Видео проецируется на движущийся лист бумаги (слева) и на деформирующуюся ткань майки

Все видели обычный цифровой проектор, который проецирует видео на плоскую белую поверхность — на экран. Желательно в темноте. Требования к экрану очень строгие: от его качества во многом зависит красота картинки. Но представьте, что проектор может проецировать видео не только на ровную поверхность, но на ткань любой формы, да ещё и движущуюся! Такую невероятную технологию разработали сотрудники лаборатории Исикава Ватанабе из Токийского университета.



По мнению японских инженеров, технологическое совершенствование проекторов замерло на месте. А ведь это важная технология, которая расширяет, дополняет реальный мир. Теоретически, проецируемые картинки и видеоролики могут быть очень полезны в разных сферах дополненной реальности: от индустрии развлечений до информационных цифровых помощников, которые отображают контекстную информацию в удобном месте, на стекле очков, шлеме или просто на шторе в комнате.

Большинство современных технологий проецирования изображений ограничены статичными поверхностями. Это значительно сужает область их применения.

Инженеры из лаборатории Исикава Ватанабе решили снять это ограничение, сделав проекторы более приспособленными к динамичному окружающему миру, в котором реальность постоянно меняет форму и трансформируется. В дополненной реальности будущего виртуальные объекты и реальный мир сольются в единую органичную форму, отлично приспособленную для человеческого зрения. В идеале, мы не должны различать между собой надписи краской и цифровые проекции. В более отдалённом будущем и трёхмерные динамичные «живые» объекты не должны сильно отличаться от настоящих предметов реального физического мира.

Что нужно для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь? В первую очередь, требуется высокоскоростной проектор с исключительно высоким показателем количества кадров в секунду и низкой задержкой. Именно с такими требованиями в уме был разработан проектор DynaFlash, который проецирует 8-битные изображения с частотой кадров 1000 кадров/с и задержкой всего 3 миллисекунды.


Цифровой проектор DynaFlash

Японцы не ищут лёгких путей. Они не остановились на создании высокоскоростного проектора, а пошли дальше — и придумали, как заставить его искажать изображение в соответствии с деформациями гибкой ткани практически в реальном времени. Зачем? Например, чтобы проектор мог проецировать видеоролики без искажений на движущиеся объекты. Например, на майку человека в движении.

Как несложно догадаться, высокоскоростное проецирование осуществляется через специальный трекинг, то есть отслеживание поверхности. Это тоже неординарная задача в области компьютерного зрения. Задача отслеживания мнущихся поверхностей осложняется тем, что поверхность может частично закрывать сама себя, не говоря уже о частичном закрытии посторонними объектами.

Разумеется, отслеживание поверхности должно происходить с той же высокой скоростью, с какой работает проектор. Поэтому у технологии Deformable Dot Cluster Marker такие же технические характеристики: 1000 кадров/с и задержка 3 миллисекунды.

Как отслеживать форму поверхности с такой точностью и скоростью? В принципе, тут тоже вариантов немного. Японцы сделали это через маркерную сетку, которая наносится на объект. Дизайн маркерной сетки показан на анимированной графике.



Трекинг на высокой скорости происходит на сильно распаралеленной задаче во множестве независимых тредов. Тем не менее, даже на CPU достигается производительность 1000 кадров в секунду.


Конвейер распознавания маркерной сетки

После распознавания маркерной сетки программа быстро вычисляет необходимые векторы деформации кадров в видеоролике — и проецирует результат в реальном времени с помощью проектора DynaFlash.


Вычисление векторов в программе

В общем, по описанию система работает довольно логично и просто. Вопрос в технической реализации — как им удалось оптимизировать эту задачу машинного зрения для такой высокой производительности?

Ответ на этот вопрос можно узнать из статьи "Dynamic Projection Mapping onto Deforming Non-rigid Surface using Deformable Dot Cluster Marker", которую авторы опубликовали в журнале по машинному зрению IEEE Transactions on Visualization and Computer Graphics (doi: 10.1109/TVCG.2016.2592910, pdf). Там подробно описаны алгоритмы вычисления векторов для маркерной сетки, обновления позиций отслеженных точечных кластеров, выявления ложных срабатываний, интерполяции потерянных кластеров и т.д. Авторы пишут, что для параллелизации вычислений использовали пакет OpenMP. Распознавание программой маркерной сети и покадровое отслеживание требовали менее 2 мс и 1 мс, соответственно, в зависимости от формы искажений. В таблице результат сравнивается с другой системой DRDM, которую коллеги представили на симпозиуме IEEE в 2011 году.



Авторы уверены, что органичность дополненной реальности на объектах реального мира — важное условие для цельности впечатлений от синтетической реальности такого рода. Здесь не должно быть высокой задержки в проецировании видео и геометрических искажений.

Ребята из лаборатории Исикава Ватанабе давно известны своими необычными и интересными изобретениями. Например, в 2013 году они изобрели высокоскоростной проектор Lumipen, который проецирует видео на движущиеся объекты.



Такая технология может найти применение в играх дополненной реальности, где человек в реальности взаимодействует с виртуальными объектами, будь то покеболл или футбольный мяч.

Проецирование виртуальной реальности на объекты реального мира широко используется в парках аттракционов по всему миру. Его можно применять в компьютерных интерфейсах, прототипировании, в обучении с учителем (например, в обучении вождению автомобиля) и многих других областях.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (21)


  1. AntonSor
    20.10.2016 21:14
    +4

    Вот увидите, первыми это применят рекламщики. Вторыми — хулиганы


    1. Dark_Rider
      20.10.2016 21:38
      +12

      Первыми-порноиндустрия, как всегда)


      1. iOrange
        20.10.2016 23:16

        Боюсь представить куда будут проецировать видео :)


      1. Tachyon
        21.10.2016 06:17
        +2

        У барышень снова в моде станут плоские животы и почти нулевой размер — чтобы не растягивать и не искажать изображение. Хотя с учётом адаптации картинки некоторые будут предпочитать «широкоформатных» леди.


  1. Tomasina
    20.10.2016 21:14
    +2

    Впечатляет.


  1. vkegdzoy
    20.10.2016 22:47

    Хмм, теперь рекламный щит будет проецироваться прямо в автомобильное окно. Неплохо.


    1. forgot10
      20.10.2016 23:20

      Реальные баннеры. За что?..


    1. timelle
      21.10.2016 10:28
      +1

      А с учетом, что автомобили скоро будут без водителя — то прямо на панель


    1. earl911
      21.10.2016 23:41

      И поэтому все машины станут с автопилотом, ведь, в такой обстановке ездить очень опасно.


  1. rPman
    20.10.2016 23:32

    Хочу камеру, позволяющую сканировать поверхность с такой высокой точностью и так быстро!
    А то купил Intel RealSence а ее сенсор шумит безбожно так что на удаление этих шумов нужно тратить ресурсы, и весь смысл возможности получать карту глубины в реальном времени — исчезает.


  1. DistortNeo
    20.10.2016 23:42

    Реализация очень впечатляет, но, как обычно, не хватает деталей — очень много воды про светлое будущее, а технических деталей практически нет. Статьи IEEE недоступны даже через sci-hub.

    Один из вопросов: что за маркерная сетка? Это паттерн, который предварительно наносится на поверхность с помощью специальных чернил, контрастных в инфракрасном спектре, и затем отслеживается высокоскоростной инфракрасной камерой.


    1. alizar
      21.10.2016 10:47
      +2

      >Статьи IEEE недоступны даже через sci-hub.

      А у меня скачалась.


  1. SnowLoKu
    21.10.2016 07:24

    «Чужие среди нас» не только в кино, но на всех улицах города!


  1. INDUSTRIALIST
    21.10.2016 12:14

    Интересно что за камера снимает в такой частоте кадров.


  1. EsperantoA
    21.10.2016 14:34

    с частотой кадров 1000 кадров/с и задержкой всего 3 миллисекунды

    Поясните между чем задержка 3 миллисекунды. Если между кадрами, то не сходится.


    1. DistortNeo
      21.10.2016 14:50
      +1

      Почувствуйте разницу между latency и throughput.


      1. EsperantoA
        21.10.2016 15:57

        Don't be clever-clever, old thing!
        Из текста не понятно между чем задержка. Даже принимая во внимание ваш комментарий.


        1. strang3r
          21.10.2016 17:04

          Latency — 3мс.
          Throughput — 1килокадр/с.

          Грубо говоря, 3 мс разницы между тем что происходит в реальности и тем что камера видит.


  1. saboteur_kiev
    21.10.2016 15:07

    Есть несколько вариантов хорошего коммерческого применения, кроме рекламы.

    Видеоэффекты можно применять при съемках не только рекламы, но и фильмов и роликов вообще. Не нужен пост-монтаж, просто проецируй и снимай.

    Косплей — нарисуй себе костюм в каком-нить 3дмаксе и выходи на сцену сразу в проецируемом костюме.

    А еще так можно проецировать различные эффекты в реальном режиме для кучи развлечений. Я одеваю волшебный плащ и шляпу с разметкой и попадаю в дополненную реальность в реалтайме.


    1. Regis
      21.10.2016 15:46

      Понадобится система из согласованных между собой проекторов (чтобы обеспечить покрытие с разных сторон). Что сложно, но в принципе уже возможно.


  1. Mulin
    21.10.2016 15:18
    +1

    Тут скорее интересен 3D сканер.