23 мая в питерском офисе Wrike прошла встреча для scrum-мастеров и project-менеджеров. Мы поговорили о реальном применении скрама в IT-разработке, инструментах scrum-мастера, взамоотношении компонентных команд с бизнесом, о целеполагании в условиях разработки по Agile и многом другом. Спешим поделиться видеозаписями докладов.

Дмитрий Мамонов, Wrike «OKR: Стратегическое планирование поверх Scrum»



Wrike как R&D организация работает по Scrum уже два года. Мы еще помним, с чего все начиналось и уже знаем, что из этого получилось. Координация команд — одна из ключевых проблем внедрения Scrum в крупную разработку. Я расскажу о том, какие существуют конфликты между правильной реализацией Scrum и необходимостью стратегического планирования, а также о выбранном нами решении — концепции Scrum+OKR (Objective and Key Results).


Андрей Толмачев «Cтрах и ненависть в компонентных командах»



Существует интересная закономерность: часто с ростом компании в ней образуются команды (а потом и отделы) по специализации: фронтендщики, бэкендщики, внедренцы, тестировщики, и т.д. Кажется логичным, не правда ли? Только вот проблем от такого способа организации обычно больше, чем преимуществ.

В докладе я на опыте нескольких компаний расскажу, к чему приводит разделение на компонентные команды. Поговорим, что с этим делать, и как организуются команды в LeSS — фреймворке масштабирования Скрам, по которому работает самый большой Скрам в мире.



Наталья Антипова, Scrum Master? Wrike — «Инструменты фасилитации в помощь Scrum Master’у»



Цель этого доклада — дать практические инструменты, с помощью которых можно избежать ряда насущных проблем в работе Scrum-Master’а и Команд. Мы разберем на примерах, в каких случаях эти инструменты работают, а в каких — нет, и как они помогают в повседневной жизни Scrum Команды.



Анна Обухова «Скрам мастер технологии влияния»



Кто такой Скрам мастер? Powerless Leader, фасилитатор, коуч, знаток процесса, я видела такие определения как ментор, помощник? Я могу согласиться с этими определениями, но в то же время я постоянно сталкиваюсь с тем, что эти определения не дают четкого понимания «а что же нам делать чтобы получить от команды или процесса нужный результат». У Скрам мастера нет пряника или кнута, нет должностной инструкции, дающей право приказывать. У него есть… влияние… таким образом получается что Скрам Мастер – это агент влияния. Уже проще, потому что влияние – это набор технологий влияния. Если знать какие технологии влияния используются в Agile процессе, какие результаты мы ожидаем и как их можно изменить или закрепить успех.

В этом докладе я разберу, из каких технологий влияния состоят действия скрам мастера, приведу примеры на что направлены фасилитирующие техники и упражнения, которые рекомендуются коллегами и в литературе.

Страх, смех, круговая порука, ответные жесты, желание успеха, формулирование результата и форма подачи информации, это все те составные части из которых состоит воздействие на других людей. Скрам Мастер должен четко в этом разбираться, чтобы иметь возможность принести пользу команде и проекту.

Это не манипуляция, это влияние и чем лучше вы умеете влиять, тем успешнее ваш проект и успешнее вы как Скрам Мастер или в любой роли где нужно уметь получать предсказуемый результат от других людей.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (22)


  1. http2
    27.05.2017 12:40

    Мы поговорили о реальном применении скрама в IT-разработке

    Так что? Неособо-то он и применим? :)

    Координация команд — одна из ключевых проблем внедрения Scrum в крупную разработку.

    В докладе я на опыте нескольких компаний расскажу, к чему приводит разделение на компонентные команды.

    Это потому, что он на самом деле негибкий, не правда ли? :)
    Вот в якобы негибком водопаде таких же проблем нету? :)


  1. Askofen
    29.05.2017 12:59

    Прослушал первый доклад. Если резюмировать, то суть доклада можно свести к следующим двум тезисам:

    1. Компания должна ставить цели.
    2. У каждой цели должны быть некие измеряемые критерии, показывающие то, что цель достигнута.

    Обе мысли правильны, но далеко не новы. Стоило ли повторять их ещё раз или тратить на их изложение аж 25 минут — непонятно. Также неясно, при чём здесь скрам.


    1. Wriketeam
      29.05.2017 13:03

      Думаю, суть доклада можно свести не только к этим двум тезисам.


      1. Askofen
        29.05.2017 14:15

        Какие ещё тезисы я упустил?


        1. Wriketeam
          29.05.2017 14:23

          Пожалуй, самый главный — зачем нужны OKR для скрам-команд и как планирование OKR может примирить демократичный дух скрама и четкие задачи бизнеса.


          1. Askofen
            29.05.2017 14:48

            1. OKR — это просто новая аббревиатура management by objectives, предложенного Питером Друкером в 1954 году. Хотя подозреваю, что что-то было сделано еще Фредериком Тейлором.Во всяком случае, понятия «цель», «метрика» и «ключевой показатель качества» были известны ещё до основания компании Google (при всём моём уважении к этой компании).

            2. Планирование, целеполагание и оценка эффективности по ключевым метрикам повышает эффективность работы не только скрам-команд, а и вообще любых команд. В чем тут особенность применения методик Ф. Тейлора и П. Друкера применительно именно к скрам — не раскрыто.


            1. Wriketeam
              29.05.2017 14:59

              Мне кажется, вы не улавливаете разницы между KPI и OKR. Наверно, не имеет смысла убеждать вас в том, чего в докладе вы не увидели. Но на всякий случай наша статья про OKR https://habrahabr.ru/company/wrike/blog/329272/


              1. Askofen
                29.05.2017 17:42

                1. Благодарю за ссылку!

                2. Прочитал. По-прежнему, не вижу разницы. Можете конкретизировать, в чем она заключается? Хотя бы назвать 2-3 отличия.

                3. В приведённой статье и в докладе отсутствуют примеры целей и результатов из индустрии.

                Без п.п. 2 и 3 всё излагаемое, к сожалению, не больше, чем набор благих пожеланий и частных оценок.


                1. Wriketeam
                  29.05.2017 18:14

                  А как же гугл? https://www.google.ru/search?q=kpi+vs+okr&oq=kpi+vs&aqs=chrome.3.69i57j0l5.4252j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8


                  1. Askofen
                    29.05.2017 19:36

                    1. А при чём здесь Google, если мы обсуждаем Ваши статью и доклад? Из них не ясно, чем отличается OKR от методики Питера Друкера, предложенной в 1954-ом году. Если Вы предлагаете иной подход, то, наверное, следует описать его отличия и преимущества.

                    Пока что, это не сделано. И всё это выглядит, как обыкновенный «ребрендинг», когда давно известные вещи заменяются другими терминами без изменения сути. Да и связь со скрамом не приведена и, мягко говоря, притянута за уши.

                    Отсутствуют и примеры из индустрии. Мы ведь обсуждаем процесс разработки софта, а не процесс написания статей.

                    2. В первой же найденной ссылке отличие OKR от KPI описывается так:

                    Comparing KPIs to OKRs is kind of like comparing apples to apple pies.

                    Это как бы не тот ответ, который ожидаешь получить. Такое сравнение уместно в кружке начинающих литераторов, но никак не инженеров.


                    1. dm_wrike
                      29.05.2017 21:37

                      Давайте по порядку.

                      KPI (Key Performance Indicators) — инструмент для улучшения процесса (производительности).

                      OKR (Objectives & Key Results) — инструмент для достижения целей (проектов).

                      (надеюсь так отличие достаточно наглядно.)

                      Теперь что касается OKR+Scrum vs KPI+Scrum.

                      В теории KPI+Scrum вполне себе вариант, но с точки зрения управления бизнесом
                      это более слабый инструмент управления, поскольку он позволяет требовать
                      только улучшения конкретных метрик.

                      С другой стороны, OKR+Scrum это более сильный инструмент, поскольку он
                      позволяет ставить цели уровня бизнеса а не только метрики уровня бизнеса.

                      Почему OKR хорошо совместимы со с Scrum — очевидно, они не навязывают
                      способ достижения цели (впрочем как и KPI не навязывают способ улучшения процесса).


                      1. FedjaNew
                        30.05.2017 11:55

                        dm_wrike> KPI (Key Performance Indicators) — инструмент для улучшения процесса (производительности).

                        Забавное определение, не отражающее сути KPI.


                      1. Askofen
                        30.05.2017 12:10

                        1. Благодарю за первый развёрнутый ответ.

                        2. Согласно Википедии:

                        Ключевые показатели эффективности (англ. Key Performance Indicators, KPI) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
                        Ссылка

                        Как видите, нигде не сказано, что KPI предназначены только для измерения производительности, а измерение достижения цели никак не осуществляют. Наоборот, отмечается:

                        По стандарту, результативность — это степень достижения запланированных результатов (способность компании ориентироваться на результат), а эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами (способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями – временем, затратами, степенью достижения цели). Слово performance объединяет в себе и результативность, и эффективность. Таким образом, правильным переводом термина KPI будет «ключевой показатель результата деятельности», так как результат деятельности содержит в себе и степень достижения, и затраты на получение результата.
                        Там же

                        По-прежнему, различий не вижу.


                        1. FedjaNew
                          30.05.2017 12:56

                          Askofen> Согласно Википедии:
                          На самом деле, русский вариант определения очень плохо написан и просто вводит в заблуждение. Лучше оригиналом пользоваться.


  1. FedjaNew
    30.05.2017 13:06

    Скрам в реальном мире выглядит так:
    1) На каждой конференции обязательно есть несколько выступлений про scrum, на которых всячески пытаются доказать, что введение этой методологии решит ВСЕ проблемы компании.
    2) Среди этих выступающих обязательно есть представитель scrumtrek или «вновь обращенный»
    3) В некоторых выступлениях проскальзывает, что что-то идет не так, но объясняют это лишь «несовершенством практики»
    4) Разновидностей scrum существует столько же, сколько людей, о нем рассказывающих
    5) «Люди от scrum» практически не знают других методологий, не ведают про накопленный опыт и знания, выраженные, в-частности, в **BOK.


    1. Askofen
      30.05.2017 15:12

      Добавлю ещё один пункт:

      6) Приводимые примеры либо берутся из других областей (журналистика, конструирование и т.п.), о которых выступающий «не в зуб ногой», либо берутся сильно упрощённые примеры из индустрии разработки ПО, но они сильно примитизированы.

      Реальные кейсы НЕ рассматриваются.


    1. dm_wrike
      31.05.2017 20:20

      Вы упускаете важный момент, Scrum не решит все проблемы,
      но он поможет эти проблемы найти.

      Решить проблемы можете только вы.


      1. FedjaNew
        01.06.2017 09:24

        Вы невнимательно читали: Это выступающие утверждают, что Scrum решит все проблемы.
        Но, видно, у скрамистов их так много, что они постоянно говорят, выступают, убеждают, говорят, выступают, убеждают, говорят, выступают, убеждают…
        Реально найти проблемы может только хороший аудит, но он никакого отношения к scrum не имеет.


      1. http2
        01.06.2017 11:53

        но он поможет эти проблемы найти

        А если проблем не было, то будут. :)


  1. http2
    30.05.2017 16:41

    Скрам — это паразитирующая фигня на отрасли. :)
    Как и большинство прочих менеджеров / аналитиков. :)


    1. dm_wrike
      31.05.2017 20:21

      На самом деле работаете конечно только вы один ;)
      Вы утрируете.


    1. FedjaNew
      01.06.2017 11:23

      http2> Как и большинство прочих менеджеров / аналитиков. :)
      Хотя я принадлежу и к первым, и ко вторым, вынужден согласиться.

      Очень много безграмотных/бестолковых менеджеров и «псевдо-аналитиков».
      Увы!