Примечание: здесь рассказано о создании с нуля небольшого, прибыльного SaaS-сервиса и о доведении его до состояния, когда он стал приносить 1 000 долларов в месяц. Это не имеет никакого отношения к многомиллиардным стартапам единорогов; я просто описываю мой опыт такой работы. Речь идёт о простом, надёжном и прибыльном инструменте, который может сделать для себя любой человек. И последнее — этот веб-сервис был сделан для внутреннего рынка России, поэтому я перевёл всё на английский и в доллары для удобства. Но, с другой стороны, этот опыт является довольно универсальным и может быть применён везде (ссылка на сервис).

Всё началось с моего другого SaaS-сервиса с названием Postio, который я сделал, чтобы облегчить людям поиск и публикацию контента на их страницах и в их группах в социальных сетях. В рамках своей маркетинговой стратегии я приобрёл и опубликовал на своём блоге десяток статей по различным темам, ориентированных на аудиторию веб-сервиса, чтобы получить дополнительный трафик с поисковых систем.

Потом вдруг Postio начал получать относительно большой трафик от Google и Яндекс (русская поисковая система) с ключевыми словами, которые не имели ничего общего с самим Postio.

image

Аналитическая статистика Гугл по суточному трафику

Здесь-то и начинается фактическая история.

Выявление проблемы


Ясно, что у людей были реальные проблемы с этим меню. Короткое рассмотрение показало, что многие владельцы групп на vk.com (русский Facebook) используют графическое меню, находящееся в верхней части группы для перенаправления их аудитории на наиболее важные части группы, такие как отзывы, информация о ценах и бланк заказа.

image

Здесь показано, как обычно выглядит меню

Как можно видеть, группы в этой социальной сети, в конечном итоге, становятся своего рода магазинами; многие люди используют их для запуска бизнеса, чтобы не иметь хлопот с созданием своего автономного веб-сайта. Таким образом, это не было просто скопление некоторых случайных групп о котятах (хотя, безусловно, было много групп и такого рода), а это был мелкий бизнес, имеющий некоторые проблемы, которые можно было бы решать более или менее автоматически. Очевидно, что они нуждались в решении так сильно, что гуглили его довольно часто.

Но это ещё терпимо. Чтобы сделать показанное меню, они должны были создать его в редакторе изображений, вырезать, а затем построить меню с помощью какой-то разметки вики-стиля. Такое являлось, определённо, слишком сложным для них, и выполнение этой работы кем-то со стороны за прим. 20 долларов было довольно распространённым явлением.

Обычный процесс создания меню был примерно следующим:

1. Создать в графическом редакторе какое-то изображение меню и расположить на нём некоторые кнопки.
2. Разрезать изображение на отдельные части так, чтобы можно было снова собрать их с кнопками, расположенными слева.
3. Загрузить эти изображения в альбом группы или на страницу владельца.
4. Создать wiki-страницу в группе и ввести разметку с изображениями и линками.
5. Опубликовать пост с линками на странице меню в группе.
6. Закрепить его так, чтобы он постоянно оставался сверху.

Неплохо, правда?

Теперь давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы снять эту проблему.

Создание программы с минимально необходимым функционалом (MVP)


Прежде всего, я должен был изучить возможности прикладного интерфейса (API) социальной сети, чтобы определить, какие действия здесь могут быть автоматизированы и в какой степени.

Оказалось, что этот API может делать всё, что мне нужно, за исключением пиннинга поста. Но это слишком много для MVP, поэтому я решил удалить следующие функции:

1. Аутентификация.
2. Настройка меню под требования заказчика (пользователя). Вместо этого пользователь получает возможность выбирать из десятка предварительно заданных шаблонов.
3. Обработка платежей. Я мог бы сделать это вручную.
4. Автоматическое создание wiki-страницы. Пользователь может сделать страницу сам, а затем вставить wiki-разметку, которую подготовило моё приложение.
5. Автоматическая публикация поста. Снова — пользователь может сделать это сам вручную.

Поэтому, по существу, то, что я должен был сделать, были генератор изображений и загрузчик. Вот как это выглядело после двух-трёх дней работы.

image

Главное окно

Очень неважно, я знаю. Но этого было достаточно, чтобы выяснить, готовы ли пользователи платить за такое автоматизированное решение.

Диалог создания меню также, гм,… не очень совершенный.

image

Окно создания меню

Да, я тоже бывал перфекционистом. Теперь я продаю.

Проверка идеи


Это было сравнительно легко в моём случае, поскольку имеющийся трафик был тем, с чего я начал. Так что всё, что я должен был сделать, это просто поместить пару кнопок здесь и там в статье и ждать прихода посетителей.

Это выглядело так:

image

Первые 10 дней после фактического запуска

Даже не рассматривая статистику продаж, можно видеть, что пользователи весьма заинтересовались этим сервисом. Имейте в виду, что это был только тип трафика «эй-у-вас-проблема-у-нас-есть-решение» с действительно слабенькой целевой страницей на основе свободного шаблона.

Теперь вот некоторая сырая недавняя (или, ну, хорошо, не очень недавняя) статистика с БД.

image

Оборот и взносы указаны в долларах США

Вроде бы, нельзя назвать большим успехом? Но это работало, и пользователи были готовы платить. Хотя оказалось много брошенных неоплаченных меню (menus_created относительно menus_paid). Но в любом случае это ведь просто (очень грубое) MVP.

Как можно видеть из статистики, я немного поиграл с ценой, изменяя её от 6 до 4 долларов за меню, пытаясь получить некоторое представление о ценах.

Теперь, когда мы знаем, что наш сервис жизнеспособен, пришло время выяснить, какую цену пользователи готовы платить за наши услуги. И это должно быть сделано на основе информации, а не «чутья».

Определение цены


Я немного отойду в сторону и объясню, почему я выбрал оплату за каждое меню вместо стандартного месячного подхода. Прикладной интерфейс (API) восходящей линии связи социальной сети является в значительной степени нестабильным, и модель подписки была бы катастрофической, поскольку я должен был бы постоянно компенсировать убытки пользователям, которые были бы затронуты ошибками в API.

Итак, назад к цене. Сплит-тестирование является самым простым способом определения наиболее выгодной цены, приемлемой для пользователей. В принципе, я установил случайную цену для каждого пользователя при регистрации, а потом отслеживал каждое действие, связанное с этой ценой. Сетка цена выглядела следующим образом (да, я также добавил цену для обновления меню и множество различных функций, таких как, например, тонкая настройка дизайна пунктов меню):

image

Форматом является array(creation_price, update_price)

Я также удалил электронную почту из регистрации в системе и сделал её осуществляемой одним щелчком, чтобы получить больше регистраций (и статистики) от пользователей. Примерно через месяц я увидел следующее:

image


О чём говорит эта статистика? Довольно интересный материал:

1. 1, 2 и 3 доллара за создание меню и 0,5 доллара за обновление являются наиболее прибыльными ценами.
2. Цена 1 доллар влечёт вдвое больше генераций меню, чем цена 2 доллара, и втрое больше, чем цена 3 доллара.
3. Комбинация 1/0,5 доллара является наиболее прибыльной по среднему доходу на одну продажу.

Несмотря на то, что цена 2 доллара требовала намного меньше усилий при том же доходе, что и цена 1 доллар, я решил придерживаться цены 1 доллар, потому что хотел дать возможность пользователям создавать столько меню, сколько они желали, поскольку каждое меню имело в какой-то степени вирусный механизм. Я объясню это в следующей статье.

Развитие


После того, как я определился с ценой, я решил добавить дополнительные функции, которые необходимы пользователям. Посмотрите, как в конечном итоге стала выглядеть страница создания меню:

image


Хотя она выглядит немного неряшливо и грубовато, но она хорошо делает своё дело. И под внешностью здесь нет никаких ухищрений — просто немного PHP и Imagemagick. Весь процесс создания занял у меня две ночи и доставил мне удовольствие, так как я ещё с подростковых лет всегда любил работать с изображениями. Я до сих пор помню бессонные ночи, потраченные на изучение трассировки лучей и 3D-программирования с Delphi. Вот уж, воистину, — старые добрые времена …

Маркетинг


Прежде всего, я хотел использовать то, с чего этот веб-сервис начался, — имеющийся SEO-трафик из статьи. Действительно, это уже работало, так что всё, что я должен был сделать, — это немного увеличить кнопку пуска и сделать её более приметной. Такое простое действие дало мне 150 посещений в день.
Однако затем я заметил, что сам веб-сервис начал привлекать внимание поисковых машин, поэтому общий трафик составил примерно 200 посещений в день. Это привело к 100 подпискам в день (в среднем).

Оставим скучный текст — здесь окончательная статистика за ноябрь 2016 года:

image


Учтите, что колонка Users (Пользователи) показывает количество пользователей, подписавшихся в указанный день, а не число пользователей, действовавших на сайте. Количество последних намного больше из-за повторных действий ранее зарегистрированных пользователей.

Заключение


Можно ли назвать это историей большого успеха? Вряд ли. Но я надеюсь, что этот рассказ будет полезным для тех, кто колеблется в принятии решения, приниматься ли за что-нибудь небольшое и способное принести какой-то доход.

Здесь есть много нюансов, не получивших того внимания, которого они заслуживают.

Что, по вашему мнению, следовало бы уточнить в будущих статьях?

Я собираюсь поделиться разными приёмами и историями, поэтому, если вам понравилась статья, следуйте за мной здесь в Medium или в моем Twitter.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (36)


  1. Fen1kz
    01.02.2017 13:01
    +4

    я решил добавить дополнительные функции, которые необходимы пользователям.

    А как вы узнали? Расскажите про взаимодействие с пользователями, пожалуйста.


    1. gnkoshelev
      01.02.2017 14:05
      +3

      Боюсь, что вопрос не по адресу, т.к. перевод.

      Со своей стороны могу рассказать про «коридорный тест»:

      1. Выходим в коридор
      2. Ловим случайного человека
      3. Вводим в контекст за одну-две минуты
      4. Показываем ему продукт/веб-страницу/макет/whatever
      5. Задаём один вопрос: что ещё нужно?
      6. Аккуратно фиксируем все идеи

      На повторяющиеся идеи как раз и стоит обращать внимание. «Коридорный тест» имеет продолжение и в работе с гипотезами (те идеи, полученные на предыдущем этапе): всё тоже самое, но проверяем гипотезы на состоятельность.

      Из плюсов: быстрый фидбэк; как правило не требуется готового решения; новые идеи, которые не всегда можно увидеть замыленным взглядом.

      Из минусов: выборка может быть не релевантна целевой аудитории; не в любой предметной области можно дать контекст за столь ограниченное время.


      1. Fen1kz
        01.02.2017 19:00

        А, сорри, не заметил что перевеод, видимо слишком хороший. Просто в коридоре сложно найти левого человека, если это личный проект. Просто сложилось впечатление, что либо у автора уже было какое-то комьюнити, либо он делал не один. А то и фидбек сразу и пользователи набежали, прям сказка


    1. mskvsk
      02.02.2017 17:54

      В большинстве своих проектов, я просто общаюсь с первыми клиентам и на основе микса их желаний принимаю решения о том, что реализовывать дальше.

      В Менюмейке это были такие моменты как:
      — Генерация обложки меню
      — Более гибкая настройка дизайна
      — Расширенные опции редактирования меню после загрузки

      Еще очень полезно было почитать задания на создание меню на фриланс биржах. Но приходилось фильтровать, так как вместо автомобиля, люди хотели улучшенную лошадь.


  1. Scratch
    01.02.2017 13:06
    +14

    Яндекс (русская поисковая система) vk.com (русский Facebook)

    Спасибо за пояснения


    1. pudovMaxim
      01.02.2017 13:09
      +11

      перевод перевода :)


    1. khim
      01.02.2017 13:19

      Это перевод — но Хабр это не делает очевидным…


      1. http3
        01.02.2017 13:50
        +2

        Не хватает всплывающего окна? Или чего? :)


        1. Newbilius
          01.02.2017 14:01
          +9

          Текущая плашка максимально незаметна.


          1. DROS
            01.02.2017 17:39

            Тогда ребятам из ТМ нужно перед полем ввода комментария явно указывать — «Эй, это перевод! Не стОит адресовывать ваши вопросы переводчику...». Так было бы куда удобнее.


            1. taujavarob
              01.02.2017 20:00
              +4

              ребятам из ТМ нужно перед полем ввода комментария явно указывать — «Эй, это перевод! Не стОит адресовывать ваши вопросы переводчику...». Так было бы куда удобнее.


              Достаточно просто после заголовка статьи на русском (с плашкой) приводить заголовок исходной статьи. И всё. — Взгляд натыкается на иноязычный текст и сразу мозг понимает — это перевод.

              Имхо, конечно, имхо. (С)


          1. Acuna
            01.02.2017 18:05
            -1

            Голубая плашка бросается в глаза так, что не заметить ее очень трудно. Если, конечно, знать о существовании их на Хабре и опускать на нее взгляд. Однако странно было бы считать, что человек не знает об этом, имея аккаунт с возможностью комментирования :/


            1. pudovMaxim
              01.02.2017 18:15
              +1

              Никогда не замечаю плашку и подпись внизу. Но перевод сразу узнается по фразам-артефактам из английского в духе «Я имел...»(вместо «у меня»).


              1. Acuna
                01.02.2017 18:21

                Ахах) Ну честно признаться, тоже замечаю ее не всегда, однако здесь я начал видеть неладное при появлении фраз «русская поисковая система», «русский Facebook» и т. д., поэтому отлистал к заголовку в поисках плашки. Очевидно, что это же мог сделать и ТС, и это намного быстрее, чем оставлять комментарий, за который можно даже, в том числе, нехило отхватить минусов. Ан нет, все-равно петросянят в надежде прибавления кармы) Может и не поэтому, но иначе я не могу объяснить сие явление…


            1. Fen1kz
              01.02.2017 19:06

              Это только если вы долго, вдумчиво смотрите на заголовок, оцениваете его привлекательность, любуетесь шрифтом и ещё делаете фото на память. А тут и перевод хороший, и автор работает в России — мелкая плашечка мгновенно улетучивается из памяти


              1. Acuna
                01.02.2017 19:11

                Хммм… Нет, как я уже говорил выше — меня смутили некоторые весьма заметные нюансы в тексте (пояснения что есть Яндекс и VK), поэтому я целенаправленно отлистал к заголовку статьи, и увидел плашку там, где ей, собссно, и предполагается быть.


    1. scronheim
      01.02.2017 14:11

      del


    1. kdsniper
      02.02.2017 14:55

      Автор изначально писал для англоязычной аудитории, после чего перевёл текст обратно на русский, он об этом на vc.ru в комментах уточнял


  1. habradante
    01.02.2017 14:13

    На часть вопросов есть ответы от автора в потрясающе похожем переводе на сайте vc.ru (https://vc.ru/p/menumake)


  1. noonv
    01.02.2017 14:34
    +2

    Недавно же была авторская статья на ЦП.


    1. steff
      01.02.2017 15:01
      +3

      Да, вот здесь
      1. Wayfarer15
        01.02.2017 21:01
        +2

        Простым смертным не понять, зачем публиковать статью, называя это перевод, если её и так можно прочитать на русском в оригинале.


        1. steff
          01.02.2017 23:26
          +2

          Возможно, автор публикации (здесь) был не в курсе.


        1. gorodnev
          02.02.2017 08:53

          Самое забавное, что

          Редакция vc.ru публикует перевод статьи.

          Так что там тоже не оригинал, а «перевод перевода».


        1. URURU
          02.02.2017 14:59

          Проблема в том, что в правилах хабра указано, что материал ранее нигде не должен публиковаться.


    1. mskvsk
      02.02.2017 18:05
      +1

      Она не совсем авторская. Перевод сделала редакция vc.ru, а я его подредактировал немного. Вариант на Хабре вышел замечательный.


  1. KoToSveen
    02.02.2017 14:56

    Простите, но в чём смысл?

    И последнее — этот веб-сервис был сделан для внутреннего рынка России, поэтому я перевёл всё на английский и в доллары для удобства.


    1. taujavarob
      02.02.2017 18:07

      KoToSveen:

      Простите, но в чём смысл?

      • Многие люди не из России не понимают величины русских рублей.
      • Инфляция.


  1. mskvsk
    02.02.2017 17:50
    +4

    Друзья, я автор оригинальной статьи.

    Большое спасибо за перевод, получилось здорово.
    На VC хоть и была тоже эта статья, но это был тоже перевод, который я отредактировал.

    Если есть вопросы, буду рад ответить. Сейчас пройдусь по всем комментам здесь.


  1. TOBBOT
    03.02.2017 09:41

    Не боитесь появления конкурентов после выхода цикла статей?
    Почему не расширяетесь? Есть ведь реклама в самом ВК, контекстная реклама.

    Не думаю, что у вас есть много времени на раздумья.


    1. mskvsk
      03.02.2017 12:23

      Конкуренты даже если появятся, не смогут конкурировать с Менюмейком в поиске — слишком большая ссылочная масса накоплена у самого сервиса и у Postio, с которого он берет траф.

      Единственная надежда конкурентов — это попытаться перебить мои ставки в системах рекламы, но это тоже маловероятно. Слишком мал рынок. Игроки меньше меня не смогут со мной конкурировать финансово, а игрокам сильнее меня этот рынок просто не интересен.

      Более того, я скоро создам статью про мой второй сервис Postio, там будет еще больше технических деталей. Вся проблема в том, что некоторые из них трудноповторимы в текущих реалиях.


      1. TOBBOT
        03.02.2017 12:45

        Речь конечно же шла о Менюмейке, т.к. его повторить довольно просто: бери да копируй идею. А тут вы еще и финансовые результаты светите, который хоть и не зашкаливает, но все же может смотивировать.


        1. mskvsk
          03.02.2017 16:40

          Да, я ответил как раз про Менюмейк — копирование идеи не поможет выйти на первые места в поисковиках. А без этого маржинальность сервиса будет невелика.


  1. Aleksey3a
    07.02.2017 18:01

    Шикарная статья! Спасибо.