Несколько дней назад Европейский парламент рассматривал предложение, согласно которому авторы селфи и просто фото, на фоне которых находятся архитектурные памятники, перед публикацией в интернете должны получать специальное разрешение от правообладателей. Подавляющее большинство евродепутатов — 502 человека — проголосовали против этих поправок. Основную роль в «лоббировании» этого решения сыграла Джулия Реда, молодой политик из Пиратской партии Германии. Она известна тем, что начала политическую карьеру в 16-летнем возрасте, а её основные интересы заключаются в реформе законов о авторских правах. Она выступает за уменьшение сроков действия копирайта, изменение принципов работы с ним для образовательных целей, а также за более прозрачные отношения между авторами произведений и издателями.

Джулия Реда за две недели до голосования разместила у себя на сайте статью "Свобода панорамы под угрозой". Принятый в Европейском союзе принцип "Свобода панорамы" (нем Panoramafreiheit) подразумевает, что можно без ограничений фотографировать и распространять изображения зданий, памятников и других примечательных мест, которые находятся в общественных местах и защищены законом об авторских правах. На родине Джулии в Германии к праву фотографировать памятники архитектуры относятся достаточно либерально, а во Франции, к примеру, запрещено размещать в открытом доступе фотографии Эйфелевой башни из-за авторских прав на её иллюминацию. При этом авторские права на изображения самой башни давно истекли.

В России право «Свободы Панорамы» регулируется 1276 ГК РФ, которая запрещает «воспроизведение» архитектурного объекта, если "… изображение [...] является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях". Другой пример подобного ограничения — это фотографии «Атомиума», одного из символов Брюсселя, сооружения, представляющего начало атомного века человечества. В 2003 году владельцы авторских прав на изображения «Атомиума» потребовали удаления его фотографии из публичного доступа в связи с отсутствием лицензии: благодаря этому ни в русской, ни в американской Википедии нет его настоящей фотографии, а показана только уменьшенная модель:

image
Фото Wikipedia — модель Атомиум

Комментарии (14)


  1. MiXaiL27
    14.07.2015 10:28
    +10

    Мне бы очень хотелось, что бы к людям придумывающим такие законы были пожизненно под наблюдением и за каждую цитату или высказывание их било током, при условие, что это нарушало чьи бы то ни было авторские права.


  1. serafims
    14.07.2015 11:06
    +7

    Нафига они тогда строиили атомиум открытым, чтоб все смотрели? Загоняйте его под шатер и впускайте за 10 долларов.


    1. Yurich
      14.07.2015 11:23
      +2

      Туда вроде бы и так не бесплатно пускают. Сооружение изнутри, надо заметить, на редкость бестолковое.


  1. FoxCanFly
    14.07.2015 11:14
    +2

    А у кого вообще авторские права на архитектурные памятники, если большинству из них не одна сотня лет и их создатели давно мертвы?


    1. Darth_Biomech
      14.07.2015 11:44
      +6

      Когда копирайтеров волновали такие мелочи? Что создатели мертвы — это даже лучше, некому будет возразить что его интересы отстаивают неправильно.


    1. ajvol
      14.07.2015 13:41

      70 лет после смерти автора права принадлежат его наследникам (или тем организациям, которым они были проданы). Если памятнику не одна сотня лет — авторские права его уже не защищают («общественное достояние»)


      1. FoxCanFly
        14.07.2015 16:15

        Как тогда объясняется, что, например, в Ватикане по воле правообладателя запрещается публикация фото росписи Сикстинской Капеллы без разрешения и отчислений? Хотя Микеланджело умер в 1564 году, и врядли вообще слышал когда-либо об авторском праве.


        1. Sychuan
          14.07.2015 16:38

          Ну объяснить просто. Правообладатель—Ватикан, который заказал Микеланджело эту роспись и оплатил ее создание.
          Микеланджело, действительно, про авторское право не слышал. В его времена проданное искусство считалось абсолютной собственностью владельца и именно ради продажи, а не ради великого и духовного оно и создавалось. Идея о том, что автор все еще может распоряжаться своей книгой, например, после того как издательство заплатило ему за публикацию, вообще возникла веке в 19. Так что поверьте, у нас все намного-намного лучше с доступностью искусства для людей и копирайтом, чем было во времена Микеланджело. Хотя кое-какие усовершенствования еще нужны.


        1. evocatus
          14.07.2015 21:47

          А Моцарт в своё время грубо нарушил авторские права Ватикана, записав по памяти ноты «Miserere» Грегорио Аллегри, которое исполняли только в Ватикане раз в год. Вроде не засудили. Тогда умнее люди были и понимали, что «если секрет стал всем известен, то это уже не секрет» (Торвальдс)


        1. ajvol
          15.07.2015 16:03

          Сомнительная история. Где про это можно почитать? помимо авторского права, есть ещё другие виды, которые могут ограничивать распространение произведения, вспоминаются: музейное право и право на защиту личной жизни


  1. SilverTH
    14.07.2015 12:48

    … ни в американской Википедии
    А Википедия эта английская.


  1. ajvol
    14.07.2015 13:37

    С 1 октября 2014 в России тоже введена свобода панорамы для памятников архитектуры, усилиями «Викимедии.РУ» упоминание коммерческих целей было удалено из ГК.


  1. Sychuan
    14.07.2015 14:48
    -2

    Чтобы внести некоторый грустный баланс в историю о прекрасной Julia Reda, которая соврешенно права в данном случае, хочу заметить, что она также вице-президент в The Greens–European Free Alliance, которая выступает против ГМО в Европе, т.е. за полный запрет.


  1. putnik
    20.07.2015 23:09

    (пропустил этот топик, но хотя бы постфактум отпишусь)

    Тема про селфи, которую все (включая Джулию) форсят — полная фигня.

    Для понимания: всё началось с пакета поправок от европейских пиратов, опубликованным Джулией, где они взяли все европейские законы по авторскому праву и выбрали самые либеральные. После чего этот отчёт ушёл в рабочую группу, которая внесла в него изменения. Какие-то довольно неплохие, а какие-то переворачивали предложения с ног на голову.

    В частности, со свободой панорамы там добавили, что она относится только к некоммерческому использованию (тем самым селфи), а вот к коммерческому уже не относится. И пока не очень понятно, к чему приведёт тот факт, что поправку отклонили: в Евросоюзе может появиться повсеместная свобода панорамы, а может остаться как есть, когда в каждой стране своё законодательство.

    И поправка про свободу панорамы — не единственная важная: там было про DRM, право на копирование информации в личных целях, снижение срока защиты с 70 лет до 50-ти и ещё куча всего. В общем, надо ждать расшифровки заседания и сравнивать её с докладом.

    Ну, и в целом этот доклад — заявление о намерениях, окончательный законопроект появится к концу года. и уже тогда будет голосоваться. И это будет действительно круто, потому что сейчас единственное международное соглашение относительно авторского права — это Бернская конвенция, которая последний раз менялась в 1979-м, т. е. до наступления информационной эры.