Начало моей эпопеи по оцифровке семейного архива: https://geektimes.ru/post/289521/клик. Перед тем как взять в руки топор и молоток я конечно же пролистал страницы Гугла вдоль и поперек в поисках более опытных товарищей. А таких товарищей оказалось довольно много.

Сначала я было попытался найти в продаже готовое решение. Первые же запросы в поисковике выдают нехитрые устройства — экраны для проекции или коробки. Предполагается проецировать на специальный «высокочеткий» экран и снимать камерой:


Правда стоит это чудо техники до 60 американских долларов и еще доставка. Про качество тут говорить не приходится, пробовал в далеком 2002 снимать на хорошую VHS камеру проецируя на стену. Видео конечно по итогу я получил но с усиленными эффектами ретро кино. Подергивания и помаргивания, царапины и мусор в кадровом окне.

Есть и устройства поинтереснее, и всего около 300 баксов, но с доставкой в нашу страну проблемы, да и разрешение весьма скромное:



Все что по качеству получше, даже сильно по пользованное и весьма устаревшее начинается от 1000$, есть вполне серьезные аппараты и конструкторы для допиливания:

TOBIN TRUE PROGRESSIVE SCAN HD TELECINE FOR SUPER-8 FILM ( TVT-S8PHD Econ )



Но опять не в России и доставка к нам не предлагается. Да и цена от 50 000 рублей за базу для рукоприкладства — только если потом пытаться на этом аппарате заработать. Простые смертные, но рукастые парни чаще всего идут примерно таким путем:



И тут опять имеем все проблемы синхронизации проектора и камеры, хотя иногда мозги камеры вполне с этим справляются и получается неплохой результат. Но синхронизацией проблемы не заканчиваются, тут и сложности с позиционированием, и подбором объектива и искажениями, качество самой камеры и выходной формат.

Следующий этап эволюции симбиоза проектора и камеры — покадровая съемка. Камеру подключают к ПК и синхронизируют съемку кадра с грейферным механизмом. Вариантов очень много, от банального — прикрепить мышку к проектору чтобы кулачек на вале нажимал кнопку, до устройств с приводами на шаговом двигателе и энкодеров с контроллерами.



На сайте с, которого взята картинка много написано про сканирование пленки, и у товарища на фото еще есть канал на ютубе, с рассказами про разные аппараты. Все чаще бытовую камеру меняют на цифровой фотоаппарат или USB-камеру.



Очень терпеливые приспосабливают планшетные сканеры, сканируют на них всю пленку, потом в графическом редакторе нарезают отдельные кадры и превращают их в видео. Но для такого подвига я очень ленив. Ну и гораздо реже встречаются созданные с нуля изделия для сканирования пленки.

Проект «Kinograph»:



У них на сайте даже список материалов для сборки прилагается с краткими инструкциями. Есть варианты со сканером:



с бытовой видеокамерой:



С фотоаппаратом:



Вариантов реализации бесконечное множество.

Долго выбирал вариант, и остановился на таких основных параметрах:

1. Использовать USB камеру разрешением не меньше 1600*1200. Хотя мнения и расходятся, кто-то кричит что 640*480 для 8мм пленки уже излишне, а кто-то доказывает ценность именно большого разрешения. Но выше чем 1600*1200 никто не делает и не советует.

2. Запись фото на ПК с последующей реставрацией и сборкой в видеоряд. Если со сборокой фотов в видео все просто — куча платных и бесплатных программ, то вот с реставрацией пока не разобрался.

3. Кинематику делать с протяжкой резиновыми роликами — так как перфорация у пленки местами не очень.

4. Позиционирование кадров выполнять по обратной стороне перфорации лазерным или фото-датчиком. Так как прямая сторона перфорации неизбежно повреждается грейферным механизмом — это одна из причин не использовать проектор, так как кадры могут недостаточно четко позиционироваться.

5. Синхронизацию с ПК делать с помощью ардуино. У ардуино уже есть USB порт, начнем с самого простого — имитация нажатия кнопки мышки.

6. Кадровое окно делать шире кадра или вообще отказаться от кадрового окна в классическом понимании. Это позволит избежать длительного висения в кадре волосков и пыли.

7. Делать очистку пленки от пыли липкими роликами.

8. Ну и поэкспериментировать с влажным сканированием, только пока не предполагаю где можно взять спец жидкости.

Для начала заказал и получил вот такую камеру:



Позволяет делать примерно такие фото:

Кнопка на трубке домашнего телефона:



10-и рублевая монета:



Думаю, для домашнего телекино вполне сгодится, начал думать над механикой.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (14)


  1. monah_tuk
    01.06.2017 07:16

    Мне кажется, или у этой камеры к краям кадра фокусировка хуже становится?


    1. Azya
      01.06.2017 10:39

      согласен, искажения по краям просто ужасные.


    1. alexhott
      01.06.2017 11:06

      Возможно, эта одна из недорогих моделей
      всего 3000р
      Может конечно кнопка не плоская и монетка под углом
      И это максимальное увеличение, для пленки увеличение будет немного меньше.


      1. EnigMan
        01.06.2017 16:38

        Еще и явные хроматические абберации ближе к краям.


    1. nikee
      01.06.2017 19:57

      На фотографии кнопки края размыты, на монете не так заметно но тоже есть.


  1. bzz11g
    01.06.2017 07:23

    А поделитесь названием камеры и/или ссылкой на покупку



  1. ru_vlad
    01.06.2017 08:06
    +1

    Кстати перед сканированием пленки ее желательно «размягчить» что бы не ломалось.
    Мы так делали когда 16мм перегоняли.


    1. alexhott
      01.06.2017 11:09

      У меня в квартире после отключения отопления влажность очень высокая уже месяц, доставал вчера пленки — не пересохшие. Видимо сами уже размягчились.


  1. dimonoid
    01.06.2017 11:09

    Микроскопом?


  1. Impuls
    01.06.2017 11:35

    XnConvert Программа для пакетной обработки изображений. Имеет кучу возможностей по обработке изображений. Думаю для постобработки полученных снимков Вам ее хватит


  1. alexhott
    01.06.2017 11:46

    Спасибо, ее тоже обязательно посмотрю.


  1. blackb2ron
    01.06.2017 19:55

    Недавно тоже занялся вопросом переноса пленки в цифру. Обычно, стараюсь самостоятельно реализовывать такие проекты. Одновременно и хобби и полезный опыт. Но после изучения вопроса понял, что для оцифровки имеющегося архива пленок (около 4 часов), проще найти исполнителя. Нашел частника, который оцифровывает по 50 руб./минута, без пост-обработки. Все затраты на оцифровку обошлись в 12 000 руб. (200$). Оцифровку делали на пониженной скорости 5-6 кадров/сек на доработанный импортный проектор с качественной оптикой объектив-в-объектив. Результатом в целом доволен.

    На мой взгляд, проблема оцифровки старых пленок не в оборудовании, а в самих пленках. Их качество за полвека успело сильно ухудшиться. Задача оцифровщика не испортить то, что есть. Например, для вышеприведенного ролика пришлось выкинуть около 60% материала — съемки в помещении без доп. освещения, некорректная проявка, обрывы пленки, немонтируемые 2 секундные отрывки и т.п.

    Но надо сказать, что даже примитивная перезапись со стены вызвала у старшего поколения бурю положительных эмоций.


  1. mirunn
    01.06.2017 19:55

    Я конкретно к оцифровке пленки отношения не имею, но долго занимался реставрацией результата.
    По пунктам:
    1. Разрешение зависит и от состояния пленки и от ее качества изначального. Скорее всего при увеличении разрешения выше 1000 пикселей в высоту разницы вы не почувствуете. Но бывают исключения — самые старые пленки были более качественны, но и оптика тогда была хуже.
    2. Самый человеческий вариант для сборки это VirtualDub — софт бесплатный, с огромным количеством плагинов и для реставрации в том числе. Также сразу будет проигрывать полученную секвенцию.
    3. Протяжка роликами особенно для старой пленки подходит плохо — из-за старения пленки она начинает скручиваться и делает это неравномерно, а при отсутствии жесткой фиксации она начинает елозить в гейте очень существенно. До кучи еще и поднимается и опускается.

    По остальным пунктам комментариев не имею :) Кроме как поддержать человека советовавшего пленку увлажнить :)