22 июня 2017 года в немецком городе Ротвайль (в 100 км к юго-востоку от Штуттгарта) состоялась необычная презентация. Международный конгломерат ThyssenKrupp представил изумлённой публике первый в мире лифт Multi без тросов. Движущийся по принципу маглева, этот лифт путешествует по этажам здания, а также по коридорам в горизонтальном направлении. Схема движения лифтовой системы Multi по зданию Tower of Light изображена слева.

Tower of Light — один из самых высоких небоскрёбов Германии, пишет Wired. Эта 246-метровая бетонная башня стоимостью €60 млн одновременно является тестовым полигоном для самых современных технологий лифтостроения. В ней изначально предусмотрено 12 шахт специально для испытания лифтов. Бетонное основание шахт специально укрепили, чтобы оно выдерживало свободное падение 40-тонных лифтовых кабин на скорости 160 км/ч.

Небоскрёб — детище архитекторов Гельмута Яна (Helmut Jahn) и Вернера Собека (Werner Sobek) — планируют открыть в июле 2017 года, а необычный лифт-маглев стал последним завершающим штрихом этого проекта. Три из 12-ти лифтовых шахт здания предназначены специально для испытаний Multi.

Инженеры ThyssenKrupp надеются, что инновационный лифт успешно проявит себя во время длительной эксплуатации, и тогда такими лифтами могут оснащаться и другие здания по всему миру. А это не просто удобство для пассажиров, это изменит сами принципы архитектуры зданий, ведь теперь архитекторы не будут ограничены вертикальной ориентацией лифтовых шахт, вокруг которых строилась вся остальная планировка. А если изменится облик небоскрёбов, то изменится и облик городов: вот так вот, благодаря новой конструкции лифта.



Если посмотреть на историю лифтов, то они с самого изобретения Архимедом всегда подвешивались на тросах. Современная версия лифта появилась с изобретением системы безопасного торможения (1854 год, изобретатель Элиша Отис) и после перехода с паровых котлов на электричество — в 1895 году, и до сих пор всегда использовались тросы.

Специалисты говорят, что лифтовая промышленность — очень интересный пример крайне консервативного рынка. На мировом рынке работает всего пять крупных компаний, и почти все они очень древние, настоящие динозавры. Это мировой лидер Otis, компанию основала семья того самого изобретателя Отиса. А также Schindler, Kone, Mitsubishi и ThyssenKrupp — относительный новичок, который начал производить лифты в 1954 году. Десятилетиями они делят рынок, практически не делая никаких технологических прорывов, лишь небольшие улучшения существующей технологии, созданной в 19 веке. Изобретение лифтов без тросов — настоящий технологический скачок, каких не было очень давно.

В лифте Multi установлены линейные двигатели, аналогичные тем, что работают в маглевах и поездах HyperLoop. На видео показано, как кабина двигается вдоль рельса, а на повороте рельс поворачивается на 90° — и лифт может сменить направление движения с вертикального на горизонтальное или наоборот. Поворот занимает несколько секунд, а максимальная скорость лифта составляет около 5 м/с. Это не очень много. Для сравнения, самый быстрый в мире лифт в Shanghai Tower развивает скорость 18 м/с (64 км/ч).


ThyssenKrupp впервые представила идею лифта Multi в 2014 году, вызвав у комментаторов смесь восхищения и скептицизма. Теперь, спустя три года, она провела первый публичный тест лифта без тросов — и доказала, что такое действительно возможно.

В видении ThyssenKrupp, в здании может быть довольно продвинутая система лифтовых шахт, с множеством ответвлений и поворотов. Программное обеспечение лифта будет планировать наиболее оптимальный маршрут, чтобы объехать скопление и доставить пассажира за кратчайшее время. Более того, в системе шахт могут курсировать не один, а несколько лифтовых кабин, которые будут координировать своё местоположение, чтобы их маршруты не пересекались.

Самое главное, что новая технология лифтов не имеет технологического ограничения тросовых лифтов на максимальную высоту. Известно, что трос не может быть длиннее примерно 500 метров, потому что он не выдерживает собственного веса. Таким образом, традиционные лифты не могут подниматься на большее расстояние, пассажирам приходится пересаживаться в другой лифт. У маглева нет такого ограничения. Теперь архитекторам не нужно учитывать эти нюансы при проектировании небоскрёбов, и они могут создавать здания более свободных форм.

Один немецкий застройщик OVG Real Estate уже согласился установить лифты с линейными моторами в своём новом здании — будущем здании East Side Tower в Берлине. Лифты Multi идеально подходят для небоскрёбов. Правда, вряд ли мы увидим большое количество таких лифтов в ближайшее время, потому что система Multi стоит примерно в пять раз дороже обычного лифта.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (131)


  1. iliabvf
    25.06.2017 07:47
    +1

    До этой статьи думал что ThyssenKrupp турецкая фирма, у нас в жилом комплексе построенном турками их лифты, ломаются постоянно, раз в неделю, машина тех.обслуживания тут постоянно находится.


    1. nmi77
      25.06.2017 10:02
      +7

      Крупп это наверное старейшее действующее немецкое металлургическое предприятие производящее оружейную сталь. Ему чуть ли не триста лет. Так сказать олицетворение немецкой военщины.


      1. iliabvf
        25.06.2017 11:29
        -2

        Ну я тут почитал, Thyssen Krupp появился только в 1999 г. после слияния Thyssen c Krupp, так что лифты у них плохие, тормознутые и не надежные.


        1. Dagnir
          25.06.2017 12:15
          +2

          Потрясающая логическая цепочка.

          Что касается дат, то даже в статье сказано, что лифты какая-то из частей корпорации делала с 1954. А обе корпорации основаны ещё в 19 веке (Krupp — первый бизнес с 1810, Thyssen — 1891).


          1. iliabvf
            25.06.2017 15:20
            -2

            Причем тут логика? я не вдавался в продробности о компании Krupp, тем не менее Schindler хорошие лифты, Krupp отстойные, т.к. часто ломаются, зависают, будь хоть она основана в эру динозавров.


            1. ClearAirTurbulence
              25.06.2017 23:29
              +3

              Вам не приходило в голову, что на надёжность лифтов могут влиять следующие факторы:
              — стоимость лифта: все крупные фирмы поставляют лифты как для массового рынка, так и для более взыскательных потребителей. К примеру, в нашей 16-этажке лифты Otis — дешевые куски железа, и тоже часто ломаются; но можете быть уверены, что в Бурдж Халифа лифты производства той же самой фирмы выглядят и работают несколько иначе. You get what you pay for.
              — качество установки и обслуживания: можете быть уверены, что установка и обслуживание даже одних и тех же лифтов в РФ и в развитых странах осуществляется несколько по-разному.

              Кроме того, ваш пример ни о чём не говорит: в соседнем ТЦ стоит дешевый лифт Schindler (сужу по толщине и хлипкости декоративных панелей и кнопок), он точно так же регулярно out of service.


              1. iliabvf
                26.06.2017 00:40

                т.е. вы хотите сказать, что качество разных продуктов одной фирмы зависит от цены? Это значит что Intel Pentium должен быть хуже Core i7, BMW 3 должна быть хуже BMW 7 и т.д.

                Если и Шиндлер ломаются так же часто, тогда действительно консерватизм и монополия на лицо? либо это связано со сложным устройство лифтов, хотя это странно.

                Кстати модель, которая установлена в нашем доме выглядит прилично, все толстое, ничего не сломано и отделка на совесть, но вот ломаются часто во всех домах комплекса.


                1. DrPass
                  26.06.2017 03:09
                  +1

                  т.е. вы хотите сказать, что качество разных продуктов одной фирмы зависит от цены? Это значит что Intel Pentium должен быть хуже Core i7, BMW 3 должна быть хуже BMW 7 и т.д.

                  Вы считаете, что у предприятий нет возможности самостоятельно решать, поддерживать им одинаковый или разный уровень качества для линеек продукции преимум класса, и, например, бюджетного класса?
                  Естественно, если предприятие так решило, качество будет разным. В бюджетном сегменте могут применяться более дешевые материалы с меньшим ресурсом, упрощённый ОТК и т.д. Примеров навалом, от бытовой техники до продуктов питания.


                  1. iliabvf
                    26.06.2017 03:45

                    Думаю что для бюджетных решений предприятие может открыть фабрику в Китае или Польше или отдать на аутсорсинг некоторые операции или заказывать детали у третьей стороны, или в конце конов отдать франчайзи торговую марку, но чтобы одно предприятие в Германии выпускали одну модель лифта без проблем, а вторую с заводским браком мне кажется маловероятным.


                    1. DrPass
                      26.06.2017 11:31
                      +1

                      Думаю что для бюджетных решений предприятие может открыть фабрику в Китае

                      Ну так они в массе своей и так и бюджетные, и небюджетные решения делают в Китае и прочих «аутсорсинговых» странах. Тот же Шиндлер имеет штаб-квартиру в Швейцарии, а заводы у него и в Китае, и в Бразилии, и в США. И на всех лифтах написано «Schindler».


                  1. swelf
                    26.06.2017 14:39

                    Вы считаете, что у предприятий нет возможности самостоятельно решать, поддерживать им одинаковый или разный уровень качества для линеек продукции преимум класса, и, например, бюджетного класса?

                    конечно нет, что за бред портить премиальный бренд низкосотрным ширпотребом, если производитель захочет выйти в эконом сегмент, то скорее всего запустит отдельный брэнд, что как я понимаю с лифтами не проиходит.


                    1. ClearAirTurbulence
                      29.06.2017 20:39
                      -1

                      Если вы правы, и тогда лифты Otis в моей панельной 16-этажке должны быть аналогичного качества лифтам Otis в Бурдж Халифе. Однако они являются именно ширпотребом, и тем не менее выпускаются под тем же самым брендом.

                      Простая аналогия — производители корпусов для ПК. Даже именитые производители производят как High-end линейки с толстой сталью, хорошим кабель-менеджментом и кучей опций, и дешевые жестяные ящики, лишь немногим лучшие, чем китайский ноунейм. Опять же, под одним и тем же брендом. Их репутация от этого не страдает, т.к. сегменты изолированы друг от друга и не пересекаются.


                1. AmberSP
                  27.06.2017 13:41

                  >Это значит что Intel Pentium должен быть хуже Core i7, BMW 3 должна быть хуже BMW 7 и т.д.

                  Да, и Mersedes C-Klasse гораздо хуже во всём, чем E-Klasse.


                  1. iliabvf
                    28.06.2017 15:01

                    Речь идет о качестве, а не опциях, размере мотора, кузова и т.д. Вы же не сломаетесь на новом Мерседесе C-Klass после скажем 10000 км, а на E-Kass будете ездить миллион километров?


                    1. AmberSP
                      28.06.2017 15:25

                      И я о качестве. Качество отделки салона, качество сидений, зазорах в прочем.
                      И да, сломаюсь после 10к км.

                      Поговорка «мерседес начинается с ешки» не просто так возникла.

                      Ваша логика вполне понятна — не портить бренд, запустить другой.
                      Но у некоторых производителей есть и другая логика. «Наплевать». «У нас есть деление по под-брендам. Общий бренд будет работать на рекламу дешёвых, а покупателям S-класса на Ашки наплевать». И прочее, прочее, прочее.

                      Люди разные, думают по-разному.


    1. alek0585
      26.06.2017 01:01
      -1

      Это семейство некоторое время неплохо поддерживало нацистов.


      1. we1
        26.06.2017 17:04
        +2

        Это примерно как сейчас ваше семейство неплохо поддерживает путинистов. Налоги выбивают хоть как.


        1. alek0585
          29.06.2017 23:17
          -1

          Мое семейство не тратит миллионы на заводы с бесплатной рабочей силой. Так что не надо врать публично.


  1. Mihrutkin
    25.06.2017 07:58
    -3

    Технологически дорого, а значит неконкурентоспособно


    1. igruh
      25.06.2017 09:02
      +4

      Да ну? И яхты за миллиард не продаются, потому что надувные лодки дешевле в десять миллионов раз? Люди, обладающие ресурсами, либо тратят их на помощь другим людям (меньшинство), либо всеми силами пытаются намекнуть на свою эксклюзивность.


      1. maxpsyhos
        25.06.2017 10:29
        -2

        Ну, если сравнить объёмы продаж яхт и резиновых лодок (хоть в штуках, хоть в деньгах), то да, яхты продаются так себе.
        Десяток другой миллиардеров в свой персональный небоскрёб может и поставят такие лифты, но вам-то с этого что? Для массового внедрения оно всё равно так и останется «Технологически дорого, а значит неконкурентоспособно».


        1. igruh
          25.06.2017 10:55
          +5

          Конкурентноспособность подразумевает одинаковую целевую нишу — сравнивать надо несколько производителей люксовых лифтов/офисов/апартаментов. Вы же говорите, что ювелиры обанкротятся, а продавцы риса их выдавят за счёт на порядки большей клиентуры.

          но вам-то с этого что?
          Никогда не понимал людей, задающих этот вопрос.


        1. terra-slav
          29.06.2017 23:49

          Вам не кажется, что любая востребованность приводит к технологическим усовершенствованиям, удешевлению процесса производства, и как следствие увеличению доступности?


        1. NikRag
          30.06.2017 15:00
          +1

          но вам-то с этого что?

          Нам с вами — плавное повышение технологического уровня быта.
          От того, что когда-то запустили ракеты, в т.ч. и с человеком в космос, мы в конечном итоге имеем более безопасную авиацию. Да и развитие микроэлектроники тоже неслабо на этом завязано.
          Чувствую себя капитаном.


    1. VaKonS
      25.06.2017 17:02
      +1

      Если отпадает необходимость тросов, то может быть и конкурентоспособно. Как минимум, уже не требуется несколько шахт, каждая со своей лифтовой.
      А при определённой конструкции шахт («змейкой») в принципе исключается возможность падения лифта со смертельно опасной высоты.


      1. bak
        25.06.2017 23:23

        Только вот подниматься с такой конструкцией будет не очень быстро.


        1. VaKonS
          26.06.2017 13:37
          +1

          Да ещё и укачивать будет. Можно сделать «змейкой» сам двигатель, а не шахту. Две маленькие зеркальные «лесенки» вместо одной «большой» решат проблему «болтанки». И если получится сделать спиральное движение, то оно будет плавным, и скорость может быть выше, по идее.

          Только такой вариант получится сложным и, скорее всего, ненадёжным.


          1. LynXzp
            26.06.2017 18:44

            Не обязательно двигать подъемный механизм змейкой, достаточно стоповые ограничители. В принципе это возможно и в лифте с тросом.


            1. VaKonS
              26.06.2017 22:37

              Да в таком варианте шахта всё равно прямая получается, так что возможность падения при поломке остаётся, преимущество перед тросовой схемой пропадает.

              Значит, всё-таки шахта.


              1. LynXzp
                26.06.2017 22:55
                +1

                А так ли часто происходят аварии чтобы принимать такие меры предосторожности? Может из-за получасового спускания по такому лифту люди начнут больше спешить на дорогах и смертность только увеличится. А еще я бы назвал дополнительный стресс от такой поездки.


                1. dimm_ddr
                  27.06.2017 09:40

                  А нельзя сделать некий компромисс — шахту не с прямыми углами, а волной. С одной стороны не нужно полностью гасить вертикальную скорость и можно сильнее разогнаться, с другой, при отказе всех систем скорость будет ощутимо меньше. Насколько меньше зависит, конечно от конкретной реализации, да и делать такую шахту будет дороже обоих вариантов, но уж если ставить целью сохранить вменяемую скорость и предотвратить смерти от аварий одновременно, то может сработать. Или я что-то упускаю?


                  1. DrPass
                    27.06.2017 11:54
                    -1

                    Или я что-то упускаю?

                    Ну а насколько можно было бы изогнуть шахту? Даже если будет уклон 30 градусов, то это все равно недостаточно, чтобы погасить скорость до сколько-нибудь безопасной. Учитывая, что там же все равно будет не трение, а легкое скольжение по направляющим.
                    В случае данной конструкции, как мне кажется, нет необходимости что-то делать с шахтой. Лифт же все равно не в «свободном плавании», а движется по жесткому рельсу. Поэтому вполне можно сделать независимую механическую систему безопасности, которая будет тормозить на рельсе или в шахте при превышении скорости движения вниз. Это может быть противовес на пружине под кабиной, например. При движении вниз пружина будет сжиматься, и чем быстрее, тем сильнее сжатие. И на каком-то уровне сжатия должны выдвигаться тормоза. Или сделать шкив с генератором, который бы контактировал с рельсом и вращался от движения лифта, а при достижении определённой мощности генератор включал бы электромагнит, также выдвигающий тормоза. Это то, что сходу в голову пришло, т.е. можно придумать много работающих вариантов на достаточно надежных технологиях начала ХХ века.


      1. lolhunter
        26.06.2017 14:52

        Как мне видится главная проблема тут — примерно в 10 раз выше затраты энергии. Все остальное в принципе фигня.
        Лифт с тросом имеет противовес, который уравновешивает лифт и часть полезной нагрузки. Так что фактически, в зависимости от конфигурации, лебедка поднимает или всю полезную нагрузку, или часть.
        Конечно частично можно решить рекуперацией на спуске, но не думаю что получится хотя бы в 2 раза больше.


        1. VaKonS
          26.06.2017 23:47

          Кстати, такую схему «змейкой» можно ведь и с тросом сделать – если в площадках "змейки" сделать щель, в которую пропустить трос.
          Т. е. подъём обычным противовесом, плюс сдвиг вправо-влево дополнительным двигателем – у него мощность большая не нужна, так как он просто отклоняет при движении виснущую на тросе кабину.
          А при остановке кабина встаёт на площадку с дверьми.

          Получится и экономичность, и невозможность разбиться / покалечиться из-за сдвинувшейся кабины.
          Хотя всё равно останется замедление из-за горизонтальных сдвигов.


      1. Olorin111
        26.06.2017 15:59

        Это да. Интересно, как будет решаться проблема коллизий.


  1. psycho_zs
    25.06.2017 08:31
    +19

    Бетонное основание шахт специально укрепили, чтобы оно выдерживало свободное падение 40-тонных лифтовых кабин на скорости 160 км/ч.

    Внушает пару-другую тонн оптимизма, хорошо внушает.


    1. susnake
      25.06.2017 09:23

      И? В чем проблема? Скорей всего проводят тесты лифтов на падение.


      1. psycho_zs
        25.06.2017 09:32
        +8

        Скорее всего. Но ни в статье, ни в видео не говорится ничего про систему безопасности.
        Если мне не изменяет память, у классических лифтов были большие проблемы на коммерческом фронте пока не изобрели аварийный тормоз.
        А этот лифт имеет на порядок более сложный боковой односторонний подвес, части которого еще и вращаются на поворотах. Придумали ли для него аварийный механизм на случай если он соскочит с рельсов?


        1. Andy_Big
          25.06.2017 10:49
          +6

          По видео похоже, что тут используются профильные рельсы, как в станках. Соскочить с таких практически нереально. А вот на случай отключения двигателя защиту предусмотреть нужно. Но я не думаю, что в ThyssenKrupp работают инженеры-дилетанты :)


          1. IvanTamerlan
            25.06.2017 16:15
            +1

            Меня больше пугает соскок на поворотах. Например, когда поворотная рельса стоит вертикально, а лифт подъезжает по горизонтальной рельсе. Или лифт сверху, а поворотная рельса стоит горизонтально. Любая проблема (ошибка ПО, проблемы с электроэнергией) и все, прилетели.


            1. Andy_Big
              25.06.2017 16:50

              Уверен, что на разные там не ограничились лишь электроникой. Наверняка имеется и механическая защита от разных случайностей.


            1. we1
              26.06.2017 19:07
              -1

              Думаете самый обычный лифтовый тормоз, который сейчас используется на этот установить нельзя?


              1. mayorovp
                27.06.2017 12:41

                Так в том-то и дело, что самый обычный лифтовой тормоз от этой ситуации не защищает.


            1. DrPass
              27.06.2017 18:16
              +2

              Чтобы этого избежать, нужно, чтобы поворотный круг имел высокий борт везде, кроме места, где стыкуются рельсы. Тогда если он будет повернут к лифту неправильной стороной, борт будет закрывать края горизонтальной рельсы, и лифт просто упрётся в него, и не соскочит. И естественно, нужен какой-то пружинный блок для более-менее плавного торможения.


  1. shogunkub
    25.06.2017 08:32
    +11

    1. CrazyRoot
      25.06.2017 09:48
      +3

      Угу, сначала куб, а потом и платформу из «Автостопом по галактике»


    1. pestilent
      25.06.2017 21:54

      Что-то все «Куб» вспоминают, а я «Золотую цепь» Грина вспомнил. Хотя не удивлюсь, если и до него у кого-нибудь были такие идеи.


    1. Don_Koton
      26.06.2017 09:03

      А мне напомнил лифт из «Чарли и шоколадная фабрика». Там как раз была фраза: «Это обычные лифты только вверх и вниз могут двигаться, этот лифт двигается как угодно»


  1. lash05
    25.06.2017 08:34
    +4

    в системе шахт могут курсировать не один, а несколько лифтовых кабин, которые будут координировать своё местоположение, чтобы их маршруты не пересекались
    — хакеры поиграют в бродилки…


    1. spc
      25.06.2017 22:33
      +2

      image


  1. CrazyRoot
    25.06.2017 08:39
    +6

    Бетонное основание шахт специально укрепили, чтобы оно выдерживало свободное падение 40-тонных лифтовых кабин на скорости 160 км/ч.


    40 тонная лифтовая кабина?
    Лифты случаем в метро не оказываются?


    1. IvanTamerlan
      25.06.2017 16:16
      +1

      Они его сами копают!


  1. EndUser
    25.06.2017 08:52

    Бетонное основание шахт специально укрепили, чтобы оно выдерживало свободное падение 40-тонных лифтовых кабин на скорости 160 км/ч.

    Такое ощущение, что с мясом внутри.
    Можно было бы и не делать именно эдакого резервирования, это ИМХО просто не этично.


    1. hardegor
      25.06.2017 09:21
      +3

      Лучше перебдеть, чем недобдеть.


    1. Klepus
      25.06.2017 11:16
      +4

      Лучше пусть просто рухнет кабина с мясом внутри, чем вслед за ней целое здание :)


      1. EndUser
        25.06.2017 11:40
        +1

        Здание-то не рухнет, так как не базируется на лифте. Или базируется?
        Мне видится реклама «вы входите в лифт, который вмажется на 160км/ч, но нам (не вам) хоть бы хны — гарантируем!»


        1. CaptainFlint
          25.06.2017 13:21

          То есть, по-вашему, и защиту АЭС от прямого попадания самолёта прорабатывать неэтично?


          1. EndUser
            25.06.2017 13:22

            Это как следует?


            1. CaptainFlint
              25.06.2017 15:09
              +1

              Ну как же, типа пилотов/пассажиров не жалко, главное, чтоб АЭС не рванула.


              1. EndUser
                25.06.2017 15:31
                +2

                Эвона как вы шутку въедливо обратили в занудство.

                Отвечаю:

                Обсуждаемое здание — офисного типа с доступом в оное произвольных гражданских, и главную ценность (или стоимость ущерба) составляют именно эти произвольные гражданские.

                Поэтому здание общего доступа нигде не должно конструкционно подразумевать принесение этих гражданских в жертву.

                В разумных пределах, конечно, с исключением единичных дебилов, которые ухитрятся недокументированными методами выпрыгнуть из окна (или в шахту), замкнуть собой электропитание, утопиться в раковине, удавиться дверью или даже разбить голову об опору подземного гаража.

                Значит системы здания должны предусматривать невозможность использования лифта смертниками, вместо того, чтобы предусматривать возможность использования лифта смертниками.

                В противоположность, АЭС является специальным зданием, закрытым от произвольных гражданских, и главную ценность (в смысле стоимости ущерба) представляет выброс вредных веществ за защитный периметр. При этом очевидно, что потенциальное количество жертв при сбое в этом специальном здании превышает таковое при втыкании рейсового авиалайнера куда бы то ни было (даже в полный стадион). Поэтому специальное здание вроде АЭС (или, например, химзавода) желательно иметь самолётонепроницаемым.

                А вы, случайно не намекаете на то, что стадион, его трибуны, должны быть достаточно прочны, чтобы крыша раздавила зрителей гарантировано, без падения трибун?


                1. sasha1024
                  25.06.2017 21:49

                  Лучше перебдеть, чем недобдеть.


                1. wuxerd
                  26.06.2017 09:05
                  +1

                  Значит системы здания должны предусматривать невозможность использования лифта смертниками, вместо того, чтобы предусматривать возможность использования лифта смертниками.

                  Во-первых, на смертниках свет клином не сошёлся, как-то всегда и без них в мире проблем хватало, в т. ч. случайных или по глупости. Во-вторых, ничто скорее всего невозможно предусмотреть на 100%, раз в год и палка стреляет. В-третьих, предусмотрение проблемы B, которая может быть вызвана событием A, не исключает возможности и необходимости предусмотрения снижения вероятности события A до минимума. Но если A несмотря ни на что всё-таки произойдёт, то 2 проблемы хуже чем 1 проблема, тем более если вторая сопоставима или ещё масштабней первой по количеству возможных жертв. Надеяться на лучшее не рассчитывая на худшее — весьма сомнительная стратегия поведения. Не знаю как ещё понятней это объяснить.

                  А чём заключалась шутка, о которой Вы упомянули в начале, если не секрет?


        1. artskep
          25.06.2017 15:29
          +4

          Здание не базируется на лифте, но базируется на фундаменте.
          Если падение лифта может повредить фундамент (а куда еще лифту падать, как не в него), то это очень печально в не зависимости от судьбы тех, кто был в лифте.
          Возможно (хоть и не гарантировано), что укрепление основания шахты сделано именно ради этого.


    1. Falcon_peregrinus
      25.06.2017 15:56
      +3

      Написано, что для тестирования.


      The CEO of ThyssenKrupp's elevator division ordered the construction of the tower in 2015 to test the company’s new lifts, even, when necessary, to the point of destruction. The bottom is reinforced to take the impact of an entire lift cab free-falling at terminal velocity, up to a maximum of 40 tonnes travelling 160kph.

      Ну то есть, чтобы не сломать во время тестирования всё здание. Система безопасности же должна быть, это всё же другой вопрос.


    1. yasergey
      26.06.2017 12:44
      +3

      Это здание, Schierenbeck's tower, предназначено именно для испытания лифтов. Поэтому и такие предосторожности, скорее всего там специально кабины роняют. Из гражданских там конференц-зал, смотровая площадка и вроде все.


  1. kjl
    25.06.2017 08:59

    Давно читал про гидравлические лифты. Писали что есть таккие в Москве, так, что не только троссами.


    1. kvazimoda24
      25.06.2017 09:25

      Сам ездил на нескольких гидравлических лифтах. Кабина там так же висит на тросе. Только вместо того, чтобы мотором этот трос крутить, в гидравлическом лифте один конец троса прикреплён к первому этажу, затем трос перекинут через гидравлический цилиндр, и второй конец троса прикреплён к кабине лифта. Соответственно, когда гидроцилиндр выдвигается, он натягивает трос, что заставляет кабину подниматься.


      1. nommoke
        25.06.2017 13:08

        Бывают и лифты стоящие на самом цилиндре. Видел максимум на 2-3 этажа, очень медленные. Но зато лифт может приезжать прямо под потолок, и над ним не нужно машинное помещение.


        1. maxpsyhos
          25.06.2017 14:59

          Зато нужно под ним, причём во всю высоту цилиндра.


          1. solariserj
            25.06.2017 15:12

            Почему во всю длину? Ведь они телескопические.


            1. IvanTamerlan
              25.06.2017 16:22

              но есть минимальная длина цилинда, т.е. где будет хранится сложенная версия. Она же не будет обращаться в 0 или уходить в подпространство?


              1. LynXzp
                26.06.2017 18:51

                В сложенном виде занимает высоту кабины, как раз 2-3 этажа максимум в разложенном.


        1. kvazimoda24
          26.06.2017 01:15

          Те, что я видел, у них гидравлика сбоку находится, соответственно, под лифтовой кабиной и над ней используется минимальное пространство. Над лифтом занято немного места механизмом открытия дверей, снизу — какие-то пружины, уж не знаю, зачем они нужны, но есть у всех лифтов.


  1. omkh
    25.06.2017 09:29
    +1

    Что-то вдруг фильм «Куб» вспомнился.


  1. CrazyRoot
    25.06.2017 10:13

    Застройщики негодуют.
    Мало того что обычный лифт съедал законные метры, которые можно было продать, так теперь еще и в горизонтальной плоскости для лифта придется метры выкинуть. Сплошные убытки.


    1. susnake
      25.06.2017 10:59
      +7

      Застройщики негодуют.

      Пусть телепорты изобретают


    1. Color
      25.06.2017 15:56
      +3

      так теперь еще и в горизонтальной плоскости для лифта придется метры выкинуть

      Ну это пока лифт по ней едет. В остальное время — пожалуйста. Как во всяких Тайландах (https://youtu.be/Dsi_ItK-j30 — тысячи их)


      1. Halt
        26.06.2017 12:49
        -1

        Прекрасно. То есть все субстанции из туалета поезда льются аккурат на фрукты-овощи на прилавках.


        1. DrPass
          26.06.2017 13:46
          +3

          То есть все субстанции из туалета поезда льются

          Эта особенность присуща сугубо отечественным железным дорогам. Даже в Таиланде уже давно освоили вакуумные туалеты.


    1. SinsI
      25.06.2017 16:03
      +1

      Там как раз смысл в том, чтобы несколько лифтов использовали одну лифтовую шахту, вместо того, чтобы выделять место на отдельную шахту каждому.
      Т.е. наоборот, в метрах — большая экономия, а застройщики — в восторге.


      1. swelf
        25.06.2017 18:38

        если я в нижнем лифте, а надо мне на верхний этаж, и обратная ситуация с верхним лифтом? по кругу лифт пускать?


        1. swelf
          25.06.2017 19:06

          Хотя, если есть 2 шахты, движение можно сделать односторонним, и при достаточно частых переходах из одной в другую можно много лифтов запихнуть в небоскребе.


          1. impetus
            26.06.2017 09:14

            Вы почти изобрели «PaterNoster»


  1. Valerij56
    25.06.2017 10:21
    -1

    Между прочим, хороший лифт для системы тоннелей Маска получился.


  1. PlayTime
    25.06.2017 10:27
    +6

    Почитал статью, почитал коменты.
    Но собственно никто не заикнулся про то что в обычных лифтах есть противовесы. А тут получается ему нужно все время таскать всю свою масу туда-сюда.


    1. Ruslikk
      25.06.2017 11:16

      Наверно, моторы могут работать как генераторы по пути вниз, так что в сумме он должен тратить не больше, чем обычный.
      Кстати про моторы, непонятно, как к ним подводится электричество. Какой-то скользящий контакт?


    1. DrPass
      25.06.2017 11:48
      +2

      Вот я как раз хотел заикнуться. Эта штука не только намного сложнее и дороже обычного лифта, она ещё и намного более энергозатратна. Всё-таки одно дело тащить 80 кг вверх-вниз, и другое дело — три сотни килограмм кабины даже на холостом ходу. И никакая рекуперация не спасёт.
      Наконец, непонятно, как у этого лифта будет работать удержание на нужном этаже. Тоже на магните?


      1. DIHALT
        25.06.2017 13:36
        +1

        Тормозными колодками скорей всего


    1. pulsatrix
      25.06.2017 12:00

      Ну дак едет вверх — тратит энергию, вниз — отдает обратно. По горизонтали: разгоняется — тратит, тормозит — отдает. Все счастливы.


      1. DrPass
        25.06.2017 13:03
        +3

        Ну дак едет вверх — тратит энергию, вниз — отдает обратно.

        КПД рекуперации в идеальном случае и до 50% не дотянешь. Для счастья этого не хватит.


    1. artskep
      25.06.2017 14:39
      -1

      Тут вопрос стоимости лепестричества против стоимости строительства еще одной шахты лифта (насколько я понял из видео, они за счет горизонтальных участков хотят уменьшить количество места под шахты, а стоимость этого места в небоскребах, я полагаю, очень нехилая).
      Не уверен, но полагаю, что при определенной этажности (и относительно низкой цены лепестричества) отсутствие противовеса может быть не так актуально…

      В любом случае — надо будет поглядеть, как это пойдет в жизни… Может быть и останется одним прототипом.


    1. kahi4
      25.06.2017 23:05

      Я не исключаю, что забыл школьную программу физики, но вроде как при плотности 7,000 кг / м3 тридцать метров тросса с диаметром сечения в 10 см весит всего то каких-то полторы тонны. И их вроде как даже два. И их еще как-то нужно поднять, когда лифт на первом этаже, либо же на последнем.


      1. PlayTime
        25.06.2017 23:13

        Диаметр сечения в 10см? Такие для лифтов не используют. Наверно гдето в мостостроении.
        В лифта есть противовес. И энергию нужно тратить только на подъем груза + компенсация силы трения.


        1. kahi4
          25.06.2017 23:28
          +1

          Хм, да, действительно, что-то я сильно напутал. Вообще согласно таблицам отсюда http://www.metizorel.ru/kanat3077.html канат хоть и весит заметно, но не так уж и критично. Хотя для 30 метров в три каната их масса будет, согласно таблицы, для диаметра 16 мм 90 кг. Так, вопрос снимается, я сильно переоценил массу каната. Что-то на моей памяти даже 5 метров каната еле утащишь, а тут 30 метров всего 30 кг весят, да это еще и с запасом, видимо, я какие-то другие канаты таскал.


  1. NeoCode
    25.06.2017 11:00
    +1

    Интересно, сколько такой лифт будет потреблять электроэнергии?


  1. stepmex
    25.06.2017 11:16
    +1

    Технология турболифтов из звёздного пути наконец-то приходит в массы. =)


    1. Uirandir
      25.06.2017 12:16

      Да-да, я тоже о турболифтах из ST подумал. Ну надо же с чего-то начинать. Сегодня турболифты, завтра варп-двигатель.


      1. p_fox
        25.06.2017 18:03

        Над варп-двигателем НАСА уже работает.


      1. Alexsandr_SE
        25.06.2017 23:08
        -1

        Варп двигатель вроде бы тоже проверяют на реальность, когда-то новости были такие, но каков результат не в курсе.


  1. Adokelv
    25.06.2017 12:21

    Хотелось бы покататься на таком лифте, интересная идея


  1. martovskiy
    25.06.2017 12:41

    Новая версия старой идеи: https://youtu.be/7pXSSLZpdW4


    1. pOmelchenko
      25.06.2017 17:55
      +1

      Это же Blackmesa?


  1. REPISOT
    25.06.2017 13:02
    +5

    На мировом рынке работает всего пять крупных компаний

    А как же «Могилёвлифтмаш»?


    1. alexws54tk
      25.06.2017 21:56
      +5

      Ещё забыли «Щербинский лифтостроительный» же.


    1. alek0585
      26.06.2017 01:17

      Мне у них больше всего нравится изображение птицы. Это намек, наверное, на путь в небо.
      image


      1. artoym
        26.06.2017 10:42

        Белорусы же, фактически национальный символ.


      1. dimm_ddr
        26.06.2017 12:17
        -2

        В этом плане мне у них гораздо больше нравится название. Очень интересный выбор города для производства металлических коробок.


  1. pulsatrix
    25.06.2017 13:17

    Кстати, на счет безопасности — вот как они будут падать:
    https://www.wimp.com/magnet-in-a-copper-pipe/
    Медленно и печально.
    А тут объяснение:
    https://en.wikipedia.org/wiki/Eddy_current_brake


    1. juray
      25.06.2017 13:26

      Ну так это постоянный магнит. А в лифте скорее всего, электромагниты будут — постоянный нужной мощи это та еще задачка. То есть, электричество отключается и ой. Надо ловить классической механикой.


      1. artskep
        25.06.2017 14:52

        ЕМНИП можно и без постоянных магнитов сделать. Поезда реостатами тормозят вполне.
        Вопрос в другом, что для безопасности чисто механическую систему будут использовать все равно. Как и сейчас на случай обрыва троса.


      1. p_fox
        25.06.2017 18:06
        +1

        «То есть, электричество отключается и ой. „
        А аккумуляторы? Небольшая батарея, которой хватит, чтобы лифт спустился на 1 этаж.


        1. ximaera
          26.06.2017 03:40
          +3

          Мне нравится, как в комментариях пытаются за 5 минут воспроизвести многолетнюю работу инженеров из ThyssenKrupp.


  1. seri0shka
    25.06.2017 14:33
    +3

    С правильными направляющими вполне можно на элементной базе 1900 года сделать лифт без троса и движущийся по двум осям. Но у него будет тот же минус, от которого так и не избавились,- неюбходимость перемещать всегда всю массу лифта с грузом (нет противовеса), ну и как-то нужно передавать энергию двигателю, который должен перемещаться вместе с лифтом. Трос просто довольно недорогое и надёжное решение по сравнению с остальными вариантами.

    Примерно так.
    </image
    image>


    1. VioletGiraffe
      25.06.2017 19:17

      Рекуперация не решит проблему расхода энергии из-за отсутствия противовеса?


      1. juray
        25.06.2017 19:40

        Так ведь возникает не только вопрос расхода энергии, но и тяговооруженности. Без противовеса двигатель нужен с тягой на полный вес (с противовесом — достаточно на разницу). А с ростом мощности двигателя растут и сопутствующие конструктивно-технические проблемы.
        Например — надо подводить больший ток, (а значит закладывать тоководы большего сечения), обеспечивать отвод тепла и т.п.
        Всё это решаемо, конечно, но…


      1. seri0shka
        26.06.2017 18:53

        Рекуперация не панацея.

        И вот почему.
        </Она может помочь только там, где хороший кпд системы в целом (а не двигателя). Представьте, кабина получила при опускании за счёт рекуперации энергии в количестве 100 «условных попугаев», сумела сохранить 70, потом потратить их на подъём, при этом обратно в энергию подъёма превратится только 0,7х70=49 «попугаев», то есть меньше половины. И это при кпд системы в 0,7, который практически не достижим в реальных условиях (кпд только самого электродвигателя около 0,8, плюс потери на трение в направляющих, подшипниках, и шестернях). Теперь представьте, что кпд не 0,7, а 0,3 к примеру (напоминаю, это именно кпд системы в целом, так что и это немало), тогда обратно сможете получить 0,3х70=21 (из полученных 100).>
        Обычный железный противовес массой чуть менее массы кабины избавляет от этой проблемы.


  1. lasc
    26.06.2017 07:16

    «Известно, что трос не может быть длиннее примерно 500 метров, потому что он не выдерживает собственного веса.» это не совсем верный перевод фразы
    Standard rope and pulley lifts today can only rise to a maximum of around 500 metres.


  1. minusnaminus
    26.06.2017 09:02

    А это не просто удобство для пассажиров, это изменит сами принципы архитектуры зданий, ведь теперь архитекторы не будут ограничены вертикальной ориентацией лифтовых шахт, вокруг которых строилась вся остальная планировка.

    Осталось только обойти ограничение вертикальной ориентации зданий: стоимость земли, «транспортное удобство» (один вход и один лифт для всех, против многоподъездности и хождения по коридорам), инсоляцию (больше этажей, больше окон, больше света), саму идею постройки этажных зданий (получение новых пространств), эстетику высотной архитектуры как доказательство превосходства (и отличия) человека над природой.


  1. unwrecker
    26.06.2017 09:16
    +3

    Ааааа! Первая страшилка про лифты из снов обретает реальность! Хоть бы до второй (выезд выше крыши на маленькой раскачивающейся платформе) не дошли.


  1. yasergey
    26.06.2017 11:23

    Просмотрел видео два раза, перечитал оригинальную статью в Wired. Так и не понял, где там применяется магнитная левитация? Двигатель скорее всего закреплен на кабине, как к ней подводится электричество? Как вообще при движении кабины вверх образуется достаточное трение приводящих элементов конструкции к рельсу?


    1. yasergey
      26.06.2017 16:21
      +1

      Вроде дошло. Никакой магнитной левитации нет. Речь идет о том, что линейный электродвигатель, применяемый в этом лифте, аналогичен применяемым в дорогах на магнитной подушку. Это кстати снимает проблему подвода электричества к кабине, на ней может быть постоянный магнит, а двигать кабину будет бегущее магнитное поле, «движущееся» вдоль направляющих.


      1. DrPass
        26.06.2017 17:38
        +2

        Это кстати снимает проблему подвода электричества к кабине

        Да, если у разработчиков будет желание создать кабину без освещения и вентиляции.


        1. yasergey
          26.06.2017 17:40

          А вот об этом то я и не подумал :) Ну ладно, скажем так, снимает вопрос подвода большой мощности к кабине.


  1. yasergey
    26.06.2017 12:14

    Кстати название статьи немного некорректно, лифтами без тросов были как минимум гидравлические, с кабиной на штоке, выше в комментах их упоминали. Сейчас производятся еще пневматические, где капсула двигается под давлением в межэтажной трубе. Этажность им минимальна, но тем не менее.



  1. Pataflafla
    26.06.2017 13:06

    глядя на картинку возникает вопрос, что делать если в одной шахте одному лифту надо наверх, другому вниз? как одинлифт пропусти другой? в петлю? а если лифтов много? пробка?


    1. LynXzp
      26.06.2017 19:03
      -1

      Полным перебором выбираем оптимальный маршрут.


  1. psod18
    26.06.2017 18:27
    -1

    А что насчет, так-сказать, юзер-френдли интерфейс выбора «точки назначения», Теперь понадобиться получасовое изучение карты, чтобы понять, какю кнопку нужно нажать, чтобы попасть в нужное крыло на нужно этаже,


    1. mayorovp
      26.06.2017 19:09

      Сколько раз вам приходилось высчитывать на каком этаже искать пункт назначения? Мне это пришлось делать всего один раз в жизни, причем в тот раз я сам себе усложнил задачу (забыл спросить номер этажа).


      Вот и такой лифт ничего не меняет.


  1. astik
    27.06.2017 17:26
    -1

    Мне одному этот лифт напомнил монорельс в Half-Life?


  1. Mitch
    29.06.2017 02:52
    -2

    Давно ждал появление подобной технологии.
    В будущем такие лифты изменят внешний вид городов, а возможно и станут основной транспортной системой.
    Лифтовая система современных зданий — будет общей.
    Можно будет на лифте проехать из одного конца города в другой.
    Также можно будет вместо машины арендовать\купить свой собственный лифт, обустроить его в меру своей распущенности, передвижной мини офис например сделать.
    Уже сейчас у них роутингом лифтов управляет центральный компьютер, так что коллизий когда кому то вверх а кому то вниз — не возникает.
    Это реальные технологии будущего, и они уже тут, начинают обкатываться.