Сегодня банки всё активнее «оцифровывают» клиентские сервисы и каналы коммуникации со своими клиентами: персонализируют обслуживание на основе данных клиента, внедряют дистанционные сервисы самообслуживания, чат-боты, виртуальные ассистенты, в том числе системы с элементами искусственного интеллекта (AI) и технологиями распознавания речи. Всё это делается в ответ на желание самих клиентов быть на связи со своим банком в режиме онлайн 24/7. И в результате банки начинают всё теснее сотрудничать с мобильными операторами. У тех есть распределённая и сложная инфраструктура, которая необходима банкам для решения стоящих задач. И чем большая часть телеком-инфраструктуры находится в непосредственном распоряжении банка, тем эффективнее создавать современные клиентские сервисы. И здесь на помощь приходит технология мобильных виртуальных операторов связи — MVNO (mobile virtual network operator). Сейчас мы как раз участвуем в совместном проекте «Банка Тинькофф» и «Теле2» по созданию виртуального оператора «Тинькофф Мобайл».

Что такое «виртуальный мобильный оператор»?


На Хабре уже есть хорошие статьи, объясняющие суть «виртуального мобильного оператора». Здесь лишь скажем, что виртуальный мобильный оператор — это виртуальная (программная) сеть, управляемая одной компанией, использующая физическую сеть связи, принадлежащую другой компании.

«Тинькофф Мобайл» строится по схеме Full MVNO. Это означает, что, когда все компоненты будут введены в строй, с точки зрения создания клиентских услуг новый виртуальный оператор мало чем будет отличаться от оператора «настоящего». «Тинькофф Мобайл» будет арендовать ресурсы сети базовых станций у оператора-партнёра, в качестве которого выступает «Теле2», при этом инфраструктура ядра сети и бизнес-приложения у MVNO будут собственные. Весь клиентский трафик пойдет через виртуального оператора, который фактически является для абонентов точкой входа в интернет.

Архитектура виртуального оператора


Нашу компанию выбрали для построения элементов ядра мобильной сети. Для нас это был первый подобный проект — сегодня MVNO в мире мало, особенно в России. С момента старта проекта до совершения первого клиентского звонка прошло всего 4 месяца, это очень быстро по меркам телеком-индустрии. Система спроектирована так, чтобы можно было модернизировать её без остановки работы, просто добавляя вычислительные узлы.

Из каких «кубиков» состоит архитектура виртуального оператора? На текущий момент она выглядит следующим образом:



Инфраструктура состоит из двух одинаковых, полностью автономных площадок с функцией гео-резерва: при выходе из строя одной площадки абоненты автоматически продолжат обслуживание на второй. При этом в норме обе площадки работают в активном режиме, поровну разделяя между собой трафик абонентов. Все системы имеют многократное резервирование, как это принято в отрасли. Кроме того, для повышения отказоустойчивости широко используются кластеры высокой доступности.

Все представленные на схеме компоненты являются программными, исполняемыми на обычных серийных серверах. В основном это решения не традиционных крупных телеком-вендоров, а новые продукты компаний, которые активно выходят на рынок телеком-решений и теснят старых игроков. В частности, использованы узлы PGW/GGSN производства компании Affirmed Networks, узлы PCEF (DPI) производства Procera Networks и узлы PCRF Oracle. Конечно, традиционные вендоры тоже начали двигаться в сторону виртуализированных программных решений, но у них пока не получается полностью «отвязаться» от своих старых технологий, в то время как новые компании не имеют такого наследия, и их решения могут исполняться на любых платформах, на любых серверах любых производителей.

В телеком-отрасли всё шире используется Network Functions Virtualization (NFV), технология виртуализации сетевых элементов телекоммуникационной сети, фактически — виртуализация компонентов, обеспечивающих сервис для абонентов оператора связи. Сегодня одна из главных тенденций — отказ от специализированного и очень дорогого оборудования традиционных вендоров в пользу серийных серверов (commercial off-the-shelf, COTS) архитектуры x86 с установленным на них специализированным ПО. Причём оно работает под управлением виртуальной инфраструктуры, то есть запускается внутри виртуальных машин.

В рамках NFV применяются различные технологии виртуализации. Кроме базовой аппаратной виртуализации, позволяющей исполнять программные модули на виртуальной машине, эмулирующей взаимодействие с реальным «железом» сервера, можно строить программно-определяемую сеть SDN на базе виртуальных элементов сетевых функций.

При высоких сетевых нагрузках очень важно обеспечить надёжное взаимодействие с сетевой подсистемой из программных модулей, запущенных внутри виртуальной машины. То есть вопрос скорости работы с сетевыми интерфейсами стоит особенно остро. Один из способов — использовать режим PCI Passthrough, при котором PCI-устройство целиком передается в управление гостевой операционной системе. Это позволяет ей работать с устройством напрямую, не задействовав слой эмуляции на стороне гипервизора. Однако это затратный с точки зрения ресурсов способ, он не масштабируется и привязывает гостевую ОС, а значит и сетевую функцию, к конкретному экземпляру PCI-устройства.

Другой недостаток режима PCI Passthrough заключается в невысокой плотности размещения ресурсов из-за невозможности совместного использования одного устройства несколькими гостевыми ОС, потому что каждая гостевая ОС в таком режиме использует устройство монопольно. Поэтому мы предложили альтернативный подход — технологию Single Root I/O Virtualization (SR-IOV).

SR-IOV позволяет использовать устройство напрямую, как и в режиме PCI Passthrough, минуя гипервизор. Но при этом устройство доступно одновременно для нескольких виртуальных машин, независимая обработка прерываний и DMA для каждой машины выполняется с помощью технологии Virtualization Technology for directed I/O (VT-d).

При включении режима SR-IOV сетевое устройство «расщепляется» на одну физическую функцию (Physical Function или PF) и несколько виртуальных функций (Virtual Function или VF). Физическая функция (PF) остается на уровне гипервизора и под его управлением. Виртуальные функции (VF) передаются в гостевые ОС и становятся сетевыми интерфейсами виртуальных сетевых функций (NFV) для взаимодействия с внешним миром. Вопрос производительности VF внутри VNF решается за счет применения фреймворка Data Plane Development Kit (DPDK). Изначально он был разработан в Intel, а затем передан открытому сообществу. Фреймворк позволяет значительно повысить производительность NFV при обработке сетевого трафика. Использование комбинации DPDK и SR-IOV для виртуализации сетевых функций — обязательное требование при построении высокопроизводительного NFV-решения, поскольку от него зависит скорость работы «интернета» на смартфонах абонентов.

Итоги


Как уже говорилось, проект реализовали очень быстро. Состав оборудования должен был быть определен на самом первом этапе проекта, чтобы к моменту окончания работы над дизайном системы оборудование уже было доставлено на площадки и готово к монтажу. Задачу также усложняло использование решений разных вендоров, это потребовало скоординированной работы всех команд, работавших над проектом.

После запуска системы, первого звонка и первого выхода в сеть на смартфоне с SIM-картой нового виртуального мобильного оператора, ещё два месяца настраивались бизнес-правила, проводились приемо-сдаточные испытания. В итоге система вышла в коммерческий режим эксплуатации 14 декабря 2017 года.

Комментарии (10)


  1. we1
    16.03.2018 12:11

    Что, еще ни одного минуса?!


  1. mamont80
    16.03.2018 12:42

    Главный вопрос не раскрыт: зачем банку свой оператор связи? Если исходить из того что банк оказывает какие-то услуги через интернет, то по такой логике, нужно создавать своего оператора каждому сайту. Мои догадки только — ради собственной слежки за клиентами. Надеюсь что это не так.


    1. Joyz
      16.03.2018 13:11

      Снижение расходов, в том числе хотя бы на смс сообщениях пользователям карт.


    1. Naglec
      16.03.2018 13:20

      Привлечение клиентов


  1. foxyrus
    16.03.2018 13:11

    «Тинькофф Мобайл» строится по схеме Full MVNO. Это означает, что, когда все компоненты будут введены в строй, с точки зрения создания клиентских услуг новый виртуальный оператор мало чем будет отличаться от оператора «настоящего»

    Но на Тинькофф Мобайл ни VoLTE, ни WiFi Calling не работают. Не работают USSD запросы. Почему?


    1. Joyz
      16.03.2018 13:13

      Видимо потому, что, ни VoLTE, ни WiFi Calling у Теле2 еще нет.


      1. foxyrus
        16.03.2018 13:22

        1. Joyz
          16.03.2018 13:39

          По поводу VoLTE, даже у них на сайте указано «пока поддерживается только на смартфонах Tele2 Midi LTE и Tele2 Maxi LTE» и только в Москве. Так что можно сказать нету у них VoLTE.
          И нормального WiFi Calling у Теле2 тоже нет, так как их «WiFi-звонки» реализованы на программном уровне через сторонний софт.


  1. theurs
    16.03.2018 13:42

    Жесть как она есть. Опсосы все как один отъявленные жулики и воры мечтающие украсть копеечку любой ценой. Банк тинькоф широко известен своими грабительскими условиями и тарифами(был по крайней мере раньше). А теперь они еще и объединяют усилия.


  1. achekalin
    16.03.2018 13:44

    Знаю, что многочисленные попытки сделать что-то подобное у других компаний упирались в то, что на одного оператора (того, кто как раз партнер) услуги были дешевыми, зато остальные операторы выставляли очень невыгодные условия. В описанном случае пользователь такого виртуального оператора должен иметь прекрасные условия в сторону Теле2, и очень невыгодные — в сторону остальных «больших». Как это удалось обойти, или по факту так и есть?