Как это работает?

Оборудованное бортовым ответчиком АЗН-В воздушное судно, самостоятельно определяя свои координаты по спутнику (GPS, ГЛОНАСС, собственно по этой причине технология и называется спутникозависимой), передает данные о своем местоположении на наземные станции АЗН-В в течение всего полёта. Вне зависимости от поступления запроса от наземного запросчика, примерно каждую секунду самолетом передается расширенный сквиттер (extended squitter), этот сквиттер содержит координаты месторасположения воздушного судна. Среди данных, помимо координат, транслируются курс, барометрическая высота, статус воздушного судна (наличие/отсутствие аварий, необходимость медицинской помощи, захват самолета, отказ радиосвязи) и т.д.

Линии передачи данных

В мире существует три режима передачи данных АЗН-В, это 1090ES, VDL4 и UAT. UAT – это формат, используемый только в США, комбинированно с 1090ES для авиации общего назначения. VDL4 – режим, изобретенный в 80-е годы 20 века в Швеции. Данный формат не подтвердил свою эффективность непосредственно в гражданской авиации, имея слабую скорость передачи данных – в 50 раз меньше, чем у 1090ES, в связи с чем исключен из программ развития гражданской авиации во всем мире.



В частности, одними из ключевых аргументов являются способность отвечать требованиям по заданным характеристикам и наличие бортового оборудования указанного стандарта. На сегодняшний день более 80% воздушных судов зарубежного производства, осуществляющих полеты в Российской Федерации, имеют бортовые ответчики АЗН-В 1090 ES. Отечественными предприятиями промышленности производится серийное оснащение бортовым оборудованием АЗН-В 1090 ES воздушных судов SSJ-100, запланировано оснащение воздушных судов МС-21, Ил-76ТД-90ВД, Ту-214, Ил-114-300, Ил-112, а также доработка существующего парка Ил-96-300, Ил-96-400 и Ил-96-400М до функционала АЗН-В 1090 ES.

Внедрение единого режима передачи данных АЗН-В 1090ES позволяет стандартизировать и оптимизировать мониторинг полетов гражданской авиации во всех классах воздушного пространства. Это обеспечит цельность и бесшовность создаваемого поля наблюдения, предоставит возможность гибкой интеграции и осведомленности всех заинтересованных сторон, повышая уровень безопасности.

Разворачиваемые на базе 1090ES системы автоматического зависимого наблюдения и мультилатерации представляют собой единую унифицированную платформу, аккумулирующую данные от территориально-распределенных источников данных – станций АЗН-В. В перспективе эта платформа будет использоваться для осуществления информационно-навигационных услуг, голосовой связи на малых высотах, передачи цифровых данных «борт-земля» и интеграции с системами метеообеспечения.

Первым объектом подобной системы территориально-распределенных источников данных является проект по интеграции двух многопозиционных систем наблюдения на базе единого стандарта 1090ES в Северо-Западном Федеральном округе. Проектирование интегрированной системы МПСН с функционалом АЗН-В произведено на аэродроме Пулково для обеспечения бесшовного поля наблюдения в зоне подхода, на посадочной прямой и на поверхности аэродрома Пулково, а также мониторинга выдерживания высоты воздушных судов (HMU+AHMS) в условиях сокращенных интервалов эшелонирования (RVSM). Интеграция решит задачи не только получения точных и достоверных данных в режиме реального времени, но и многие вопросы по наблюдению за воздушным движением над городом Санкт-Петербург Ленинградской областью.

Комментарии (13)


  1. Mogwaika
    10.11.2017 19:33

    Имеет ли смысл защищать информацию шифруя её открытым ключом запрашивающей станции?
    Вдруг аллах-бабахи сделают автонаведение зениток с земли по полученным координатам…


    1. Alcpp
      11.11.2017 04:31

      Учитывая, что воздушные пути известны и из текущих координат и скорости можно рассчитать где будет находиться лайнер, то вроде имеет.

      Но зенитки вряд ли добивают до 10 км.

      А БУКи кто ж им даст.


      1. TheShock
        11.11.2017 09:48

        Тот же, кто дал Бук ДНР?


    1. vikarti
      11.11.2017 20:40

      Уже поздно. ADS-B слишком активно используется.
      На хабре уже куча статей на тему:
      — как сделать девайс для отсылки данных на flightradar24 из подручных средств (RTL-DVB приемник + rPI + антена + опенсорсный софт)
      — какие бывают аналоги flightradar24 (включая Российские)
      — как обойтись без своего девайса а убедить flightradar24 прислать их собственное железо


      1. Mogwaika
        12.11.2017 02:18

        Глонасс значит в жигули заставить всех ставить можно, а новый передатчик в супер-пуперджеты нет…


        1. grafdezimal
          12.11.2017 09:32

          Кроме супер-пуперджетов есть ещё довольно много частных маленьких Чесн из середины-конца прошлого века, которых заставили поставить АДС-Б, потом новую рацию (каналов им видите-ли мало) и наверняка ещё что. Ребята не поймут, если им сказать «надо теперь с шифрованием, чтобы вас не подбили террористы, открываем снова кошельки»


          1. Mogwaika
            12.11.2017 23:19

            Да ладно, всякие платоны вон вводят, ребята тоже не понимают, но платят, куда денутся…


    1. AlexanserSmolentsev
      13.11.2017 09:41
      -1

      А на то и рассчёт. Ведь технологию нужно красиво преподнести. А как можно использовать… это уже второй вопрос, но врят ли бородатые зайцы что то будут наводить… они будут переносить, а вотнаводитСЯ оно будет куда нужно. Помните сбитый над Украиной «Не тот» самолёт?, методом последовательного исключения (воздушных судов находящихся в воздухе), можно ракету навести на нужное судно, которое не выдаёт свои координаты(ну скажем при условии что эту систему будут ставить на все гражданские суда воздушные).

      На что прицел? То то же.


    1. blackghost56
      13.11.2017 09:41

      Это проще сделать чем вы думаете, но к счастью настоящих террористов не существует.


    1. LPD1090ES Автор
      13.11.2017 09:47

      От «зениток аллах-бабахов» — вряд-ли целесообразно, т.к. безопасность это не увеличит (большинство читателей гиктаймса без затруднений соберет оптическую или инфракрасную систему). Есть смысл для защиты от навязывания ложной информации (спуффинга).


  1. Rehtru
    13.11.2017 09:41

    А что, RVSM в России уже есть?

    И про наблюдение над СПб. В чем там проблема-то, которую решат?
    Запретная зона, пролетающие магистральники видны и локатором, а мелкие вертолеты никакими АЗН-В не оснащены (не обязаны оснащаться).


    1. LPD1090ES Автор
      13.11.2017 09:55

      Россия несет ответственность перед региональным мониторинговым агентством «Евразия» по контролю выдерживания высоты (HMU) для полетов по RVSM. Тут вот программа мастер-плана есть www.rma-eurasia.ru/downloads/Eurasia_RVSM_Master_Plan.pdf
      А так вроде в некоторых зонах по сокращенным минимумам (около 300 метров по вертикали) уже вроде летают суда.
      По СПб — проблема в налаживании воздушного движения в рамках города и области. Вот тут статья есть npp-crts.ru/media/news/multilateration-for-St-Petersberg


  1. gosha-z
    13.11.2017 09:41

    Изначаль неверное утверждение. Никто не использует gps и иже с ними в качестве первичной системы определения положения. Первичны всегда IRS/lNS