Симфоническая музыка общепризнанно считается одной из самых сложных для исполнения. В не меньшей степени она сложна для записи. К причинам этих особенностей жанра в первую очередь причисляют большое количество инструментов, использующихся в симфонических аранжировках, плотность и многогранность звучания. В связи с этим аппаратура для прослушивания симфонической музыки должна соответствовать ряду критериев, а выбор такой аппаратуры, особенно при ограниченном бюджете, вызывает серьёзные затруднения.



Как и в предыдущих материалах нашего блога, я постараюсь максимально дистанцироваться от личных пристрастий к тем или иным брендам, субъективных нюансов восприятия, а также от анатомо-физиологических особенностей конкретного человека.

Главный принцип при решении задачи воспроизведения симфонической музыки – это поиск форматов и устройств с максимально достоверной передачей сигнала. Поиск максимально «честного» звука – задача для тех, кому важен каждый нюанс в произведении. Как правило предельно точно передающие сигнал системы особенно важны для музыкантов, музыкальных критиков, дирижеров, взыскательных меломанов и, естественно, чутких аудиофилов.

Формат и носитель


Подавляющее большинство любителей симфонической классики предпочитают прослушивание произведений на CDDA или в lossless-форматах. Lossless-аудиокодеки предполагают полное сохранение информации аудиопотока при сжатии, качество записей в этом формате фактически не отличается от wav (cda).



Статья в википедии может многое рассказать о лосслесс, предлагаю список существующих лосслесс-форматов, опубликованных в ней:

  1. Apple Lossless — ALAC (Apple Lossless Audio Codec)
  2. Audio Lossless Coding — также известен как MPEG-4 ALS
  3. Direct Stream Transfer — DST
  4. Dolby TrueHD
  5. DTS-HD Master Audio
  6. Free Lossless Audio Codec — FLAC
  7. Meridian Lossless Packing — MLP
  8. Monkey's Audio — Monkey’s Audio APE
  9. OptimFROG
  10. RealPlayer — RealAudio Lossless
  11. Shorten — SHN
  12. TAK — (T)om’s verlustfreier (A)udio (K)ompressor (нем.)
  13. TTA — True Audio Lossless
  14. WavPack — WavPack lossless
  15. WMA Lossless — Windows Media Lossless

Ряд авторов полагает, что потери при сжатии в mp3 c битрейтом 320 кбит/с настолько незначительны, что этими величинами можно пренебречь, и что фактический (воспринимаемый человеком) уровень качества в этом случае неотличим от качества AUDIO СD (битрейт 1411,2 кбит/с), которое признано большинством приемлемым для прослушивания симфонической и другой музыки. Последнее суждение нередко вызывает полемику, популярность формата MP3 среди людей, которые слушают музыку в высоком качестве остается низкой, а у некоторых вызывает неприкрытую брезгливость.



Для повышения качества сигнала были также разработаны более совершенные с технической точки зрения форматы, такие как DVD-Audio (DVD-A), Super Audio CD (SACD). Последние особенно популярны среди аудиофилов, что обусловлено более высокой частотой дискретизации
. Применение этих форматов позволило обеспечить более высокое качество передачи сигнала. Возможность услышать разницу между классическим CDDA и так называемыми «хайрезами» (SACD, DVD-A) вызывает споры с момента появления этих технологий.



Существует немало людей, утверждающих, что они слышат разницу в качестве сигнала при воспроизведении CDDA, SACD, и DVD-A. Ряд экспертов убеждены в том, что идеальным форматом для записи симфонической музыки является однобитный Direct Stream Digital (DSD), который применяется при создании SACD. В случае DVD-A появляется также возможность записи многоканального аудио в формате 5.1, но с пониженной частотой дискретизации (максимальное значение 96 кГц). Ещё один интересный факт: первые версии PlayStation 3, выпущенные до октября 2010, способны полноценно воспроизводить SACD и, по моему убеждению, могут стать отличным источником для воспроизведения симфонических произведений при дефиците бюджета.



Эстетствующие меломаны и некоторая часть ностальгирующих аудиофилов полагают, что лучшим носителем для симфонической музыки является винил. Техническое несовершенство метода записи и воспроизведения этих людей заботит мало. Аргументы о «душевности» и «уникальности» винилового звучания рассматривать в данной статье не буду. Отмечу лишь, что качество записи на разных пластинках может существенно отличаться. Сам к винилу отношусь с большой любовью, при понимании технической неактуальности и ограниченных возможностей носителя. Посему от саркастических пассажей и иронизирования предпочту воздержаться. При этом хочу подчеркнуть, что некоторые редкие коллекционные записи симфонической музыки могут оказаться доступны исключительно на виниловых пластинках, и в таких случаях любовь к несовершенной технологии вполне себя оправдывает.



ЦАП для классики или миф о выпущенном воздухе


Все устройства воспроизведения звука, записанного в цифровых форматах, используют цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП). Для воспроизведения симфонической музыки с высоким уровнем достоверности многие рекомендуют внимательно относиться к выбору этого компонента (устройства, в случае с внешним ЦАП). Большинство компетентных авторов считают достаточно технически совершенными дельта-сигма (1-битные) ЦАП, где обработка цифрового сигнала происходит линейно и для получения высококачественного сигнала используется импульсная плотность модулированных сигналов, полученных с использованием низкочастотной фильтрации. Наиболее точным и высокопрецизионным ЦАП, из существующих сейчас, признается ЦАП ladder (Лестница).



Существует также мнение о том, что мультибитные ЦАП, созданные для 16-битной обработки аудио в формате CD DA, передают звук с некоторыми «недостижимыми» для иных устройств такого типа особенностями. Более того, многие сторонники подобного подхода утверждают, что именно мультибитные ЦАПы являются идеальными для воспроизведения таких музыкальных жанров, как симфоническая музыка, арт-рок, академические хоровые произведения, джаз. Подобную позицию наглядно демонстрирует комментарий пользователя Ant1967 под одной из статей форума stereo.ru:

«Выбираем лучший ЦАП? Выбрал уже. На «нетехнологичном», устаревшем, не принимающем хайрез чипе ТДА1541. Беда в том, что, когда отправлял его в своё время на профилактику, остался временно с современным, высокотехнологичным, принимающем 24/192 ЦАПом. Из музыки как будто воздух выпустили. Да-да, знаю, не чипом единым звук добывается и т.д. и т.п. Важна реализация, бла бла бла… Посыплю голову пеплом и буду слушать музыку.»



Тут мне добавить нечего, кроме того, что сведений о техническом (экспериментальном, ином объективном) подтверждении «выпускания воздуха» из звука при использовании дельта-сигма ЦАПа обнаружить в сети не удалось. Последнее утверждение не умаляет достоинств Philips TDA1541 или Burr-Brown PCM63, которые были одними из наиболее совершенных устройств для своего времени.

Усиление и акустика


Известно, что среди составляющих качества (не учитывая качество записи, формат и источник) и достоверности звука в аудио трактах, значительную роль (около 40%) играет усиление и не менее половины зависит от акустической системы. Усилитель является потенциально более вероятным источником искажений, которые могут существенно повлиять на воспроизведение, следовательно, и на восприятие музыкального материала. АС отвечает за механическое формирование звуковых волн и, в ряде случаев, может искажать звучание за счет несовершенства фильтров и излучателей.



Лучший способ обеспечить совместимость усилителя с АС – это услышать. Идёте в шоурум и устраиваете слепой тест. Основное внимание при выборе усилителя и АС следует обращать на следующие моменты:

• Тип усилителя и АС.
• Нелинейные искажения.
• АЧХ и частотные искажения.
• Фазовые искажения.\

Некоторые из приведённых параметров могут не указываться в паспортной документации. Учитывая, что восприятие звука — процесс глубоко индивидуальный последним и наиболее важным критерием будет являться слепой тест.

Тип акустической системы


Для симфонической музыки крайне важным являются частотный диапазон и АЧХ, поэтому многие специалисты рекомендуют многополосную акустику. Для высококачественного детального воспроизведения высоких частот многие предпочитают рупорный тип высокочастотных динамиков. Важной особенностью многополосных АС высокого качества является баланс частот раздела НЧ и СЧ диапазона (350 до 1700 Гц), который во многом определяет звучание и сцену.
Иные эксперты склонны считать идеальной для симфонических произведений широкополосную акустику, так как в последней ниже вероятность расфокусировки сцены и возникновения фазовых сдвигов из-за отсутствия кроссоверов.



В ряде случаев оправдано применение встраиваемых АС, особенно если акустика помещения требует конкретного расположения источника, а приобретение и установка системы сопряжены с проведением ремонтных (монтажных) работ. Последнее упрощает

Особое место среди акустических систем для классики занимают электростатические АС. Принцип электростатического излучателя предполагает получение звука без использования магнитов, что сводит к минимуму появление большинства типов искажений на этом этапе тракта. АС с этим типом излучателя баснословно дороги, предполагают специальное усиление с высоким напряжением выходного сигнала, что не умаляет их достоинств, основным из которых является достоверность передачи.



Усиление — «теплые» лампы, «холодные» полупроводники, «смерть» достоверности и псевдофилософия исторического воспроизведения


Немало слышал рассказов о преимуществах ламповых усилителей и восторгов по поводу «тёплого лампового». В линейках разных производителей попадаются очень качественные ламповые системы с чистым, не окрашенным звуком, которые отлично подойдут для симфонической музыки. Парадокс в том, что среди достоинств ламповой техники обычно выделяют именно искажения. Системы такого рода, как правило, стоят в несколько раз больше полупроводниковых с близкими или идентичными характеристиками.



Термин «Тёплый ламповый звук» как раз говорит о насыщенности сигнала четными гармониками, которые в психоакустике признаны более благозвучными, в отличие от нечетных. Мне нравится насыщенный яркий характер звучания некоторых ламповых систем, но при этом их частотно и гармонически «окрашенный» звук совсем не подходит для симфонической музыки. Будем говорить прямо: то, что называется ламповым звуком – суть искажения, а если его «ТЛЗ» — нет, исчезает то самое «тёплое» «уникальное преимущество», которое некоторые аудиофилы ценят в ламповой аппаратуре.



Полупроводниковые усилители HI-FI и HI-end класса, как правило, обладают более «честным», реалистичным звучанием, что в свою очередь позволяет передавать звук в соответствии с критериями, которые необходимы для симфонической музыки. Более ровная АЧХ, низкий уровень нелинейных искажений, отсутствие или доведение до минимума фазовых проблем. Ещё одним способом повышения точности передачи является использование независимого усиления низких частот. Такой способ оправдывает себя при разделении СЧ/ВЧ и низкочастотной акустики, но требует дополнительных вложений в низкочастотный усилитель.



Далёкой от объективных критериев считаю подход, при котором записи оркестров под управлением, например, Фуртвенглера, нужно слушать на антикварной аппаратуре 40-х и непременно – с лампами телефункен. Подобные рассуждения не редки в среде некоторых аудиофилов. Обрезанный частотный спектр, неминуемо заоблачный уровень искажений и другие недостатки систем, созданных до конца 60-х – полностью дискредитируют концепцию «аутентичного» прослушивания. Говоря совсем откровенно т.н. винтажный звук для винтажной музыки, а тем более для классики – удел ретроградно-философствующих эстетов, которые вряд ли разбираются в физической природе звука и понимают суть симфонических произведений.

Факторы влияющие на сцену – поселить оркестр дома


Характеристики стереопанорамы (сцены) воспроизводимого звука в первую очередь зависят от работы звукорежиссёра, записавшего произведение. Следует учитывать, что при панорамировании в студии используются почти идеальные условия оценки, сцена на качественной записи выстраивается в точном соответствии с диаграммой направленности студийной акустической системы. Эффекты реалистичной панорамы для симфонической музыки важнее, чем для какой-либо другой, так как этот жанр создаётся в первую очередь для живого исполнения.

Соответственно, для создания реалистичной сцены при прослушивании дома параметры аппаратуры, пространственное расположение динамиков и акустика помещения должны быть близки к студийным. Такой подход не всем нужен, а для многих слишком ресурсоёмок – либо в деньгах, либо во времени. При этом так или иначе стоит учитывать рекомендации производителя по пространственному расположению АС. Нет, не по Фэн-шуй, а в соответствии с диаграммой направленности.



Проверка сцены на точность в основном сводится к определению точности расположения кажущихся источников звука (КИЗ), определения «ширины», «высоты» и «глубины» сцены. Как и в случае с диапазоном воспринимаемых частот, последние 3 параметра во многом зависят от нюансов индивидуального восприятия и анатомических особенностей наружного и среднего уха.



Музыкантам, дирижерам, звукооператорам и людям, регулярно посещающим живые концерты симфонической музыки, зачастую близка панорама, максимально точно отражающая расположение инструментов на реальной сцене. Этот подход иногда отличается от критериев, которые предъявляют к объёмности сцены некоторые аудиофилы, которые слушают музыку исключительно в записи. Последние склонны учитывать акустические особенности собственного помещения и личные пристрастия к панорамным особенностям звучания.



На изменение характеристик сцены (расположения КИЗ и сужение (уменьшение) сцены и пр.) могут существенно повлиять следующие физические параметры: затухание (медленное затухание считается более предпочтительным – создает эффект «воздушности», быстрое затухание – «сухое», излишне плотное звучание), нелинейная зависимость фильтров АС от частоты – в народе: фильтр «крутит фазу» (в сбалансированной акустике производители добиваются линейного изменения фаз в зависимости от частоты), групповое время задержки, взаимное влияние левого и правого канала, искажение отражённого сигнала (факторы звукорассеивания и звукопоглощения в акустике помещений), АЧХ.

Существует мнение о том, что фазовые особенности не способны влиять на звук, что не совсем верно. Безусловно, фазовые искажения не могут влиять на состав спектра и соотношение амплитуд гармонических составляющих сигнала. При этом относительный и абсолютный фазовые сдвиги, возникающие в кроссоверах многополосных акустических систем, вызывают либо «размывание» стереобраза, либо фокусировку сцены за счёт суммы сигналов СЧ/НЧ диапазона.





Одной из проблем формирования сцены может стать взаимопроникновение сигналов правого и левого каналов. Для устранения взаимного влияния каналов друг на друга при создании усилителей могут применять принцип полного разделения каналов — т.н. «двойного моно» – это независимое усиление каждого из каналов, не редко с независимым питанием.



Раздельное усиление каналов, по сравнению с традиционным стерео, позволяет на схемотехническом уровне исключить взаимопроникновение сигналов, что сложнее при создании стереосистемы по классическим принципам. Существенным минусом «двойного моно» является цена, особенно на полностью независимые моноблоки. Цена каждого моноусилителя (в случае с моноблоками) может превышать стоимость традиционного стереоусилителя, равного по классу и сравнимого по основным характеристикам.



Выводы


Для прослушивания классической музыки в идеале необходимо собрать систему, позволяющую воспроизводить звук с разных носителей (lossless файлы, CDDA, SACD, DVD-A, винил) с высоким уровнем достоверности передачи звука и широкой сценой. С большой вероятностью такая система должна быть оснащена стерео, dual mono или 5.1 усилителем и соответствующей акустической системой (многополосная акустика высокого качества ровной АЧХ, низким КНИ и отсутствием фазовых проблем в кроссоверах и фильтрах).



Следует отметить, что многие любители классики (особенно симфонической) обладают хорошим и тонким слухом, что существенно осложняет восприятие такой музыки на аппаратуре с высоким уровнем гармонических искажений, сужающей (изменяющей) сцену, частотно окрашивающая звук. Постоянно меняющаяся динамика, амплитудная составляющая, широкий частотный спектр симфонической музыки крайне требовательны к оборудованию. По моему личному убеждению, аппаратура способня достоверно воспроизводить произведения таких композиторов, как Бетховен, Моцарт, Вагнер, Лист, не менее честно сможет и передавать сокрушительную энергию таких жанров, как техничный thrash-death metal, и отразить все нюансы психоделических атмосферных треков Pink Floyd.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (29)


  1. TPertenava
    03.11.2016 13:00
    +3

    что обусловлено более высокой частотой дискредитации

    пониженной частотой дискредитации

    Извините за замечание, но такие очепятки, даже если они обусловлены работой автокорректора, дискредитируют весь материал.


    1. PULT
      03.11.2016 13:26
      +2

      Благодарю, поправили. В следующий раз в личку, если не затруднит)
      автокорректор, будь он неладен)


  1. HerrDirektor
    03.11.2016 13:08
    +1

    Многие современные веяния моды довольно тонко подмечены.

    Из собственных наблюдений за матерыми аудиофилами:
    Аудиофильство для них — это сродни веры в бога для верующих, т.е. люди просто верят в то, что звук, воспроизводимый «ТДА1541» — это абсолютное совершенство, в отличие от современных «мертвых и холодных» чипов. И переубедить их в этом практически невозможно (даже слепыми тестами, в которых узнавание «своего совершенного звука» довольно точно соответствует обычному угадыванию).
    Более того, некоторые люди действительно готовы слушать Вивальди или Бетховена на попердывающих 70-летних усилителях и совершенно искрене считать это «настоящим» звуком.

    Один такой знакомый аудиофил, сходил по случайности на концерт классической музыки в Штатах и на какое-то время «ламповым аудиофилом» быть перестал — настолько сильна оказалась разница между «ламповым настоящим» и «настоящим настоящим» звуком. Но спустя полгода снова оперирует ламповыми усилителями, на этот раз современными — лампы с золотыми ножками, высокотехнологичные кабели за 500 баксов за метр, кастомные динамики из бамбуковой бумаги из помета коалы (шучу конечно, но есть и сообщество любителей кастомных динамиков, ага) и все такое.

    Ну а я же сильно соглашусь с автором в плане того, что каждой музыке — свой звук. Меня несказано радуют искажения звука при прослушке винила, но только в том случае, если я слушаю музыку 20-50х годов прошлого века. Я специально завел себе древнюю радиолу, с такими же дремучими лампами, чтобы слушать современные радиопередачи с характерными потрескиваниями в эфире — меня это тоже сильно радует (но где-то внутри меня наверное живет такой карликовый аудифильчик, который постоянно говорит, что де на СВ или ДВ искажения были «теплей и ламповей», чем на переделанном блоке УКВ под современные частоты).

    Но когда я слушаю классику или хард-энд-хеви — все эти искажения мне кажутся настолько неуместными, что даже раздражает.


    1. PULT
      03.11.2016 13:57

      Есть вероятность, что «маленький аудиофил» живёт во многих, но это скорее вопрос субъективного восприятия и эстетики)). Хреново, что из-за людей которые пытаются представить личные предпочтения в качестве объективной истины появляется бурление г… вн в отношении совершенно других людей, которые совсем не претендуют на объективную истину, при этом высказывают суждения по тому или иному вопросу. Последних, с высокой степенью вероятности запишут в ряды «безумцев мастурбирующих на лампы или старый ЦАП» ect. Вообще — аудиофил становится ругательством, хотя по моим наблюдениям среди причисляющих себя к этой субкультуре не мало людей вполне адекватных (без моления на бренды, оргазмов от «золотых контактов», розовых единорогов и эзотерических ламп телефункен). Для меня в аудиофилии есть только действительно негативный момент, в ряде случаев для людей качесвто звука становится важнее музыки, что определённо ересь.


      1. stigory
        04.11.2016 06:53
        +1

        Это вы видимо не окунались в чумной мир автоакустики. Вот где царит треш, угар и содомия.


  1. melchermax
    03.11.2016 13:49

    По моему мнению, совершенно не раскрыта тема интермодулационных искажений. Именно они способны превратить классическую музыку в непереносимую слухом мешанину звуков. Простейший способ проверки этих искажений — прослушивание записей детского хора. Чем отчётливее можно разобрать отдельные слова песни, тем эти искажения меньше. О частотах разделов фильтров АС: часто производители головок лукавят, и сообщают более широкий частотный диапазон, чем головка реально может воспроизвести без потери качества звука. В случае ВЧ головок выбор слишком низкой частоты раздела и низкого порядка фильтра может привести к тому, что НЧ составляющие спектра вызовут слишком большое смещение диффузора (что может увеличить уровень искажений в сотни раз) или повреждение головки (в том числе и термическое). Почему же ВЧ головки так чувствительны к НЧ сигалу? Есть две причины: относительно высокая жёсткость подвеса диффузора и быстрое нарастание амплитуды звука при снижении частоты (фильтры низкого порядка имеют слишком полгий спад АЧХ). Утверждение, что такие-то частоты наиболее приемлемы для классики (без привязки к конкретным моделям головок), звучат по-моему, довольно-таки странно и отдаёт аудиофильской религией.


    1. PULT
      03.11.2016 13:59
      +1

      «Утверждение, что такие-то частоты наиболее приемлемы для классики» — где в материале такое утверждение?


      1. melchermax
        03.11.2016 14:26
        -1

        Важной особенностью многополосных АС высокого качества является баланс частот раздела НЧ и СЧ диапазона (350 до 1700 Гц), который во многом определяет звучание и сцену.


        Сатья о классике, а Вы задали диапазон.


        1. PULT
          03.11.2016 14:35

          Это не диапазон частот который более или менее важен. В данном случае речь о многополосных системах в которых случается несогласованность (дублирование частот в НЧ и СЧ излучателях) из-за несовершенства кроссовера, что негативно отражается на формировании сцены.


        1. PULT
          03.11.2016 14:38

          ключевой момент «баланс частот раздела», а не «выраженность средних и низких частот» — что было бы «религиозно-метафизическим» утверждением


    1. PULT
      03.11.2016 14:29

      Интермодуляционные искажения были упомянуты, так они как относятся к КНИ. Для того, чтобы раскрывать тему интермодуляций стоит писать отдельный материал, например про студию Червински, у которого на каждую дорожку по монитору (кстати, а это мысль). Существование интермодуляционных искажений никак не умалят влияние на качество воспроизведения других факторов описанных в статье.


  1. PULT
    03.11.2016 14:19

    И ещё, а почему именно детского хора?


    1. melchermax
      03.11.2016 14:45
      +1

      Вы любите корректировать комментарии после их публикации :) Детские голоса имеют особую тембровую окраску, даже при незначительном загрязнении звука продуктами интермодуляции слова становятся неразборчивыми, а звук неприятным. Странно, что Вы этого не знали. Я не говорю, что остальняе параметры тракта звуковоспроизведения не важны, но интермодуляция портит впечатление от музыки в наибольшей степени. К сожалению, снизить уровень интермодуляционных искажений достаточно сложно и дорого, вследствие чего тема успешно игнорируется большинством производителей.


      1. PULT
        03.11.2016 14:49
        +1

        Не люблю, но в ряде случаев корректирую, в случае необходимости могу корректировать материал, если это действительно необходимо. А почему странно? Я нигде не писал о том, что«знаю всё» — это было бы слишком «религиозно»).


        1. SADKO
          03.11.2016 15:07

          Ну просто есть устоявшиеся как в профессиональной так и в любительской среде протоколы тестирования аппаратуры «на слух», и на дисконт хоре отслушивали аппаратуру ещё наши деды.

          Но не дисконтом единым, я например люблю быстрый панкрок или метал, тоже очень провакативно в плане IMD.


        1. melchermax
          03.11.2016 15:16
          -1

          Странно, потому что на Вашем сайте продаются усилители ценой 7300 евро :)


          1. PULT
            03.11.2016 15:30
            +1

            Да, продаются. Вас это смущает?


            1. melchermax
              03.11.2016 15:36
              -1

              Уже нет. Я увидел ЭТО:


              1. PULT
                03.11.2016 15:37

                Заказывайте) Если понравился) Зайдите в шоурум послушать.


                1. melchermax
                  03.11.2016 15:47

                  Я замкадыш настолько, что мне до Вашего шоурума лететь надо. А вообще, сильно похоже на то, что эти цены сформированы человеком, которому очень нужны деньги. Нет таких компонентов и схемотехники, чтобы оправдать подобные цены. Я говорю, естественно, не о «аудиофильских» компонентах, сделанных на 99% из фирменного marketing bullshit. Я иногда сам собираю усилители и АС… Ни одна модель ещё за границу 400 евро не вышла.


                  1. PULT
                    03.11.2016 15:56
                    +1

                    Понимаю, Максим, в Баварии нет таких цен и шоурума pult.ru). Относительно marketing bullshit — претензии к производителю, что касается цен, то они сформированы с учетом цены производителя, более того есть люди на которых рассчитана маркетинговая стратегия престижных цен, в России таких людей достаточно много, им просто не интересно дешевле. Это ведь jedem das seine (как теперь не очень любят в Германии).


                    1. melchermax
                      03.11.2016 16:04
                      -2

                      маркетинговая стратегия престижных цен

                      Я за то, чтобы это было статьёй уголовного кодекса.


                      1. stigory
                        04.11.2016 06:58
                        +1

                        Лучше при покупке вместе с выдачей гарантийника выдавать принудительное направление к психиатру и камеральную проверку налоговой.


                        1. k155la3
                          05.11.2016 05:30

                          Откуда Вы знаете, что эти шоу-румы — не креативная затея светлых умов в ФНС? :)

                          … а психиатры и так работы завалены. Нынче принцип: чем бы дитя не тешилось, лишь бы топором демонов кромсать не начало.


  1. SADKO
    03.11.2016 15:03

    «Для симфонической музыки крайне важным являются частотный диапазон и АЧХ, поэтому многие специалисты рекомендуют многополосную акустику. » — ИМХО редкостный бред, линейность фаз и IMD здесь решают, потому большинство любителей классики, слушают её или в натуре или через широкополосники от ламповых усилков и в этом есть своя правда, чисто техническая, о чём аудиофилы даже не подозревают.
    Так при более высоких THD, ламповые усилители с трансформаторным выходом меньше демпят диффузоры ас и в результирующие IMD получаются меньше. И какая-бы кривая АЧХ не была у ширика, она не рушит стерео сцену, а для больших симфонических составов пространственное разделение ой как актуально. А разделив частотный диапазон на фрагменты, и не скомпенсировав фазу между ними (как в японских поделках конца восьмидесятых), мы превращем оркестр в кашу…

    Сейчас пошла мода на цифровые кроссоверы, с ними ситуация значительно лучше, но ширики по прежнему рулят.


    1. PULT
      03.11.2016 15:28

      По поводу линейности фаз — согласен, относительно сравнения цифровых кроссоверов с широкополосной акустикой данных не имею, спорить не могу ( если есть на что сослаться — дайте глянуть). По поводу многополосной/широкополосной — многое решает класс оборудования, при этом кривая АЧХ имеет значение не столько для панорамирования, сколько для достоверности звучания. «Как в японских поделках конца восьмидесятых» — только ли в них? «Так при более высоких THD, ламповые усилители с трансформаторным выходом меньше демпят диффузоры ас и в результирующие IMD получаются меньше» — не мало полупроводниковых усилителей с трансформаторным выходом, наличие выходного трансформатора не является исключительной особенностью ламповых систем…


  1. Refridgerator
    03.11.2016 21:54

    Был я недавно на оркестре симфонической музыки. И вот что я вам скажу — никакая аппаратура не сможет воспроизвести это дома. Потому что — размеры и форма комнаты не позволят. В настоящем, правильно спроектированном концертном зале звук вообще совсем совершенно другой. Невозможно воспроизвести звучание оркестра в помещении, где музыканты не смогут даже просто разместиться.


    1. PULT
      04.11.2016 08:55

      Реальные габариты помещения безусловно имеют значение, но написанное вами скорее относится моно звуку в патефоне 20-х — 30-х годов. Создание сцены и формирование стереобразов и есть создание иллюзии того, что вы находитесь в концертном зале и звукорежиссёры, звукоинженеры, схемотехники и прочие замечательные люди как раз и трудятся над тем чтобы вы смогли дома слушать запись как в концерном зале. Могу согласиться в одном идеальной достоверности достигнуть сложно, во многом, по этому и существуют разные классы аппаратуры.


  1. saboteur_kiev
    05.11.2016 22:38

    Простите, я только начал читать статью и вижу как на картинке «удачно» сравнивают mp3 и flac

    Вот только почему-то у mp3 стоит 44kHz 16bit 128kbps, а у flac 96kHz 24bit 1024kbps.

    Вот зачем так… Дальше читать расхотелось.