Не может быть такого, чтобы компания Amazon участвовала в запуске флагманского продукта, имеющего чёрный ход, и тайно отправляющего всю вашу личную информацию на непонятный сервер в Китае. Конечно же, их разработчики или партнёр по производству отловили бы такое поведение во время обычной проверки безопасности. Такого ведь просто не может произойти, верно?

Всем наплевать на безопасность разлоченных Android-телефонов, не привязанных к провайдеру, продающихся в США (и многих других регионах). OEM-компаниям, изготавливающим и поставляющим Android-телефоны, наплевать; Google, поставщику Android-платформы, наплевать; ритейлерам вроде Amazon и Best Buy, продающим миллионы андроид-телефонов ежегодно, наплевать. Что хуже всего, среднему пользователю наплевать на компьютерную безопасность, пока не произойдёт чего-нибудь плохого, из-за чего всё так и идёт.

С Android-устройствами так было всегда, но Google начал более серьёзно относиться к этой ситуации летом 2015 года, когда ошибка Stagefright широко освещалась в СМИ. Специалисты по безопасности утверждают, что Google-устройства, Nexus и Pixel, подошли вплотную к iOS по меркам безопасности, но в целом ситуация ухудшается, когда большинство потребителей покупают смартфоны с софтом, не поддерживаемым компанией Google.

Мы вспомнили об этой серьёзной проблеме, когда Amazon пришлось отозвать BLU R1 HD, их телефон-бестселлер, после того, как специалист по безопасности обнаружил в нём скрытый чёрный ход благодаря «сочетанию любопытства и счастливой случайности». Эти устройства, а также некоторые другие модели BLU собирали и передавали личную информацию на некий сервер в Китае раз в 24-72 часа. Это поведение не было заметно пользователю. Данные включали точное положение устройства, текстовые сообщения, списки контактов, журнал звонков, установленные приложения и проч.

Директор BLU рассказал NYTimes, что «об этом, очевидно, мы ничего не знали», и признал ошибку. И хотя хорошо, что она так быстро её исправила, но очень настораживает тот момент, что ни BLU, ни Amazon не поймали её самостоятельно с момента запуска телефона в июле 2016 года.

Как же это могло случиться?


Честно, я просто не представляю, как такой косяк мог выйти на рынок и оставаться незамеченным так долго, поэтому я провёл небольшое исследование. Я работал на производителей Android OEM, у меня есть общее понимание того, что все выпуски ПО с мобильными сервисами Google должны пройти проверку Compatibility Test Suite (CTS). Недолгая беседа с экспертами по компьютерной безопасности открыла мне глаза на то, насколько серьёзные проблемы безопасности продолжают возникать

Google поддерживает чёрный список плохого ПО, которое нельзя поставлять с Android-телефонами. Я удивился, что Google и BLU были в курсе одной из уязвимостей, связанной с приложением ADUPS в чипах Mediatek ещё в 2015 году – за год до выпуска BLU R1 HD. Команда специалистов по безопасности Red Naga нашла уязвимость 1 марта 2015 года и сделала несколько попыток для её устранения, но столкнулась с тем, что "у BLU нет отдела по безопасности, в связи с чем она ничем не может помочь".

После молчания Mediatek и отсутствия помощи BLU, Google, в конце концов, принял патч в CTS для проверки системного сокета ADUPS. Это должно было решить проблему, но после этого Mediatek просто поменяла название сокета, чтобы обмануть CTS-проверку.

Проще говоря, CTS от Google не обнаруживает уязвимости, о которых она не знает. А Mediatek – рецидивист, периодически обходящий проверку CTS, и некоторые специалисты из индустрии безопасности называют её худшим производителем чипсетов.

Хотя у Mediatek плохая репутация в области безопасности, она всё ещё выигрывает конкурсы разработки, поскольку выполняет всю тяжёлую работу для OEM-партнёров, выбирающих их платформы. Если вы хотите по-быстрому и недорого запустить устройство на Android, то Mediatek часто оказывается доступным решением.

Можно ли этого снова избежать?


Нам всем стоит беспокоиться о скрытых чёрных ходах, но более серьёзная проблема – это известные уязвимости, которые не исправляют в большинстве андроид-устройств. Google пытается решить эту проблему, обращая на неё внимание пользователей. Компания публикует ежемесячные обзоры безопасности, Android Security Bulletins, и заставляет OEM-производителей показывать уровень Android Security Patch в настройках устройства.

После того, как в 2013-м FTC заставила HTC исправить известные уязвимости, OEM и операторы беспроводной связи предприняли некоторые меры, и большинство флагманских устройств, продаваемых в магазинах, регулярно получают обновления. Но не все устройства их получают, да и нет никакой гарантии, что устройства будут поддерживаться достаточно долго.

Прогресс идёт только когда что-то ломается, и СМИ начинают долбать Google с его партнёрами. К примеру, уже упомянутый Stagefright заставил FCC и FTC объединить усилия, чтобы «глубже понять и в результате улучшить безопасность мобильных устройств», однако результаты этого исследования пока не опубликованы.

Могу предсказать, к какому выводу они придут в своём отчете. Для OEM-производителей нет никаких стимулов вкладывать ресурсы в поддержку исправлений безопасности устройств после их запуска. Выпуск обновлений отнимает время и деньги, и это направление не влияет на принятие решений о покупках потребителями. Большинство OEM не хотят тратить лишние деньги на улучшение безопасности, покуда потребители не хотят платить за них.

Кто может это исправить?


В этом виновата вся цепочка поставки, но в ближайшем будущем не стоит ожидать улучшения. Некоторые соображения насчёт того, что разные игроки могли бы сделать для улучшения безопасности андроидофонов.

Google: ведёт список хороших и плохих OEM по тому, как те поддерживают безопасность и выпускают обновления, и, по слухам, может публично пристыдить худших производителей – но тем самым она нанесёт урон взаимоотношениям с партнёрами. Если Google серьёзно хочет улучшить безопасность, она может найти способ сообщать потребителям, какие из OEM, производителей компонентов и других партнёров плохо защищают данные пользователей. К примеру, чувствуете ли вы себя в безопасности, покупая продукцию BLU или устройство с чипом от Mediatek? Google может так изменить свою следующую спецификацию Android Compatibility Definition Document, чтобы потребовать поставлять устройства с патчем безопасности соответствующего уровня, и поддерживать эти устройства в течение достаточно долгого времени.

OEM: когда я работал на Huawei, я пытался обращать внимание на проблемы с безопасностью, работая с международной командой Honor над 24-месячной программой Software Update Policy (правил обновления ПО). К моему изумлению, команда маркетологов не хотела упоминать это во время запуска продукта, но я горжусь тем, что в тот момент мы стали единственным OEM, у которого были подобные правила. Они не идеальны, но лучше, чем ничего. Только Google гарантирует выпуск обновлений, связанных с безопасностью, в течение 3 лет после запуска устройств Pixel и Nexus. Я бы хотел, чтобы больше OEM-производителей брали на себя подобную инициативу и разрабатывали свои правила обновления ПО.

Розничные продавцы: Amazon поступил правильно, приостановив BLU R1 HD, но следуя этой логике, им нужно заблокировать и другие продаваемые устройства с известными проблемами в безопасности. В магазине Amazon при выборе устройства потребителю легко узнать, какие сети оно будет поддерживать, но нет никакой информации об обеспечиваемом им уровне безопасности.

Обозреватели техники: продолжайте сообщать о плохом поведении OEM-производителей Android-устройств. Концентрируйте внимание в обзорах на то, как осуществляется поддержка ПО и на истории его обновления. Образовывайте аудиторию, чтобы люди могли принимать информированные решения о покупке.

Потребители: я бы призвал вас голосовать кошельком и покупать устройства тех компаний, что всерьёз воспринимают вашу безопасность – но их выбор слишком ограничен. Кроме предыдущих телефонов Nexus и текущих Pixel есть не так уж много доступных вариантов для людей, ценящих свою приватность и безопасность.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (24)


  1. DrPass
    18.11.2016 14:57
    +1

    > Что хуже всего, среднему пользователю наплевать на компьютерную безопасность,
    > пока не произойдёт чего-нибудь плохого, из-за чего всё так и идёт.
    Так и есть. Но с другой стороны, а почему должно быть иначе? Чем рискует средний пользователь на своём телефоне? Пятью баксами на лицевом счету? Фотографиями котиков? Паролем к учетке Фейсбука? Защита должна соответствовать ценности данных. Самое ценное, что может быть у некоторых, разве что SMSки от банка. Но тут все равно телефона недостаточно, должна быть целевая атака на данного пользователя.


    1. gsaw
      18.11.2016 15:58

      Доступ к маилам не требует ввода пароля. А мой маил куда только не привязан. И у меня на счету не пять баксов, и мой доступ к банковскому счету тоже привязан к маилу, и аутентификаци транзакций происходит посредством SMS. И доступ к drive.google.com тоже не требует паролей, на диске у меня лежат сканы документов и много чего.

      Попади мой телефон или данные в чужие руки мне пришлось бы туго. У большинства может быть ничего интересного на телефоне нет, но многие попросту не понимают или пренебрегают. Беда часто воспринимается лишь абстактно. Она как динозавр, «50/50, либо встречу либо нет». Может это чисто защитный механизм иначе бы все сидели по домам, а то мало ли, что может произойти.


      1. DrPass
        18.11.2016 16:02

        Бизнес-пользователи — это совсем иная категория пользователей, они далеко не «средние». Понятное дело, что и для вас, да и для меня телефон играет иную роль. Но я полагаю, вы и внимания безопасности уделяете поболе, верно ведь?


      1. IgorGIV
        18.11.2016 16:28

        Так тут лишь вопрос в том, что Вы ради своего удобства доверили смартфону слишком много «чувствительной» для Вас информации. Я бы так не рисковал. Ведь давно известно, что «удобство» и «безопасность» — есть противоположные плечи одних весов.


    1. niks255
      18.11.2016 16:12

      Целевая атака возможна вполне. Я уже вижу — присылает вам коллектор MMS с вредоносным файлам, получает весь ваш список контактов и начинается веселье. Да вообще любой имеющий ваш номер телефона человек (а достать его несложно) может на телефоне творить что хочет.


    1. xcore78
      18.11.2016 16:12

      Средний пользователь в стране автора статьи рискует стать жертвой Identity Theft, что очень неприятно и затратно.


    1. noou
      18.11.2016 16:12

      Ботнеты, например.


  1. Hidon
    18.11.2016 16:52

    как-то странно статья написанна. сначала про то, что всем наплевать на безопасность разлоченных телефонов — что есть вполне нормально, ведь вся ответственность лежит на том, кто этот телефон разлочил и что он туда при этом напихал. просто об этом надо БОЛЬШИМИ буквами предупреждать пользователя — мол так и так, телефон разлочили, пользуйся на свой страх и риск.
    но далее в статье пишется совсем про другое — сами производители(т.е. даже не оем'щики) мутят воду и разлочка тут совсем не при делах, т.к. аппарат изначально не был залочен.


    1. Kalobok
      18.11.2016 19:20
      +2

      Думаю, смысл слегка исказился при переводе термина. Unlocked — это именно изначально разлоченные телефоны, а не «вскрытые» пользователем. Но разлочка, даже такая, все равно не при делах. Провайдерские телефоны страдают от этой проблемы не меньше, а может и больше разлоченных, поскольку софт в них допиливается под пожелания провайдера и не всегда аккуратно. Был, например, у меня ноут 2 от AT&T. Из-за глюка обновлятора он в какой-то момент напрочь отказался видеть обновления. Помогла только ручная перепрошивка.


      1. Hidon
        18.11.2016 22:34

        чтобы что-то стало unlocked, это что-то сначала должно быть locked. а в статье просто подмена понятий. даже Вы пишите «изначально разлоченые» вместо, к примеру, «изначально не залоченые».
        на примере телефонов apple — unlocked — это именно разлоченый, взломанный аппарат. а тот, что не залочен изначально — free sim.


        1. Kalobok
          18.11.2016 23:02
          +2

          В английском варианте unlocked, как правило, означает именно «изначально не залоченные». Посмотрите практически в любом онлайн магазине (amazon, Best Buy). То, что эппл придумал для этого свое название, ничего не значит.


  1. Am0ralist
    18.11.2016 17:39

    Естественно наплевать.
    Безопасность пользователя же деньги не приносит.
    «Прогресс идёт только когда что-то ломается, и СМИ начинают долбать Google с его партнёрами» — ибо это грозит падением доли устройств и потерей доходов, что, опять же, естественно.
    И лишь пользователи гиктаймса и хабра грудью защищают свою священную корову от безосновательных наездов, ага.

    Гуглу было, есть и будет плевать на пользователя и уж его тем более его безопасность. Они уже давно это продемонстрировали.


  1. peacemakerv
    18.11.2016 19:12

    Предлагаю устроить перекличку владельцев Android-устройств с указанием бренда\модели устройства, даты приобретения — на которые были (до какого года) или продолжаются по сей день периодические обновления прошивок «по воздуху» от производителя устройства.
    У меня Xiaomi Redmi Note 2 обновлялся и обновляется (MIUI) с лета 2015 (год с лишним).
    Но есть у меня общее какие-то недовольство устройством, что хочется сменить бренд — но штатное обновление прошивок хочется обязательно сохранить!
    Делитесь инфой.


  1. Ca5per
    18.11.2016 19:16

    Кто может это исправить?

    Исправить это может только Google, путем переписывания операционной системы Android и ядра, сделать это нужно было давно. Вместо этого Google переводит стрелки на производителей, которым выгодно, чтобы устройства не обновлялись. Например, Microsoft может обновлять Windows Phone.


    1. Am0ralist
      18.11.2016 19:45

      > Например, Microsoft может обновлять Windows Phone.
      Может… Но не хочет, ага.


      1. Ca5per
        18.11.2016 20:00
        +1

        Да, к сожалению это так, у Microsoft есть возможность, но нет желания, возможно из-за партнерства с теми самыми производителями.
        Когда Windows Phone только появилась на устройствах она обновлялась, потом перестали, как сейчас обстоит ситуация не знаю, не слежу.


  1. Syzygy
    18.11.2016 19:32

    >> Кто может это исправить?

    Да любой надзорный орган, который начнёт заниматься делом и выпишет всей цепочке штрафы на несколько миллиардов. А при не исполнении решения — запретит заниматься бизнесом. Практика показывает, что все после такого становятся настолько дисциплинированными, что аж жуть берёт.


    1. ns3230
      19.11.2016 01:29
      +1

      К сожалению, привлечение надзорных органов для решения какой-то проблемы — одно из последних решений, которые были бы оптимальны. Как показывает практика, надзорные органы не движут прогресс, а замедляют его. В случае с принуждением производителей увеличить на порядок уровень безопасности продукции, повысить устойчивость к взломам, заставить их обновлять девайсы каждый месяц по два раза — это неминуемо замедлит разработки и увеличит себестоимость. Как итог — продукция дорожает, 5 % (тут и далее цифры от балды) людей, которые доверяют технике слишком много ценной инфы, выигрывают, благодаря безопасности еще 45 % — проигрывают из-за удорожания техники и замедления разработок, а еще 50 % — абсолютно пофиг, что там у них с безопасностью. Главное, что работает стабильно. Ну и проблему хакеров, которые всегда будут находить новые и новые методы завладения нужной информацией, это никогда не решит на корню.


  1. KOLANICH
    18.11.2016 20:44
    +1

    >Потреб?л?ители: я бы призвал вас голосовать кошельком

    Они и проголосовали кошельком. ОС надо обновлять, это работа людей и оборудования. Это небесплатно. И люди не готовы платить за это: к этому времени они уже новый телефон купят вместо морально устаревшего, потому что «у кого нет %X%, могут идти %по_адресу%».


  1. swarggg
    18.11.2016 23:15
    +1

    просто засвидетельствую, что мой Samsung Galaxy S5, которому уже 2,5 года, раз в месяц получает обновления безопасности ( за что самсунгу респект конечно)


  1. Kiborg777
    18.11.2016 23:45
    +1

    Samsung Galaxy S4 (3 года) — получает обновления безопасности
    Nexus 5 (2.5 года) — получает обновления безопасности
    Моto E (меньше двух лет) — не получает ничего
    Blu R1 HD (тот самый из статьи, меньше года) — получает обновления

    Всякое китайское барахло (типа ZTE Maven, чуть больше года), используемое как GPS Navigator — ничего не получает и не получало. Учитывая, что моя адресная книга уже есть у всевозможных Вайберов, Скайпов и Вотсаппов, утечка адресной книги меня не беспокоит. С другой стороны, потенциально возможен доступ к учетной записи Gmail со стороны китайских товарищей, что не есть хорошо.


  1. rPman
    19.11.2016 01:29
    +1

    только пожалуйста, не нужно под лозунгом защиты обычного пользователя от террористов закрывать возможность установки на телефоны сторонних прошивок (очищенных от бреда его разработчиков само собой)


    1. bopoh13
      20.11.2016 02:10
      +1

      Ещё бы в телевизорах прошивки менять: камеры выключать. А тех.данные по железу телеков на рынке РФ вообще не найти. Например, видел в отзывах, что телек должен тянуть видео через DLNA, а через 15 мин картинка начинает фризить.


  1. unxed
    20.11.2016 19:51
    +1

    Всем наплевать на безопасность андроида в принципе. Прошивки перестают выходить достаточно быстро. Древнее ядро? Дыры? Всем пофиг. Проблему древних прошивок можно решить разве что цианоген-модом, но для многих ли моделей он есть?