Каждый из нас хоть раз выступал перед большой аудиторией, многие делают это постоянно. У всех из нас есть свои страхи перед выступлением и, конечно, же лучшие практики. Ниже вы узнаете, как взаимодействовать с аудиторией в интерактивном режиме.



Примечание: далее материал будет от имени автора.


Когда мы провели анализ, что является основой успешного выступления, что делает из простых спикеров увлекающих за собой ораторов мы пришли к выводу, что секрета успешной презентации три:


  1. Это ваши презентационные навыки. Выступающий должен вызывать эмоции у слушателей — интерес, радость, может даже и несогласие. Навыки выступлений все мы развиваем постоянной практикой и самосовершенствованием (тренинги, книги, коучинг и т.п.).
  2. Это суть выступления. Тема и содержание доклада должны учитывать интересы аудитории, давать ответы на вопросы, с которыми люди пришли на ваше выступление или открывать для них новые горизонты
  3. И это, конечно, вовлечение аудитории. Слушатели должны присоединиться к вашему докладу и чувствовать, что ваш доклад учитывает их потребности, их мнение и эмоции.

Давайте поговорим о третьем секрете успешного выступления.


Для вовлечения аудитории многие ораторы применяют такие «фишки», как вопросы в залы, сторитэйлинг с вопросом выдумка это или ложь, ответы на вопросы по ходу выступления, пытаясь превратить доклад в живое общение.


Это не всегда продуктивно, потому что требует дополнительного времени и навыков. Поэтому и родилась идея создать сервис для Powerpoint, который позволит дополнять презентацию крутыми интерактивными элементами, взаимодействующими с аудиторией. Назвали мы его INPRES — от INteractive PRESentation.


Как устроен сервис?


Сервис состоит из трех модулей — кабинета спискера, где пользователь создает интерактивные элементы, модуль Add-in для PowerPoint, чтобы интегрировать интерактивные элементы в презентацию и интерфейсы участников презентации для взаимодействия со спикером. Кросс-платформенное взаимодействие в проекте тесно интегрировано с Office.js, который 2 года назад на рынок выпустила компания Microsoft. Более подробно о процессе разработки и интеграции я расскажу чуть позже.


Какие возможности спикеру дает данный сервис:


  1. Узнавать мнение и эмоции аудитории с помощью различных опросов — от простых с вариантами ответов до прикольных Emoji голосований или сложных 2D голосований.



  2. Отображать мнение аудитории на слайдах своей презентации в режиме онлайн (более 30 вариантов отчетов — от инфографики до сегментированных по полу/возрасту отчетов).



  3. Получать вопросы из аудитории При этом участники презентации могут выбирать лучшие, а спикер — отображать их онлайн на слайдах презентации.



  4. Собирать реальную обратную связь аудитории результатам презентации в виде оценок и комментариев.



  5. Лучше знать аудиторию и ее предпочтения — проводить анкетирование по результатам презентации, в т.ч. с предзаполнением анкет данными из профилей соц сетей участников презентации.



  6. Предоставить легкий доступ к файлам своего выступления — встроенный File Bot с возможностью скачивать или отправлять материалы на почту.

Как устроено дополнение для PowerPoint?


Дополнение INPRES (надстройка add-in) для PowerPoint представляет собой файл манифеста с доступом к выделенному разделу веб сервиса. Манифест это XML-файл, в котором хранится некоторая информация о приложении. Веб страницы, на которые ссылается манифест отвечают непосредственно за основную логику и интерфейс приложения. Они будут взаимодействуют с файлом вашей Powerpoint презентации через специально предоставленный API.


Важным моментом было интегрировать действия спикера с запуском интерактивных элементов, их завершением и отображением результатов на слайдах. В этом направлении команда разработала JS библиотеки, которые общаются онлайн с API файла презентации. Многие функции, такие как получение слайдов с размещенными виджетами, изменение статусов опросов пришлось писать с нуля.


Все остальные модули сервиса разработаны на технологии .Net Core и работают на серверах MS Azure. Для визуализации результатов опросов и других интерактивных элементов использовалась SVG графика и библиотеки JS графиков.


Особенности реализации


В сервис INPRES закладывался принцип «бесфрикционности» — спикер только перелистывает слайды презентации, сервис делает все остальноe — запускает интерактивный элемент (опрос, анкетирование и т.п.), напоминает о нем участникам презентации с помощью PUSH нотификации, сам переводит участника на страницу интерактивного элемента, отображает действия участников в режиме онлайн (к примеру, результаты голосования).


Для этого прописывалась сценарии действия спикера, а обработка событий спикера происходит через перехват событий разработанной JS библиотекой.




Еще одним следствием работы с событиями в презентации стала возможность создавать сценарий отчетов. К примеру, следом за общими результатами голосования вы можете показать — сегментированные по полу или возрасту результаты.


Когда мы создавали сервис, мы изучали рынок «голосовалок» и систем конференций и пытались превзойти каждого из наших конкурентов. Так родилась мультиязчность — сейчас у нас
14 языковых пакетов, в т.ч. и русский. Мы сделали точное настраивание цветовых схем интерфейсов — можно выбраль любой HEX код цвета для фона, графиков, шрифта. Добавли библиотеку из более 10 шрифтов


Кроме этого сервис INPRES имеет графики, встраиваемые в контент презентации, чтобы сразу получать мнение аудитории именно о той информации, которую показывает спикер, а не отводить на опрос отдельный слайд.



Сложности


В целом, Office JS API для PowerPoint имеет более урезанный функионал, чем API для Word или Outlook. Это являлось основной сложностью создания Add-in. Как и написано ранее — многие библиотеки приходилось писать самостоятельно и искать walkarround.


Вторая сложность, с которой, по-моему сталкиваются все — это разрешение интегрировать ваш сайт во фрйэме вашего Add-ins. Мы создавали сервис на .Net core и вопрос как правильно настроить X-Frame-Options в HTTP-заголовке был не документирован и сильно отличался от аналогичного процесса в .Net 4*.


Чтобы сделать это необходимо указать в файле startup.cs вашего проекта возможность изменять X-Frame-Options свойства:


 services.Configure<AntiforgeryOptions> (options =>
 {
    options.SuppressXFrameOptionsHeader = true;
  });

И установить значения X-Frame-Options для всех страниц в файле web.config:


<customHeaders>
   <add name="Access-Control-Allow-Origin" value="*" />
   <add name="X-Frame-Options" value="ALLOWALL" />
   <add name="X-Rack-Cache" value="fresh" />
 </customHeaders>

Также большую изыскательскую работу мы провели по получению данных участников презентации, когда они регистрируются через соц сеть (эта возможность настраивается в нашем сервисе). С именем, имэйлом проблем не было — это стандартная функциональность фрэймворка AspNetCore.Authentication.


Вопрос возник с получением данных о поле и возрасте человека. Особенно из аккаунта Google.


Чтобы это сделать в том же файле startup.cs необходимо промэппить поля на соответствующие Claim фрйэмворка авторизации:


 Events = new OAuthEvents
 {
    OnCreatingTicket = context => {
    var gender = context.User.Value<string>("gender");
    context.Identity.AddClaim(new Claim(ClaimTypes.Gender, gender));
    var birthday = context.User.Value<string>("birthday");
    context.Identity.AddClaim(new Claim(ClaimTypes.DateOfBirth, birthday));

    return Task.FromResult(0);
    }
  }

То, что сьело у нас значительное время — это согласование Add-in перед его публикацией в MS Store. Важно подойти к этому этапу с максимально оттестированным функционалом. Также, т.к. направление Add-In для офиса находится в стадии бурного развития — готовьтесь к тому, что каждая итерация согласования будет длиться от 2 до 5 дней. К счастью, с пощью коллег из Московского, Ирландского и Датского офисов Microsoft мы получали обратную связь достаточно оперативно.


Следующие шаги


В конце ноября компания планирует запустить модуль для PowerPoint для MAC, до конца года — встроенные в сервис викторины и тестирование сотрудников.


В рамках сотрудничества компания Microsoft приняла решение о предоставлении компании INPRES расширенного гранта для развития бизнеса Bizspark +, а также использовать сервис в конференциях Microsoft.


Выводы


INPRES будет полезен людям участвующим в публичных выступлениях, конференциях, совещаниях, продающих презентациях, в тренингах, WorkShop-ах, учебных мероприятиях и на текущий момент является уникальным сервисом, предоставляющим спикерам весь пакет инструментов интерактивного взаимодействия с аудиторией.




Об авторе



Денис Попов — ведущий разработчик компании INRPES.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (9)


  1. torgmod
    25.11.2016 17:31
    +1

    Отличный проект! Желаю успехов разработчикам!


  1. JediPhilosopher
    25.11.2016 20:07
    +1

    Может хорошо сработать в контексте университетских лекций. Например типичная ситуация: лектор полчаса пишет на доске страшные закорючки, затем поворачивается к аудитории и спрашивает «есть ли те кому непонятно». Разумеется такие есть, но им стыдно в этом признаваться, в итоге они никак это не показывают, лекция продолжается, непонимание остается.
    Конечно для решения этой проблемы есть много путей, например спрашивать не «кому непонятно?», а наоборот «кому понятно?». Но все эти психологические трюки рано или поздно аудиторией усваиваются и перестают работать.

    В таком случае возможность анонимно задать вопрос или нажать кнопочку «непонятно, повторите снова» была бы весьма полезна.

    В случае же случайной разовой презентации мне сложно поверить что люди будут что-то там скачивать, устанавливать и разбираться. И на объяснение принципа работы с приложением может половина времени презентации и уйти.


    1. rokobungi
      26.11.2016 23:56

      В таком случае возможность анонимно задать вопрос или нажать кнопочку «непонятно, повторите снова» была бы весьма полезна.

      Как человек, часто читающий лекции в университете, считаю, что, скорее всего, это приведёт к обратному эффекту. Увы, студенты сейчас в большинстве своём воспринимают учёбу как повинность, поэтому такой способ приведёт, скорее, к срыву занятия путём искусственного его затягивания.
      Реально интересующийся человек подойдёт в перерыве или на семинаре и задаст интересующий вопрос один на один. Тот, кому не интересно, не задаст его ни при каких условиях.
      Поэтому такую технологию лучше применять для той аудитории, которая реально понимает, зачем она пришла на лекцию.


      1. JediPhilosopher
        27.11.2016 00:11

        Ну не знаю, какой студентам с этого толк? Занятие ведь короче и веселей от этого не станет. Вот мы, помню, с помощью ИК порта на одном из смартфонов научились вырубать проектор (эмулируя пульт), а преподу объясняли что у него наверное лампа перегрелась и он сам выключился (такое иногда действительно случалось). Поскольку препод без проектора лекции вести не умел (мы его так и звали «человек-проектор») — нудная лекция заканчивалась. Так что в таком злодействе был смысл.
        А смысл заваливать вопросами? Выслушивать еще раз то же самое?

        В целом в универе начиная курса с 3 на лекции ходят только те, кто хоть как-то замотивирован это делать. Те кто не хотят — просто не ходят, если их к этому не принуждать отмечанием посещаемости.


    1. deeplydippy
      26.11.2016 23:56

      Вы правы, университеты одна из наших целевых аудиторий

      В части скачиваний — ничего скачивать не надо, все WEB, и времени на вовлечение аудитории требуется не больше, чем задать вопрос в зал. Аудитории не надо заходить каждый раз на новую страницу голосования, это сервис делает сам + посылает пуш уведомления. Спикеру надо только нажимать «Следующий слайд» на презентере. Мы специально сделали обучающее видео, чтобы было легче разобраться в сервисе — вот оно:
      https://www.youtube.com/watch?v=MYVjbsUr_UY


  1. tri_botinka
    25.11.2016 21:13

    Интересно, но тут же появился ряд вопросов
    1) Как сделать так чтобы при старте презентации обнулился счетчик голосования и начался заново подсчет голосов?
    2) Можно ли в журнал писать отдельные серии голосования (с отметкой дата/время), если презентация показывалась несколько раз нескольким потокам слушателей?
    3) Не понял с вопросами лектору. То ли это тариф такой (выбрал бесплатный), то ли компонента не загружается
    4) Какая то каша — если нажимаешь слайд назад, а там была компонента Inpres. У меня «виснет»
    5) У меня по LTE работает ну очень медленно. Откуда такой трафик или «разговорчивость»?


    1. MaslovAlexey
      26.11.2016 23:56

      1. Конечно можно, tri_botinka, результаты всех интерактивных элементов (опросов, вопросов к спикеру и т.п.) можно обнулить. К примеру, вы до выступления прогнали всю презентацию, проверили как все работает и обнулили, все интерактивные элементы были свободны от тестовых результатов
      2. Можно, но только создавая для каждой презентации новый инстанс опроса. Это проще всего сделать через шаблоны — сохранил шаблон и вставляй его в любое количество презентаций, данные не будут перемешаны
      3. Да, эта функция доступна начиная с профессионального тарифа
      4. Можете прислать на support@inpres.com скрины, лучше экранное видео. Функция возврата на слайд проверялась неоднократно, но может что-то слетело. Мы обязательно порпавим с Вашей помощью.
      5. Сервис держит соединение с сервером для получения данных о результатах интерактивных элементов. LTE должно хватить


  1. wallance
    26.11.2016 23:56

    Идея отличная. Просто, понятно, удобно. Удачи!


  1. daria_ch
    28.11.2016 12:17

    Интересное решение для вовлечения аудитории.
    Мне, как студентке, кажется, весьма перспективным применение продукта, как в стенах университета, так и на различных карьерных мероприятиях, которые сегодня проводятся довольно часто и собирают аудиторию стандартно больше 100 человек. Интерактив всегда запоминается и разряжает атмосферу, что очень любит современное поколение ;)

    Надеюсь скоро увидеть данный сервис на ближайших мероприятиях, а также в нашем университете)