15 лет назад не было «ВКонтакте» и Facebook, телефоны были кнопочными, связь стоила дорого, а мобильный интернет не был безлимитным. Тогда, в эпоху ICQ и SMS, стали популярными сокращения вроде «имхо» и «лол». К 2015 году слово «лол» изменилось до неузнаваемости, превратилось в эмодзи «смех сквозь слезы» и в таком виде стало словом года по мнению Оксфордского словаря. Это часть глобального процесса, в основе которого лежит развитие мобильных технологий. Стоит ли опасаться, что со временем в мобильной связи не найдется места обычным словам?

Как показывает практика, письмо, отправленное по почте, стилистически сильно отличается от разговора лицом к лицу. Чем быстрее происходит обмен сообщениями, тем более похожим на разговорную речь становится стиль общения.

Эмоции сложно передать письменно. У автора письма 100 лет назад не было возможности обозначить шутку улыбкой, и ему приходилось тратить много времени на то, чтобы подобрать правильные и недвусмысленные слова. При общении в мессенджерах считается хорошим тоном отвечать на сообщения мгновенно (и появилась эта тенденция еще в ICQ, много лет назад). Язык упрощался, приближался к разговорному, и возникла необходимость в символах для обозначения эмоций.


Этап 1: ЛОЛ


Общение через СМС подразумевало дополнительные ограничения. Количество знаков строго лимитировано, а за каждое сообщение необходимо платить. Кек, лол, lulz – все это гораздо короче, чем фраза «мне очень смешно». Особенно сленг актуален, когда нужно набрать сообщение одним пальцем под партой, поэтому он быстро распространился в молодежной среде. В сети часто можно было найти большие таблицы – своеобразные словари сокращений.


Этап 2: :D


Еще раньше появились смайлики – в своем изначальном виде. Считается, что впервые эту идею озвучил 1969 году Владимир Набоков во время интервью: «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос».

Его совету последовали, и в 1982 году некто Скотт Фалман предложил использовать последовательность :). Со временем придумали смайлики, способные передавать другие эмоции, но их возможности все равно ограничивались стандартными символами на клавиатуре. Шагом на пути к эмодзи стали рисованные смайлики, способные заменить своих предшественников из знаков препинания и аббревиатуры из сленга.


Они передавались с помощью кодировки и отображались картинкой, только если у адресата был установлен соответствующий набор смайлов. Пользователь, не обновивший ICQ, мог получить вместо рожицы ее код.

Этап 3: эмодзи


Со временем смайлики трансформировались в эмодзи (первые из них появились в Японии еще в 80-е). В 2007 году Google добавил несколько эмодзи в сервис Gmail, а в 2010 году они стали доступны на iOS и Android.

Набор эмодзи пополняется с каждым новым обновлением платформ, все больше слов можно заменить картинками. По данным компании Swyft Media американские пользователи в среднем отправляют по 96 эмодзи в день. В отдельных случаях удаленное общение между несколькими абонентами может строиться только на обмене эмодзи. Даже библию удалось частично переписать, используя 80 стандартных символов.

Эмодзи используются не только в частных разговорах, но и в бизнесе и массовых акциях. «Всемирный фонд дикой природы» проводил в твиттере флешмоб под хэштегом #EndangeredEmoji. Пользователям предлагалось выбрать одно из изображений исчезающих животных, запостить под хэштегом и перевести 10 евроцентов в пользу WWF.




В 2015 году мы запускали рекламную кампанию, героями которой на баннерах стали люди с эмодзи вместо головы. В ее поддержку наша пресс-служба выпустила пресс-релиз, состоящий только из эмодзи.

У эмодзи есть и недостатки, главный из которых – это возможная двусмысленность. Не всегда два человека, смотря на одну и ту же картинку, понимают ее одинаково. Консорциум Unicode, занимающийся стандартизацией эмодзи, после небольшого исследования поведения пользователей предложил внести ряд изменений в смайлы. Оказалось, что люди воспринимают некоторые картинки не так, как задумывали авторы. Пользователи разных стран один и тот же эмодзи видят по-разному. Так Консорциум Unicode сообщил, что котик, прижимающий лапы к щекам в iOS, просто устал, а не кричит в ужасе.


Этап 4: стикеры и гифки


Дальнейшее развитие символьной связи привело к появлению стикеров, количество которых многократно возросло с появлением Telegram. Большие красочные картинки некоторым платформам удалось даже монетизировать.



Свою аудиторию нашли и гифки. Многие мессенджеры уже поддерживают поиск подходящих гифок по тегам, есть гиф-клавиатуры и ежечасно обновляемые топы гифок. Журналист «Афиши» даже поставил эксперимент — в течение недели вел личную и деловую переписку только картинками и анимационными гифками. В результате выяснилось, что рабочая переписка картинками не только возможна, но и поднимает настроение собеседнику. Он с готовностью принимается слать стикеры и гифки в ответ. Впрочем, статья «Каково это — неделю общаться только гифками и эмодзи» в результате была написана в самом олдскульском стиле.

При всех преимуществах повторить успех эмодзи ни стикерам, ни гифкам пока не удалось. Одна из причин может заключаться в том, что они являются тяжелой (в прямом смысле этого слова) артиллерией. В отличие от эмодзи, которые передаются с помощью кодировки, стикер – это картинка, передающаяся ссылкой или файлом. В условиях безлимитного интернета это не имеет значения, но может быть важно в путешествиях. Недавно мы писали, что запустили услугу бесплатных сообщений в мессенджерах в международном роуминге. Так вот: эмодзи являются текстом и передаются бесплатно, а стикеры – нет.

Этап 5: Исчезновение текста – ?


Мобильные технологии продолжают развиваться. Телефоны уже пытаются научить различать силу нажатия пальца, понимать эмоциональное состояние пользователя, измеряя скорость ввода SMS, частоту использования клавиши Del и силы встряхивания аппарата. На основании всех этих данных смартфон «решает», счастлив, удивлен, боится, гневается или грустит его хозяин. Злость, страх, ожидание, удивление, радость, грусть, доверие и другие эмоции можно определить быстрее, чем их осознает сам человек. И с той же скоростью передать собеседнику.

Возможно ли, что сама необходимость что-то писать и говорить другому человеку в ближайшем будущем отомрет? Чтобы идентифицировать позитивные и негативные эмоции, о них необязательно говорить. Но чтобы передать определенную информацию, недостаточно понять эмоциональный окрас и подобрать подходящую картинку.

Человек воспринимает существительные не как набор символов, а как зрительный образ. Вот вам слово: стол. Для вас это не буквы «с», «т», «о» и «л», а плоский предмет, стоящий на четырех ножках. Однако другие части речи в нашем мышлении воспринимаются иначе: «Подойди и возьми яблоко со стола» — здесь есть не только зрительные существительные (яблоко, стол), но и пространственные операторы (подойди и возьми), «распоряжающиеся» зрительными образами. Мы их воспринимаем, но не представляем конкретными объектами – мы не рисуем себе в голове картинку, как подходим к столу и берем с него яблоко. Подсознание воспринимает операторы и привязывает их к образам, поэтому на данном этапе развития мы не можем полностью перейти к графической передаче информации.

Тем временем разговоры о том, чтобы признать эмодзи новым международным языком, уже идут. А мы напоминаем, что, какой бы ни была форма общения, главное – содержание, и призываем общаться как можно больше и использовать для этого все возможные способы.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (31)


  1. Biblusha
    06.10.2016 09:49
    +3

    Я так и не понял какой смысл в таком количестве смайликов. Самые простые эмоции выражаются небольшим набором смайлов (в ICQ хороший набор был), например :), :( и :-D.

    А стикеры вообще ужас, их такое огромное количество, захочешь выразить эмоцию стикером, а потом ищи по всему своему набору.

    И особенно интересно, какую эмоцию выражают смайлики от WWF?


    1. TreyLav
      06.10.2016 12:05
      +6

      И особенно интересно, какую эмоцию выражают смайлики от WWF?


    1. Oplkill
      07.10.2016 12:58

      А стикеры вообще ужас, их такое огромное количество, захочешь выразить эмоцию стикером, а потом ищи по всему своему набору.


      Во-во такаяжа проблема, тупо ищешь нужный стикер среди этих паков. Впрочем эта проблема есть и в эмодзи, пока ищешь нужный, уже пройдет много времени…


  1. KlimovDm
    06.10.2016 09:52

    Немного не в тему — а почему «эмодЖи»? Японское ведь слово. Хотя по аналогии — «дзю-дзюцу» встречается реже, чем «джиу-джитсу», но все-таки более правильно. Поглядел в вики — там «эмодзи».


    1. Yota4All
      06.10.2016 10:00

      Да, вы правы, заменили на «эмодзи».


    1. SilverTH
      06.10.2016 13:58

      С японского на английский звук ??? переносится как «ji». Но при этом с английского на русский он переносится как «джи», а с японского на русский как «дзи».

      А сам звук сидит где-то между «чи» и «жи».


  1. Ni_san
    06.10.2016 09:57

    > Возможно ли, что сама необходимость что-то писать и говорить другому человеку в ближайшем будущем отомрет?

    Уже есть мессенджер, в котором вместо написания сообщений предлагается «втирать дичь». То есть вообще без текстовых сообщений и даже без смайликов/эмоджи. Я был удивлен, но через него действительно можно общаться, хотя разговор получается малосодержательный.


  1. izzholtik
    06.10.2016 09:58

    Не раньше, чем смайлики станут одинаково отображаться на всех платформах, иначе получается аналог общения через двойной автоматический перевод.


  1. teifo
    06.10.2016 10:17

    Сообщение из одних смайликов, честно, я бы не смог понять. Наверное нет у меня такой способности. Стикеры да использую, нашел пару тройку визуально понравившихся наборов и использую только их. К стикерам не хватает возможности добавлять текст, чтобы получалось как в комиксах.


  1. iNickname
    06.10.2016 10:18
    +8

    Деградация.


    1. Temtaime
      06.10.2016 11:32

      Всё это уже было и повторится вновь.


    1. bano-notit
      06.10.2016 16:32

      Ну вроде как письменность начиналась с картинок. Вот и возвращается обратно. Всё правильно. Цикличность как никак.


  1. Keyten
    06.10.2016 12:49
    +3

    Всегда раздражали эмоджи (не все, но большинство популярных сейчас наборов, например, тот, что в вк) гипертрофированными эмоциями. Ну и, конечно, многозначностью и некоторыми другими мелочами.
    Насколько знаю, я не один такой, так что отмена слов отменяется.

    У стикеров подобной проблемы, кстати, нет.

    Ну и на вопрос автора «Заменят ли смайлики текст?» отвечу картинкой


  1. SilverTH
    06.10.2016 13:38
    -1

    Из Японии пришло же, это всё их хитрый план.

    ?????????????????????


  1. LOHLIKExD
    06.10.2016 13:58
    +1

    Никогда.
    Конец.


  1. altervision
    06.10.2016 13:58

    Тысячелетия назад инопланетяне прилетели на Землю и задарили всем жителям Древнего Египта и соседних стран свои новомодные AlienPhone-ы. Так их алфавит деградировал и выродился в emoji-иероглифы ;)


  1. andrrrrr
    06.10.2016 13:58

    останутся ????


    1. Qthulu
      07.10.2016 12:59

      а как же столь страстно любимое NIH? ради такого дела пипл как только не упарывается костылями…
      p.s. хотя лично я предпочёл бы иметь везде уже давно стандартные ?? вместо самостийного мозгоблудия (всякоразные информационные знаки-сообщения, из которых нифига не понятно, что авторы имеют в виду, особенно если вы с другого континента)


  1. CaptainFlint
    06.10.2016 14:43

    К 2015 году слово «лол» изменилось до неузнаваемости, превратилось в эмодзи «смех сквозь слезы»
    Лолчто? ©
    Если LOL иллюстрируется таким смайликом, то это «плачу от смеха», а не «смех сквозь слёзы».


  1. stokker
    06.10.2016 16:20

    С распространением распознавателей речи текстовые сообщения, все-таки победят.


  1. RMV1983
    06.10.2016 17:38

    Ещё стоит отметить, что смайлы за время своего существования тоже поменялись. Изначально использовались: :-) и :-(  , которые потом трансформировались в :) и :(  , а иногда можно встретить и просто )) и (( или даже ) и (  .


    1. Shamov
      27.01.2017 12:21

      На самом деле, научная база имеется. Только её понимание требует хорошей фантазии, поскольку к интернету она применима лишь по аналогии. Дело в том, что проблема соцсетей — это та же самая проблема телевидения, которая была хорошо изучена и исследована в прошлом. Просто она повторяется в немного изменённой форме на новом этапе технического развития. Основное отличие соцсетей от не-соцсетей (сайты + поисковик) на концептуальном уровне точно такое же, как и отличие между телевидением и библиотекой. Так же как и телевидение, соцсеть не является пассивным участником процесса, а играет в нём активную роль, поскольку в ней есть лента новых постов. В этой ленте сами собой появляются посты, которые, по идее, должны быть тебе интересны. Они и правда интересны. Но это не потому, что они подстраиваются под твои индивидуальные предпочтения. Наверняка, они пытаются подстраиваться, но в девяти случаях из десяти до смешного неудачно. Механизм возникновения интереса иной. Он точно такой же, как и на телевидении. Контент производится для наиболее массовой аудитории… для тех, кого абстрактно можно описать выражением "средний человек". И чем ближе реальные люди оказываются к этой средней модели, тем сложнее им сопротивляться ленте соцсетей, которая видит в них средних людей, и предлагает им соответствующий контент. А ложное ощущение того, что ты сам управляешь контентом в своей ленте — это то же самое ощущение, которое есть у телезрителя, думающего, что он может выбирать телевизионный контент, переключая каналы. В общем, суть в том, что соцсети выполняют в интернете ту же самую функцию, которую телевидение выполняет вне сети. Они пасут массовую аудиторию, которая ничем сильно не отличается от среднего человека. В информационном смысле этого слова. Не в буквальном. Т.е. они лишают людей не свободы вообще, а только свободы доступа к информации… и значит свободы мысли. Но средним людям она и не нужна. Они реализуют себя в жизни иначе. Отнюдь не через прорывные и гениальный мысли, способные изменять мир.


      1. bano-notit
        06.10.2016 20:42

        Потому что влом писать нормальные)


        1. Oplkill
          07.10.2016 13:58

          Стоит взглянуть на разницу расположения кнопки ":" и станет ясно, почему у нас используют просто скобки


  1. YaakovTooth
    07.10.2016 03:09

    Да-да, конечно, именно в ICQ и SMS появились и сокращения IMHO, AFAIK, ROFL и LOL. Да-да, всё так. Как же до этого в Usenet и FIDO общались — ума не приложу.


    1. wull
      27.01.2017 23:02

      у меня нет ни телефона ни смартфона, да да честно, последним был смартфон (андроид 4.4) потерял (или украли) по пьяни где то 3 года назад)))


      1. bano-notit
        07.10.2016 13:03

        -_-
        Хм. В русском сегменте интернета все пишут одной скобочкой… Из этого можно сделать вывод, что Вы работаете с иностранцами и пишите им на английском, либо Вы мало общаетесь с русскими)


        1. KlimovDm
          07.10.2016 13:26

          Нет, не все. Вы imho как-то смело аппроксимировали свой круг общения на весь российский сегмент интернета.


          1. bano-notit
            07.10.2016 13:45

            А моё имхо очень часто распространяется на достаточно большой круг людей и очень часто оказывается правдивым)


      1. YaakovTooth
        07.10.2016 15:06

        Так это лишь пример, эти сокращения стали популярны лет за десять до появления мирабилиса как такового, в посте полным полно подобных забавных утверждений, которые расходятся с действительностью. Те же эмодзи — не более чем стандартизированные графические смайлы, „стикеры” — не более чем разнообразие в выражении эмоции вместо выражения через эмодзи/смайл. Здесь нет никакой информационной эволюции. Совсем.

        Больше курения матчасти и главное — больше юмора. ;)


  1. Deosis
    07.10.2016 07:52

    «Консорциум Unicode сообщил, что котик, прижимающий лапы к щекам в iOS, просто устал, а не кричит в ужасе.»
    Я вспоминаю картину Мунка «Крик», и консорциум не убедит меня в обратном.