Некоторое время назад мы открыли пилот математической онлайн-школы Нерепетитор, основанной на идее «динамических» курсов. Их формат отличается от традиционных МООС тем, что для каждой выбранной темы предлагается «минимальная обучающая траектория», т.е. путь обучения, начинающийся с азов, и содержащий самое необходимое. Подробно об этой идее, с теоретической точки зрения, написано в предыдущей статье. Теперь практическая (немного упрощенная) реализация опубликована, и ей можно пользоваться (весь контент бесплатный).

Курсы имеют две особенности:

  1. По выбранной теме вы получаете минимальный курс, собранный из «квантов обучения»: коротких текстовых фрагментов, видеороликов и расчетов, слабо связанных между собой.
  2. Акцент на практику: почти для каждой темы есть лабораторная работа, подготовленная в математическом редакторе Mathcad или Mathcad Express.

Соответственно, для более эффективного обучения желательно иметь на компьютере программу Mathcad. В некоторых темах используются старые версии Mathcad (2000/2001/11...15), а в некоторых — новый Mathcad Prime, бесплатную версию которого Mathcad Express можно загрузить с сайта разработчика. В частности, редактора Mathcad Express достаточно для тем школьной алгебры, учебник по которой можно также скачать целиком.

Таким образом, для того чтобы открыть нужный курс:

  1. Выберите тему обучения, пользуясь красными стрелками для раскрытия списка те. Поставьте флажок возле нужной темы.
  2. После того, как название темы из оглавления возникнет в верхнем текстовом поле, нажмите кнопку Показать курс.



Простите нам несколько недоработок. Во-первых, вас может смутить, что, единожды выбранный флажок нельзя снять, но это сделано нарочно: в будущем, мы надеемся, что можно будет собирать составные курсы из нескольких выбранных тем. Пока этой возможности нет, и выбирается та тема, флажок возле которой выбран последним. Во-вторых, пока не работает ввод темы с клавиатуры. В-третьих, указать можно единственное средство обучения – Mathcad. В-четвертых, тех тем, которые отмечены звездочкой, пока просто нет. Если проект будет развиваться дальше, все это появится.

После нажатия кнопки Показать курс, откроется оглавление тго самого минимального курса, пройдя который, можно быстро разобраться в выбранной теме.



Все материалы лабораторных работ есть, как в формате Mathcad, так и в PDF (чтобы можно было смотреть их без установки Mathcad, но в этом случае, «живых расчетов», т.е. интерактивности, конечно, не будет).



Пример использования динамических курсов и Mathcad Express для обучения — в коротком ролике.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (17)


  1. Vjatcheslav3345
    24.03.2017 23:18

    В некоторых темах используются старые версии Mathcad (2000/2001/11...15), а в некоторых — новый Mathcad Prime, бесплатную версию которого Mathcad Express можно загрузить с сайта разработчика.

    Я правильно понял, что в Нерепетиторе принципиально не поощряются опенсурсные решения (Maxima, Reduce, FreeMat, Euler, R, Sage и др.) в качестве программной базы для обучения?


    1. polybook
      24.03.2017 23:41
      +1

      Не совсем так. Я 15-20 лет имею дело с Маткадом, накопилось очень много обучающих ресурсов, и я их выложил и систематизировал в фиде Нерепетитора. К тому же, есть бесплатная версия Маткад Экспресс, на которой можно много чего полноценно изучать (например, школьная алгебра — только на ней). Что конкретно доступно в Маткад Экспрессе, вы можете посмотреть, пролистав этот блог (кроме 1-2 статей — все про бесплатный Маткад).

      Изначально идея была как раз сделать примеры не только на Маткаде (напр., про машинное обучение, в котором сейчас сам разбираюсь, сделать на Маткаде и Питоне). Но не уверен, что (1) это будет востребовано, (2) потяну по затратам.


      1. Vjatcheslav3345
        25.03.2017 00:57

        Вообще то говоря их можно сделать на MathML в браузере (подсказка: экспортируйте материалы).
        Даже в Windows 7 была реализована поддержка рукописного ввода формул. Результат распознавания был представлен в виде выражения MathML. Как обстоят дела сейчас в Windows 10 — не знаю.
        А вот решать задачи можно — кто на чём горазд: можно создать краткие вики по некоторым распространённым системам компьютерной алгебры и примеры решений задач на манер Rosetta Code

        Ещё можно задействовать системы автотестирования — это когда сначала нужно по заданию вывести формулу, а потом набрать её для проверки в такой системе (формула набирается, например, в каком то одном формате и рассматривается проверочной системой как текстовая строка) или сначала выводится формула, затем тест-системой генерируются 1000 вариантов исходных которые нужно будет просчитать в своём средстве для решения задач и вернуть на проверку 1000 ответов в текстовом файле.


      1. BlackRaven86
        25.03.2017 08:44
        +1

        В качестве примера, как сделано без маткада, рекомендую посмотреть курсы на Khan Academy.


  1. lash05
    25.03.2017 08:14

    Не совсем понятно — ученик решает задачи в тетради, или в маткаде? Если второе, то курсы не совсем математические, а скорее прикладные.


    1. polybook
      25.03.2017 09:16

      Вы правы, задумывал изначально, как прикладные — даже не курсы, а решение для поддержки инженеров и изобретателей. Т.е. пользователь вводит запрос типа «решить — уравнение — в Маткад» или «разработать — нейросеть — в Питон» — и получает ликбез + готовые паттерны. Беда в том, что заказчиков на это я пока не найду.

      А для бытовых задач, скажем, при подготовке к ЕГЭ по математике или в вузах, маткадовские расчеты вовсю используются. Школьнику, конечно, надо научиться решать на бумаге, как на экзамене. Но в процессе тренировки, когда необходимо понимать смысл задачи, проверить правильность ответа, автоматизировать рутинные расчеты, параллельный расчет в Маткаде очень эффективен. А мой Нерепетитор позволяет, надеюсь, быстро подсмотреть предыдущую тему и разобраться в предыдущем материале.


      1. lash05
        25.03.2017 10:26
        +1

        Не пробовали искать заказчиков за рубежом? В России инженеры и изобретатели — редкий и исчезающий вид((


        1. polybook
          25.03.2017 16:14

          Нет, пока не пробовал. Примерно понятно, куда такая штука может встраиваться (в PLM), но насколько будет востребованной — сказать сложно.


  1. HedgeInSmog
    25.03.2017 10:58

    Для обучения вместо Mathcad можно попробовать бесплатную SMath Studio, разрабатываемую Андреем Ивашовым. Есть облачная версия. Там конено ограниченная поддержка XMCD файлов, но дополнение распространяется с открытыми исходными кодами, так что любой желающий может внести необходимые правки перед использованием.


    1. HedgeInSmog
      25.03.2017 11:15

      Но к сожалению, файлы Mathcad Prime с его MCDX форматом так не получится открыть


  1. besimpl
    25.03.2017 16:08

    Интересно. Вот продукт этот бесплатный, а пост в блоге компании в любом случае здесь платный?


    1. polybook
      25.03.2017 16:09

      На Хабре есть программа поддержки стартапов.


  1. Gryphon88
    25.03.2017 21:10

    Есть ли входной контроль? Я неоднократно сталкивался с такой штукой как разрыв в знаниях: что-то заучил, но не понял, или частично забыл, в итоге понимаешь, что это такое, но просчитать задачу, визуализировать решение или обозначить краевые случаи не получается. Ну и такая вариант как "мне нужно то-то и то-то, но я не знаю, к какой области математики это относится и как называется" тоже случается при слишком быстром или самостоятельном обучении.


    1. polybook
      26.03.2017 19:43

      Нет, входного контроля нет. Честно говоря, вообще нет тестов, т.к. планировал для практиков — в расчете, что пользоваться будут не в формате классического обучения, а чтобы по-быстрому решить задачу и подсмотреть то, чего не знаешь. И как раз основной фокус — на преодоление «разрыва в знаниях». Т.е. вы выбираете тему и получаете курс, в котором, с одной стороны — минимум лишнего, а с другой — начало «от печки» (среднешкольной алгебры).


      1. Vjatcheslav3345
        28.03.2017 09:07

        начало «от печки»

        Чтобы учащиеся не "отваливались" важно понимать не только что они знают, но и то, чего и как не знают (особенно — из того, что должны знать ) — "Это по факту означает, что требуется двойная работа для создания хорошего курса: мало знать предмет, нужно ещё знать, как предмет не знают!".
        Можно ещё и на Project Euler посмотреть для сравнения — там, чтобы решить задачку нужно (если не знаешь) подготовиться. Там же, на проекте, и реализовано использование любых систем компьютерной алгебры


        1. polybook
          29.03.2017 08:03

          Спасибо за совет, действительно, недостаточно представляю, как и что учащиеся не знают. Понемногу разбираюсь (начал с ЕГЭ-ОГЭ, хоть это и не вполне моя направленность).


          1. Vjatcheslav3345
            29.03.2017 09:16

            Имеет смысл, не тратя время на ЕГЭ, ориентироваться на международные стандарты и сразу готовить материалы на английском вместо русского — для мировой аудитории. (И, да, — в каждой стране учащиеся будут не знать по разному...)