По закону человек имеет право ремонтировать купленную технику где угодно, а производители не могут принуждать его к использованию фирменных сервис-центров. Таков общий смысл предупредительных писем, которые Федеральная торговая комиссия США разослала шести крупным компаниям, которые продают автомобили, мобильные устройства и игровые системы в Соединенных Штатах. Конкретные фирмы не называются, хотя некоторые из них можно угадать по цитатам из их условий пользования продуктами (см. ниже).

FTC в выражает обеспокоенность некоторыми заявлениями производителей. В частности, что потребители обязаны использовать указанные комплектующие или обращаться к указанным поставщикам услуг, чтобы сохранить гарантию. FTC предупреждает, что такие условия как правило незаконны, если гарантийная компания не предоставляет запчасти на замену бесплатно или не получила специальное разрешение от FTC. А именно, такие условия запрещены Законом о гарантии Магнусона — Мосса (Magnuson-Moss Warranty Act), который регулирует гарантийные обязательства производителей на потребительские товары. Кроме того, подобные заявления могут быть признаны вводящими в заблуждение согласно FTC Act.

Ниже примеры цитат из пользовательских соглашений фирм-нарушителей.

  • Требуется использование комплектующих [название компании], чтобы сохранить… гарантию производителя и все расширенные гарантии.
  • Настоящая гарантия не применяется, если этот продукт… используется с продуктами, не проданными или не лицензированными [название компании].
  • Данная гарантия не распространяется, если данное изделие… было изменено, повреждено, или удалена гарантийная пломба на [изделии].

«Положения, которые связывают гарантийное покрытие с использованием конкретных продуктов или услуг, наносят ущерб как потребителям, которые платят за них больше, так и малым предприятиям, которые предлагают конкурирующие продукты и услуги», — сказал Томас Пал (Thomas B. Pahl), исполняющий обязанности директора Бюро защиты потребителей FTC.

FTC просит все компании пересмотреть свои рекламные и гарантийные материалы, чтобы убедиться, что в таких материалах не указано или не подразумевается, что гарантийное покрытие обусловлено использованием определённых услуг. Кроме того, FTC просит компании пересмотреть свою практику в соответствии с законом. В письмах сказано, что сотрудники FTC ещё раз изучат сайты компаний через 30 дней на предмет исправлений. Если нарушения сохранятся, то в отношении компаний могут быть предприняты правоохранительные действия.

Навязывание фирменных комплектующих и фирменных сервисных центров, а также наклейка гарантийных стикеров и пломб нередко встречается в компьютерной технике и бытовой электронике. Хотя в этой отрасли действуют точно такие же законы о защите прав потребителей, как в автомобильной отрасли или любой другой. Никто не подумает, что замена покрышек или какой-нибудь ремонт в частном автосервисе может лишить вас гарантии на весь автомобиль. А вот производители компьютерной техники почему-то часто рассуждают таким образом, навязывая свои правила потребителям и пытаясь получить сверхприбыль на продаже «расширенной» фирменной гарантии или фирменных комплектующих для ремонта. Сейчас Федеральная торговая комиссия ещё раз напомнила таким нерадивым производителям, что подобная практика незаконна.

Например, компания Apple регулярно говорит своим клиентам, что ремонтировать её продукты можно только в фирменных мастерских, а использование сторонних комплектующих может привести к неработоспособности устройства. И это не страшилки — Apple действительно выводит из строя устройства со сторонними комплектующими. Производители игровых приставок Sony и Microsoft наклеивают на корпуса своих игровых приставок наклейки с предупреждениями, что нарушение этой «печати» аннулирует гарантию. Такие наклейки незаконны. Благодаря Закону о гарантии Магнусона — Мосса 1975 года ни один производитель не имеет права устанавливать ограничения на ремонт устройства, на которое он предлагает гарантию. Но сейчас это делают десятки компаний, о чём и предупреждает FTC. В этой сфере давно пора навести порядок.

Комментарии (13)


  1. Code5
    11.04.2018 20:01

    К сожалению, не в наших реалиях


    1. videochel
      12.04.2018 13:34

      в наших реалиях, можно поменять товар даже без чека на товар не говоря уже про бирки (согласно закона о ЗППП от 1996 года).
      А в ваших, которыми вы восхищаетесь ), нельзя эксплуатировать отремонтиванный айфон, так как его фирма изготовитель отключает назло вам.

      Вы этим восхищаетесь и предлагаете нам тоже. )


  1. OstJoker
    12.04.2018 02:41

    Мне как то в одной фирме отказали в замене SSD Kingston причиной была указана поврежденная наклейка\пломба, которая прикрывала один из винтов SSD (это офф. ответ от производителя).
    Все было бы ничего, если бы это действительно было так. Пк покупался всборе, собирала его компания, которая дополнительно поставила свои наклейки-пломбы на крышку корпуса и я понятия не имел что там внутри.
    Kingston SSD V200 перестал определятся в системе, меня попросили снять и отправить его, что я и сделал. Сама пломба была целая, но слека придавлена внутрь в области над отверстием для винта, может в результате прикручивания его к корпусу ПК.
    Имея на работе более 300 ПК и множества разной переферии, жудко бесит что нужно еще следить что бы были целы пломбы на корпусах ПК, хранить гору коробок (поскольу без нее не принимают по гарантии), помнить\записывать где какие железки покупались и т.д.
    П.С. Недавно разбирал старый ПК, там один сборщиик вообще позаливал места крепления комплектующих термоклеем.


    1. StorkZZ
      12.04.2018 06:44

      С коробками Вы что-то перегнули. Желательно хранить их первые 14дн на случай возврата по «не нравится», не более того.


    1. goyan
      12.04.2018 06:44

      Сталкивался с таким беспределом на ноутбуках MSI, после чего их не беру. В этом плане все замечательно у HP — меняйте сами комплектующие, гарантия не теряется, коробку можете выкидывать сразу, гарантийник не нужен, да и нету его, только документы на покупку сохраните.


      1. DaemonGloom
        12.04.2018 06:52

        При этом для гарантийного ремонта не нужны и документы на покупку — хватает проверки гарантии по серийному номеру.


        1. OstJoker
          12.04.2018 07:11

          Я писал про Украинские реалии, может законы о защите прав потребителя немного различаются, признаюсь честно, не знаю досконально.
          Коробки буквально недавно требовал сервисный центр АОС, когда у меня с 30 шт. купленных мониторов через 6-15 месяцев у около 10 начались проблемы с матрицей (рябь, розовый цвет и т.д.). Не знаю правомерно ли требовали или нет.
          О серийниках тоже не все так просто, если вам ответят что в базе нету, чем будете доказывать факт покупки? Ладно там дома ее можно что то вспомнить или найти гарантийку. Но в случае покупки того же системника через бухгалтерию как? Магазин дает гарантию на системный блок 2 года, но некоторые комплектующие в нем имеют большую гарантию. В накладной и в гарантийке на сам системный блок нету серийников каждого компонента.


          1. InChaos
            12.04.2018 08:13

            В накладной и в гарантийке на сам системный блок нету серийников каждого компонента.

            Покупали сервер недавно, в документах были полные наименования с серийниками всего, материнки, памяти, процессора и т.д. и даже корпуса.


        1. Arty_Fact
          12.04.2018 12:39

          Рекомендую оставлять чек, так как по нему гарантия получается на пару-тройку месяцев больше. Так как по серийному обычно гарантия с момента производства, а не продажи конечному пользователю.


      1. Enessar
        12.04.2018 13:14

        А вот у меня совершенно противоположный опыт. Купил я два года с лишним назад MSI GS60 2QC — это тот, что в тонком корпусе, и там материнская к верх ногами, поэтому установка SSD подразумевает практически полную разборку с отключением шлейфов.

        Я предварительно проконсультировался с официальным сервисом на счет наклейки о гарантии на винтиках, мол хочу памяти и накопитель установить. Они сам подтвердили, что удаление наклейки на гарантию не повлияет, если мои действия не приведут к повреждению техники. И действительно, через два года, за месяц до окончания гарантии полетела система охлаждения. Мне все по гарантии заменили, я ни копейки не заплатил. То, что я лазил внутрь никак не сказалось.


  1. MahMahoritos
    12.04.2018 07:03
    -2

    Не понятно только, зачем это писать на русскоязычном ресурсе? Ну для информации, ОК. Только тогда заголовок неверен. В РФ совершенно не важно, что там решили в США, равно как не важно, какие условия придумал производитель, если они противоречат ЗоПП. Но ЗоПП ЕМНИП гарантийные пломбы как раз таки не запрещает…


    1. Wolframium13
      12.04.2018 08:41

      Ну и не даёт им какого-либо статуса. Срывайте пломбы, делайте экспертизу, что товар сломался не по вашей вине, претензия, отказ — в суд.


  1. dmsav
    12.04.2018 08:30

    В РФ все это регулирует федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании».