Мы провели эксперимент — двухдневный хакатон, в течение которого сделали двухнедельный объем задач и получили удовольствие от работы.


Рождение идеи хакатона


В течение рабочего дня разработчикам приходится постоянно отвлекаться. Вопросы от техподдержки, задачи из разных проектов. От винигрета из задач в конце дня усталость и ощущение, что важные задачи так и не сделал.


Так появилась идея сделать крупную задачу в виде хакатона, где можно не отвлекаться и сосредоточится на одной задаче. Интересно было посмотреть, как фокусирование скажется на скорости работы.


Мне приходилось участвовать в настоящих хакатонах, в которых соревнуются команды. Это были двухдневные хакатоны в выходные дни. На них царит атмосфера праздника, дух соревнования, бесплатная пицца, редбулл и сон на столах или под столом.


Когда решил провести хакатон на работе я больше всего думал, как сделать его интересным, ведь хакатон будет проходить в рабочее время и выполняться будет рабочая задача. Об атмосфере праздника я даже не думал, нужен был хотябы дух соревнования.


В результате получились следующие правила


Хакатон проводится в рабочие дни. От идеи проведения в выходные сразу отказался, потому что все устают за неделю и потом трудно после хакатона на выходных работать в понедельник.


Участников хакатона никто не отвлекает в течение двух дней. Важно сфокусироваться только на задаче хакатона.


Приз — один выходной день. Награда может быть любой, но выходной день тоже ценный приз.


К хакатону можно готовится, например прочитать документацию. Нельзя только программировать заранее.


В процессе хакатона команда постит достижения. Мы это делаем в группе в Телеграме. Это позволяет участникам видеть свои достижения, а остальным сотрудникам просто интересно.


Хакатон проводится два дня, с 9 до 18 с перерывом на обед. Это может показаться неспортивно, но наша задача равномерно распределить силы в течение двух дней и не перегореть в первый день.



Сообщаем о статусе работы в процессе хакатона


Достижения


На первом хакатоне мы делали интеграцию с Retail CRM. Обычно, создание новой интеграции занимает у нас 2 недели. Мы смогли сделать ее за два дня. Для нас это было большое достижение.


Впечатления


После хакатона мы очень устали. Но усталость какая-то особенная, я бы сказал приятная, потому что сделали, потому что получилось. Признаюсь, после первого хакатона долго не хотел начинать новый, но это ощущение прошло, и делаем примерно один хакатон в месяц.


Ощущение слаженной работы команды. Это сложно получить в обычном режиме работы, потому что каждый делает свою задачу, часто в разных проектах. На хакатоне все думают над одной задачей. И хотя делают каждый свою часть, всегда помогают если у кого-то не получается, и понимают, что от его работы зависит успех всей команды.


Почему это работает


Я думаю, наши внутренние хакатоны работают по следующим причинам:


  • Мы фокусируемся на одной задаче. Это само по себе помогает сделать любую работу быстрее.
  • Участники помогают друг другу. Если кто-то из команды “застрял” на своей задаче, мы решаем ее вместе.
  • Понятная цель и ограниченное время — помогают собраться и работать быстрее. Такая мобилизация не дается бесплатно, мы устаем, поэтому хакатоны не получится проводить часто.

Что можно улучшить


На последних хакатонах мы стали применять технику помидора. Суть ее в том, чтобы делать пятиминутные перерывы каждые 25 минут работы.


Поскольку хакатон это марафон, нужно равномерно распределять силы. Правда, технику помидора применять сложно, в азарте работы часто игнорируем перерывы.


Сделать чекпоинт в первый день. Если в конце первого дня не сделана ключевая задача, команда не допускается на второй день и хакатон завершается. Возможно, это сделает хакатон более спортивным, и будет гарантировать, что к концу второго дня будет достигнута цель.


Заключение


В нашей компании хакатоны показали хорошие результаты. Безусловно, этот способ не всем подойдет, но если сотрудникам приходится часто отвлекаться, и каждому работать над своей задачей, хакатон поможет поработать в команде и получить удовольствие от достигнутого результата. Важно лишь, чтобы они были добровльными, это главное правило, которое я не написал выше.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (22)


  1. SLASH_CyberPunk
    31.07.2017 12:25

    Я правильно понял, что до вас/лидов/менеджеров дошло, что не стоит отвлекать программистов и что за выполнение двухнедельного плана вы даете 1 выходной?
    А вы анализировали последствия таких ежемесячных хакатонов для вашей команды программистов?


    1. harabchuk
      31.07.2017 13:26
      +1

      Вы правильно поняли, отвлекать не стоит, но у нас не получается, на каждом сотруднике ответственность за много систем — издержки небольшой компании.

      Анализа не делали.


    1. harabchuk
      31.07.2017 13:35
      +1

      Хакатон показал, что если уменьшить отвлекание и частые переключения между задачами можно сильно повысить КПД.


  1. ilyaplot
    31.07.2017 12:32

    По-моему, хакатоны должны быть не по расписанию, %n% раз в %период%, а добровольно. Предложили хакатон — опросили возможных участников. Получили мало голосов за — отказались от хакатона. Иначе это превращается в способ кратковременно увеличить продуктивность сотрудников.

    Скрытый текст
    image


    1. harabchuk
      31.07.2017 13:20

      Так и есть, обязательно спрашиваем, если кто-то не хочет по любой причине, ищем другое время


  1. Hayate
    31.07.2017 12:35

    А чем такой хакатон отличается от обычного рабочего дня? Тем что не отвлекают и можно выиграть выходной?


    1. harabchuk
      31.07.2017 13:21
      +1

      Определенная цель, ограниченное время, не отвлекают, приз, в остальном обычный рабочий день. Но настроение другое.


      1. Hayate
        31.07.2017 13:32

        Ну, определённая цель идёт от заказчика, время ограничено оценкой и бюджетом.
        Получается вся разница в том что не отвлекают. Здорово — человека работа которого требует крайне сильной сосредоточенности — не отвлекают.


        1. harabchuk
          31.07.2017 13:38
          +1

          Да звучит смешно, не отвлекаться, вроде как должно быть нормой, но жизнь другая, не отвлекаться не получается.

          Насчет времени ограниченного бюджетом, это не то по ощущениям. Здесь интересно именно за короткий срок, в нашем случае два дня, достичь цели, появляется спортивный элемент.


  1. terrier
    31.07.2017 12:54
    +3

    Хакатон проводится в рабочие дни. От идеи проведения в выходные сразу отказался

    А почему отказался? Вот был бы замечательный хакатон — «закройте двухнедельную норму тасков за выходные и получите возможность выиграть выходной».


    1. harabchuk
      31.07.2017 13:23

      Чтобы был задор и удовольствие, лучше отдохнувшими делать хакатон. Он у нас обычно во вторник-среду проходит. Если провести в субботу-воскресение, усталость за неделю дает о себе знать.


      1. spmbt
        31.07.2017 13:44

        Может легко получиться показуха, что в терминах планирования проекта означает «оставление технического долга». Есть люди, особо заточенные на показушность, и после такой подпитки их мотивации появится много кода, проблем, которые надо будет разгребать в отдельное время.

        Чем хороши хакатоны в рамках стартапа? Как раз тем, что из имеющегося времени высасывается максимум показушной части, которая на этом этапе нужна всем — инвестору и команде. На это идут сознательно, дорабатывая технический долг потом, если проект взлетит и начнёт давать первую прибыль, или просто выбрасывается, если не взлетит.

        То, что менеджеры оценили именно этот объём как 2-недельный — может быть их субъективной ошибкой — ведь в наглядной и упрощённой логике (которая неверна), по одному из законов Мерфи, человеку особенно свойственно ошибаться. И эти радостные реляции и превознесение разработчиков на хакатоне — обычный приём для пускания пыли в глаза инвесторам, которых мы даже тут, в статьях, можем видеть регулярно и много. На самом деле, полный объём работы — это хакатон + время на исправление ошибок и доделывание доработок. Не будет удивительным, если эта сумма как раз составит 2 недели: ).


        1. harabchuk
          31.07.2017 13:53

          Цифра 2 недели у нас взялась не из планирования, а из истории выполнения аналогичных задач.

          Желание показушничать может возникнуть если за перевыполнение плана есть награда. У нас нет, значит эту негативную мотивацию мы не получаем.

          На самом деле, полный объём работы — это хакатон + время на исправление ошибок и доделывание доработок.

          У нас обычно 2 недели + неделя на исправление, с хакатоном получается 2 дня + неделя на исправление. Интересно, что после хакатона, субъективно меньше ошибок, возможно, сказывается отсутсвие переключения между задачами.

          Эксперимент заключался в том, чтобы выяснить как правила хакатона влияют на производительность, мы выяснили что сильно. Чему равно «сильно», действительно зависит от многих факторов, и в каждый хакатон мы наверное делаем разный объем по сравнение с обычным режимом, но точно всегда делаем значительно больше.


          1. spmbt
            31.07.2017 14:14

            За объективное освещение результатов — спасибо, это всегда интересно узнать. Тут, очевидно, есть эффект мобилизации сознания и сил разработчиков для решения ясно очерченной задачи (да, обычное дело, но не всегда этим пользуются в работе). Но не мог не заметить и возможность такого сценария, как описал выше.


  1. vism
    01.08.2017 10:28
    +1

    Ну не верю, что за 1 час хакатона ребята делали 10 часов обычной работы.
    При том что обычно продуктивное программирование составляет 50% рабочего времени

    Этот «хакатон» скорее напоминает попытку руководителя показать, что он хороший руководитель, перед начальством. Показать достижения которых нет, заставив 2 дня команду работать без отдыха.
    Я так понимаю «приз» 1 выходной, получила только часть команды?

    А если уж и правда получилось сделать такой объём работы, значит проблема в отвлечении менеджерами, совещания, планерки, плюющие в потолок программисты. Проще оптимизировать процессы.

    Для меня такие хакатоны, где нужно работать 8 часов из 8, 2 дня, обычные дни, где я занимаюсь разработкой от 40 минут(1/10 дня) до 2 часов — стали бы основной причиной уволиться.

    В следующий раз когда объявите ребятам хакатон, все те кто ответят сдавленной улыбкой и вялыми «да круто» кандидаты на увольнение. Хотя… в местах работы, где так относятся к работе это называются «не лояльные сотрудники»


    1. Caravus
      01.08.2017 11:49

      Да я вот тоже подумал о том что выигрывают в этой ситуации только менеджеры. «сделай двухнедельную работу за 2 дня и получи аж целый выходной, после которого ты будет опять трудиться как раньше, но зато мы расскажем начальству об успехах». То есть работники сделали большее кол-во работы за ту же самую з/п (получив вместо денег «приз» — выходной), классно же.


      1. vism
        01.08.2017 11:56
        +3

        А чтоб никто не заметил, будем называть это *хакатон*)

        Меня позабавило с какой серьезностью автор поста рассуждает о планах устроить *хакатон* в выходные, но потом все же решили отказаться. Притом не по морально-этическим соображениям, а т.к. люди уже столько просто ну не смогут работать ))))
        Даже в комментах на сарказм отвечал очень серьезно по этому поводу)))


    1. grossws
      02.08.2017 13:06

      В следующий раз когда объявите ребятам хакатон, все те кто ответят сдавленной улыбкой и вялыми «да круто» кандидаты на увольнение. Хотя… в местах работы, где так относятся к работе это называются «не лояльные сотрудники»

      Боюсь, что даже не "нелояльные сотрудники", а просто "восставшие рабы". /sarcasm


  1. niko1aev
    01.08.2017 11:34
    -2

    Спасибо за статью.
    Сам иногда устраиваю себе такие хакатоны. Но уверен, что в команде намного интереснее. Было бы еще здорово услышать мнение разработчиков, и мне кажется они будут звучать громче, чем все неодобрительные комментарии.


  1. remzalp
    01.08.2017 14:16
    +4

    Мне кажется, это больше напоминает спринт.


    А вообще… Еще сильно не хватает надсмотрщика, шоры на глаза (чтобы мимо монитора не смотрели), барабанщика и будет вполне себе галера.


    1. viru0
      02.08.2017 16:58

      Удалил комментарий


  1. viru0
    02.08.2017 16:59

    А задачи позволяете самим участникам выбирать? Или заранее ставите?