Несмотря на то, что компания Tesla Inc. постепенно наращивает объемы производства, достигнуть обещанного ей пока не удается. Это одна из причин того, что компания терпит убытки, и немаленькие. Вдобавок ко всему, из Tesla постепенно уходят топ-менеджеры. Возможно, это и простое совпадение, но руководители высшего звена стали покидать свои посты, начиная с февраля.

Наиболее чувствительной потерей для компании стал уход одного из главных помощников Илона Маска в нелегком деле производства электромобилей. Речь идет о Даге Филде, который занимался созданием новых моделей. Например, он принимал самое активное участие в разработке Tesla Model 3. Маск называл Филда одним из самых талантливых менеджеров в мире.

Уход его сопровождался комментарием о том, что топ-менеджеру просто нужно больше проводить время с семьей, а также он хочет «перезарядиться». Маск незадолго до увольнения Филда стал лично контролировать ход массового выпуска проблемной Tesla 3. Проблемной в том плане, что компании никак не удается начать выпускать столько машин, сколько требуется для безубыточного производства.

Кроме Филда, в прошлом месяце из компании ушел глава разработки Autopilot Джим Келлер. Правда, он перешел в Intel, так что, возможно, здесь идет речь просто о более выгодном или интересном для менеджера предложении. В марте из Tesla Inc. ушли сразу два топ-менеджера, в феврале уволился директор по продажам Джон Макнил — он перешел в Lyft.

Последним (или одним из последних) ушел Мэттью Скволл. Он разрабатывал систему безопасности электромобилей, которая, по всей видимости, работает не так как планировалось. В результате разные модели Tesla попадают в аварии, которых, по всей видимости, можно было бы избежать. Скволл, кстати, уходит к конкуренту Tesla — подразделение Google, занимающееся разработкой робомобилей — Waymo. На новом месте он занимается практически тем же, чем занимался и на старой работе, причем даже должность такая же.

Такая текучка кадров, причем не обычных сотрудников или даже менеджеров среднего звена, а топов, не могла не привлечь внимание инвесторов. Один из них, Джим Чанос, руководящий Kynikos Associates Ltd., считает, что в компании что-то идет не так. Свой вывод он основывает на предпосылке, что если цены на акции высоки, но топ-менеджеры покидают компанию один за другим, значит, что-то идет не так. По мнению Чаноса, топ-менеджеры знают о какой-то проблеме и уходят из компании именно по этой причине.

Что касается самого Маска, то он не особо распространяется об этой проблеме. В одном из развернутых писем сотрудникам он говорит, что компания планирует набрать больше людей, которые будут заниматься выпуском Model 3. В начале года в компании работало 37 543 сотрудника. Сейчас люди нужны фабрике компании, расположенной во Фремонте.

«Один из этапов реорганизации компании — упрощение руководящей структуры. Это необходимо для улучшения процесса коммуникации, мы постепенно убираем то, что не является жизненно важным для нашей миссии. Кроме того, мы продолжим нанимать людей для увеличения объема выпуска Model 3 в ближайшем будущем», — говорит предприниматель.

Сейчас целью компании является 5000 электромобилей в неделю — такой уровень производства планируется поддерживать в течение текущего квартала.

В своем желании достичь поставленных целей Маск давит на собственных сотрудников. «Он определенно из тех, с кем тяжело работать, и это опустошает людей. Сейчас сотрудники Tesla испытывают постоянный стресс из-за необходимости поддерживать высокий темп работы», — говорит Ефраим Леви, аналитик из компании CFRA.

К слову, эксперты, которые следят за тем, как идут дела у Маска, считают, что ему и его сотрудникам необходимо много чему научиться. Кроме того, эти же специалисты считают, что Маск допускает большое количество ошибок, которые были характерными для ряда автопроизводителей в 1980-х 1990-х. Так, например, компания General Motors в 80-х годах прошлого века напрасно потратила миллионы долларов США на попытки автоматизировать производство автомобилей. Все это оказалось напрасным — роботы (по крайней мере, в то время) не смогли заменить людей на все 100%. Tesla сейчас тоже роботизирует все, что только можно, но не всегда удачно.

Что касается ухода топ-менеджеров, то причина пока неясна, но, возможно, вскоре ситуация станет более понятной.

Комментарии (55)


  1. Denkenmacht
    15.05.2018 13:27
    +1

    Джим Чанос, упомянутый в статье, не инвестор, он спекулянт.
    Его фонд специализируется на коротких позициях, ему выгодно падение акций Теслы.


    1. vassabi
      15.05.2018 13:48

      эхх! всю интригу и расследования сбили первым же комментарием…


    1. Eldhenn
      15.05.2018 14:25

      То есть — открыл короткую позицию, потерял право называться гордым званием "инвестор"?


      1. Denkenmacht
        15.05.2018 14:41
        +2

        Нет, сам шорт еще ни о чем не говорит. А вот когда ты делаешь шорт, а потом выступаешь, пытаясь повлиять на мнение остальных людей, с целью склонить их продавать бумагу и понизить курс, то да, это уже не инвестиция, а спекуляция.
        Определение «инвестора» можно посмотреть, в принципе понимается именно финансирование компаний, а не игра на понижение их акциями.


        1. Eldhenn
          15.05.2018 16:32
          -4

          А когда ты делаешь лонг, а потом выступаешь, пытаясь повлиять на мнение остальных людей, с целью склонить их покупать бумагу и повысить курс, ты ни в коем случае не спекулянт!


          1. Denkenmacht
            15.05.2018 16:36
            +4

            Вам же не надо говорить про относительную долгосрочность инвестиций и краткосрочность спекуляций, да?


      1. terek_ambrosovich
        15.05.2018 14:42

        Нет. Но вот Чанос, как и его «Циник» известны именно как медведи.


      1. old_gamer
        15.05.2018 15:26

        Да даже и длинную. Инвестор, если по учебнику, зарабатывает без левереджа. То есть, цель инвестора не купить дешевле — продать дороже, а заработать долгосрочно, вложив реальный капитал в какое-то предприятие. Шорты такого рода инвестициями быть не могут по определению, но и не все лонги такие.


        1. Belking
          15.05.2018 16:21

          >> Шорты такого рода инвестициями быть не могут по определению, но и не все лонги такие.

          Не говорите это медведям Теслы. Некоторые из них даже статьи пишут «Почему я не перестал продавать акции Тесла после того как они взлетели в 4 раза» (Seekingalpha.com достаточно посмотреть) так что вполне себе инвесторы. Хоть и не институциональные.


    1. NIKOSV
      16.05.2018 03:41

      Так это он вынуждает менеджеров уходить?


      1. Denkenmacht
        16.05.2018 03:52
        -1

        Я не исключаю, что в ближайшем времени и Маск может уйти с поста СЕО.
        Определенная текучка в проблемной компании является нормальной, не нужно тут иметь теорий заговора, чтобы понять, что часть людей просто разочаровалась в идее автопилотируемого автомобиля, а часть выгнал Маск, потому что разочаровался в них.
        Причина думаю еще и в самой личности Маска. Тут можно историю Эппл вспомнить, проблемные отношения Джобса с сотрудниками.
        Проблема в том, что указанный трейдер как раз формирует некую теорию заговора — якобы есть нечто, что люди знают, но рынок еще не знает, и когда рынок это узнает, то курс акций очень упадет. Ну почему бы ему уже не упасть, раз знающие люди бегут с работы, (тем более что сам трейдер уже встал в короткую позицию)?
        В таком поведении ничего такого нет, просто не надо этого человека называть инвестором.


        1. burzooom
          16.05.2018 11:29

          Типа «ШОК! Сбербанк БАНКРОТ! ВСЕ ОТДЕЛЕНИЯ ЗАКРЫТЫ!» Ой, сегодня же воскресенье.


  1. andrewdrone
    15.05.2018 13:57

    Имхо, борьба с цепочками поставщиков и субподрядчиков дает свои результаты. Откаты — являение международное, так что "уйдут" еще многих.


    Другой интересный вопрос — профсоюзы. Если Илон действительно так давит на сотрудников, то не исключена возможность "итальянской забастовки"


  1. dimkss
    15.05.2018 14:11
    +1

    >> К слову, эксперты, которые следят за тем, как идут дела у Маска, считают, что ему и его сотрудникам необходимо много чему научиться…
    … Маск допускает большое количество ошибок, которые были характерными для ряда автопроизводителей…

    Если послушать экспертов, то вообще не стоило заморачиваться многоразовыми ракетами и возвращением ступеней.


  1. alexhott
    15.05.2018 14:16

    ага эксперты такие эксперты.
    однако никто за последние пять лет столько не сделал
    а представьте если бы Маск хоть маленько (по мнению экспертов) понимал и умел, то каких высот мог бы достичь.


  1. everythingIsPossible
    15.05.2018 15:39
    +1

    У автора этой статьи похоже неприязнь к Маску или его компаниям.
    В статье про Spacex сочинил про слова Маска о скорой цене запуска ракет в $5-6 млн.

    А в этой статье придумал следующее утверждение:

    Сейчас целью компании является 5000 электромобилей в неделю — такой уровень производства планируется поддерживать в течение текущего квартала.

    Хотя на самом деле Tesla еще только планирует выйти на производство в 5000 Model 3 в неделю к началу следующего квартала.

    Хотя может это не неприязнь, а некомпетентность журналистская. ****, **** и в продакшн.


    1. everythingIsPossible
      15.05.2018 17:14

      Автор, сорян, признаю свою ошибку. :)
      В статье речь идет обо всех электромобилях компании, а не только а Model 3.


      1. everythingIsPossible
        16.05.2018 12:30

        Хотя, все равно получается неправда.

        Если считать, что речь точно шла обо всех моделях электромобилей компании —
        в Tesla не планирует поддерживать такой уровень производтсва в течение текущего квартала. Планируется значительно увеличить уровень производства (в основном за счет Model 3).


    1. maybe_im_a_leo
      16.05.2018 04:49

      Текст в любом случае содержит множество неточностей и недоговорок.
      Например, Даг Филд не уволился, а взял leave of absence — неоплачиваемый отпуск. Такое уже было с Jerome Guillen, он вернулся и теперь руководит программой Semi Truck. И теперешний CFO тоже приходил и уходил. Это люди такого уровня которые могут себе это позволить.


  1. Hellsy22
    15.05.2018 16:02

    Так, например, компания General Motors в 80-х годах прошлого века

    Сорок лет назад у GM не получилось добиться 100% автоматизации, поэтому Тесла в наши дни действует неправильно, увеличивая уровень автоматизации.

    Есть ли шанс, что слова эксперта просто переврали журналисты и на самом деле он не идиот?


    1. rroyter
      15.05.2018 17:25
      -2

      Нет, он так и говорит. Мол на окраинах одного из заводов ДжиЭм до сих пор стоят ряды роботов укутанных в целлофан.

      Но фишка в том что он не обязательно неправ. Роботы сегодня и роботы 40 лет назад принципиально не изменились. Их нужно долго и нудно обучать, ставить зоны отчуждения вокруг, что бы не убили кого-нибудь ненароком). Человек всё ещё остаётся универсальным и быстро адаптируемым роботом.


      1. vassabi
        15.05.2018 18:09

        пром.роботы сейчас уже не те


        1. AlexanderS
          15.05.2018 21:36

          Ролик красивый, но на производстве, при настройке, всё совсем не так)


          1. terek_ambrosovich
            16.05.2018 08:49

            Но и не так, как сорок лет назад.
            Просто апелляция к опыту прошлого в области автоматизации всегда очень странно выглядит.


            1. AlexanderS
              16.05.2018 11:40

              Ну это конечно да. Сейчас несколько попроще стало)


      1. arheops
        15.05.2018 23:19

        40 лет назад процессор, который нужно «обучать» был размером с большую комнату 10 на 10 метров, а сейчас он помещается в основание робота и занимает гдто кубик 20 на 20 см вместе с блоком питания.


        1. Lexxnech
          16.05.2018 11:05
          +1

          40 лет назад intel выпустил 8086, не нужно преувеличивать.


          1. arheops
            16.05.2018 11:31

            8086 по мощности гдето равен современным процессорам для IoT.
            Управлять станком он, конечно, может. Но ПО для этого 40 лет назад явно не было и все ПО в это время для 8086 явно не было предназначено для обучения, максимум четкое выполнение заложенных ранее инструкций.
            Да и цена его была далека от современных цен.


            1. Lexxnech
              16.05.2018 12:11

              Ну, под «обучать» в контексте управлением станками на заводе, как мне кажется, подразумевается все же написание инструкций, а не машинное обучение. Сомневаюсь, что даже самые модные и молодежные стартапы будут пытаться внедрить нейросети для работы на конвейере. А в этом контексте сорокалетних процессоров должно быть достаточно, все же их скорость работы в любом случае выше, чем скорость работы механики станка.
              Что касается цены, стоил он от 86 долларов.


              1. arheops
                16.05.2018 13:04
                +1

                В том то и дело, что современные роботы обучаются методом «делай как я». Берется «за ручку» робот и выполняется манипулятором работы, указывается на экране в какой момент выполнять захват и отпускать, дальше он сам.
                Причем сам даже подстраивается под изменения обстановки(небольшие).


                1. Lexxnech
                  16.05.2018 14:47

                  Не знал. В таком случае Вы правы.


                  1. roscomtheend
                    17.05.2018 10:48

                    Но не факт что это нейросети — такое вполне укладывается в обчные алгоритмы — «повернуть инструмент на 30 градусов, движение вперёд на 100-120 мм (до упора)». Зато эту программу можно посмотреть глазами и увидеть что там, а не обучать на сотнях испорченных деталей (да и пакеты моделирования сразу выдают программу под деталь — только допилить, выдавать чертежи слесарю Васе, чтобы он тренировался и обучал робота долго и дорого).


    1. striver
      16.05.2018 13:38

      Маск как раз отвечал на эти заявления. Да, он признает, что делаются ошибки, но они и решаются очень быстро.


  1. saboteur_kiev
    15.05.2018 18:47
    -1

    Маск — очень увлеченный своими идеями человек. Вполне возможно, что он не совсем понимает, почему остальные люди не уделяют своей работе 99% времени, на этой почве парочка человек перегорела, но как мы видим большинство ушло на аналогичные должности (просто возможно с более гибким графиком).

    Либо Маск немного попустится и наймет вдвое больше топ-менеджеров, чтобы они успевали, либо найдет таких же как он.


    1. striver
      16.05.2018 13:55

      Как было сказано по поводу Фалкон Хэви, хоть Маск еще тот козел, в плане давления на людей, но их ФХ стоит 0,5 миллиарда, а СЛС 20. Вопрос — кто прав?


      1. saboteur_kiev
        17.05.2018 16:46

        Ну я сказал почти тоже самое =)
        Стив Джобс тоже был «козлом» в плане отношения и давления.
        В Амазоне вообще людей просто кидают в топку.

        Но да, эффективность подобного подхода конкретно в этих компаниях дает хороший эффект.


  1. maybe_im_a_leo
    15.05.2018 19:22

    Топ менеджеры — тоже люли. Может просто надо сделать условия работы лучше, например столовку побольше, бесплатную еду, 401k наконец или например не всем комфортно сидеть в шумном гигантском open space с тысячами людей вместе.


    1. zagayevskiy
      16.05.2018 14:03

      Я вас, наверное, разочарую, но топ-менеджмент — это не те люди, кому надо столовку побольше и бесплатную еду. Бесплатная еда — это данность для любого работника низшего ранга. И в опен-спейсах топ-менеджмент тоже не сидит.


      1. General_Failure
        16.05.2018 14:13

        То-то в госконторах столовки дешёвые как для бомжей!
        Цены в столовой Кремля лично не видел, только по ящику
        А вот в ЦБшной столовке сам лично обедал несколько раз во время командировок
        И если в ЦБ дофига простых исполнителей, то в Кремле «топ-манагеров» дофига, если не большинство


        1. zagayevskiy
          16.05.2018 19:54

          А какая связь между столовыми в госконторах (вы думаете, все госслужащие — миллионеры?) и топ-менеджментом крупной западной компании? Топ-менеджмент — это люди, получающие миллионы долларов в год. Им не нужен "гибкий график, печеньки в офисе и даже компенсация питания!".


          maybe_im_a_leo, в какой "этой"? Я где-то говорил, что топ-менеджмент гнушается есть с простыми людьми? Я всего лишь сказал, что топ-менеджмент это не те, кому нужна большая столовка и бесплатная еда. Они могут себе позволить еду из парижских ресторанов с доставкой до Москвы. Делают ли они так? Нет. Но и печеньками в офисе их на работу не приманишь.


          1. maybe_im_a_leo
            16.05.2018 20:03

            В столовке Теслы. И вместе со всеми они тоже ждут как свободный столик освободиться.
            Я конечно понимаю что возможно условия работы действительно не самое важное для топ менеджеров, но когда человек принимает решение уходить — то это обычно комплекс причин…
            Да и VP тоже сидят со всеми в open space. Только Маск сидит в отгороженном углу.


      1. maybe_im_a_leo
        16.05.2018 19:31

        Я часто вижу некоторых вице-президентов в этой столовке


  1. Xambey
    15.05.2018 22:38
    +1

    Может оно и к лучшему, найдет людей, которые «горят» от идей и стремлений к прогрессу, как он, а не типичных менеджеров, которые прыгают от компании к компании, ища выгоды. Менеджеров можно заменить, их как собак нерезаных (вас реально много) , главное, что нет утока инженеров. Судя по отсутствию воплей об уходах инженеров, многие большинство довольно, ну и результаты соответственно, на лицо. И вообще я считаю, побольше бы таких начальников, как Илон Маск. Я скорее предпочту иметь в начальниках, компетентного инженера, чем человека, который вообще не понимает ничего в продукте компании с тех. стороны, для IT компании это существенно.


    1. NIKOSV
      16.05.2018 03:48

      Зачем же он тогда вообще нанимал и держал «типичных менеджеров» если они не нужны? Почему он сам не скрывает что многие из них это реально потеря?


    1. roscomtheend
      16.05.2018 09:50

      Вы пробовали работать 24x7 долгое вермя? Или вы типичный менеджер?


  1. Laney1
    15.05.2018 22:44

    интересно наблюдать, как один и тот же Маск с одними и теми же методами управления, проектирования и т.п. в одной отрасли (космонавтика) произвел фурор, а в другой (автомобилестроение) пока терпит одни убытки.


    Это говорит о неразвитости космонавтики. Кстати большой привет Роскосмосу, который даже в таких тепличных условиях полностью профукал рынок космических запусков. Я слышал, там хотят назначить мастера батутных дел Рогозина новым руководителем?


    1. roscomtheend
      16.05.2018 09:52

      Терпит убытки, продавая с прибылью. Противоречие? Нисколько. Расширение.


      1. Oleg_Dolbik
        16.05.2018 14:10

        Никакого противоречия — в последнем Теслы отчете расходы на производство отделены от расходов на развитие. Как итог — производство дороже реализации…


        1. migelle74
          17.05.2018 10:48

          Вообще-то в последнем квартале там пол миллиарда прибыли. Т.е. продали на 2.7 миллиарда, а потратили на производство 2.2.


  1. mbait
    16.05.2018 03:00

    Это может быть как проблема в компании, так и обычный жизненный цикл менеджеров. Мне довелось наблюдать, как менеджеры толпой приходили на новый-модный-молодёжный проект, получали там свои бонусы, а когда выяснялось, что нужно работать, они так же дружно валили на другие проекты. Вот если будут уходить ключевые разработчики или инженеры, тогда стоит задуматься.


  1. NIKOSV
    16.05.2018 04:27

    Пару фактов:
    1. Тесла — любимая компания шортселлеров
    2. Компания мягко говоря не поспевает за планами и мечтами Маска, с которыми он активно делится в твиттере и на встречах с инвесторами.

    То что работает для SpaceX не работает для Теслы так как Тесла это публичная компания и рано или поздно приходится выкладывать все карты на стол. Как результат, первое, это следствие второго — постоянные факапы, срывы сроков, дедлайнов, ужасные финансы это просто рай для шортселеров, которые еще подливают масла в огонь.

    Существует мнение что Маску не хватает своего Тима Кука, который приземлял бы его идеи и возвращал в реальность. Лучше шокировать людей результатами, чем обещать результаты а потом разводить руками и вместо результатов давать еще более грандиозные обещания.


    1. vassabi
      16.05.2018 09:35

      Лучше шокировать людей результатами, чем обещать результаты а потом разводить руками и вместо результатов давать еще более грандиозные обещания.
      (глядя на историю с FH и BFR) это вы сейчас про теслу или про спейсх? :)


    1. striver
      16.05.2018 14:01

      который приземлял бы его идеи и возвращал в реальность.
      Нуу, у СпейсИкс есть Шотвел.


  1. robux
    16.05.2018 20:07
    -2

    Хватайте журналиста, он всё врёт! Маск - гениальный инженер!


    1. roscomtheend
      17.05.2018 10:53

      Картинка вместо доказательства — это так мощно, я даже почти поверил. Осталось понять во что.