Запуск Falcon 9 со стартовой площадки на мысе Канаверал, Флорида, США. Если компания не успеет решить проблемы в срок, график запусков может быть изменен
В предварительной версии отчета Конгресса США по анализу программы сотрудничества НАСА со SpaceX и Boeing содержится информация о технических проблемах ракет этих партнеров агентства. Что касается SpaceX, то представители комиссии выражают опасения в непрочности двигателей ракеты-носителя Falcon 9.
Речь, прежде всего, идет о ряде проблем с лопастями турбин, подающих топливо в двигатели ракеты. Этот дефект, по мнению специалистов, угрожает успешному завершению планируемых в скором будущем при помощи Falcon 9 запуске астронавтов. Окончательная версия отчета будет опубликована в ближайшие несколько недель.
Что касается турбин, то здесь высока угроза появления трещин лопастей этих систем. Поэтому компании, вероятно, потребуется не просто внести изменения, а полностью заменить конструкцию турбин. На это, конечно, понадобится немало времени.
В SpaceX подтвердили существование этой проблемы. Компания сейчас старается изменить конструкцию турбин таким образом, чтобы они не поддавались образованию трещин. Пока что специалисты меняют конструкцию ряда элементов. Завершающие изменения будут внесены в финальный вариант ракеты-носителя Falcon 9, которая и будет осуществлять пилотируемые полеты.
Изучение надежности разрабатываемых SpaceX и Boeing ракет-носителей комиссия Конгресса США проводила бы и без случившейся в прошлом году аварии. Тогда во время пуска с мыса Канаверал в штате Флорида взорвалась ракета Falcon 9 с израильским спутником связи Amos-6. В результате этого ЧП никто не пострадал, но спутник был уничтожен, причем компания, которой он принадлежал, потребовала либо компенсацию в размере $50 млн, либо бесплатный запуск в скором будущем.
Как уже сообщалось, причиной прошлой аварии стала трещина в системе подачи гелия в резервуар с жидким кислородом, который, переохладившись, перешел в твердую фазу. Это стало началом серии взаимосвязанных реакций, что и привело к катастрофе. В ноябре Маск заявил следующее: «Я думаю, что мы выяснили причину случившегося. Самое интересное то, что ничего подобного в ракетостроении пока не случалось». Он имел в виду стечение обстоятельств, которые и привели к появлению проблемы.
Эту проблему, по словам специалистов компании, уже решили. Но теперь, как видим, появилась еще одна проблема в виде подозрения уязвимости лопастей турбин двигателей ракеты-носителя компании.
У Boeing тоже обнаружены проблемы. В частности, специалисты высказывают сомнения в надежности в парашютной системе, используемой при спуске капсулы с командой астронавтов при возвращении их на Землю. Проблемы могут быть и в случае столкновения с микрометеоритами или космическим мусором — но здесь уже изменение конструкции ракеты слабо поможет. Можно добавить какие-то защитные средства, например, упрочнить обшивку, но это утяжелит и без того не слишком легкую ракету, что потребует значительных затрат топлива при старте — а оно и так всегда в дефиците.
14 января этого года компании SpaceX удалось осуществить успешный запуск ракеты-носителя с возвращением первой ступени, которую посадили на морскую платформу в Тихом океане. Благодаря успешному запуску компании, скорее всего, удастся вернуть доверие клиентов, некоторые из которых стали сомневаться в сотрудничестве с компанией Илона Маска.
Следующий запуск SpaceX планирует осуществить уже через пару месяцев. В целом, опыт, который получен при возвращении ступеней ракеты-носителя Falcon-9, компания планирует использовать при разработке Falcon Heavy, мощной ракеты-носителя следующего поколения. Сейчас компания занимается созданием новых посадочных площадок для ступеней Falcon Heavy. Вернуть собираются сразу три ступени — они будут либо все возвращены на сушу, либо же часть попробуют посадить на плавучие платформы в Атлантическом океане.
В целом же, SpaceX проводит политику, согласно которой все действия компании должны соответствовать ожиданиям США относительно удешевления доставки грузов в космос. Это позволит сделать изучение космического пространства более доступным. В целом, действия компании можно назвать успешными. SpaceX отправляет грузы к МКС, начиная с 2012 года. Кроме успешных запусков, компании Илона Маска удалось вернуть на Землю неповрежденными несколько ступеней ракет-носителей Falcon 9.
Сейчас SpaceX сотрудничает с Федеральной авиационной администрацией США с целью решения всех возникших проблем, которые могут помешать реализации дальнейших планов как самой компании, так и НАСА.
Комментарии (59)
Alexmaru
04.02.2017 21:11+3Изучение надежности разрабатываемых SpaceX и Boeing ракет-носителей комиссия Конгресса США проводила бы и без случившейся в прошлом году аварии. Тогда во время пуска с мыса Канаверал в штате Флорида взорвалась ракета Falcon 9 с израильским спутником связи Amos-6.
Простите, но пуска ракеты не было. Взрыв во время заправки, и взрыв при старте/полёте — это две большой разницы.omega-hyperon
04.02.2017 21:17-1А разве для заказчика есть разница? К тому же грузовик годом ранее потеряли тоже из-за проблем с системой наддува баков второй ступени.
Alexmaru
04.02.2017 21:18+5для заказчика — нет, для статьи разница есть (появляется запах перевода или копирайта), для страховой — тоже есть. Как-то так.
pnetmon
04.02.2017 21:55+7В предварительной версии отчета Конгресса США по анализу программы сотрудничества НАСА со SpaceX и Boeing содержится информация о технических проблемах ракет обеих партнеров агентства.
Первой публикацией была статья
https://www.wsj.com/articles/congressional-investigators-warn-of-spacex-rocket-defects-1486067874 (Поиском по названию статьи можно ее полностью прочесть)
1) Где указывалось что это был GAO- Счётная палата США
2) У Боинга нету проблем ракетой, в статье указывается
For Boeing, these officials said, GAO investigators—among other items—raised questions about the status of tests to determine the reliability of its parachute systems designed to help returning manned capsules land safely.
О проблемах известно уже давно
Industry officials have known about problems with cracked blades on Falcon 9 versions for many months or even years. But cracks continued to be found during tests as recently as September 2016, Robert Lightfoot, NASA’s acting administrator, confirmed in an interview with The Wall Street Journal earlier this week.
А это
Тогда во время пуска с мыса Канаверал в штате Флорида взорвалась ракета Falcon 9 с израильским спутником связи Amos-6.
Не было пуска в тот день, пуск должен быть через несколько дней, а была подготовка и прожиг первой ступени.
прошлой аварии стала трещина в системе подачи гелия в резервуар с жидким кислородом
Оригинально, а зачем его туда подавать? Лучше почитать http://www.spacex.com/news/2016/09/01/anomaly-updates и http://www.planetary.org/blogs/jason-davis/2017/20160110-spacex-rtf-redux.html
Следующий запуск SpaceX планирует осуществить уже через пару месяцев.
А четыре дня назад по планам было 14 февраля.
Eklykti
04.02.2017 22:36А четыре дня назад по планам было 14 февраля.
Объявлений о переносах пока и не было.
Garbus
04.02.2017 22:49+1Оригинально, а зачем его туда подавать?
Эмм, ну не вододород же поддувать в бак с кислородом для поддержания давления при активном расходе? Тот же кислород подавать неудобно, а излишне «убегающий» в бак гелий запросто мог заморозить кислород с неприятными последствиями. Да и как хладогент для кислорода он пожалуй наименее проблемный вариант.
P.S. Может где и ошибаюсь, пусть знающий человек поправит.pnetmon
04.02.2017 23:25+2Вы правы http://www.spacex.com/news/2016/09/01/anomaly-updates
Each stage of Falcon 9 uses COPVs to store cold helium which is used to maintain tank pressure, and each COPV consists of an aluminum inner liner with a carbon overwrap.
Eklykti
04.02.2017 22:35+4Стоит упомянуть, что в самолётах никто не требует, чтобы турбина была абсолютно неуничтожимой. Требуют, чтобы корпус двигателя мог пережить её разрушение. SpaceX считает, что их двигатель это может, а возможность выхода на орбиту с отказавшим (по другой причине) двигателем была продемонстрирована на практике.
Конструкцию турбины, вероятно, улучшат, но на общую безопасность системы это повлияет слабо.
В других средствах выведения проблема с трещинами тоже присутствует, но доставать отработавший двигатель со дна океана, чтоб изучить и ткнуть носом «у вас тут трещина», никто не станет, а у SpaceX с возвращаемыми ступенями эта проблема оказалась более заметной, вот и всё.
Alter2
05.02.2017 10:21Вероятно, тут особое внимание из-за потенциальной многоразовости использования двигателей.
TedBronson
05.02.2017 12:10НАСА устраивает цена даже без учёта многоразовости первой ступени. Думаю возвращённые бустеры с этих запусков SpaceX сможет использовать на других коммерческих пусках, но не для людей.
Mad__Max
10.02.2017 22:29+1Для пилотируемых полетов по заказам НАСА пока вообще не планируют повторного использования летавших ступенений — они пойдут на доставку грузов и запуск спутников. Поэтому не ясно из-за чего переживают. Разве что из стремления к перфекционизму — если проблему (пусть и совсем не критическую) заметили и ее в принципе возможно устранить, то ее нужно устранить.
Kulich
05.02.2017 10:48Требуют чтобы внезапно она не разлетелась на третьем же полете. Если навскидку вспомнить, то мне кажется большинство аварий связано именно с турбинами ибо это наверное самый тяжелонагруженный элемент двигателя и там малейший дефект приводит к биг бадабуму
AntoBro
05.02.2017 03:13-13Автору!
у ТНА ЖРД нет (и не может быть) термина " лопасть " ТНА!
"лопасть" у которых ширина не менее четверти их длины!
лопатка ТНА!
мое личное (оленье) мнение это:
- фейк
- конгресс США-слабообразованные в техническом плане люди.
Ну как наш Д.Рогозин: " эта дырка не того размера"
-дырки есть у особей женского тела, а "настоящие мужики"(инжеНЕГРЫ) применяют термин- ОТВЕРСТИЕ
- у отверстий (дырок) есть ДИАМЕТР.
впрочем не удивлён… там(и уже много и у нас) имеют образование ="бакалавры искусств", ну например как этот клоун контр-адмирал(ёпть!) вмс США
в обЧЁм "Колидоры искуств"
- у отверстий (дырок) есть ДИАМЕТР.
FedyaShlyapkin
что характерно. технические проблемы никто не скрывает в отличии от космонавтики 20-50 летней давности.
A-Stahl
Наверное потому что это чисто гражданская ракета и информация о потенциальных проблемах ни к чему плохому привести не может. Да и от кого скрывать?
Whisky667
Военные нагрузки на ней тоже пускают. Т.е. разницы с российскими ракетами в этом плане никакой.
Правда, я не могу вспомнить, чтобы последние лет 20, если не больше, были какие-то громкие случаи сокрытия проблем даже в РФ (ну, если не считать ура-патриотической риторики про всякие базы на Луне, что не соответствует реальному положению вещей, хех).
SanekPlus
В чем смысл сравнить с космонавтикой 50 летней давности? Просто вопрос.