На днях власти города Турувр во Франции торжественно открыли тестовый участок дороги, покрытый солнечными панелями. По словам авторов проекта, энергии, которую будут генерировать эти панели, хватит на освещение всех улиц Турувра. Правда, и сам городок небольшой — его площадь составляет всего 24,01 км?, а население Турувра немного больше полутора тысяч человек. Проезжую часть покрывают полосками с фотоэлементами 7-мм толщины.

Солнечным панелями покрыт отрезок дороги длиной всего в километр. Общая площадь замощенного фотоэлектрическими элементами участка трассы составляет 2800 квадратных метров. Понятно, что панели защищены от воздействия внешних факторов (погода, физическое воздействие проезжающих машин и проходящих людей). Основная защита — это прорезиненное покрытие. Несмотря на небольшой масштаб проекта, в церемонии его запуска приняла участие министр экологии, устойчивого развития и энергетики Франции Мари-Сеголен Руаяль.

Это показывает значимость «солнечной дороги» в глазах правительства Франции. «Новый способ использования солнечной энергии открывает возможность эксплуатации уже существующей инфраструктуры для производства энергии», заявила Руаяль. По словам министра, текущий проект — лишь пробный этап проекта продолжительностью в четыре года. В рамках этой инициативы солнечными панелями покроют полотно трасс и в других регионах страны. Но это только в том случае, если текущий этап окажется успешным.

Каждый день по этой дороге Турувра проезжает около 2000 автомобилей. Конечно, защита для фотоэлектрических элементов должна быть надежной, чтобы выдержать такую нагрузку. Основная идея — выработка электричества в то время, когда по трассе не едут машины. Полотно ничем не закрыто от солнечных лучей 80% времени. Все это время дороги не эксплуатируются и «простаивают», если так можно выразиться. В некоторых регионах полотно используется еще меньше.



Франция сейчас не единственная страна, где испытывается подобный проект. Аналогичные программы реализуются в Германии, Нидерландах и США.


Во Франции проект реализуется силами компании Colas — дочерней компании строительного гиганта Bouygues. По словам представителей компании, если бы 250 тысяч километров дорог покрыть солнечными панелями, то генерируемой энергии хватило бы всей стране. А 250 тысяч — это лишь четверть протяженность дорожного полотна в стране. Конечно, пока о реализации такого масштабного плана можно лишь мечтать, но в теории дело обстоит именно так.

В ближайшие пять лет французы собираются замостить специально сконструированными панелями дороги общей протяженностью в 1000 км. Тысячи километров панелей должно хватить примерно на нужды 5 миллионов человек, или на 8% текущего населения страны. На разработку ячеек Wattway, которыми и устилают дороги, у компании Colas ушло пять лет. Эти ячейки содержат тонкую пленку поликристаллического кремния.

У проекта есть и противники, вернее, специалисты, которые сомневаются в том, что «солнечная» дорога выдержит все превратности погоды, а также будет устойчивой во времени. А ведь не нужно забывать еще о тяжелых грузовиках, которые время от времени ездят по трассам. В Нидерландах, например, тестовый участок дороги, покрытый аналогичными панелями, не выдержал нагрузки. Около 70 метров «солнечного» полотна пришли в негодность. С другой стороны, проблему быстро решили, и полотно, способное генерировать энергию, восстановили.

Еще один аргумент противников проекта — это то, что солнечные панели, которые устанавливаются под углом гораздо эффективнее в плане генерации электричества, чем фотоэлектрические элементы, положенные на плоскую поверхность без какого-либо наклона.

И, конечно, главный аргумент — это стоимость киловатт-пика «солнечной» энергии. Производительность солнечных фотоэлектрических систем измеряется в киловатт-пик. Этот термин обозначает максимальную мощность, которую может достигнуть фотоэлектрический модуль при оптимальных условиях поглощения солнечного излучения. Эти условия включают наилучшее состояние панели, ее положение и максимальную тепловую эффективность. Так вот, в случае мощеных солнечными панелями дорог во Франции киловатт-пик стоит 17 евро. В то же время, для солнечных панелей, которые установлены на крышах, этот показатель составляет всего 1.3 евро. Такая большая разница пока что является препятствием для масштабной реализации проекта.

Но если он покажет себя хорошо, то правительство может дать зеленый свет для дальнейшей реализации и расширения его масштабов. По мнению компании Colas, конкурентоспособными по сравнению с солнечными панелями на крыше «солнечные дороги» смогут стать ближе к 2020 году. Кстати, согласно статистике, стоимость генерации солнечной энергии снизилась во Франции с 2009 по 2015 год на 60%.



Как уже говорилось выше, Франция — не единственная страна, где генерировать электричество планируется с использованием площади дорожного полотна. Схожие проекты реализуются, например, в США, где одна из компаний, Solar Roadways, смогла разработать сверхпрочные стеклянные пластины, которые могут использоваться в качестве покрытия дороги, пропуская свет к фотоэлектрическим элементам. В Нидерландах солнечными панелями замостили велосипедную дорогу.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (78)


  1. Hellsy22
    24.12.2016 09:46
    +14

    Типичная «зеленая» статья — автор путает мощность и энергию, ничего не сказано о стоимости проекта и его обслуживания, о совпадении ожидаемой генерации энергии с реальным, о проблемах от такой дороги для автомобилей, о износостойкости «прорезиненного покрытия» и т.д.


    1. Tarisper
      24.12.2016 10:08
      +5

      Не сказано так же об условиях эксплуатации догори: диапазон допустимых температур эксплуатации, влаго- и морозоустойчивость, устойчивость к резким перепадам температур и пр.
      Тут я не вижу какой-то намеренной зелёной пропаганды. Я понимаю, что журналистам сложно следить за всеми новинками науки и техники и еще сложнее разбираться в них профессионально. Да и вообще, как мне кажется, уровень подготовки у журналистов падает. Читателю всё сложнее и сложнее находить именно профессиональные статьи.
      Вот ничего не хочу сказать против хабра и гиктаймса и конкретно автора данной статьи, но серьезно, владельцам сайтов пора уже задуматься о качественном наполнении, а не как придётся, «лишь бы наполнить».


      1. upsilon
        24.12.2016 11:15

        Солидарен с Вами.
        Не хватает прослойки материалов между сухими научными публикациями и желтыми популярными статьями.
        Знаю только сайт http://biomolecula.ru/, но его тематика ограничена биологией.


        1. Tarisper
          24.12.2016 11:41

          Спасибо за ссылку :) Сам могу посоветовать http://elementy.ru/ (суховато) и https://nplus1.ru/ (побольше бы науки).


          1. rerf2010rerf
            24.12.2016 12:15

            суховато

            побольше бы науки

            Вы уж или трусы наденьте, или крестик снимите


            1. Tarisper
              24.12.2016 12:24

              Просто они «не идеал», но близки к нему. Была такой журнал «Наука и религия», если вы помните его, читал в конце 80-х, начале 90-х будучи еще школьником. Вот там как раз было идеальное преподношение информации. Как-то позже перечитывал и всё равно остался доволен.
              Чтобы что-то делать хорошо и профессионально, нужно быть профессионалом в своем деле и желательно иметь подходящее образование. Это же относится и к журналистам.


          1. upsilon
            02.01.2017 21:30

            Знаю о них, NP1 по уровню не далеко от редакторов гиктаймс ушел, к сожалению.


  1. yarric
    24.12.2016 10:07

    А если еще и все крыши покрыть солнечными панелями… Эх, мечты, мечты.


    1. Tarisper
      24.12.2016 10:11
      +1

      Труднореализуемо в наших реалиях. У нас дороги то от снега не чистят так как нужно, а тут придётся еще круглый год следить за чистотой крыш. Прибавьте к этому стоимость затрат на их содержание (чистка/помывка, ремонт, охрана) и стоимость такого электричества взлетит до небес.


      1. Battletoads
        24.12.2016 12:10

        Ну так можно продавать сопутствующий товар, роботов гекконов чистящих крыши


      1. loly_girl
        24.12.2016 12:40

        Какой-нибудь хитрый шарнир, который бы разворачивал панель вертикально, если выработка меньше нормы при данной облачности и времени.


      1. fuCtor
        24.12.2016 13:25

        Так и вижу как тяжелый грейдер счищает снег с панелей, а после проходится щетками трактор.


        1. Labunsky
          24.12.2016 21:50

          А все остальное время они стоят в тени многоэтажки


      1. vc9ufi
        26.12.2016 08:09

        нужно всего лишь после снегопадов подогревать крышу


        1. chieftain_yu
          26.12.2016 14:51

          Ну то есть (предположительно) тратить несколько киловатт-часов на единицу площади чтобы пару дней получать сотню ватт-часов?
          Я полагал, что для таких решений в первую очередь надо считать баланс энергии…


          1. yarric
            26.12.2016 15:45

            Кипятить снег на солнечных панелях никто не собирается.


          1. black_semargl
            26.12.2016 23:06

            Достаточно расплавить плёнку в долю мм — и снег сам упадёт с крыши.


            1. chieftain_yu
              27.12.2016 09:05
              +1

              Сколько ватт-часов на квадратный метр для этого требуется при температуре -10, скажем, и при какой мощности подогрева?


              1. black_semargl
                27.12.2016 12:49

                Скажем плавим толщину полмиллиметра — это 0.5 кг/м2 Расход на плавление 170 кДж, это 50 Вт-ч
                Нагрев до 0 и потери пусть столько же. Вполне окупается т.е.
                Но это должен быть именно почти мгновенный нагрев, чтобы тепло не успело разбежаться.


                1. Fagot63
                  27.12.2016 13:39

                  Нужны еще тогда системы предупреждения о сходе лавины. :)


                1. chieftain_yu
                  27.12.2016 13:46

                  Отлично.
                  Предположим, все остальное настолько сурово, что не нагревается (те же панели, контачащие со снегом тоже теплоемкость имеют). И что при этом вся крыша — полированая (а не со стыками, выступами и всем таким, где снег может зацепиться). И что у нас есть некие нагревающие устройства, которые могут выделять соответствующую мгновенную мощность. Ведь если мы это делаем быстро, чтобы нагреть только прилегающий слой, то нам это нужно сделать за секунду или порядка того.
                  Соответственно, нам надо выдать мощу в 180 киловатт на метр квадратный. Ах да, это чисто на плавление. Ну значит, накинем еще — в районе полмегаватта на квадрат.

                  Мне что-то подсказывает, что это сильно удорожит конструкцию как минимум по цене закупки, а то и обслуживания.
                  Нет, такие мощности вполне можно выдать хоть суперконденсаторными батареями, но их тоже придется закупать, обслуживать и так далее. Ну да ладно, что это я о деньгах.

                  Предположим даже, что снег может начать сдвигаться. Или не начать — снег на коньке вполне может сцементировать пласты с обеих сторон крыши.
                  И снег пытается ехать — но упирается в снегозадержатели на крышах, предотвращающие падение снега на головы прохожим. Или в перильное ограждение крыши.

                  Что делаем дальше?
                  А в случае простой плоской крыши?

                  Ну и расскажите, пожалуйста, вы эти полмиллиметра получили на практике? Или чистое умозрение?

                  Я вот категорически не уверен, что прогрева полумиллиметра — хватит.


                  1. black_semargl
                    27.12.2016 15:46

                    В данном случае сброс снега с крыши — штатный сценарий, поэтому ни голов прохожих внизу, ни механических снегозадержателей, ни смерзания на коньке не будет.
                    Что касается накопления энергии — оно да, но какие-то накопители всё равно будут иметь место, для аккумуляции получаемой энергии.
                    Горизонтальные фотоэлементы в регионах где выпадает снег неоптимальны. У меня например Солнце выше 55 градусов в принципе не поднимается. А сегодня аж на 6 градусов поднялось, хотя свой киловатт/м2 выдало.


      1. yarric
        26.12.2016 09:20

        Затраты есть при любом типе выработки энергии. Например топливо из нефти: затраты на получение, транспортировку, хранение, обеспечение безопасности. И это только на само топливо, без учета стоимости двигателей и их эксплуатации. Дворник на крыше — это копейки по сравнению с этим.


        1. Hellsy22
          26.12.2016 10:09

          Дворник на крыше — это копейки по сравнению с этим.

          Давайте посчитаем.
          Стоимость очистки квадратного метра крыши от снега и наледи — примерно 0.5$, это с жести или черепицы, а не с хрупких солнечных панелей, но пусть даже так.

          Среднемесячная инсоляция зимой в Москве — ~35 кВт*ч/м2 (при 40° наклона), при оптимистичном КПД батарей в 15% (реальный будет в разыниже, потому что снег нельзя счищать 24/7) от этого остается около 5.25 кВт*ч/м2. Или около 0.4$. Как видите, даже разовая очистка крыши обойдется дороже всей выработанной за зиму электроэнергии.


          1. yarric
            26.12.2016 11:45

            КПД панелей сейчас порядка 20% и очищать их круглый год тоже не нужно.
            А сколько в среднем времени уходит на очистку одного кв. метра крыши?


            1. Hellsy22
              26.12.2016 12:08

              КПД панелей ниже 20% и это в идеальных условиях. А в условиях низкой освещенности КПД проваливается. Чуть-чуть снегом припорошит — и КПД рухнет практически до нуля.

              Но пусть даже 20% — это несущественно, потому что очистка панелей хотя бы раз в неделю — вот предположим, что снег падает четко по графику, раз в неделю и только ночью, а к утру его убирают — уже обойдется в 12 раз дороже, чем покупка электроэнергии. Лучшее, что можно сделать с солнечными панелями в условиях города зимой — просто забыть о них до весны.


              1. yarric
                26.12.2016 13:46

                Если вы все-таки скажете, сколько времени занимает очистка одного квадрата крыши, я смогу оценить, сколько квадратов можно очистить с помощью одного человека на обычной зарплате порядка 30к. Это уже не говоря о том, что снег не очень-то держится на их поверхности.


                1. Hellsy22
                  26.12.2016 14:06

                  Я взял средние расценки по очистке крыш, предоставляемые коммерческими компаниями.


                  1. yarric
                    26.12.2016 14:30

                    Очевидно, что в нашем случае управляющей компании проще и дешевле нанять своего человека.


                1. saege5b
                  02.01.2017 00:42

                  100 метров (примерно, погоных, в длину) крыши, человек 5 чистили около 2-3 часов. Уклон 40-55 градусов.


              1. Robotex
                27.12.2016 16:16
                -1

                Слушай, не барин, сам раз в неделю поднимешься и почистишь. Лень 2 кв. м. почистить?


                1. Hellsy22
                  27.12.2016 22:57
                  +2

                  Так ты слона не продашь. В смысле, мне, как конечному пользователю, совершенно не интересно вкладывать в солнечную энергетику свой труд в виде регулярной работы лопатой и скребком на обледенелой крыше.


                  1. Gryphon88
                    27.12.2016 23:38

                    Эх, кого-ть из «зелёных» евангелистов бы сюда, он бы продал рассказал, что физический труд надо всячески поощрять, поскольку человек работает на биоразлагаемых пельменях и возобновимом мясе


  1. Sun-ami
    24.12.2016 12:15
    -1

    На последней иллюстрации сразу бросается в глаза, что обсуждаемое покрытие и деревья по обочинам — вещи несовместимые.


  1. Forest_Gump
    24.12.2016 12:28

    Нужно направить делегацию наших чиновников для обмена опыта во Францию. Мы им покажем все преимущества асфальтирования дороги зимой, а они научат использованию таких замечательных инновационных технологий.


  1. loly_girl
    24.12.2016 12:47
    +1

    Мне кажется, или лёгкий тоннель с панелями был бы эффективнее?


    1. dipsy
      24.12.2016 13:27
      +1

      «деревья» вдоль дороги с фотоэлементами вместо листьев


      1. Fagot63
        24.12.2016 16:13
        +2

        Красиво-футуристично, но слишком сложно-ненадежно.


        1. saege5b
          02.01.2017 00:47

          Кто-то считал что не так всё грустно. Тот же принцип используют деревья.
          Упёрлись что нужны тонкие, лёгкие и прочные модули.


    1. k155la3
      24.12.2016 16:39

      С "тоннелем" фигня та, что его ж освещать потом будет нужно. :)


      1. loly_girl
        24.12.2016 16:49

        Действительно, что-то я запамятовала, что водители в темноте не видят.

        Наверно, поэтому я не ношу световозвращающих наклеек на одежде. Надо приобрести, спасибо.


        1. saege5b
          02.01.2017 00:51

          Как показывает собственный опыт, даже если укутаться в сплоншой лист свевозвращайки, то большинство водителей 'не видят'. У меня со всех сторон полосы наклеены.
          Я подумываю о логичности нанесения апликации которая будет визуально складываться в 'кирпич'.


      1. General_Failure
        24.12.2016 18:08

        Где-то здесь вроде писали про полупрозрачные окна, которые работают и как стекло, и как солнечная батарея


        1. Fagot63
          24.12.2016 18:11

          Когда они стоят вертикально, то ладно. А так град или обильный снегопад, и будет «веселье».


        1. k155la3
          24.12.2016 18:50

          Оно имеет смысл только как окна с прибамбасом. И пользы с того прибамбаса — примерно как с пилки на швейцарском ноже: оно как бы и есть, без шуток, но пилить всё же лучше че-то другим.


          Они ж прозрачные только потому, что пропускают видимый свет (>90% полезной энергии, потому что из оставшегося только коротковолновый ИК и немножко УФ на что-то годны).


        1. loly_girl
          24.12.2016 18:54

          Перовскит


          1. k155la3
            24.12.2016 19:13

            Перовскитные батареи — не из природного прозрачного перовскита. :) Да, в общем-то, и не из перовскита тоже.


    1. Killy
      24.12.2016 18:16
      +4

      Уже есть такое:


      1. Vnuchok
        24.12.2016 19:04

        Понимаете, тут люди выпендрились на тему, что они не занимают часть дороги солнечными панелями, не отжимают, типа, ещё одну полосу… Как по мне, так можно выйти из положения таким вот или или таким способами. Ну или так. Мне кажется, что даже эффективнее. Но, смотря кому как…


      1. herr_kaizer
        24.12.2016 20:39

        Выглядит не слишком безопасно ни для панелей, ни для людей. Вряд ли эти панели станут хорошим отбойником.


      1. dron_k
        25.12.2016 03:51

        Не понимаю я такого катания на велосипеде,
        педалировать и усиленно дышать выхлопом,
        да велосипедист в тени, но вокруг него в радиусе 20 метров раскаленный асфальт.


      1. OnelaW
        26.12.2016 12:48

        Интересная задумка. Печально в наших реалиях скорее всего не взлетит


        1. Fagot63
          26.12.2016 17:12

          У нас и так то асфальт воруют, а уж такой положить не успеют как прибегут за ним. :)


          1. Sun-ami
            27.12.2016 00:57

            А мне кажется, что круглосуточный трафик на оживлённой трассе — это неплохая защита от воровства, часть задумки, одна из причин, по которой эти панели даже во Франции не устанавливают на каком-нибудь пустыре. Но всё-таки этот подход, на мой взгляд, имеет смысл только для туристических стран и городов Европы — насколько я понимаю, французы очень хотят сохранить неизменным вид местности, поэтому поля солнечных панелей, или все крыши, покрытые солнечными панелями, или даже «солнечной черепицей» их не устраивают. В тоже время угрозу локального похолодания из-за глобального потепления они воспринимают как реальную, поэтому от угольных электростанций они будут отказываться, а солнечные панели им нужны для покрытия дневного максимума энергопотребления.


            1. Fagot63
              27.12.2016 13:45

              Жаль я не снял. У нас гравийная дорога. Когда пригнали несколько камазов с гравием обновить дорогу, они высыпали его кучками вдоль дороги. Так до того пока приехал грейдер, с десяток людей нагребали себе гравия. И это только те, кого видно от моего дома. Асфальт конечно не так нужен, но ситуация показательная.


  1. Zulus-Imba
    24.12.2016 13:14
    +4

    Умеют люди, преподнести дорогую и не эффективную штуку, как великий прорыв, это реально талант нужен. А если серьёзно, всегда есть пустыри в промзонах, каменистые склоны и прочие неудобья, ставьте панели там, добиваясь отдачи от реально бросовой земли.


    1. TedBronson
      24.12.2016 16:54
      +1

      Пустыри можно оставить пустырями, а дороги каждые 15-20 лет перестилать нужно. Если это покрытие будет надёжно работать в качестве дороги, плюс вырабатывать электричество то постепенно им можно будет заменить все дороги. Остаются вопросы надёжности, прочности, эксплуатации, экономической эффективности — они на этом участке и отрабатываются.


    1. Alexsandr_SE
      24.12.2016 20:08
      +1

      У них дороги и трубы не латают по 10 раз в год на одном и том же месте. А земля зачастую вся чья-то. Если в начале еще моно купить купить не дорого, то потом она будет в цене. А дорога вот она — огромная площадь иногда только используемая автомобилями. Решат вопрос цены а такие дороги вполне возможно станут обычными там, где климат позволяет.


  1. dipsy
    24.12.2016 13:33

    Идея хорошая, только надо ещё светодиодики там понатыкать, чтобы сама дорога немножко светилась в темноте, и разметка поярче.


    1. Sun-ami
      24.12.2016 16:53
      +1

      Прямо как в песне:

      Посмотри, как блестят Бриллиантовые дороги.
      Посмотри, как блестят
      Бриллиантовые дороги.
      Послушай, как хрустят
      Бриллиантовые дороги.
      Смотри, какие следы
      Оставляют на них боги.
      Чтоб идти вслед за ними нужны
      Золотые ноги.
      Чтоб вцепиться в стекло
      Нужны алмазные когти.
      Горят над нами, горят,
      Помрачая рассудок,
      Бриллиантовые дороги
      В темное время суток.


  1. Vnuchok
    24.12.2016 14:13
    +1

    Светодиодики и всё такое, конечно, интересно… Но, хотелось бы побольше технической информации: какова длина пути торможения на таком полотне, например. Или морозо-пыле-грязеустойчивость покрытия. Как реализована защита от царапин от пыли… короче, физика.


  1. 26dx
    24.12.2016 14:29
    +3

    По моему, без видео "EEVblog #850 — French Wattway Solar Roadways BUSTED!" статья неполная.


    1. Vnuchok
      24.12.2016 15:17

      спасибо за видео!


    1. Kulich
      25.12.2016 12:03

      Читал и думал, что наверняка он уже сделал расчеты и гневно высказался, у него есть про все такие проекты наверное. Он может немного резковат, но низкий КПД, высокая стоимость делают эти проекты совершенно бесполезными. Дорогая и посредственная дорога которая за всю свою жизнь не окупит разницу в цене с обычной дорогой и нормальной солнечной станцией. Вот если ребята сделают покрытие дешевле и долговечнее асфальта, которое еще и электричество будет вырабатывать, тогда можно будет говорить о чем-то.


  1. herr_kaizer
    24.12.2016 14:29
    +5

    > В Нидерландах солнечными панелями замостили велосипедную дорогу.

    И стала поводом для скандала, потому что её окупаемость произойдет через две сотни лет. Аналогично с другими похожими проектами — бесполезная трата денег.


    1. 26dx
      24.12.2016 14:33
      +1

      Ага, чистой воды зеленый популизм.


    1. vKreker
      24.12.2016 15:26

      Я как-то читал, что в одной из европейских стран действует план по снижению энергопотребления домовых хозяйств. Жителям внушают, что они должны экономить, регулярно вывешивают на стенды кварталов статистику по потреблению электроэнергии, провоцируя некоторых жителей на соревнования в экономии.

      Возможно, что такие популистские методы — это один из способов пропаганды, а реальный полезный эффект проявляется совсем в другом месте.


    1. yarric
      26.12.2016 09:33

      А тем временем на Bloomberg пишут, что солнечная энергия уже дешевле энергии ветра, а ещё что в неё вкладываются в Китае и Индии, вместо ископаемого топлива.


      Кстати про сланцевую нефть тоже так говорили ;)


      1. chieftain_yu
        26.12.2016 15:14

        А «солнечнопанельная» черепица дешевле обычной, ура!

        Правда, сравнение с традиционной битумнолистовой или профнастильной крышей нигде не приводят, но прорыв.

        Сланцевики вот что-то банкротиться часто стали. Наверное, от счастья…


        1. yarric
          26.12.2016 15:23

          При цене в $30-$40 за баррель не только "сланцевики", но и режимы в некоторых странах банкротиться стали. А уж про золотые времена $100+ за баррель уже и речи нет.


  1. DeadKnight
    24.12.2016 17:21

    Полотно ничем не закрыто от солнечных лучей 80% времени.

    Э… как простите? 50% времени солнце просто не светит. Кроме этого, это, я так понимаю, северо-запад Франции, у них явно количество солнечных дней меньше 365 в году.


    1. Fagot63
      24.12.2016 17:29
      +1

      Видимо считали только с учетом времени дня, от рассвета, до заката.


  1. Ivnika
    24.12.2016 18:03

    Сейчас многие небоскребы, бизнес центры и подобное закрывают стеклянными панелями (причем затемненными), эти панели моют, они большие- чем не материал для фотоэлементов?


    1. Vnuchok
      24.12.2016 18:45

      Вот тут об этом уже есть.


  1. potan
    25.12.2016 13:54

    В детстве меня очень расстраивало, что летом идти вдоль асфальтовой дороги очень жарко. И я размышлял, что если заменить ее солнечной батареей, то должно стать прохлоднее…


    1. evtomax
      26.12.2016 16:54

      Лучше придумать белый асфальт.


  1. Ziptar
    25.12.2016 14:38

    Почему не фасады зданий покрывать панелями? Почему обязательно дороги? На дорожное покрытие явно нагрузки поболее и обслуживание дороже…


  1. Gryphon88
    26.12.2016 10:45

    У редакторов ГТ статьи очень часто перепечатка. Никто не смог найти оригинал? Вдруг там есть ссылка на экономическое обоснование.