На Хабре тема автоматизации ресторанного бизнеса освещается не очень активно. Между тем, это достаточно интересный рынок с большим количеством игроков, которые разрабатывают и продают самые разные продукты.

В сегодняшнем материале вашему вниманию 24 инструмента для автоматизации ресторанного бизнеса. При подготовке обзора я также пытался оценить качество работы служб поддержки компаний и скорость отклика на запросы потенциальных клиентов, информация об этом также представлена в статье.

Названия систем кликабельны

R-Keeper


Старейший игрок на рынке автоматизации ресторанного бизнеса. Первая версия программы R-Keeper была создана еще в 1992 году, в настоящий момент система установлена в 37 тысячах ресторанах в разных странах мира.

Система включает различные модули (фронт-офис для непосредственной работы в ресторане и бэк-офис для контроля процессов и издержек) и приложения. Несмотря на популярность, некоторые пользователи жалуются на достаточно сложный и неинтуитивный интерфейс.



Что касается службы поддержки, то возможности поддержки через чат (что было бы удобно) не предусмотрено, на несколько звонков по телефону никто не ответил.

Тип установки: система устанавливается локально

Стоимость лицензии: от 77000 до 180000 рублей.

iiko


Проект, созданный сооснователем ABBYY Давидом Яном, занимает второе место по популярности в России. Система характеризуется наличием большого числа различных модулей, которые подключаются к специальному серверу и работают через него. Есть функциональность фронт- и бэк-офиса.



Большое число модулей, которые подключаются за отдельную плату, довольно непросто администрировать, что приводит к повышению вероятности возникновения сбоев.

Поддержки с помощи чата нет, связь по телефону в режиме 24/7 довольно оперативная, но соединяют с операторами, которые не в курсе всех технических тонкостей системы.

Тип установки: локальный

Стоимость: базовая функциональность программы стоит 23990 рублей за сервер, 19990 за iikoFront (автоматизация кассовой станции) и 11990 за iikoOffice (автоматизация управления складом)

Jowi


Гибридный сервис автоматизации, который совмещает облачный и локальные подходы — модуль Jowi устанавливается в ресторане, а затем данные синхронизируются на удаленные серверы. Это позволяет сохранить работоспособность системы даже при «падении» интернета.

Система также модульная — есть приложения для менеджеров зала, официантов, которые синхронизируют данные между собой (официант принял заказ, повар увидел, какое блюдо нужно готовить, менеджер получает информацию о времени приготовления и т.п.)



По статистике основателя сервиса программой пользуются 3500 заведений в странах СНГ. Довольно гибкая система, например, она позволяет изменять различные данные даже задним числом — в «реальном мире» такая необходимость должна возникать довольно часто.

Возможна связь различными способами — пытался связаться несколько раз, получал ответ довольно быстро.

Тип установки: локальный + SaaS

Стоимость: $150 в месяц

Poster


Система автоматизации с облачным хранением данных, работающая на планшетах iPad и Android. Рабочее место кассира или официанта работает на планшете, чеки печатаются на термальном принтере Epson TM-T20.



На сайте представлен отличный FAQ по работе с продуктом, есть поддержка в чате, но когда я пытался ею воспользоваться, ни одного консультанта онлайн не оказалось. Возможно, какой-то глюк.

Тип установки: локальная + SaaS

Стоимость: $24-$79 в месяц

Quick Resto


Облачная система автоматизации ресторанного бизнеса, которая позволяет управлять меню, рассадкой гостей, принимать оплату и настраивать принтеры для печати чеков. История проекта описана в его блоге на Хабре.



Из небольших недостатков (хотя это скорее гипотетически) — нет поддержки Windows, только iOS и Android. Для подключения периферийных устройств нужно приобрести QR Box. В приложении меню блюда идут с картинками — красиво, но в ходе работы может отвлекать официантов.

Поддержка работает в режиме 24/7, отвечает качественно и быстро.

Тип установки: Saas + Mobile

Стоимость: от 2990 руб. / месяц (1 терминал)

АСТОР


Компания, занимающаяся автоматизацией предприятий розничной торговли, логистики и индустрии питания в России и СНГ. По данным сайта, решением для ресторанов пользуются 12000 клиентов.

Позиционируется в качестве системы для небольших и средних ресторанов, существуют модули бэк- и фронт-офиса, есть приложения для кассиров, менеджеров зала, управляющих, кладовщиков, официантов и так далее.

Сервиса мгновенных сообщений нет, а по телефону никаких ответов о работе системы не дают, предлагая ознакомиться с презентацией.

Тип установки: локальная

Стоимость: от $3100

GBS.Market


Система для автоматизации магазинов и кафе — довольно простая программа для небольших заведений, обладающая соответствующим скромным набором функций. Отчетность с терминалов можно отправлять на почту.



Связаться с кем-нибудь по контактам с сайта не удалось.

Тип установки: локальная + SaaS

Стоимость: 119 руб/мес за 1 ПК, 3475 руб. безлимитный тариф

Microinvest


Болгарская компания, работающая на территории СНГ. За мобильные приложения и дополнительные функции оплата берется отдельно, есть модуль для поваров (на Android). Довольно сложно настраивается, а интерфейс (как, в общем-то и сам сайт) не назвать красивым и удобным — не очень удобное меню с акцентом на картинки блюд, при заказе счета не отображается стоимость всех блюд.

Поддержка по скайпу и телефону — отвечают не каждый раз, но вполне терпимо. Представительства в России нет, так что выезд специалиста невозможен.

Тип установки: SaaS + Mobile

Стоимость: 8 499 рублей

iSOK POS STORE


POS-система, изначально созданная для магазинов, но может быть использована и в небольшом ресторане или кафе.

Может работать как в одиночном режиме (1 устройство — только iPad), так и в сдвоенном, когда одно мобильное устройство является главным, а второе — клиентским. Синхронизация через интернет, то есть модели SaaS нет.



Само по себе приложение бесплатное, однако платить придется за некоторые нужные функции, вроде настройки принтера и кассы. Не самая гибкая система — например, нет возможности ввода данных «задним числом». Период хранения данных на торговых устройствах составляет от 2 до 40 дней.

Никаких вариантов связи с разработчиками найти не удалось, зато на сайте есть неплохой FAQ.

Тип установки: Mobile

Стоимость: бесплатно с оплатой за доп.функции

Трактиръ


Сервис, заточенный под работу с мобильными устройствами на iOS и Android. Есть, приложение для официантов и электронное меню, с помощью которого можно оформлять заказы без официантов. Расстраивает, что каждый модуль стоит отдельных денег. По разным оценкам системой пользуются от 2000 до 3000 заведений.



Пообщаться с поддержкой в чате нельзя, по телефону отвечает клиентский менеджер, который не знает технических подробностей реализации и установки.

Тип установки: локальная + Saas + Mobile

Стоимость: фронт-офис за 13000 руб, бэк-офис за 11500 руб и т.д.

Intellect Style


Простая, устанавливаемая локально, программа для автоматизации гостиниц и небольших заведений. Интерфейс модуля официанта явно перегружен — например, есть масса функций, которые можно активировать при работе со счетом, которые могут отвлекать официанта.



Из плюсов — есть чат поддержки, минус которого в том, что оператор мог бы отвечать и поразвернутее.

Тип установки: локальная

Стоимость: от 14900 руб.

Guscom.POS


Кроссплатформенный комплекс автоматизации, включающий несколько модулей — среди них модуль подключения фискальных принтеров, приложение для официантов и сервис администрирования.



Есть сервис мгновенных сообщений, в котором мне никто не ответил (впрочем, как и по телефону.)

Тип установки: локальный

Стоимость: по запросу

«Магия»


Система автоматизации кассового учета и управления в местах общепита и развлекательных центрах. Локальный модуль работает с базой Microsoft SQL Server, возможна интеграция с 1С Бухгалтерией. Есть довольно продвинутые функции вроде видеозаписи момента редактирования заказа.

Больше подходит для ресторанов, совмещенных с бильярдом, боулингом и другими развлечениями. По данным с сайта, систему используют более 500 клиентов.

Базовая поддержка только по email, чтобы узнать телефон — нужно быть зарегистрированным и подтвержденным пользователем.

Тип установки: локальный

Стоимость: типовой комплект c оборудованием за 71900 руб.

Pos Sector


На сайте сразу пишут, что пользователей системы уже больше 4500 тысяч. Локальный модуль с простым и интуитивно понятным интерфейсом — в нем создаются блюда, отделы, склады и подобные сущности. Есть также браузерное приложение для официантов.



Оператор подробно ответил на все возникшие вопросы, так что с поддержкой все хорошо.

Тип установки: локальная

Стоимость: базовая лицензия $590 (на 1 компьютер)

Z-Cash Restaurant Suite


Бесплатная система для автоматизации ресторанного бизнеса с открытым исходным кодом — плюс таког решения в экономии, минусы также понятны (один из них — полное отсутствие поддержки).

Тип установки: локальная

Стоимость: бесплатно

РСТъ: Рестораторъ


Этой системой пользуются более 2000 заведений. Имеются фронт- и бэк-офис (плюс модуль интеграции с 1С), приложение для официанта. Предоставляется один месяц бесплатного обслуживания.

Техподдержка только по почте.

Тип установки: локальная

Стоимость: от 10000 до 50000 руб.

Гедымин и POSitive


Локальный модуль для ведения учета «Гедымин» — это универсальный бэк-офис, к которому могут подключаться разные программы для фронт-офиса. База данных на SQL, открытый исходный код.



За несколько дней ни с кем не удалось выйти на контакт.

Стоимость: большая цифра в белорусских рублях

В качестве фронт-офиса можно использовать локальную разработку той же компании под названием POSitive.

Стоимость: цены в белорусских рублях

Система «Эксперт»


Комплексное решение «под ключ» включает в себя модуль торгового зала, менеджерскую часть, сервис отчетов, модули калькуляции и склада. Дождаться ответа оператора удалось не сразу, но отвечают подробно и по существу.

Тип установки: локальная

Стоимость: 219000 рублей

Бит.Аппетит


Компания оказывает заведениям комплекс услуг по подборку софта для автоматизации (в том числе собственного производства), его внедрению (вместе с оборудованием) и поддержке. Число клиентов — более 2500 заведений в России и СНГ (в том числе известные сети вроде «Якитории» и «Кофе Хауз»).

Собственные разработки на базе 1С по заложенным бизнес-процессам довольно ощутимо отстают от конкурирующих и более современных решений. Техническая поддержка по телефону, более сложные вопросы по калькуляции затрат — только по почте.

Тип установки: локальная

Стоимость: комплексная автоматизация ресторана от 250000

Простая столовая


Программа, которую можно настроить под конкретный тип заведения. Позволяет осуществлять контроль поступления продуктов, вести учет блюд, отслеживать остатки на складе и так далее.



Вопреки названию установка и работа с ней не такие уж и легкие. Лучше всего степень «простоту» взаимодействия иллюстрирует схема работы поддержки: чтобы проблема пользователя была рассмотрена, ему нужно снять видео проблемы, сделать скриншот и сделать резервную копию базы данных.

Тип установки: локальная

Стоимость: 3000 руб.

BitRest


Программа позволяет вести логирование всех действий персонала заведения, доступ к отчетам можно получить через интернет, компания-разработчик также обучает персонал. Поддержка только по телефону и не особенно оперативная.



Тип установки: локальная

Стоимость: 45000 рублей

For rest


Удобная программа, которая позволяет создавать заказы, принимать платежи, составлять рассадку зала, предоставлять клиентам скидки и просматривать отчеты.



Есть некоторые минусы интерфейса (например, в счете не отображается цена за блюдо), но некритичные.

Поддержка только по телефону, много региональных отделений. Скорость на высоте.

Тип установки: локальный

Стоимость: 21000 руб.

Хелпмикс


Система позволяет официантам работать через стационарный или мобильный сенсорный планшет или обычный компьютер. Производится учет остатков по складам, продукты списываются в реальном времени, ведется учет рабочего времени, фиксация времени и штрафов. Руководство может просматривать отчеты удаленно. Для работы не требуется наличия интернета.

Судя по данным на сайте, на данный момент клиентами украинского проекта являются более 50 заведений.

Тип установки: локальная

Стоимость: базовый комплект ~$530

Заключение


В этом обзоре мы рассмотрели значительное количество разнообразных инструментов и сервисов, но их, конечно, же гораздо больше, и многие проекты не попали в статью. Делитесь в комментариях ссылками на интересные инструменты автоматизации, и, может быть, в будущем наберется материал для еще одной статьи.

Спасибо за внимание!

Комментарии (33)


  1. Ahcai5oh
    25.05.2015 11:41

    www.z-cash.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3&Itemid=4

    Консультирование по вопросам эксплуатации АСУ и техническая поддержка работающей системы автоматизации

    за деньги техподдержка и на свободный продукт найдётся


    1. bow_22
      25.05.2015 18:43

      … они лет 5 назад умерли…


  1. shiko_1st
    25.05.2015 12:23

    Имели неосторожность связаться с БИТовской поделкой, еще в 2011 году.
    В результате огребли массу проблем, связанных с непониманием этими людьми специфики ресторанного дела.


    1. yellow
      25.05.2015 13:05

      БИТы вообще молодцы, написали БИТ.Строительство. И какое-то время конфа нормально работала. Сейчас что-то поменялось и это всё начало жостко тормозить.
      Так они сами у себя не могут найти спецов чтобы она не тормозила. Офигенно я считаю.


  1. chernomyrdin
    25.05.2015 12:35

    Есть еще www.fast-operator.ru


  1. FishDude
    25.05.2015 13:12

    А рарусовский РБК уже совсем сбросили со счетов? Гадость конечно он изрядная, но в нём есть и плюсы небольшие: поскольку по крайней мере частично написан на языке 1С, то обладает гибкостью, которая иногда бывает нужна.



  1. timsoid
    25.05.2015 14:17
    +1

    У вас скрин не R-Keeper, а их системы бронирования.
    Сейчас новый интерфейс в RK7 примерно так выглядит

    image


    1. lol_wat Автор
      25.05.2015 14:51

      Спасибо за уточнение, обновил пост.


  1. Analitik_Telecom
    25.05.2015 14:22
    +1

    Недавно видел ролик про RegionSoft Barman на Youtube. Удивился, увидев решение от популярного нынче вендора CRM. На вид все очень неплохо и интересно (приятный сенсорный интерфейс, работа с POS, картой, резервирование, карта зала) посмотрел цены на сайте — ниже рынка, в принципе.


  1. roboter
    25.05.2015 14:48
    +1

    Для приёма резервирований я могу порекомендовать бесплатный модуль который встраивается на сайт под вордпрес. Модуль в реальном времени проверяет доступность мест и если есть свободные места позволяет сделать резервирование. Клиент получает подтверждение резервирование моментально по емайлу. Ресторан так же получает полный список будущих резервирований. Ссылка на модуль: wordpress.org/plugins/redi-restaurant-reservation
    У модуля есть платное расширение, 5 евро — мес, которое открывает доступ к дополнительным настройкам и к списку резервирований адаптированного для планшета


  1. SonkoDmitry
    25.05.2015 14:54

    Есть еще Frontpad. Буквально на днях запустили на нем кафе. Со своими плюсами/минусами. Онлайн.


  1. VladSavitsky
    25.05.2015 15:01
    -2

    Какой же у этих программ страшный интерфейс!.. (Кроме одной-двух, тех, что с мобильным интерфейсом и облачное решение).


    1. Itimora
      25.05.2015 15:56
      +2

      Интерфейс у всех, в основном, удобный. Подумайте, кто основные пользователи этих программ и как бы они путались в модерновой красоте. Это тот случай, когда простота и интуитивность важнее остальных признаков интерфейса.
      Такие системы в облаке — ад. Система управления рестораном должна быть прежде всего быстрой. Облако в условиях нестабильного соединения породит хаос.


      1. Xpommi
        25.05.2015 16:26
        -2

        Облако не доставляет проблем при отсутствии канала. Почти все решения позволяют работать автономно, по желанию терминал можно подключить в сеть и слить данные в облако откуда угодно.


  1. senpai_kun
    25.05.2015 15:10

    Есть еще Tillypad XL. Удобно, гибко и функционально: планы залов можно заливать, доставку организовывать и много чего еще. Да и интерфейс, вроде, современный (хотя, на вкус и цвет все фломастеры разные).


  1. civitano
    25.05.2015 15:44

    В реальности 90-95% заведений используют R-Keeper, iiko, Tillypad. Самый удобный в работе официанта — R-Keeper. iiko — менее удобен в работе, но зато прекрасен для дирекции всевозможной аналитикой и отчетами.


    1. Xpommi
      25.05.2015 16:43

      В реальности проценты другие(около 75-80% «используют R-Keeper, iiko, Tillypad»), если говорить о РФ(скорее Мск и крупные города). Очень много заведений не используют программные продукты(бьют чеки на «шарманках»). За рубежом картина совсем другая, вот например, очень популярное решение.


    1. Subrisk
      25.05.2015 21:52
      +1

      А можно ссылку на источник статистики?


  1. civitano
    25.05.2015 15:48
    +1

    И да, система, работа которой привязана в интернету — это самый большой fail которой можно придумать. Ибо, при отваливании интернета останавливается работа ресторана и начинается лютая паника на кухне и в зале


    1. mushroomeater
      25.05.2015 15:56

      Как правило, облачные системы прекрасно работают оффлайн. И при отваливании интернета все данные хранятся на терминалах и синхронизируются с бэком при восстановлении соединения. Никакой паники.


      1. dimskiy
        25.05.2015 16:16
        +2

        Ну просто это уже не совсем облачная система. Скорее, облачное хранение данных, чем привычный SaaS


        1. mushroomeater
          25.05.2015 18:31

          Ну почему же, бэк то в облаке, а это 3/4 всего функционала системы, а не только хранение.


  1. bow_22
    25.05.2015 16:17

    Intellect Style — скриншоты и текст относятся к другому продукту — ККС АРМ Кассира.


    1. bow_22
      25.05.2015 18:39

      Скрин кассы Intellect Style
      image
      Cкрин киоска самообслуживания
      image


  1. lagranzh
    25.05.2015 17:39
    +1

    А open source никто не пользует? Openbravo POS и т.д?


    1. Analitik_Telecom
      25.05.2015 17:49
      +1

      Для поддержки open source нужен хороший администратор, сильные скиллы. Ему нужно платить — в итоге это дороже, чем заплатить вендору за внедрение и некоторую поддержку.


    1. nomadmoon
      26.05.2015 07:17

      О, спасибо за наводку. Будем изучать.


  1. ryzhkov
    25.05.2015 19:02
    -2

    Poster на месте) Готовы ответить на все ваши вопросы)


  1. Ghedeon
    26.05.2015 12:40
    -1

    Почему-то думал, что мировой лидер это Open Table. Либо просто хорошо пиарятся. Есть какая-то оценка их доли на рынке? Система резервирования, терминалы для официантов, мобильные платежи, статистика…


    1. mushroomeater
      26.05.2015 13:17

      Open Table это не система автоматизации, а именно сервис резервирования. Рынок бронирования столов в США принадлежит им. Мировым лидером их назвать нельзя, поскольку в каждой стране, как правило, есть десятки своих аналогичных сервисов, зачастую более успешных.


    1. bow_22
      26.05.2015 13:48

      Первый раз про таких слышу. Например, www.micros.com, который недавно был прикуплен Oracle, куда более распространенная система.
      Вообще на ресторанном рынке очень много решений и говорить о мировом лидере нельзя.
      Многие решения эксклюзивные — на них работает всего один кастомер.
      Тот же rkeeper в некоторых больших сетях в РФ — это сплошная «кастомдевщина».


      1. Ghedeon
        26.05.2015 23:42

        Как правильно указал товарищ, я смешал систему бронирования и систему автоматизации. Хотя, зачастую эта грань стирается, потому что в конечном счете поставщику услуг выгодно покрыть все нужды ресторана и они стараются продать экосистему, а не отдельный продукт. По поводу «в первый раз про таких слышу», не знаю о каких объемах мы говорим, но уж точно не один кастомер. Если верить вики, то на 2014г. open table обслуживала 15 млн. заказов в месяц в 31 тыс. ресторанов. Также, год назад компания перешла к The Priceline Group за 2.6 млрд. долларов. Если что, та же фирма владеет booking.com и kayak. Кстати, где-то читал, что они предлагают полную интеграцию с micros, который вы указали.

        Как уже было замечено, сильно зависит от рынка, думаю в этом причина недопонимания. В США они лидеры (первые вскочили, многие недовольны устаревшим сервисом, но выбирают их из-за наработанной базы. Что-то вроде yelp), в Европе тоже хорошие позиции, (в Англии вообще первые, после того как купили toptable и footspotting). В Японии это скорее всего Hotpepper Gourmet какой-то, а в России своя атмосфера).

        В принципе, я только список дополнить хотел, не холивара ради. Любопытсво наказуемо, задал вопрос — держи минус).