Привет!

В жизни важно говорить “нет”, если вас что-то не устраивает. Я это понял на работе, когда попытался вытянуть еще одного кандидата, точнее, кандидатку. Хотел как лучше, а получилось, как обычно. Но так я научился экономить свое время и ускорять процесс подбора персонала.


А кто ты такой?


Ах да, забыл сказать, что работал раньше рекрутером. Специфика была интересной — я преподаватель английского по образованию и мне предложили заниматься подбором таких же, как я, да еще и носителей языка, а потом и заниматься их адаптацией в нашей онлайн-школе. Такой вот неплохой шаг вперед. А еще шанс помочь коллегам, которые действительно того заслуживают, получить достойную работу удаленно.

Скажу честно, я человек неконфликтный. Так с детства сложилось, что мне непросто отстаивать свои интересы, доказывать, спорить и не терять при этом самообладание. Да и со стороны спор со мной выглядит чаще забавно, чем пугающе. Зато я всегда умел дать максимально мягкую обратную связь. Поэтому мы создали с лидом, который курировал направление по преподавателям, идеальную связку: лид говорит “нет”, а я поясняю мягко и детально — почему.

Да-да, знаю, что сейчас уже начнете меня забрасывать тапками, что мол, сам должен уметь все. Это честно и правильно. Но каждый раз, когда я сам кому-то отказывал, я чувствовал ужасные угрызения совести. Особенно, когда пришлось отклонить кандидатуру девушки в инвалидной коляске по причине низкого уровня английского. Представляете? Даже вспоминать тяжело.

Мой первый раз




В первый раз меня заставила задуматься одна преподавательница во время ее адаптации. Было дело так: мы одобрили ряд кандидатов, и одного человека я взял на обучение под свою ответственность. Мне понравился уровень английского и умение пользоваться интернет-ресурсами. Этот человек подготовил достаточно качественный тестовый урок (решающий момент при отборе). Ситуация сложилась как нельзя более кстати — лид по преподавателям в отпуске, я мягкий и податливый, даю возможность обучиться нашим методикам и использовать наши авторские материалы для подготовки уроков.

Первые встречи-подготовки тогда у нас проходили по еще устаревшему способу — дается заранее теоретический материал, который на первой встрече я очень активно и детально разжевывал и буквально закладывал в будущих наших преподавателей. А потом встреча-семинар. Но та самая кандидатка не подготовилась ни к первому семинару, ни ко второму, даже после моего предупреждения, что она может не дотянуть до конца подготовительного этапа.

После длительных оправданий и просьб дать последний шанс я пропускаю человека на следующий этап подготовки — практические уроки со своими коллегами в качестве учеников. Задача преподавателя — подготовить по нашим материалам полноценный урок, добавив свою разминку, ролевую ситуацию и упражнение на закрепление грамматики (я для этой задачи даже предоставил нужные ссылки и инструменты).
В итоге, преподавателю оставалось только взять все готовенькое и провести урок.

И вот я, сделавший со своей стороны максимум (как мне казалось), со спокойной душой приглашаю того самого лида по преподавателям на тестовый урок с человеком, которому дал уже третий или четвертый шанс. Как вы уже догадались, ничего хорошего из этого не выходит. Я получаю выговор (и хорошо, что только так), а кандидат благополучно покидает нашу компанию и подготовку.

Вывод — стоило сразу сказать “нет” после второго промаха кандидата и сэкономить свои нервы и время. Забавно, что через неделю после нашего прощания эта кандидатка меня попросила продублировать все ссылки на материалы, которые я ей кидал во время подготовки. На наши материалы! Авторские! Даже совести у нее нет, похоже. Ну, или наглости просто больше.

Это случилось опять!




Я же говорил, что еще и носителей языка приходилось подбирать, верно? В общем, шла неделя долгого и нудного общения с арабами, индусами и даже китайцами, утверждающими, что они тру носители языка (как вы понимаете, с характерными для их национальности акцентом).

Нет, я не расист! Просто есть четкий запрос от студентов — хотим реальных нейтивов, а не маскирующихся сербов и так далее. И вот он, мой свет в конце тоннеля — британец. Интересный, живой, глаза горят! А урок как провел тестовый — на зависть многим. Все круто, берем! Только он как-то путанно отвечал по поводу места проживания и предыдущей работы. Мол, ушел, потому что не ценили и даже клеветали — обзывали безответственным. Меня это насторожило. Но даже нашему лиду преподавателей понравился этот британец. Вот его взяли.

Прошла неделя — не могли добиться от него документов для оформления. Оформили. Потом, когда начал работать, были какие-то странные отмены уроков. Причем узнавали мы о них уже от студентов (а это, как вы понимаете, совсем не хорошо и выставляет компанию с негативной стороны). Мы извиняемся перед студентами и компенсируем это бонусными уроками. Компания несет убытки, а сам носитель просит еще один шанс.

По своей доброте душевной верю его оправданиям: ураган снес столб связи рядом с домом и он никак не мог вести уроки. Правда, мобильная связь, чтобы нас предупредить, была! И вот он снова подставляет меня и не является на уроки, а компания снова компенсирует все бонусами и переводит студентов к другому педагогу.

Вывод — нужно было детально расспросить по поводу случая, когда преподавателя назвали безответственным и связаться с предыдущим работодателем, запросить обратную связь и причины увольнения. Возможно, это не навредило бы компании.

Финальная точка




Все, я уже более суров, быстрее отсеиваю людей. Но попадаю снова. В этот раз кандидат шикарен. Это девушка, которая отлично проходит тест на знание английского, по телефону общение проходит тоже отлично. Странно, что человек уже второй месяц не может найти работу с такими данными! Ответа внятного не получил по этому поводу и насторожился. Но какой английский! Ни единой ошибки!

Остается тестовый урок. Решающий. Заодно и на человека гляну, а то все по телефону, да по телефону. И вот, вижу я в своем мониторе человека на фоне старого советского ковра, кучи одежды, беспорядочно разбросанного барахла на диване и в домашнем халате. Человека, который пришел на собеседование. Первый звоночек!

Где-то внутри опять возникает желание дать человеку второй шанс (как же глупо). Но дальше все становится хуже — манера подачи урока, будто передо мной нервный старшина где-то в армии, никаких исправлений моих специально допущенных ошибок, резкая манера говорить в целом. Понимаю, что пора говорить нет. Но, согласно правилам, я должен утвердить все с лидом по преподавателям, чтобы не натворить делов. Естественно, получают ответ “нет” и просьбу самому сообщить новость кандидату.

Звоню. Говорю, что, к сожалению, не подошла манера подачи на уроке и способ общения со студентом. В ответ в трубку слышу “Сдохнииии! Сдооооохнииии! Из-за таких тварей и не могу найти работу! Сволочи! С*ки! Ненавижу!” И еще одно “сдооооохниии” секунд на 20 подряд. Даже коллеги в офисе подпрыгнули, так было громко!

И тут я понял, что пришла точка невозврата. Осознал, что мог бы это и не слушать, если бы просто пообщался с человеком вживую, не назначая тестовый урок и задав больше вопросов, почему работу не удавалось найти относительно долгое время. Вспомнил все предыдущие вторые шансы, которые давал неподходящим кандидатам. И просто вежливо сказал человеку в трубку (да, она еще что-то на меня кричала): “Вы не подходите нам по перечисленным ранее причинам. До свидания и успехов в поиске работы”.

Выводы


  • Говорите “нет” кандидату, если понимаете, что его приходится защищать, чтобы принять на работу. В 90% из всех случаев это были неподходящие нам люди.
  • Занесите в рамку те 10% исключений из правил, которые прошли и успешно работают благодаря вашей настойчивости. Научитесь находить аналогии с ними или же, наоборот, кардинальные отличия от них, чтобы принять решение.
  • Заручитесь поддержкой и тестовой группой людей. Если в вашем штате есть компетентные коллеги, подключайте их во время живого общения с кандидатом, а не только лида по направлению, в которое подбираете человека. Так у вас будет 3 точки зрения и всегда будет большинство голосов. Только не переусердствуйте с количеством людей.
  • Прислушивайтесь к своей профессиональной интуиции. Если у вас есть сомнения или вопросы — лучше разобраться во всем максимально детально. Все, что вас смущает, скорей всего, приведет к негативному исходу. Но это можно предупредить, сэкономив кучу времени и нервов не только себе, но и кандидату.
  • Учитесь на чужих ошибках, потому что свои очень дорого обходятся. А если уже допустили свои ошибки, анализируйте их. Старайтесь понять, как не допустить подобное вновь. Мне пришлось получить немало пинков, чтобы вынести полезный урок.


Надеюсь, что моя история поможет кому-то стать уверенней в себе, а еще лучше, научиться говорить “нет”, когда есть такое предчувствие. И вообще, доверяйте своим предчувствиям. Успешного подбора!

Бонусы для читателей


Онлайн-курсы


Мы дарим бесплатный доступ на три месяца изучения английского с помощью наших онлайн-курсов. Для этого просто перейдите по ссылке до 31 декабря 2017 года.

Индивидуально по Skype


Будем рады видеть вас на индивидуальных занятиях курса «<Бизнес английский».
Пройдите бесплатный вводный урок и получите комплексную обратную связь по своему уровню знаний, затем выбирайте преподавателя и программу обучения себе по душе!

Комментарии (0)