Не так давно я прочёл книгу «Пиши, сокращай» (авторы — Максим Ильяхов и Люда Сарычева) — современные популяризаторы инфостиля. Крутые чуваки, и книга тоже крутая.

Периодически в книге встречаются фразы в жирной оранжевой рамке — это основные идеи авторов. Фразы как бы закрепляют ранее описанные советы. Очень ценный ресурс.

Я быстро забываю прочитанное, поэтому выписал весь текст из оранжевых рамок в таблицу. Теперь, когда нужно писать статью, использую таблицу как руководство. Вот из чего она состоит.

1. Быть заботливым, полезным и честным


Три главных правила сильного текста. Разберем, что они означают.

Забота — когда текст как-то улучшает жизнь читателю, решает его задачи. Вот пример из книги.

Люди не платят налоги, а Федеральная налоговая служба пишет по этому поводу статью в газету. Чтобы решить свои задачи, налоговая расскажет, как все плохо — пристыдит и пригрозит налогоплательщикам.

Но статья адресована читателям и должна решать их задачи. Значит нужно написать какие преимущества дает уплата налогов и почему это не так дорого, как может показаться.

Полезность важна, потому что просто текст никому не нужен. Текст должен быть зачем-то полезен читателю.

Предположим парня бросила девушка. В ярости он пишет статью в социальные сети, какие все девушки стервы. Это графомания — парень пишет не чтобы решить чью-то задачу, а просто так.

Чтобы статья оказалась полезной, несчастный юноша мог бы рассказать об ошибках, которые он допустил в отношениях. Или о том, как переживает расставание. Так статья может помочь другим парням не допустить ошибок при общении с девушкой.

Писать честно — значит говорить правду и не изменять себе. Это очевидное правило очень тяжело соблюдать — обычно правда мало кого устраивает. Если менеджер допустил ошибку, когда оформлял документы — нужно честно написать начальству, даже если эти документы уже давно у клиента.

2. Собственные выводы — самые сильные


Не нужно говорить, что продукт хороший. Нужно давать людям информацию, с которой они сами этот продукт оценят. Можно привести факты, истории или примеры. Сравните:

  • Мой друг — успешный предприниматель и состоятельный человек.
  • Мой друг продавал в нашем селе импортные чулки. Он был первым из односельчан, кто начал ездить на иномарке и у кого появился цветной телевизор.

Во втором случае автор не указал успешный у него друг или нет. Есть только данные, которыми мы сами можем оперировать.

3. Рассказывайте истории, приводите примеры


Вместо того, чтобы давать положительную оценку продукту, опишите ситуацию, в которой продукт окажется полезен. У вас получится история, которая рисует картинки в голове читателя. Если вы читаете текст, но не можете представить картинки — перед вами слабый текст.

  • Мы — эксперты в организации удивительных, незабываемых и волшебных свадеб.
  • Мы специализируемся на необычных экстремальных свадьбах. Организуем футбольный матч, десант гостей с парашюта, свадьбу в виртуальной реальности или свадьбу-квест.

4. Заменяйте на одно слово


Канцеляризмы и формализмы можно заменить одним простым словом. Вообще, заведите себе привычку — пропускать тексты через Главред. Он подскажет, что можно заменить и исправить. Только не нужно фанатично избавляться от всего оранжевого — включайте голову.

Вот примеры, когда фразы можно заменить одним словом:

  • Гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения
  • Мужчина был пьян


  • Приложение будет удалено из памяти телефона
  • Удалить приложение?

5. Уважение проявляется в заботе


Сравним:

  • Уважаемые сотрудники, курить на площадке строго запрещается!
  • Не курите на площадке. Сигаретный дым попадает в офисы через вентиляцию. Дым мешает работать и вредит здоровью сотрудников. Удобные места для курения на улице.

Обратите внимание — в официозе и самом слове «уважаемые» никакого уважения нет. Другое дело, когда мы объясняем, почему так делать нельзя и предлагаем альтернативу — заботимся.

6. Важные нюансы объясняйте подробно


Когда мы пишем текст, нужно учитывать уровень подготовки читателя. Когда кажется, что заумное слово объяснит всю возложенную задачу, задумайтесь. Есть вероятность, что читатель не до конца поймет значение этого слова.

Предположим в статье нам нужно использовать слово «забюджетировать». Читателю, который отличает финплан от бюджета, не нужно его разжевывать. Но новичок может здесь споткнуться. Нужно объяснить нюанс с бюджетом подробно и только потом продолжать тему статьи.

7. Критиковать работу — можно, а человека — нельзя


Безусловно, всегда нужно говорить честно, открыто и прямо. Но есть граница, которую переходить нельзя. Эта граница — личность человека.

Не критикуйте человека как личность — критикуйте его поступок, работу. Человек может быть хорошим или плохим, бездарным или талантом — мы не знаем. Но мы точно знаем, что он сделал и что из этого вышло.

  • У него нет вкуса
  • Мне не нравится, как на нем сидит этот свитер


  • Он тормоз
  • Мы не успеваем сдать отчет из-за его медленной работы

8. Если вам мешают писать хорошо, кто-то не понимает задачу


Это правило больше про отношения.

Давайте разберемся, что такое писать хорошо. В хорошем тексте должны быть факты, истории и польза. Не должно быть абстрактных преимуществ и личной оценки.

Но часто хороший текст пугает заказчика. Мол, текст слишком простой, без «высококвалифицированных специалистов» и «непревзойденного качества». Всему виной — непонимание задачи.

Чтобы у вас с клиентом было полное и одинаковое понимание задачи, задавайте вопросы. Почему текст кажется простым? Зачем нам «высококвалифицированных специалисты»? Кто будет читать текст? Нужен ли текст вообще?

Поле таких вопросов и приходит понимание задачи. Причем, не только к вам, но и к клиенту.

9. Одно предложение — одна новая мысль


Не перегружайте ваше предложение информацией. Видите несколько мыслей — разделите точкой.

  • «Альфред» — это программа для управления компьютером через командную строку, которая вызывается горячей клавишей.


Тут мы объясняем что такое «Альфред», как он работает и что для этого нужно сделать. Три мысли. Разделим.

  • «Альфред» — это программа для управления компьютером через командную строку. Чтобы вызвать командную строку, нужно установить для нее горячую клавишу.

Чтобы понять перегружено ли ваше предложение, используйте такой лайфхак: прочитайте предложение на одном дыхании; если дыхания не хватает — переписывайте и разделяйте.

10. Пишите расслабленными


Все мы умеем складно, понятно говорить. Но почему-то, когда садимся писать текст, получается мусор.

Вот как рассуждает обычный человек, который устал от смартфонов.

  • Я мечтаю отказаться от смартфона с большим экраном. Хочу, чтобы все чаты и социальные сети жили в компьютере, а на руке чтобы было только время, звонки и редкие уведомления.

Так-так. Теперь тот же человек пишет об этом статью.

  • После многих лет использования смартфонов (свой первый наладонник я купил еще в 2004 году, за 3 года до выхода первого Айфона), я прихожу к мысли, что большой экран — все-таки зло. Постоянная бомбардировка уведомлениями утомляет, и последнее, чего бы я хотел, — чтобы в моем кармане для них было еще больше места. Теперь мне кажется…

Странно, правда? Что происходит с человеком, когда он пишет вот так не известно. Главное, что вам нужно знать — садиться писать только в расслабленном состоянии. Написали? Читайте вслух и переписывайте фрагменты, на которых спотыкаетесь. Так по многу раз.

11. Один абзац — одна мысль


Абзацами мы наводим порядок в статье. Если большой сложный текст разбить на абзацы, то он будет уже не таким большим и сложным.

Помните, один абзац — одна мысль. Обычно это 3–5 предложений.

В начале ставьте предложение, которое объясняет содержание абзаца. Так вы облегчите навигацию: читатель скользит по тексту и, если начало абзаца интересное, изучает подробнее, если нет — переходит к следующему.

12. Близкие по смыслу — удалить


Правило для авторов, которые хорошу знают тему. Для них схожие однородные члены — это разные вещи. Но читатель не видит отличия. Он как будто читает одну и ту же мысль по нескольку раз.

Обязательно проверяйте однородные члены на схожесть по смыслу. Если схожесть есть — выберите самое точное определение, а остальные удалите. Вот так:

  • Пассивно-агрессивное поведение — это подавленное выражение гнева, недовольства или несогласия.
  • Пассивно-агрессивное поведение — подавленное выражение гнева.


  • Чтобы сдать экзамен, придется внимательно и вдумчиво готовиться.
  • Чтобы сдать экзамен, придется вдумчиво готовиться.

13. У каждого текста должна быть цель


Позиция читателя до прочтения текста — это пункт А. Позиция, к которой читатель придет после прочтения — пункт Б. Пункт Б и есть наша цель.

Чтобы дойти до цели, нужны аргументы. Каждый аргумент — один шаг к пункту Б. Рассмотрим пример.

А
Успех — это деньги и вещи

Б
Успех — это быть полезным миру

Теперь приведем аргументы, которые отправят нашего читателя из пункта, А в пункт Б.

А
Успех — это деньги и вещи

Аргумент
Деньги легко потерять

Аргумент
Когда ты полезен, это твое навсегда

Б
Успех — это быть полезным миры

Сильные аргументы ведут напрямую к цели, слабые — наоборот.

Например, можно сказать, что успех это еще и здоровье, но статья как бы немного не об этом. Такой аргумент сбивает с пути — теперь маршрут будет с небольшим уклоном. Если добавить еще слабых аргументов — читатель запутается.

14. Хорошая структура — магнит для читателя


Большую статью никто не будет читать. А вот если мы превратим простыню текста в несколько мини-статей — аппетит читателя поднимется.

Снова пример из книги.

Есть статья про поездку в Испанию.

image

Первое, что нужно сделать — вписать заголовки. Для этого разделим статью на смысловые блоки — модули статьи. Здесь нет фиксированного правила — модули выбирает автор в зависимости от цели и аудитории. Можно вот так:

image

Или вот так:

image

Внутри модуля тоже должна быть своя структура: введение, основная часть и заключение. Если соблюдать такой порядок во всех модулях — в статье будет порядок. Модули схожие — читатель знает, что ожидать от каждого.

Составим план для примера с городами Испании.

Подзаголовок: название города
Введение: общее впечатление
Места. Общее, личный опыт
Еда. Общее, личный опыт
Развлечения. Общее, личный опыт
Заключение: советы

Отдельное требование к подзаголовкам статьи: все подзаголовки должны дружить между собой и с общим заголовком.

Плохо

image

Хорошо

image

Хорошо по городам

image

Рецепт хороших заголовков прост: сначала выбираете сильный, информативный заголовок, и уже к нему подгоняете подзаголовки.

15. Объяснять новое через известное


Новые, непонятные термины нужно объяснять на основе информации, которую человек уже знает.

В книге есть большой, понятный пример, который мне лень перепечатывать. Покажу картинкой:

Плохо

image

Хорошо

image

16. К любой теории — практику, пример или случай


Нельзя разделять теорию от практики и наоборот. Без теории почти невозможно ничего объяснить. Без практики мы как будто читаем о чем-то абстрактном, оторванном от жизни.

Вывод: приводите примеры к любой практике.

Сравним голую теорию и реальную задачу.

  • Контроллеры AVR и Arduino не поддерживают многозадачность, но ее можно имитировать помощью программ.
  • Если вы делаете метеостанцию и хотите одновременно измерять влажность и температуру, на самом деле нужно будет замерять их последовательно. Сначала вы даете команду считать влажность, потом температуру… со стороны это будет выглядеть так, будто все происходит параллельно.

17. Не стесняйтесь проблем. Наоборот, раскройте их


В любом деле могут возникнуть трудности. Если вы расскажете о трудностях раньше, чем читатель с ними столкнется и предложите решение — это забота.

Например:

  • Если вы будете заказывать контроллер на китайском рынке вроде «Алиэкспресса», заказывайте сразу два контроллера у разных поставщиков. Велика вероятность, что один из них придет бракованным.

Вот еще один случай. Это уже не техническая, а человеческая трудность.

  • Все знают, что по утрам нужно делать зарядку. Это легко сделать, если вы каждый день высыпаетесь, а утром у вас полно сил. Но чаще всего утром сил мало и хочется спать. Чтобы справиться…

А что, если бы вы просто напишете «ложитесь пораньше, вставайте пораньше, делайте зарядку»? Получится отличная статья для людей из идеального мира. Но наш мир далеко не идеален.

18. Все абстрактное поддержите конкретным


Начнем с примера:

  • Мы гарантируем решение ваших строительных задач в максимально короткий срок
  • Мы найдем бригаду строителей и договоримся, чтобы они работали круглосуточно в три смены

Какой текст убедительней? Правильно — второй. Секрет убедительности в конкретике.

Любовь, сервис, гарантия, качество, система — абстрактное. Этих сущностей нет в материальном мире.

Конкретику человек может пощупать, услышать, почувствовать. Холод, мрамор, вибрация, кирпич, компьютер — это конкретика.

Абстрактное не нужно исключать полностью. Это как случай с теорией и примерами — все абстрактное должно поддерживаться конкретным.

19. Факты должны быть в мире читателя


Человек рефлекторно сопоставляет факты с чувственным опытом.

Если вы долго продаете электронику, то вам важны характеристики планшета: диагональ 12,9 дюйма; габариты 305,7?220,6.

А художнику, который покупает планшет, нужно сопоставить эти характеристики с чем-то более знакомым. Вот так:

  • Диагональ 12,9 дюйма
  • Чуть больше листа А4


  • Толщина 6,9 мм
  • Толщиной с акварельный альбом на 48 листов

Лучше объединять характеристику с понятным объяснением:

  • Аккумулятор на 6000 мАч — заряда хватает на два дня постоянной работы в интернете

20. Реклама — ответ на вопрос «чем вы полезны?»


Цитирую книгу: люди покупают то, что, по их мнению, принесет им пользу или избавит от вреда.

Это универсальная формула рекламы. Любой продукт по мнению покупателя так или иначе приносит ему пользу. С машиной не нужно использовать общественный транспорт. Одежда греет и, если правильно ее подобрать, сделает человека привлекательным.

Вы, как автор рекламы, должны представить продукт так, чтобы покупатель увидел в нем пользу.

21. Покажите продукт в деле


Начнем с того, что иллюстрации сильнее текста. Можно бесконечно описывать замечательный дизайн телефона с изысканными краями, но на деле он окажется не таким изысканным. Изысканность субъективна.

Недостаточно описывать продукт — нужно его в первую очередь показать. И лучше показать в деле. Блендер — когда перемалывает фрукты и овощи. Водонепроницаемый смартфон — когда водолаз звонит по нему под водой.

22. Чтобы выделиться, будьте искренним


Это оранжевое правило из главы «Рассказать о себе».

Мало кто может сказать правду в таком виде, какая она есть. Многие кандидаты при отклике на вакансию пишут «есть опыт» и «читаю профессиональную литературу». Но внутренний голос работодателя легко подскажет где правда, а где вранье. Работодатель — человек опытный.

Попробуйте сами. Задача — выберите сотрудника в отдел по двум резюме:

image

Мне по душе второе.

Все эти правила — только часть чудесной книги. Советую «Пиши, сокращай» абсолютно всем. Вот прочитаете — будете писать сильные статьи, новости, письма и даже сообщения в мессенджерах. Серьезно.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (32)


  1. GeMir
    05.03.2017 14:19
    +6

    Иллюстрации, использованные в статье, тоже являются примером того, как делать не нужно? Ведь совсем не сложно сделать так, если сканера под рукой не оказалось:
    image


    1. pamparumba
      06.03.2017 14:50

      Да, так намного эстетичнее, спасибо.
      Про фотографии я вспомнил только непосредственно перед публикацией. Быстренько достал телефон, книгу, и за дело. Получилось как на ксероксе :)


  1. dom1n1k
    05.03.2017 16:17
    +1

    Главное ощущение от статьи: автор написал нормальный текст, а потом поставил себе цель каждое предложение разбить на два покороче. Постоянно спотыкаешься о точки в середине мысли!
    Была уже одна статья про инфостиль и, что характерно, с тем же самым синдромом. Слишком рано ученики Ильяхова пытаются проскочить в учителя.


    1. GeMir
      05.03.2017 16:44
      +1

      В приведённом в статье «хорошем» примере с весьма странным разбиением текста на абзацы:

      Контроллеры управляют другими частями вашего проекта через специальные контакты — их называют портами.
      У чипов AVR простые порты: они умеют подавать ток на одни ножки и принимать ток с других. Это называется «интерфейс общего назначения» или GPIO, General Purpose Input-Output.
      Например, вам нужно зажечь светодиод, подключенный к девятой ножке контроллера. Вы даёте команду «Подай ток на девятую ножку». Контроллер подаёт 5 вольт, ток бежит на светодиод.
      Многие чипы семейства AVR умеют подавать не только 5 вольт, но и имитировать плавное изменение напряжения: для этого они быстро включают и выключают ток на ножке. Получается очень быстрая пульсация, которая со стороны выглядит как пониженное напряжение. Это нужно, например, чтобы плавно зажигать светодиоды и точно управлять двигателями…
      …так же очень заметно то, что я бы назвал неудачным дидактическим упрощением: примеры — это не плохо, но в детский сад играть в технической статье, всё же, не стоит.


      1. staticlab
        05.03.2017 17:52
        +2

        Этот пример у Ильяхова — один из неудачных. Тут он сам себе противоречит, раздувая общеупотребительный термин "ШИМ" в целый абзац. Тут, впрочем как и в любом деле, нужно понимать целевую аудиторию. Если пишем статью для школьников, то упрощение понятно, а если статья для людей, в целом разбирающихся в электронике, но новичков в области современных микроконтроллеров, то такое сюсюканье будет только раздражать.


        При этом показательно, что Ильяхов совершенно забыл про АЦП, имхо более важную возможность, хотя бы и потому, что его, в отличие от ШИМ, программно не эмулируешь.


        1. GeMir
          05.03.2017 18:00
          +1

          Вот как раз для школьников использование сразу трёх (новых) синонимов — контакт, порт, ножка и интерфейс — определённо не лучший вариант.


          1. staticlab
            05.03.2017 18:04

            Конкретно этот текст вообще неудачен.


        1. massimus
          06.03.2017 02:30
          +1

          Я полный ноль в электронике, вообще в жизни дела не имел ни с чем сложнее примитивного темброблока электрогитары, но и мне первый пример показался сильно понятнее. Во втором что-то понагородили, понаобъясняли, только всё запутали.


      1. denis_g
        08.03.2017 12:13

        За такое вообще надо выгонять ссаными тряпками. Вместо четкой и простой фразы из десятка слов развели сюси-пуси на постном масле.


    1. pamparumba
      06.03.2017 15:02

      Я вовсе не пытаюсь учить. Просто резюмировал книгу, чтобы закрепить прочитанное, а заодно и прокачать писательские навыки.
      Насчет точек – спасибо, посмотрю :)


    1. Orky
      09.03.2017 09:35

      Ну, вообще, сами мысли у Ильяхова действительно здравые. Но он-то пришёл к этому стилю спустя десяток лет минимум (не знаю, на самом деле, какой у него опыт работы).
      А вот если ты не писал раньше ничего особо в разных жанрах и стилях, начинаешь применять эти методы, как аксиомы, везде. Сушишь текст. И снова получается то, от чего Ильяхов предостерегает: получается невкусный, пересушеный текст.

      А книга хорошая, советую читать всем, кто хоть немного пишет.


      1. pamparumba
        09.03.2017 09:37

        Верно, но учатся ведь на практике


      1. dom1n1k
        09.03.2017 12:02

        Так и я о чем. Советы у Ильяхова в целом хорошие (хотя есть и спорные места). И книга у меня есть. Но почему-то учить других берутся те, кто прочитал её буквально вчера.
        Это как те многочисленные статьи «йоу, пацаны, я тут недавно узнал про фреймворк X, установил по официальному туториалу и вот уже спешу написать статью о нём!»


  1. sbnur
    05.03.2017 19:32
    +2

    Неприятный заголовок на мой взгляд — императивность в начале раздражает


  1. ragequit
    06.03.2017 00:53
    +7

    Статья местами приемлема, а местами откровенно вредна. Нельзя быть рубахой-парнем во всех случаях и во всех ситуациях. В зависимости от типа излагаемого материала текст должен обладать определенной стилистикой. самый яркий пример — с алкогольным опьянением. Этот канцеляризм показывает, что с точки зрения медицины и закона у пассажира был алкоголь в крови. Если написать в новости вместо этого «мужчина был пьян» это добавит окрас оценочного суждения и создаст ложную связь между «алкоголем в крови» и частным пониманием каждого читателя о том, что такое «пьяный». В данном случае, для новости, корректнее использовать канцеляризм и, опционально, уточнение о промилле с пересчетом на мл водки.

    Вообще, всю эту статью можно перебрать целиком по таким моментам. И тут упущено самое главное: а для кого пишется текст? Ведь что приемлемо и для инженеров и ученых, неприемлемо для домохозяек и наоборот. И текст должен ориентироваться на кого-то одного из них, потому что одинаково хорошим для всех он быть не может.

    И да, не увлекайтесь точками. Сложные предложения нужны и важны для сохранения целостности мысли, а вот от пассивных залогов и конструкций на самом деле стоит избавляться. Без них текст реально сильнее и читается приятнее.


    1. Meklon
      06.03.2017 10:19

      Тем более, что алкогольное опьянение стоит в одном ряду с наркотическим, кислородным и прочими. Да, считается, что алкогольное — это дефолт. Но это все же не совсем канцелярит, по крайней мере для врача или другого специалиста.


    1. pamparumba
      06.03.2017 15:08

      Окей, спасибо.
      Про точки уже второе замечание – обязательно проверю зачем они там.
      По поводу пассивных залогов и конструкций: можете привести фрагменты из статьи?


  1. massimus
    06.03.2017 02:47
    +5

    7. Критиковать работу — можно, а человека — нельзя

    По этому пункту у меня есть более подробное правило, лестница категоричности:
    • название (обычно существительное);
    • качество (обычно прилагательное);
    • действие (обычно глагол в настоящем времени);
    • прошедшее время, свершившийся факт.

    На примере из седьмого пункта:
    • он тормоз;
    • он медлительный;
    • он затягивает нам сдачу;
    • в последний месяц он не успевал в срок.

    Каждое следующее высказывание менее категорично. И по мере того, как спускаешься по этой лесенке вниз, замечаешь, что с уменьшением категоричности ты говоришь более правдиво, придерживаясь фактов, а не оценивая и не обесценивая.


    1. 2PAE
      06.03.2017 12:32

      … ведь работа есть результат действий человека, а действия человека есть прямая презентация человека миру.

      Не кажется вам что критикуя последствия действия человека, это в лучшем случае «лож во спасение»?
      А лож, есть лож, и зачем вам лгать?


      1. massimus
        06.03.2017 15:14

        действия человека есть прямая презентация человека миру.

        Действия — это действия, человек — это человек. Вот мне в одном магазине продавщица хлеб продала и в другом магазине другая продавщица продала такой же хлеб за те же деньги. Результат их действий для меня идентичен. Станете утверждать, что это одинаковые люди или даже один и тот же человек?
        Не кажется вам что критикуя последствия действия человека, это в лучшем случае «лож во спасение»?

        Ни в коем случае. Вот, скажем, писал программист много хороших программ, но в определённый момент в одной крупно офакапился, допустил глупую и опасную ошибку, у всех всё рухнуло, важные данные похерились, ад.
        Результат ужасен, не критиковать эти последствия на основании того, что в остальном чувак молодец, будет ложью.
        Назвать этого человека быдлокодером тоже будет ложью: он неоднократно, по вашей терминологии, «презентовал себя» как хороший программист.
        Как раз наиболее правдиво и точно будет рассказать о свершившемся факте: товарищ допустил такую-то ошибку, результаты такие-то. Точка. Всё остальное будет либо словоблудием, либо личным мнением, либо прямой ложью.


        1. 2PAE
          07.03.2017 12:14

          «Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем индивидуальность действительна.» Гегель

          «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Рубинштейн

          Ну что подавил авторитетами? :)))

          Если серьёзно, то так оно и есть. Действие неотъемлемо от человека. Человек от действия. Когда человек не совершает действия — он труп.

          Результат действия двух продавцов, для вас идентичен. Как продавцы они идентичны. И на основании чего, вы сделали заключение что это разные продавцы? ;)

          Ок. Ваш вариант с программистов в целом принимаю. Но в конце я бы посоветовал сжечь его.


          1. massimus
            07.03.2017 12:57

            Ну что подавил авторитетами? :)))

            Не, словоблудием авторитетов меня не пронять :)
            Рассматривать живого многогранного человека только как функцию — чудовищное упрощение. Как функцию, как сумму результатов действий, как сумму мнений окружающих, как набор органов и процессов, — всё упрощения.
            Действие неотъемлемо от человека. Человек от действия

            Факт. Я лишь против сведения человека к набору функций и тем более против оценки человека через оценку функций. Это несправедливо и излишне категорично.
            на основании чего, вы сделали заключение что это разные продавцы? ;)

            Одна симпатичная, другая не оч))))


      1. Danik-ik
        06.03.2017 21:52

        Не надо говорить лож. Хуже, чем лож, может быть только ложъ.
        Впрочем, следуя Вашей мысли, лучше сказать так: "Да Вы, сударь, безграмотны!"
        Не соврал, смею надеяться?


        1. u007
          07.03.2017 06:49

          «Ложь» — это неправильно. Правильно — «клади».


        1. 2PAE
          07.03.2017 13:36
          +1

          Вы абсолютно честны! Плюсик вам в карму от мироздания! :)))


  1. Alesso
    06.03.2017 15:10
    +2

    Интересная книга и способы упрощения текста.

    А я бы написал некоторые фразы иначе )

    Пример:

    Пресс-секретарь сказал, чтобы все вопросы мы задавали ему.

    Только пресс-секретарь отвечал на наши вопросы.


  1. Kriminalist
    06.03.2017 15:11

    Примеры к пункту 7 противоречат принципам пункта 4.


    1. pamparumba
      06.03.2017 15:13

      Вы про пьяного человека? Тут ведь не говорится о ком-то конкретном. Мы никого не критикуем – только сообщаем новость или причину.


    1. bopoh13
      07.03.2017 13:33

      Солидарен. А вообще эти оранжевые рамки похожи на розовые. Удобночитаемо != шаблонно.


  1. teleavtomatika
    07.03.2017 05:18

    Мне понравилась статья, таблички случайно нет в открытом доступе? Может поделитесь ссылкой?


    1. pamparumba
      07.03.2017 12:23

      Есть. Только не читая книги, вы мало что поймете :)
      https://docs.google.com/spreadsheets/d/1aOFrJcaVEuj4zP9_42QZZe1coGbKV1U3xixgWUCgnPQ/

      И вообще – не уверен, что информацию из книги можно публиковать. Надеюсь, Ильяхов простит.
      На всякий случай: клянусь распространять только во имя добра и просвещения.


  1. Optimus_990
    14.03.2017 18:02

    весьма полезно, спасибо за статью!