Привет Хабр! Сегодня я бы хотел рассказать о нашем опыте открытия кружка детской робототехники и о тех нюансах, которые возникли в процессе.




На данный момент наша команда развивает небольшую сеть детских центров робототехники на Юге России. Первый центр мы открыли в сентябре 2017 года. Так как команда достаточно умелая, от франшизы мы решили отказаться сразу. Нам казалось: что может быть проще, чем написать свою небольшую образовательную программу? Наборы лего робототехники стоили каких-то заоблачных денег, которых на момент старта ни у кого из нас не было. Поэтому вполне логичным шагом стала разработка учебной программы по электронике и роботам на основе arduino.

Население города, в котором планировалось открыть первый центр насчитывало всего 40 000 человек. На занятия мы принимали детей от 7-ми лет. Путем сложных математических вычислений было выяснено, что в городе с данной численностью потенциально на робототехнику может ходить 200 человек. Посчитав все цифры, нам показалось, что данный вид деятельности может приносить хороший заработок. Если учесть еще то, что мы очень любили робототехнику и готовы были ее преподавать, то мы были в полном восторге.

Открытие намечалось на начало сентября, закупать все необходимое и писать образовательную программу мы начали в середине июля. Первым делом наиболее ответственный член команды открыл на себя ИП для официального оформления трудовой деятельности. Основным видом деятельности выбрали содержание досугового центра для детей. (уже точно не помню, какой ОКВЭД)



Дело в том, что для того, чтобы официально преподавать, нужна образовательная лицензия. Получить ее крайне сложно, долго и дорого. Если выбрать путь досугового центра, то возникает всего два ограничения: мы не можем писать в рекламе и публично говорить о том, что занимаемся образованием детей, и мы не можем выдавать официальные сертификаты о том, что ребенок прошел образовательный курс. Во всем остальном досуговый центр практически ничем на момент старта не отличается от образовательного учреждения.

Аренда помещения в 15 кв. м в центре города нам обошлась по 450 рублей за кв. м. На поиск помещения ушла неделя времени. Парты и стулья мы попросили в ближайшей школе. Списанная мебель, десятилетиями хранившаяся в подвале, внушала мало доверия. Мы ее перекрасили и поменяли столешницы. Стеллажи купили в Леруа Мерлен. Стоят они не так дорого, но что важнее – идеально подходят для центра робототехники. Доску и оставшуюся мелочь приобрели у местных поставщиков. Оборудование, необходимое для занятий, а именно множество различных электронных компонентов, провода и батарейки были заказаны в Китае.

Спустя пол месяца работы у нас было оборудованное помещение, наборы электроники путешествовали где-то по миру в поисках адресата. Дело осталось за малым: найти первых клиентов. Мы начали посещать всевозможные мероприятия, таскали с собой небольших роботов и раздавали листовки. За весь август таким образом к нам записалось 8 человек, что как раз составляет одну группу. Дети набирались как-то вяло, и мы не могли понять: почему? Сейчас, спустя продолжительное время и набитые шишки, я понимаю, что мы делали не так практически все, что можно было делать не так. Самая грубая ошибка, которую мы допустили, – мы думали, что наши клиенты – дети. На самом деле наши клиенты – это родители, ведь именно за ними последнее слово и они платят за ребенка деньги. Поэтому всю рекламу нужно ориентировать в первую очередь на родителей школьников. Расклейка объявлений в местах скопления родителей и посещение школьных собраний дало взрывной характер: каждый день записывалось минимум 3 человека.



Вторая ошибка, которую мы допустили, – слишком полагались на соцсети. В таком маленьком городе интернет реклама не работает вообще. То есть совсем. О каком – то SMM продвижении говорить даже не приходится. Пожалуй, единственный источник рекламы – «сарафанка». Главная проблема сарафанки – это проблема курицы и яйца. О вас не заговорят, пока о вас не будет знать много людей, но о вас не узнает много людей, пока о вас не заговорят. Исходя из этого, нужно продвигать рекламу всеми возможными методами, пока не наберется наименьшее количество людей, которое о вас узнает и сможет запустить сарафанку. Этот момент вы определите без труда: в один из дней вам просто начнут звонить через каждые пол часа и узнавать подробности детской робототехники.

Конкурентов в городе у нас не было совсем. Ни прямых, ни потенциальных. Техническим развитием детей не занимался никто, поэтому с этой стороны мы могли дышать свободно.

В сентябре мы начали занятия с первой группой в 8 человек. Вначале изучали основы электроники и электричества, учились собирать различные схемы. Основная запись у нас началась в сентябре – октябре. В среднем, набирали новую группу каждые две недели.

Политика ценообразования с нашей стороны была проведена достаточно банально: мы посмотрели, сколько берут за подобные занятия в ближайшем крупном городе. Оказалось – 500 рублей. При 8 – ми занятиях в месяц выходит 4000 рублей. Нам это показалось неимоверно много, да и в маленьком городе такие деньги никто бы не заплатил. Мы просто прикинули, что в наших условиях проводить занятия по 150 рублей будет достаточно, с этого и начали. Через 2 месяца поняли, насколько мы ошиблись, и пришлось повышать цену, что прошло со скрипом среди родителей. Мы совершенно не учли, что посещаемость детей на занятиях колеблется на уровне 80 %, что уже убирает часть потенциальной прибыли. Так же нам постоянно приходилось докупать новые электрические компоненты, так как дети часто их теряли или сжигали.



Образовательную программу, интересную детям сходу написать так же не получилось. То, что нам казалось банальным и понятным, дети не понимали, обратное так же справедливо. На данный момент у нас написано множество учебных программ: по основам электроники и электричества, основам программирования игр в Scratch, программированию Arduino, 3D моделированию и других. Нам приходится постоянно подстраивать программы под детей, иначе они теряют интерес к занятиям и уходят. Главное в занятиях робототехники – это максимально заинтересовать ребенка. Создать условия, чтобы сложное техническое обучение проходило в понятной для него форме. Создать такую обстановку сходу у нас не получилось.

Только через полгода нам удалось более-менее отработать большинство процессов обучения и управления, чтобы занятия детской робототехникой с нашей стороны перестали быть каторгой и начали приносить удовольствие и постоянный доход. За это время мы открылись еще в двух небольших городах на тех же условиях и планируем продолжить экспансию провинции. Так же за это время наши дети поучаствовали в нескольких крупных соревнованиях, и во всех заняли первое место. Отдельной темы заслуживает сравнение разработанной нами технической программы со стандартной программой на лего – робототехнике. Наша показала себя на голову выше со всех возможных сторон.

Комментарии (12)


  1. akryukov
    05.04.2018 15:35

    Молодцы. Отличная работа.


    У меня есть немного абстрактный вопрос. Какого рода навыки развиваются у детей на занятиях по "робототехнике"? Во что они потом вырастают?
    Ну то есть на занятиях по программированию развиваются навыки анализа задачи, поиска решения и использования ЯП для реализации. Это все в итоге вырастает в профессию разработчика.


    Я примерно представляю, что работу собранной модели нужно запрограммировать и это тоже потенциально может вырасти в разработчика. Но ведь у робототехники должно же быть какое-то отличие. В чем оно выражается?


    1. Ingir_Max Автор
      06.04.2018 04:47

      Половина (если не больше) робототехники включает в себя программирование, следовательно ей присуще развитие тех же навыков, что и при чистом программировании. Плюс инженерные навыки конструирования какого-то устройства, 3d моделирование и пространственное воображение. В голове приходится строить сложные системы с множеством степеней свободы. У робототехнической системы больше степеней свободы, чем у чистой программы, следовательно приходится постоянно отлаживать свою работу. Поиск и устранение ошибок — одна из самых важных частей в робототехнике, что развивает внимательность, и так же пространственное воображение. Подводя итоги: из-за комплексного взаимодействия множества технических областей, из ребенка вырастает не просто разработчик, а некий технический архитектор, способный строить сложные системы с множеством степеней свободы.


      1. DjinNO
        06.04.2018 21:11

        Захотелось к вам в кружок…


    1. robux
      07.04.2018 08:08

      Странный вопрос: отличие между программированием и робототехникой. Это как спросить про разницу между книжным изучением воды и занятиями по плаванию в бассейне.


      "Чистое" программирование мало интересно детям, это для них занудная лабуда. А практическая робототехника позволяет создавать реальные устройства, от которого у ребенка загораются глаза. Дети не дураки, они хотят получать прикладные навыки, которые увеличивают их возможности в реале.


      И да, кроме собственно самого программирования, робототехника развивает и другие полезные навыки: умение решать практические инженерные задачи, знание механики, знание радиоэлектроники. К тому же робототехника позволит дома делать нужные штуки: от автоматического открытия жалюзей утром до автоматического полива грядок у бабушки в огороде — это вам не свистоперделочные хипстерские фреймворки изучать или вникать в очередные перераздутые абстракции CSS7/HTML9 от корпорастов.


      1. akryukov
        07.04.2018 17:47

        Это как спросить про разницу между книжным изучением воды и занятиями по плаванию в бассейне.

        Не могу согласиться с этой аналогией. Программирование оно разное бывает. Например при создании своей игры для компьютера или бота к игре. Есть мнение, что это тоже зажигает глаза у детей.


        Дети не дураки, они хотят получать прикладные навыки, которые увеличивают их возможности в реале.

        Вы переоцениваете мудрость детей. За прикладными навыками и возможностями в реале на курсы идут взрослые или родители этих самых детей. Ну уж никак не дети 8-12 лет. Я скорее поверю в то, что дети идут за сиюминутным интересом и красивой оберткой.


        Впрочем, на мой вопрос вы ответили. Спасибо


  1. qwertyRu
    06.04.2018 11:42

    Какие навыки преподаются в разных возрастных группах?
    например 7-9 лет механика, 10-14 электроника, программирование и пр.


    1. Ingir_Max Автор
      06.04.2018 18:56

      Как показала практика, дети уникальны. Некоторые ребята из начальной школы имеют гораздо более обширную базу, чем восьмиклассники. Мы просто начинаем заниматься с детьми, и в процессе переформировываем группы в соответствии с обучаемостью. Вначале в одну группу попадают дети от 9 до 17 лет. Далее мы находим к каждому индивидуальный подход и стараемся обучать в той манере, в которой для ребенка это максимально эффективно. Получается, конечно, не всегда с первого раза. Но такой подход показал себя с хорошей стороны. Проблема маленьких городов в том, что мы не можем выпускать детей каждые два месяца. Их не так много. Поэтому приходится писать очень обширные программы. Сейчас всех программ у нас хватит на полный год обучения, но мы не останавливаемся и постоянно придумываем что-нибудь новое. Резюмируя — каждый ребенок проходит нашу программу с начала до конца, но движутся они с разной скоростью.


  1. acos
    06.04.2018 15:53

    Ух ты, сколько #структора! Приятно видеть. Сами напилили? Надо нам себе такой же стол скрафтить.


    1. Ingir_Max Автор
      06.04.2018 21:07
      +1

      Структор делаем сами. Много деталек, заточенных под кружки робототехники придумали. Мы его, кстати, на заказ изготавливаем. Так же мультипло делаем. В России его только мы производим, ибо техпроцесс достаточно сложный.
      image


      1. acos
        06.04.2018 22:38

        Класс. Интересно, пробовали эти конструкторы объединять в одной конструкции?


  1. technik
    06.04.2018 15:57

    Очень здорово вы сделали!
    Раз уж про деньги написали, скажите примерную структуру доходов/расходов, очень интересно прибыльная ли эта деятельность.

    И скажите хоть что за город то?


    1. Ingir_Max Автор
      06.04.2018 21:10

      Центры робототехники на данный момент функционируют в трех городах — Кореновск, Динская, Новочеркасск. (Краснодарский край и Ростовская область) В общей сложности в три кружка ходит порядка 130 детей. Месяц обучения стоит 2000 рублей. (за 8 занятий) На всевозможные издержки уходит процентов 30.