Влияние интернета и файлообмена на продажи лицензионного контента — горячая тема обсуждения в последние десятилетия. Интуитивно кажется, что продажи лицензионного контента, в том числе музыки, фильмов, книг и игр, должны снижаться, потому что у пользователей появляется возможность скачивать тот же контент бесплатно. Но ведь интернет в то же время работает как рекламная площадка. Пользователи получают возможность узнать о произведениях, с которыми никогда бы не познакомились, если бы не бесплатное их распространение через интернет. Какая же из этих тенденций сильнее?

Проведено довольно много исследований по влиянию пиратства на продажи музыки и фильмов, см. результаты многочисленных исследований в кумулятивных обзорах Лейбовица (2006), Оберхольцера и Штрумфа (2010), Данахера, Смита и Теланга (2013). А вот влияние на продажи книг изучено слабо. Тем более на продажи комиксов манга.

Цифровые книги сейчас получили широкое распространение. В США они приносят издателям более 40% прибыли, а в Японии — более 10%. Люди постепенно привыкают читать книги на различных электронных устройствах, в том числе на обычных компьютерах, ноутбуках и смартфонах — так что издатели вполне могут опасаться, что пиратство повлияет на уровень продаж.

Свой вклад в исследование этой интересной темы внёс японский исследователь Тацуо Танака с факультета экономики Университета Кэйо. 29 декабря 2016 года он опубликовал научную работу, посвящённую влиянию пиратства на продажи комиксов в Японии.

Япония — крупнейший в мире рынок по продаже комиксов. Там продажи в три раза превышают продажи в США, а сами комиксы составляют 36,1% книжного рынка.



В обоих странах рынок комиксов — это олигополия, в США издательства Marvel Comics и DC Comics контролируют 100% рынка в категории топ-20 и 96% в категории топ-50 самых популярных книг. В Японии рынок делят Shuei-sha, Kodan-sha, Shougakkan и KADOKAWA (98% в категории топ-20).


Продажи бумажных и электронных комиксов в Японии

Тему японского рынка комиксов автор выбрал в связи с громкими заявлениями японской антипиратской организации CODA (Content Overseas Distribution Association). Она настаивает, что потери от заграничного пиратства в 2014 году вдвое превышают прибыли от легальных продаж. Естественно, такие громкие заявления нуждаются в проверке.

Проект защитников манги


CODA по собственной инициативе провела обширный эксперимент под названием Manga Anime Guardian Project с июля 2015 года по март 2016 года — он обеспечил фактологическую базу для данного исследования. Каждый издатель выбрал некоторые из своих классических комиксов как цели в данном проекте. CODA массово удаляла нелицензионные копии конкретно этих комиксов со всех возможных файлообменников. Соответственно, они остались только на малом количестве сайтов, которые было сложно найти. Автор научной работы сделал предположение, что можно сравнить продажи комиксов, которые стали целью массового удаления из интернета в рамках проекта CODA, и остальных комиксов.

Анализ прошлых исследований по влиянию пиратства на продажи книг и музыки показывает, что там проявляется эффект эндогенности. Когда контент становится популярным, то его продажи и нелегальное распространение возрастают одновременно, что приводит к серьёзной положительной корреляции между продажами и уровнем пиратского распространения. Таким образом, для качественного анализа последовательности событий и причинно-следственных связей наиболее уместен экзогенный шок — внешние события, такие как принудительное удаление копий из интернета, как в эксперименте CODA. В этом случае мы можем сравнить выборку, которая подверглась влиянию экзогенного шока, с контрольной выборкой, которая не подверглась ему. Эксперименты с эндогенным шоком часто показывали, что продажи легальной музыки и фильмов увеличиваются после успешного преследования пиратов правоохранительными органами — будь то закрытие MegaUpload, введения системы трёх страйков во Франции или антипиратского законодательства в Швеции. Однако с книгами не проводилось исследований, основанных на реальном эксперименте, такого как «Проект защитников манги».

Исследование выявило двойственный эффект, в зависимости от того, завершена серия комиксов или не завершена. Оказалось, что для незавершённых серий (выпуск которых продолжается) пиратство действительно частично оказывает заменяющий эффект, снижая объём продаж в первое время после выпуска очередного комикса. С другой стороны, для завершённых серий пиратство, наоборот, немного стимулирует продажи.

В таблице показана корреляция между количеством сайтов в интернете, где доступна пиратская версия комикса, и продажами комикса.



Таким образом, интернет работает как реклама для старых серий манги, которые уже не рекламируются самим издателем. Этот «рекламный эффект» хорошо виден на том, как эластичность продаж коррелирует с удалением комиксов из интернета, в зависимости от количества месяцев, которые прошли после публикации.



Другими словами, когда после публикации проходит 6-8 месяцев, издателю становится невыгодно бороться с распространением нелегальных копий в интернете, потому что они реально выполняют функцию рекламы, напоминают людям о старой серии комиксов — и стимулируют продажи.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (26)


  1. Fagot63
    23.02.2017 14:28

    Это как ютуб и музыка. Его смотрят очень многие, и реклама музыки получалась отличной. Благодаря ютубу, я узнал о существовании кучи интересной музыки. Сейчас же правообладатели, своими не умными действиями режут себе прибыль. Имхо.


    1. DistortNeo
      23.02.2017 19:08

      Но, с другой стороны, легализация пиратского доступа к старому контенту приведёт к снижению доходов издателей. С другой стороны, учитывая, что основные доходы издатель получает в первые месяцы, наверное, действительно имеет смысл легализовать файлообмен старого контента для личного использования, при этом не отменяя собствено копирайт.


      1. Fagot63
        23.02.2017 19:53

        Там же не файлообмен. А видео с музыкой, и самый частый коммент под видео: «откуда музыка». К примеру музыка в играх. Чуть ли не поголовно боятся получить страйк за неё. Хотя часто там такие композиции что нигде и не услышишь. А если никто не знает про неё(музыку), как её пойдут покупать? В последнее время заметил, что игры стали идти со свободной музыкой или собственного изготовления. Что это если не косвенная потеря прибыли.


        1. AndreyHenneberg
          25.02.2017 10:42

          С музыкой несколько сложнее, если это не музыка из игр: она, в отличии от книг, идёт именно в цифровом виде. То есть, если я прочитал ту же мангу в электронном виде, я захочу в хорошем качестве на бумаге, а вот музыку я получу ровно в том же виде — цифровом. И с электронной книгой та же проблема: экраны дают качество чуть качество текста ли не лучше, чем бумага. Особенно это касается «дешёвых» книг.


          1. hokum13
            27.02.2017 12:07

            Только вот на концерт понравившегося исполнителя Вы пойдете в живую.
            С книгой — от совести зависит, но платить за «Донцову» — не иметь совести совсем. Олифер у меня на полке стоит, но читал я его «пиратскую» pdf копию.


      1. AndreyHenneberg
        25.02.2017 10:35

        Вот только что мысль в голову пришла. Если производитель/правообладатель официально разрешит распространять контент с качеством не выше какого-то в сопровождении ссылки на место, где этот контент можно приобрести, это будет отличной рекламой. А если ссылка будет с идентификатором распространителя и клиент «пришёл, увидел, приобрёл», распространитель ссылочки сможет получить свою копеечку. Но это же надо вспомнить, что на дворе 21 век, а не 17-й.


  1. taberu
    23.02.2017 17:20
    +3

    Японские издатели сами себе враги, вместо вменяемого сервиса и переводов на основные языки, они борются с пиратством. Корейцы уже давно поняли в чем дело: пару бесплатных глав, доступная цена и перевод, на английский, что запаздывает на неделю-две, как минимум убирает группы пиратских переводчиков из дела.


    1. ARD8S
      23.02.2017 17:53

      Согласен, но добавлю, что «официальные» переводы локализаторов часто даже хуже некоторых сканлейтерских, ибо некоторые группы с душой работают.
      ЗЫ Блин, alizar, что получше-то заглавной картинки не нашлось?


      1. Fagot63
        23.02.2017 19:58
        +1

        Некоторые офф. озвучки(я про аниме) настолько хуже, что напрочь отбивают интерес к сериалу. Я на пару тройку забил, озвучка такое ощущение была выполнена людьми, сильно ненавидящими свою работу. Так бы и прошел мимо, пока не узнал что есть не официальный вариант(который еще и выдавили).


        1. TerraRist
          24.02.2017 09:15

          Не пробовали смотреть с субтитрами? И появляются быстрее озвучек, и звук, задуманный автором остаётся, и интонации понятны, и выбор шире.


          1. Fagot63
            24.02.2017 13:42

            Пробовал, не удобно/не интересно. Смотрю озвучки, где голос как бы прозрачен. Т.е. Вроде в перевод сделан одним, двумя людьми, а слышатся оригинальные голоса в переводе(сорри за тавтологию, не смог выразится иначе). Но так озвучить могут очень очень не многие.


            1. Sirikid
              24.02.2017 13:59

              Войсовер?


              1. Fagot63
                24.02.2017 21:25

                Не совсем. Да поверх оригинальной дорожки, но голоса переводчика почти не слышно. Как будто герои аниме научились балакать на русском.


      1. nathanael
        24.02.2017 00:37

        Да ладно, Сакура в монохроме вполне хороший символ.


    1. AndreyHenneberg
      25.02.2017 10:53

      А вот метод «пары бесплатных глав» как раз отлично работает, проверял на себе: если зацепило — покупаю и читаю дальше. И используется много где: на ЛитРес, на Google Books, ещё где-то попадалось, но я только эти два ресурса регулярно просматриваю. Почему такое не делают с фильмами — не понимаю. С сериалами точно должно срабатывать. Попадалось несколько, где вовсю использовали принцип «1000 и 1 ночи», он же принцип попугая Кеши: «На самом интересном месте!».


  1. AFakeman
    23.02.2017 17:44

    А как же correlation doesn't mean causation?


    1. SinsI
      24.02.2017 05:07

      Так это же прямой эксперимент, а не чисто статистическое исследование.
      Если была нормальная методология (издатели предоставили список комиксов, с хорошей репрезентативностью, а выбор — какие из них преследовать или нет был отдан исследователям и был полностью случайным), то из таких экспериментов как раз можно делать выводы о наличии причинно-следственной связи.


  1. teifo
    24.02.2017 04:31

    А не встречал ли кто приложения по созданию комиксов?


    1. taberu
      24.02.2017 06:22

      Чтобы прямь приложение, не встречал, вроде в стиме кто-то выкладывал подобное, но купившие были разочарованы. Есть два графических редактора: sai paint tool и clip studio paint, первый больше рисовалка, без фотошоповских излишеств, то второй продвигают как проф студию для комиксов, даже магазин ассетов к ней прикрутили.


      1. teifo
        24.02.2017 08:15

        Хммм, я думал при таком культуре манги и комиксом вполне логично ожидать приложение, которое их готовых наборов разных стикеров, рисованных эффектов (платные, бесплатные), плюс добавка текста в виде реплик, накидываем это все на типовые шаблоны, как для коллажей и вуаля, получаем быстро сделанный мем, комикс и прочие приколы, которым можно поделиться с такими же фанатами как и ты. Понятно дело, что многое зависит от визуальной части изначальных базовых наборов, но думается мне сделать их можно даже не шибко дорого, главное понимать какая главная ЦА. Вон у телеграма, тоже сперва стикеры были вырвиглаз, а теперь вполне себе нормальные встречаются. Но раз такого приложения нет, значит и спроса нет. Вряд ли мне одному такая простая идея в голову пришла.


        1. mukizu
          24.02.2017 10:42

          Есть Manga Studio http://my.smithmicro.com/manga-studio-ex-5.html, но это не то, о чем вы пишете.
          Для того, что вы пишете и так миллион генераторов, не очень понятно причем тут манга. Максимум, что от такого можно ожидать, это именно стикеры аля Viber со стилем аля онемэ, но тут ЦА как раз не так, которая это самое онемэ смотрит и мангу читает, эти бы вас заплевали только за предложение подобного рода.

          Энивей — среди фанатов манги\аниме слишком дофига людей, которые сами рисуют (кто-то хуже, кто-то лучше), недостатка в фанарте нету.


          1. teifo
            24.02.2017 12:32

            Все понял. Спасибо:)


        1. taberu
          24.02.2017 13:44

          Здесь в чем проблема, разработка персонажа и его раскадровка, довольно сложный процесс, инновации в нем за последние лет 20 — рисование по рендеру 3d модели. Есть конечно позинг-программы вроде Daz studio и того самого стимовского Manga maker ComiPo!, но нет ничего более похотливого, бездарного и отвратительного чем комиксы сделаные в Daz.
          Тут как, если твой скилл плох — рисуй шары и прокачивайся в процессе. Flash не смог удешевить рисованные мультфильмы, он породил flash-мультфильмы. 3D только сейчас правдоподобно имитирует 2D рисовку, но не дает никакого выигрыша в трудозатратах, только гибкось решений.


          1. teifo
            25.02.2017 01:35

            Нет у меня скила, только бесполезные идеи, которые придумали уже до меня:)


  1. Neikist
    24.02.2017 15:27

    Всегда перед тем как участвовать в предзаказе манги или ранобе у Истари Комикс пробую читать в интернете. Если удается найти и понравилось — заказываю, если найти не удалось — то и заказывать смысла нет, зачем мне кот в мешке. Исключение — если уже смотрел соответствующее аниме, вполне для меня достаточно для понимания заказывать или нет.


    1. AndreyHenneberg
      25.02.2017 11:00

      Собственно, выше писали про «пару бесплатных глав», которые публикуют корейцы, да и с обычными книгами так на многих ресурсах поступают. Точно могу сказать только про ЛитРес и Google Books — на других просто не появляюсь регулярно, но много где попадалось.