне надежный способ ускорить работу. Долго спорили, делать так или по проверенной схеме, в итоге начальство нас рассудило не в его пользу. Год не разговаривали )


  1. FransuaMaryDelone
    29.08.2016 12:53
    +19

    С людьми лучше вообще не работать, с ними ничего не понятно.


    1. hdfan2
      29.08.2016 13:50
      +11

      image


  1. purplemadcat
    29.08.2016 13:19
    +1

    Со стороны заказчика был человек-оркестр. Он курировал электрику, вентиляцию и слаботочку. Сам по образованию сисадмин. По отзывам общих знакомых сисадмин он хороший, но в электрике и электрических сетях он не понимает от слова «совсем».

    Я занимаюсь проектированием, но в данном случае готовил коммерческое предложение по шкафу автоматического ввода резерва. В нём предлагал несколько вариантов с разной реализацией со стоимостью одного порядка. Человек-оркестр отверг мои варианты и предложил свой, потому что такая реализация у них есть в ЦОДе на самом крупном объекте и он в ней уверен. Мол, там всё работает, надо так же. Я прикинул, посчитал: вышло в 2 раза дороже и схема негибкая, работает только на одну секцию, плюс ко всему время переключения около полутора секунд. Сказал ему об этом, но он выставил меня идиотом и настоял на собственном решении. Само собой для заказчика этот человек авторитет и мои доводы не были услышаны. Второй год мучаются с этим АВР. Ну а виноватым перед заказчиком объявили меня само собой.


    1. vladimir_open-dev
      29.08.2016 14:38
      +2

      Очень тонкая ситуация. С одной стороны хочется отказаться от такой работы (сказать либо по-моему, либо никак), либо перейти в разряд «реализаторов чужого решения» и как-либо это задокументировать. Тогда в случае фейла будет возможность оградить себя от вины (в реальности работает не так как хотелось бы, но работает).


      1. TerraV
        29.08.2016 14:59
        +1

        Не работает попытка оградить себя от ответственности. Железный же аргумент — если ты был уверен то почему не настоял. А раз согласился — значит виноват.


        1. htol
          29.08.2016 15:05
          +1

          Вы только что описали классику жанра по перекладыванию ответсвенности и прикрывания своего зада. Про людей которые так думают уже написали. Если понятно что заказчик так думает, значит работать с ним не надо. Он не сделает правильных выводов для бизнеса и атмосферы в коллективе, а так же ни чему не научится.
          С теми же кто сделает правильный вывод можно и нужно работать, вы получили лояльного клиента.


          1. purplemadcat
            29.08.2016 17:39
            +1

            Там не совсем простая ситуация, потому что наша монтажная организация — дочернее предприятие нашего заказчика, поэтому не работать с ними мы в принципе не могли. Была ситуация, когда заказчик настаивал на нарушении некоторых норм, что могло создать опасность для жизни людей — там я стоял насмерть, а тут просто махнул рукой ибо в силу своей должности не могу ничего изменить. Хотят кушать кактус — пусть кушают.


    1. Leo7777
      29.08.2016 15:29
      +1

      Знакомо, в любом случае ты крайний, настаиваешь значит объяснят что ты дурак, не настаиваешь значит ты саботировал работу.
      Пару недель назад был случай, я по ТЗ проектировал устройство, на что мне сказали что я дурак, потому что все сделал неправильно, я попытался объяснить что задумка неверная, приведет к потере времени на переделку, в общем итог стандартной беседы был такой что меня уволят, при чем это сказал человек который является начальником другого, параллельного отдела. Пол года назад наш отдел был полностью в составе его, но потом нас разделили, человек до сих пор отойти не может что он не главный, всюду лезет, ответственности не берет ни за что, и говорит всем что за свои ошибки надо платить реальные деньги, хотя из своего кармана ни платил за свои косяки коих у него много. В общем после этих угроз я с ним поздоровался, но руки не пожал, теперь игнорирует весь отдел и прибегает здороваться с другими когда ему что-то очень нужно, работать стало в разы спокойней.


    1. simki28781
      30.08.2016 00:57
      +1

      Виноватым выставляют людей, которые дальше от заказчика. Например в провинции специалисты ставят шкаф автоматизации, строго по ТЗ. Что-то в процессе эксплуатации идет нет так, и говном поливают «этих столичных». Мне кажется это вполне естественно, так как местным инженерам так проще, выгодней и они постепенно сами себе внушают такую точку зрения и самоутверждаются.

      Обратной картины я не наблюдал. Чтобы сотрудник компании брал всю вину на себя, свет отключили — я не предусмотрел резерв, накажите меня, лишите премии, зарплаты и вынесете выговор. Обвинитель найдется, поэтому все инстинктивно сразу защищаются. Руководителю тоже сложно обвинять людей, с которыми он работает, с ними же еще общаться нужно. Руководителю нужен не виноватый, а исправная работа. Стабильно складывается ситуация, которая всех устраивает.


  1. rekod
    29.08.2016 14:26
    +12

    Работал как-то с заказчиком. Человек в целом адекватный, сам он менеджер (но именно тот проект был его личный), но была у него любимая фраза (про WebUI на jQuery в частности): «ну всё наверно просто… используй СТАНДАРТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ… ;-)»
    На что я вежливо ему объяснил, что коттедж его строить тоже просто и непонятно за что он строителям платит: ведь используются СТАНДАРТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ — кирпич, песок, цемент… ну главное грамотно собрать же, но это наверно просто из СТАНДАРТНЫХ КОМПОНЕНТОВ то… ;-)
    Больше у него такой фразы в лексиконе не было.

    Ещё мне нравится фраза: «а за что платить так много, если ты ты сделал это ТАК БЫСТРО?!»

    На что я рассказываю любимый анекдот:
    Пришёл человек к зубному врачу вырвать зуб. Вот зуб за секунды вырван. Врач показывает счёт.
    — За что тут платить столько?! Вы же за секунды справились!
    — Ну если мсье так хочется я могу бы тянуть ему зуб час-два… :)


    1. vladimir_open-dev
      29.08.2016 14:28
      +3

      Анекдот прям в тему!


    1. Ivansl7
      29.08.2016 15:29
      +3

      Постоянно сталкиваюсь с таким отношением. Или из того же разряда — тыжпрограммист, тебе же раз плюнуть. В таких случаях говорю как один из моих знакомых телемастеров: Я беру деньги не за то что что-то запаял, а то что знаю где нужно запаять.


      1. vconst
        29.08.2016 18:54
        +1

        Обратная ситуация из моей практики в рекламном агентстве
        Коллега ушла чуть раньше, я задержался чуть больше и в итоге попал на «надо прямо сейчас сдать этот макет!». Пришла менеджер ведущая этого клиента и спрашивает: «Сколько времени займет переделать этот макет?». Я прикидываю сложность работы и говорю, что примерно полчаса. Менеджер театрально удивляется: «Да ладно» Тут работы на пять минут, я не раз видел, как это делается в два счета и сама могу даже сделать за пять минут!". Я спокойно протягиваю ей перо от Вакома со словами: «Покажите, как это сделать за пять минут». Тетка моментально заткнулась и больше ни слова не сказала


      1. SilverHorse
        29.08.2016 19:27
        +4

        Это оооочень старая байка. "… За удар — доллар, остальные 999 за то, что знал, куда ударить." Валюта, сумма и обстоятельства (слесарь с замком, автомеханик с машиной и т.д.) меняются в зависимости от места рассказывания.

        Из той же оперы рассуждения «за что платить айтишнику, если все работает?».


        1. vladimir_open-dev
          29.08.2016 20:46

          Про куда ударить я слышал анекдот… их куча оказывается.


      1. Leo7777
        30.08.2016 09:05
        +1

        А мне недавно программист сказал, неужели долго чертежи делать, они же простые))


    1. KonstantinSoloviov
      29.08.2016 17:47
      +7

      Ну, как тут не вспомнить про любимую ОБЩУЮ ШИНУ! :)


    1. EmmGold
      29.08.2016 19:45

      Про зубного есть ещё вариант.
      — Почему так дорого?
      — Лучше грызть, чем сосать…


    1. MichaelBorisov
      29.08.2016 23:02

      В моей жизни произошла похожая анекдотичная история. Сидим мы как-то с другом (обоим по 15 лет) дома, старательно осваиваем компьютер. Возвращается с работы его отец и давай ворчать: «Что это вы все тут сидите, на клавиши нажимаете… Даже козла можно научить на клавиши нажимать!». На что я ему возразил: «Но все дело в том, в какой последовательности их нажимать».


    1. jaxel
      30.08.2016 08:23

      Ещё мне нравится фраза: «а за что платить так много, если ты ты сделал это ТАК БЫСТРО?!»

      В итоге получается такой идиотизм. Делаешь всё за Х времени, потом ждёшь ещё 2Х, и отдаёшь работу. Заказчик доволен.


      1. vladimir_open-dev
        30.08.2016 08:28

        Тут даже немного по-другому бывает. Типа у нас есть 1 день нам надо сделать плату. Когда говоришь 40к и все будет, часто говорят: 40 за день работы? На что я обычно отвечаю, что если бы вам надо было через час сдавать, то работа дешевле стоила бы по вашему? Реально там работы на неделю, но можно упороться и сделать за день, но тогда 40к. Обычно помогает иди заказчик забивает.


      1. vladimir_open-dev
        30.08.2016 08:36

        В таких ситуациях нужно оценивать стоимость не челрвекочасов а самой работы/устройства, тогда как раз понятно, что время играет против заказчика(быстрее=дороже) как правило заказчик этого не любит.


        1. RuCosinus
          31.08.2016 10:37

          А как вы для себя оцениваете сложность той или иной работы/устройства не отталкиваясь от человеко-часов, особенно если похожих у вас не было?
          Мне кажется, что я бы для себя использовал следующий алгоритм (IMO):
          -Прикидываем сколько бы заняла работа в человеко-часах (при наличии похожих выполненных проектов мы можем рассчитать почти точно, при отсутствии таковых, рассчитываем приблизительно прибавляем некий процент, ну, например, 30%, на «неизведанное») при стандартной загрузке (то есть рассчитываем как раз исходя из недели, а не из одного дня) умноженное на стоимость этого часа. Далее вводим некие коэффициенты за срочность (повышающий) и, по желанию, «коэффициент свободного времени» (понижающий). Последний — это некая виртуальная величина, которую я вижу так — если есть еще работа в очереди, то несмотря на то, что целый день будет очень усиленно занят, даже при варианте, что последующие два дня исполнитель будет отдыхать от этой стресс-нагрузки, все равно к следующей работе он сможет приступить ранее, а значит и денег за единицу времени будет больше. Все это просто теория, я, к сожалению, а может и к счастью, работаю стандартно, с понедельника по пятницу. Ну то есть не то чтобы совсем голая теория, но использовалась в деле только пару раз при подработках, так что считайте, что голая.


          1. vladimir_open-dev
            31.08.2016 10:45

            Я оцениваю сколько стоит сама работа (и сколько заказчик приобретет от ее выполнения).
            По вашему алгоритму: задача сделать светомузыку, но вы такую задачу уже решали разница лишь в том, что в вашем решении лампочки были красные, а требуются зеленые. По человека-часам у вас пара часов. Получается вы это почти бесплатно сделаете?
            И сам же отвечаю: мой опыт накопленный за инженерную карьеру это лишь возможность ускорить разработку для заказчика(когда я беру то, что уже делал и немного изменяю) и стоит им еще дороже (так как я могу сделать это быстрее и решение уже обкатано/вылизано). Можно конечно заново делать самим, но все сейчас экономят именно время а не деньги.
            А все эти коэффициенты свободного времени — это все фриланс.
            Болт от запорожца не может стоить столько же сколько болт от феррари…


            1. RuCosinus
              31.08.2016 10:48

              Пример про светомузыку хорош, я не подумал об этом. Вы правы, спасибо.


  1. habradante
    29.08.2016 14:26
    +3

    Было много случаев, расскажу про парочку.
    На одном из проектов нужно было выбрать на чем делать сам проект, кроссплатформенный фреймворк или под каждую платформу отдельно. Я был за написание под каждую платформу, оппонент за кроссплатформу. Т.к. он человек опытный «в другой области», но к нему прислушиваются, я решил что дешевле «сдать» этот рубеж, т.к. на начальном этапе воевать с кроссплатформой (а она доставила много проблем) дешевле, чем потом отпинываться от «надо было делать так, вышло бы быстрее». Теперь, по факту, у меня целый ворох аргументов «против кроссплатформы» в подобных проектах.
    Еще один случай произошел когда заказчик привел своего главного айтишника и тот начал «резать» сроки, как раз как описывалось выше «да что там делать, да я за 5-10-20 минут накидаю» и дальше в таком духе. Я просто начал задавать вопросы какими методами он будет решать такие-то и такие-то конкретные проблемы, какие у них в компании есть наработки и методики. Тут получилось сразу двух зайцев убить, заказчик понял что эти проблемы у него сейчас не решаются и «главный айтишник», который начал просто мычать, т.к. не предполагал думать о таких глубинных проблемах, фактически, самоустранился. В дальнейшем он в дискуссиях не участвовал.
    Оба случая описывают довольно жесткое отстранение человека по причине его некомпетентности. Если же человек компетентен, то, в ходе таких дебатов, можно узнать что-то новое про задачу, прикинуть возможные решения и, уже в ходе этого, слегка перетянуть его на свою сторону. Но надо понимать, если он «токсичен», то лучше жестко устранять его на первом этапе.


  1. Hidralisk
    29.08.2016 14:26
    +2

    Был такой случай. Всегда на работе был один м--дак который на любое мое предложение сразу вставлял свои пять копеек перед начальством и предлагал другую идею, которую потом не делал. Но он имел вес у директоров так как долго работал и вообще какой-то дальний родственник начальства. Тут есть только два варианта как по мне.
    1) искать другую работу( самый оптимальный, даже не то чтобы отступить, а просто потом вам опять же работать с му-ком всё время, что никак не хорошо)
    2) вставать в очень жесткие контры с муд-ком. Капать на него постоянно, записывать идеи которые он запорол и запорет и потом выкладывать их начальству, вешать на него все что можно и самому ссылаться на то что «это он предложил» избавляя себя от ответственности. И это все будет длиться до тех пор, пока директорам не надоест и они выговорят «муд-ка» и станут на вашу сторону.

    Увиливания, попытки как-то наладить отношения это всё только усугубит ситуацию.
    Вот в вашем примере с "„бог“ и все слушают его" нужно поступать аналогично.

    Ну это всё нужно делать в том случае — если муд-ак не вы :-)


  1. kimtendu
    29.08.2016 14:26
    +1

    Статья, на самом деле, не только про ардуино, а про разработку в принципе. Встречал тоже самое в веб разработке


    1. vladimir_open-dev
      29.08.2016 14:27

      Мне как электронщику тяжело было приводить примеры из других областей, но, естественно, вы правы.


  1. xby
    29.08.2016 16:42
    +3

    По-моему, суть темы даже не в ревности, а в сторонней компетентности. Поэтому человек со стороны, т.е. «не в теме», или кому не делать проект, часто говорит типа «два пальца об… асфальт». Это эффект «всезнайки» или по научному — эффект Даннинга-Крюггера. Имея малые знания все кажется сравнительно простым, а по мере накопления знаний все становится не так однозначно и просто… Помните про пример с объемом знаний у дурака и ученого? Со своей стороны, стараюсь не давать быстрых оценок. Ведь если все кажется примитивно, так может в этом и была задача? Или если все кажется просто, то скорее всего ты еще не все знаешь, не понимаешь задачи…


    1. singeorange
      29.08.2016 23:31
      +2

      Вот точно, мне поэтому бывает сложно отвечать на тесты: я понимаю, что от меня хотят услышать, но, к сожалению, так же и понимаю, что они не понимают, что ответ неоднозначен или вопрос некорректен. Ответить заведомо неверно — как солгать самому себе, пытаться объяснить некорректность — кому это понравится? Да и при тестировании обычно возможности разбираться нет.
      Вот и получается: «многия знания — многия печали».


    1. KonstantinSoloviov
      30.08.2016 00:06
      +2

      Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого. © Сократ


      1. Mad__Max
        30.08.2016 23:24

        Если дополнить, "..., хотя думают что знают все", то получится как раз краткая суть эффекта Даннинга-Крюггера


        1. KonstantinSoloviov
          31.08.2016 14:14
          +1

          «Эффект Даннинга-Крюггера» — слишком заумно звучит, цитата Сократа — слишком витиевата.

          На практике — когда вижу, что человек не дурак, а просто торопится с выводами не владея всей картиной — использую фразу Ландаю:

          Произведение оптимизма на знание — величина постоянная

          После чего, погрузив оппонента в проблему (прикрутив оптимизм), иногда удается совместно найти удачное решение используя незамутненный взгляд с его стороны. При этом забавно бывает наблюдать миграцию от «два пальца об… асфальт» до «а вот смотри тут еще один момент не учли»…

          С безответственными дураками — не работает, не стоит и пытаться, этих по возможности либо устранять либо игнорировать.


  1. omickron
    29.08.2016 17:39
    +1

    Познавательный пост, спасибо


  1. JerleShannara
    29.08.2016 17:41
    +1

    Если идёт разработка не очередной «умной кормушки для попугая», то на фразе «а давайте ардуино» я обычно задаю несколько вопросов:
    1) Каким образом вы обеспечите надежность со стороны схемотехники и компонентов (к примеру температурный диапазон)
    2) Каким образом вы обеспечите надежность со стороны программной части в прошивке (к примеру очень хорошо оптимизированные и безошибочные штатные библиотеки)
    Если далее идёт «а мы сами разведём плату, купим компоненты и напишем библиоткеи», задаётся вопрос «А тогда что тут от ардуины остаётся и каковы трудозатраты будут?». Если идёт фраза «вы ничиво нипанимаити», то ответная фраза «Тащите свой проект в болото сами, я лучше порно посмотрю, в нём можно хоть что-то новое узнать». А, да, если есть время и настроение плохое — начинаю смешивать «умного схемотехника-погромиста-сантехника-холодильщика-монтажника-ассинезатора» с естественными удобрениями на уровне институтской программы обучения, получается забавно.


    1. Ivansl7
      29.08.2016 17:45
      +1

      Абсолютно согласен.


    1. porokhnya_dmitry
      30.08.2016 19:50
      +1

      1. Надёжность — да, если без пайки, дюпоновскими соплями всё собирать, или, не дай боже — «крутыми шилдами» — тут да, хромать будет, ибо та ещё песня. Однако, сам по себе камень надёжен, вы в курсе ;)

      2. «Библиотеки» — матерная песня, которую можно петь бесконечно. Over9000 библиотек глючны и суксь, однако, и в этом зоопарке есть вполне достойные поделки. Однако, порой время, затраченное на поиск годных библиотек, превышает время написания подобного функционала. Именно поэтому обычно пишу сам, если, конечно, речь не идёт о чём-то вроде U8Glib (одна из немногих годных, впрочем, кол-во warning и там зашкаливает при компиляции — я, как перфекционист, впадаю от этого в когнитивный диссонанс).

      3. Согласитесь, что платформа дунина великолепна на этапе макетирования и прототипирования, не?


      1. JerleShannara
        31.08.2016 02:01
        +1

        Как макет она офигенно удобна, когда надо понять, влезаем ли мы в 8 бит, или надо расчехлять уже cortex-m0. Даже с уродскими либами и на проводах. Но когда мне говорят «знаете, ваше решение глупое, берем ардуину, добавляем шильды и готово, даже код быстрее будет», я говорю идите нспасибо и ухожу.


        1. porokhnya_dmitry
          31.08.2016 11:00

          Про шилды и «берём ардуину, набор светодиодов, кидаем в мешок, взбалтываем, и достаём цветомузыку» — полностью согласен. Расскажу последний случай: был небольшой заказик — написать для «робота-официанта» кусок кода, чтобы он играл музыку, а при сигнале с PIR-датчика начинал жутко перемигиваться светиками и играть рандомную из 20-ти мелодию.

          Написал, оттестировал, юзал конечные автоматы — никаких задержек, тупления в delay и прочее. Отдал заказчику, получил деньги, все довольны. Через пару дней заказчик пишет: зависает ваш код у меня, мелодия не останавливается при срабатывании PIR-датчика.

          В общем, сейчас этот «робот» стоит у меня. Когда мне его привезли, сказать, что я офигел — это будет мягко: провода к моторам просто прикручены, всё на соплях и макетных соединительных, жуткие шумы по питанию, ну и, как вишенка на торте — шилд на шилде шилдом погоняет. Когда я спросил у человека — а чего он, собственно, хочет, если в подобной хиросиме даже мухи мрут? — увидел с той стороны жуткое непонимание вида «ну как же — шилд хороший, от одной_всем_известной компании, чьё название начинается и заканчивается на А».

          Проблема, в общем, была очевидна — бедный китайский MP3-плеер скукоживался в дулю от жутких помех по питанию и периодически начинал нести чушь.

          Вывод: даже на этапе макетирования бывает такая жуть, что…


          1. JerleShannara
            01.09.2016 19:16

            Ну макетирование как правило идёт под постоянным контролем разработчика, и тут ситуация «шлейф отвалился» допустима (главное занести в TODO: «Сделать нормальное крепление шлефа, защёлками хотябы»). А если засунуть такую лапшу в релиз, то получится как в статье, которая тут пару лет назад была про лифт на ардуине, от которой вменяемый схемотехник получил бы сердечный приступ.


            1. vladimir_open-dev
              01.09.2016 21:16

              Так в этом обычно и проблема: в релиз суют макет сдобрив его лапшой из проводов, а потом (как говорит мой товарищ) «mesh не работает».


              1. JerleShannara
                02.09.2016 17:47

                Ну тут как говорится, ССЗБ. Я понимаю, что нет ничего более постоянного, чем временное решение, но ну его нафиг


  1. pneuman
    29.08.2016 17:45
    +1

    в бытность моей работы эникейщиком я как то сделал сайт для одной конторы, пришло время для решения вопроса о методах продвижения, и тут оказалось, что контора платит 10к в квартал за размещение на никому неизвестной самописной доске объявлений какого то ИП, в то время как я предлагал просто закинуть денег на яндекс-директ. Поскольку у директора конторы не хватало компетенции на оценку обоих способов, устроили очную ставку с тем ИП. Оказалось, что тот бизнесмен совершенно не разбирается в теме, но обладает большим даром убеждения — в итоге контора заплатила и ему, и мне, а бизнесмен потом пригласил меня к себе работать.


  1. Jmann
    29.08.2016 18:48
    +3

    Конечно моя последняя плата не из ряда мега сложной
    Но когда мне сказали, что ее можно «забацать» за пол часа, было немного грустно(с учетом разработки схемотехники и узла питания).
    Видимо я тоже начал сталкиваться с эффектом «ревности».


    1. vladimir_open-dev
      29.08.2016 20:48
      +1

      Грусть — это самое безобидное, что с вами могло случиться в такой момент. Злость и ненависть овладевают мной в такие моменты…


    1. MichaelBorisov
      29.08.2016 23:07
      +1

      Нагло врут. Даже если схема мегапростая, за полчаса ее нарисовать и развести я бы не смог, особенно чтобы без ошибок. Хотя опыт в электронике немалый. Как минмум несколько дней ушло бы.


    1. carrier
      30.08.2016 00:51
      +1

      А ведь годно и весьма прельстиво!


  1. RedVelvet
    29.08.2016 19:10
    +2

    Просто каждый считает что его колокольня выше, вот и все.


    1. xby
      29.08.2016 19:50
      +5

      «Не каждый», а тот самый эффект. Ведь чем выше колокольня, тем ты дальше видишь и видишь, что вдали есть колокольни и повыше. А с маленькой, конечно кажется, что ты пуп Земли. Т.е. все далеко не так просто! )))


  1. Falstaff
    29.08.2016 20:56
    +3

    Мне кажется, что у варианта с «местным инженером», помимо обычной человеческой профессиональной ревности, могут ещё торчать уши атмосферы в организации. Есть коллективы, в которых людям психологически очень легко сказать начальству про пришлых: да, толковые люди, говорят дельные вещи, будем вместе работать. И есть коллективы, где у руководства синдром «invented here» (свои специалисты — всегда неотёсанная деревенщина, люди со стороны — всегда гуру), в таких коллективах атмосфера культивируется нездоровая и специалисты взъерошенные и всегда готовы кусаться. Может статься, что после совещания руководство им (как всегда) скажет: вот, Вася, слышал, как надо вещи делать по-взрослому? И сердце Васи (который, возможно, месяцем раньше пытался убедить руководство, что именно так надо делать, но не был услышан, потому что деревенщина) сжимается, и на переговорах с пришлыми он заранее начинает пассивно-агрессивно бурчать даже по тем вопросам, по которым он в нормальной ситуации был бы солидарен. Общая мысль в том, что, если потянуть за ревнивого инженера, можно вытащить целую психологически проблемную компанию.


    1. vladimir_open-dev
      29.08.2016 20:58

      Хорошо описали ситуацию — узнаю прошлую организацию. Только у нас это называлось: «Вот там то нормальные пацаны сидят — не то, что вы...».


      1. Dioxin
        30.08.2016 10:49
        +1

        «У всех дети как дети, почему у меня такой раздолбай!»
        Штатная фраза непутевого родителя которых свои комплексы и неудачи сваливает на беззащитных детей.


  1. andrrrrr
    30.08.2016 00:39

    Разговор деда и бабки.
    Дед: «Я вскопаю огород за шесть дней».
    Бабка: «Чё так долго? А я могу вскопать этот же огород за пять.»
    Дед:«Ну и копай!».


  1. artmel
    30.08.2016 09:43
    +1

    Часто встречаюсь с таким, со своей и с клиентской стороны.
    тут есть решения. чтобы не говорили «почему так быстро» — ненужно делать быстро! нужно сделать, проверить и поставить в уголок. отстаиваться.
    Когда говорят — «Нужно сделать так» — отвечаю «не вопрос, но вся ответственность за успешность на вас, согласны?» — зачастую соглашаются, и за одну и туже работу я получаю большую оплату, сначала за то что хочет клиент, потом за то как нужно сделать.
    Когда говорят, что это просто, и они могут сами- предлагаю дать им все необходимое чтобы они сами сделали, а я им доплачу. за 9 лет согласился один, и этот случай до сих пор вспоминается с улыбкой. за такое не грех было заплатить.


  1. truffel08
    30.08.2016 12:57
    +1

    Дельная статья, но не рассмотрен как минимум еще один аспект:

    Если я, например, не профессионал в схемотехнике/строительстве (подставить свое), и мне необходимо определенный вид услуг, как определить профессиональный уровень специалиста? «Глупые» вопросы могут появиться не только из-за профессиональной деятельности, но и из-за боязни, что тебя «разведут». А вот с этим, я думаю, сталкивался каждый из нас. В общем, как мне кажется, тут тонкая грань между заказчиком-мудаком и заказчиком, который осторожничает.


    1. vladimir_open-dev
      30.08.2016 13:07

      В вашем случае не думаю, что вы станете говорить потенциальному исполнителю слова типа: «да че тут делать?», «легко же все», «я бы сам сделал, но...» и тд. Кто осторожничает, тот осторожничает, а кто мудак, того видно.


      1. truffel08
        30.08.2016 21:48

        Вообще, как мне кажется, книга «Гибкое сознание» будет в тему. Как мне кажется, она (книга) частично объясняет такое поведение.


      1. artmel
        31.08.2016 09:47

        несогласен, у меня таких хватает.
        самый эпический случай когда вместо 10тр объявленных мной, вот такой вот «да че тут делать, мне за 3тр обещали сделать там то», человек только через месяц смог сделать но «там то» взяли с него 75тр. а 3тр, как объяснили ему потом, было за входящие проверки а не за ремонт.


    1. RuCosinus
      31.08.2016 10:46
      +1

      Про строительство — это вообще отдельная песня и, к сожалению, совсем не веселая.