Первая пасхалка в мире выглядит не слишком впечатляюще

Эд Фрайс (Ed Fries), экс-сотрудник корпорации Microsoft, который принимал непосредственное участие в разработке оригинальной Xbox, на днях рассказал о первой в мире «пасхалке» из аркадной видеоигры. Эд ведет блог о старых играх, недавно он опубликовал пост, где подробно рассказывает о своем открытии. Вполне может быть, что он обнаружил первое в мире «пасхальное яйцо» в одной из первых аркадных игр.

Вообще говоря, Фрайс и не думал ни о каких пасхалках, когда готовил очередной пост об играх 70-х годов прошлого века. Он решил взять интервью у Рона Мильнера, который создал игру 1977 года, получившую название Starship 1. Ему удалось связаться с этим человеком, и собеседники начали обсуждать игры того времени. В ходе беседы Мильнер упомянул об интересном факте — оказывается, в игре Starship 1 есть некое секретное послание игрокам, о котором мало кто знал.

Поскольку о каких-то сложных добавлениях в игру того времени идти речи не могло, то Мильнер добавил сообщение «Hi Ron!» в код Starship 1. Это сообщение появлялось только в том случае, если игрок нажимал определенную комбинацию кнопок. При этом игрок получал возможность сыграть в Starship 1 бесплатно 10 раз подряд. «Пасхалка» очень простая, но это, вероятно, первый из всех известных скрытых в играх элементах, которые игрок не мог увидеть просто так и которые проявлялись при нажатии определенной комбинации клавиш. Кстати, в играх для Atari немало таких пасхалок. Считается, что одна из первых появилась в игре “Adventure” для Atari в 1979 году. Еще раньше, в 1978 году, пасхалку в свою игру включили разработчики “Video Whizball”, выпущенной для Fairchild Channel F.

Мильнер, что интересно, на протяжении тридцати лет никому не рассказывал о своем секретном сообщении. Как оказалось, из-за давности самого события он забыл как о самой пасхалке, так и о том, как ее можно вызвать.


Так выглядит игровой автомат с той самой игрой

Естественно, Фрайс сразу решил проверить полученную информацию, попытавшись обнаружить триггер, запускающий секретное сообщение. Для того, чтобы начать поиск нужного для запуска пасхалки секретного сообщения, необходима сама игра. Ему также хотелось выяснить, когда именно был выпущен аркадный автомат с этой игрой. После довольно продолжительного поиска удалось найти журнал того времени с рекламой автомата. Еще в сети была найдена статья, где указывалась дата выпуска — 13.08.1977.



С самой игрой дело обстояло проще — «детектив по играм» скачал образ (ROM) из сети и начал его анализировать. Все, что было известно — при определенном сочетании клавиш игра выдает сообщение «Hi, Ron!» и позволяет десять раз бесплатно сыграть в Starship 1. На помощь пришел редактор Notepad++ с возможностью анализа HEX файлов.



Сообщение действительно на месте. Но что позволяло запустить его? К проблеме решили привлечь еще одного эксперта. Дело в том, что создатель игры указал в интервью специалиста по аркадным автоматам. Этот специалист, Майкл Албах, выразил согласие на работу по поиску сочетания кнопок для вызова пасхалки.

Автомат Starship 1 был построен на базе 6502 микропроцессора. Он же использовался в Atari 2600 и в персональных компьютерах Atari 2600. Мильнер вместе с Албахом взялись вспоминать схему аппарата, а Фрайс предоставил им ROM с результатами своего анализа.



Схема аппарата помогла понять, какие кнопки за какие функции отвечали. Создателю игры после просмотра файла удалось обнаружить участок кода, где в качестве ключевых указывались кнопки Phasor и Start. Мильнер прислал листинг с комментариями, какой участок кода за что отвечает.



Триггер оказался несколько более сложным, чем могли подумать «детективы».



Оказывается, опуская монету в прорезь автомата, нужно было зажать обе кнопки «фазера» (Phazer) и кнопку «Старт». Затем требовалось очень быстро отпустить эти кнопки и нажать на контроль скорости. Насколько известно, эта комбинация за 30 лет никем не была обнаружена.

Фрайс решил купить реальный игровой автомат того времени для проверки секретной комбинации. Он вспомнил, что именно такое устройство он видел в Ванкувере, и оно было выставлено на продажу. К счастью, автомат был все еще доступен, и он сделал заказ. Само устройство нужно было ожидать несколько недель, плюс оно нуждалось в ремонте. Так что ждать пришлось бы долго. Фрайс принял решение попробовать запустить комбинацию при помощи эмулятора MAME. Впервые эмулятор был выпущен в 1997 году, 20 лет назад. С тех пор он превратился в платформу, поддерживающую эмуляторы для практически любого игрового автомата, включая самые старые. Это open-source проект.

В эмуляторе прекрасно «пошла» сама игра, но вот комбинацию воспроизвести никак не удавалось. Как оказалось, проблема была в том, что конфигурация кнопок не позволяла выполнить все нужные действия для запуска пасхалки. В итоге пришлось редактировать конфигурационный файл.



После этого уже проблем не было, все пошло гладко и пасхалка, спустя 30 лет, появилась на экране.


Ну а через несколько недель прибыл и оригинальный аппарат.



Оказалось, что все работает, кроме монетоприемника, без которого запустить пасхалку было нельзя. Поэтому пришлось чинить еще и этот элемент. После оказалось, что требуется задействовать еще и небольшой переключатель на схеме аппарата, что и было сделано.



После этого секретная комбинация начала работать, и экран автомата показал долгожданное сообщение. Кстати, для того, чтобы его вызвать, требовалась неплохая растяжка пальцев руки.



Автомат был собран, все платы и монетоприемник поставлены на месте. Секретная комбинация набрана и… успех.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (10)


  1. igruh
    24.03.2017 12:28
    +17

    Купить собственный автомат, чтобы проверить возможность бесплатно сыграть. True geek.


  1. Isfandiar
    24.03.2017 12:37
    +1

    Снимаю шляпу перед упорством и упрямством. Лично моё мнение — все мучения того стоили и усилия программиста увидели свет. Пусть спустя столько лет.


  1. Tatooine
    24.03.2017 12:46

    ну я бы пасхалкой это не назвал бы… Скорее чит


    1. sintech
      24.03.2017 14:31
      +2

      В то время, вставить свое имя в игру было неплохим достижением, потому что игры не имели авторов, это был продукт игровой компании. Писать имена команды разработчиков в титрах и документации стали позже.


    1. scg
      24.03.2017 14:44

      Ну да, сообщение «HI RON!» как бы намекает, что программист оставил для себя back door, чтобы играть бесплатно.


      1. PlayTime
        24.03.2017 16:26
        +3

        Не совсем то и бесплатно. ПОтому что всеавно нужно вбросить монетку. Просто вместо одной попытки стало 10. То есть цена попытки 1/10 от обычной цены.


  1. mark_ablov
    24.03.2017 14:29
    +1

    Оригинальная статья содержит больше интересных деталей. Советую почитать её.


  1. alan008
    24.03.2017 18:48

    Пасхалка довольно сомнительная, чтобы ради нее так мучиться


    1. NelegalSS
      24.03.2017 22:05
      +2

      Насчёт сомнительности спорное утверждение, вас бы в 80-е кэтому агрегату


      1. makaroff
        25.03.2017 22:42

        Посмотрел видео… боюсь я был бы готов залипать у аппарата сутками сливая тоннами 15 копеечные монеты.