«Жизнь не может состоять только из решения печальных проблем. Должны быть вещи, которые вдохновляют тебя. Вещи, благодаря которым ты с радостью просыпаешься по утрам и ощущаешь себя частью человечества. Вот почему мы это сделаем. Мы сделаем это для вас.»
— Илон Маск

Привет, Гиктаймс! Меня зовут Алексей и я делаю реактивный ранец. Точнее, уже мы делаем.

1 февраля я объявил, что начинаю работать над созданием первого российского JetPack`а и кинул клич всем сумасшедшим инженерам присоединиться к коллективу Jet Hackers. Самыми шустрыми оказались Денис Ефремов (стратосферные запуски) и Алексей Жуков (вертолеты). Конечно же они покрутили у виска по поводу моей идеи привязать к себе 4 турбореактивных двигателя и полетать, но захотели привязать пару ТРД к сноуборду и к лонгборду.

И вот 24 марта мы (Денис Ефремов, Алексей Жуков и Алексей Стаценко) провели первый в мире пилотируемый запуск турбореактивного сноуборда.

image
Фото: QuickSilver

Через час мы на машине выдвигаемся на фестиваль сноубордистов презентовать «гравицапу», планирую тут публиковать много интересненького про историю реактивных ранцев, про текущее положение дел в мире и про то, как мы купаем шланги в керосине и суем их в морозилку (топливные шланги, а не то, что вы подумали).

А сейчас чуть-чуть фоток.

image

Денис Ефремов, первый в мире пилот турбореактивного сноуборда. Фото: QuickSilver

Видео трясущимися руками:



Ждите крутое видео очень скоро.

image

Делаем стенд для измерения тяги.

Первые огневые испытания:



Страшно было до жути. На морозе сел аккум.



Когда турбина орет рядом хочется орать вместе с ней

image

Вот эта американская штука не дает мне покоя уже 2 месяца (и 4 года)

image

Про Ива Росси я узнал 4 года назад и написал статью Jet man: человек-ракета

Держите челюсть:



Хочется догнать и перегнать.

image

Двигатель Jetcat P180-NX, тянет 18 кг



image

Термощиты (для болидов) для защиты задницы

image

Шланги. Шланги, сука, капризные. Одни дубеют и ломаются на холоде, другие разбухают в керосине и превращаются в сопли, соскальзыват, третьи перегибаются, четвертые норовят выпрыгнуть из топливного бака. Шланги они такие.

image

Реакция одного из хабрафрэндов ( sasha237 ) на мою просьбу закинуть мне денег на идею. Реальный скриншот из телеграма.

Краудфандинг


Предложение для тех, кто не прикапывается к качеству фоток, текстов и наличию видео. А для тех у которых реакция такая: «Вау! Давно пора было это сделать!»

За 2 месяца с одним двигателем мы выкатили крутейший работающий образец. Нужны еще движки чтобы ускориться.

Закинуть денег тут

Новости в Фейсбучеке
Группа Вконтакте
Новости в Телеграм

P.S.


image

image

«Живи в будущем и делай крутые вещи»

Комментарии (62)


  1. AndrewRo
    04.04.2018 14:58
    +1

    Как-то уж очень кратко. Но круто.


    1. MagisterLudi Автор
      04.04.2018 15:12
      +1

      Торопимся очень.
      Обещаю, что скоро будут более подробные посты.
      Мы сейчас сутки в пути, потом опубликую полноценный пост.


  1. werklop
    04.04.2018 15:09
    +4

    Ну хорошо, что хоть без ICO


  1. Rapasantra
    04.04.2018 15:57

    Про сноуборд: А какой объём баков на сноуборде? Сколько времени он может проработать без дозаправки?
    Про реактивный ранец: как будет реализована система управления тягой двигателей и вектором тяги?


    1. MagisterLudi Автор
      04.04.2018 16:17

      На борде баки 4,5 литра
      Двигатель ест 0,6 литра в минуту на полном форсаже

      Про ранец.
      Тяга управляется с RC-пульта. Движки достаточно «умные» и в них много нафаршированно электрноники.
      Именно для этого нужен второй движок, чтоб отрабатывать и тестировать систему с симметричной тягой из 2 точек.

      Про управление вектором:
      Есть «родные» от Jetcat
      image

      image

      Есть «самоделки»
      image


      1. pasetchnik
        04.04.2018 16:27
        +1

        На видео — это максимальная скорость движения по прямой?


        1. MagisterLudi Автор
          04.04.2018 16:30

          Нет, не максимальная.
          Во-первых, страшно.
          Во-вторых, движок насасывается снега и глохнет. Сейчас сделали щит-фильтр от снега и будем разгоняться.


          1. pasetchnik
            04.04.2018 16:50
            +1

            Круто! Не забудьте это дело зафиксировать на видео.


      1. MagisterLudi Автор
        04.04.2018 16:35

        Вот еще русские сделали ацкий дожигатель:


        1. kolu4iy
          04.04.2018 22:49

          Вообще, по-русски это "форсажная камера" зовётся. Тягу увеличивает, но не настолько, несколько расход. У военных использовалось от безысходности — любые деньги за нужную мощность в нужном весе, но даже они стремятся не использовать её. Работает именно как впрыск топлива в выхлоп гтд, увеличивая реактивную тягу. А выглядит весьма зрелищно, вы правы.


        1. RiseOfDeath
          05.04.2018 12:04

          Особенно замечательно смотреть как пустеет бутылка на заднем плане.


      1. devlind
        04.04.2018 17:14
        +1

        Всё конечно круто что вы сделали такую гравицапу, но!
        Вверх на гору на такой тяге не поедешь, расхода топлива хватит на 7.5 минут покатушек по заснеженному полю (возможно на меньшей тяге больше, но тогда будет не так весело), шум будет стоять огромный (но это не большая проблема), снега движок тоже нахватается при малейшем маневрировании. Это крутое хобби, но прока от сноуборда или лонгборда с реактивным движком мало — слишком много подводных камней и ограничений.
        В городе вы тоже долго не покатаетесь на лонгборде из-за шума и реактивной струи, поднимающей горы пыли и мелких камней которые могут ранить окружающих. Это разве что можно делать где-то за городом на полузаброшенной дороге.
        В общем, гораздо лучше подойдёт кайт в ветреный день как для сноуборда так и для лонгборда.
        Можно этот движок и к инвалидной коляске прицепить, но толку?


        1. MagisterLudi Автор
          04.04.2018 17:23

          Все верно говорите.
          Плюс еще цена устройства несколько миллионов. Но тут больше смысл в том, что это круто, что это будущее. Цену можно раз в 10 сбить, шум — сделать специальный… дром, где будут все турбочеканутые.

          И еще, просто разок прокатиться на этой штуковине 200 метров — уже впечатлений на год. Ушки два дня звенят, зато глаза горят и улыба до ушей.

          Инвалидная коляска на очереди, да.
          Для него.


          1. MPaul
            05.04.2018 06:32

            это круто, что это будущее

            Чой-то вы робяты больше на тинейджеров смахиваете чем на инженеров. Ну или на продаванов. Никакой конкретики и обоснований зато 'вау' 'круто' 'будущее'.
            Не вы первые пытаетесь сделать реактивный ранец, было множество куда более серьезных контор и ни у кого не взлетело — тупиковое направление… Кстати реактивный двигатель на малых скоростях крайне неэффективен. И в ранцах в основном перекись водорода используют — куда безопаснее…


            1. cyberly
              05.04.2018 07:45

              >> И в ранцах в основном перекись водорода используют
              Там вроде как было два основных направления. Первое — перекись. Второе — ТРД от крылатой ракеты (кажется, этот). Видимо, хоббийные ТРД теперь дали начало третьему.


        1. DrZlodberg
          05.04.2018 09:24

          Зачем лонгборду кайт? По аэродрому кататься? Обычно там, где они используются большие проблемы со свободным пространством для менёвров крылом.
          А вот борду да — выбрался в поле и гоняй. Тяга приличная и батареек не нужно.


      1. Rapasantra
        05.04.2018 17:19

        А будет ли электронная система стабилизации полёта. Что то вроде гироскопа с автоматической системой отклонения вектора тяги? Или балансирование в воздухе будет происходить только благодаря мастерству пилота?


  1. Flagman
    04.04.2018 16:02
    +1

    image


  1. Dmitriy62
    04.04.2018 16:15
    +1

    Все в детстве мечтали об этом. Вы ребята реально крутые! Удачи Вам!!!


    1. MagisterLudi Автор
      04.04.2018 16:23

      Спасибо!


  1. dfgwer
    04.04.2018 16:25
    +1

    В городах будущего, как я вижу, балкон перестанет быть хранилищем хлама, трансформируется в парадный вход.


  1. Tim_23
    04.04.2018 19:02
    +1

    О, как раз недавно мне рассказывал про этот сноуборд. Могу ошибаться, но на видео случаем не стадион медик на молодежной, все как-то знакомо? Студенческая физкультура прошла именно там.


    1. MagisterLudi Автор
      04.04.2018 19:31

      Он самый


    1. kolu4iy
      04.04.2018 22:56

      Мати финишд? )))


      1. Tim_23
        05.04.2018 20:13

        Когда-то да ), теперь он МАИ.


  1. CyberAndrew
    04.04.2018 19:40
    +1

    В двигателях не разбираюсь, но хочу задать вопрос. Существует ли газотурбинный двигатель БЕЗ тяги? И как он называется? Мне нужно получить от такого двигателя только вращение. Или они все с тягой?


    1. port443
      04.04.2018 19:54
      +1

      Турбовальный двигатель. Во всех вертолётах :)


    1. Sergey0101
      04.04.2018 20:27
      +1

      турбовальный/ turboshaft, если на винт то turboprop


    1. impetus
      04.04.2018 22:49

      На танки иногда ещё ставят, не только на вертолёты. Но ценник — вы догадываетесь.
      Впрочем, говорят — сильно б/у вертолётный, с минимальным остаточным (полётным) ресурсом или уже совсем без него — можно относительно дёшево взять — для полётов он уже не годен, а больше его некуда применить — поэтому их судьба — металлолом, хотя в 1/3 мощности он может ещё часов 200 наработает.
      Чехи, говорят, продают новые какие-то небольшие тубодвижки без лицензии и гарантии — за треть цены такого же но со всеми авиа-бумагами. (это всё равно цена автомобиля или квартиры если что)


  1. Osel_Ia
    04.04.2018 21:04

    А есть маленькие движки с двухконтурностью, с регулируемым направляющим аппаратом, многоступенчатым компрессором и прочими плюшками более-менее приличных ТРД? А то КПД такой, что игрушка на 10 минут, дальше на заправку.


    1. x67
      05.04.2018 14:43

      У мелких движков кпд такой потосу что они мелкие (и куча следствий из этого), а не потому что там одноступенчатые компрессоры.
      Ну и смысла в гтд на мощностях до 100-200 кВт почти нету — поршневые их уделывают там.


  1. stardust1
    04.04.2018 21:04

    Движки не ваша разработка?


    1. MagisterLudi Автор
      04.04.2018 21:17

      Нет, JetCat, самые надежные.
      Самопалу неохота жизнь доверять.


  1. poznawatel
    04.04.2018 21:31

    Трубки бензостойкие: полиамидные, силиконовые. А почему автомобильный бензошланг не подошёл? Дюритовый — и не дубеет, и бензостоек.
    Сильно увеличить тягу можно, если сделать инжектор снега (импульс вырастет).


    1. MagisterLudi Автор
      04.04.2018 22:02

      Что держит бензин, то не держит керосин.
      Замачивали, проверяли.


      1. Gozdi
        05.04.2018 22:08

        PVDF


    1. MagisterLudi Автор
      04.04.2018 22:02

      А про инжектор снега можно поподробнее?


    1. CharlesFrost
      04.04.2018 22:33

      Я правильно понял, что вы предлагаете в сопло воду (снег) подавать? Типа, парообразование и т.д.


  1. CharlesFrost
    04.04.2018 22:46

    По сноуборду особых вопросов нет. Доска, турбина, баки, управление — это более-менее понятно. А вот по реактивному ранцу никакой конкретики нет. Двигатели уже выбрали? Их расположение, конструкцию и материал рамы?


  1. robux
    05.04.2018 06:43

    Вот так же как вы 4 года болеете реактивным ранцем, я года 3 болею персональным самолётом-хвостосидом (тейлситтером) на электромоторах.
    Если эти штуки совместить, то получится реактивный тейлситтер — это гораздо практичней, чем просто ранец, потому что можно взлетать вертикально, а летать горизонтально, подобно Иву Росси. Для протяжённой России, отсутствия малых аэродромов, расчищенных от снега, реактивный тейлситтер — будет очень востребован.


    Один двигатель JatCat стоит около 300 000 рублей. Движок "тащит" 18 кг, чтобы поднять среднюю тушку надо 4-6 движков.

    .
    Общая тяга получается 6*18=108 кг. Допустим, вес пилота минимум 70 кг, топливо — пусть 10 кг, крылья, бак, обвязка — пусть ещё 40 кг, итого 120 кг — не взлетит :) А надо ещё избыток тяги для взлёта парением — это ещё 20 кг хотя бы.


    Вы не пробовали на отечественные заводы заказать 2 турбины тягой по 70 кг, за 2 лимона может они взялись бы?


    И ещё трудность, даже если вы найдёте турбины, то для тейлситтера нужно сделать систему управления, которая будет балансировать аппарат вертикально с помощью управления турбинами и элеронами крыльев — полагаю, задача нетривиальная. Хотя я пересмотрел кучу роликов по слову "tailsitter", в которых видно, что иностранцы уже решили эту проблему.


    1. robux
      05.04.2018 07:46

      Ещё я тут подумал, только двумя турбинами не обойтись — заваливаться будет. Нужно либо 4 турбины по типу квадракоптера, либо 2 пропеллера в крыльях (чтоб элероны "работали") и 2 турбины на уровне корпуса — перед и за пилотом, так тоже получится 4 точки опоры для балансирования парения на взлете и посадке. Во втором случае турбины можно гасить после перехода в горизонтальный полёт, чтобы экономить топливо — на пропеллерах лететь дешевле, особенно если это электромоторы.


      1. DrZlodberg
        05.04.2018 09:31

        Вопрос расположения сопел и удобства управления. 4 точки — это для неподвижного висения надо. Тут, скорее, другая проблема — не попасть под выхлоп.
        У существующих ранцов обычно делают 2 высокорасположенных сопла, т.е. при больших углах можно попасть под них. Самая удобная штука (не помню, как называется) — гидравлика на ноги с приводом от водного мотоцикла — там вполне естественное управление и проблем с равновесием обычно не возникает, однако реактивные движки так не поставишь. :(


        1. cyberly
          05.04.2018 10:04

          >> реактивные движки так не поставишь

          Тадам


          1. DrZlodberg
            05.04.2018 11:09

            Увы, нема ютуба :(
            Но по картинке — как раз то, что нужно.


            1. cyberly
              05.04.2018 11:14
              +1

              Тогда так.


              1. DrZlodberg
                05.04.2018 11:31

                Благодарю. Хотя по картинке примерно понял уже, что за девайс. Самая удобная (imho) для человека схема. Правда судя по фото снизу у него аж 6 двигателей. Если они стоят немного врастопырку — удерживать равновение будет проще, чем на 2х.
                Эх, ещё время полёта бы ему нормальное…


              1. robux
                06.04.2018 03:05

                От простой "доски" Запата отказался, у него сейчас есть более продвинутая модель, с ручками:


                Zapata Ezfly


      1. impetus
        05.04.2018 10:36

        трёх достаточно
        image
        Y-схема, многие автопилоты её поддерживают «из коробки», хотя с плавным переходом на самолётный режим, возможно придётся изрядно повозиться


  1. sotnikdv
    05.04.2018 06:46

    Кому не терпится джетпак прямо сейчас — water jetpack или water hoverboard прямо сейчас.

    Стоит дорого, но минут 30 на прокат вполне доступно


  1. anpit
    05.04.2018 10:43

    Очень круто!


  1. DarkByte
    05.04.2018 11:47

    Сразу вспомнилось видео про реактивный велосипед. Весёлые у вас забавы :)


  1. mdaemon
    05.04.2018 12:34

    Помню, когда то давно, на одной военной выставке в Омске видел вертолет ранец, где 2 лопастной винт вращался за счет того что на концах винта было по маленькому реактивному движку.

    Обещали кажется 30 минут полета, на скорости до 120 км/ч, что несколько интереснее 6-8 минут чисто реактивного ранца.
    Так как не нужен был компенсирующий винт, то все очень компактно выглядело. Этакий ранец с сидушкой и 2 джойстиками. Сам техническое устройство было предельно простое видимо.

    Нигде ни фотку, ни дополнительную инфу не могу найти по нему :(.
    Почему перестали развивать идею, неизвестно, впрочем это были постперестроечные времена, могло просто заглохнуть и потеряться.


    1. lonelymyp
      05.04.2018 14:42

      Много их придумано, например meg-1x
      или такой:
      image


  1. Gudin
    05.04.2018 14:35

    Вы уже изучили творчество Игоря Негоды? Списались с ним? Может он помочь чем может? У него опыт с такими движками, форсажными камерами, шлангами и всей механикой, что с этим делом связана, просто огромный. Странно, что никто его еще не упомянул. В прошлом году он самодульный ТРД намутил, в этом перешел к турбовальному. Велосипед на турботяге был, самолет с самодельным движком был, испытательный стенд горит у него практически не переставая =) Я крайне рекомендую заглянуть. «Стартуеееем».


  1. magistr_yoda
    05.04.2018 14:49

    Мне думается с двигателями с таким расходом топлива затея безперспективная для массового применения


  1. dentim
    05.04.2018 14:49
    +1

    реактивный сноуборд никто не изготавливает не потому что раньше до этого никто не догадался, а потому что тягя двигателя, приложенная не к центру тяжести пилота будет его опрокидывать, а не разгонять


    а в задаче разработки реактивного ранца для полетов главное — система управления и стабилизации полета, а не накупить модельные движки.


  1. RinonNinqueon
    05.04.2018 14:49
    +1

    Есть на YouTube такой рукастый товарищ Игорь Негода. Можете ознакомиться с его самодельным вариантом ТРД.


  1. Sadeid
    05.04.2018 14:50
    +1

    Вписался, чем смог. Почему бы и не да. Отличное вложение в индивидуальную авиацию. Как-никак день космонавтики на носу.


  1. Andrey_13
    05.04.2018 14:50
    +1

    Очень крутой проект. Ребята, удачи вам.


  1. yurash
    05.04.2018 18:48

    вас вдохновил JB10. JB11, судя по видео, гораздо круче — системы резервирования, redundancy — вот это вот всё.


  1. Diordna
    06.04.2018 05:15

    На форуме моделистов читал что такие турбины живут несколько десятков часов.


    1. MagisterLudi Автор
      06.04.2018 09:08

      25…