Мы потихоньку готовимся к релизу Kotlin, в связи с чем встают новые и интересные организационные вопросы. Например: «Нужен ли нам PMM (Product Marketing Manager)?» Как это часто бывает, чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала разобраться, кто вообще такой PMM. Поскольку я это более-менее сделал в последние недели, хочу поделиться с вами тем, что узнал.

Disclaimer: Замечу сразу, что все сказанное ниже — более или менее специфично для JetBrains, и я ни в какой части этого поста не хочу сказать, что так же устроены или должны быть устроены другие компании.

Итак, вот есть у нас продукт (например, мы сделали крутейшую IDE или просто замечательный язык программирования ). Чтобы его распространять, разумно приложить какие-то усилия:

  • например, можно вывешивать в блогах тексты,
  • и/или делать учебные материалы,
  • размещать рекламу на разных площадках,
  • организовывать воркшопы и доклады на конференциях,
  • ставить агитационные кубы на улицах города Балашиха (или города Mountain View),
  • ручки с логотипами раздавать у метро «Парнас» (или «Embarcadero»),
  • заказать торжественный молебен в Кронштадтском Морском соборе во имя Святителя Николая Чудотворца и так далее.


Поскольку для осуществления этих действий нужно затрачивать какие-то ресурсы (время, деньги, душевные силы и т.д.), хорошо бы понимать, какие вложения окупаются, и насколько. Для этого нужно как-то измерять эффективность, то есть выбрать какие-то показатели и следить за их изменениями: вот провели мы серию воркшопов, а количество скачиваний продукта за три месяца изменилось незначительно, или вот опубликовали статью в популярном издании, и количество вопросов про наш продукт на StackOverflow стало расти гораздо быстрее, чем в прошлые месяцы.

Хорошо бы, чтобы всем вот этим (разного рода рекламной деятельностью и измерениями того, насколько она эффективна) занимался специальный человек (а то руководитель проекта треснет в лучшем случае пополам), его у нас называют Product Marketing Manager (PMM).

Как правило, PMM занимается одним продуктом, хотя есть прецеденты, когда и несколькими, как-то связанными между собой.

Что делает PMM? Во-первых, как было сказано выше, планирует, организует и проверяет эффективность различного рода акций по распространению информации о продукте. Это включает

  • координацию с веб-разработчиками для работы над сайтом продукта (или соответствующими страницами на корпоративном сайте),
  • координацию усилий евангелистов (у нас есть такие специальные люди, которые делают доклады на конференциях, тьюториалы и пр.),
  • координацию с отделом маркетинговых исследований, который проводит всякие сложные измерения показателей,
  • координацию с разработчиками продукта (и со всеми остальными вовлеченными лицами), когда дело подходит к релизу,
  • координацию с другими проектами, если нужно организовать общую маркетинговую компанию.


То есть PMM — это работа административная (или менеджерская, если вам не очень претит это слово): в общем случае нужно организовывать работу кучи людей.

И тут возникает один интересный момент: все эти люди PMM'у не подчиняются. У него вообще подчиненных нет. То есть все вокруг более-менее доброжелательные и добросовестные люди, они понимают, что делать то-то и то-то — это их работа, но их можно только попросить, приказать им нельзя (на самом деле у нас никому особо нельзя ничего прямо уж приказать; какие-то представления о подчинении начальнику есть, но к PMM'у это не относится). Отметим этот момент про себя, и обсудим подробнее ниже, в разделе про навыки и качества.

А еще PMM как правило сам пишет блог-посты и другие подобные тексты (что-то пишут и евангелисты, но все им передать как правило не получается).

Следующий вопрос: как делать рекламные материалы? Что в них писать/показывать? Чтобы это решить, нужно как-то посмотреть на продукт, на рынок, теперь опять на продукт, теперь опять на рынок, и понять, что такого нужно сказать рынку, чтобы там догадались, что продукт им очень нужен. Другими словами, нужно проанализировать потребности пользователей (реальные и вымышленные) и представлять продукт в соответствии с ними.

В идеале, то, что пользователи хотят, в продукте уже есть, но очень часто бывает так, что, анализируя рынок, PMM фактически собирает требования к продукту, которые нужно донести до разработчиков, чтобы придумать и реализовать соответствующие фичи.

Вывод: PMM'у нужно общаться с пользователями, собирать отзывы, выяснять, что удобно, что неудобно, что хочется и т.д. Это делается по множеству каналов: от Twitter до непосредственного общения с участниками в холле на конференции. А еще нужно просто "держать нос по ветру": просматривать технологические новости (привет тебе, дорогой читатель :)), на конкурентов смотреть, на смежные технологии, на набирающие популярность новинки, потенциальные новые ниши и пр. И, конечно, нужно общаться с разработчиками, чтобы они какие-то из сформулированных требований поставили в свои планы.

Каким должен быть PMM? Очень, очень коммуникабельным :) Но этого, конечно же, не достаточно.

Как мы заметили выше, PMM должен координировать людей, которые ему не подчиняются, поэтому ему нужно уметь дружелюбно и понятно излагать, что требуется, уметь объяснить, почему требуется именно это, дипломатично, но настойчиво обсуждать сроки и прочие детали, контролировать ход работ внимательно, но не особо действуя всем на нервы и так далее. Лучше всего, конечно, когда PMM — любимец публики и душка, так что все очень хотят ему угодить.

Также в копилку коммуникационных навыков относится то, что нужно для общения с пользователями: действительно хороший английский (письменный пригодится для блогов и переписки, разговорный — для конференций), умение слушать и понимать, что человек хотел сказать (пользователи очень часто начинают рассказ «не с того конца» — они думают о проблеме давно, и в их голове она уже сильно переработана по сравнению с неподготовленным слушателем), аналитическое и ассоциативное мышление (чтобы сопоставлять требования из немного разных областей и вычленять общее).

А еще, конечно, ничего PMM не поймет, если сам не разбирается в том, что делают пользователи, поэтому ему нужен довольно заметный технический бэкграунд, причем в некоторых случаях может потребоваться даже немалый опыт разработки и руководства разработкой (это, в каком-то смысле, особенность именно Котлина: потенциальные пользователи сталкиваются с огромным количеством разных интеграционных сценариев, когда множество технологий, которые они используют, в том числе Котлин, должны как-то взаимодействовать, и чтобы их понять, PMM должен хорошо разбираться в таких вещах, но такому нигде, кроме «боевого продакшена» не учат).

Единорог. Итак, у нас получился такой портрет: отличные коммуникационные навыки, свободный английский, аналитическое мышление и опыт разработки. При этом должность не руководящая. Вот это здорово: конечно, все программисты, не страдающие стереотипными коммуникационными проблемами, и хорошо владеющие языком, очень-очень хотят вообще не иметь подчиненных и заниматься маркетингом :)



Как показывает опыт, такие «единороги» все-таки есть, хотя искать их действительно сложно.

Почему кто-то все-таки этим занимается. Я вот лично, если бы у меня была запасная жизнь, точно попробовал бы поработать PMM'ом. Это довольно информированное мнение, поскольку, пока PMM'а в Котлине нет, я выполняю бОльшую часть обозначенных выше функций. Попробую объяснить, почему мне кажется, что это круто.

Во-первых, ваши действия имеют последствия в мировом масштабе. Серьезно. PMM оперирует понятиями вроде «доля мирового рынка», и нашими продуктами пользуется очень-очень много людей, так что даже числа, которые мы видим при анализе статистики популярных продуктов, очень вдохновляют.

Во-вторых, очень много зависит лично от вас. То есть, конечно, куча людей вовлечена в процесс, но эта рекламная кампания, принесшая вот столько пользователей (и, как следствие, обычно, вот столько прибыли), тем не менее — лично ваше детище. Если бы любой другой участник подвел, вы бы нашли ему замену, а вот если бы вы сами подвели — все бы развалилось.

В-третьих, с другой стороны, очень приятно, когда люди вам помогают. Вы сводите воедино усилия многих людей, причем не силой, а очень даже добрым отношением. Коллеги радуются, когда вы смотрите на результат и говорите: это здорово, спасибо! И всегда есть ощущение, что вы не один в поле воин. Вокруг много людей, заинтересованных в вашем успехе: и продуктовая команда, и общий маркетинг компании, и евангелисты — все-все. Они периодически ходят хмурые, так что им не до вас, но очень редко — все одновременно :) И в итоге получается что-то действительно стоящее. В этом смысле рекламная кампания или сайт проекта — это тоже продукты, а я очень люблю делать хорошие продукты.

Заключение. У PMM'а довольно сложная и разнообразная работа, требующая довольно редкого сочетания навыков и личных качеств. Мы практически постоянно ищем таких людей: IntelliJ IDEA, Kotlin, PhpStorm.

Вообще в JetBrains хорошо работается тем, у кого много энергии и идей, и кому хочется делать что-то гораздо лучше среднего уровня. В частности, это потому, что вам никто не будет мешать *нарочно: *не у всех есть время и/или желание помочь, но мешать никто не будет. Ну а еще у нас очень ценят тех, кому удается делать крутые вещи, что выражается как просто в отношении коллег, так и в материальном эквиваленте.

Приходите.

Комментарии (15)


  1. antonarhipov
    26.05.2015 22:33
    +2

    Андрей, круто описал суть должности! Удачи в поисках :)


    1. abreslav Автор
      27.05.2015 01:33
      +2

      Спасибо :)


  1. Shapelez
    26.05.2015 23:02

    Как же меня, все-таки, смущает это слово – «Единорог», по-отношению к людям…


  1. Hixon10
    27.05.2015 15:01
    +1

    Ух, какое сладкое описание вакансии. Все бы так делали :)
    Удачи в поисках сотрудника, да и Kotlin в целом!


    1. abreslav Автор
      27.05.2015 15:02

      Спасибо!


  1. Frogy_F
    27.05.2015 15:49
    +2

    Я похож по описанию :)
    Очень хорошо описано. Надо вводить такое описание везде(всем работодателям на заметку).


    1. abreslav Автор
      27.05.2015 15:53

      Спасибо на добром слове. Присылайте резюме :)


      1. Frogy_F
        27.05.2015 16:10

        Мне кажется(на своём примере) под это описание подходят создатели и идеологи JetBrains или те кто находятся на стадии понимания, что пора реализовывать свои идеи самостоятельно.
        Удачи вам в поиске т.к. именно таких «единорогов» очень мало.


  1. S_A
    27.05.2015 16:46

    Поскольку для осуществления этих действий нужно затрачивать какие-то ресурсы (время, деньги, душевные силы и т.д.), хорошо бы понимать, какие вложения окупаются, и насколько.
    Поскольку статья на Мегамозге, можно высказаться немного и по поводу того, «как устроена компания».

    По-хорошему, PMM — это только промоушн, этакий мерчендайзер, торгпред и регпред. Все маркетинговые измерения должны производиться до продукта, а вот PMM будет этакий товарищ, которому прилетит если продукт лететь не будет. Он-то конечно отбрехается, если грамотный, скажет, нельзя из букв О, П, Ж и А составить слово «Счастье», и (не дай бог, я желаю Котлин только удачи) еще и обоснует что почем, если он конечно не полный технарь и немного маркетолог.

    Базовое понятие из маркетинга, 4P (product, placement, promotion, price) должно быть сбалансировано. А вашему PMM остаются только технические задачи по пунктам 2 и 3, что впрочем, многим по душе! Тусовки по конфам и прочие умные ответы в блогах.

    А в принципе, зам. PM по продвижению в крупных проектах нужен конечно. С полномочиями не только тикеты заводить, но и представлять проект на публике, быть его лицом в обществе. Мой коммент просто о том, что единороги если и бывают, то все чудеса у них только в том, что у них рог во лбу — радугой они блюют вряд ли. В остальном такие же лошади картошку возить.


    1. abreslav Автор
      27.05.2015 18:33
      +1

      Я, как человек в маркетинге не разбирающийся, хочу задать вопрос:

      > Все маркетинговые измерения должны производиться до продукта

      Что значит «до продукта»? Верно ли, что после релиза ничего уже не нужно измерять? Или после окончания рекламной кампании не нужно измерять ее эффективность?


  1. grischenko
    28.05.2015 14:48

    Как раз похожую работу я сейчас ищу, правда в Израиле. Вы удалёнку рассматриваете?
    Я сам думал, что это абсурд в такой работе, но потом увидел что некоторые серьёзные компании так делают. Де факто, 2-3 дня раз в пару недель в основном офисе более чем достаточно. Если ты истинный «душка», то можно оставаться им и на расстоянии.

    Хорошо написано. Буду ссылку давать когда кто-то неайтишный спрашивает, чем я занимаюсь.


    1. abreslav Автор
      28.05.2015 17:29

      Ну Вы присылайте резюме (там по ссылкам есть кнопочка), думаю, у каждого проекта свои взгляды на удаленку.


    1. abreslav Автор
      28.05.2015 17:29

      И спасибо на добром слове. Я старался :)


  1. AFAFAF
    03.06.2015 13:09

    Хорошо написано :) Даже решил оставить первый коммент на мегамозге.

    Такие люди есть, несколько лет назад в одной питерской компании я даже руководил отделом таких PMMов, всего их было около 10 человек. У нас, правда, они же сами и выполняли роль евангелистов, ну и еще очень плотно работали с продавцами, чего вы не указали почему-то. Возможно, это ваша специфика. А у нас это было самым сложным.

    И еще, вы пишете, что работа административная, а ниже приводите список того, что ПММ должен делать руками :) В этом и нюанс, работа эта, с одной стороны, административная, а с другой — по многим вещам надо быть непосредственным исполнителем.


    1. abreslav Автор
      03.06.2015 14:13

      Спасибо за добрые слова.

      Так и что же, пришлете нам резюме сами? Или, может быть, кого-то из тех десяти человек к нам направите?