Всё началось когда на стационарный аппарат установленный в частном доме в одном из регионов РФ стали поступать звонки. Идёт вызов, поднимается трубка — в трубке тишина. Звонки в произвольное время суток. На этой же линии висит adsl модем. Провайдер телефона и интернета ПАО Ростелеком.

Под катом попытка выяснить это и история одной борьбы за права абонента.
После первого обращения по телефону в Ростелеком (местное отделение), пришел монтёр (линейных дел мастер), прозвонил линию, пересоздал скрутки, попутно выселил семью воробьёв из распределительной коробки.
Интернет стал работать стабильнее, но непонятные звонки никуда не делись.
Создали личный кабинет, из него для этого номера запросили детализацию звонков.
Немного детализации


Как видно из детализации -есть какие-то входящие звонки с очень странным номером абонента 8663ПУСТОЙ, именно так, часть цифр номера заменена на буквы, которые образуют слово «ПУСТОЙ».
Так как после работы монтёра непонятные входящие звонки никуда не делись (было бы странно если бы после проверки линии они исчезли), то было решено обратиться в Роскомнадзор посредством интернет приемной с примерно следующим обращением (здесь и далее из текстов писем изымаются ПД и детали не меняющие смысл письма, все письма Ростелекома приходили подписанные электронной подписью.):
На стационарный номер ХХХХХХХХХ поступают входящие звонки, при поднимании трубки — тишина. Из детализации личного кабинета следует что звонки идут с номера 8663ПУСТОЙ
Т.е. номер с которого звонят выглядит именно как «8663ПУСТОЙ», что является нарушением закона о связи. Отсутствие номера вызывающего абонента не позволяет установить звонящего.
Звонки с этого номер бывают в любое время суток.
Прошу разобраться и прекратить нарушение правил оказания услуг связи.

Очень быстро монтёр Ростелекома опять проверил линию, опять что-то зачистил и пересоздал, опять интернет стал ещё стабильнее. Положение с непонятными входящими не изменилось — они продолжались.
Выждав положенное время Роскомнадзор ответил примерно следующее:
Федеральный государственный надзор в области связи,… осуществляются Управлением в соответствии с… №126-ФЗ «О связи» .., а также в соответствии….
В соответствии со статьей 27 Закона «О связи» под государственным надзором в области связи понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими и физическими лицами требований, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области связи (обязательные требования в сфере связи).

В настоящее время законодательство в области связи не обязывает операторов связи передавать в сеть связи другого оператора связи абонентский номер звонившего.

Таким образом, в соответствии с требованием нормативных правовых документов Ваше обращение не может являться основанием для проведения Управлением внеплановой проверки в отношении ПАО «Ростелеком», а также привлечения к административной ответственности оператора связи.

Как я понял, Роскомнадзор разъясняет, что Ростелеком не обязан передавать номер звонящего абонента в соответствии с 126-ФЗ, поэтому у Роскомнадзора нет оснований для проведения проверки.
Просмотрев по диагонали 126-ФЗ не заметил упоминания об обязанности передавать номер звонящего абонента.
Погрузившись в законодательство глубже написал в ответ Роскомнадзору примерно следующее:
из вашего ответа
«В настоящее время законодательство в области связи не обязывает операторов связи передавать в сеть связи другого оператора связи абонентский номер звонившего.»

однако согласно Постановления Правительства РФ от 28.03.2005 N 161 (ред. от 30.05.2016) «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия»
Пункт 41. Информационные условия присоединения сетей электросвязи операторов связи должны содержать:
1) состав информации об абонентах (база данных об абонентах, вносимые в нее изменения и номер абонента, инициирующего вызов), необходимой оператору связи для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий, а также порядок передачи указанной информации;

т.е. согласно ПП РФ для выполнения условий присоединения оператор обязан передавать в сеть другого оператора абонентский номер звонившего.

Однако ПАО Ростетеком в детализации указывает номер звонившего как 8663ПУСТОЙ, т.е. номер абонента инициировавшего звонок в детализации ПАО Ростелеком выглядит как «8663ПУСТОЙ», что не является абонентским номером звонившего.
Получается, что Ростелеком заменяет абонентский номер самостоятельно или не выполняет «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия».
Таких звонков на домашний телефон за последние три года (максимальный период за который возможна детализация в личном кабинете абонента ПАО Ростелеком) было (здесь трехзначное число).
Вы считаете, что это не является нарушением действующего законодательства?

В случае не ответа на данное письмо в течении 7 дней я оставляю за собой право передать информацию СМИ.

Роскомнадзор письмом попросил немножко детализации из личного кабинета Ростелекома, наверно дочитали моё письмо до последнего абзаца (там где про СМИ).
Отправил детализацию за последние три месяца.
Теперь пришли монтер и старший монтёр. Монтёры понять смысл заявки отказались и опять что-то чинили на линии, интернет вообще залетал в пределах тарифа.
Приезжал инженер местного узла связи, который вроде смог понять смысл заявки и вроде обещал разобраться.
Непонятные звонки продолжались.
Выждав положенное время, но уложившись в срок Роскомнадзор ответил примерно следующее:
Выжимка из ответа:
  • Ростелеком не обязан предоставлять абонентам номера входящих соединений от слова вообще, т.е. вы можете не увидеть номер звонящего, или увидите — если захочет Ростелеком
  • Входящие соединения бесплатны, поэтому детализация не обязательна.
  • Ростелеком включает в список звонивших символ «8663ПУСТОЙ»(терминология Ростелекома), который что-то означает для прохождения сигнала и ничего не значит для абонента.

Почти полный текст ответа Роскомнадзора
По существу поставленных вопросов сообщаем следующее.

1. В своем обращении Вы цитируете п. 41 постановления Правительства РФ от 28.03.2005 № 161 «Информационные условия присоединения сетей электросвязи операторов связи должны содержать»: 1) состав информации об абонентах (база данных об абонентах, вносимые в нее изменения и номер абонента, инициирующего вызов), необходимой оператору связи для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий, а также порядок передачи указанной информации;

Как видно из вышеуказанного текста, п. 41 постановления Правительства РФ от 28.03.2005 № 161 «Об утверждении Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» и требования к Договору о присоединении и взаимодействии сетей электросвязи, в котором, в том числе обязан быть предусмотрен порядок передачи информации об абонентах, однако требование к договору не содержит обязанности операторов передавать указанную информацию между взаимодействующими сетями связи и не обязывает оператора связи предоставлять информацию о вызывающих абонентах в детализации счета.

2. По вопросу детализации счета сообщаем следующее. Законодательство в области связи не обязывает операторов связи предоставлять абонентам детализацию входящих вызовов.

В постановлении Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» п. 26 Абонент вправе: получать дополнительную информацию об оказанных услугах телефонной связи (детализацию счета), в том числе с указанием даты и времени установления соединений, их продолжительности и абонентских номеров.

Оператор связи выставляет счет (детализацию счета) за исходящие соединения, так как входящие соединения бесплатные, однако ПАО «Ростелеком» предоставляет возможность просмотра детализации входящих вызовов в личных кабинетах абонентов.

Проанализировав распечатку входящих вызовов, и получив информацию ПАО «Ростелеком», даем разъяснения по поводу символа «8663ПУСТОЙ» в Вашей распечатке: количество строк соответствующих каждому входящему вызову зависит от количества телефонных узлов связи, участвующих в данном соединении, и может быть в количестве от одного до четырех. Детализация каждого входящего вызова в одной или нескольких строках распечатки содержит информацию, позволяющую Вам однозначно установить номер каждого вызывающего абонента.

Также по информации оператора связи сотрудниками ПАО «Ростелеком» была проведена проверка телефонной линии и абонентского комплекта, и выявлено кабельное повреждение абонентской линии, которое провоцировало звонки и «тишину» при соединении. Сотрудниками произведен ремонт распределительного кабеля. В настоящий момент после звонка абоненту выявлено, что претензии к качеству работы телефонной связи у абонента отсутствуют.

Я нахожусь далеко от места установки телефона и получить бумажную выписку из местного узла связи пока не представляется возможным. Думаю она не сильно будет отличатся от выписки ЛК Ростелекома.
В итоге:
  • при подаче любой заявки в Ростелеком — приходит монтёр
  • при повторной заявке по тому же поводу — приходит монтёр, потом они приходят вдвоём
  • потом приходит инженер
  • при обращении в Роскомнадзор монтёр приходить очень быстро
  • непонятные звонки продолжаются
  • непонятные строки в детализации содержащие символ «8663ПУСТОЙ» есть
  • интернет стал работать в пределах оплаченного тарифа (абонентское оборудование не менялось, провод «от коробки до установки оборудования» не менялся)
  • Роскомнадзор даёт ответы на «отстань»(отписка в надежде что абонент успокоится) и только после указания на конкретный законодательный акт начинает что-то делать
  • из ответов Роскомнадзора получается, что анонимность в РФ всё ещё есть — оператор вправе не давать абоненту номера входящих звонков на своё усмотрение

По факту претензии к качеству работы линии у абонента отсутствуют, однако претензии к качеству работы телефонной связи остались всё те же, а именно:
  • непонятные входящие «звонок и тишина в трубке»
  • в детализации непонятные строки содержащие символ «8663ПУСТОЙ»
  • и, исходя из ответов Ростелекома, часть входящих звонков в детализации ЛК Ростелекома может отсутствовать (по усмотрению Ростелекома).

История на этом не закончилась, наверное будет продолжение.
Это только в одном регионе или нет?

Комментарии (12)


  1. MAXInator
    09.01.2018 15:43
    +1

    Я что-то не очень понимаю вашу логику. Зачем вы пишете в РКН? Для вас, как для гражданина, это выглядит как «телефонное хулиганство». Этим занимается полиция. Так что пишете заявление для начала туда, а кто им там будет помогать, РКН или РТК — пусть сами разбираются.
    Вас же именно нарушение общественного порядка возмущает, а не «ПУСТОЙ» в расшифровке ЛК.


    1. ErshoFF Автор
      09.01.2018 15:47

      Для обращения в полицию надо описать правонарушение, которое, как мне кажется, было.
      Что я буду описывать?
      В детализации звонка нет, и может и не быть по мнению Роскомнадзора.
      Полиция проведет проверку и откажет «в виду отсутствия состава преступления» — в детализации ничего нету, следовательно звонка не было.


  1. HerrDirektor
    09.01.2018 15:48

    Мне где-то в 09-10 годах на мобильный похожие звонки "с тишиной" приходили. только там в детализации +3893 цифры были (просто плюсик и 4 цифры). Первые 3-4 звонка опсосу с претензией ничего не дали, смена телефона со смарта на дровофон тоже.
    Написал бумажное заявление с обещанием анальных кар через всякие там надзоры и как рукой сняло звонки. Что было — до сих пор неизвестно.


    1. ErshoFF Автор
      09.01.2018 15:55

      Писали опсосу?


      1. HerrDirektor
        09.01.2018 15:57

        Не понял ваш вопрос.
        И звонил в техподдержку и в оконцовке написал заявление в офисе опсоса :)


  1. somatiq
    09.01.2018 15:54

    Как видно из детализации -есть какие-то входящие звонки с очень странным номером абонента 8663ПУСТОЙ

    Звучит как завязка криппи-пасты, которую я бы прочёл.

    А вообще, ПУСТОЙ что-то значит в данном случае?


    1. ErshoFF Автор
      09.01.2018 15:56

      Первые 4 цифры — код региона, далее должен быть номер, однако его нет.


  1. vanxant
    09.01.2018 15:58

    Не проще разобраться, как настроить в телефоне черный список?)


  1. foxyrus
    09.01.2018 15:59

    Пару раз обращался Роскомнадзор по поводу рекламных смс. Например, от Мегафона с указанием моего адреса, после переписке (отписок), выяснилось, что мой номер и мой адрес не являются персональными данными.
    PS Если ты не Телеграм или linkedin то Роскомнадзору на тебя плевать…


  1. rogoz
    09.01.2018 16:01

    На мобильный такие звонки изредка бывают, поднимешь трубку — сразу сброс.
    Я думаю это способ проверки/пополнения спам-баз номеров: звонок проходит, номер активен, трубку подняли — вообще хорошо.
    Хотя в случае ТС возможно чтот другое, так как транслировать тишину денег стоит.


  1. Nuwen
    09.01.2018 16:02

    Исходя из своего опыта могу предположить, что названивали или из банка, или коллекторы — напомнить о просроченных платежах по кредиту (не обязательно вашему). Ну или агенты по продажам из того же ростелекома — предложить к интернету ещё и пакеты кабельного телевидения. А молчали в трубку по причине того, что сейчас никто из вышеперечисленных не сидит и не набирает номер абонента сам. Всё делает робот, который просто перебирает список клиентов/должников, звонит им, а как только с того конца трубки кто-нибудь подаст голос — подключает первого свободного оператора. Всё для экономии времени и человеческих ресурсов.
    Не так давно, мне на сотовый так же названивали с «московских» номеров (начинающихся с 8-495), и молчали в трубку. Так как с Москвы мне никто звонить вроде не должен, да и знакомые ip-телефонией не пользуются (когда оттуда звонят — номер обычно тоже московский) то я тоже осторожно молчал в трубку — ждал чё там скажут. Потом оказалось что достаточно подать поотчётливее голос — алокнуть или просто кашлянуть, и включается канал с оператором, который уже с подготовленным клиентом ведёт беседу.


  1. Dimano
    09.01.2018 16:04

    У меня была проблема похожая но не совсем, тоже были звонки сейчас не помню то ли с тишиной, то ли с гудением у Ростелекома. Обратился в поддержку, барышня уточнила время звонков и сказала что у себя она их не видит и прислала монтёра, монтёр перекоммутировал на другую пару, и звонки прекратились. Как я понял с его объяснений что при определённых условиях где-то замыкало что воспринималось как входящий звонок. Но у вас звонок в логах проходит…