C момента изобретения авто ездить на нем было весело, но, зачастую, довольно утомительно. Нет, с самого начала нужно было менять вытекающие жидкости, прикручивать отваливающиеся детали и крутить тугие рычаги. Это потом, когда надежность сборки и узлов повысилась, водитель в дальних поездках был вынужден постоянно бороться со сном или скукой, при этом не теряя концентрации на дороге, на состоянии автомобиля и на правильности выбранного пути.

Поэтому логично, что первые системы, которые придумали устанавливать в машины – были системы с развлечениями и навигацией. Дальнейшая эволюция привела к развитию приборов контроля бортовых систем и диагностики и добавила функции связи. Значительно повысился объем получаемой водителем информации, и увеличилась сложность ее восприятия.



В этой статье мы рассмотрим эволюцию информационно-развлекательных систем автомобиля, способы донесения информации до водителя и попробуем представить, что нас ждет в недалеком будущем.

Тогда


Самым доступным и очевидным развлечением в автомобилях стала музыка, и появилась она в 1930-х. Вы могли приобрести прекрасную радиостанцию от компании American Galvin Manufacturing Corporation. Она называлась Motorolla, и именно в ее честь была позднее переименована вся компания. Стоило устройство 130 долларов.



На сегодняшние деньги это будет где-то 2000$, за эти деньги в 1930-е годы можно было приобрести половину машины типа Ford T.

В 1932 году магнитолу AS 5 от компании Blaupunkt можно было приобрести за 465 рейхсмарок, что равнялось примерно трети стоимости небольшой машины.



Первые радиостанции занимали примерно 10 литров объема и в приборную панель не влезали. Зато рядом с рулевым колесом крепился пульт управления, так что подрулевое управление радио – не такое уж и новое изобретение. В 1933 году авторадиолы уже входили в комплектацию и устанавливались на заводе.

Прошло время, автоакустика постоянно дешевела, пока в 1950-х не произошел новый эволюционный скачок – появились магнитолы с FM диапазоном (до этого – только АМ), а в 1955 Крайслер представил полностью транзисторное радио — Philco 914HR.



До 1956 автомузыка целиком зависела от радиоволн и передатчиков, пока тот же Крайслер не предложил вариант брать музыку с собой в машину – на пластинках! Что происходило с иглой и дорожками на кочках, лучше, наверное, не знать.



В 1964 году на рынок выходят кассеты c магнитной пленкой, а годом позже Ford и Motorolla совместно выпускают автомагнитолу с плеером для кассет Stereo 8. Эволюционируют и динамики, появляется стерео, а потом и квадро.



C 1982 У Pioneer появляется первая автомагнитола с проигрывателем СD.





А в конце 90-х вышел уже встраиваемый MP3 плеер Empeg.



На этом история автоаудио заканчивается и начинается настоящее.

Навигация


Вторая важная потребность автомобилиста – знать, где ты находишься и куда тебе ехать. Автомобильная навигация началась с бумажных карт в перчаточном ящике. При сомнениях в правильности выбранного направления нужно было съехать на обочину, достать и развернуть здоровенную карту и долго прикидывать, где находитесь вы с машиной, и куда вам в итоге надо попасть.

Самое нужное и сложное место, естественно, оказывалось на сгибе карты. «Проложенный» маршрут запоминался по количеству поворотов и немногочисленным тогда дорожным знакам.

Самой старой навигационной системой считается запатентованная в 1909 году Jones Live-Map. Она представляла из себя стрелочный прибор, подключаемый к автомобильному одометру.



В начале путешествия в нее вставлялся один из бумажных дисков, соответствующих маршруту поездки.



Машина начинала двигаться, одометр регистрировать пробег, а стрелка на навигационной системе перескакивать с одной путевой подсказки на другую. Одного диска хватало на 100 миль пути, если путешествие было дальше, нужно было поставить следующий диск.



Навигационная система, правда, не могла понять и предупредить, если водитель сбился с пути или повернул не туда. Ошибки просто накапливались и подсказки теряли смысл.

В 1930-х годах был представлен механический навигатор Iter Avto с аналоговыми картами в виде рулонов с автоматическим механизмом протяжки, тоже синхронизированным с автомобильным одометром.



Рулоны также менялись в зависимости от маршрута, а карта автоматически протягивалась одновременно с одометром.



Iter Avto выпускал и компактные носимые навигаторы:



Следующий этап развития навигации произошел в 1966 году, когда GM представила систему Driver Aid Information and Routing system (DAIR). DAIR была настоящим шагом вперед и работала на перфокартах, радиосигналах гражданского диапазона (который позже назовут CB) и внешних магнитных метках.



Магниты устанавливались под дорожное полотно через определенное расстояние и перед каждым перекрестком. В панель навигатора вставлялась перфокарта с желаемым маршрутом, система определяла свое положение относительно магнитных меток и показывала на дисплее когда будет нужный поворот. Магнитами также была закодирована разрешенная скорость, а на панели загоралось предупреждение о превышении.



При помощи наборного диска, похожего на диск старых телефонов, можно было по кодированному радиоканалу вызвать помощь, полицию, скорую или пожарных. По радио же передавались сигналы о дорожных событиях, таких, как перекрытия, аварии или ремонтные работы.

В 1956 году GM пошли еще дальше и представили концепцию Highway of Tomorrow, где на специальных безопасных трассах водитель мог включить автопилот и передать контроль над машиной и маршрутом удаленному оператору. Управление предполагалось осуществлялось при помощи проложенного под трассой кабеля. Первой машиной, разработанной под этот концепт, мог стать газотурбинный Firebird II.



Ролик, который рассказывает зрителю из 50-х о чудесах будущего:

archive.org/details/Designfo1956

В 1981 году случается следующий прорыв в навигации, в Японии. В качестве дополнительной опции к Accord компания Honda предлагает систему Electro Gyrocator, которая претендует на звание первой автоматической навигационной системы, поступившей в коммерческую продажу.



Она не использовала спутниковую навигацию, а полагалась целиком на внутренний электронный гироскоп, который выводил на экран трек поездки. Дополнительно к гироскопу ставился датчик на коробку передач, чтобы точнее учитывать режим движения и скорость.



Данные выводились на монохромный 6’’ ЭЛТ экран. В комплекте к системе шли полупрозрачные листы с картами и специальный маркер. Листы с картами вставлялись перед экраном и показывали водителю трек пути, специальным маркером в навигационную систему заносились собственные POI. Целиком система весила 9 кг и стоила $2.746 или примерно четверть стоимости самой машины.

Вот видео о том, как система работала:



Первым в мире массовым полностью электронным автомобильным навигатором может по праву называться ETAK – он мог быть установлен на любой серийный автомобиль и использовал для навигации электронные карты, записанные на компакт-кассеты, электронный компас и датчики на колеса.



Да-да, все верно, никакого GPS, только «внутренняя» навигация, при этом достаточно точная. Данные выводились на строчный ЭЛТ дисплей.

Подробнее про этот интересный проект можно почитать тут.

Первые полноценные GPS-навигаторы появились в 1990 году, когда Mazda выпустила первую машину со встроенной GPS навигацией – Eunos Cosmo. Далее подтянулись Oldsmobile, Ford, BMW и остальные производители.





Но основной толчок к рассвету GPS навигации был дан в 2000 году, когда правительство США сняло ограничения на точность позиционирования для гражданских GPS со 100 метров до 5.



Автомобильные устройства разделились на две ветки, встроенные (OEM) и внешние, которые можно было установить в любую машину:



В России до недавнего времени у встроенной навигации практически каждого автопроизводителя (и мото тоже) были большие проблемы с русским языком, обновлением актуальных карт и прошивок. До такой степени, что люди были вынуждены покупать дополнительный съемный автонавигатор и пользоваться им.

В современности сходятся воедино две исторические ветви – музыка и навигация и образуют многофункциональный автомобильный комбайн, который можно встретить во многих современных машинах. Через мультимедийную систему водитель также получил возможность контролировать бортовые системы автомобиля и управлять телефонной связью. Поддержка разных носителей данных, связь со смартфоном и многие другие функции уже сегодня дополняют простое вождение автомобиля. Впервые появилось такое понятие, как автомобильная экосистема.

Это интегрированная цифровая среда автомобиля, объединяющая в себе многие элементы, в том числе, мобильный телефон и его функции. Крупнейшие на сегодняшний день производители мобильных операционных систем Apple и Google разработали свои собственные стандарты для автомобильных экосистем — Carplay и Android Auto соответственно. Они позволяют водителю контролировать навигацию, музыку, СМС, телефонию и веб-поиск. Для увеличения безопасности вождения системы поддерживают голосовое управление.





На данный момент список автопроизводителей и поддерживаемых моделей довольно широк, более того, многие поддерживают обе экосистемы одновременно.

Проекторы


Первый встроенный проектор был установлен в 1988 году в Oldsmobile Cutlass Supreme Indianapolis 500 Pace Car. На линию взгляда водителя выводились показания электронного спидометра. Следом на рынок вышли японские производители Nissan и Toyota.





BMW называет себя первым европейским производителем проекционных решений. Первый встроенный проектор появился в 2004 году в системе ConnectedDrive, которая устанавливалась в 5 серию.



Это был небольшой участок на лобовом стекле, куда проецировалась текущая скорость и навигационная информация в виде стрелочек и расстояния. В настоящий момент производитель предлагает улучшенную версию дисплея. Он стал цветным, появились подсказки по навигации по сложным развязкам и информация о дорожных знаках.



В настоящий момент практически все крупные автоконцерны предлагают HUD в качестве опций, в основном для авто бизнес-класса. Функционал у них стандартный – дублирование показаний автомобильных приборов и навигационной информации с определенными вариациями.



Минусы таких решений очевидны – HUD привязан только к одной конкретной модели, а если вам хочется апгрейда или расширения функций – придется менять машину целиком. Точность и полнота навигационных подсказок сильно зависит от качества картографической информации и ее своевременного обновления. В России до недавнего времени не у всех производителей с этим было все хорошо – карты старые и редко обновляются, а иногда обновить мультимедийный центр либо невозможно, либо надо отдавать машину в сервис. Плюсы таких систем – полная интеграция с бортовой электроникой автомобиля, от режимов работы двигателя, до управления интеллектуальными бортовыми системами, такими как круиз-контроль, FCWS (Forward Collision Warning) и автопарковка.

Проблем совместимости лишены универсальные дисплеи, которые вы можете приобрести отдельно и установить в любую машину. Предложений на рынке великое множество, цены за комплект также очень сильно отличаются.

Самый дешевый вариант – скачать на смартфон специальное приложение, которое выкручивает яркость до максимума и инвертирует экран, и положить телефон под стекло. Например, приложение Hudway. На экран телефона выводятся навигационные подсказки и некоторые параметры движения, такие как скорость по GPS.



Аналог от Sygic:



К сожалению, минусы значительно превышают плюсы. Днем и при ярком свете мощности подсветки смартфона категорически недостаточно, проекции просто не видно, автостекла разных производителей отличаются типом покрытия, и без специальной отражающей пленки изображение может сильно двоиться. На некоторых приборных панелях попросту нет плоского места, на котором телефон смог бы удержаться.

Гораздо лучше дела обстоят с другим проектом Hudway glass. Здесь необходимо купить специальную подставку для телефона с отражающим экраном, который и обеспечит приемлемое качество изображения.



Благодаря специальному отражателю изображение уже не двоится и лучше видно, подставка надежно держит телефон и не дает ему соскакивать. Минусы остаются от предыдущего решения: маленький размер экрана, проблемы изображения при ярком солнце, нет интеграции с электроникой автомобиля.

В настоящее время на рынке можно приобрести отдельные проекторы, которые будут выводить гораздо более яркую и четкую картинку либо на проекционное стекло, либо на специальную пленку.

Помимо уже производящихся есть несколько стартап-проектов, которые только собирают предзаказы. Все эти девайсы объединяет одно, это проекционные дисплеи, которые устанавливаются на торпедо автомобиля и проецируют дополнительную информацию либо на лобовое стекло, либо на специальный отражающий экран. Ни одно из этих устройств не может работать без смартфона, его GPS и навигационных функций. Часто нужно скачать специализированное приложение.

Garmin:



Плюсы: простое, компактное и недорогое решение. Можно наклеить на лобовое стекло специальную пленку из комплекта или установить проекционный щиток. Работает даже при ярком солнечном свете.

Минусы: секторный экран может проецировать только простую графику, совместим только с одним приложением, за установку которого нужно платить дополнительные деньги.

Navdy:



Navdy – достаточно сложный продукт. Это не просто проекционный экран, помимо навигации он понимает голосовые команды и жесты, может принимать звонки и управлять музыкой, связь по стандарту OBDII позволяет транслировать на экран дополнительную информацию от бортового компьютера автомобиля.

Внешний проекционный дисплей может стать хорошей альтернативой встроенной автоэлектроники, он универсален и подходит для большинства машин и смартфонов, просто устанавливается и настраивается. В зависимости от сложности и функционала можно подобрать HUD под разный бюджет.

Что можно ждать от HUD-ов в недалеком будущем? Прежде всего, это увеличение площади изображения, которое позволит водителю видеть и работать с большим количеством объектов. Во-вторых, это дальнейшее облегчение фокусировки взгляда водителя с дороги на индикаторы и обратно. Третье выходит из первого и второго – большая интерактивная проекция позволит создавать полноценную дополненную реальность и работать с ней! Сначала – только лобовое стекло, потом вообще все.

Ближе всего к вышеописанному подошел концепт WayRay Navion, который будет не только понимать слова и жесты но и обеспечить полноценную дополненную реальность на лобовом стекле автомобиля.





И начало продаж уже не за горами.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (14)


  1. Illeanectedd
    23.05.2017 16:21
    +1

    2 основных вопроса: когда и цена?


  1. kindacute
    23.05.2017 16:36

    Такая штука перед глазами, над приборной панелью, она не мешает? Мне кажется это ой как не удобно. Ко всему еще и провода висящие…


  1. SpiritOfVox
    23.05.2017 17:03

    Всё это замечательно, но с привязкой к поворотам вы сильно задрали планку и видимо пытаетесь этот вопрос героически решить, есть ли успехи?

    Появились ли видео демонстрации на реальном автомобиле работающего прототипа выводящего пусть не такие красивые строчки, а просто любое видео?


  1. lingvo
    23.05.2017 17:31

    Немного сильный уклон на проекционные дисплеи, ну да ладно.
    Что я хотел сказать насчет HUD, это то, что большим преимуществом оных является отсутствие необходимости перефокусировки — цифры как бы висят в воздухе над дорогой на расстоянии 5-10 метров от машины и это очень удобно. Вопрос — как с этим у доустанавливаемых систем?


  1. aquamakc
    23.05.2017 17:36

    Не будет ли проецируемое изображение слепить водителя в тёмное время суток?


  1. MegaVaD
    23.05.2017 21:35

    Я бы хотел дополненную реальность для остальных водителей — прогнозируемую траекторию движения. Пока все машины не объединяет один интеллект, а мотоциклы он вряд ли будет объединять, было бы неплохо проекцию на дорогу будущей траектории выводить.
    Дополнить ПДД при этом придётся, наделив привилегиями включившим траекторию (чтобы остальные участники не препятствовали маневрам).
    Натолкнул на это меня фонарик для велосипеда с лазерными полосками, обозначающими пространство слева и справа.


    1. cyberly
      24.05.2017 06:09
      +1

      ИМХО, лишнее это. Поворотник и положение ТС на дороге дает ту же точность. А если вы собираетесь произвести какой-то хитрый (да даже ямку объехать) или запрещенный маневр, девайс его все равно не отобразит.

      А вы фонарик с лазером, кстати, пробовали? Видно его хоть, и есть ли толк какой-нибудь?


      1. MegaVaD
        24.05.2017 09:15

        Не пробовал, это тот, который структурированный свет проецирует на дорогу в виде решётки, и по искажениям решётки видно ямы? Очень хочу попробовать. (lumigrids)
        Поворотник не даёт очень многой информации, например, между какими машинами конкретно я хочу перестроиться.


        1. cyberly
          24.05.2017 09:38

          >> lumigrids

          Нет, я имел в виду тот, который вы упомянули, проецирующий габарит на асфальт. Не видел, чтобы кто-то с таким ездил и еще подумал, что на машине все равно смотрю на самого велосипедиста, чтобы оценить безопасный интервал. Стало интересно, действительно ли он чем-то полезен, или это из серии бесполезных свистелок. Интерес исключительно праздный, вопрос видимости и освещения у меня закрыт динамо-фарой и задним фонарем, думаю, что надолго.

          >> например, между какими машинами конкретно я хочу перестроиться.

          Из моего опыта, все перестраиваются в ближайшее свободное место.


          1. MegaVaD
            24.05.2017 13:58

            Избыток информации лучше, чем недостаток. Вот и я не видел со стороны автомобилиста, но когда я еду на авто в тёмное время суток по неосвещённому участку двухполосной дороги, а навстречу едет снегоуборочная машина с передним ковшом, габариты которого мне не известны (их просто не видно), я очкую.


  1. stDistarik
    24.05.2017 12:43

    Немного офтопа: Mazda Eunos Cosmo — это действительно «космос», одна торпеда чего стоит (вторая фото). Мне доводилось ездить на такой машине.
    А для тех, кто интересуется роторными двигателями, то там в «стоке» стоит трёхсекционник.


  1. DIHALT
    24.05.2017 14:52

    Идея хорошая, но вот эта хренота перед глазами не нужна. Придумаете как от неё избавиться, сделав совсем плоской будет супер.


  1. Ugrum
    24.05.2017 15:51

    Траектория, наложенная на дорогу (последняя картинка), это лишнее.
    Мало ли у нас (и не только) людей, слепо подчиняющихся указаниям навигатора (развернитесь налево-через двойную сплошную или вообще через будку регулировщика). А уж в условиях плохой видимости это прямая дорога в кювет или ещё куда похуже.
    Всё сугубо имхо.


    1. Pakos
      26.05.2017 14:07

      Через некоторое время человек начинает не смотреть на дорогу, а ориентироваться по стрелкам. Будут уезжать не в тупик или реку как сейчас с навигатором, а сразу в дерево.