Новый дайджест «Мира Hi-Fi» посвящен теме влияния технологий на то, как мы слушаем музыку. Из статей вы узнаете о новых способах применения машинного обучения, рынке стриминговых сервисов, а также о разнообразии цифровых аудиоформатов.


Фото Jonathan Kriz / CC



Стриминговые сервисы




  • Настоящее и будущее музыкального стриминга. Стриминговые сервисы доминируют на музыкальном рынке. В этой статье разбираемся в их истории. Расскажем, как Spotify стал лидером рынка, и что делают конкуренты в попытке занять его место. Также вы узнаете о технологиях, позволяющих рекомендательным алгоритмам Spotify подбирать музыку точно под вкус пользователя.

  • «На любой вкус»: стриминговые сервисы для прослушивания музыки. Если в первой статье речь шла о рынке музыкального стриминга в общем, то в этом материале мы разбираемся в особенностях конкретных сервисов. Из статьи вы узнаете, в каком приложении можно послушать плейлисты от известных музыкантов, а в какое проще всего загрузить свою коллекцию треков.

  • Исследуем Hi-Fi аудио в Tidal. Сервис Tidal обещает подписчикам студийное качество звука в стриминговом формате. Чтобы проверить, так ли это на самом деле, автор статьи сравнил треки на Tidal с их lossless-мастерами. Оказалось, что не всё так просто. Подробнее об эксперименте читайте в материале.

  • Изучаем сервис Tidal: фокусы с MQA. Глубже погружаемся в особенности сервиса Tidal. В этой статье мы расскажем, как процесс сжатия кодеком MQA влияет на качество звука.

  • Непотопляемый SoundCloud: от идеи до 10-летия проекта. За первые десять лет существования — с 2007 по 2017 год — SoundCloud не удалось стать прибыльной компанией. В июле 2016 сервис даже был на грани банкротства — денег у компании оставалось только на 80 дней работы. При этом по числу пользователей SoundCloud опережал другие музыкальные сервисы. Разбираемся в истории компании и рассказываем о том, как SoundCloud возвращается к своей первоначальной задаче — помогать независимым музыкантам.

  • Какой он: российский рынок стриминговых сервисов. Количество платных подписчиков у крупных западных сервисов увеличивается, а на рынок выходят новые платформы, например YouTube Music. Российский рынок немного отстаёт от зарубежного, но и в нашей стране стриминг становится всё популярнее. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году количество россиян, являющихся платными подписчиками стриминговых сервисов, превысит отметку в 10 млн человек. Рассказываем о новшествах отечественных стриминговых сервисов и западных платформах на российском рынке.



Машинное обучение




  • Зачем ритейлеры «подслушивают» своих сотрудников. Исследования показывают, что продуктивность работы персонала снижается под наблюдением. Но это не мешает гигантам ритейла подслушивать своих сотрудников. Этим летом международная сеть гипермаркетов Walmart запатентовала устройство, записывающее и анализирующее разговоры кассиров с покупателями. Мы расскажем, как и почему ритейлеры используют аудиотехнологии на своих торговых точках.

  • «Машинный звук»: синтезаторы на основе нейросетей. Технологии искусственного интеллекта используют не только в работе, но и в творчестве. Например, в Google уже выпустили несколько программных синтезаторов на основе систем ИИ. При этом такие компании, как Flow Machines, Amper и Jukedeck разрабатывают сервисы, генерирующие полноценные музыкальные композиции. Рассказываем, какие ещё проекты используют нейронные сети для помощи музыкантам.

  • Аудиопоиск, аудио-SEO и помощь для подкастов – специалисты Google уже работают над этим. Специалистов по искусственному интеллекту из Google интересует не только музыка, но и подкасты. Компания планирует создать функцию поиска по аудио. Например, пользователи смогут ввести в поисковую строку название книги и получить в результате выдачи подкаст с обсуждением этого произведения. Помимо этого, Google будет работать над технологиями аудио-SEO и рекомендательным сервисом для подкастов.

  • Word для человеческой речи: что он умеет. До появления технологий распознавания речи транскрибировать и редактировать аудиозаписи можно было только вручную. Теперь эту задачу упрощают «аудиоредакторы», которые позволяют менять местами фрагменты речи, добавлять паузы или интонации и синтезировать новые фразы голосом спикера. Так работают сервисы компаний Descript и VoCo. Рассказываем о целях создателей редакторов для аудиозаписей и этической стороне синтеза речи.

  • Оцифрованы записи переговоров миссий «Аполлон» с центром управления полетами NASA. Часто нейросети учат распознавать речь на своде специально подготовленных аудиозаписей без посторонних шумов. Когда алгоритм обучают на таких «упрощенных» данных, он хуже распознаёт речь в боевых «условиях», например в автомобиле или в общественном месте. Поэтому исследователи решили использовать для обучения нейросетей аудиозаписи из архива NASA с тысячами часов переговоров астронавтов с центром управления. Однако этих записей не оказалось в цифровом виде. О том, как их оцифровывали — этот материал.


Фото mlange_b / CC



Цифровые форматы




  • MP3 VS FLAC. Как услышать разницу? Хотя музыка в формате FLAC значительно превосходит по качеству MP3-аудио, эта разница ощущается не всегда. Услышать различия между lossy и lossless-форматами можно только на качественных аудиосистемах. Расскажем, как добиться от домашнего оборудования наилучшего звучания и с каких портативных устройств стоит послушать музыку в формате FLAC.


  • Измеряем количество скрытых ошибок в компакт-диске. Ошибки в чтении сигнала с CD-диска случаются даже на качественных носителях в идеальном состоянии. Это может быть связано с низкой чувствительностью лазера CD-проигрывателя или другими факторами, такими как искривление формы диска. Рассказываем, как оценить качество записей на с виду идеальных компакт-дисках.

  • Почему все современные аудиозаписи звучат одинаково? Современная популярная музыка часто звучит одинаково, и не спроста. Лейблы стремятся протолкнуть своих исполнителей на радио и для этого подстраивают их записи под устоявшиеся радиостандарты. Пересказываем главное из материала инженера и журналиста Тома Уитвелла (Tom Whitwell) о том, как происходит запись музыки в наши дни.

  • Сравнительный тест интернет-радиостанций с Lossless-потоком. Увеличение скорости интернет-соединения привело к тому, что теперь интернет-радиостанции могут транслировать lossless аудио. В этом материале собраны ссылки на онлайн-станции, вещающие в форматах FLAC и AAC. Среди них есть как потоки с «мейнстримной» электронной или рок-музыкой, так и более экзотические станции: норвежский ресурс с японскими песнями или нидерландское радио с саундтреками из игр.

  • Как правильно кодировать аудиофайлы в MP3. MP3-файлы с одним и тем же значением битрейта не будут звучать одинаково — многое зависит от используемого кодека. В этом материале мы сравниваем возможности кодеков Lame и Fraunhofer и делимся наиболее удачными настройками, которые советуем применить при сжатии аудиофайлов.

  • Почему CD могут звучать лучше виниловых пластинок. Хотя некоторые меломаны, например певец и музыкант Нил Янг, считают винил лучшим аудионосителем, компакт-диски часто звучат не хуже пластинок. С винила не всегда корректно воспроизводятся высокие частоты, и поэтому запись на CD-диске может звучать чище и ближе к оригиналу. Многое зависит от вкуса слушателя, и поэтому ни винил, ни диски нельзя однозначно назвать лучшим музыкальным форматом. Поговорим об этом в материале.




Telegram-канал «Аудиомании» — о музыкальных форматах и акустике в микроформате:

? Наш гид покупателя: полочные колонки vs напольные
Наш рейтинг наушников
Гид для новичка: что важно знать про амбушюры наушников
С чего начать выбор домашней акустики?
А как вы используете старую аудиотехнику?




10 ноября в шоуруме на Электрозаводской мы проведем специальное мероприятие, на котором выступят глава «Аудиомании» Артем Фаермарк, инженер-конструктор Юрий Фомин и приглашенные эксперты. Речь пойдет о современных подходах к проектированию и производству акустики, рекомендациях по подобру аудиосистем. Вас ждут доклады, демонстрации, ответы на вопросы. Также будет онлайн-трансляция. Начало в 12:00 — дополнительный анонс и другие детали мы сообщим в наших следующих материалах и ??Telegram-канале Аудиомании.


Комментарии (2)


  1. ilis
    06.11.2018 16:06

    В статье о настоящем и будущем стриммингового сервиса: "Пресса сходится на мнении, что основная борьба в ближайшие годы развернется между Spotify, Apple Music и Tidal"
    Сириосли? А гугло-музыку просто забыли? Дальше нужно читать?


    1. k4ir05
      07.11.2018 04:13

      А чем она принципиально отличается? По-моему, по большому счёту это тот же Apple Music для андроид-устройств. К тому же, есть подозрение, что Google будет развивать Youtube Music в роли стримингового сервиса.