О Tomb Raider, наверное, слышали все читатели Geektimes. Серия компьютерных и видеоигр, повествующих о приключениях умной, красивой и талантливой девушки, которая посвятила свою жизнь изучению артефактов прошлых веков, увлекла в свое время многих геймеров. Первая часть вышла в 1996 году. С тех пор появилось еще несколько частей, как для ПК, так и для игровых приставок. По мотивам игры снимали фильмы, публиковали романы и комикcы. За годы, прошедшие с выхода первой части, графика в игре претерпела значительные изменения. Менялся внешний вид уровней и самой протагонистки, менялись и команды разработчиков, работавших над игрой.

Но одно оставалось постоянным — сообщество поклонников оригинальной франшизы, создававших все новые и новые уровни. Речь идет об интернет-сообществе, члены которого создали за пару десятков лет около 3000 различных уровней к классической версии Tomb Raider. Они занимают около 200 ГБ дискового пространства. На то, чтобы пройти все созданные миры и их участки, требуется пара лет. В сообществе состоит около 2000 человек. На форуме размещено примерно 50 тысяч обзоров пройденных кастомных уровней. Зачем же все эти люди столько времени проводят над созданием материалов к игре, которая была выпущена 21 год назад?

Ведь играет в оригинальный Tomb Raider не так много людей, большинство поклонников серии увлечено более новыми версиями. Вероятно, если бы участников сообщества спросили об этом, то ответ был бы таким же, как и в достаточно известной российской комедии нового времени: «Потому что». Членам сообщества это просто нравится, им по душе старая «ламповая» графика, угловатая фигурка Лары Крофт и сама атмосфера старой игры.

Возможность создавать собственные уровни для игры появилась в 1999 году, когда компания Core Design представила официальный редактор для The Last Revelation, четвертой по счету игре серии.

Редактор уровней появился как раз тогда, когда сама игра находилась на взлете популярности, и задолго до появления Angel of Darkness, очередной части, которая считается неудачной или даже провальной. После того, как появился редактор для Tomb Raider, энтузиасты выпустили несколько дополнительных инструментов для кастомизации игры. Сам редактор был очень простым в использовании, так что даже люди, далекие от программирования, могли создавать свои материалы для мира Лары Крофт.

Сообщество, о котором идет речь, появилось вскоре после выхода редактора. Поклонники игровой серии стали не только создавать собственные материалы к игре, но и активно начали делиться ими друг с другом, обсуждая процесс создания, проблемные места и другие моменты.

«Звуки, текстуры, объекты, анимация и даже игровой движок могут изменяться в редакторе», — говорит один из членов сообщества. По его словам, новые уровни к игре стараниями поклонников серии достигли почти полного совершенства, изменен был также игровой движок, геймеры улучшили и дополнили его. Фактически, можно говорить о качественном переходе с графики уровня PlayStation 1 до графики PlayStation 2. Это не так и много, но стоит понимать, что работа велась энтузиастами, а не разработчиками игровых студий, стоящих за Tomb Raider.



Для всех этих людей (в сообществе есть пользователи из самых разных стран) редактор предоставил возможность изменять мир игры по своему усмотрению. Люди смогли увеличивать или уменьшать продолжительность оригинальной игры или делать нечто свое, с новыми и старыми артефактами. Представители сообщества, по их собственному признанию, любят классические игры. Несомненно, один из наиболее ярких представителей классики — Tomb Raider. Здесь хорошо все: есть сюжет, относительно неплохая графика, боевая система и более-менее продуманная сюжетная линия. Все эти элементы привлекают геймеров.

«Вся красота в том, что здесь есть уровни на любой вкус», — говорит основатель сообщества Майкл Прагер (Michael Prager). У большинства современных игр либо вообще нет редактора уровней, либо же они есть, но настолько сложны, что пользоваться ими может лишь продвинутый геймер. Кроме того, в таких играх идет сложное взаимодействие отдельных элементов (протагониста и мобов), так что использовать это в новых уровнях достаточно сложно.

Новые игры появляются и исчезают, но сообщество любителей кастомизации Tomb Raider продолжает существовать. Сейчас это сообщество представляет собой большую группу друзей, которые постоянно сидят на форуме. Некоторые из них женятся или выходят замуж, появляются дети, некоторые члены сообщества поклонников Tomb Raider время от времени уходят из жизни. Но любовь к игре и тяга к созданию все новых уровней у оставшихся представителей Trle остается.


Изменение внешнего вида героини с 1996 года по 2013

За прошедшие с момента выхода первой версии игры годы было продано от 30 до 58 млн экземпляров игр серии. В 2008 году китайская компания Shenzhen Nanjing Technology Co., Ltd. даже выпустила неофициальную версию Tomb Raider для Nes, которая получила название Gu Mu Li Ying. Правда, продавалась она лишь в пределах Китая.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (34)


  1. betrachtung
    13.03.2017 04:33
    +8

    Всю статью называть Tomb Raider «Tomb Rider» — это сильно. Наездница на гробницах типа.


    1. hdfan2
      13.03.2017 09:25
      +3

      Да ладно, классика же. Помнится, когда-то фильм «Наездники потерянного ковчега» смотрели и недоумевали, при чём тут наездники.


  1. ffs
    13.03.2017 09:54

    фигурка Лары Крофт, состоящая из небольшого количества спрайтов


    Точно из спрайтов?


    1. Hidon
      13.03.2017 10:29
      +1

      наездница спрайтов же!


  1. spirittoys
    13.03.2017 10:29

    помню «прыжок в гнездо змеи»)
    а есть ли у кого-то из «всех этих людей» воспоминания об уровне игры +-20-летней давности?

    PS старость....(


  1. k12th
    13.03.2017 11:15

    Посоветуйте, с какой части начать знакомство с серией в 2017 году?


    1. Barafu
      13.03.2017 12:26
      +2

      Первые 4 представляют собой 1 последовательный сюжет, хотя и почти не связный. Angel of Darkness я не видел. Legend и Underworld являют собой перезапуск сюжета «из середины», на новых технологиях и умениях. Anniversary это переделка самой первой игры на технологиях от Legend, но с новыми механиками. Годно, но наивность происходящего умиляет, если забывать, что сюжет родом из 94-го. Ну и наконец последние потуги это просто не Tomb Raider, это Uncharted + море трупов.
      Так что играйте Anniversary — Legend — Underworld, если хотите современные игры, или по порядку выпуска. III и все его дополнения были особенно хороши.


      1. k12th
        13.03.2017 12:34

        Понял, спасибо.


    1. Chtotoro
      13.03.2017 12:44
      +1

      Tomb Raider (2013) — это попытка сделать Uncharted. Второй по счету перезапуск серии. Хоть связи с оригинальной игрой мало, но большинству игроков понравится именно новая серия. При этом данная линейка актуальна и стоит ожидать новых игр в будущем. Много экшена, мало загадок и исследования локаций.

      Tomb Raider: Legend — первый перезапуск серии. Игра сменила движек и сместила акцент на экшен. Играется бодро, но поубавилось головоломок, а локации стали куда проще. Серия включает себя отличный римейк первой части в виде Tomb Raider: Anniversary и спорную Tomb Raider: Underworld.

      Tomb Raider (1996) — оригинальная серия, состоящая из, если не ошибаюсь, шести игр. Основной упор сделан на исследовании локаций и решении головоломок. В целом, прохождение большинства уровней выглядит так: 1. За 10 минут убил всё живое; 2. Пол часа ищешь рычаг на локации; 3. Ещё пол часа ищешь то, что открыл рычаг; 4. Повторяешь с пункта 1.
      Геймплей не для всех в 2017 году, но довольно сильно затягивает.


      1. Barafu
        13.03.2017 13:32
        +1

        Уровни в Legend стали логичнее. Ворота открываются ключом, который лежит в сторожке, а не кнопкой на заду у одного из 6 кентавров в позапрошлом зале. Так же стало меньше мест, которые можно пройти только предварительно пару раз сдохнув. Раньше это было нормально, называлось Replayability, а нынче принято, что, например, мина, закопанная в узком коридоре — должна иметь возможность быть обнаруженной до того, как игрок на неё наступил. Да, безусловно, это делает игру проще. Но не была ли изначально эта сложность «дешёвой», ненужной? У меня есть чёткое ощущение, что многие игры 90-х несут на себе отпечаток аркадных автоматов, где загрузка сейва была за деньги. И разработчики старались найти такой баланс, чтобы игрок как можно больше проигрывал, но не бросил это дело.


      1. k12th
        13.03.2017 14:03

        Я пытался играть в самую первую игру 1996 года, но непривычное управление плюс типичные для эмуляции проблемы, помноженные на странности hd-mod'а заставили отложить это дело.


        1. TigerClaw
          13.03.2017 20:10

          Как раз недавно перепроходил первую часть. Самая играбельная PC версия с каким то модом позволяющим запускать игру в более высоких разрешениях. Управление естественно маппил на геймпад под себя. Прошел с удовольствием.


    1. Ca5per
      13.03.2017 13:42
      +1

      На сегодняшний день лучше всего начать с Tomb Raider (2013), далее Rise of the Tomb Raider, а уже потом если понравится, взглянуть на более ранние части.


    1. daggert
      13.03.2017 15:01
      +2

      Последние две точно стоят того. Ничуть не пожалел что купил, тем более что стоят теперь копейки. Сюжет более-менее интересный, если на задрачивать ачивки (100% прохождение каждой локации) то даже не успевает надоедать. А в rise of… есть еще и режим "экспедиции", который дает жару даже после прохождения игры на харде.


      1. Barafu
        13.03.2017 15:48
        +3

        Угу. Не поймите меня неправильно, игра забавная. Просто это не Tomb Raider, по сути и ощущениям. Называлась бы эта игра иначе — ни у кого бы претензий не было, а так — подделка франшизы. Это как если бы Half-Life 3 вышел, но в жанре «гонки на катерах».
        P.S. К тому же дизайнеры этих игр явно поспорили с кем-то из Bethesda, что сумеют раскидать по уровням больше скелетов, чем в Skyrim.


        1. daggert
          13.03.2017 16:10
          +1

          Наверное вы правы, но мои попытки игры в тумб рейдер заканчивались обычно отключением где то после первых десяти минут, что в 2002м году, когда мне родители подарили видеокарту, что с выходом андерворлда. Только последние два "кинца" пошли (собственно как и хитмены последние). Хотя не спорю, мб я просто деградант и ЦА для "press X to win" (:


    1. ozonar
      14.03.2017 06:18

      У Stopgame есть материал, в котором последовательно объясняется история серии. Можно смотреть по очереди и начать играть, когда графика для вас станет приемлимой


      1. k12th
        14.03.2017 11:01

        Графика не проблема, а вот глючные эмуляторы это да.


  1. DaSte
    13.03.2017 11:49
    +2

    К 2013 году сжалились над Ларой и решили утеплить девушку, одев в штаны. Ждем ветровки.


    1. SchmeL
      13.03.2017 12:03
      -3

      К 2013 году сжалились над Ларой и решили утеплить девушку, одев в штаны. Ждем ветровки.

      В крайней части — уже есть )
      куртка
      image


    1. vlivyur
      13.03.2017 12:51
      +3

      И откормили, наконец-то.


  1. Ca5per
    13.03.2017 13:50
    +2

    Кстати, совсем недавно один фанат начал работу над ремейком Tomb Raider 2, на движке Unreal Engine 4.

    Выглядит весьма интересно
    1. SanekPlus
      13.03.2017 14:15

      Да, неплохо, неплохо. :)

      Я вот вообще не понимаю, зачем ее одевают в современной версии и эмоционально-нудный сюжет придумывают. Все же просто: дать полуголой брендированной бабе с большими сиськами пистолеты и винчестер и отправить в медитативно-монотонный серый мир, чтобы сознание не отвелкалось на всякую ерунду.


      1. dvserg
        13.03.2017 15:12
        -1

        А хард её зачем? Сейчас всё на флешках носят (или Вы про винтовку?).


        1. Prototik
          14.03.2017 14:32

          Винчестер — дробовик.


        1. h31
          15.03.2017 12:49

          дать полуголой брендированной бабе с большими сиськами пистолеты и винчестер

          А хард её зачем?

          Вот и выросло поколение...


  1. Flash_CSM
    13.03.2017 16:06
    +1

    «Интернет сообщество» создаёт очень много чего для разных игр, почему же акцент только на Томб райдере?
    Лучше бы автор подготовил серьёзную статью из топ 10 фанатских модификаций для разных игр.
    А вот частый вопрос «Почему вы создаёте уровни под это говно мамонта старьё» довольно часто звучит. В моём случае это по большей части ностальгия плюс творческий зуд в руках (не даром же майнкрафт стал очень популярным).


  1. Darth_Biomech
    13.03.2017 17:06
    +3

    Уровни для Tomb Raider удивляют? Люди до сих пор делают уровни для Дума. Первого.


  1. max_bma
    13.03.2017 18:53
    +1

    К Морровинду до сих пор плагины пилят, и не че.


    1. k12th
      13.03.2017 23:24

      Морровинд все-таки помоложе будет. Есть хороший шанс, что с OpenMW и в 2022 будут вполне бодро пилить.


  1. stDistarik
    13.03.2017 22:06

    Скажите, а где и как можно поиграть в дополнения.


  1. lax_laxity
    14.03.2017 12:47

    Для Morrowind тоже еще делают контент, а сколько лет уж прошло. И будут делать, потому, что это игры детства.


  1. Hector76
    15.03.2017 12:49

    Есть еще одна игра — Battlezone 1998 года, которая до сих пор актуальна, в нее постоянно играют, даже сделали ремейк на стиме, но он особо не отличается, все модели те же, ну графика чуть получше разве что.
    Но и в оригинальной игре графика на уровне.
    Главное — геймплей, он непревзойден.
    Скачать можно тут http://underground.mybb.by/click.php?https://thepiratebay.org/torrent/15215850/Battlezone+1+(1.5.2.27)+Full+game+installer


  1. NaHCO3
    15.03.2017 12:57

    Нашли чем удивить. Народ до сих пор в jagged alliance 2 играется и моды пилит. Реиграбельные игры выпускать не слишком выгодно, а бабло стало определяющим фактором современного геймдева