Когда Philips закрыла проект цифровой компакт-кассеты в 1996 году, она поступила правильно. Дело не в том, что цифровая кассета проиграла цифровому минидиску. Скорее оба формата оказались недостаточно востребованы: с одной стороны им мешала дешевая и привычная аудиокассета, с другой — интернет и музыка, лишенная носителя. На прошлой неделе я рассказал о минидиске в естественной среде обитания — когда интернет и MP3 не составляли серьезной конкуренции формату. Минидиск был слишком дорогим, чтобы стать массовым, но получил признание среди профессионалов, энтузиастов и просто небедных людей.



Сегодня я расскажу о минидиске в эпоху MP3-плееров. Физический носитель со всеми его ограничениями по определению не был способен конкурировать с портативными устройствами на базе жесткого диска или флеш-памяти. Более того, уже в начале двухтысячных «музыкальный плеер» стал частью других цифровых устройств, и как только они стали более-менее удобными, шансов ни у одного физического носителя уже не было. Тем не менее, благодаря упорству Sony, история минидиска продолжается до 2006 года — когда было представлено последнее новое устройство. Sony трижды пыталась обновить формат под новые запросы потребителя, и трижды проиграла, и наверное затея изначально была обречена на провал. Зато теперь, через пять лет после окончательного прекращения поддержки формата, у меня есть возможность испытать еще несколько старых устройств, и рассказать о них вам.

Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме. Про некоторые особенности минидисковых устройств там написано гораздо подробнее.

Для начала хочу разрешить возникшее в комментариях к предыдущей статьи непонимание. Минидиск и Mini CD — это разные форматы. Mini CD — это уменьшенная копия обычного компакт-диска диаметром 8 см (24 минуты аудио или 210 мегабайт данных). Несмотря на попытки сделать и его портативным форматом, устройства, использующие компактные CD (или DVD, такие тоже были) можно пересчитать по пальцам. Минидиск имеет меньший диаметр (64 мм), снабжен металлической вставкой в центре и закрыт в защитный корпус, по конструкции похожий на дискету.


В предыдущей статье я остановился в конце девяностых, когда появились первые MP3-плееры. Это были не самые удобные устройства, но их преимущества были очевидны: вообще не нужно покупать носители музыки, переписывай новый сборник в 64 или 128 мегабайт переносного устройства хоть два раза в день, без ограничений. Чуть позже к ним добавились плееры со встроенным жестким диском, и пережили кратковременный ренессанс портативные CD-проигрыватели, благодаря возможности воспроизведения сжатой музыки. Устройства были достаточно неуклюжие, первые MP3-плееры использовали для передачи данных параллельный порт, и в начале двухтысячных это конечно было будущее, но такое, недешевое и с сомнительными качествами.


Зато портативные минидиск-рекордеры достигли совершенства. В двухтысячном году выпускается модель Sony MZ-R900, а спустя почти 19 лет я покупаю такой плеер, и мне невероятно везет: устройство модного цвета голубой металлик приезжает новым (!), в коробке со всеми аксессуарами. Габариты плеера уменьшились даже по сравнению с тонким MZ-R55, а время автономной работы увеличилось — до 26 часов работы от встроенного плоского аккумулятора, и до 66 часов с дополнительным кейсом под одну батарейку АА. Антишок увеличился до 40 секунд, а чем больше буфер, тем реже надо крутить диск, тем меньше расход электроэнергии. MZ-R900 — лучшая реализация формата в его первоначальном виде.


Главная фишка модели — поддержка нового стандарта MDLP. Здесь начинается путаница терминов, торговых марок и наименований, которая будет преследовать минидиск до самого конца. MDLP дает возможность записать на минидиск в два или в четыре раза больше информации, чем раньше было доступно. До этого на минидиск помещалось максимум 80 минут музыки, или 160 минут в режиме моно. На Sony MZ-R900 можно записать 160 минут стереозвука или 320 минут с пониженным качеством. Для этого используется кодек ATRAC3, но подождите, в прошлый раз я говорил, что в деках конца девяностых уже был формат ATRAC4.5? Да, но это не тот ATRAC. Тот, первый, со всеми своими модификациями, был переименован в ATRAC SP, а ATRAC3 — это совсем новый формат. Куда тогда делся ATRAC2? Неизвестно. У сторонних производителей была своя нумерация оригинального кодека ATRAC, например у Sharp были версии 5 и 6.


В 2001 году даже сама Sony рекламировала совсем другие товары.

Короче, в новом плеере Sony впервые появились режимы записи LP2 и LP4. Первый имеет битрейт 132 килобита в секунду, второй 66 килобит. LP4 малопригоден для музыки, зато позволяет записывать больше пяти часов голосовых заметок на один минидиск, с приемлемым качеством. LP2 по характеристикам примерно соответствует MP3 с битрейтом 128 килобит в секунду. Sony даже проводит исследование, в котором LP2 показывает небольшое преимущество над MP3, хотя в этом независимом тестировании ATRAC3 занимает последнее место.

Независимо от качества, возможность записать 2 часа 20 минут музыки на стандартный минидиск — полезна, в такой тайминг поместится большинство двойных альбомов и сборников. В конце декабря я отправляюсь в новогоднюю поездку, и беру с собой на минидиске двухчасовой концерт Depeche Mode. MDLP стал последним вариантом минидиска, для которого выпускался весь спектр аудиоустройств: домашние, портативные и автомобильные. Sony MZ-R900 даже на современный взгляд выглядит шикарно, им очень удобно пользоваться благодаря проводному пульту, большому экрану и двум джойстикам jog dial на корпусе, он отлично звучит и показывает неплохой результат при объективных измерениях. Менять ли время воспроизведения на качество звука — выбор остается за вами.

Минидиск с портом USB: страдания и боль


80 минут или 160 — вам все равно придется их переписывать на минидиск в режиме реального времени. Между тем в 2001 году Apple выпускает самый первый MP3-плеер iPod, еще с механическим колесом прокрутки, с монохромным экраном и жестким диском на 5 гигабайт. По современным меркам немного, но тогда плеер рекламирует возможность унести с собой вообще всю музыку. 5 гигабайт с битрейтом 128 килобит в секунду — это примерно 86 часов звука или 32 минидиска. Дофига. Сначала продажи айпода небольшие, устройство работает только с компьютерами Apple, и только через порт Firewire, но со временем эти недостатки устранят, и в целом нынешний успех Apple во многом произошел благодаря хорошим продажам iPod в двухтысячных.


А Sony в конце 2001 года представляет формат NetMD — это по сути минидисковый рекордер с портом USB. В теории это интересное предложение. Вы можете переписывать музыку с компьютера на минидиски в 16 раз быстрее реального времени (для формата LP2). Рекордеры стоят дорого, ну так и iPod стоит недешево, зато можно самому решать, сколько минидисков вам необходимо. Первый NetMD-рекордер — Sony MZ-N1 — очень красивая модель с док-станцией, до 110 часов автономной работы. Я же приобретаю в коллекцию другое устройство — рекордер Sharp IM-DR410H. Это относительно недорогая (210 евро на старте продаж) модель 2003 года. Работает от одной пальчиковой батарейки, пульта не имеет, зато у него удобные кнопки и цифровой усилитель звука, обещающий невероятный кайф.


И этим экспонатом моей коллекции всё идет не так. Устройство выглядит почти идеально, но, как выяснилось после первого включения, может проиграть только один минидиск, который приложил продавец. Виной тому было, видимо, падение на пол, из-за которого внешний вид не пострадал, но внутри расклепалось крепление, соединяющее половинки механизма. Я поколдовал отверткой, проложил бумажкой рамку, прижимающую минидиск сверху (она погнулась от удара), и привел устройство в рабочее состояние.


Дальше нужно было подключить плеер к компьютеру, и это тоже была проблема. На сайте Sharp и сейчас доступна рекламная страница начала двухтысячных, но нигде нельзя скачать комплектный софт и драйверы, а диска у меня не было. Устройства Sharp использовали программу BeatJam, а Sony для своих рекордеров прикладывала другой софт — SonicStage, который плеер Sharp не видит. BeatJam я так и не нашел — помог бы форум сообщества любителей минидисков, но буквально за месяц до начала моих экспериментов он был выключен. (Поправка: на момент написания статьи его включили обратно, ура!).


Пришлось применить умеренные mad skillz — я прописал USB ID устройства Sharp в драйвер для минидисковых рекордеров Sony, и после этого всё заработало. Sony SonicStage (последняя версия, поддерживающая минидиски — 3.4 4.3) работает даже под Windows 10, но драйверы для 64-битных систем отсутствуют. Есть возможность допиливания, но я воссоздал компьютерную инфраструктуру NetMD на старом ноутбуке ThinkPad T43 с Windows XP.


Интерфейс SonicStage напоминает таковой у Apple iTunes. По нынешним меркам программа довольно ограниченная, и не понимает многие музыкальные форматы. Я использовал ее в основном с файлами MP3 и WAV. Есть возможность организации библиотеки файлов, прописывания тегов, создания плейлистов. Жить можно, вопросы начинаются при копировании музыки на минидиск. Во-первых, можно только записывать музыку на минидиск, обратно нельзя. Во-вторых, в ранних версиях софта действовало ограничение — один трек можно было записать на минидиск не более трех раз, после этого нужно было провести так называемый check-in — по сути удалить трек с одного из дисков, подключив его к компьютеру.


Но это еще не самая большая проблема. Я добавил в коллекцию SonicStage альбом, и он записался на минидиск примерно с десятикратной скоростью — неплохо. Но это формат LP2 с битрейтом 132 килобита в секунду. Если ваша коллекция музыки в MP3 (а в начале двухтысячных вряд ли существовали другие варианты), то происходит двойное преобразование музыки с потерями — сначала в MP3, потом в ATRAC3 LP2. А можно ли использовать оригинальный кодек ATRAC SP с битрейтом 292 килобита в секунду? Можно, но тут меня ожидало два самых больших подводных камня. Во-первых запись в режиме ATRAC SP происходит очень медленно, со скоростью примерно 1.6x от реальной. Насколько мне известно, так происходит потому, что кодирование в оригинальный ATRAC возможно только на устройстве. Программного кодировщика не существует до сих пор, есть только позднее разработанный и включенный в пакет ffmpeg декодер (плод реверс-инжиниринга фанатов).


Независимо от того, какого качества у вас исходник, перед передачей данных на минидиск происходит принудительное кодирование в формат ATRAC3 LP2. Серьезно, я даже проверил сам, сравнив измерения MD, записанного на деке, по-старинке, и минидиска, записанного на компьютере. Второй вариант показывает заметный рост искажений — явный признак дополнительных потерь при сжатии.


Оцените степень идиотизма. Допустим у вас есть музыка в хорошем качестве, например в MP3 320 кб/c. Вы хотите записать ее на минидиск в формате ATRAC SP, чтобы ваша старая минидисковая дека (как у меня) тоже могла его проиграть. SonicStage конвертирует ваш MP3 в формат ATRAC3 LP2 (второе сжатие с потерями), потом разжимает звук в PCM, передает его на плеер, где он конвертируется в ATRAC SP (третье сжатие!) силами устройства. Вот как так? Зачем был вставлен этот гигантский костыль? Копирайт? Так было легче кодить? Представьте себя на месте давнего поклонника минидисков, с архивом записей и старыми устройствами, который ожидает, что NetMD дополнит его инфраструктуру. А вот и не дополнит. Вы либо вынуждены перейти на несовместимый с техникой до 2000 года ATRAC3 LP2, либо (возможно не услышите, но) будете знать, что пишете совместимые диски с компьютера с совершенно ненужной потерей качества.


Судя по отзывам современников, впечатление у них было именно такое: Sony вращает поклонников формата на вертеле копирайта. Чтобы два раза не вставать, добавим: диски, записанные на компьютере, нельзя редактировать на плеере или рекордере. Вообще никак, только форматировать. Они помечаются как защищенные. По каким-то причинам эта пометка не ставится в дополнительной утилите MD Simple Burner — это программа для копирования музыки на минидиск напрямую с CD. Я использую ее с эмулятором оптического привода, и в целом она работает неплохо. Даже если забить на все эти тонкости, предпочитаемый способ работы с портативным устройством в начале двухтысячных — записать болванку или перекинуть файлы на портативный плеер в том виде, в котором они хранятся на жестком диске. А не вот это вот всё.

К фрустрации от NetMD добавились неоднозначные впечатления от устройства Sharp. Эта японская компания старалась дифференцировать свои минидисковые плееры от устройств Sony по дизайну, фичам и звуку. В начале двухтысячных она применила технологию «цифрового однобитного звука» — по сути, реализовала в портативной технике цифровой усилитель для наушников, в теории ничем не отличающийся от такового в современных смартфонах. Но это в теории, а на практике Sharp решила внедрить балансный усилитель мощности. Разъем в плеере Sharp — четырехконтактный, каждый канал подключается отдельно, в то время как в обычных наушниках у левого и правого каналов общая земля. В комплекте прилагается переходник с этого разъема на обычный трехконтактный, но он предназначен только для подключения устройства в линейному входу — например, к автомагнитоле. Наушники через переходник звучат ужасно из-за высокого выходного сопротивления.


Какие наушники с плеером положили — вот с ними и ходите. Там простые «капельки», неплохие, но современные наушники гораздо лучше, и я даже перепаиваю имеющиеся у меня Sennheiser ie8 для работы в балансном режиме. Сложно было замерить характеристики плеера в программе RMAA: все параметры соответствовали ожидаемым, кроме разделения каналов. Тест показывал, что разделение почти отсутствует, как будто бы плеер работает в монорежиме. Еще одно измерение похожей модели (здесь) показало аналогичные результаты. После пары экспериментов я понял, что правильно измерить параметры этого плеера можно только под нагрузкой — мне пришлось припаять к соединительному кабелю наушники, и только тогда я получил соответствующие ожиданиям характеристики.



Обещание «Excellent Sound» подтвердилось в замерах: если судить только по цифрам, это лучший плеер в моей коллекции. На самом деле звук у него мутный, уныловатый и в целом заметно отличающийся от любой другой техники в моем распоряжении. Это не ок. А еще в режиме записи модифицированный кодировщик ATRAC добавляет в сигнал какую-то отсебятину. Тем не менее, этот Sharp — предок современных аудиофильских портативных плееров с балансным усилителем для наушников.

Формат NetMD был поддержан меньшим количеством японских производителей. Информации о продажах у меня нет, но не думаю, что Sony удалось минидиском догнать iPod и производителей стремительно дешевеющих MP3-плееров, множество карманных компьютеров и смартфонов с музыкальными фичами. На этом история точно должна быть закончена, но была еще одна попытка.

Hi-MD: инженерный шедевр, который оказался не нужен



В январе 2004 года Sony анонсирует (как пишут СМИ — возвращает из небытия) новый формат минидисков — Hi-MD, емкостью 1 гигабайт, в семь раз больше обычного MD при сохранении габаритов. Принцип записи и чтения данных — по-прежнему магнито-оптический. Для записи используется магнитная головка, а диск предварительно разогревается лазером до высоких температур. Для чтения используется только лазер. Плотность записи удалось повысить с помощью сразу нескольких технологий. Магнитная запись на диск с высокой плотностью в принципе возможна, но по достижении определенного предела данные становится невозможно прочитать. Эта задача была решена с помощью метода Domain Wall Displacement Detection — на диски Hi-MD был добавлен еще один слой, направленный исключительно на повышение точности чтения. Кроме того, были использованы программные методы: метод кодирования данных EFM (также применяемый в компакт дисках и обеспечивающий возможность восстановления данных с поврежденных участков) был заменен на более эффективный RLL. Была внедрена технология PRML, также повышающая вероятность успешного чтения данных. Она, как и RLL, была позаимствована из жестких дисков.

Более того, устройства с поддержкой Hi-MD обеспечивают расширенную обратную совместимость. Они не только могут считывать данные с традиционных минидисков, но также могут переформатировать их с удвоением емкости — на 80-минутный стандартный MD можно записать около 300 мегабайт данных. И здесь речь идет именно о данных, а не только о звуке: минидиск впервые становится относительно удобным форматом для хранения файлов. Любой Hi-MD-рекордер можно подключить к компьютеру по USB и без всякого софта использовать как флешку.


Только очень медленно, и по современным меркам, и по старым — примерно на уровне двухскоростного CD-ROM. Это показатели обычного MD, отформатированного по стандарту Hi-MD. Настоящие гигабайтные диски Hi-MD должны работать раза в два быстрее, но проверить я это не могу — дисков нет. Я вообще собирался изучить эту часть истории минидисков «по материалам в интернете» — цены на технику и носители совершенно невменяемые. Запечатанные диски Hi-MD продаются по 30-50 долларов за штуку, в несколько раз дороже их первоначальной стоимости в семь долларов. Плееры тоже недешевые, но мне везет и я недорого покупаю модель Sony MZ-NH600 в почти идеальном состоянии.


Это бюджетная (долларов 200) модель 2004 года: работает от пальчиковой батарейки до 27 часов в режиме воспроизведения, а при подключении к компьютеру получает питание по USB. Корпус пластиковый, кнопки по сравнению с эталонным MZ-R900 уже не такие удобные, зачем-то множество функций повешено на микроскопическое колесо, а все остальное — на еще более миниатюрный пятипозиционный джойстик. В США эту модель даже не оснащают линейным входом, запись только через компьютер. В целом очень удобная и компактная модель, пусть и не такая крутая, как флагманы (о них позже). Единственная проблема — очень тихий выход на наушники — следствие законодательства Евросоюза об ограничении максимальной громкости. Но эту проблему я решаю с помощью сервисного меню (подробнее про это у меня в Телеграмме).


Если вы хотите записывать на Hi-MD музыку, вам все равно придется использовать программу SonicStage. Вместе с новым форматом дисков был разработан новый стандарт (еще один!) сжатия данных с потерями — ATRAC3Plus. Он предлагает большой ассортимент битрейтов, как и MP3, максимальный — 256 килобит в секунду (позже будет расширен до 352 килобит). Появляется возможность записи на минидиск несжатого аудио с полноценным качеством CD — полтора часа на диск Hi-MD и 28 минут на стандартный, но переформатированный минидиск. В 2004 году именно эта возможность меня заинтересовала, но вместо минидиска я покупаю свой первый 40-гигабайтный iPod.


Таблица форматов, поддерживаемых на устройствах Hi-MD, с сайта minidisc.org

Что получается в результате? С битрейтом 256 килобит в секунду на гигабайтный диск Hi-MD можно записать почти 8 часов аудио. Если использовать более экономичный кодек ATRAC3 LP2, вообще получится 16,5 часов. На паре дисков можно унести с собой очень много музыки, и даже на старые минидиски можно записать почти пять часов аудио в приличном качестве. Правда прочитать вы все это сможете только на устройствах Hi-MD — все предыдущие устройства новый формат просто не увидят. Наконец-то можно копировать музыку не только на минидиск, но и обратно! Правда с ограничениями: только с дисков Hi-MD, желающие извлечь музыку со своих старых минидисков опять оказались в пролете. Sony постепенно отпускает вожжи копирайта, и со временем появляется возможность извлечения музыки с оригинальных MD, но только если они записаны через аналоговый вход. Но есть большой лайфхак, точнее аппаратный чит-код.

Sony MZ-RH1: святой Грааль




В 2006 году Sony выпускает последний (вот теперь точно) минидисковый плеер Sony MZ-RH1. Обычно на закате формата в продаже остаются только самые дешевые и достаточно унылые по дизайну и характеристикам устройства. Но RH1 не такой, это самый настоящий топ, вершина возможностей формата. Толщина плеера 15 миллиметров, почти в три раза меньше, чем у самого первого минидискового устройства MZ-1. Вес 106 грамм с батарейкой, в 6,5 раз меньше. Невероятно крутой OLED-дисплей, ионно-литиевый аккумулятор с возможностью зарядки через USB.


Такого плеера у меня нет, цены на него совершенно конские — значительно выше, чем он стоил новый в 2006 году. Помимо технического совершенства и коллекционной ценности, есть еще одна причина такой высокой цены. Это единственный минидисковый плеер, способный переносить данные со стандартных MD без ограничений. Если у вас большая коллекция собственной музыки или других аудиозаписей на минидисках, и вы использовали для записи цифровой интерфейс, то относительно безболезненно добыть эти записи вы сможете только с помощью RH1. Либо придется применять более сложные методы: я успешно извлек с минидиска цифровой звук, подменив таблицу содержимого по методу TOC Cloning, описанного в предыдущем материале. Практического смысла покупка MZ-RH1 не имеет: как и любой топовый плеер, он имеет свои недостатки, например проприетарный и ни с чем не совместимый аккумулятор и выгорающий OLED-дисплей. Мой MZ-NH600 практичнее.

Открытые исходники


В середине двухтысячных начинается работа по реверс-инжинирингу протоколов NetMD и Hi-MD. Информацию о проекте linux-minidisc можно добыть тут, а здесь лежат исходники. Почтовая рассылка участников проекта дает понять, насколько сложно им было анализировать максимально закрытую архитектуру минидиска. Но ведь для iPod, также со всех сторон закрытого, придумали и сторонние файловые менеджеры, и даже целую альтернативную прошивку написали. Возможно, будь устройства чуть более популярными, так произошло бы и с Sony NetMD и Hi-MD. По факту проект не мертв, но разработка остановилась на полпути.



Так как Hi-MD использует обычную файловую систему FAT, он в Linux поддерживается лучше всего, есть даже простой графический интерфейс для переноса файлов туда-сюда. А вот поддержка традиционных минидисков (неважно на каком устройстве) оставляет желать лучшего. По сути вы имеете дело с набором утилит (или скриптов на Питоне, на выбор) для копирования музыки на минидиск (для всех устройств NetMD) и обратно (если у вас MZ-RH1). Доломать защиту NetMD до конца так и не получилось, и возможно это требует извлечения и модификации прошивки устройств. Вряд ли кто-то сейчас будет этим заниматься — какой смысл разбирать устаревшие железки? Консольные утилиты — единственный способ загрузить на минидиск музыку в оригинальном формате ATRAC SP без лишнего перекодирования в LP2. Увы, работают утилиты нестабильно — устройство постоянно зависает, приходится его переподключать и начинать заново.

Провал или не провал?


После выпуска плеера MZ-RH1 в 2006 году о минидисках ничего не было слышно, пока в 2013 году Sony не объявила о прекращении поддержки формата. Был ли минидиск провальным продуктом? Вроде бы да: продажи всю жизнь были относительно небольшие, устройства и носители стоили дорого, а последние попытки адаптировать формат к требованиям сетевого века потерпели провал. А почему так вышло? Кто-то скажет — слишком закрытый был формат. И будет прав, смотрите выше примеры про дурацкие ограничения при работе с минидиском на компьютере. Но ведь iPod тоже был таким. Там тоже нельзя штатными средствами достать музыку из плеера обратно на компьютер. Тоже используется свой набор кодеков (но поддерживается MP3). В 2004 году, вместе с Hi-MD, Sony открывает свой музыкальный интернет-магазин, через год после iTunes Store. И там, и там треки намазаны толстым слоем защиты от копирования: только в 2009 году магазин Apple полностью откажется от DRM.

Окей, тогда наверное этот формат появился слишком поздно: вот если бы его выпустили вместе с компакт-диском в 1982 году, мы бы сейчас с ностальгией вспоминали минидиски, а не кассеты. Было бы неплохо, но принцип магнито-оптической записи был продемонстрирован публично только в 1983 году. И даже в MD-плеере 1996 года наблюдается такое нагромождение плат и механики, что становится понятно — технические возможности даже в середине девяностых с трудом позволяли сделать цифровую технику настолько компактной.

Моя версия: просто не судьба. Sony, с оговорками, все сделала правильно, выпустила новый формат на рынок как можно раньше и многие годы допиливала его до идеала. Представить в начале разработки, какую революцию в цифровой музыке произведет интернет, было невозможно. Это пример технологии, в которую вложено много сил и таланта, все очень старались и были молодцы, но в итоге все равно ничего не вышло. Так бывает.


Хорошо, в заключение давайте попробуем заняться диванной аналитикой и представить, как можно было бы сделать лучше? Например, так. Первый минидисковый плеер появляется в 1992 году, раньше просто не получилось бы. Уже в 1993 году выпускаются компьютерные приводы с возможностью сохранения до 140 мегабайт на каждом минидиске. Технология широко лицензируется. Производители ноутбуков охотно применяют минидисковые приводы в моделях 1994 года и далее — они позволяют снизить вес и стоимость портативных устройств. Формат ATRAC доступен производителям устройств и разработчикам софта за небольшую лицензионную плату. В 1997 году пользователи получают возможность сжимать музыку в ATRAC — для некоммерческого использования кодеки доступны бесплатно. В 1998 году роста продаж приводов CD-R не происходит — они так и остаются нишевыми устройствами, всех устраивает минидиск. Стоимость носителя падает до 50 центов.



В 2004 году выпускается формат Hi-MD, новые приводы доступны и в компьютерах, и в ноутбуках. В 2006 году емкость дисков доводится до 2 гигабайт, формат конкурирует с DVD в качестве носителя для фильмов. Минидиск используется в игровых приставках, карманных компьютерах, ноутбуках, широко распространен в авиации и медицине в качестве надежного средства записи данных. Представили? Даже если бы так произошло на самом деле, к 2019 году результат был бы неизменным: моральное устаревание и полный отказ от сменных носителей. Разница была бы в том, что сейчас на полках магазинов, где продаются дешевые болванки, стояли бы еще и дешевые минидиски. И возможно был бы ностальгический ренессанс, как сейчас с аудиокассетами.


Я же с удовольствием использую минидиски как еще один винтажный формат, в дополнение к аудиокассетам. Конечно я сразу записал на них десяток любимых и хорошо знакомых альбомов, но вообще у меня другой план: на кассеты я пишу старую музыку, а на минидиски буду записывать новую. Записывать буду по старинке — через стационарную деку, в режиме реального времени. Без всяких компьютеров.

Как долго этот формат проживет? Думаю, ассортимента устройств на мою жизнь точно хватит. Насколько долговечен носитель — не очень понятно, но мне пока ни разу не попадался убитый минидиск. Лет 30-40 и техника, и диски точно протянут. А там, если доживем, посмотрим — возможно мы будем коллекционировать винтажные карты памяти и раритетные MP3-файлы. Или древние мозговые импланты со смешными багами. Или что-нибудь еще.

Комментарии (73)


  1. maxzh83
    07.01.2019 21:02

    Моя версия смерти минидиска простая — примерно в это же время массово начали появляться записываемые CD диски (CD-R и особенно CD-RW) и приводы для компа с возможностью записи. Благодаря китайцам, стоимость болванки быстро стала копеечной и тут для меня судьба минидиска стала предрешена. Мне было не понятно почему я должен покупать новое оборудование, дорогой носитель, который потом нигде не прослушать, когда вот есть диск CD-R(RW), который открывается где угодно, вмещает больше информации и стоит в разы дешевле.
    Забавно, но где-то еще валяется минидиск, который шел с журналом Stereo&Video, его я так и не прослушал…


    1. f15 Автор
      07.01.2019 21:57

      Все так. Помимо покупки устройства, требовались затраты в инфраструктуру: ну купил ты себе минидисковый плеер, а в машине у тебя кассетная магнитола, или CD. Туда тоже покупать Возможно у формата были шансы, если бы стоимость носителей (хотя бы) в конце девяностых сравнялась с ценой CD-R. Но минидиски стоили в три раза дороже.


      1. Alexsandr_SE
        08.01.2019 10:39

        Возможно шансы бы были если бы не был возни с копирайтом. Кучу недостатков можно проигнорировать если это более-менее удобно и свободно.
        По той же причине сони завалила в свое время и смартфоны, видите ли конкуренция внутренняя с приставками. А вот CD диски это да, они дали свободу.
        Наверное если проанализировать, то легкость пиратства не раз и не два давали той или иной индустрии, железу т.д. жирный пинок на рынок. Сони же в своей слепой борьбе только топила себя.


    1. khim
      08.01.2019 07:08

      Тем не менее ZIP-drive, тогда же появившийся, одно время был весьма популярен.

      Мне всё-таки кажется, что SONY Music всё утопила: даже если вы были готовы потратить деньги всем этим пользоваться было банально неудобно. И подключить привод к компьютеру нельзя и скопировать диск нельзя (а какой тогда кайф от «цифры»?), в общем — нечто такое ограниченное на любителя.

      Единственное место, где видел его реально — фильмы с приложенным переводом на мини-диске. Именно чтобы копий не делали. Но это — очень экзотическая и узкая ниша…


      1. maxzh83
        08.01.2019 20:12

        ZIP-drive, насколько помню, в основном использовался для хранения данных, например, замена стриммеров для backup. Минидиск на эту роль совсем не подходил по емкости хотя бы


        1. khim
          09.01.2019 02:44

          А что не так с ёмкостью??? ZIP-750 — это уже середина нулевых, стартовал ZIP вообще с ZIP-100 — это меньше ёмкости даже самых первых мини-дисков. И рынке он позже появился.

          Просто SONY, с момента покупки SONY Music, решила «насегментировать рынок». Усегментировалась до того, что почти все её форматы никто не использовал без крайней, ну вот просто крайней необходимости.


        1. NickyX3
          09.01.2019 12:04

          ZIP-100 был популярен на PC, на обоих платформах (PC-MAC) в то время для переноса данных до появления CD-RW рулила магнитооптика Fujitsu, 3.5" на 230 Mb и 5.25" на 640 Mb. Писалась она гораздо быстрее первых CD-R, писалась надежнее, читалась без проблем


    1. Leadmonkey
      08.01.2019 17:27

      Ну как компьютерный носитель Сони его особо и не продвигала. А как портативный плеер он все таки был удобнее и компакт диска и кассеты. Размеры меньше, качество звука сравнимое.


      1. maxzh83
        08.01.2019 20:15

        Так и про CD-R я тоже музыку имел в виду. Просто писать можно было на компьютере, а слушать уже где хочешь. По поводу портативности, были же еще и маленькие mini-CD, которые по размеру и емкости близки к minidisk, правда плееров таких ни разу не видел.


        1. Leadmonkey
          08.01.2019 20:39

          Плееры под mini-CD были — к примеру Philips Pocket Expanium, но встречались крайне редко. По крайней мере живьем в магазине не видел.


        1. khim
          09.01.2019 02:46

          Народ ходил с большими круглыми (в размер CD, собственно) плеерами. Неудобство компенсировалось доступностью.


  1. Alexufo
    07.01.2019 21:16

    Мини диски были как красные лазерные указки — когда стали доступны всем, уже вышли из моды


    1. vvzvlad
      08.01.2019 02:24

      Только вот указки и сейчас продаются за копейки, а мини-диски только дороже стали(


  1. olegshutov
    07.01.2019 21:59

    В жизни никогда не видел этих дисков ни в продаже ни у друзей.
    Были бобины, потом кассеты, потом CD и через пару лет уже mp3
    Кассеты использовались достаточно широко еще года до 2005ого
    Кассетный Walkman начала 2000ых был порядка сантиметра шириной, с суперчистым звуком и мог перематывать по песням.


    1. safari2012
      10.01.2019 12:13

      Сначала, таки был (и есть) винил :)


  1. iPendejo
    07.01.2019 22:10

    Последний СоникСтейдж был 4.3. Сам пользуюсь таковой на десятилетней давности нетбуке Самсунг с WinXP. К сожалению, подружить с вин7 и вин10 Х64 не удалось! Так же, не удалось подружить и MCrew от Sony MDS-PC3 с теми же версиями винды.


    1. f15 Автор
      07.01.2019 22:11

      спасибо, поправлю номер версии в статье.
      а нет, не поправлю. Последняя версия с поддержкой минидисков была все же 3.4. Следующие, насколько мне известно, работали уже с другими плеерами, на флеш-памяти, к которым Sony тоже пыталась прикрутить ATRAC3Plus.
      Еще погуглил. Все-таки 4.3 работает с минидисками! :)


    1. gisly
      08.01.2019 16:06

      У меня тоже были проблемы с Windows7(x64) и Sonic Stage 4.3 (x86) (Sonic Stage вылетал при попытке импорта дорожки с минидиска), но после установки linux-minidisc всё завелось почему-то.


  1. mxms
    07.01.2019 22:20
    +2

    А был ещё клёвый но не взлетевший формат Digital Compact Cassette.


  1. iPendejo
    07.01.2019 22:22
    +1

    Прям щас пользуюсь SonicStage 4.3 в паре с SONY MDS-NT1 (NetMD): чисто MD


  1. Arxitektor
    07.01.2019 22:27
    +4

    Спасибо за монументальный труд.
    Прочел первую и вторую часть.
    Sony MZ-RH1 выглядит круто даже сейчас.
    Главное что сгубило все начинания это излюбленное SONY: проприетарный и ни с чем не совместимый ))
    Сколько таких начинаний SONY кончилось ничем? Думаю на отдельную статью точно хватит.
    Свой формат сжатия и убогие и кривые утилиты…
    Даже Nvidia решила помимо G-Sync поддерживать и VESA Adaptive-Sync/AMD FreeSync
    Просто формат открытый и бесплатный нет требует платы в мониторе
    хотя и чуть хуже качеством.
    Но сколько раз было рынок получает более дешевая и не совершенная технология.

    Или древние мозговые импланты со смешными багами.

    Типа они могли иногда взрываться ) делала их SONY и это защита от копирования лицензионных файлов с мозга носителя.


    1. f15 Автор
      07.01.2019 22:37

      Хотел упомянуть, но статья и так огромная. Был же еще формат UMD — для Sony Playstation Portable, я даже в те времена видел фильмы на нем в продаже. Прожил до 2011 года, совсем немного, но мне кажется сразу же было ясно, что не выйдет!

      Возможно такие компании, как Sony, относятся к этому как к венчурным инвестициям: если взлетит, поимеем тонну денег. А не взлетит и ладно. Проприетарщины и сейчас хватает — все стриминговые сервисы, несовместимые с собой соцсети, мессенджеры и так далее. Все так делают. А на открытые стандарты переходят, когда свои не удалось сделать популярными.


      1. BaLaMuTt
        10.01.2019 12:59

        UMD в отличии от минидиска это не магнитооптика + сони сами же его похоронили тем что дали возможность в плойке грузить игры с мемористика.


  1. iPendejo
    07.01.2019 22:32

    Собственно, на NetMD была большая надежда! Только щас узнал, что имеет место такая «многоходовочка» с переконвертацией! Никак не могу настроить foobar и jRiver для записи винил-рипов на MD с автоматическим разбиением на треки, хотя все рипы потрековые


    1. f15 Автор
      07.01.2019 22:38

      Вы имеете в виду передачу по цифре маркеров начала нового трека? В моем случае это не работает. Пишу альбом целиком, потом делю на треки руками. Надо с CD-плеера попробовать переписать, но только для эксперимента.


      1. iPendejo
        07.01.2019 22:52

        В том то и дело! Не охота возиться ещё и с CD-плеером! Нужно будет все рипы заливать на болванки! У меня есть SONY MDS-PC3, она очень хорошо пишет треки, автоматически «вставая» на паузы между треками. Но пишет в реальном масштабе времени.
        На каком-то форуме по MD читал, что один чел чередует музыкальные треки с пустыми файлами по 3 секунды.
        в настройках jRiver можно указать время «тишины» в начале или конце файлов для синхронизации с аппаратурой записи. Но чёт у меня никак не получается настроить ту паузу! Видать, с руками чё то!


        1. f15 Автор
          08.01.2019 12:11

          чередует музыкальные треки с пустыми файлами по 3 секунды
          Это сработает, но как-то не ок. Разве что сборники писать, но потом на удаление этих пауз я потрачу больше времени, чем на разбиение на треки вручную. Для записи на кассету я иногда использую двухсекундные wav-файлы с тишиной, в целом такой еще есть вариант.

          Я не то, чтобы сильно гуглил, но у меня сложилось ощущение, что компьютерная техника в маркеры треков по SPDIF не умеет. Но попробую изучить этот вопрос еще раз, интересно.


          1. iPendejo
            08.01.2019 13:47

            Эти паузы можно не удалять! Ведь при проигрывании винила между треками всегда присутствует пауза; другое дело, в этих паузах всегда есть звук: щелчки, песок на виниле и проч! Один мой давнишний знакомый при перезаписи с винила на компакт-кассету сначала включал деку на запись, а потом опускался иглу на пластинку!
            Записывая на мини-диск с компа, в паузах я нажимал кнопку TrackMark, чтобы поставить метку, и уже потом в СоникСтейдж именовал треки.
            Есть стационарные CD-плеер (не читает CD-RW) и MD-дека одной фирмы с возможностью синхрозаписи. Эт надо все рипы перегонять из flac, wav и проч. dff на болванки в cd-da, и потом записывать на мини-диск: не выход, хотя он тоже имеет право на существование!


            1. f15 Автор
              08.01.2019 13:57

              ну если уж мы увлеклись минидисками, надо страдать :)
              я высказался против пауз, потому что в большинстве случаев стараюсь переписывать альбомы (не сборники) как есть, без внесения изменений. есть много музыки, в которой композиции следуют друг за другом без пауз.


              1. iPendejo
                08.01.2019 14:08
                +1

                ОК. Спасибо за комменты!
                Хотелось бы максимально упростить и автоматизировать процесс записи мини-дисков.
                Подписался на ваш Telegram-канал! Теперь точно ничего не пропущу!
                На первый ваш пост о МД наткнулся случайно!


  1. Moxa
    08.01.2019 00:14

    да, был у меня когда-то такой плеер, два обычных MD и один HiMD, места почти хватало, плеер прожил пару лет наверно, потом сдох лазер, на замену был куплен плеер уже с жестким диском


  1. stalinets
    08.01.2019 01:27

    возможно мы будем коллекционировать винтажные карты памяти
    Так я уже) Мечтаю найти занедорого одну из первых USB-флешек IBM. И периодически поглядываю на всякие винтажные штучки конца 90-х, начала 2000-х. Вот недавно купил себе запечатанную ZIP-100 дискету))

    Интересно было бы почитать статью в таком же стиле про становление и развитие mp3-плееров. Вроде были и самодельные девайсы до того, как пошли массовые и дешёвые SoC для проигрывания mp3.


    1. f15 Автор
      08.01.2019 12:15

      MP3-плееры — сложная тема. Их было много, разных, и кстати в продаже старых моделей сейчас наблюдаю мало — кажется, большинство не дожило до наших дней.
      Можно попробовать наметить ключевые модели. Естественно iPod, ранние плееры iRiver H-серии с жестким диском, очень популярные Cowon, Sandisk Sansa Clip, какой-нибудь сумрачный Archos, ну и вплоть до первых аудиофильских кирпичей — Hifiman или там Colorfly C4 Pro.


      1. DaneSoul
        08.01.2019 14:36

        Кстати Meizu, с весьма популярными сейчас у нас телефонами, начинала именно с mp3-плееров, причем весьма крепко сделанных.

        у меня до сих пор такой живой
        image


        1. f15 Автор
          08.01.2019 14:45

          как раз недавно доставал, включал такой же (брендированный как Ritmix). Работает, но подглючивает этот модный тачпад. В моем канале есть замеры, он вполне неплох, на уровне хорошего минидискового устройства.


      1. tvr
        08.01.2019 17:44

        какой-нибудь сумрачный Archos


        Да уж, меткая характеристика, особенно в свете практиковавшейся ими практики продажи опций (разблокировки оных на устройстве).


      1. easy_john
        09.01.2019 00:36

        Не забыть креативовый muvo2, где внутри стоял микродрайв на 4 гига, причем он стоил в рознице столько же, как микродрайв отдельно. Некоторые его покупали ради микродрайва себе в фотик, а в плеер втыкали небольшой cf, и продавали недорого.


    1. balamutang
      08.01.2019 23:20

      я запечатанную ZIP-250 нашел в местном магазине и был несказанно рад, сэмплер Roland SP-808EX 1998года только с такими и работает и переделать его на карты памяти нельзя


  1. Andronas
    08.01.2019 01:35
    +1

    Проблемы с популярностью минидисков от жадности их разработчика и продавца (Сони). Вспомните формат memorystick (карты памяти) они ведь тоже могли бы но не стали популярными по той же причине, в отличие от всем известного и популярного даже сейчас формата SD карт (теперь уже микроSD).


    1. Alexsandr_SE
      08.01.2019 11:03
      +1

      Этот ихний форма памяти еще не давал многим купить ихнюю же технику. Они сами себя губили. Вспоминаю про ежиков и кактус.


      1. EviGL
        08.01.2019 20:28

        Гляда на Apple, их разъёмы и рынок аксессуаров, в целом-то стратегия привязки к экосистеме работает. Прокол где-то в других факторах, и один из этих факторов тупо везение.


        1. Alexsandr_SE
          08.01.2019 22:48

          Они предложили больше изначально. Сони же давала не многое, но многое запрещала. Наверное важна еще и приправа, но Сони явно старалась себя не обидеть в первую очередь, а ведь конкуренция между устройствами росла. Выиграли по сути те, которые без защиты на тот момент, а потом и сами уступили место другим (хотя и схожим во многом) устройствам.


        1. khim
          09.01.2019 02:55

          Стратегия привязки к экосистеме работает ровно до тех пор, пока есть «удерживающее звено». Скажем memory stick вы сможете продавать только до тех пор, пока вы продаёте PSP. А аксессуары к iPhone — пока оный iPhone занимает 10% рынка (и чуть не 50% рынка аксессуаров, так как все «нищеброды», не покупающие никаких аксессуаров вообще покупают таки Android). Если iPhone вдруг сдается — вся «экосистема» схлопнется мгновенно.

          А SONY, почему-то, продвигала массу разных форматов. К примеру та же PSP вполне могла бы работать не с UMD, а с мини-диском… но нет — у неё был свой формат. И фотики мини-диске не использовали.

          Ну и где вы тут экосистему увидели?


          1. BaLaMuTt
            10.01.2019 15:29

            А SONY, почему-то, продвигала массу разных форматов. К примеру та же PSP вполне могла бы работать не с UMD, а с мини-диском… но нет — у неё был свой формат. И фотики мини-диске не использовали.
            вот кстати неиспользование минидисков в PSP это именно эпик фейл тех кто в сони отвечал за копирастию ибо в итоге и старый но в целом годный формат от смерти не спасли, и новый формат в виде UMD не взлетел по банальной причине наличия в той же плойке слота под MemoryStick с которой та могла делать всё то же самое что с UMD. С другой стороны это скорее не баг, а фича ибо явно в корпорации были люди которые прекрасно понимали по опыту минидиска что если ограничить плойку только использованием UMD она так не взлетит. А вообще японцы с минидиском и вправду жёстко сфейлили в том плане что в самом начале не стали его двигать на роль заменителя дискет. В таком формате он с ёмкостью диска в несколько гигов до сих пор был бы в ходу.


            1. khim
              10.01.2019 17:40

              В таком формате он с ёмкостью диска в несколько гигов до сих пор был бы в ходу.
              Маловероятно.

              А вообще японцы с минидиском и вправду жёстко сфейлили в том плане что в самом начале не стали его двигать на роль заменителя дискет.
              Там, как обычно, «жадность фраера сгубила». Ибо были в наличии Floptical, Zip, SuperDisk, Sony HiFD (да-да: ещё один формат от SONY), UHD144

              Если бы вместо всего этого зоопарка был один формат — был бы шанс, и да, в этом случае он мог бы быть и сейчас в ходу, но… не судьба.


              1. BaLaMuTt
                10.01.2019 19:21

                Там, как обычно, «жадность фраера сгубила». Ибо были в наличии Floptical, Zip, SuperDisk, Sony HiFD (да-да: ещё один формат от SONY), UHD144…
                Iomega Zip были весьма популярны во второй половине 90-х и начале 00-х до массового появления перезаписываемых болванок и флэшек. И вымер этот формат из-за ограничений объёма накладываемых магнитной технологией записи и его сугубо компьютерной направленности. Остальные тупо опоздали на этот рынок появившись во второй половине 90-х а то и вначале 00-х и не взлетели тупо потому что давали ровно то же самое что уже давал ZIP. С минидиском же ситуация была иная ибо появился он раньше ZIP и изначально имел преимущество в объёме и защищённости информации от внешних воздействий. Если бы Sony ещё в начале 90-х дали возможность использовать минидиск в качестве просто носителя данных думаю ZIP бы не взлетел также как другие стандарты вышедшие после него. HiFD так это вообще суперэпичнейший фейл Sony ибо вместо того чтобы представить MD в качестве замены дискеты хоть и с опозданием в 5 лет они тупо сделали ещё одну никому не нужную высокоёмкую дискету. Фишка MD в том что он в отличии от всех этих «дискет» обладал преимуществами как собствено этих «дискет» так и перезаписываемых компакт-дисков и если бы не недальновидная политика вендора то какой-нибудь BD-MD с ёмкостью в пару-тройку десятков гигабайт и сейчас бы пользовался спросом хоть и небольшим.


    1. Popadanec
      08.01.2019 16:09

      Я хотел в то время купить видеокамеру с поддержкой этого формата, но к счастью сначала глянул на носители, увидел совершенно конский ценник по сравнению с SD аналогичной ёмкости и взял более простой вариант(Sony DCR-TRV19 E). И не пожалел. Камера кстати до сих пор полностью функциональна, не смотря на весьма суровые условия эксплуатации. Даже как то разбирал из любопытства, конструкция простая и надёжная, все шлейфы на разъёмах, конструкция модульная и легко разбирается и собирается. Правда из за плотности элементов там две параллельные платы, но и те разъёмные.


  1. Gnuava
    08.01.2019 02:14

    Искренне, даже в эпоху повсеместных айфонов да андроидов с блютус-наушниками с одной стороны, хай-резом для стационарного прослушивания с другой стороны, иногда хочется музыку на сменных носителях. Щупать, носить с собой, смотреть полиграфию, и вот это вот всё.
    А потом понимаешь, что форматов было дофига, у каждого — свои компромиссы, а идеального так и не изобрели.
    *закидываешь идею в далекое будущее снова*


    1. iPendejo
      08.01.2019 07:27

      Портативные плееры со сменными носителями с гордой черно-желтой эмблемкой HI RES AUDIO уже давно доступны! На трекерах и в интернет-магазинах есть в наличии контент, отвечающий высоким требованиям «хай-рез»!


    1. f15 Автор
      08.01.2019 12:18

      Совсем недавно же представили новый формат MQA CD и даже диски выпускают, но по-моему это какая-то фигня. Самый успешный физический носитель — все же CD. С тех пор ничего похожего по масштабу так и не случилось, хотя да, попыток было много.


      1. Gnuava
        08.01.2019 14:37
        +1

        MQA — не более, чем SACD в еще одной редакции, очередное царапающееся ненужно в новой оболочке, по расценкам для бохатых. В ту же степь относим BD-Audio, DVD-Audio и прочую попытку игры в массовую аудиофилию: мы получили 15й стандарт взамен четырнадцати имеющихся.


        1. f15 Автор
          08.01.2019 14:51
          +1

          Интересно, что вашу формулировку можно без изменений применить к минидиску, относительно CD, во времена, когда минидиск был актуален :)


          1. balamutang
            08.01.2019 23:28

            ну минидиск то вышел еще в эпоху физических носителей, а сейчас в этом в принципе смысла нет.
            вообще CD были качественной эволюцией для винила и ленты, в тоже время они были последним рубежом обороны физических носителей. когда информация записанная на CD как цифровом носителе смогла отделится — она отделилась и физические носители стали не нужны


  1. irsick
    08.01.2019 07:40

    устройства, использующие компактные CD (или DVD, такие тоже были) можно пересчитать по пальцам


    Насколько я помню, начиная с 2000х, Mini CD умело читать любое устройство, читающее полноразмерные диски. Весь смысл был в точном позиционировании в центре, поэтому во всех лотках десктопных CD-ROM были углубления, а в ноутбучных CD-ROM диск фиксировался прямо на шпинделе. CD-плейер Walkman тоже читал без проблем.


    1. akhalat
      08.01.2019 08:37

      С ноутбучными приводами не так всё просто, когда-то читал в инструкции к ноуту, что в приводе НЕЛЬЗЯ использовать Mini CD, иначе будет повреждение лазера. А так, да, ничем ни мини сд, ни мини двд не отличались от стандартных, кроме размера.
      Mini DVD использовался как носитель для игр приставки Nintendo GameCube.


      1. f15 Автор
        08.01.2019 12:19

        Точно нельзя было использовать в слотовых приводах, куда диск заталкивать надо — Apple любила в ранние Powerbook такие вставлять. Механизм просто не был расчитан на маленький диск, и с высокой вероятностью он просто застревал.


        1. Kotman34
          08.01.2019 12:55

          Все верно — щелевой загрузчик не может точно позиционировать miniCD относительно шпинделя, а вот в выдвижном лотке стационарного привода есть 2 четко видных выемки под стандартный и маленький диск, но при вертикальной установке привода держаться будет только обычный CD. Ну а ноутбучный с видимым шпинделем переварит любой диск, даже неправильной формы (типа диск, обрезанный в формат визитки), хотя это и запрещается производителем.


          1. akhalat
            09.01.2019 02:05

            Нет, речь шла именно об «открытом» приводе, где диск просто насаживается на шпиндель и вся конструкция задвигается вовнутрь.
            И как вы говорите, производитель почему-то это запрещает. Будет ли работать на практике, не проверял. Возможно, есть какие-то проблемы с позиционированием головки?


        1. NickyX3
          09.01.2019 12:11

          Он не застревал, его просто механизм выгрузки не мог вытолкнуть. Официальный способ — толкнуть мелкий диск большим еще глубже, чтоб мелкий уперся в выкидыватель, тогда скорости выкидывания хватало, чтоб вытолкнуть мелкий по инерции


  1. iva2000
    08.01.2019 09:17

    В 2000 году мой товарищ, репортер Спорт FM 90'8, работал с минидисковым рекордером Sony потому, что качество записи речи полностью соответствует требованиям радиостанции. Уже тогда минидиски были уходящим форматом, но альтернативы для записи голоса в полевых условиях в этой ценовой категории не было.


  1. Steplton
    08.01.2019 13:48
    +1

    Мне кажется, в статье есть некоторая путаница: 4х-конктактный штекер никак не может обеспечить балансное подключение. Отдельная «земля» для каждого канала — это НЕ баланс. В балансном кабеле три проводника используются для ОДНОГО канала: так называемые горячий плюс, холодный плюс и земля. Придумано это для профессиональных целей. Грубо говоря для того, чтобы длинные шнуры не ловили наводки (в hot и cold идёт, упрощённо, вычитание по фазе, чем эти наводки и убираются). В коротких шнурах бытовых наушников такая схема абсолютно не нужна: хватает обычной экранировки.


    1. f15 Автор
      08.01.2019 13:54

      Путаница есть, и не только у меня.
      Попробую так: речь идет о схеме усиления, а не о подключении, хотя я не специалист и не могу точно утверждать, как именно реализован усилитель для наушников в этом конкретном плеере. Но термин распространился и на тип разъема в некоторых современных плеерах, хотя конечно он не балансный, просто каналы разделены. Выходит, что первый раз в статье я применил термин правильно, второй раз (про современные плееры) — нет. Поправил, хотя возможно есть еще более корректный вариант, как назвать эту схему усиления и разъемы.


  1. DonArmaturo
    08.01.2019 18:13

    "О, сколько
    нервных
    и недужных,
    ненужных связей,
    дружб ненужных!"(Евтушенко)
    Ох, и зигзаги у прогресса.
    Что сейчас можно считать мертворожденным форматом, Blue-ray?


    1. Wijey
      09.01.2019 21:23

      HD DVD


      1. tvr
        10.01.2019 12:06

        Video CD.


    1. Belyavin
      10.01.2019 16:23

      Как формат видео его успех и правда не очевиден, а как носитель данных он, ИМХО, состоялся. Все-таки почти все консольные игры в последние лет 10 выходят именно на блу-реях (а при их размерах втиснуть их куда-то еще довольно сложно). Да благо все еще можно просто купить диск с игрой, вставить в консоль и играть, не выкачивая ничего из инета.


  1. adictive_max
    09.01.2019 10:26

    Мёртвый и мертворожденный — это не одно и то же.
    Blue-ray вполне себе пришёлся к месту и до сих пор живее всех живых, и долго ещё будет жив. Объёмы контента уже давно почти не растут
    — Для музыки уже даже DVD было достаточно с огромным запасом, и она полностью переехала онлайн.
    — Игры больше 50 ГБ — только сверх-дорогие AAA, выходящие по 3 штуки в год, и тоже уверенно уходят вслед за музыкой.
    — Качество кино сопоставимо с кинотеатром и по большей части избыточно для домашних телевизоров.
    Технологически уже давно можно было бы сделать более ёмкие диски, но они никому не нужны. Так что, ИМХО, Blue-ray так и останется последним физическим форматом до тех пор, пока само физическое распространение полностью не загнётся.


  1. DagothNik
    10.01.2019 16:19

    Попал мне недавно в руки Sharp MD-MS702H и несколько дисков к нему, но к сожалению оказался нерабочим. При запуске выдаёт ошибку TOC ERRORa. Моторы крутятся. Предполагаю, что проблема в читающей головке, но может быть и стёрлись шестерни. А так хотелось бы его завести, но на Ali вообще по запросу ничего для данного устройства нет.


    1. f15 Автор
      10.01.2019 16:20

      Скорее всего это лазер, хотя в моем Шарпе проблема была с механизмом, прижимающим диск — из-за него он не раскручивался. Иногда помогает протирка оптики, но редко.


      1. DagothNik
        10.01.2019 16:29

        Протирать пробовал, не помогло. Блок с лазером заменить смог бы, думаю, но вот где его взять — вопрос. А если дело в стёртой шестерни — тем более можно что-нибудь поискать подходящее. Наверное сегодня опять его разберу и внимательней изучу механизм, который двигает каретку с лазером. Если вдруг ничего не получится, на Авито нашёл кучу вариантов разной степени побитости жизнью — думаю заказать. Как-то меня зацепила эта тема, хотя до этого сроду магнитооптические диски ни в каком виде в руках не держал. Да и вообще меня что-то как-то ностальгия стала мучать по электронике, которой я не пользовался, наверное старость подкрадывается. :) И девушка моя высказывает некоторый интерес к такой технике, хотя она, когда минидиски умирали, вообще в начальной школе училась.


        1. f15 Автор
          10.01.2019 16:42

          Я даже настольную деку починить не смог, хотя заказал к ней лазерный модуль на замену. Сложная техника, а скиллы у меня так себе. Наверное будет проще купить рабочее устройство. А жалко, плеер у вас очень годный, с таким традиционным для девяностых кондовым дизайном, приятная модель. Вот когда я их в 1998 году в живую видел, как раз были популярны подобные Шарпы.

          А ностальгия — это такая интересная штука… Главное не увлекаться, а то получится как у меня — решил пару плееров купить по дешевке, а оно вон как вышло :)


          1. DagothNik
            10.01.2019 16:54

            На счёт ностальгии согласен. :) Появился у меня как-то iPod nano 6G, потом iPod nano 1G, потом iPod mini, потом Touch 4 ну и относительно новый nano 7G, хотя тоже уже с производства снят. Пока на этом остановился, но думаю не надолго это, хочу все поколения nano собрать и хотя бы несколько поколений Classic. Не скажу, что богатая коллекция, конечно, но тем не менее она медленно растёт. Очень интересная это зараза, что тут скажешь. :) Ну и теперь вот этот плеер покрутил в руках, уже смотрю в сторону покупки ZIP дисководов с дисками, и ещё магнитооптические диски были подобного формата…


  1. Leadmonkey
    10.01.2019 19:54

    Что можете сказать про качество звучания у шестисотого? После прочтения статьи захотелось пополнить свою маленькую коллекцию портатива каким-нибудь хай-мдишником, а за углом как-раз его продают.