После полутора лет работы группа Team FAST из 35 студентов Технического университета Эйндховена (Нидерланды) готова показать результат своего труда — проект электроавтобуса с увеличенным запасом хода за счёт модуля Range-Extender (REX) на муравьиной (метановой) кислоте. Демонстрация автобуса состоится 6 июля 2017 года (ещё можно зарегистрироваться для участия, если вы будете в Эйндховене).

На иллюстрации показано компьютерное изображение автобуса с прицепом. Это первый в мире автобус, способный работать на жидкой муравьиной кислоте. Хотя муравьиную кислоту сегодня синтезируют искусственным способом, но теоретически её можно получать из возобновляемых источников. Например, из крапивы, муравьёв и медуз. Достаточно просто вскипятить муравьёв в сосуде с водой и пропустить пар через жидкость — получится слабый раствор муравьиной кислоты, именно таким способом это вещество открыл в 17 веке английский химик Джон Рей. Как вариант, можно настоять муравьёв на спирту. То есть это экологически чистое топливо из возобновляемого источника — муравьёв.

Официальное название нового энергоносителя — гидрозин (Hydrozine). Оно на 99% состоит из муравьиной кислоты с добавлением присадки для улучшения эффективности.

Студенты разработали гидрозин за год с нуля — первая модель REX в уменьшенном масштабе была показана в начале 2016 года. Фактически, это совершенно новый вид топлива, который раньше не применялся в автомобильной промышленности. Концентрированная муравьиная кислота полностью обеспечивает энергией электродвигатели, выдавая мощность 25 кВт.

В процессе окисления муравьиная кислота расщепляется на водород и углекислый газ. Именно водород используется в двигателе для получения электричества: при сжигании водорода в качестве побочного продукта образуется вода. Углекислый газ не выбрасывается в атмосферу, а собирается для дальнейшего гидрирования или гомогенного катализа — и получения той же муравьиной кислоты. Поэтому в системе вообще нулевой выхлоп CO2.

Преимущество нового топлива в том, что оно не требует переоборудования современного гибридного транспорта, который работает на водороде. В частности, сейчас модулем Range-Extender на муравьиной кислоте оборудовали гибридный городской электроавтобус голландской компании VDL, и он уже вполне работоспособен. В отсутствие модуля REX автобус работает как обычно на электричестве от водорода, но с REX можно увеличить запас хода и сэкономить на водороде. Теоретически, если у автобуса закончилось топливо где-нибудь в глухой местности далеко от заправок и розеток, то водитель может сходить в лес и добыть топливо в ближайшем муравейнике (правда, ему придётся затем осуществить ряд химических реакций).

Сейчас группа разработчиков заканчивает тесты, и после завтрашней презентации будет ещё несколько месяцев доводить до ума модуль увеличения запаса хода. Студенты надеются, что автобус VDL с кислотой выйдет на городские улицы в конце 2017 года. Правда, этим летом многие участники Team FAST заканчивают учёбу, но их место в команде займут учащиеся младших курсов.

C химической формулой HCOOH муравьиная кислота применяется в пищевой промышленности в качестве консерванта, в медицине как обезболивающее средство и антисептик (муравьиный спирт концентрацией 1,25%), в сельском хозяйстве для заготовки кормов, в химической промышленности как растворитель, в текстильной промышленности для окрашивания шерсти, в парфюмерии (растворители, душистые вещества), в кожевенном деле, а также пчеловодстве для борьбы с клещами. Муравьиная кислота зарегистрирована в качестве пищевой добавки с индексом E236 (консервант), но главное её применение — в сельском хозяйстве.

Муравьиная кислота содержится в крапиве, фруктах, а также в жгучих выделениях муравьёв, медуз и пчёл. Эффект от контакта с муравьиной кислотой зависит от её концентрации. Безопасной считается концентрация менее 10%, тогда раствор оказывает раздражающее действие и работает как антисептик. Если концентрация более 10%, то проявляется разъедающий эффект: на коже могут появиться ожоги, и будет больно.

Впервые вещество обнаружили у рыжих муравьёв, отсюда и пошло название. В 19 веке её научились искусственно синтезировать. Объём мирового производства — около 250 тыс. тонн в год (1980).

На презентации 6 июля покажут не только автобус, но и первую заправочную станцию с гидрозином. Голландские разработчики и их партнёры из автомобильной промышленности надеются, что в будущем муравьиная кислота станет стандартным автомобильным топливом.

Гидрозин позиционируют как более дешёвую и безопасную альтернативу водороду. Хотя насчёт безопасности вопрос спорный. Нужно заметить, что безводная муравьиная кислота называется метановой кислотой и считается самой сильной карбоновой кислотой. Это на самом деле чрезвычайно опасное соединение, так что при заправке автобуса REX нужно сохранять бдительность, чтобы не получить ожоги. С другой стороны, ёмкость с муравьиной кислотой вряд ли взорвётся, как баллон с водородом. Кислоту не надо хранить под давлением, что тоже снижает риски. Достаточно следить, чтобы она не попала на кожу — и этим меры безопасности ограничиваются.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (55)


  1. Shaz
    05.07.2017 10:58
    +16

    И какой расход муравьев на 100км?


    1. kordenal
      05.07.2017 14:52
      +6

      Может быть, выгоднее будет запрячь муравьев?


    1. andrey_aksamentov
      06.07.2017 06:10

      Наверное зависит от количества самок и интенсивности выделений.


      1. Tabke
        06.07.2017 09:01
        +1

        Так-то все муравьи самки, самцы у них появляются только в период лёта и кислоту не выделяют. Матриархат у них, как у ос и пчёл.


  1. FaceHoof
    05.07.2017 11:03
    +8

    Т.е. предполагается варить миллиарды муравьёв для сохранения окружающей среды? Эм… Это как-то немного… эм… даже не знаю какое слово подобрать…


    1. igruh
      05.07.2017 11:05
      +7

      Чрезмерно экологично? Когда-нибудь нашу планету посетят инсектоиды и устроят расплату за геноцид.


      1. Akuma
        05.07.2017 11:45
        +5

        [evil_mode]Когда-нибудь нашу планету посетят инсектойды и у нас наконец появится топливо для межпланетных перелетов. И расход небольшой, всего пара тысяч инсектойдов на парсек. [/evil_mode]


        1. Pakos
          06.07.2017 14:56
          +1

          Это если раньше не прилетят войны-андройды и устроят геноцйд.


      1. Dmitry_5
        05.07.2017 14:47

        Все верно, надо довести до абсурда


      1. Cuthbert
        06.07.2017 20:35

        Нет, они в отместку просто создадут автобус на голландских студентах.


    1. Brenwen
      05.07.2017 13:29

      Истинно говорю вам: только за муравьиными фермами будущее человечества!


      1. 4udik
        07.07.2017 11:04

        теперь муравьёв майнить?


    1. agugnin
      05.07.2017 14:47
      +1

      Мне кажется, что если дело пойдет просто выведут бактерию или грибок, которые из пищевых отходов или иного доступного сырья будут синтезировать муравьиную кислоту (как сейчас получают лимонную кислоту в промышленных масштабах с помощью определенных штаммов плесневого гриба Aspergillus niger).


      1. GlukKazan
        05.07.2017 15:40
        +2

        Уже довольно давно муравьиную кислоту производят в промышленных масштабах.
        Не из муравьёв. В отличии от лимонной кислоты, это очень простое соединение.


    1. Anised
      05.07.2017 15:39
      -1

      Есть, кароч, две новости — хорошая для муравьев и не очень для вашего интеллекта. Муравьиную кислоту не делают из муравьев, ну, типа, кто может принимать это в серьез?


  1. Dmitry88
    05.07.2017 11:08
    +1

    Голландские студенты… ну вы поняли


    1. hokum13
      05.07.2017 11:51

      Они там что обкурились? А, Голландские, ..., Амстердам, ..., ну да…

      Успехов им с добычей экологически чистой муравьиной кислоты… «Счастья, здоровья...» ©


      1. hungry_ewok
        05.07.2017 12:03
        +5

        Они заправились диэтиламидом лизергиновой кислоты.
        А потом заправили автобус…


        1. saboteur_kiev
          05.07.2017 13:20
          +1

          По слухам в Голландии вообще большой выбор кислоты. Почему именно муравьиная...?


          1. melchermax
            05.07.2017 20:14
            +2

            Ну, потому что муравьи маленькие, и дилеры у них мелкие, вот и наехали на них. К жукам бы сунуться побоялись, инфа 136%


            1. kamagan
              06.07.2017 14:47

              146 же


              1. hokum13
                06.07.2017 15:15

                Why? 228%! Кто больше?


                1. kamagan
                  06.07.2017 15:17

                  http://netbespredelu.ru/wp-content/uploads/2014/12/656886.jpeg
                  имеющий калькулятор, да сочтёт


  1. Caelwyn
    05.07.2017 11:22
    +7

    Главное чтобы не перепутали, и не залили в автобус гидразин вместо гидрозина.


    1. kamagan
      06.07.2017 14:53

      Муразином надо назвать было, чтобы не запутаться. А вообще я тут посчитал, количество водорода получаемого из 1л муравьиной кислоты, соответствует примерно 1л сжатому до давления 600 атмосфер газообразного водорода. Если я правильно помню в текущих версиях используется давление порядка 100 атм.


  1. gx2
    05.07.2017 11:29

    А потом по ошибке заправят гидразином, и полетели :)


  1. saboteur_kiev
    05.07.2017 11:31

    «то водитель может сходить в лес и добыть топливо в ближайшем муравейнике»

    Меня с детства учили, что разорять муравейники — очень вредно для леса и грозит штрафами, если лесник заметит. Зеленые просто в восторге от этого.

    Но вообще, «возобновляемый источник» должно быть сформулировано более адекватно. Нефть, например, тоже возобновляемый источник, просто нужны миллионы лет. Пока не очень ясно экономическая составляющая.


    1. Daemonis
      05.07.2017 14:47

      «Меня с детства учили, что разорять муравейники — очень вредно для леса и грозит штрафами, если лесник заметит. Зеленые просто в восторге от этого.»
      Видимо, появятся муравьиные фермы :)


  1. LoadRunner
    05.07.2017 11:50

    Углекислый газ не выбрасывается в атмосферу, а собирается для дальнейшего гидрирования или гомогенного катализа — и получения той же муравьиной кислоты. Поэтому в системе вообще нулевой выхлоп CO2.
    Чтобы завести автобус — надо подышать в трубочку?


  1. FuzzyWorm
    05.07.2017 12:06
    +1

    Срочно начинаем строить муравьиные фермы вместо майнинговых


  1. Moon_Lobster
    05.07.2017 12:47
    +4

    Звучит как эпизод из Футурамы


  1. ruslanm
    05.07.2017 12:56

    Этож сколько соломинок и китайцев надо, что бы добывать это топливо из муравьёв!


    1. GlukKazan
      05.07.2017 15:45

      Всё проще, не надо соломинок. Муравьи складываются в колбу, после чего выполняется сухая перегонка.
      Так сабж был получен в первый раз.


  1. thatsme
    05.07.2017 13:03

    delete


  1. SvSh123
    05.07.2017 13:09
    -3

    То есть в Голландии по дорогам общего пользования ездит транспорт с водородными ТЭ?!
    Всё, я туда — ни ногой.


    1. mxms
      05.07.2017 13:24

      По городу Гамбургу уже несколько лет как ездят водородные автобусы. И все живы.


      1. SvSh123
        05.07.2017 14:52
        -1

        Им уже случалось попадать в ДТП?
        Всё-таки страшновато ездить на газе, для которого есть специальная категория по взрывозащите.
        А вот описанный процесс как раз позволяет сделать их практически безопасными.
        Интересно, эта установка в принципе настолько громоздкая, что для нее нужен прицеп, или это издержки опытного образца?


  1. Kinardus
    05.07.2017 13:38

    Как я понял, в случае ДТП и разлива такого топлива — это будет очень опасное происшествие?


    1. Ghost_nsk
      05.07.2017 14:13
      +1

      Весь район чесаться будет.


  1. Ugrum
    05.07.2017 14:07

    Эхх. Такой заголовок просрали. Вот как надо было:
    "Голландские студенты запустили автобус на муравьиной тяге".


    1. wych-elm
      05.07.2017 17:33

      Тут заголовок получше пропал, всего-то надо было «муравьиную» из заголовка убрать.


      1. Ugrum
        06.07.2017 11:22

        Точно. Так лучше.


  1. Nemridis
    05.07.2017 14:46

    Углекислый газ не выбрасывается в атмосферу, а собирается для дальнейшего гидрирования или гомогенного катализа

    Интересно- на сколько это усложняет конструкцию и снижает моторесурс… и почему это нельзя делать с выхлопом обычных двигателей? Еще наверняка какие-то хитрые катализаторы нужны, производимые в 2-3 местах на планете, закрытые кучей патентов и стоящие как драгметаллы.

    если у автобуса закончилось топливо где-нибудь в глухой местности далеко от заправок и розеток, то водитель может сходить в лес и добыть топливо в ближайшем муравейнике

    Страшно представить- сколько нужно муравьев для получения 1 литра муравьиной кислоты. И что будет с экосистемой, если вдруг начнут топливо из диких муравьев добывать.


  1. Delysid
    05.07.2017 14:46

    По сути топливом является не сама кислота, а водород получаемый из оной. А может кто подсказать сколько водорода выделяется из фиксированного объема кислоты? И на сколько выгоднее (или нет?) производить кислоту, а не сразу водород?


    1. Hellsy22
      05.07.2017 15:53

      Полагаю, что производить невыгодно, но выгодно хранить.


      1. SvSh123
        05.07.2017 16:28

        Да и производить может быть выгодно. Если, скажем, приспособить к этому делу специально обученных бактерий.


    1. ThunderCat
      05.07.2017 16:24

      тут фишка не в том насколько выгодно производить, сколько насколько удобно хранить. Водород, он сука, летучий, как газ хранить неудобно, как сжиженный — нужен холод и нихреновое давление, и он же через металл сочится даже, атомарный потому как. По некоторым источникам

      Потери водорода на испарение при хранении и транспортировании водорода в криогенных емкостях составляют 0,3...1,0% в сутки
      , чего с кислотой, как вы понимаете, не происходит. И тут остается 2 вопроса: как получать и какой выход с литра?
      Если будет найден простой/дешевый способ производства (сейчас это промышленный процесс, и, в общем то м.к. даже не основной продукт, а побочный от получения кажись щавельной кислоты), и выход водорода будет высокий(а я не вижу причин почему бы ему таковым не являться, судя по формуле водород составляет около трети объема молекулы, хотя в итоге выходит вода, значит часть водорода уйдет туда) может получиться неплохой такой аккумулятор химического типа.
      И вот тут на сцену выходит всякая альтернативка, которая работает нерегулярно на коротком промежутке времени, но достаточно предсказуемо на большом диапазоне дат. Используем для производства эту энергию, и — храните электричество в муравьиной кислоте короче ) Раз в месяц подъезжаем к ветряку и меняем бочки с кислотой на пустые. Профит!


      1. ThunderCat
        05.07.2017 16:35

        поправка, вода образуется уже в процессе генерации электричества, весь водород из молекулы идет в дело ) Так что нормально так выделяется.


      1. SvSh123
        05.07.2017 16:44

        Метанол гнать из углекислого газа, воды и электричества уже научились. Собственно, как раз для утилизации излишков «зеленой» энергии и придумывают такие технологии.


      1. RaphZak
        06.07.2017 10:09
        +1

        Если я правильно помню химию, при подсказке интернета, то получается так:
        Муравьиная кислота: молярная масса: 46 г/моль, плотность 1,22 г/см3
        Тогда из 1 литра — 1220 г муравьиной кислоты получается:

        HCOOH=>C02+H2

        1220*22,4/46 = 594 л водорода, или около 53,4г водорода.
        Углекислого газа получится тоже 594 литра.


      1. SvSh123
        06.07.2017 14:59

        Кажись, уже придумали.
        Там на выходе как раз получаются формиаты и формамид.
        Вот только тут еще замешана фиксация атмосферного азота без высоких давлений, а это прямо-таки «святой Грааль» химии азота. Как бы не засунули эту технологию в долгий ящик… вместе с автором. :/


  1. denkle
    05.07.2017 14:47

    Не ну а че, у тебя есть пасека, создаешь муравьиный улей, кормишь муравьев мертвыми пчелами, из меда делаешь спирт, потом в этом спирту настаиваешь муравьев и получаешь муравьиную кислоту…


    1. Nemridis
      06.07.2017 20:41

      А можно сразу спирт залить в бак и не заморачиваться с муравьями вот этим всем)


  1. igorkozinov
    05.07.2017 15:10
    +1

    и куда смотрит Грын, наш, понимаете Пыс ?!


  1. RainbowJose
    07.07.2017 09:29

    До первой аварии это все кажется хорошим