Сегодня у ряда магазинов в РФ затруднена или прекращена торговля из-за массового сбоя фискальных регистраторов «Штрих-М-01Ф». О сбоях сообщают как мелкие магазины и АЗС, так и крупные сети, как сеть «Магнолия» в Москве, DNS, заправки «Лукойл», «Газпром нефть» и другие.

Фискальные регистраторы — это единая система учёта чеков в точках продаж для контроля налогообложения. Продажи любых товаров без фискальных чеков запрещены.


Причина в прошивке, полученной при автообновлении.


Техподдержка сообщила о возможном решении вопроса:
Если на кассе еще не открыта смена, то возможно ее восстановление с помощью автообновления. Исправленная прошивка выложена для большинства касс (список ниже).
Список касс (только кассы с ключами):

ШТРИХ-МИНИ-01Ф
ШТРИХ-ФР-01Ф (исполнение 1)
ШТРИХ-ON-LINE
ШТРИХ-М-01Ф
ШТРИХ-ЛАЙТ-01Ф
ШТРИХ-М-02Ф
ШТРИХ-ЛАЙТ-02Ф
ЭЛВЕС-МФ (УМ)
ШТРИХ-МИНИ-02Ф
ШТРИХ-ФР-01Ф (исполнение 2)
ЭЛВЕС-МФ (ФР)

Для этого нужно настроить ее на работу с сервером техмониторинга (СКоК) и установить режим автообновления.

Прошивки исправляющие данную ситуацию размещены в ЛК ЦТО.

Синдромы:
— Ошибка ккт по ожиданию печати
— Вход ККТ в режим постоянной перезагрузки.

Лечение:

1. Необходимо закрыть смену
2. Загрузить версию прошивки которая во вложении.

Если ккт находится в ошибке и не обновляется то:

1. Необходимо сделать техобнуление ККТ.
2. Загрузить прошивку
3. Востановить таблицы

Комментарии (114)


  1. Spewow
    20.12.2017 13:20

    Первая мысль была про деструктивный специально заточенный вирус аля Петя (писал пост об этом), ан нет во всем виновата кривая прошивка.


    1. sintech
      20.12.2017 13:34

      А в кривой прошивке виноват Петя программист?


      1. VaalKIA
        21.12.2017 01:16
        -1

        Думаю что в таком ответственном оборудовании, должно быть 2 прошивки, к чему пришли в материнских платах ПК (типа, dual bios, когда вирусы стали портить флеш). Что бы можно было в любой момент тумблером вернуть к предъидущей с одновременным отключением автобоновления.


        1. Main_Shroom
          21.12.2017 06:05

          Там не так все просто. В тех же штрихах для обновления прошивки обязательно необходимо тех.обнуление аппарата с последующей настройкой, так как разные прошивки используют различный формат хранения данных(хотя частично перенести настройки все-таки можно). А в некоторые аппараты и вовсе необходимо физически разбирать для перепрошивки.
          Сам по себе рынок жутко консервативен и внедрять новые стандарты работы с аппаратами никто не хочет. Да и опасное это дело в сфере торговли. Собственно кто в теме, тот знает каким геморроем обернулась для рынка вся эта идея с онлайн-кассами.


    1. Kwisatz
      21.12.2017 01:16
      +1

      Первая мысль у меня лично была: ЕГАИС серия два. Помню два или три случая когда никто в городе а мб и в стране не торговал алкоголем


  1. Neuromantix
    20.12.2017 13:39

    «Если бы строители строили дома так же, как программисты пишут программы, то первый же дятел уничтожил бы цивилизацию» (из законов Мерфи)


    1. T-362
      20.12.2017 14:04
      +2

      Уже многократно обсуждали и перетирали — если бы в строительстве так-же писали ТЗ и проекты как в программировании — авторов бы в фундаменте живьем хоронили.


      1. Konachan700
        20.12.2017 16:43

        если бы в строительстве так-же писали ТЗ и проекты как в программировании

        Там еще хуже. Я сталкивался с проектами жилых домов. Там и трансформаторы из дерева, и бездумная копипаста, и лошади с %цензура%, и чего только нет… Студенты-двоечники такое не допускают в краденых курсовых.
        Э — экономия. Вместо отдела проектирования (а проектирование в аутсорсе) сидит девочка, которая шлепает типовые проекты, скачивая готовые образцы с интернета. Например, проект на пожарку был просто набором схем с сайта производителя, и двумя автокадовскими файлами, в которых хаотично расставлены приборы, которые уже лет 10 как сняты с производства. Я два листа А4 замечаний написал, фактически, сделал заново экспертизу. Проект на водоснабжение не посмотрел — так влепили в проект систему учета, но водосчетчики поставили без импульсных выходов… Под пожарку поставили повысительную установку, но ограничители давления в квартирах не установили (проектировщик-аутсорсер про них не знал видимо) — каждая сработка оборачивается гидроударами, срывом шлангов и затоплением. И такого море просто. Молниеотвод, идущий прямо по жилой части внутри здания в 15см от слаботочного стояка? И так сойдет!
        Авторов проклинают, да, но всё устроено как в Поднебесной: как заплачено, такое и качество. Мы можем сделать проект за три копейки, но и качества там будет именно что на эти три копейки.
        После наблюдения современной стройки как-то очково квартиру брать в новостройках бюджетного класса…
        Так что не надо на программистов. Кризис качества системный, во многих отраслях. Невозможно сделать дешево, быстро и качественно одновременно, при этом рынок заставляет делать дешевле и быстрее — иначе не выдержишь конкуренции.


        1. T-362
          20.12.2017 17:32

          Со строительством плохо в частности, а с ТЗ и проектированием — везде (кроме редких компаний).
          А самое жестокое это когда все написали, спроектировав с прототипами по предоставленным данным, выверенная и подтвержденная с клиентом архитектура после долгого изучения обеих систем, а спустя пару месяцев после релиза от противоположной стороны — «ой наш индус нормально свои же рестлеты поправить не может, по этому данные часто приходят с ошибками а ваша синхронизация жестоко отрубается от такой фигни (как и было запланировано!). А сделайте что-бы оно все равно запихивало, но выдавало ворнинг нам на почту (которую мы не читаем) а мы сами поправим!», а потом через пол года треть данных забита с дубликатами, а еще через год их индус уволился и они сами не могут разобрать что там он понаписал.

          Хотя и со строительством я может слишком оптимистичен, сталкивался — в ЕС новом пафосном евродоме, новая пафосная евростенка, выходящая на старую нордическую евроулицу — в одном месте сделана «в пол кирпичика» как межкомнатная. Отскребать зимой от нее лед прямо в квартире было эпично.


        1. mSnus
          20.12.2017 21:09

          У программистов, в отличие от строителей, в данном случае есть возможность все тестировать на реальном железе. Хотя бы загрузить и посмотреть, не виснет ли чего..


          Если бы строители по каждому проекту все строили в реале и обкатывалм вживую… не было бы бюджетных новостроек вообще))


          1. Stirliz85
            21.12.2017 05:32

            Вот недавно прошивку Фрегата обкатали на реальном железе, например.


          1. saboteur_kiev
            21.12.2017 19:04

            Все делают вживую.
            Закапывают дополнительные укрепляющие балки, укрепляют стены и перегородки, даже достраивают целые дополнительные подпирающие секции. И все равно бывает, что дом слегка оседает, стены корежит. У меня соседний дом почти напополам треснул, съехав на пару сантиметров. Выселили весь подъезд, но так как не рухнуло, то заклеили скотчем и ввезли людей назад.

            Все мы многократно видели, как плитка отваливается через месяц, как штукатурка валится, крыша протекает, холодный воздух просто задувает через угол стены, словно там дырка. Я уж не говорю про строительные ремонты связанные с дорожным покрытием.
            Просто строительство, в отличие от программы, не так сильно зависимо от одного неправильного байта, очень много вещей можно исправить на ходу и постоянно исправляется.


        1. 152251
          21.12.2017 02:25

          Вы меня извините, но по-моему вы привираете, повысительная станция на пожарку идёт по щитам с гидрантами отдельным стояком и никак не связанна с водоснабжением квартир.


          1. tretyakovpe
            21.12.2017 12:26

            а он нигде не сказал что затапливало из водоснабжения. Затопление лестничной клетки легко может превратиться в затопление квартиры


            1. 152251
              22.12.2017 06:56

              "Под пожарку поставили повысительную установку, но ограничители давления в квартирах не установили (проектировщик-аутсорсер про них не знал видимо) — каждая сработка оборачивается гидроударами, срывом шлангов и затоплением."
              Ключевая фраза — ограничители в квартирах.
              Для водоснабжения ставят повыситель для хоз.питьевых нужд, на пожарку повыситель немного другой, он постоянно даёт давление, но запускается автоматикой только при пожаре/сработке, далее, в щитах с пожарными рукавами стоит кран пожарный с датчиком положения(последнее время других я не видел), т.е повыситель включится когда вы начнёте открывать кран либо повторюсь от сработки.Этот кран сорвать давлением повысителя невозможно. Он просто приукрасил)
              Сдавали здание с "умным домом" и прочими плюшками, приехал ГИП, задал ему вопрос мол, чёрте чё спроектировали, половина датчиков и контроллеров лишние, пожарку криво "нарисовали", рабочие места СКС не бьются с электрикой и т.д(это всё мы переиграли сами и согласовали), ответ был как написано выше — а что вы хотели за эти деньги?)))


          1. ugsm
            23.12.2017 14:05

            в нашем доме 2010г сдачи есть как подъездная система гидрантов на общих площадках, так и поквартирная, при которой в каждом туалете есть отдельный отвод и предполагается установка рукава 1/2" для своей квартиры. Однако, когда в коридоре стало капать с трубы гидранта, сантехник из УК объяснил это конденсатом, т.к. по этим трубам, которые питают гидранты, идет обычная холодная вода до тех. этажа, а потом спускается в квартиры.
            ЗЫ. ограничители давления стояли изначально, но именно они потекли через несколько лет. Т.к. этаж последний, то сняли их к чертям.


      1. Areso
        21.12.2017 06:56

        Т.е. вы никогда не видели задачи "постройте мне тут особняк с закосом под диснеевский замок", без подробной детализации? И я думаю, автор такого "ТЗ", в котором, в лучшем случае есть количество этажей и общая площадь, сам скорее закатает строителей в фундамент...


    1. plastilinko
      20.12.2017 15:06

      Таки если бы строители строили по-проекту или заказчик оплачивал бы по проекту…


      1. mistergrim
        20.12.2017 16:20

        «Второй закон Вейнберга: если бы строители строили здания так же, как программисты пишут программы, первый залетевший дятел разрушил бы цивилизацию»


      1. qwertyqwerty
        20.12.2017 20:04

        Это закон Фостерс.


  1. Calvrack
    20.12.2017 13:51

    Предлагаю разработчикам рацуху…
    короче нужна касса отдельная куда они будут заливать обновление раньше чем раздавать его потребителям. На ней можно время вперед покрутить, или там всякие эффекты попробовать — типа пропадения сети, питания или еще чего-нибудь.


    Короче очень хорошая идея по-моему. Назову ее — тестирование.


    1. iig
      20.12.2017 14:04

      Да, точно! А еще можно список обязательных тестов составить, и пока все они не пройдены — в продакшн не выкатывать. А то рационализаторы додумаются наугад в кнопки тыкать…


    1. Akuma
      20.12.2017 14:19
      +1



      У самого продажи стоят, не сдержался :(


    1. Een_Stemming
      20.12.2017 14:25
      +2

      Хм… А ведь классную штуку вы придумали. Странно, что раньше до нее никто не додумался. Особенно производители этих кассовых аппаратов.


      1. Mirn
        20.12.2017 16:10
        +1

        я кажется догадываюсь почему не додумались — меня регулярно находили ейчеры из некой компании занимающейся разработкой электроники кассовых аппаратов.
        В собеседовании спрашивали всё, от глубокого матана и неочевыдных особенностей преобразования фурье, до технологии изготовления корпусов и клавиатур и веб-програмирование с умением администрирования сервера. Программирование микроконтроллеров вообще досканально. Но зарплата была 40-50тр (Мск). (Жаль её озвучили после того как я сделал тестовое задание сроком на неделю — по факту сделал за пт-пн).
        Догадайтесь кто туда пойдёт и как будет работать.
        Добавлено: да чего они не спрашивали воовсем, дак это гит, тестирование и всё такое прочее, совсем не спрашивали. Тестовое задание надо было прислать обязательно в! рар! архиве
        Все совподения случайны


        1. rstepanov
          20.12.2017 17:31

          А потом ваше тестовое задание сразу в продакшен раскатали, даже без ревизии кода ;)


        1. ainoneko
          21.12.2017 07:02

          Тестовое задание надо было прислать обязательно в! рар! архиве
          Все совподения случайны
          "RAR используют козлы" кассовые аппаратчики?!


    1. kaichou
      20.12.2017 15:51

      Да всё в Штрихе тестируют, куда больше многих.
      Тесты избавляют ото многих косяков, но это не серебряная пуля, надо же понимать.


      1. Calvrack
        20.12.2017 18:19

        А тут же какая история. Если вот некто коммерчески строит свой бизнес на чужом облаке, и облако падает. Это очень печально, невесело, но бизнес знал на что идет. Свобода договора, и рынок, и все такое.


        А если некто нерыночными методами и админресурсом принуждает бизнес платить деньги и тратить время на новые кассы, то и осуждение будет совсем другого порядка. Понятно, что по хорошему производитель в этом случае не имеет никакого права на дисклемкры и отказы от отвественности. Так что как бы они там "куда больше многих" не тестировали — значит — недостаточно. Не знаешь как делать себерняную пулю — не лезь рушить чужие продажи.


      1. kvarkicn
        22.12.2017 19:06

        Ой да ладно. Если бы вылез какой-то редкий или неочевидный баг, то да.
        Но когда баг валится при штатном функционале… Подобное же с егаисом было.
        Т.е. тупо в тестовой среде выполнить последовательность работы кассира и баг всплывет.


    1. ploop
      20.12.2017 16:27

      Скорее всего всё банальнее — окошко там при копировании перепутали, или ещё что :)


    1. Karpion
      20.12.2017 20:07

      Я предлагаю Путину (или министру, который за это отвечает) повесить на контору, которая делает прошивку, штраф в размере убытков — в пользу пострадавших магазинов. И тогда эта контора сама быстренько изобретёт всё, что нужно — и тестирование, и всё остальное.


      Чем больше я читай про эпические факапы на ровном месте — тем лучше понимаю, почему во время индустриализации нужны были репрессии. Причём репрессии — в адрес не рядовых исполнителей, а руководства.


      1. Neuromantix
        20.12.2017 20:12

        Не нужны репрессии, достаточно материальной ответственности (а в случае с программистами, скорее всего хватит просто ответственности)


        1. OnYourLips
          21.12.2017 11:57

          Простите, а почему программистам, а не QA?


          1. Germanets
            21.12.2017 14:48

            На самом деле нужно прописать менеджменту и всё на этом… А делить ответственность между тестировщиками, программистами и бизнес-аналитиками — дело неблагодарное, они просто должны быть одной командой вместе с менеджером, которые вместе отвечают за ту или иную фичу и за тот или иной продукт…


      1. Llevellyn
        20.12.2017 21:16

        ага, только вот репрессировали почему-то не тех, а реально виноватые в факапах всегда выходили сухими из воды и даже шли на повышение


        1. Karpion
          20.12.2017 22:09
          -1

          Я так понимаю — Вы проанализировали те факапы и выяснили, кто был виноват.


      1. TheDeadOne
        21.12.2017 09:51

        При чём тут Путин? На свободном рынке такие вопросы должны решаться без правительства. Просто все пострадавшие торговые сети подают в суд на поставщика касс, требуя возмещения недополученной прибыли.


    1. Sergio_Palermo
      22.12.2017 08:12

      Через эту кассу выплачивать зарплату всему составу компании.


  1. DeadlyDream
    20.12.2017 14:32

    о да с утра повеселился. пока прошивку с загрузчиком прислали, продавцы с магазинов весь мозг вынесли.


  1. JabbaTheHutt
    20.12.2017 14:32

    Нужно радоваться, что ЕГАИС не повис.
    Страшный сон — по всей стране перед новым годом не продают алкоголь.


    1. kumaxim
      20.12.2017 15:33

      31 декабря, весь отдел начинает уже отмечать наступающий праздник, пошла 1-я, 2-я, 3-я стопочка, как вдруг в зал забегает ПМ, рвет на себе волосы и кричит: «Ничего не работает, срочно почините»!!!

      Алкоголь уже начал действовать на программиста Петра, его коллега Василий вставил шутку про Пик Балмера/впадину Торвальдса, когда Петр уже поднимался по лестнице, чтобы посмотреть логи.

      Усевшись за свой ПК, Петр вспомнил недобрым словом ПМа и полез смотреть логи. Сказать, что там была какая-то дичь — не сказать ничего. Петр смотрел на все это минут 10, погрузившись в какую-то прострацию, пока его не вытащил голос ПМа: «Петр, ну что там? Когда починишь?»…

      Сказав ПМу, чтобы не мешал, Петр начал судорожно стучать по клавишам. Вроде бы все сервисы были подняты и корректно обрабатывали все запросы, но именно в злосчастном логе был просто какой-то ад, и в совокупности все это не работало… Петр перезагружал систему, откатывался на бэкап, но ничего из этого не помогло оживить пациента…

      Спустя еще минут 30 в зал зашел директор вместе с остальными программистами. Коллеги Петра, к тому моменту уже были «хорошенькими» и по нужным клавишам попадали раза в 9-го. «Петр, твою *%№_+)» — обратился к нему директор — «Сделай что-нибудь, чтобы это заработало, иначе с 1 января можешь начинать искать себе новую работу». В этот самый момент, Петр, как ему казалось нашел в чем проблема, но угроза директора заставила его сомневаться и он решил перепроверить все еще раз…

      В этот самый момент, из другого конца кабинета до Петра донеслась фраза его коллеги Анатолия: «Да ну в пи***», после чего у Петра оборвалось соединение с ssh. «Что за ****?!» — воскликнул Петр — «Анатолий, что ты сделал»?!.. Истерический смех Анатолия, который выпил больше всех, заставил уже напрячься всех кто в тот момент находился в кабинете…

      Первым к Анатолию подошел тимлид Андрей, который тут же вломил его затрещину, а потом начал истерично хохотать. Затем к им подошли Директор и ПМ, заглянули в монитор Анатолия и обратились к Петру, который уже подходил к ним, чтобы узнать причину столь истеричного схема своего тимлида. «Что там?» — промолвил Директор.

      На мониторе Анатолия была открыт терминал, разорвавший соединение с главным сервером. Последней командой, которая была отправлена Анатолием было: «rm -rf /»…

      *** Конец первой главы ***

      Вот именно так, по моему мнению, будет начинаться страшный сон российской розницы, когда рухнет ЕГИАС…


      1. Akon32
        20.12.2017 15:46

        А продолжение будет?


      1. MasMaX
        20.12.2017 15:47

        Конмада «rm -rf /» уже давно пофикшена и без специальных аргументов она корень не удалит :-)


        1. sevikl
          20.12.2017 16:17

          анатолий не обновлялся


          1. Popadanec
            21.12.2017 12:58

            Такие мысли были(и есть) в сторону налоговой и других фондов. Пока ты исправно платишь налоги и сдаешь отчетность все норм, но вот понадобилось возместить пособие по болезни, это какой то ад. Электронная отчетность тут не работает. Формы устаревшие, куча требований(причем не указанных официально). Да и других примеров хватает.


        1. arheops
          21.12.2017 01:38
          -1

          Зато прекрасно работает rm /*/*/* -rf


        1. nvshap
          21.12.2017 06:14

          Лет 10 назад в спешке опечатался и вместо «sudo chmod -R 600 ./*» запустил команду «sudo chmod -R 600 /*».
          Так что в консоли и без «rm» можно дел натворить.


          1. MasMaX
            21.12.2017 09:31

            Бед натворить и без удаления можно. Один раз случайно папку /etc перенесли (человек сидел через sftp и просто dragndrop ее в другую папку). Встал продакш на несколько часов))


            1. rvbglas
              21.12.2017 12:55

              Через sftp под рутом? Ээээ…


              1. MasMaX
                21.12.2017 14:39

                Да бывает такое… Это заказчик сам натворил бед, у него был полный доступ. Потом серваки обновили и пароли от рута ему пока не доставались))


          1. tommyangelo27
            21.12.2017 10:06

            О, а я когда-то запустил chown root:root /* на продакшене. Пару дней чинили


            1. bro-dev
              21.12.2017 12:45

              как такое вообще чинится? есть какая нибудь команда вернуть как было?, то есть дефолтные значения прав7


              1. tommyangelo27
                21.12.2017 17:20

                Если честно, я не знаю… Починкой занимался гуру админ. Там еще была проблема по ssh зайти, так как не было прав. Хз, возможно просто дропнули и из бекапа восстановили, благо БД была отдельно и данные не пострадали.
                Плохо помню обстоятельства, так как это было 6 лет назад.
                Зато хорошо запомнилась дата, так как это был день перед моей свадьбой и я сидел на работе до 9 вечера :-)


                1. bro-dev
                  22.12.2017 00:32

                  когда у меня так было, я случайно повесил 777 на рут рекурсивно, у меня вообще перестала загружаться ось, по гуглу удалось завести, с начало включается режим синглюзера, и после этого механизмы юзера в линуксе какие то другие включаются и можно включать ось не авторизуясь.
                  Но это помогло тока выкачать файлы и базы, а вернуть как было так и не получилось прошлось всё переустанавливать.


          1. SchmeL
            21.12.2017 12:08

            Я после подобного факапа на тестовом сервере, стал все подобные команды с абсолютным путем писать.


            1. sumanai
              21.12.2017 16:54

              Ну напишите с абсолютным путём, и пробелом после первой чёрточки.


      1. grando_luddito
        21.12.2017 06:15

        Анекдот вспомнился, кто эту рекурсию в область ИТ переделать может?


        "Прошивку фиск. регистратораРешение Страшного Суда можно обжаловать в драйвере ККМ Страшном Апелляционном Суде.
        Решение Госдумы Страшного Апелляционного Суда можно обжаловать в Microsoft Самом Страшном Апелляционном Суде.
        Решение Самого Страшного Апелляционного Суда можно обжаловать в Самом Самом Страшном Апелляционном Суде.

        Ничего необычного — это просто такой ад для адвокатов..."


      1. Hardcoin
        21.12.2017 11:05

        Не хватает &. А то после разрыва ssh команда остановится и перестанет удалять.


      1. Norno
        21.12.2017 11:46

        У конторы в рассказе конечно не все хорошо, но вот этот самый Петр, еще в начале ворочал бэкапы и они нормально восстанавливались, так что должно быть не очень страшно, плюс минут 15 на разворачивания (время определено условно, з времени которое до этого решал проблему Петр).


      1. amarao
        21.12.2017 12:40

        А что плохого в удалении данных с одного из серверов? Ну, деградация и всё такое. Байка образца 1980ого года, когда сервер был ОДИН и его отказ означал КАТАСТРОФУ.

        Давно уже нет.


    1. Slav2
      20.12.2017 16:33

      У нас в супермаркете именно алкоголь перестал пробиваться во всех кассах. Но это Владивосток, до вас новость наверно еще не дошла :)


  1. sshmakov
    20.12.2017 15:31

    Причина в прошивке, полученной при автообновлении.

    Я правильно понимаю, что автообновление прошивки — это де факто обязательная фича для соответствия 54-ФЗ?


    1. MasMaX
      20.12.2017 15:39

      Такого указания нет. Просто там еще до сих пор много багов и их фиксят, надо следить за новостями чуть ли не каждый день. По-умолчанию автообновление включено.


      1. sshmakov
        20.12.2017 16:20

        Указания понятно нет, да и не может быть, поэтому спрашиваю про «де факто», а не про «де юре».
        А если не обновиться вовремя, то есть риск сделать что-то не то и налететь на штрафы от налоговой?


        1. MasMaX
          20.12.2017 16:23

          Пока риска нет, но всегда может выйти какая-то поправка к закону, например чтобы время в другом формате приходило и тогда ваш отчет не примут. Закон молодой, так то его вполне могут корректировать в ближайшее время. Если следить за новостями то проблем не будет и будешь знать когда обновляться.

          В ручном режиме кстати обновлять немного хлопотно. Плюс те кто их обслуживает (админы) часто берут почасовую оплату. Проще не трогать и оставить авто.


      1. Mur81
        21.12.2017 10:58

        Вообще-то нет. У меня в хозяйстве четыре Штрих-М-01Ф. Во всех автообновление выключено с завода (что меня видимо и спасло — похоже косяк появился в более поздних прошивках чем на моих аппаратах).


    1. vvzvlad
      21.12.2017 11:50

      На самом деле на кассах, где было включено автообновление, все прошло легче — как только появился хотфикс, они обновились на него.


  1. zelserg
    20.12.2017 15:55

    Виновата прошивка… А кто писал эту прошивку, кто и КАК ее тестировал, кто принял решение ее выложить? Надо было на кошках потренироваться, зачем было торопиться.

    Интересно, могут покупатели предъявить иски по ущербу… Если нет, то ждем дальнейших потрясений.


    1. Germanets
      20.12.2017 16:20

      Ну вот да, вопрос по поводу ущерба от простоя думаю многих заинтересовал) Благо, что не 30го вечером это произошло…


      1. Neuromantix
        20.12.2017 16:28
        +1

        Там в EULA будет написано: «ответственности ни за что не несем, это вы нам еще должны»


      1. ARD8S
        20.12.2017 17:25

        INTERFAX.RU

        «По нашим подсчетам, от сбоя пострадало порядка 9% рынка; оборот, который не поступил в кассы, составил 10 млрд рублей, 2,5 млрд — недополученная прибыль ритейлеров в этот день», — заявил президент АКИТ Алексей Федоров (его слова процитированы в сообщении, распространенном пресс-службой ассоциации).

        ria.ru
        Роспотребнадзор рекомендовал покупателям документировать и фотографировать процесс совершения дорогих покупок при сбое в работе касс, сообщила пресс-служба ведомства.

        Забавно.


        1. Daniil1979
          20.12.2017 18:43

          ООО… Смертельная Битва! АКИТ против Штрих-М! Раунд 1 за Штрих-М!


        1. yul
          20.12.2017 22:34

          Да, недополученную прибыль АКИТ считать умеет…


          1. pnetmon
            20.12.2017 23:50

            http://www.interfax.ru/business/592660
            Ритейлеры потеряли 2,5 млрд руб. из-за сбоя в работе кассовой техники


            Случись в Черную Пятницу непонятно сколько бы еще нулей они бы пририсовали.


            1. iig
              21.12.2017 12:02

              Цифру нарисовать можно любую.
              Кому нужно заправиться — заправится на день позже — деньги мимо заправки не пройдут.
              Кто собрался купить телевизор — купит на день позже — деньги мимо магазина не пройдут.
              Кто хотел закупиться на новый год/корпоратив — аналогично.
              Да, кто хотел купить водки пельменей на вечер — завтра в 2 раза больше не купит, тут деньги прошли мимо кассы.
              Неприятно, но последствия очень сильно преувеличиваются.


              1. pnetmon
                21.12.2017 13:49

                Пока вы не правы. У части конкурентов АКИТ техника работала. А вот когда все будет АКИТ тогда да, потери будут незначительны.


              1. Oraclist
                23.12.2017 17:51

                Работаю в ритейле. Оборот оборотом. Аналитики не учитывают списанный товар.
                А также не учитывают затраты компаний на устранение проблем, ФОТ компании за 1 день, например.


        1. sashocq
          21.12.2017 12:57

          Т. е. российские покупатели от сбоя сэкономили 10 млрд. рублей! Не плохо.
          Или всё-таки они их позже потратили?


  1. Stchee
    20.12.2017 16:36

    Со штрихом недавно было развлечение — win defender воспринял драйвера от онлайн касс как вирус. И отправил их в карантин. У меня 300 касс в хозяйстве…


    1. Unit
      22.12.2017 08:12

      С АТОЛом бывает подобное счастье)


  1. AntonSunrise
    20.12.2017 16:55

    В начале 2000-х я почти 4 года работал в Штрихе тестировщиком. Все тестировалось очень серьезно, была хорошая автоматизация, покрывались всякие пограничные случаи, тестировались ошибки типа «проблемы 2000» и т.д. И в первую очередь это касалось флагманского железа типа Штрих-ФР и Штрих-Мини. Допускаю один из двух вариантов — или за последние 10 лет отдела тестирования полностью деградировал (возможно, но не очень вероятно), или наши доблестные регуляторы наворотили столько нелепых требований к ФР за последние 10 лет, что это все уже попросту невозможно нормально тестить (плюс спешка, плюс изменения в регулировании в последний момент).

    Сочувствую всем кто пострадал от проблемы, но к сожалению такое случается, никто не идеален, баги в проде бывают у всех.


    1. zelserg
      20.12.2017 17:08

      Баг багу рознь. Одно дело — редкая комбинация данных или экзотическое железо, когда косяк вылезает у 3-4 на миллион (система 6 сигм) и через неделю/месяц. А другое — когда сразу и массово. Явно в консерватории непорядок.


      1. sshmakov
        20.12.2017 17:25

        «Экзотическое железо» может оказаться типовым на всех АЗС Лукойла.


        1. zelserg
          20.12.2017 20:16

          Сами-то верите в версию с «экзотичностью»?


      1. AntonSunrise
        20.12.2017 20:22

        Ну это типичная проблема массовых железяк. Если проблема просачивается в прод на таком массовом продукте как ФР (а их на минутку миллионы проданы), то и затронет она очень многих (даже если условия повторения и экзотичны). Ну да, плохо оттестировали, главный вопрос — как теперь отработает поддержка.


      1. Stirliz85
        21.12.2017 05:43

        «экзотическое железо» — это, блин, все без исключения кассы. В них ВСЁ сделано так, чтобы ни один вменяемый человек ничего в них не понял с первого раза.


  1. motpac
    20.12.2017 17:44

    Да ладно вам, бросьте вы эти страдания! У нас вон ракеты из-за багов падают и ничего, живем пока. Пусть и растёт подводная группировка спутников ГЛОНАСС, но там, на глубине, их уже ждут супер-роботы!


    1. motpac
      20.12.2017 18:10

      ведь поставил тег <irony, а парсер его всё равно съел и не показал…


      1. AntonAlekseevich
        20.12.2017 18:15

        Надо было писать "оставлено на правах шутки". :D


        1. motpac
          20.12.2017 18:19

          да уж… сейчас огребу за шутеечку.
          Тут у нас шутить не любят. Отсюда мораль, всегда жми «Предпросмотр» прежде, чем постить.


          1. kirillaristov
            21.12.2017 04:42

            Да не парьтесь вы так.


          1. GrinyaLovesYou
            21.12.2017 12:58

            Тест предпросмотра: <irony />


    1. Stirliz85
      21.12.2017 05:54

      Там чуть ниже была высказана версия, что на Фрегате в качестве бортового компьютера и был установлен фискальник.


  1. dron41k
    20.12.2017 17:51

    Ха, у нас (да и думаю, по всему миру) так в 2011 контроллеры СКУД Apollo перескочили через 0 и начали отсчитывать время заново, с 1 января 1970 года. Тоже глобальная проблема в прошивке была.


  1. LevOrdabesov
    20.12.2017 17:53

    «Поддержка малого бизнеса», – говорили они.
    Эта система рождена упавшей (и речь не о коде).
    Где скинуться на то, чтобы она чаще падала?


    1. impetus
      20.12.2017 18:24

      «русский взнос за счастье милых — Не кошелёк, а голова.»


  1. Cedric
    20.12.2017 18:11

    А с Восточного запускали ракету, не с этой кассой случайно?


  1. Haoose
    20.12.2017 19:43

    Это еще летом там что-то тестировали с этой датой, да забыли удалить, видимо. Или удалили, да поздно, не все успели обновить кассы с тех пор.


  1. Runis
    20.12.2017 20:38

    И почему мне кажется, что эта ошибка банальная, при масштабах использования, её просто не должно было произойти.


  1. dark_snow
    21.12.2017 02:56
    -1

    Все что продиктовано нынешними законами, изначально является "выкидышем акушерки" и априори работать не должно (скорее удивительно что хоть что то работает, да и те же школьники российские несмотря на усилия реформы "абразаванийа" выигрывают олимпиады). До тех пор, пока в торговле разрешены акиты и иже с ними — бардак будет продолжаться.


  1. philya
    21.12.2017 06:18

    А Штрих не хочет оплатить все покупателям своей продукции хотя бы стоимость перепрошивки В ЦТО? 500 рублей аппарат.


  1. EAL9000
    21.12.2017 06:18

    Отключились ФР с прошивкой от июня 2017, никакого автообновления не было включено.
    А вот старые прошивки от мая, те нормально работали.
    Так что баг давно сидел, не в самой свежей прошивке


  1. MrVVoodman
    21.12.2017 06:19

    Пришёл сегодня в Магнит, набрал еды, подхожу к кассе, а там из-за этих принтеров нельзя и картой расплатиться, правда торговля идёт вовсю, даже без чеков и безнала.


  1. Mur81
    21.12.2017 06:19

    amp.meduza.io/feature/2017/12/20/po-vsey-rossii-odnovremenno-slomalis-kassy-v-magazinah-kak-eto
    «В компании «Штрих-М» заявили, что сбои в работе кассовой техники, скорее всего, связаны с датой — 20.12.2017, правда, не пояснили, как именно. «Естественно, никто не мог предположить, что в этой дате кроется такая ошибка. Но люди, которые вовремя обновили программное обеспечение, у кого стояло автоматическое обновление — оно у нас в заводских настройках — не пострадали. Пострадали те, кто отключил обновление вручную», — рассказали «Медузе» в пресс-службе компании.»

    Врут и не краснеют! У меня 4 кассы их (Штрих-М-01Ф). И во всех четырёх — я спецом проверил сегодня — автообновления выключены! И это заводская настройка, я туда не лазил. И даже больше скажу — что бы работало автообновление, в кассе должна быть вставлена MicroSD карта. И из 4-х касс в одной она отсутствовала вовсе, а еще в одной была неисправна прямо сразу, из-за чего касса не работала и я её возил по гарантии. Там вынули сбойную карточку и кассу вернули без неё, сказав что она не нужна.
    И видимо как раз то, что у меня во всех кассах стоит древняя прошивка (от января и от марта этого года) меня и спасло — похоже проблема была в более поздних прошивках.


  1. ili30
    21.12.2017 06:19

    Причина в прошивке, полученной при автообновлении.

    откуда такие сведения?


  1. EvgeniyNuAfanasievich
    21.12.2017 08:57

    мда, хорошо, что банкоматы у нас не отечественные!


    1. Daniil1979
      21.12.2017 10:27

      Зато купюрами их отечественные люди заряжают — то тестовые купюры вместо нормальных засунут, то купюры разных номиналов перепутают…


    1. Akon32
      22.12.2017 12:13

      А толку?
      Буквально на днях банкомат принял сторублёвку, о чём-то задумался, написал фразу "ой, что-то пошло не так" (!), тут же предложил создать претензию (к счастью, нажатием пары кнопок). Деньги, конечно, через пару дней зачислили без движений с моей стороны.
      По сути, ничего страшного не произошло, но сообщение "что-то тут не так" после приёма денег вызывает странные чувства.


  1. amarao
    21.12.2017 12:37
    +1

    При всём желании почесать зубы о чужой факап — это не проблема конкретного производителя.

    Это теоретическая проблема любого кластерного (распределённого софта). Можно иметь любые алгоритмы, паксосы, любую степерь резервирования, но когда все узлы используют один и тот же код, то этот код может синхронно поделить на ноль 20 декабря. На всех резервированных узлах одновременно.

    Вот, например, мой багрепорт про ceph. Распределённая кластерная система хранения данных, резервирование, надёжность, устойчивость к отказам и катастрофам.

    После чего одинокая OSD'шка (демон, обслуживающий диск) поднимается онлайн, отправляет фигню в мониторы — и все (резервированые!) мониторы падают синхронно с одинаковым сегфолтом. И продолжают падать после перезапуска. Спасибо, это была лаборатория.

    А вот у людей тут — розница. Но суть баги — ошибка в софте синхронно происходящая всюду — остаётся.

    tracker.ceph.com/issues/19606 (баг закрыли с «unable to reproduce»).

    А вот предыдущий такого же рода: tracker.ceph.com/issues/16525 (его пофиксили).

    Так что не стреляйте в программистов, они пишут как могут.

    А вот ретейл мог бы и подстраховаться и использовать оборудование от разных вендоров.


  1. grando_luddito
    21.12.2017 12:56

    Восстание машин фирмы Штрих.мру
    Даже имя сайта с неявным багом.


  1. brzsmg
    21.12.2017 13:55

    Работала касса, упала в болото, какая зарплата такая работа.
    Некто(?)

    По слухам — закладка. Типа такой:
    if(now >= '2017-12-20'){reboot;}

    Но раз говорят что в налоговую приходил 2012 год. То скорее он, что то с форматом придумал/перепутал. Вместо DDMMYYYY использовал YYYYMMDD.

    Инсайд подтвердил, что ошибку искусственно заложил увольняющийся программист.
    Источник.


    1. iig
      21.12.2017 14:20

      Осталось свалить все на программиста (все 100500 ярдов реальных и воображаемых убытков) — и никто ни в чем не виноват.
      Вряд ли закладка обиженного исполнителя — что он, совсем дурак, и не понимал, что за такие шутки могут и наказать? Ну, и если уж закладывать бомбу — то так, чтобы сработала в пятницу перед новым годом.
      Скорее, действительно, косяк с форматом даты. Хотя в 21 веке должно быть стыдно на такие грабли наступать.


  1. unwrecker
    21.12.2017 14:08

    В качестве теории заговора подкину мысль, что куча аппаратов, в тех магазинах, где решили перепрошить самостоятельно, слетела с гарантии. Теперь производитель освобождён от гарантийных обязательств на половине (ну допустим) своей продукции, а всё вину можно списать на неизвестного уволившегося программиста.