Первое июня — день рождения Гильдии вольных проектировщиков. В этот раз Гильдия собралась за круглым столом и обсудила работу проектировщика, профессиональные сложности и будущее профессии. Екатерина Малахова рассказала об основных моментах по итогам обсуждения — своего рода «правила жизни» проектировщиков.

image

Когда заходит речь о том, чем занимается проектировщик, возникает большая путаница с терминами. Аналитик, проектировщик, специалист по продукту, дизайнер продукта, UI/UX-дизайнер, бизнес-аналитик, системный аналитик, ИТ-архитектор — все эти должности могут подразумевать одни и те же функции.

О понимании проектирования и профессии проектировщика


Проектировщик — это тот, кто придумывает решение для задачи бизнеса с учетом технических ограничений, выдает результат на основе данных. В этом контексте очень сложно разделить роли аналитика и проектировщика, так как процесс выработки решений всегда включает два этапа: анализ имеющейся информации и дальнейший синтез.

UX-проектирование в целом — это не только про создание интерфейса и тому подобное, а про то, как сделать что-либо хорошо. Например, наладить работу государства — это тоже проектирование.

Татьяна Субботина, специалист по продукту в Notamedia и магистр Гильдии:
«Данные сами по себе не имеют никакого смысла, они собираются и анализируются с определенной целью. И аналитика без последующего проектирования тоже бессмысленна — так же, как проектирование, которое происходит без подтверждения данными: в итоге оно делается в стол».

Важный навык для развития в профессии — прежде всего, уметь проектировать собственную жизнь.

О работе над продуктом и профессиональной этике


Для проектировщика важно не только правильно понять задачу и решить ее в заданных рамках, но и не навредить при этом пользователю. Оптимальное решение стремится к балансу между выгодой для клиента и удобством для пользователя.

Ориентироваться на потребности пользователя советуют многие, но о выгоде для заказчика тоже не следует забывать.

Для цифрового продукта бывает сложно определить конечную точку готовности: в каком-то смысле он всегда «жив», в этом его преимущество и проблема одновременно. Тем не менее, стоит ориентироваться на конкретную цель: сколько людей пользуется продуктом и выполняет ли он поставленную задачу.

Чтобы избежать перфекционизма и в итоге выпустить работоспособный продукт, важно не бояться выпускать решения и апробировать их. Для этого потребуется трезво оценивать возможности и не скупиться на аналитику.

Татьяна Субботина, специалист по продукту в Notamedia и магистр Гильдии:
«Ошибки всегда случаются, и это ещё не говорит о неправильности подхода к работе в целом».

Люди доверяют продукту, когда чётко понимают конкретную пользу от него лично для себя. Правильное позиционирование и адекватная коммуникация с пользователями важны не меньше интерфейса.

О работе в команде


В различных компаниях работа над продуктом организована по-разному: функции проектировщика может выполнять и один специалист, и целая команда. Отдельной должности для этой роли может вовсе не быть — это не значит, что процесс построен неправильно.

Проектировщик занимается не только разработкой документации.

Важно уметь обосновать решение для клиента или работодателя с точки зрения выгоды для него самого: как предложенный вариант повысит доходы или сократит расходы компании.

Интерес со стороны исполнителя (коллеги-разработчика или вендора) к работе важен не меньше, чем интерес самого проектировщика.

Алексей Бородкин, глава Гильдии, директор по продуктам в Notamedia:
«Должно быть отчетливое желание приносить пользу — равнодушие разрушает весь процесс создания продукта».

При подготовке документации полезно формулировать задачи как можно более прямо и емко. Просто написать ТЗ мало: нужно подробно обсудить его с исполнителем и убедиться, что все задачи поняты правильно. Важно поддерживать постоянный контакт с командой и проверять, что все идет по плану, тогда недопонимания не возникает.

Подводя итоги


Хороший проектировщик всегда в первую очередь думает о пользе решения для всех сторон, которые оно затрагивает. Говорить со всей командой на одном языке и развиваться в профессии ему помогают наблюдательность, гибкость мышления и опыт коллег — та же Гильдия всегда готова им поделиться.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (6)


  1. frees2
    21.06.2017 14:52
    +1

    Зашёл посмотреть ваш дизайн.
    https://netology.ru/design/programs
    Повсеместно победил флат, из плоских элементов легче собирать действительность в мозгу. Особо при технической информации. См. тот же Microsoft или Гугл.
    Зачем у вас тени и объёмы? И почему всё дрыгается?


    1. netologyru
      21.06.2017 15:03
      -1

      Здравствуйте. Если бы я сама могла ответить на этот вопрос. Но мы — простые служащие, и нам неведомы мысли в голове дизайнера, как и его настроение, когда он придумывал сей дизайн.

      По поводу «дрыгается» — что вы имеете в виду? Чтобы я могла ответить и на этот вопрос :)


      1. frees2
        21.06.2017 16:38
        +1

        Входим, нажимаем проектирование интерфейсов — прыжок, нажимаем — начать обучение…


  1. uploadfor
    21.06.2017 20:50
    -1

    Я уже чувствую себя дизайнером: за год вышло столько статей на Хабре про UI/UX — про их общее и разное, про их комбинированное и раздельное использование, про их опыт и вред, про их ценность и бесполезность… Горшочек, не вари!


    1. uploadfor
      23.06.2017 19:59

      Кто со мной не согласен — давайте обсудим уже, наконец, что нам действительно нужно, не прячьтесь за минусами.

      Вот, примеры UX/UI-статей (это только навскидку за последние полгода, если поглубже покопать — примеров ещё больше будет):



      Вода, вода, вода. Нет, самих статей (особенно содержательных) должно быть много — с этим я согласен, ибо люблю учиться и читать, но помилуйте: регулярно (раз в месяц-два) поднимать тему UX/UI, либо начиная с самых азов (т.е. держа публику за каких-то рыбок с однодневной памятью), либо объясняясь какими-то абстрактными моделями, которые, судя по всему, и сам автор не понимает до конца — это разве нормально? :-/


      1. zahmTOD
        28.06.2017 23:49

        Вы правы. Само понятие UI/UX — это скорее маркетинговая уловка, чем что-то новое. Т.е. до этого это было проектирование интерфейсов, а потом ему дали новое определение, и понеслось: семинары, учебники, возникли внезапно всякие гуру и прочие. А по сути ничего нового, и сказать что-то значимое очень тяжело, так как все и так очевидно.