Сегодня стало известно о том, что в начале апреля этого года капсула «Союз МС-02» при спуске на поверхность Земли оказалась частично разгерметизированной. Падение давления внутри капсулы, в которой находилось трое членов экипажа произошло после раскрытия парашюта на высоте около восьми километров. Причина разгерметизации — соударение пряжки парашюта со сварным швом. О происшествии заявил председатель Консультативного комитета НАСА по МКС Томас Стаффорд.

«Пряжка ударила по сварному шву, после чего случилась разгерметизация с выходом части воздуха из капсулы», — сказал Стаффорд. Он не сказал, о какой именно капсуле какой миссии идет речь. Но вычислить это можно — достаточно знать дату. Представитель НАСА сказал, что аварийное событие случилось в апреле этого года. Единственный «Союз», который тогда возвращался на Землю — капсула «Союз МС-02», приземлившаяся 10 апреля.

Внутри капсулы находились астронавт НАСА Роберт Шейн Кимбро и космонавты «Роскосмоса» Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко. По мнению Стаффорда, случившееся вызывает ряд вопросов о безопасности «Союза». Поскольку экипаж был в скафандрах, то никаких последствий для жизни и здоровья не было. Тем не менее, саму ситуацию можно назвать очень опасной — ведь ее последствия могли бы быть гораздо более негативными.

Правда, этот случай можно назвать уникальным — ничего подобного ранее зафиксировано не было. Вполне может быть, что на соударение пряжки и сварного шва повлиял угол входа капсулы в атмосферу Земли. Тем не менее, Стаффорд считает, что необходимо принять ряд мер по недопущению подобных случаев в будущем.

«Союз МС-02» — это модернизированная версия «Союза ТМА-М». Согласно плану «Роскосмоса», пилотируемый космический корабль «Союза ТМА-М» станет последней модификацией кораблей серии «Союз». После будет использоваться корабль «Федерация», разрабатываемый «Роскосмосом».

Заявление американца подтвердили представители РКК «Энергия». В частности, было заявлено, что в атмосфере Земли спускаемый аппарат космического корабля «Союз МС-02» получил механическое повреждение.

Была сформирована комиссия, которая провела расследование инцидента, благодаря чему удалось выяснить причины возникшей проблемы: «Комиссия по выявлению причин данной ситуации установила, что причиной снижения давления в спускаемом аппарате является механическое повреждение парашютного контейнера основной системы парашютирования. Повреждение парашютного контейнера произошло в результате продавливания контейнера стальной пряжкой стяжного ремня тормозного парашюта, попавшей в данной ситуации под воздействие выходящего основного парашюта».

Дополнительный анализ телеметрии спуска показал, что давление в спускаемом аппарате начало снижаться уже после срабатывания основного парашюта, но до срабатывания клапана, который обеспечивает сообщение спускаемого аппарата с атмосферой на участке парашютирования.

Тем не менее, на самочувствие и здоровье экипажа снижение давления влияния не оказало. Дело в том, что вскоре после раскрытия парашюта начал работать клапан, который обеспечивает сообщение аппарата с атмосферой.

«Сообщение спускаемого аппарата с атмосферой при парашютировании – штатная процедура, которая необходима для выравнивания давления в спускаемом аппарате с атмосферным давлением на высоте парашютирования», — отметили в РКК.

Комментарии (88)


  1. FernandoAlfonso
    18.10.2017 22:13

    Тем не менее, саму ситуацию можно назвать очень опасной — ведь ее последствия могли бы быть гораздо более негативными.
    Так ведь как раз на случай разгерметизации космонавтов и нарядили же в скафандры? Какие ещё могут быть последствия, интересно.


    1. voyager-1
      18.10.2017 22:45
      +2

      Корпус корабля — это один из двух барьеров защиты космонавтов/астронавтов от неминуемой смерти в течении пары минут при попадании в условия вакуума. И таких барьеров всегда делают несколько, когда в космонавтике речь заходит до человеческой жизни. Но это ни на секунду не означает что вы из-за этого можете делать один или оба барьера из рук вон плохо — потому-что снижение надёжности одной системы ведёт к снижению надёжности всей системы в целом.

      Теорию вероятностей хотя бы почитайте, и то как вероятности складываются и перемножаются.


      1. FernandoAlfonso
        18.10.2017 23:25
        +1

        И таких барьеров всегда делают несколько, когда в космонавтике речь заходит до человеческой жизни.
        Насколько я помню, сначала в Союзах летали без скафандров, за что и поплатились людскими жизнями. Так что не всегда.
        Но это ни на секунду не означает что вы из-за этого можете делать один или оба барьера из рук вон плохо — потому-что снижение надёжности одной системы ведёт к снижению надёжности всей системы в целом.
        Да в пилотируемой технике вообще все ответственные узлы нужно или делать на совесть, или не делать вовсе, кто ж спорит. Тут вопрос в достаточности безопасности в данном конкретном типе летательного аппарата — теоретически можно и 5 степеней защиты от разгерметизации сделать, и вопить об очень серьёзной опасности при срабатывании одной из этих самых защит. Космонавтам до недавнего времени Героя России давали — это не полёт на пассажирском самолёте в Турцию.


    1. darthmaul
      18.10.2017 22:49
      +1

      А если капсула развалится? Все таки нагрузки там неслабые.


      1. Zenitchik
        18.10.2017 22:52
        +1

        Она всё-таки на наборе.


      1. FernandoAlfonso
        18.10.2017 23:32
        +1

        Я искренне верю, что уж до разваливающейся в воздухе капсулы система производства (пока?) деградировать не могла. Если существовал такой риск, я бы на месте НАСА своих людей на борт этой душегубки больше не пустил бы вовсе. По крайней мере, так было бы логично поступить.


        1. Zenitchik
          18.10.2017 23:34
          +1

          Я бы на месте НАСА ближайшие полгода с этим ведром не связывался. Пусть «Роскосмос» выясняет, что пошло не так, устраняет проблемы, полёт испытательный проводит…


          1. sim-dev
            19.10.2017 07:59
            +1

            Илон Маск вам аплодирует, утирая слезы умиления.


            1. Dmitry_7
              19.10.2017 13:00
              -3

              И ведь ни одного минуса..


            1. Zenitchik
              19.10.2017 16:02

              Патреотизм — он не в том, чтобы позволять отечественному производителю безнаказанно делать говно.


        1. darthmaul
          18.10.2017 23:35

          Я не говорю о плохом качестве, а о том, что в результате удара пряжки (тут наверное просто совпало что как раз по шву ударило) прочность капсулы станет недостаточной и она таки развалиться. Хотя по идее такой случай должен быть предусмотрен конструкцией.


          1. Zenitchik
            18.10.2017 23:39

            Прочность обшивки — не есть прочность капсулы. Не забывайте про набор.


            1. darthmaul
              18.10.2017 23:44

              Ну это я своё предположение раскрываю. Если так то ничего страшного не случилось, но всё же обшивка должна держать удар, который не является чп при нормальном снижении.


            1. black_semargl
              19.10.2017 18:10

              Тут похоже даже не обшивку капсулы а сам парашутный контейнер вскрыло.
              Он достаточно тонкостенный.


          1. eandr_67
            19.10.2017 12:15
            +1

            Была повреждена не сама спускаемая капсула, а «стакан» внутри капсулы, в котором находится парашют. Но пока парашют не выпущен, парашютный отсек закрыт герметичной крышкой. Потому разгерметизация от такого повреждения может возникнуть (и возникла) только после выпуска парашюта — на относительно небольшой высоте. А т.к. космонавты находятся в скафандрах, то на их безопасность эта проблема никак повлиять не может.

            Куда опаснее не преждевременная разгерметизация в атмосфере, а вариант, когда пряжка цепляется за сделанное её повреждение — получим повторение Союза-1.


    1. Sly_tom_cat
      18.10.2017 22:59
      -1

      Да ни каких. Обычное раздувание истерий, нацеленное против России. Что в первый раз что-ли?


      1. Zenitchik
        18.10.2017 23:17
        +1

        Ну, как Вам сказать, «никаких»… После почти полувека беспорочной службы спускаемый аппарат внезапно подвёл. Тут есть отчего бить тревогу.


        1. Sly_tom_cat
          19.10.2017 00:44

          Отбой тревоги: www.interfax.ru/russia/583740

          «Комиссия проанализировала случившееся — ситуация имеет случайный маловероятный характер, все необходимые меры для исключения повторения аналогичной ситуации в будущем приняты», — говорится в сообщении ведомства.

          «Эта ситуация была впоследствии отработана совместно с НАСА. После этого были проведены и пуски, и успешные посадки спускаемых аппаратов», — приводятся слова гендиректора «Роскосмоса» Игоря Комарова.

          «Уточняется, что было зафиксировано незначительное падение давления во время раскрытия основного парашюта, которое никак не отразилось на здоровье экипажа.»


          1. Sly_tom_cat
            19.10.2017 00:55

            Если кто не понял, на высоте, на которой выпускается основной купол (на высоте около 2 км), уже вполне приличное давление, и там даже полная разгерметизация, даже если бы не было скафандров не могла привести к серьезным последствиям.


            1. pwrlnd
              19.10.2017 02:17

              В статье информация о 8 км. Откуда информация про 2 км?


              1. amarao
                19.10.2017 13:39

                Death zone начинается с 8.5км. Интервал 7-8 — очень опасный. Даже 5-6 без подготовки и акклиматизации может приводить к горной болезни.


                1. encyclopedist
                  19.10.2017 13:44

                  Да, но спускаемый аппарат пролетает эту зону за считанные секунды.


                  1. amarao
                    19.10.2017 13:49
                    +2

                    На парашюте? Секунды? Это что, километры в секунду? Не больно? Не горячо?


                    1. encyclopedist
                      19.10.2017 13:56

                      Терминальная скорость на этой высоте должна быть порядка 150 м/c. Раскрытие парашютов занимает несколько секунд. Если раскрытие началось на высоте 8 км, то пока он раскроется, СА как раз снизится до 7 км.


                      1. pnetmon
                        19.10.2017 15:23

                        На высоте где-то на 10,8 все произошло… а пока датчики опросят и запишут показания.


                1. dimchik_b
                  19.10.2017 15:31

                  Высота Эвереста 8848 м. Туда некоторые ходят без кислородных аппаратов. И проводят там часы, выполняя тяжелую физическую работу. Так что не смертельно опасно.
                  А вот то, что обшивка лопается оттого, что парашют раскрылся — это плохо, поскольку говорит о технологическом уровне/дисциплине.


                  1. Fagot63
                    19.10.2017 16:02

                    Опасно не низкое давление, а резкое его падение. От этого кровь в буквальном смысле закипает.


                    1. Anarions
                      19.10.2017 19:52

                      Тут разве достаточный перепад для кисонной болезни? Да и скафандры ведь есть.


                      1. Fagot63
                        19.10.2017 20:19

                        Хорошего точно мало.
                        Уже была проблема с ранней разгерметизацией, после которой скафандры и стали обязаловкой.


                  1. amarao
                    19.10.2017 20:07

                    … Ходят месяцами, акклиматизируясь. Внезапное попадание в такие условия — гипоксия и потеря сознания в десятки секунд. Причина — из крови выходит больше кислорода, чем приходит, т.е. каждый вздох приближает гипоксию (не удушие — это зависит от CO2).


                    1. dimchik_b
                      19.10.2017 22:09

                      Уже через сотни секунд они будут на высоте, где давление вполне нормальное. Вряд ли это смертельно опасно. Но, признаюсь, я не специалист по космической медицине.


            1. BaLaMuTt
              19.10.2017 07:28
              +1

              Как бы капсула автоматически разгерметизируется на 5 километрах.


            1. ploop
              19.10.2017 10:47

              Давление на всех пассажирских лайнерах выравнивается до 4км по высоте, какие последствия?


              1. encyclopedist
                19.10.2017 13:43
                +1

              1. Drakoninarius
                19.10.2017 18:44
                +1

                Будучи пилотом, позволю себе позанудничать, давление в кабине поддерживается на уровне от 1000 до 3048м(10000 футов). Ежели высота в кабине понимается хоть на 100 футов выше 10тыс. считается что случилась разгерметизация салона, после чего выполняется Emergency descent со скоростью ~6000фт/мин(в кислородных масках) до высоты 10000футов. Все что выше 10тыс футов приводит к кислородному голоданию и неадекватному восприятию мозгом окружающей среды.


                1. qbertych
                  19.10.2017 22:55

                  Такой вопрос. Обычно в чеклисте Emergency Descent говорится "descend to the lowest safe altitude, or 10,000 feet, whichever is higher". Что делают, если полет над Гималаями, и до равнин еще долететь надо? У Эйрбасов QRH недвусмысленно намекает, что кислорода на борту не очень много.


                1. ploop
                  20.10.2017 13:22

                  Будучи пилотом, позволю себе позанудничать

                  Ну какое же это занудство, это верная информация, просто 17 лет прошло, как нам это объясняли (при чём поверхностно, специализация другая)

                  4000 запомнилось скорее всего потому, что это аварийный порог, при котором требуется экстренное снижение из-за разгерметизации.


        1. Sly_tom_cat
          19.10.2017 00:49

          Никто никого не подвел. Никакой аварии не было. Была нештатная, но предусмотренная ситуация.


      1. voyager-1
        18.10.2017 23:28

        А то что аварии в нашей пилотируемой космонавтике идут по нарастающей от мелких проблем со стыковкой корабля в 90-х до двух аварий пилотируемого ракета-носителя «Союз-У» за последние 6 лет (а теперь ещё и это) — это типа «происки запада»?

        Кто нибудь вообще вспомнит серьёзные проблемы с Союз-У с 1983-го до 2011 года?


        1. FernandoAlfonso
          18.10.2017 23:55
          +1

          Какая зарплата — такая работа (с) помноженная на неизбежные для людей косяки дают предсказуемый результат.

          Кто нибудь вообще вспомнит серьёзные проблемы с Союз-У с 1983-го до 2011 года?

          тяну руку, едва не выпрыгивая из-за парты) Человек далёкий от космонавтики, но из новостей помню про спуск Союза по баллистической траектории. Вики говорит, что это был Союз ТМА-11, 2008 год.


          1. FernandoAlfonso
            19.10.2017 00:01

            Ох, был невнимателен, на вопрос о ракете-носителе ответил про корабль.
            Хорошо, что не я их собираю)


        1. vanxant
          19.10.2017 01:15

          А что, в 83 году публиковались данные по «незначительным неполадкам»?
          Мелкие косяки в сложной штучной технике есть всегда. Можно их штатно отрабатывать, вносить изменения в конструкцию и способы производства, а можно делать из любой мелочи сенсацию и бурлить субстанциями в интернетиках. Если как следует бурлить — запах дойдёт до больших дядей, они пришлют десяток комиссий ничего не понимающих дуболомов, которые парализуют работу спецов и, как водится, уволят непричастных.
          Если хоть немного вникнуть в суть, перед нами тот самый случай про мальчика и волков.


          1. Eklykti
            19.10.2017 10:21
            +4

            Вон в НАСА не верили сказкам про волков недостаточную надёжность уплотнителей в бустерах, и в результате взорвался Челленджер. После чего они продолжили не верить про волков отваливающуюся пену от бака, и при входе в атмосферу развалилась Колумбия.


            1. Dmitry_7
              19.10.2017 13:24
              +1

              Но ведь невидимая рука рынка, выигравшая тендер за счет самой низкой цены, не может сделать плохо?


              1. black_semargl
                19.10.2017 18:15

                Самая низкая цена была бы на «замотаем стык изолентой»
                Так что купленное должно во-первых выполнять свою функцию и только во-вторых быть дешёвым.
                А если поставщик дешёвого поставил брак — то он несёт всю ответственность за последствия.


        1. pnetmon
          19.10.2017 07:17
          +3

          Нужно учесть что этот случай в российскую доступную прессу попал только из-за статьи в англоязычной прессе http://spacenews.com/soyuz-capsule-suffered-partial-depressurization-during-april-landing/
          А специализированные издания говорят писали еще в июньском номере


          http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/messages/forum10/topic15501/message1697877/#message1697877
          Журнал "Новости космонавтики" (№6, 2017 г., стр. 5.)
          На высоте 10.8 км при выходе парашюта из контейнера вертлюг, предназначенный
          для предотвращения скручивания тросов и строп парашюта, по случайному стечению
          обстоятельств жестко ударил по внутренней стенке контейнера. В результате в стенке
          образовалась трещина размером 3.5 см, что привело к падению давления в СА. При этом стоит подчеркнуть, что ничего страшного не произошло. Во-первых, «Фаворы» были в скафандрах.

          На сайтах и сообщениях российских участников все было штатно и без замечаний
          http://www.mcc.rsa.ru/sojuz_mc02/main.htm
          https://www.roscosmos.ru/23430/
          Все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно.


          Просто замалчивают как и тогда.


  1. Rohan66
    18.10.2017 22:35

    Это пряжка такая тяжёлая или сварной шов соплями делали?


    1. alexmay
      18.10.2017 22:38
      +2

      Электроды очень выгодно купили. Ну, а завскладом на больничный ушел.


    1. Sly_tom_cat
      18.10.2017 22:45
      +2

      Там при раскрытии парашютов такие рывки, что даже легкая пряжка может звездануть будьте нате.


      1. Zenitchik
        18.10.2017 22:49
        +1

        Тем не менее, это звонок. Что-то не так на производстве.


        1. Fagot63
          18.10.2017 23:12

          Звонок уже давно сгорел от перенапряжения. Ситуация с космической промышленностью давно уже принимает угрожающие обороты.


      1. Serge78rus
        19.10.2017 10:13
        +1

        Интересно, почему никого не интересует снижение прочности самой пряжки после удара? Помнится, титановые альпинистские карабины, после падения с высоты, считалось необходимым выбрасывать от греха (правда это мало кто делал).


        1. black_semargl
          19.10.2017 18:17

          Снижение прочности фигня, как выше сказали — если бы она застряла в этой дырке или бы порвала парашут — было бы ещё веселее


          1. Serge78rus
            20.10.2017 09:14

            Специфика обсуждаемой области такова, что необходимо уделять внимание любой мелочи. Подход «Снижение прочности фигня» может стоить очень дорого. Лопнувший сварной шов, возможно, тоже следствие такого подхода.


  1. TheDeadOne
    18.10.2017 22:52
    +1

    необходимо принять ряд мер по недопущению подобных случаев в будущем

    Начать доставку людей Драконами и ускорить подготовку Ориона.


    1. BaLaMuTt
      19.10.2017 09:35
      +1

      На драконах людей возить пока рисково весьма. Всё-таки или союз который исправно людей возит без серьёзных происшествий почти полвека или дракон который хоть и хороший корабль на первый взгляд пока на роль безотказной космической маршрутки ну совсем не тянет.


      1. Eklykti
        19.10.2017 10:23
        -1

        Ну пока за все грузовые полёты ни одного серьёзного отказа именно дракона не случалось.


        1. kaichou
          19.10.2017 11:10

          > Ну пока за все грузовые полёты ни одного серьёзного отказа именно дракона не случалось.
          Дракон. Запусков — 14.
          Союз/Прогресс. Запусков — 322.

          Вперёд!


          1. pnetmon
            19.10.2017 12:01
            +1

            А отказы и замечания по Союзам и Прогрессам можете привести.
            Ах ну да. Когда недавно Прогресс получил по попе от третей ступени это чей будет отказ? Или когда прилетает к станции на одном крыле… Или проблемный спуск пилотируемого Союза…
            И об проблемах не очень то и пишут.
            На сайте Роскосмоса и Энергии по этому Союзу никаких сообщений, только сообщения в СМИ по заявлению пресс-службы....


            А с Драконом были несерьезные проблемы о которых писали. Из серьезных но чуть не по теме CRS-7.


            1. Zenitchik
              19.10.2017 15:49

              Когда недавно Прогресс получил по попе от третей ступени это чей будет отказ?

              Ступени.


            1. Anarions
              19.10.2017 19:55

              А что случилось? (с третьей ступенью)


              1. pnetmon
                20.10.2017 08:34

                Могу посоветовать только поискать в интернете, но зная что пишут в прессе думаю причину даже по результатам госкомиссии по нормальному не напишут. Или купить какой-то номер журнала Новости космонавтики http://novosti-kosmonavtiki.ru (сайт иногда глючит)


        1. TheDeadOne
          19.10.2017 11:48
          +3

          Где нет конкуренции, там не может быть качества. Считаю, что полноценная эксплуатация ещё двух кораблей существенно подстегнёт прогресс в этой области.


  1. Alter2
    19.10.2017 06:22
    +9

    Почему-то из новости вырезали наиболее впечатлившую меня часть:

    Также по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла корабль доставил к МКС частицы мощей преподобного Серафима Саровского.

    Космонавты и астронавт, а также останки Серафима Саровского вернулись на Землю 10 апреля. Частицы мощей переданы в храм Преображения Господня в подмосковном Звездном городке для поклонения верующих.


    1. VenomBlood
      19.10.2017 06:55
      +4

      А, ну тогда косяк корабля — это происки сатаны.


    1. flatscode
      19.10.2017 09:37

      Почему-то из новости вырезали наиболее впечатлившую меня часть

      Это фигня!

      Дно будет, когда девизом страны станет «Мы верим в Бога» с изображением этих слов на рублях, когда там же будет изображено «всевидящее око», а президент во время инаугурации будет давать клятву на библии в окружении нескольких священников.

      Про саентологов я вообще молчу…


      1. Sychuan
        19.10.2017 11:08
        +2

        Я надеюсь, вы понимаете разницу между исторической традицией, которой несколько сотен лет и нововведениями 21 века?


        1. Vanellope
          19.10.2017 12:58
          +1

          Таскать кости — традиция, таскать их в космос — нововведение.


        1. flatscode
          19.10.2017 13:26

          нововведениями 21 века

          Вообще-то традицию таскать в космос предметы религиозного культа положили американцы в 60-x годах.

          Поясните, пожалуйста, почему американцам можно брать с собой в экспедицию на Луну книгу бытия, библию и т.п., зачитывать с орбиты Луны религиозные тексты в прямом эфире ТВ, проводить беседы между экипажем шаттла и священниками, а нам этого нельзя делать?

          P.S. См. The surprising history of prayer in space.


          1. elmm
            19.10.2017 13:37
            +2

            Да можно. Можно, всё что угодно, что законом не запрещенно.
            Вообще аргумент «а вон у американцев» непоминает — мааам, почему мне нельзя? Вон Кольке родители не запрещают.


            1. flatscode
              19.10.2017 21:27

              Вообще аргумент «а вон у американцев»

              Так чтобы понять, нормально это или нет, нужно с чем-то сравнить.

              … Согласно исследованию, проведённому в 2002 году Pew Global Attitudes Project, США — единственная из развитых стран, где большинство опрошенных людей выразило свою приверженность вероисповеданию, отметив, что религия играет «очень важную роль» в их жизни...


          1. Serge78rus
            19.10.2017 16:00
            +1

            Российский сегмент МКС, по количеству икон, давно переплюнул крышку бардачка Жигулей
            image


            1. black_semargl
              19.10.2017 18:21
              +1

              А то что окружающей аппаратуре 20 лет — ничего?
              тут только молиться, чтобы не поломалась.


            1. flatscode
              19.10.2017 18:39

              Ничего смешного нет.

              Попробуйте прожить несколько месяцев в консервной банке в постоянном напряжении.

              Если иконки/крестики помогают поддержать психическое здоровье — отлично! Пусть лучше иконки будут, чем таблетки.

              ...The Johnson Space Center (JSC) Behavioral Health & Performance (BHP) group is a multidisciplinary team of mental health professionals. ISS astronauts are assigned their BHP team 2 years before their actual launch, prior to assignment as back-up ISS crewmember. Inflight services consist of: psychological support hardware, crew care packages (CCP), recreational materials, personal videos/photo uplinks, news and information uplinks, and private family conferences (PFC). Psychological support hardware is individualized, although some hardware, like a guitar and keyboard, remain on the ISS. Items in the 4-kg CCP are provided by family, friends, the BHP team, and co-workers. Favorite foods, surprise gifts from the family, and holiday decorations are a few of the items that have been sent to the ISS in CCP’s. The most valued of these is the Private Family Conference (PFC). This deeply appreciated communication service occurs each weekend with videoconference equipment placed in the astronaut’s home that allows private two-way video and audio between the astronaut and their family. Another very popular means of communication is the internet protocol (IP) telephone. This enables the astronaut to have communication with anyone on the ground via private phone call. ISS astronauts also have email capabilities. Crew Discretionary Events (CDE) are also very popular among ISS crewmember. These are special requests from the astronaut to make contact (audio or video) from the ISS with extended family members, celebrities, military academies, and others that help boost the morale of the ISS crew. JSC Public Affairs Office and Education Office events also occur during a mission that help lift the morale of the astronauts, and BHP works in collaboration with these offices...


        1. wych-elm
          19.10.2017 17:25

          А вы понимаете разницу между глупым человеком и толстым троллем.


  1. Akr0n
    19.10.2017 09:09
    +1

    Почему раньше не происходило? Может потому, что раньше были сварщики-профи были с золотыми руками, а теперь за гроши работать идут одни лоботрясы, а старое поколение дедов просто вымерло?


    1. TheDeadOne
      19.10.2017 10:26
      -2

      За гроши? Газоэлектросварщик 1-го разряда даже в строительной компании может делать 100 килорублей в месяц. Есть веские основания подозревать, что работающие на сборке космической техники имеют такие зарплаты, которые подавляющему большинству ИТшников просто не снились.


      1. konst90
        19.10.2017 11:38
        +8

        Есть веские основания

        А есть список вакансий Хруничева на HH. Например:
        Слесарь-сборщик двигателей на Воронежский механический завод: от 20 000 до 30 000 руб.
        Слесарь по изготовлению и ремонту трубопроводов (Москва): от 30 000 до 49 000 руб.

        Не снилось, да.


        1. Vanellope
          19.10.2017 13:07
          +2

          У нас инженера не все столько получают, 49 это вообще начальник отдела.


      1. misato
        19.10.2017 13:22
        +2

        Сварщики — это элита рабочего класса, всегда так было. В нормальном коммерческом бизнесе сварщик может зарабатывать много. На стройке, в нефтянке и т.д. В нашей космической промышленности, где все никак не могут принять тот факт, что вокруг не советский союз, а новая реальность — не может. У нас ведь самые дешёвые запуски за счёт чего? За счёт того, что зарплата нищенская и все привыкли.


        1. Wolframium13
          19.10.2017 15:33
          +1

          В нашей космической промышленности, где все никак не могут принять тот факт, что вокруг не советский союз…

          В Советском Союзе сварщики ВПК получали больше инженеров.


          1. Serge78rus
            19.10.2017 17:53
            +1

            Если поменять местами части предложения — инженеры получали меньше сварщиков, то уже получится более близко к советским реалиям.


          1. misato
            19.10.2017 18:48

            «Новая реальность вокруг» — это я имел в виду, что структура доходов и расходов нынче должна строиться из рыночных реалий.


      1. Zenitchik
        19.10.2017 15:51

        Газоэлектросварщик вообще бывает меньше 3-го разряда? Ни разу не слышал. Это заборы чтоли варить?


        1. black_semargl
          19.10.2017 18:31

          Ну вообще 2го разряда вполне бывают. Оградки варить тоже надо.
          Но как правило такой разряд по вторичной специальности, типа слесарь4/сварщик2

          ЗЫ Понравились требования к первому разряду — «должен уметь зажигать сварочную дугу».


          1. wych-elm
            21.10.2017 18:32

            Если слесарь 4-го и сварщик 2-го, то получается что у вас персонаж 6-го уровня? :=)


            1. black_semargl
              21.10.2017 21:11

              Нет, это разные абилки, их не просуммируешь


  1. achekalin
    20.10.2017 10:10

    Ну ничего, еще раз появится откормленная «ряха» из сфер повыше, и скажет, что стрелочник найден, уволен, и все ок.
    И так и будет делать, пока заказы Россия не перестанет получать.