Приветствую всех кто увлекается электроникой! Меня зовут Василий Сухопаров, я технический директор компании Eczo.bike. Хочу рассказать о том, как мы разрабатывали комплект электрификации велосипеда, с какими подводными камнями пришлось столкнуться и на какие инженерные хитрости пойти. Впереди будет немного программирования STM32, схем, тонкостей проектирования силовых плат и пару слов о механической составляющей КЭВ (Комплект Электрификации Велосипеда).


Комплект электрификации с максимальной мощностью 2600 Вт, бортовым компьютером, трекером, и сменными аккумуляторами.

Для чего все это было придумано?


Имея опыт самостоятельной сборки электробайка по частям и большое количество набитых шишек в процессе, привело меня к пониманию того, что на данный момент на рынке нет предложений соответствующих всем моим потребностям.

Каждую деталь приходилось подгонять, колхозить, что-то изобретать с нуля. Нельзя просто взять и воткнуть на велосипед электронику, как новую видеокарту в компьютер. Отсутствовала система Plug and Play Ride.

Своя собственная система могла бы обеспечить:

— модульность
— «юзер-френдли» интерфейс
— возможность тонкой настройки под себя
— отсутствие необходимости проводить пайку разъемов и вообще наличия познаний в электронике
— небольшой вес

Все вышеописанное — это то, с чем придется столкнуться обычному пользователю, пожелавшему переоборудовать велик китайскими комплектующими. С таким подходом электро-велосипедостроение останется надолго уделом гиков и электронщиков, неспособное войти в массы.

Промышленно выпускаемые решения не блещут особой мощностью (до 1000Вт) и зачастую встроены в собственные рамы велосипедов. В домашнем пылесосе «лошадей» и то больше :) Про конфигурируемость и подключение дополнительных возможностей вообще говорить не приходится.

Постепенно, начиная от разработки бортового компьютера в подвале своего дома (буквально) и заканчивая инвертором, системой управления аккумуляторной батареей и всего комплекта в целом, приходило понимание, как должно все выстраиваться, чтобы обеспечить максимальный комфорт от использования данного девайса. При этом, чтобы вещь работала на пользователя, а не пользователю приходилось тратить время, чтобы заставить ее работать.

Что же в итоге получилось?


Прототип на картинке до ката был собран по большей части ручным трудом, платы паяли прямо в офисе, и тут же программировали. На ЧПУ были фрезерованы корпуса из цельных брусков пластика, металлический каркас делался на производстве. Сборку аккумуляторов производили своим трудом, по технологии а-ля Tesla, базовым составляющим которого является элемент в форм-факторе 18650, подобные ячейки стоят и в большинстве ноутбуков. Да, формально Tesla катается на ноутбучных батарейках :-)



Бортовой компьютер показывает не только напряжение аккумулятора или процент заряда (что порой малоинформативно) но и расход в Вт*ч, удельное энергопотребление Вт*ч/км, и дальность хода, три основных параметра, которые хочется знать, когда едешь куда-то далеко, и необходимо спланировать маршрут. C увеличением скорости увеличивается и сопротивление воздуха, причем в прогрессии, и оно вносит основной вклад в расход энергии при движении. Экономить можно меньше нажимая тапку в пол, либо подкручивая педали.


Инвертор (в простонародье — контроллер) управляет мотором, позволяет настраивать под себя режимы езды, управление тягой, скоростью, мощностью, в общем, позволяет достаточно широко сконфигурировать систему. В нем встроены аппаратная защита от КЗ, контроль температуры транзисторов, мотора, реализована поддержка бессенсорного режима и возможность автоопределения параметров мотора. Мозгом инвертора является STM32F405. Контролируя все эти параметры можно обеспечить высокую надежность от большинства случаев, которые со мной возникали на китайской электронике (будь то перегрев мотора/контроллера, или выгорание силовых ключей из-за того что мотор заблокирован и т.п.).

Максимальные ТТХ такой железяки — IN: 30~90V 150A, OUT: 200A. В КЭВ используется упрощенная версия контроллера с более слабыми характеристиками.



BMS (Battery management system) — система управления аккумуляторной батареей. Подсчитывает заряд/разряд, контролирует процесс зарядки элементов и производит их балансировку, при необходимости. Отличие от обычных BMS опять же в надежности, чаще всего китайские BMS при КЗ с пламенем выгорали. Видно напряжение на каждом элементе батареи, под нагрузкой можно контролировать их внутреннее сопротивление. Основной брак аккумуляторов это повышенный саморазряд и ухудшение вн. сопротивления, что может привести к повреждению всей батареи, если вовремя не заметить.

Встроен термоконтроль. Добавление этого модуля в систему позволяет использовать заряд батареи максимально полностью без ущерба для ее здоровья, например снижать мощность при почти полном разряде или очень холодной/горячей температуре, ускоряет процесс зарядки используя собственный алгоритм балансировки.



Для переоборудования велосипеда был выбран подвесной мотор, т.к. только он позволяет получить хороший момент на колесе и большую мощность при меньшем весе. Этот моторчик весит 3кг. Для сравнения мотор колёса бывают двух типов: Direct drive — «прямой привод» — бывают мощностью в 1000W и даже более, но весят они от 6 кг до 23 кг только за мотор. Geared — редукторные — до 500W вес от 2 кг, и буквально пару моторов 1000W до 4,5 кг. В первом случае приходится ставить усиленные обода на велосипед, и обязательно наращивать железо в месте крепления оси мотора, дабы раму не свернуло. Но ни одно мотор колесо в подобной весовой категории не позволяет получить момента порядка 160 Nm на заднем колесе.

Характеристики КЭВ


Пиковая мощность до 2600 Вт электрической
Максимальный ток мотора 70А
Максимальный ток батареи 50А
Напряжение батареи 36,4~54.6V
Максимальный ток заряда 1C (~1 час)
CAN шина
DC-DC OUT: 13V 13W + 10W для модулей
Бортовой компьютер с FSTN экраном 240x128 2.8"
Bluetooth 4,0 на BMS или в инверторе

Структурная схема устройства


Чтобы обеспечить универсальность в подключении была выбрана CAN шина с бортовым напряжением 13V и отдельно силовая шина, с батарейным напряжением.


Сердцем всей системы является контроллер, управляющий мотором. Он преобразует постоянное напряжение с батареи в переменное с частотой до 1500 Гц. (Частота ШИМ выше — до 20 кГц) Сигналы управления поступают к нему либо напрямую, либо с бортового компьютера (экрана) через CAN шину. Также в нем встроен преобразователь Uбат. в 13V для обеспечения работы модулей.

Батарея подключается в общую сеть через BMS, как уже сказал выше, она следит за батареей, чтобы обеспечить ей долгий срок службы. Также имеет в себе преобразователь 13V для работы модулей.

Бортовой компьютер подключается по CAN шине c бортовым напряжением, отображает информацию которую получает с модулей, а также может вести запись данных на SD-карту.

Трекер также подключается по CAN + 13V и имеет в своем распоряжении небольшой АКБ для защиты от угона велосипеда, когда основной аккумулятор отсутствует.

Система поддерживает подключение до 4 батарей и контроллеров одновременно, например для управления четырёхколёсными ТС.

В заключении


В следующих статьях подробнее расскажу про разработку бортового компьютера, контроллера, системы управления аккумуляторной батареей и про то, как мы собирали батареи из элементов. Если будет интересно, отдельной статьей напишу про тестирование привода на диностенде или как в домашних условиях измерить КПД связки мотор + контроллер.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (76)


  1. Imbecile
    11.11.2016 18:41

    Интересно, есть ли рекуперация? И если есть, то какова его эффективность? Развиваемый тормозной момент и отдаваемый ток в батарею?


    1. VasiliSker
      11.11.2016 18:44
      +2

      Увы, рекуперацией пожертвовали в угоду более хорошему накату. По экспериментам зарубежных товарищей, это дает намного больший выигрыш по пробегу, т.к. отсутствует сопротивление кручения мотора. Примерно 5% в лучшем случае возвращается от рекуперации или 20% меньший расход при наличии муфты.


      1. SKolotienko
        11.11.2016 18:54

        А существуют ли системы рекуперации, которые в выключенном состоянии не добавляют сопротивления при накате? Ну, например, можно себе представить V-brake, где вместо щёток к ободу прижимается рекуперативный тормоз.


        1. VasiliSker
          11.11.2016 19:02

          Обычно рекуперацией занимается тот же мотор, который крутит колесо. Т.к. мотор обращаемая электрическая машина. Однако у нас стоит BLDC мотор, он с постоянными магнитами и в нем присутствует некоторый процент потерь на перемагничивание. Будь то мотор асинхронный, скорее всего можно было достичь такого эффекта, но они априори тяжелее и габаритнее.


          1. NiTr0_ua
            11.11.2016 23:49

            Видел в свое время авиационные коллекторные движки, где ротор был в виде залитых в эпоксидку обмоток, статор — магнит + магнитопровод. Такой мотор не имел потерь на перемагниивание вообще (нечему перемагничиваться), при довольно солидной мощности (не ниже чем классичские, с металлическим ротором тех же габаритов). Интересно, есть ли BLDC подобной конструкции?


        1. APaMazur
          11.11.2016 19:06

          Представить можно, но не реализовать
          Непонятно как сделать конструкцию, располагающуюся на условно-произвольной раме, непосредственно возле колеса, не выпирающую сильно за габарит, размуного веса, при этом эффективно передающую момент до самого двигателя


          Единственный вариант, который тут виден — это кастомная втулка, имеющая режим "фикс-байка", но тут тоже две проблемы:


          • это механика с нуля, а значит все темно, долго, дорого и, вероятно, по-первости, не очень надежно
          • непонятно как разрулить серьзные, практически ударные нагрузки на цепь

          В итоге рекуперация остается уделом мотор-колес, и то не всех, причем даже там это работает через пень-колоду часто


      1. asdfghjk12
        11.11.2016 21:41
        -1

        Если у вас мотор намертво прикручен к звездочке, то наличие или отсутствие рекуперации будет незаметно по пробегу. При движении накатом драйвер просто не будет брать ток от мотора и тем самым тормозить ротор. Или при движении накатом генерируемое напряжение выше питания драйвера, и ток с мотора подъедается через защитные диоды ключей? Так это тоже решается.


        1. VasiliSker
          11.11.2016 21:45
          +2

          Проблема не в токе и не в напряжении. Изза потерей на перемагничивание (вращение ротора с магнитами вокруг железа статора) создается момент, который тормозит колесо.


    1. burundukh
      13.11.2016 10:16

      Рекуперация повышает нагрев. в теплую погоду это может стать критично.


  1. Riod
    11.11.2016 18:59
    +2

    По моему опыту катания в городе, идеальным был бы двигатель который можно включить явно по надобности, например чтобы он помог забраться в гору. При этом запаса хода достаточно километров 5. Если есть рекуперация. И моторчик можно ставить слабенький. Это просто помощь.
    Но все почему-то стараются сделать электромопед. Помощнее, побыстрее. Сразу удорожается конструкция.


    1. andrrrrr
      11.11.2016 19:17
      -1

      5 км это очень мало. и для таких мелких батарей въезд на гору будет очень вреден. большие токи их просто убьют.

      а так да, ватт 350 или даже 250 достаточно. тем более что мотор кратковременно может выдать больше.


    1. Krokodilewhile
      12.11.2016 09:42

      Тебе в помощь пойдет редукторное мотор-колесо, мощностью ватт 350, с литий-ионными батарейками.
      Весь комплект добавит велосипеду 3кг веса. Про рекуперацию забудь, единственная польза от неё — сохранение ресурса задних тормозных колодок.


      1. Riod
        14.11.2016 12:20

        Подключаемая рекуперация была бы очень в тему. Есть песурс 5-6 км. На горку моторчик помог, с горки зарядил, отключил рекуперацию, до следующей горки едешь нормально


        1. Krokodilewhile
          17.11.2016 09:29

          Рекуперация на электровелосипедах работает не так, как ты представляешь себе.
          Это способ тормозить, а не заряжать аккумулятор. То, о чем ты говоришь, вернет в аккум 1-2% энергии. Имею ввиду за поездку, всего. С рекуперацией на моторе ты проедешь на 100м дальше.


  1. xtala
    11.11.2016 19:01
    -2

    Имхо конечно, но не тяжеловат ли для для этого дела горный велосипед? У него повышенная прочность для езды в экстремальных условиях, но нужна ли она для езды в городских? Может есть смысл разработать свою собственную раму с нуля? Как насчет двигателя колеса? https://www.youtube.com/watch?v=kObWDnmFCvM


    1. APaMazur
      11.11.2016 19:12

      Вся эта конструкция несколько увеличивает вес и средние скорости, а следовательно, весьма вероятно, нагрузки, так что да, я бы сказал, что именно горняк тут уместен, они сейчас весят около 15-17 средней приличности, да и несколько дешевле, плюс вторичка богаче, так что выигрыш 5-7кг использованием шоссейника тут выглядит неуместно, городской вел сделает конструкцию еще менее мобильной (а велосипед надо часто и по лестнице спустить)
      Ну и еще… На скорости 80 на велосипеде на трассе вы скажете огромное спасибо правильно выставленной вилке )


      Своя рама — не вариант, тут вся фишка в полной совместимости с любой навеской, а значит ремонтопригодности и модифицируемости, от которой мало кто захочет отказаться, плюс это заметно увеличит цену


      1. NiTr0_ua
        11.11.2016 23:49
        +2

        80 по трассе — это надо лошадок 10 иметь. и 3 стальных яйца…


        1. ns3230
          12.11.2016 14:39

          Если трасса ровная прямая, а убер-машина с всадником весит немного — лошадки три достаточно. Только вот стальных яиц нужно все 10) Помню, с горы разгонял на «Украине» около 60 — при наезде на болт в индийской лысой покрышке вырвало дырку с пятак диаметром.


          1. DrZlodberg
            12.11.2016 18:18

            Таки Украина — никуда не горный. Хотя в детстве на ней такое творили, что и на горном теперь иногда страшно. А сейчас после горного непонятно как не ней вообще ездил.


        1. DrZlodberg
          12.11.2016 18:16

          Гонял на горном с горнолыжки 70 по спидометру. Быстрее раскрутить не смог. Вполне нормально. А после 90 по раздолбанной в хлам грунтовке на кроссе — вообще фигня. Вообще на серьёзных DH гонках 80 не редкость по прямо скажем вообще не дороге. Хотя вот там действительно яиц нужно уже иметь упаковку. ;)


          1. NiTr0_ua
            13.11.2016 15:22

            с горки — да. а вот по ровному без уклона — больше 30 км/ч человек не выжмет длительно (скажем, более 5 минут). а вот за каким-то авто в воздушном потоке — легко 40-50 можно, не прикладывая особо усилий (покрутил секунд 20 педали — и минуту катишься накатом, пока не начал отставать на пару метров). так что основной момент тут — сопротивление воздуха.

            и да, на велосипеде если влететь в хорошую ямку (сантиметров 10-15 глубиной — я такие ловил) на 70 км/ч, да еще если вел без заднего амортизатора — обод навряд выдержит. тут мото диски (толщиной миллиметра 2-3) от такого на ура гнутся…


            1. DrZlodberg
              13.11.2016 17:04

              Вопрос техники. На 70 км/ч яма длинной несколько метров перелетается практически без усилий даже на кантрийнике. Про более подходящие велосипеды вообще молчу. На эндуро/кросс мотоцикле, кстати, тоже. Если бить всей массой — то естественно не выдержит.
              Для электровела имеет смысл всё-таки использовать DH раму, она больше заточена под высокие скорости. Правда и стоит как ещё один комплект электрики минимум.


              1. NiTr0_ua
                13.11.2016 17:43

                на ровной дороге? да когда яма внезапно «выныривает» в 15 метрах впереди (такое бывает если впереди небольшой подъем, или если трасса в солнечный день с тенями от деревьев — в них ямы фиг разглядишь, и времени на реакцию практически не остается)? на реальных дорогах трамплины перед ямами не встречаются, все чаще — просто выбоины…

                а вот для покатушек по пересеченной местности — таки да, электровел довольно веселый будет.


                1. DrZlodberg
                  13.11.2016 18:38

                  Bunny Hop
                  Он же на циклокроссе, который по геометрии почти шоссер
                  Обычный кантрийный хоп не нашел, но но проще и быстрее можно сделать.
                  На кроссе
                  На спортЕ
                  На счёт 15 метров не скажу, но даже если ну успеешь нормально прыгнуть — просто задранное переднее с разгрузкой вовремя заднего удар сводят почти на нет (на мотоцикле — если хватит хода подвески ибо собственная масса, на велосипеде её можно не учитывать).


                  1. NiTr0_ua
                    14.11.2016 00:51

                    на 20-30 км/ч — может и получится прыгнуть. но не на 70 км/ч на максимальной передаче с околонулевым запасом мощности двигателя ;) а этот комплект где-то эквивалентен 50 кубикам по мощности, а то и меньше…


                    1. DrZlodberg
                      14.11.2016 08:28

                      Открою секрет — при правильном выполнении запас нужен очень небольшой. ;) Основную работу делает подвеска. На велосипеде с его весом вообще можно на любой скорости. Кстати если посмотреть видео про кросс — он там прыгает вообще на месте только подвеской, хоть и низко. Правда это уже хорошо настроенная подвеска нужна.


            1. redmanmale
              21.11.2016 18:03

              Ехал >40 км/ч стабильно больше часа на трассе (практически ровная дорога без особых горок и склонов).


              1. NiTr0_ua
                21.11.2016 18:26

                на шоссейнике с 1.2-1.5" шинами небось? на тракторе с 2.25" и толще, типа как на фото — навряд получится… хотя — смотря насколько накачаны ноги…


      1. V1RuS
        13.11.2016 14:50

        именно горняк тут уместен, они сейчас весят около 15-17 средней приличности

        12-13, если речь не о даунхильном велосипеде.


  1. Boomburum
    11.11.2016 19:11

    На Merida Matts Trail 100d такой встанет? )


    1. DmtryBogdanchikov
      11.11.2016 19:15

      Отлично встанет.


    1. VasiliSker
      11.11.2016 19:19

      Можно распечатать шаблон и примерить :)


      1. scream_r
        12.11.2016 17:16

        Формат форматом, но на шаблоне хорошо бы ещё линейку нарисовать, для сверки.


  1. river-fall
    11.11.2016 19:18

    Какие у вас преимущества перед Bosch eBike?


    1. DmtryBogdanchikov
      11.11.2016 19:51
      +4

      1) Наш кит можно поставить на обычный велосипед или переставить со старого на новый велик. У бош специальная рама только под данный кит.
      2) Тяга нашего двигателя в 2 раза больше — 150 Нм, у Бош 75 Нм
      3) Мощность двигателя у нас 2500 Вт, у Бош 500 Вт
      4) Батарея в 2 раза более ёмкая 1000 Втч, соответственно пробег на зарядке гораздо больше. У Бош 500 Втч.
      5) Стоимость ниже (с учетом велосипеда). Наш кит стоит от 1000 евро + велик. Бош с великом стоит от 2200 евро
      6) Зарядка батареи 1000 Втч всего 1,5 часа до 100%, у Бош 4,5 часа для батареи 500 Втч
      7) Скорость у нас на 15 Км/ч выше, до 60 Км/ч, у Бош 45 км/ч


  1. NeuroHunter
    11.11.2016 19:50

    По поводу велокомпьютера — а не думали интегрироваться с существующую ANT+/BLE инфраструктуру? Сейчас вроде бы есть отдельный субсет ANT+ для электробайков. В плюсе — владельцы существующих ANT+-совместимых систем получат поддержку вашего проекта практически «из коробки» (через обновление прошивки). Ну а BLE, в свою очередь, позволит подключить в качестве дисплея смартфон.


  1. MaksVasilev
    11.11.2016 19:51

    Я не увидел в статье достаточно важных характеристик:

    1) средняя (равномерная, крейсерская) мощность этого устройства за определённый промежуток времени, т.е. например «устройство способно непрерывно работать со средней мощностью 200 Вт в течении 120 минут».

    2) средняя максимальная мощность, например «в течении 5 минут устройство может развивать 400 Вт мощность непрерывно»

    3) Итоговый вес всего навешиваемого на маунтинбайк комплекта, включая элементы питания и органы управления.


    1. VasiliSker
      11.11.2016 21:50
      +2

      1) номинальная мощность 1.6кВт при движении со скоростью 45км/ч+, время работы: пока не сядет аккумулятор
      2) максимальная мощность 2.6кВт ~1 минуту. зависит от температуры воздуха, железа, скорости движения. При привышении температуры мотора мощность автоматически будет снижаться.

      Слово «средняя» здесь слабо применимо, т.к. например сейчас, зимой, можно развить более высокую «среднюю» чем летом.

      3) ~8кг в базовой комплектации


      1. kanne
        12.11.2016 15:57

        «1.6» кВт — это мощность чего? показанная на фото электроника не даст такой мощности «до разряда батареи», только если с хорошим обдувом. есть ли правдивые тесты для тяжёлых режимов?
        нормально ли вытягивает сигнал тока схема в bms — просто оу + шунт на резисторах? не было ли попыток применения интегральных датчиков, или данная схема сразу дала приемлемый сигнал?
        будет ли описание схемы управления двигателем, в частности — если применяется векторное управление, то что используется в качестве датчика положения — датчики фазных токов либо непосредственно датчик угла?


        1. VasiliSker
          12.11.2016 16:03

          Я указал «при движении со скоростью 45км/ч+», это и есть обдув.
          Интегральные датчики дороже, если подразумевались датчики на эффекте холла от allegro, то у них плавают показания сильно. Подробное описание сделаю в последующих статьях.


  1. REPISOT
    11.11.2016 20:15

    Провода, просто припаянные к плате — это не надежно. У нас бы такую КД не подписали.


    1. VasiliSker
      11.11.2016 22:07
      +2

      На фото прототипы плат, за пайку прошу сильно не пинать. Провода используются кремнийорганические, очень гибкие. По задумке они должны пропаиваться в специальное отверстие на плате, в целом довольно распространенное решение что в BMS, что и в инверторах. Проблем с этим никогда не возникало.


      1. REPISOT
        12.11.2016 15:55

        Обрыв возникает в точке пайки, где снята изоляция. Причина — вибрация. Что годится для китайского плеера, то не годится для претендующего на качество электронного блока транспортного средства.
        Правильно — либо специальный разъем, либо колодочка для пайки с кембриками или термоусадками.



    1. CyberAndrew
      11.11.2016 23:58

      А как правильно делается? Проклеить герметиком?


      1. REPISOT
        12.11.2016 16:00

        Или да, приклеить к плате на некотором расстоянии.


  1. Hunt666
    11.11.2016 21:07
    +2

    А как с точки зрения пдд, с 2500Вт меня гаишники не привлекут к чему нибудь?


    1. VasiliSker
      11.11.2016 21:57
      +2

      Наличие кат. М или В разрешает управление подобными ТС, т.к. оно попадает под определение «Мопед».


      1. alexmeloman
        12.11.2016 19:47

        А какая мощность нужна, чтобы кататься без прав?
        У вас такие варианты будут?


        1. VasiliSker
          12.11.2016 22:43

          250Ватт, да, такой вариант тоже будет, с возможностью «апгрейда»


  1. LampTester
    11.11.2016 21:30

    Если не секрет, чем обусловлен выбор контроллера серии STM32F4 для инвертора? Применяете продвинутое векторное управление двигателем?


    1. VasiliSker
      11.11.2016 21:54

      Да, планируется использовать векторное управление и бессенсорный режим.


  1. 2zzyQ
    12.11.2016 00:35

    отличное видео на сайте с хопами =) Несколько вопросов:
    Что с разгоном? Есть какие-то показатели, чтобы понять уровень фана от катания без тест-драйва? По указанной мощности и стилю видео упор был явно не только на перемещение из точки А в точку Б.
    Что с дилерами в США? Сайт говорит, что будут весной 2017 года. Уже есть кто-то на примете или все еще в поиске?
    Что с влагозащищенностью? Сможет ли работать в дождь?

    Очень интересный проект, конечно. Особенно с расположением мотора и удобством установки. Единстенный sketchy момент по видео — цепь передачи момента с двигателя на каретку защитить бы как-нибудь кожухом, чтобы туда случайно не зажевало штанину или еще кого =)


    1. DmtryBogdanchikov
      12.11.2016 13:58

      Ну, уровень фана только на тест-драйве становится понятен )) Разгон очень резвый, точно пока не мерили.
      Кит предназначен в первую очередь для катания по сложному рельефу. Тяга 150 Нм позволяет заехать только на электротяге в горнолыжный подъем 30 градусов. Ездили в Дмитрове.

      С дилерами в США будем разбираться в течении месяца, изучим заинтересованность. Если есть, кого порекомендовать, было бы отлично. Защищенность от пыли и воды по классу IP65.

      Защитный кожух обязательно будет, он и планировался, но на прототипе не сделали. Кстати, цепь будет заменена на ремень и будет сохранена вся передняя система переключения передач.


      1. 2zzyQ
        13.11.2016 21:56

        Я бы начал с городов Сан-Франциско и Сиэтл. Они самые велосипедные по моему опыту. Особенно СФ так как там ещё и куча заинтересованных гиков с баблом. По дилерам — Performance Bike, REI, но это все большие сети, не знаю как там договорится. Можно просто зарегать фирму и продавать через инет. Можно даже через Амазон. Можно найти мелкий местный магазин и поручить им обслуживание.
        Если надо, я могу составить небольшой список именно мелкий местных веломагазинов в Сиэтле, но я не уверен, что им это будет интересно.


        1. DmtryBogdanchikov
          14.11.2016 00:44

          Да, было бы неплохо, а вы из Сиэтла? Мы бы хотели изучить местных потенциальных дилеров. Спасибо за информацию.


          1. 2zzyQ
            14.11.2016 21:34

            Да, из пригорода =) Я бы начал с evo.com — они недавно начали продавать велосипеды тоже и, возможно, они будут наиболее подходящим средним вариантом между большой сетью и мелкими шопами.


    1. VasiliSker
      12.11.2016 14:08
      +1

      Уровень фана… скажу так, даже самые скептически настроенные товарищи приезжали обратно с круглыми глазами и полными штанами восторга :)


  1. CyberAndrew
    12.11.2016 01:23

    Не очень понятно, какой используется тип привода? Я так понимаю, что двигатель крутит шестерню с педалями, то есть при включении двигателя педали будут крутиться?


    1. 2zzyQ
      12.11.2016 01:52

      нет, автор на это указывает в статье. Это не новая конструкция. По сути там специальная каретка с подобием кассеты, что стоит на задней втулке. Педали ведь не крутятся, когда крутится заднее колесо. Тут тот же принцип.


    1. 2zzyQ
      12.11.2016 01:54

      прошу прощения, не в статье, а на сайте =)
      http://eczo.bike/main
      в статье, действительно, этот момент опущен.


      1. CyberAndrew
        12.11.2016 15:13

        На сайте не увидел описание самой конструкции привода. Только в видео https://youtu.be/YQ0d1nuSGXw?t=11 мельком её видно.

        Но я кажется понял принцип. Педали связаны дополнительной цепью не с задним колесом, а с осью двигателя (на которой сидит каретка, позволяющая педалям не крутиться при работающем двигателе). И уже в свою очередь эта ось связана второй (обычной) цепью с задним колесом. Очень интересное решение. Интересно, такая система продается где-нибудь (кроме магазина eczo bike)?


        1. 2zzyQ
          13.11.2016 21:50

          Поиск на EBay по mid drive electric bike даст китайские варианты такого привода. Вроде бы где-то можно было и отдельно каретку со звёздами прикупить.
          Цепи там две — от мотора к большой звезде на каретке и потом от звёзд передач на задние звезды. Обе цепи жёстко связаны, а вот педали уже связаны с кареткой через кассету и не крутятся, когда крутятся передние звезды. У обычной каретки педали жёстко связаны с передними звёздами.


          1. NickyX3
            14.11.2016 12:35

            Значит ли это, что требуется поменят целиком каретку? Что с совместимостью с разным системами шатунов и т.п.? Встанет на ISIS Drive систему, Truvativ например?


            1. 2zzyQ
              14.11.2016 21:33

              не знаю, как у этих ребят, но вот другой поиск по Ebay http://www.ebay.com/sch/i.html?_odkw=mid+drive+electric+bike&_osacat=0&_from=R40&_trksid=p2045573.m570.l1313.TR0.TRC0.H0.Xmid+drive+electric+bike+isis.TRS1&_nkw=mid+drive+electric+bike+isis&_sacat=0
              выдает что есть каретки под ISIS и шатуны специальные под электрическую систему.

              Но в целом я не вижу особой проблемы. Скорее всего кит будет идти с кареткой, шатунами и звездами, так как все специфическое. Главное, чтобы там был хороший стандарт, а текущий набор можно просто продать.


  1. SinsI
    12.11.2016 03:46

    Каковы эксплуатационные расходы (на 1000 км)? Сколько вы проехали на испытаниях (в финальной версии комплекта), в каких условиях (зима, лето, ледяной дождь, город, лес, горы)?
    Как часто надо будет проводить техобслуживание?
    Чем именно хороша такая большая мощность двигателя — ведь обычный велосипедист выдаёт только ~120Вт… Не лучше ли ограничится 250 Вт, чтобы не мучить людей необходимостью получения водительских прав?

    Что с безопасностью — возможным возгоранием батарей и ударом током, особенно при повреждениях конструкции (допустим, от удара об ветку, камень или забор)?


    1. VasiliSker
      12.11.2016 14:28

      В эксплутационные расходы можно записать ремень, цепь, аккумулятор. Это основные части у которых есть небольшой ресурс жизни. Данных по пробегу на данный момент привести не могу, т.к. еще идет обкатка финальной версии. Но можно примерно посчитать замену аккумулятора, взяв средний расход 20Вт*ч/км, энегоемкость большой батареи 900Вт*ч, срок службы 1000 циклов до 60% остаточной емкости, получим (900Вт*ч+900Вт*ч*0,6)/2*1000/20Вт*ч/км = 36000км пробега для одной батареи. Или примерно 1,2руб/км за одну батарею.
      250W решений много, и они не вызывают особого восторга от пользования. Основной акцент именно на способность забираться в горы без проблем.

      Батарея защищена вставками из алюминиевого листа и имеется термоконтроль. Сами ячейки выполнены в виде стального цилиндрического корпуса, который довольно сложно промять. Но если такое случиться, о превышении температуры электроника узнает первой и даст сигнал, отключит питание. Напряжение всего 48В, риск поражения током мал, но многое от организма зависит. В планах добавить датчик ускорения для отключения при сильных ударах.


      1. safari2012
        14.11.2016 16:07

        под дождиком может и насмерть убить...


    1. V1RuS
      13.11.2016 14:59

      Подозреваю, что на каждые 1000 км будет уходить минимум одна цепь.


  1. Drako_Staarn
    12.11.2016 13:33

    А заодно и примерная цена?


    1. CyberAndrew
      12.11.2016 15:00

      http://eczo.bike/main
      От 67 до 108 тыс. рублей


  1. Giriia
    13.11.2016 00:40

    А какая цена(в $ если можно) и будете ли работать с другими странами? (А в частности с Беларусью?)


    1. DmtryBogdanchikov
      13.11.2016 14:41

      Да будем, уже есть клиенты из Беларуси, Германии, Швейцарии, Бельгии, Болгарии. Кроме того, в указанных странах будем формировать дилерскую сеть и сервиса. Доставить к вам не проблема.
      Цена от 1100 долл.


  1. zhivenkoff
    13.11.2016 10:14
    +1

    На кикстартер вам нужно. На полном серьезе.


  1. V1RuS
    13.11.2016 14:58

    Я правильно понял, что привод на колесо — стандартная цепь, и можно использовать стандартную же кассету с механизмом переключения?
    Тогда для какого передаточного соотношения (и размера колеса) указана максимальная скорость в 60 км/ч?


  1. redmanmale
    21.11.2016 18:10

    Посмотрел цены, немного охренел.
    За такие деньги можно купить неплохой мотоцикл.