Для любого бизнеса эффективность отдела продаж, и процесса продаж как такового, имеет критическое значение.

И не удивительно – без продаж нет бизнеса. Насколько бы ни был хорошим продукт, если не умеешь правильно его преподнести, успеха компании не видать…

Продавать приходится всем – и в промышленности, и в туризме, и в автосалонах, и в оптовой торговле… Почти каждая сфера подразумевает отдел активных продаж.

Когда встает вопрос об эффективности этого отдела – первое, на что стоит обратить внимание – как выглядит ваш метод (кто отвечает на звонки, как узнается потребность клиента, задаете ли «продающие» вопросы, за какое время делается предложение и т.д.)

И главное, насколько хорошо метод выполняет функции приоритезации и постановки следующих шагов: позвоните, когда обещали, подготовьте технико-коммерческое предложение действительно быстро – просто выполните вовремя следующий шаг – и эффективность возрастет существенно.

Другой вопрос: как этого добиться?


И желательно быстро и без существенных затрат (особенно, если ваша компания развивается и пока не имеет миллиардных оборотов).

Первое, что приходит в голову с этой ситуации – внедрение СРМ системы управления взаимоотношениями с клиентами. Таких систем на рынке очень много – облачных и десктопных. Их основное предназначение – стандартизировать и автоматизировать процесс продаж.

Некоторые их низ стоят баснословных денег (такие как SAP, Oracle, Sales-Force), предназначены для интеграции с не менее колл-центрами, биллингом, масштабным узлом телефонии. Их внедрение — это серьезный вызов даже для очень крупного бизнеса, не говоря уже про компании меньшего масштаба.
Другие, такие как Bitrix, Amo-CRM, Мегаплан – имеют достаточно бюджетные, а в некоторых случаях даже бесплатные версии.

Многие и начинают внедрения именно с таких продуктов. И, зачастую, сразу сталкиваются с кучей проблем управленческого характера:
  • Количество «непродающих» функций на каждого менеджера возрастает. Действительно, ведение информации и заполнение «карточек» в СРМ более долгий процесс, чем при использовании записей в ежедневнике или в excel-табличке.
  • Информация дублируется. Если менеджеры вели клиентов другим образом, перевод информации в СРМ систему – довольно объемная работа, которая принесет результат «где-то в перспективе», но в текучей ситуации денег не добавит. Такие фразы, как «я полдня карточки заполняю, вместо того, чтобы продавать» руководитель будет слышать от своих менеджеров очень часто.
  • Автоматизация при самостоятельном внедрении практически отсутствует.

Чтобы настроить СРМ систему с интегрированной телефонией, с автоматическим внесением заявок из разных каналов (заявок с сайта, с почты, со звонков на общий телефон), с распределением заявок по менеджерам, с автоматическими напоминаниями для клиентов «одним кликом» — придется потратиться, временем или деньгами. По-разному, в зависимости от региона, где-то это может стоить от 20 000 руб, где-то от 50 000 руб, где то от 200 000 руб. А это, согласитесь, уже ощутимые затраты. При всем этом не факт, что весь требуемый вам функционал будет реализован в облачной СРМ. Например, такая категория, как бизнес процессы, гибко можно настроить только в коробочной версии СРМ – а это, как минимум +200 000 руб инвестиций.

В общем, когда начинаешь пользоваться недорогой СРМ – получаешь продвинутый ежедневник, где отмечаешь дела для каждого клиента. Это, конечно, классно, но автоматизацией, сокращением времени на выполнение рутинных процессов здесь и не пахнет. Не факт, что это существенно увеличит производительность труда менеджеров и, в конечном счете, объем продаж.

Поэтому на рынке автоматизации существует большое количество сервисов, которые выполняют узкую задачу, не требуют изменений в бизнес процессах компании, стоя т недорого и приносят быстрый и ощутимый результат.

Одним из таких сервисов является система автоматических оповещений о выставленных счетах и коммерческих предложений Invola.ru

Этот сервис в автоctом режиме подключае, Outlook ся к почтовому серверу (yandex.ru, mail.ru и др..) по определенным ключевым словам регистрирует счета, коммерческие предложения, которые менеджеры отправляют клиентам. После определенного времени (1-3-5 дней), если выставленный счет не оплачен, сервис предлагает отправить клиенту напоминание, тем самым стимулируя сделать следующий шаг.

Как это выглядит с управленческой точки зрения


Допустим, в течении недели вы выставляете 100 счетов и коммерческих предложений. Часть из них – это срочные запросы и «горячие» клиенты. Как правило, это около 20% всех запросов. Они хотят товар прямо сейчас, и, если у вас предложение хорошее – они покупают. Если нет – говорят, что им это не подходит по определенной причине (дорого, долгий срок поставки, не тот цвет и тд…) По этим клиентам вы сразу получаете обратную связь. И можете её использовать (сделать скрипты работы с возражениями, предложить скидку …)

image

Остальные 80% — это клиенты, которые рассматривают разные предложения и сравнивают. Скорей всего, они не примут решение сразу. Они поставят ваше предложение в ряд с конкурентами и будут сравнивать по разным критериям. Особенно, это актуально в B2B секторе, когда имеешь дело с профессиональными закупщиками.

Этот сегмент переходит в категорию: «я подумаю»

Для того, чтобы сделка состоялась, требуются дополнительные касания. Письма, звонки, личные встречи. Есть, конечно, небольшой процент клиентов, которые сами звонят вам повторно, чтобы уточнить все вопросы и завершить сделку. Но, таких, как показывает практика, не так много. В условиях высокой конкуренции высока вероятность, что вас просто забудут.

Что делать в такой ситуации?


  1. Каждый запрос заносить в СРМ систему, назначать дело «Напомнить про выставленный КП» и вручную перезванивать каждому клиенту. Результат будет. Но, другой вопрос, что это займет кучу времени, язык у менеджеров будет на плече, а одно место в мыле…
  2. Второй вариант – автоматически, после истечения определенного времени (допустим, если вам не оплатили по счету в течении 3х дней) отправлять клиенту вежливое письмо следующего содержания

image

Что происходит в таком случае


  1. Если с клиентом вы говорили искренне, вежливо, дали ему ценную информацию, но ваше предложение объективно оказалось хуже конкурентов, то, скорей всего клиент спокойно отнесется к такому письму, вспомнит о вас, и укажет причину отказа – почему он у вас не купил. Как вы понимаете, это очень важная информация и очень хороший «лид». Он относится к вам очень лояльно, и, вполне возможно, в следующий раз он к вам снова обратиться.
  2. Очень вероятно, что вы и ваши менеджеры сработали хорошо, но клиент забегался и просто забыл про вас. В этом случае, получив такое напоминание, клиент про вас вспомнит, позвонит, и, скорей всего, завершит сделку. Когда мы работали в продаже металлорежущего инструмента, таких было около 10-20%. Они сразу подняли нам объем продаж.
  3. Ну и, конечно, останется сегмент «случайных и нелояльных покупателей», которые просто мониторили рынок. У нас, например, были закупщики, которые просто собирали предложения для своих конкурентных листов, чтобы отчитаться перед руководством. «Свой поставщик» у них был, и они проделывали эту работу «для галочки»
    Такие запросы, как вы понимаете, только отнимают время у вас и ваших менеджеров


image

Что мы получаем на выходе?


Таким образом, используя эту систему, мы одним простым методом выполняем сразу функции следующих шагов (система автоматически напоминает про выставленный счет и коммерческое предложение) и функцию приоритезации.
Клиенты, которые просто забыли про нас – получили дополнительное внимание и купили.

Те, кто к нам лояльны, но не купили в силу объективных причин – указали нам причины. Важную управленческую информацию.

И, наконец, мы очень просто выявили сегмент случайных и нелояльных клиентов. Что с ними делать – решать каждому. Кто-то добавит в список рассылки, чтобы с небольшой вероятностью получить заявки в дальнейшем, кто-то просто забудет, кто-то добавит в блек-лист. Но, в любом случае, вы сэкономите драгоценное время.

image

Мы не говорим, что система заменяет человеческий труд. В любом случае, ключевым клиентам надо перезванивать лично, ездить на встречи, любить и лелеять.

Но для сегмента всех остальных запросов, где чек не такой большой — оставлять клиента без внимания все-равно не стоит. Как и не стоит тратить большое количество драгоценного времени.

С помощью системы Invola вы сможете давать каждому клиенту немного больше заботы, напоминать о себе, стимулировать покупку, собирать обратную связь и получать управленческую статистику про интенсивность и эффективность вашей работы

Комментарии (9)


  1. Beatle
    30.06.2015 14:25
    +2

    Стойкое ощущение, что вы плохо понимаете, как работают отделы продаж.
    И совершенно не понимаете как правильно работать с CRM, какие проблемы и как она в действительности решает.

    Вы сами занимались продажами?
    Какую конкретную аудиторию вы видите у своего сервиса? («Все, кто продает» — не предлагать)


    1. invola Автор
      30.06.2015 15:33

      Приятно видеть комментарий от специалиста, глубоко понимающего вопрос.
      Читал некоторые ваши статьи…

      Сами мы действительно занимаемся продажами.
      Наш первый бизнес — небольшая компания, с оборотом редко превышающим 1 млн в месяц.
      Занимаемся поставками на заводы металлорежущего инструмента для станков с ЧПУ.

      В продажах у нас работают 2 человека.
      Понятно, что у нас «колхоз» — уровень автоматизации и формализации процессов у нас на порядок отличается
      от ТОПовых компаний. Но уровень конкуренции в регионах позволяет вести бизнес и в таком масштабе.

      Мы пользуемся бесплатной СРМ Битрикс для ведения клиентов (лидов). Есть прописанные бизнес процессы
      для контроля за отгрузками. Но, в целом, о системах сквозной аналитики и других «космических» вещах
      речь не идет.

      Просто у нас была конкретная проблема: «Если мы не перезваниваем, и повторно не обсуждаем
      наше предложение, процент оплаты счетов падает»

      А если перезваниваем всем, а не только ключевым клиентам — у менеджеров одно место в мыле.

      Мы понимаем, что хорошая СРМ система решает такие задачи на раз.
      Но и её внедрение стоит 300-400 тыс руб минимум.
      (Довольно дорого для нашего масштаба)

      А проблема есть.
      И есть у многих наших знакомых (кому мы и поставили систему в первую очередь)

      Среди них:
      — Небольшой бетонный завод, с одной девочкой, которая выставляет счета по запросам и не перезванивает впринципе
      (при этом завод делает 1 млн чистой прибыли в месяц)

      — Компания с отделом продаж из 3х менеджеров, занимающаяся продажей комплектующих для гидравлики (распределители. гидроцилиндры и тд) Делают 2-5 млн оборота и имеют склад на 80 млн руб.

      — Оптовики, занимающиеся снабжением промышленных предприятий электро-продукцией. У них около 100 заявок в день на 3х человек, не считая тендеров. Понятно, что на перезвон клиентам по выставленным счетам у них просто нет времени.
      И если им предложить внедрить СРМ и поменять работающие бизнес процессы, которые дают 7-8 млн оборота,
      и потратить на это кучу времени — скорей всего тебя отправят на неблагозвучное место.

      А поставить маленькую программку, которая будет занимать 10мин рабочего времени с утра
      и даст плюсом даже 500к оборота — почему бы и нет.

      Конечно, возможно мы ошибаемся и целевой сегмент для нашей программы совсем небольшой,
      да и заниматься ей с такой невысокой ценой будет не особо интересно…

      Но, время покажет…
      Спасибо =)


  1. Beatle
    30.06.2015 16:06

    Я понимаю, что в некоторых случаях (возможно я недооцениваю их количество) действительно есть такая массовая проблема, но рассказывать о том, что CRM в продажах это плохо, долго и неэффективно — несколько непрофессионально.

    Чтобы аудитория расширилась кстати надо делать интеграции с CRM — тогда это более рабочее приложение получается.


    1. invola Автор
      30.06.2015 17:36

      Согласен! Спасибо за дельный совет!
      Сейчас уже делаем виджет для интеграции с Амо-СРМ, в дальнейшем планируем также сделать для Битрикс24.

      А СРМ, несомненно, нужная и полезная вещь.
      Просто хотел сказать, что между СРМ за 2000 руб и хорошей СРМ — большая разница
      (в скорости работы, уровне автоматизации и тд)

      И если нет возможности заплатить 200-500-1000 тыс руб за хорошую СРМ,
      но в то же время задачи автоматизации решать надо,
      можно воспользоваться такими сервисами, как наш.

      Цена вопроса небольшая, внедряется легко, эффект очевидный.
      Очень рад приятному разговору!


      1. Beatle
        01.07.2015 10:09
        +1

        Ну, любая дешевая CRM это гораздо лучше, чем без CRM вообще :) И она обязана быть, если у организации есть клиенты.


  1. natnal
    01.07.2015 10:19

    Не понимаю, почему связка идет с электронной почтой, по которой отправляются выставленные счета, а не с самой той программой, в которой эти счета выставляются. Или предполагается, что менеджер делает это вручную, каждый раз вбивая данные клиента напрямую в документ Word/Excel?

    Если бы я решала такую проблему (напомнить менеджеру, что пора перезвонить клиенту после выставления счета, или выслать автоматическое письмо клиенту), то я бы отталкивалась все-таки от способа формирования счета, а не от способа его отправки. В гибких настраиваемых CRM вполне можно настроить автоматическое действие в ответ на какое-то событие или при наступлении определенной даты. В данном случае можно было бы настроить либо напоминание менеджеру (оповещение внутри программы для выставления счетов), либо автоматическую отправку письма по заранее настроенному шаблону через заданный промежуток времени от даты выставления счета.


    1. invola Автор
      01.07.2015 14:14

      Наталья, гибкие настраиваемые СРМ стоят довольно хороших денег.
      Вложения такого характера могут иметь очень большой срок окупаемости. Особенно для небольшой компании.
      Поэтому риски таких внедрений высоки.

      Система, которую предлагаем мы, «встраивается» в существующую систему работы и по сути
      не требует изменения бизнес-процессов. Решает одну конкретную задачу и дает конкретный результат, измеряемый цифрами
      (количество оплаченных счетов/ к общему количеству счетов)

      Поэтому у нее есть свой рынок.

      Почему именно привязываемся к почте — это дает возможность делать напоминания не только по счетам, но
      и по коммерческим предложениям, актам сверок (нашему бухгалтеру это нравится =)

      Протестируйте нашу систему, будем рады услышать ваш отзыв =)


      1. natnal
        01.07.2015 16:26

        Сергей, мы с вами, оказывается, из одного города! Приходите в гости — покажу гибкую настраиваемую CRM, которая не требует особых затрат ;)

        Допускаю, что рынок у вашего сервиса есть, поскольку до сих пор многие мелкие организации ограничиваются сочетанием Excel+Outlook. Другое дело, что если они начнут пользоваться вашим сервисом, то скоро осознают, что CRM им все-таки нужна — и либо вам придется допиливать необходимый функционал, либо они уйдут туда, где он уже есть.


        1. invola Автор
          01.07.2015 18:15

          С удовольствием приму приглашение =)