Falcon Heavy, изображенная художником на площадке 39А Космического центра Кеннеди

Илон Маск постепенно движется к поставленной цели — управляемому полету на Марс и созданию там колонии. Один из промежуточных этапов — разработка тяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy. Работа над этой ракетой ведется вот уже несколько лет, а на днях SpaceX провела огневые испытания центрального блока своего транспортного средства. Если точнее, то центральный блок был протестирован в начале этого месяца. Испытания были признаны успешными, так что теперь компания приступает к очередному этапу — конструированию остальных элементов.

Как сообщалось ранее, первая ступень Falcon Heavy состоит из одного центрального блока и двух боковых ускорителей. Эти ускорители — модифицированные первые ступени ракеты-носителя Falcon 9. После запуска Falcon Heavy Маск надеется вернуть на Землю все три ступени для повторного запуска.

По начальному плану предварительные огневые испытания Falcon Heavy должны были быть проведены раньше, но возникло несколько проблем технического характера. Илон Маск объяснял все непредвиденными обстоятельствами. «Вообще говоря, звучит все просто, но на самом деле нет, все чрезвычайно сложно», — заявил он, имея в виду конструирование ракеты-носителя. Компании пришлось модифицировать центральный блок и добавить ряд элементов для предстоящего полета.

Сам Илон Маск оценивает полет уже готовой ракеты, как высокорисковую миссию. Для того, чтобы сохранить средства, SpaceX будет использовать «проверенные полетом» первые ступени Falcon 9. Этот проект часто критикуют, поскольку технически ракета действительно очень сложная. Успешный полет состоится только в том случае, если все 27 двигателей всех трех ступеней будут работать синхронно и без проблем.


Схожий проект пытались реализовать советские инженеры при создании ускорителя для ракеты-носителя H1. Но все четыре испытательных запуска Н1 (при помощи этой ракеты в СССР планировали отправлять экспедиции на Луну) были неудачными еще на этапе работы первой ступени. А в 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая программа была закрыта, после чего, в 1976 году, официально закрыли и работы по созданию Н-1.

В SpaceX, несмотря на все сложности, уверены в успехе проекта. Компания собирается отправить в полет вокруг Луны первых туристов уже в следующем году, после чего планируется запустить автоматическую экспедицию к Марсу в 2020 году. Успех обеих миссий зависит от успеха разработки Falcon Heavy.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (35)


  1. kibitzer
    10.05.2017 14:18

    Молодцы. Но зачем они анонсируют заведомо невыполнимые задачи? Отправка туристов вокруг Луны уже в следующем году.


    1. BlackMokona
      10.05.2017 14:42
      +17

      Ставишь себе невыполнимые сроки, сроки естественно поджимают, начинаешь всячески исхитряться, чтобы успеть в них. Придумываешь кучу разного полезного.
      Если же ставить сроки с запасом, то вступает один весёлый первый закон Паркинсона.

      Работа заполняет время, отпущенное на неё


      1. UJIb9I4AnJIbIrUH
        10.05.2017 15:39
        +6

        Есть ещё такое: для великих свершений нужны две вещи — цель и недостаток времени.


      1. antey86
        10.05.2017 16:06
        +7

        ну Роскосмосу (лунные базы и т.д.) как то не помогает )


        1. solariserj
          11.05.2017 00:12
          +3

          Там самого важного нет — желания.


      1. Vadzimkan
        10.05.2017 16:16
        +1

        А потом наступает час «Ч», когда становишься перед выбором либо использовать недоработанный продукт или прослыть пустобрёхом. Когда на кону стоит много миллионное оборудование, а ещё хуже человеческая жизнь, то «накатить пару патчей» после краха системы — не вариант.


        1. UJIb9I4AnJIbIrUH
          10.05.2017 18:23
          +2

          Практика показывает, что дедлайны Маска и наши законы имеют кое-то общее: сложность в выполнении компенсируется необязательностью)


          1. striver
            10.05.2017 18:30
            +2

            Это применимо ко всей отрасли, Джеймс Вэбб уже должен был наснимать и сломаться, до сих по еще не запустили.


            1. UJIb9I4AnJIbIrUH
              10.05.2017 18:54
              -7

              Нельзя шутить про Маска, буду знать.


              1. striver
                10.05.2017 18:58
                +2

                Пошути про Федерацию, СЛС…


              1. UJIb9I4AnJIbIrUH
                10.05.2017 19:13
                +2

                Раз уж я задел кого-то за самое живое настолько, что мне начали сливать карму, то может быть кто-то объяснит с чем, собственно, он не согласен? У Маска чёткие дедлайны? Наши законы все бесприкословно выполняют? За шутки про Маска не сливают карму?


                1. striver
                  10.05.2017 19:21
                  +6

                  Еще раз, дедлайны у космической сферы — понятие растяжимое, ибо очень и очень сложно и дорого. Но один Маск проходит мимо со сроками. Да, у него много переносов, но, есть одно но, назови еще одну частную фирму, которая сейчас запускает ракеты в космос. И сравни с количеством фирм производящих ПО и, например, телефоны/холодильники. В настоящее время, на сколько я могу понять, Маск ни от чего не отказался, в отличии от законов, которые как дышло. Тот же Вебб опоздал, уже, на 10 лет, а запуск не ранее 18-го, то есть минимум 11 лет опоздания, как тебе? 11 лет, Карл! А Орионы Локхида? А СЛС? Да можно и далее шутить, что сроки просраны, но вариантов нет, кроме как ждать. Поэтому это можно делать весело и бодрячком, а можно уныло, с постоянным, типа сарказмом на тему дедлайнов.
                  Лично я, ни карму, ни рейтинг «править» никому не могу.


                  1. UJIb9I4AnJIbIrUH
                    10.05.2017 19:27
                    -1

                    Что касается именно Вашего комментария, он меня несколько озадачил тем, что в ответ на мою шутку кто-то принялся напористо защищать Маска. Часто шутка это шутка и ничего более, есть повод — почему не пошутить. Да и то, что не один SpaceX переносит даты это секрет Полишинеля. Вообще же имхо по доброму шутить про SpaceX куда логичнее, чем про РосКосмос, ситуация с которым уже давно не шибко располагает к улыбке.


                    1. striver
                      10.05.2017 20:47

                      Я раньше много слышал шуток о плоской Земле… полгода назад начал вникать в тему… я прозрел, очень сильно.


                      1. antey86
                        10.05.2017 20:50
                        +2

                        это были не шутки? )


                        1. striver
                          11.05.2017 20:11
                          +1

                          Как раз сейчас смотрю видос… начало ответа — один в один с моими мыслями.


                    1. Bronx
                      10.05.2017 22:00
                      +3

                      Может сливают, потому что шутки про сроки уже не оригинальны? Или потому что у законов всё же не «сложность», а «строгость»?


                  1. Wesha
                    10.05.2017 22:43

                    > дедлайны у космической сферы — понятие растяжимое,

                    Чего тут растяжимого, всё ж понятно: поспешил — dead.


                    1. killik
                      11.05.2017 05:07

                      Ну, конкретно в том случае предпосылкой стало как раз многократное откладывание запуска.


      1. Suvitruf
        11.05.2017 15:12

        Сроки поджимают, стресс накапливается, больше косячишь.


  1. EvilGenius18
    10.05.2017 15:24
    +4

    «Успех обеих миссий зависит от успеха разработки Falcon Heavy.»

    Это вряд-ли. Даже если Falcon Heavy не будет работать стабильно, Mars Vehicle, будет собираться и тестироваться параллельно, в любом случае. Они ведь планируют сразу доставить жилые модули и оборудование, с помощью Mars Vehicle, разве нет? Falcon Heavy не сможет доставить достаточное количество груза для колонизации

    Двигатели Раптор (ракеты к Марсу «Mars Vehicle») работают по иному циклу и на других масштабах.


    1. striver
      10.05.2017 18:19
      +5

      Для марсолета нужны деньги — это раз, два — перед тем как запускать лярды на Марс, на Хэви нужно отработать очень и очень много. Автоматические аппараты не полетят без Хэви, не полетят аппараты, не полетит и марсолет. Всё должно сложиться, ибо последний — это масштабируемые предыдущие проекты.


    1. Sun-ami
      10.05.2017 18:31
      +1

      Успех обеих миссий зависит от успеха разработки Falcon Heavy
      Это вряд-ли...
      Здесь идёт речь о полёте Red Dragon, а не о строительстве базы и колонизации. Хотя Mars Vehicle — действительно достаточно независимый от Falcon Heavy проект, Red Dragon тоже может оказаться полезным для пилотируемых экспедиций на Марс — в то время как единственный Mars Vehicle будет стоять на Марсе в ожидании заправки экстренное снабжение марсианской базы может быть организовано с использованием Falcon Heavy и Red Dragon. Это может спасти жизни при непредвиденных авариях.


  1. moozooh
    10.05.2017 15:29
    +10

    > Успешный полет состоится только в том случае, если все 27 двигателей всех трех ступеней будут работать синхронно и без проблем.

    Похоже на отсебятину. F9 спроектирован с расчётом на возможный отказ 1-2 двигателей в зависимости от условий.


    1. UJIb9I4AnJIbIrUH
      10.05.2017 15:43
      -1

      Наверно имеется в виду успешный целиком и полностью.


      1. moozooh
        10.05.2017 16:26
        +3

        Если речь шла о критерии успешности, то конструкцию предложения надо менять, потому что сейчас оно читается так: беспроблемная работа всех 27 двигателей — условие того, что полёт вообще состоится. А мы знаем, что это не так. В F9/FH избыточности заложено не меньше, чем в тексте того предложения.

        Впрочем, про критерий успешности тоже не совсем понятно, откуда взялось.


        1. UJIb9I4AnJIbIrUH
          10.05.2017 17:04
          +1

          (Шутка)
          Возможно величина успешности (success) s = k/p, где k — коэффициент пропорциональности, [k] = Гигапаскаль, p — среднее по экипажу давление, создаваемое одной из сфинктерных мышц астранавтов в процессе полёта в Гигапаскалях. При этом давление p = р0 + K*n^2, где К — коэффициент сфинктерного сжатия, [К] = Гигапаскаль, n — число отказавших двигателей, р0 — нормальное давление. Итого величина успешности s = k/(p0 + K*n^2) ~ k/(K*n^2) ввиду р0 << K. Ну ещё надо это дело нормализовать, чтобы при n=0 было s=100.
          Кстати, ещё есть уравнение Рогозина: p = p0 + Kb*N, где Kb — батутный коэффициет, N — число успешных посадок первых ступеней у SpaceX.


    1. Rascko
      12.05.2017 19:29

      В Н-1 тоже была заложена такая возможность. Не помогло.

      С другой стороны, в Н-1 использовался НК-15, который до этого ни разу не летал, из-за которого и случилось две из четырех аварий Н-1.


      1. moozooh
        13.05.2017 04:20

        В Н-1 тоже была заложена такая возможность. Не помогло.

        Ложная корреляция. С Н-1 была целая уйма проблем, большая часть которых была допущена ещё на этапе НИОКР — нехватка времени, нехватка средств, общая рассогласованность… Ну и технологии, простите, полувековой давности. Это сейчас почти всё можно дёшево и быстро смоделировать на сервере, а в реальных условиях телеметрия каждый чих моментально отслеживает.

        F9, впрочем, без одного движка уже успешно летал, да и статистика отказа у Merlin 1D — менее 3%, что более чем достойно. Если коэффициент отказоустойчивости FH будет сопоставим с F9, то волноваться точно не за что.


  1. ababich
    10.05.2017 20:57
    -4

    созданию там колонии

    по созданию колоний на Марсе Маска консультировать будет Рогозин?


  1. VT100
    10.05.2017 22:55

    Схожий проект пытались реализовать советские инженеры при создании ускорителя для ракеты-носителя H1.

    Это-ж не ускоритель был, а её первая ступень с тремя десятками(?) двигателей от «семёрки».


    1. moozooh
      11.05.2017 00:55

      Эти термины уже стали использовать как взаимозаменимые (что в русском, что в английском).


    1. UJIb9I4AnJIbIrUH
      11.05.2017 01:24

      Там были двигатели не от Р-7, а специально созданные НК-33 (или какие-то ранние его модификации).


      1. black_semargl
        11.05.2017 11:04
        +3

        НК-15.
        Но проблемы там были не столько с самими движками, сколько с управлением ими.


        1. Rascko
          12.05.2017 19:31

          Это в первом пуске. А во втором и четвертом — отказы двигателей, в четвертом ещё и со взрывом и пожаром, емнип.