Эффективная коммуникация в команде — как хорошие дороги в стране: без них только на трехколесных телегах за три месяца из Москвы в Питер, а не сильную экономику строить. И, если в команде нет удобных коммуникационных инструментов, работать такая команда будет трудно и неэффективно. У нас в ИТ тоже бывают сложности с коммуникациями. Когда тебе нужно кому-то написать, то не знаешь, куда податься: кто-то предпочитает почту, у кого-то есть Viber, у кого-то WhatsApp, у кого-то Facebook Messenger. Приходится тратить массу времени только на то, чтобы выяснить, как лучше всего связаться с человеком, не говоря уже об использовании зоопарка каналов. Более того, без налаженных коммуникаций вырастают накладные расходы при работе сотрудниками, работающими удалённо. И несколько месяцев назад я понял, что так продолжаться больше не может и пора прийти к единой модели.

Когда в компании есть процессы, система живёт, люди общаются, проблемы решаются. Не нужно подходить и стоять над душой, чтобы понять, что там делается. Тебе достаточно заглянуть в чат и увидеть, какие вопросы поднимаются, какие из них решаются, а какие — нет, самому задавать вопросы, если нужно получить быстрый ответ. Конечно, такая схема удобна, если сотрудников не так много, иначе чат из 50 и больше участников превращается в хаос. Дирекция по ИТ у нас большая, и протестировать идею решили на коллективе поменьше — департаменте E-commerce систем. Тогда я начал искать в сети информацию, как люди выбирают корпоративные инструменты общения, в том числе для крупных ИТ-компаний, но не нашёл ничего толкового: ни подробных сравнительных обзоров/тестов разных мессенджеров, ни продуманных критериев выбора. Мне попадались лишь пространные, полные «воды» статьи о том, почему выбрали конкретный продукт. Также я не нашёл дельных советов, как лучше всего популяризировать выбранный мессенджер в команде или компании.

Пришлось изобретать.

Сначала мы начали с выбора мессенджера. Проанализировали варианты, выбрали несколько популярных, а потом сделали опрос для всех сотрудников, чтобы понять, что им больше нравится и почему. Хотелось сделать осмысленный, аргументированный выбор, а не просто ткнуть пальцем, потому что мне так хочется или привычно.

Надо сказать, что сейчас в компании есть «официальный» мессенджер — WhatsApp. Но по результатам опроса НИКТО не захотел его использовать. Да, оно и к лучшему, потому что у него плохо с интеграцией: WhatsApp не получится привязать к Jenkins или Jira. В финалисты вышли три мессенджера:

  • Skype. В принципе, бесплатный. Самый распространённый мессенджер, который и так является одним из корпоративных стандартов во многих компаниях. Его преимущества — конференц-видеозвонки и функция демонстрации рабочего стола. Но многие отмечали нестабильное качество связи и жрущее батарею мобильное приложение.
  • Slack. Платный, причём нужно покупать лицензию
    для каждого пользователя. Мобильный клиент лёгкий и быстрый, причём сам
    мессенджер создавался именно для команд разработчиков. Есть очень много полезных интеграций, например, с BITbucket Server и JIRA. Есть функция демонстрации рабочего стола.
  • Telegram. Бесплатный, быстрый, есть множество клиентов на разных платформах, не требует вложений. Хорошо работает даже при плохом канале. Хорошо защищён, стабилен, удобный интерфейс, API для интеграций.

Забавно, что у представителей разных профессий выявились определённые предпочтения:



Мы даже рассматривали вариант с использованием не одного, а всех трёх мессенджеров, распределив по ним разные целевые аудитории. Но в результате остановились на Telegram. Его главное достоинство — интегрируемость и стикеры: Telegram можно с минимальными усилиями встроить в наши технологические процессы а именно:

Корпоративный Дарт Вейдер и Хан Соло


Нам очень понравились стикеры. Мы решили популяризировать мессенджер с помощью геймификации, и стикеры подходили для этого как нельзя лучше. Вместо того, чтобы печатать олдскульные грамоты и прочие атрибуты, появилась идея организовать в Telegram чаты, пригласить туда всех необходимых людей, в том числе подрядчиков, и в этих чатах награждать специально разработанными персональными стикерами. Так можно было выделить определенных сотрудников, публично объяснить, почему они получили свои стикеры, и вовлечь ещё больше людей в общение через Telegram.

Я не знаю иного способа, как ещё собрать в едином информационном пространстве всех сотрудников ИТ, особенно участников географически разнесённых команд. Причем собрать не в приказном порядке, а именно увлечь, заинтересовать коллектив единым для всех инструментом общения.

Конечно, идея не без изъянов, но она сработала: людям понравилась идея с персональными стикерами, да и Telegram сам по себе. За стилистическую основу для первой серии наградных стикеров мы взяли вселенную Star Wars — в конце декабря как раз был хайп вокруг новой серии. А сами стикеры выдавались победителям в разных номинациях.

















Девушка по имени МиЯ


Вы скажете, что одних только стикеров мало, чтобы завлечь народ в мессенджер? И будете правы. Поэтому мы прикрутили ещё и корпоративного чат-бота по имени Мия (М.Видео и Я). Она помогает всем новичкам освоиться в компании: подскажет адреса корпоративных порталов, как пройти в кафе и даст ответы на другие актуальные вопросы. Мия умеет отвечать и через древовидное меню и через естественную переписку.



Мия создана на платформе API.AI. Это российский проект, который Google купил в 2016 году. Бот кроссплатформенный, его можно использовать и в Skype, и в обычном чате, и в браузере, но пока мы его запустили только в Telegram.

Планы на будущее


Сейчас ситуация с коммуникациями гораздо лучше, чем полгода назад. У нас есть внутренние форумы, чаты по разным системам и темам. Возможно, сделаем отдельные тематические направления по инновациям в e-commerce и каким-то хайповым темам вроде IoT, ИИ, блокчейна и тд.

Стикеры в Telegram хорошо себя зарекомендовали, мы будем развивать этот инструмент. У нас будет свой эксклюзивный набор стикеров, который люди смогут не только раздавать в Telegram, вставлять в подпись в корпоративной почте или в аватарку в справочнике контактов, его также будут печатать в виде наклейки, например, на ноутбук.

Далее в наших планах — интеграция с различными рабочими инструментами, но об этом в следующей статье.

Комментарии (143)


  1. Voiddancer
    11.01.2019 11:18
    +1

    Российская компания заманивает своих сотрудников в запрещенный в России мессенджер, да ещё требующий регистрации по сотовому телефону… Что-то здесь не так.


    1. kAIST
      11.01.2019 11:39
      +2

      А какие юридические последствия могут быть?
      Пользоваться то им не запрещено.


      1. arozhankov
        11.01.2019 11:43
        +5

        Но они строят на этом некоторые процессы. А если завтра Телеграмм таки заблокируют, то процессы встанут. Непонятно зачем подвергаться опасности.


        1. bvn13
          11.01.2019 11:49

          Кроме «корпоративный стандарт — Телеграмм» будет еще «корпоративный прокси для корпоративного Телеграмма»


          1. Silvarum
            11.01.2019 13:22
            -1

            Только вот размещать средства с целью обхода блокировок уже не законно.


            1. gecube
              12.01.2019 02:15

              мвидео может себе позволить внутри корпсети творить любой беспредел. Вплоть до аренды каналов и ВПНов до зарубежных ДЦ. И правильно внутри маршрутизировать трафик. Это не будет публичный прокси, так что все ОК.


              1. Silvarum
                12.01.2019 10:46

                Я, конечно, не юрист, но в законе нет ничего про разделение на публичные и частные ресурсы. Из этого закона как я понял, что:
                Пользоваться заблокированными ресурсами не запрещено, даже с использованием средств обхода блокировки.
                Размещать прокси и VPNы не запрещено, даже чтобы маршрутизировать трафик через границу.
                Размещать прокси и VPNы с целью обхода блокировки уже нельзя.
                Как они узнают, что с какой целью трафик идёт по зашифрованному туннелю? Технически никак. Да и принцип неуловимого Джо будет действовать. Но вот поссорится М.Видео с каким-нибудь тов. майором, зайдет он на Хабр, увидит «М.Видео, Телеграм, прокси», и вот уже будет повод устроить маски шоу с изъятием всех серверов в ДЦ.


                1. gecube
                  12.01.2019 12:21

                  Цели обхода нет. Есть цель обеспечить работоспособность организации. А то, что телеграмму начал работать — приятный бонус.

                  По «закрыть мвидео» — там достаточно повода существенно менее серьезного, чем использование запрещённого в России мессенджера. Всегда в учёте (бухгалтерский, управленческий) есть недоработки. Так что если захотят, то докопаются до более простых и серьезных вещей, чем vpn.


                  1. Silvarum
                    12.01.2019 12:48

                    Хорошо, возможно с целью я не совсем корректно выразился. Но прочитайте текст закона:

                    … запрещается предоставлять возможность использования… информационных ресурсов для получения доступа к информационным ресурсам..., доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
                    Как бы не важно, есть у вас цель обхода или нет, нельзя давать возможность использовать свои ресурсы, чтобы получить доступ к запрещенным ресурсам. Т.е. Компания или должна ставить свой блокировщик для прокси/туннеля, или может быть заставлять сотрудников подписывать политику, запрещающую сотрудникам заходить на запрещенные ресурсы.
                    А по тому, что повод придраться можно всегда найти другой, то это не значит, что нужно давать ещё один повод. Чем меньше органов имеют рычагов давления на компанию, тем меньше надо давать взяток вероятность, что найдется такой инициативный тов. майор.
                    К тому же, к примеру, про недочеты в бухгалтерии внутри компании знает довольно узкий круг, и такой риск может быть приемлем и минимизирован, чтобы у органов не было достаточного желания их искать. А вот про корпоративный мессенджер знает вся компания, а после этой статьи, считайте весь мир.


                    1. gecube
                      12.01.2019 14:39

                      М.Видео (как и любая обычное коммерческая организация) — не является оператором связи, следовательно, ей на требование блокировок РКНом плевать. И, да, ставить ревизор, чтобы проверять соответствие соблюдения закона тоже не нужно.

                      Компания или должна ставить свой блокировщик для прокси/туннеля, или может быть заставлять сотрудников подписывать политику, запрещающую сотрудникам заходить на запрещенные ресурсы.

                      Первое — нереально (кто будет актуализировать список блокировок, к тому же, он ведь закрыт в том плане, что он изначально недоступен простым коммерсам, только операторам связи). Второе — выглядит разумно, но как я как конкретный гражданин узнаю, что нарушаю блокировку ресурса, просто получив доступ к нему?


                      1. Silvarum
                        12.01.2019 15:27

                        М.Видео (как и любая обычное коммерческая организация) — не является оператором связи, следовательно, ей на требование блокировок РКНом плевать. И, да, ставить ревизор, чтобы проверять соответствие соблюдения закона тоже не нужно.
                        Вы упорно не хотите прочитать статью закона :). Там нигде не сказано, что статья применима к только операторам связи (для них дополнительно ещё другие статьи есть). Она применима к «Владельцам информационно-телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов (сайт в сети „Интернет“ и (или) страница сайта в сети „Интернет“, информационная система, программа для электронных вычислительных машин)», а под эту формулировку попадает любой, даже Вы с Вашей домашней сетью. Подозреваю, что суть была в том, чтобы обязать владельцев хостингов, VPN-сервисов и прочих блокировать запрещенные ресурсы, но получилось как всегда через одно место.
                        Про Ревизор ни я ничего не говорил, ни в этом законе про средства контроля (Ревизор ничего не блокирует) не сказано. Так что да, М.Видео ставить его не надо.
                        А как компаниям обеспечивать выполнение этих требований, полагаю, что правительство особо не волнует. Уже не в первый раз ведь.


                        1. gecube
                          12.01.2019 15:53

                          Извините, но Вы сами ничего не читали. Или не поняли
                          Да, действительно законодательство у нас дырявое. И его нужно ещё уметь интерпретировать.
                          По духу закона речь шла о том, что условный телеграмм не может препятствовать блокировке себя на территории РФ, путем создания на территории РФ прокси и впнов. Или зарубежом. Но МВидео является неафиллированным лицом и на него эти ограничения не распространяются.
                          Поэтому Ваш коммент мимо.
                          Извините, если задел. Или тоже неверно понял текст, т.к. его действительно без поллитра не понять


                          1. Silvarum
                            12.01.2019 16:20
                            +1

                            Я кажется понял Вашу интерпретацию :).
                            Но, данные поправки были внесены как запрет владельцам всяких VPN-сервисов размещения обхода средств блокировок. Поэтому, имхо, на М.Видео тоже распространяется, если они будут размещать такие средства у себя. Но я ни разу не юрист и могу ошибаться.
                            Вы меня ни в коем разе не задели. Тут действительно нужно быть юристом или выпить поллитра, чтобы понять, что там действительно написано.


          1. navion
            11.01.2019 14:14

            Прокси уже нужен для доступа к API, если вызывающие его сервисы размещены в РФ.


  1. LexaNach
    11.01.2019 11:32
    +3

    Почему среди прочего не рассматривали jabber?


    1. dom1n1k
      11.01.2019 11:37
      +1

      Какие для него есть юзер-френдли клиенты, чтоб под все операционки и секретарша справится?


      1. Lezenford
        11.01.2019 11:54

        Никакие. Пришлось писать бот для телеграм для взаимодействия с jabber


      1. Suvitruf
        11.01.2019 12:32
        -1

        pidgin?


        1. Lezenford
          11.01.2019 13:45

          с каких пор там есть клиенты под смартфоны, с пушами и удобным интерфейсом? Для реализации тех же уведомлений нужно не только клиент, но и сервер менять, иначе должна быть промежуточная точка, которая будет постоянно держать коннект под данными клиента и пересылать сообщения и слать пуши. На сколько знаю, на текущий момент нет сервера xmpp который бы реализовывал отправку уведомлений клиенту при отсутствии коннекта из коробки


          1. Suvitruf
            11.01.2019 14:23

            ejabberd разве не умеет?


            1. borisovEvg
              11.01.2019 14:25

              ejabberd вроде как имеет поддержку XEP-0357. а есть клиенты с поддержкой данного XEP?


              1. Suvitruf
                11.01.2019 14:26

                Из коробки не могу сказать, но точно видел сторонние модули для ежа, которые могут GCM пуши посылать.


            1. Lezenford
              11.01.2019 14:28

              Когда искал год назад по этой проблеме информацию — что то меня там не устроило, сейчас уже не вспомню. Он поддерживает это при установке дополнительного модуля и какой то хитрой настройке. + Под это дело нужен клиент, с ним тоже возникли проблемы…
              Хотя, возможно, я не достаточно хорошо искал и на текущий момент этот кейс вполне можно решить не прибегая к ботам.

              ЗЫ ну и клиенты, вроде pidgin, совсем не комфортны для современных юзеров — очень уж он олдскульно выглядит для большинства ИМХО.


          1. 0xd34df00d
            11.01.2019 15:40

            Prosody + conversations?


      1. 0xd34df00d
        11.01.2019 15:42

        Лет 10 назад секретарши справлялись с bombus и psi. То ли секретарши потупели, то ли я не знаю.


        1. kudryavy
          11.01.2019 18:33

          Имхо лет десять назад не было андроида и iOS с их карманными ПК и функцией телефона.
          Доступ-то нужен в том числе и с мобильных устройств, не?
          То есть 10 лет назад в большинстве случаев секретарше с компом на пиратской винде просто ставили PSI, который вглядел как аська.
          А теперь jabber не настолько популярен, чтобы под него были юзерфрендли клиенты под iOS и Android
          Да, мир меняется. Еще раз, это чисто имхо.


          1. shpaker
            11.01.2019 22:48

            Бомбус и был вроде мобильным клиентом для жаббера


            1. kudryavy
              12.01.2019 00:33

              В эпоху кнопочных телефонов, которая ушла безвозвратно…
              Мир поменялся и старый опыт эпохи кнопочных телефонов перестал быть актуальным. Никто уже не стучится в месенджеры. Никто не ставит себе звук печатной машинки при наборе сообщения…
              Ну или почти никто


      1. JTG
        11.01.2019 16:27

        Насчёт яблочной продукции не знаю, а вот под Android — Conversations и сервер с поддержкой XEP-0352/XEP-0357 (ejabberd поддерживает оба). А на десктопе в последней конторе, где я работал, была какая-то своя брендированная сборка миранды. В конце-концов вам «стикеры с мувиками» или ехать?


  1. wsf
    11.01.2019 11:34
    +4

    Я понимаю когда стартап осуществляет коммуникацию через новые-модные-мессенджеры, это в принципе нормально. А что будет с вашей компанией если завтра телеграм по техническим или геополитическим причинам превратится в тыкву? Бизнес встанет?


    1. Silvarum
      11.01.2019 13:12
      +1

      По всей видимости в тыкву. Недавний опыт со Slack и принудительным удалением аккаунтов видимо так ничему и не научил.


      1. Arbane
        11.01.2019 19:44

        А можно поподробней про это? (ссылочку или наводку, где правду пишут)


        1. Silvarum
          11.01.2019 20:05

          Была тут тема про удаление аккаунтов из Крыма (ссзб, имхо). На Reddit был большой пост с кучей гневных комментариев про ошибочные удаления. В Твиттере ещё бучу подняли. Запомнился попавший под раздачу один канадец иранского происхождения, который в Иране-то никогда и не был.
          Slack потом даже извинился за ошибочные блокировки, но осадочек остался.


          1. rkuvaldin
            11.01.2019 20:22
            +1

            Извиниться-то он извинился, но только за ошибочные. А жители Крыма до сих пор страдают без Слака и кучи прочих услуг, пока хозяйствующие субъекты выясняют отношения.


  1. tvr
    11.01.2019 11:35
    -2

    Успешно пройдя нагрузочный и ddos тесты от РКН, а так же благодаря низкобюджетному, но очень эффективному пиару от него же, телега получила заслуженное звание почти неубиваемого мессенджера.


  1. ibKpoxa
    11.01.2019 11:37
    +1

    По моему уж лучше что-то типа открытой реализации слака about.mattermost.com/features
    если уж не хочется платить деньги. Удобство для сотрудников превыше всего.


    1. borisovEvg
      11.01.2019 14:52

      платный, в случае если нужна интеграция с CGM и APNS, а в случае мобильных клиентов это первая необходимость.


      1. HSerg
        11.01.2019 18:22

        "если нужна интеграция с CGM и APNS" — а можете пример ограничений привести? бесплатная версия сервера + мобильный клиент из оф. store — всё вроде полноценно работает.


        1. mapron
          11.01.2019 20:26

          Тоже не понял, что там не так с мобильными клиентами.
          Мы недавно анализировали у себя минусы после перехода — помимо всяких мелкких неудобств, типа отсутствие интеграции с доменом — отсутствие форвардинга сообщений как в телеге/скайпе. Этого правда не хватает. Ну звонки еще да, только через сторонний сервис.


          1. gecube
            12.01.2019 02:21

            Напишите, пожалуйста, более подробно, что там не так с форвардингом. Я посмотрел глазками — самая большая боль — это отсутствие звонков и скрин-шаринга. Но мое мнение, что не нужно пытаться сделать один единый канал коммуникации, который умеет все. Не работает это так. Даже в телефоне — голос и смс — это две совершенно разные функциональности, на базе разных технологий. И никто не обламывается.

            В остальном — маттермост выглядит один-в-один как Слак.


            1. utkaka
              12.01.2019 07:30

              Форвардинг насколько я помню действительно кривой. Переправляется не само сообщение, а ссылка на него. Соотвественно если сообщение было в приватном канале, то человек вне канала не сможет ее открыть.


              1. mapron
                12.01.2019 10:17

                Да, пересылки как таковой нет, есть кхм, «отправка ссылки» на сообщение в другом канале.
                Исходники открыты, по идее можно запилить фичу форматирования по типу цитаты, архитектурных ограничений я не вижу. Но у меня пока времени нет этим заняться.


        1. borisovEvg
          11.01.2019 20:31

          по вашей ссылке, в разделе стоимость: Encrypted push notifications via HPNS, только в платной редакции. Работать без этого будет, но с жором батарейки, либо с недоставкой сообщений вовремя в следствии агрессивной политики некоторых редакция ОС Андроид. Так же, напрямую постоянно держа коннект со своими серверами сейчас работают все клиенты XMMP, но без интеграции с cgm и apns это не пригодно для использования в смартфонах. ИМХО


          1. borisovEvg
            11.01.2019 21:19

            Возможно я не прав, и в платной версии есть возможность шифровать push уведомления. В бесплатной версии есть поддержка сервисов CGM и APNS?


            1. HSerg
              11.01.2019 22:07
              +1

              Да, в бесплатной версии есть нормальная поддержка push-уведомлений силами CGM и APNS.


      1. gecube
        12.01.2019 02:20

        Все всегда платное. Вопрос в том КТО платит. И когда.
        В случае маттермост развитий ситуация может быть три.
        1. берем опенсурс. Пользуемся тем функционалом, который там есть.
        2. берем опенсурс. Допиливаем. Получается примерно как Убер, который сделал uChat на базе маттермост
        3. берем платный маттермост или покупаем к нему поддержку. Радуемся жизни. Пишем ишью производителю. Он нас удовлетворяет (или нет).


      1. utkaka
        12.01.2019 07:44

        Тут много про это написали уже, одно важное уточнение для всех: в бесплатной версии пуши идут через их Test Push Notification Service, который не гарантирует production level uptime, но все же работает вполне прилично. Не супер надежно и нет полной гарантии приватности, но работает. Для приватности кстати там можно выключить отправку самого сообщения внутри пуша. В таком случае пуш будет сообщать только о факте нового сообщения.


    1. mapron
      11.01.2019 20:23

      Самое главное даже не то что бесплатный, а то что self-hosted, не надо думать, что он там будет заблокирован/вендор забьет на сервера и тп. Ну и работа во внутренней сети тоже неплохо)


    1. utkaka
      12.01.2019 07:55

      Когда начались перебои в работе телеграмма, мы маленькой студией из 15 человек перешли на self hosted Mattermost. Коробочная интеграция с гитлабом, плагин для редмайна, плагин в проведения опросов в каналах. В общем горя не знаем с тех пор. Шероховатости есть, но страдать не приходится.


  1. Igor_Shumilov
    11.01.2019 11:47
    +1

    В нашей фирме написали свой мессенджер для этой цели. Клиенты под Win, Linux, Mac, Android, IOS. Работает на наших серверах, шифруется нами же. Личное общение, конференции, электронный документооборот.
    И никаких зависимостей от внешних разработчиков, что критически важно.


    1. tchspprt
      11.01.2019 11:55

      Это, кстати, более опасный путь, чем вышеописанный в комментариях путь использования мессенджера в состоянии «кота Шрёдингера» — ничего не утверждаю, но на подумать: habr.com/post/181372


    1. TheKnight
      11.01.2019 12:38

      В паблике есть?


      1. Igor_Shumilov
        11.01.2019 12:42

        Нет. Хотели его продавать (включая возможность разворачивания на серверах заказчика). Но что-то дело затихло.


        1. TheKnight
          11.01.2019 13:34

          Жаль.


    1. gecube
      12.01.2019 02:25

      А как насчет того, что это или ноу-хау, или расходная часть бюджета? Мое стойкое мнение, что каждый должен заниматься своим профильным делом. Условно — ты — банк? Оказывай финансовые услуги населению и улучшай их до упора. Завод по производству резиновых изделий? Так оптимизируй основную производственную линию, учет, цепочки поставки и т.п.
      Так (развивая Вашу мысль) можно добраться до того, что Вашей фирме-работодателю и свой банк нужен, и своя больница etc. Ну, а что — можем же. Но почему-то весь мир не согласен и это дало целый бум аутсорсинга и SaaS сервисов. Понятно, что у них есть определенные ограничения и риски при их использовании…


      1. APXEOLOG
        12.01.2019 02:33

        Ну, некотрые и банк открывают, если им это выгодно (всегда интересовало, зачем Почте — Банк?)


        1. gecube
          12.01.2019 02:56

          Это не почте он нужен. А очередной способ попилить бабла приближенными к власти структурам. А фигли — почта есть в каждом населенном пункте. Следовательно, можно практически на шару сделать сеть не хуже, чем у Сбера. А еще вспомним, что Почта банк — это проект ВТБ (который, считай, тоже госбанк).


        1. vikarti
          12.01.2019 13:35

          Пенсии туда перекинуть, «добровольно». А поскольку это все же банк — можно и банковские услуги начать оказывать (в приложении сразу выясняется что просто по факту открытия счета — предобренный кредит на 400 т.р., только дайте еще немного данных -:)).
          Ну а из полезного, если вам эта услуга нужна конечно, — они уже делают привязку биометрии для госуслуг (та что ЕБС — habr.com/company/rostelecom/blog/424751 ). Делают бесплатно (но если вы не клиент — счет в процессе — сделают и карту выдадут, все без абонентки). Правда вот СКОЛЬКО времени это все делается — это ужас. И не факт что потом от ЕБС не придет предложение… повторить процедуру.


      1. Igor_Shumilov
        12.01.2019 11:11

        У нас большая фирма, полторы тысячи человек. Да, подразделение, занимающееся разработкой и поддержкой нашего мессенджера, прямого дохода не приносит. Но оно приносит огромную косвенную прибыль.
        Надо мне переговорить с сотрудником соседнего отдела? Вжух, и переговорил. Надо что-то обсудить с несколькими людьми из разных отделов? Создал конференцию и обсудил. И не просто обсудил, а все переговоры сохранены в истории. И себе можно память освежить о ходе обсуждения, и другим.
        Надо мне в командировку уехать? Через электронный документооборот сделал заявку, её утвердили, гостиницу заказали, билеты купили, командировочные выплатили — и на всё потрачено несколько минут без отрыва от чашки кофе.
        Конечно, живые совещания не исчезли. Но их количество, а также количество времени, потраченного на сидении вне рабочего места, очень резко сократилось.


        1. gecube
          12.01.2019 12:39

          Скорее не косвенную прибыль, а не генерирует убытков.
          Поясню. Если Вы — обслуга (уборщики, поддержка, бухгалтерия и пр., что является сервисным подразделением и не является профильной деятельностью) бизнеса, то это всегда расходная часть. В случае хорошей работы — вся остальная организация работает эффективно (по крайней мере, работа этого конкретного сервисного подразделения не тормозит работу). Но в случае плохой работы — вся остальная работа встаёт колом.
          Если Вы настолько круты, что реально запилили свой мессенджер, то логично, что пора начать отбивать вложенные в него средства и как вариант — начать продавать его наружу.
          Я понимаю, что мир не чёрно-белый и возможны разные промежуточные варианты. Ну, тут уже решать Вам


          1. Igor_Shumilov
            12.01.2019 13:04
            +1

            Продать наружу наш мессенджер не просто. Он не умеет вставлять картинки со смайликами, не умеет делать превьюшки по ссылкам на картинки и видео. В общем для широкого круга потребителей он проиграет конкуренцию. В корпоративный сегмент тоже войти не просто. В данный момент организации уже используют какой-то аналогичный продукт. И если он их полностью устраивает, зачем им тратить деньги на переход на другое решение?
            Наш мессенджер заточен под нашу организацию. И создавался не прихоти ради, а для повышения безопасности обмена внутрикорпоративной информацией и независимости от сторонних решений.
            Плюс перевод продукта в коммерческий повысит стоимость его поддержки. Это сейчас я могу написать в службу поддержки о баге, получить ответ «исправим в следующей версии через месяц» и нормально к этому отнестись. Но если я услышу такой ответ от разработчиков софта за который я заплатил деньги (а в случае разворачивания инфраструктуры мессенджера в рамках фирмы это деньги не малые), я буду недоволен.
            Так что пусть вопросы о целесообразности коммерциализации нашего мессенджера решает руководство. Оно платит деньги за его поддержку. Я, если честно, даже не знаю, сколько людей этим занимается. Может там пара-тройка программистов всего задействована для исправления багов и неспешного добавления новых фич.


    1. Arris
      12.01.2019 03:36

      и исходный код разумеется тоже закрытый?


      1. Igor_Shumilov
        12.01.2019 11:16

        Конечно.


  1. pyrk2142
    11.01.2019 12:18
    +1

    Довольно тонкий момент:

    Хорошо защищён
    Учитывали ли вы то, что для получения доступа к аккаунту, если его специально не готовить, достаточно перехватить СМС-код? Сейчас существуют уязвимости, позволяющие перехватить СМС больше, чем у половины абонентов мобильных операторов РФ (не считая атаки на SS7, там тоже есть свои интересности), к счастью, они пока не публичные. Но если чаты используются только для того, чтобы заказать обед и узнать, как получить пропуск, то все неплохо.


    1. shpaker
      11.01.2019 12:50
      +1

      Тут ещё момент такой, что никто не знает, что у них творится на бэке и вся переписка будет лежать на серверах телеграма. А кто и как имеет к ним доступ никто не знает и по сути все сведения о безопасности основаны только лишь на словах.


  1. kITerE
    11.01.2019 12:24

    а не просто ткнуть пальцем, потому что мне так хочется или привычно

    Хм… а разве отсутствие необходимости осваивать новые инструменты и ставить клиенты на смартфоны и десктопы не является плюсом с месенджеру?


    1. Lezenford
      11.01.2019 13:48
      +1

      Нет, с чего бы это? Клиент на телефоне это бесплатное расширение рабочего времени сотрудника — большинство будет читать и отвечать на такие сообщения даже во внерабочее время. Собственно по этой же логике раньше многие компании выдавали корпоративные смартфоны с почтой — вложения со стороны компании минимальны, а выхлоп огромен.


      1. kITerE
        11.01.2019 14:05

        Я про то, что если у меня уже стоит мессенджер (и мне привычно-удобно им пользоваться), то почему это не засчитывается в копилку плюсов?


        Если я уже пользуюсь телегой, то мне проще добавить канал, чем ставить и регистрироваться в другом мессенджере.


        1. Lezenford
          11.01.2019 14:06

          видимо по этой причине они не выбрали вотсап, которым пользовались активно для этого)


          1. kITerE
            11.01.2019 14:13

            Вряд ли все они пользовались исключительно WhatsApp'ом


            1. Lezenford
              11.01.2019 14:19

              Ну по логике выше, мы говорим о популярных мессенджерах, которые есть у большинства и они ими пользуются. Исключая вотсап, остается весьма мало выбора — телеграм, вайбер, возможно фейсбук мессенджер (в России не особо популярно). Остальное как пользовательский чат используется не так часто, по моему опыту. Или я что то упустил?


              1. kITerE
                11.01.2019 14:26

                С самого начал я пытался понять почему "привычно" не является аргументом для осмысленного выбора:


                Хотелось сделать осмысленный, аргументированный выбор, а не просто ткнуть пальцем, потому что мне так хочется или привычно


                1. Lezenford
                  11.01.2019 14:29
                  +1

                  скорее всего автор статьи имел ввиду, что нужно было в равной степени рассмотреть все варианты и выбрать, а не просто ткнуть в знакомое название, не просмотрев другие варианты и не сравнив их.
                  Но это ИМХО


        1. navion
          11.01.2019 14:50

          В чем проблема поставить ещё один? Тем более по юзабилити WhatsApp почти не уступает Телеграму.


          1. kITerE
            11.01.2019 14:58

            Неразрешимых проблем нет, скорее есть неудобства.
            Но непонятно почему "привычно" не является аргументом для "осмысленного выбора".


            1. navion
              11.01.2019 15:20

              Потому что адаптация ничего не стоит и привычное не всегда равно удобное.


          1. 0xd34df00d
            11.01.2019 15:44

            А зачем?

            Поэтому (и из-за требования номера) у меня ни телеграма, ни воцапа. Брат жив.


            1. navion
              11.01.2019 16:36

              Чтобы получить дополнительный канал общения с коллегами, но вряд ли установка обязательна и прописана в каком-то регламенте.


              1. 0xd34df00d
                11.01.2019 17:55

                А зачем? Штатных каналов не хватает?


                1. navion
                  11.01.2019 18:32

                  По-моему это золотая середина между отвлекающими телефоном и медленным емейлом, плюс групповое обсуждение не вставая с места.
                  Главное отучить людей пинговать словом "привет", я таким просто не отвечаю.


          1. nobletracer
            11.01.2019 19:34
            +1

            Запустите его на компьютере, если телефон лежит в зоне, где плохо ловит интернет.


            1. navion
              13.01.2019 15:33

              Я больше про мобильные клиенты, потому что десктопный нормально сделан только у Телеграма.


              1. gecube
                13.01.2019 16:15
                +1

                Ну, а slack, mattermost, skype и пр.? У них тоже вменяемые десктоп-клиенты.


                1. navion
                  13.01.2019 16:18
                  -1

                  На электроне.


                  1. gecube
                    13.01.2019 16:20
                    +1

                    Не совсем понимаю — и что? Не могли бы Вы развернуть свой ответ?


                    1. navion
                      13.01.2019 16:32
                      -1

                      Они написаны на электроне, что является приговором для десктопного приложения — будет тормозить и жрать ресурсы.


                      1. gecube
                        13.01.2019 17:27
                        +1

                        Аргумент принят. Но Вы говорите за все указанные программные продукты?
                        И чем тогда плох веб-клиент (при его наличии необходимость в отдельном десктопном клиенте сильно уменьшается)


                        1. navion
                          13.01.2019 18:35

                          За Skype и Slack.
                          А веб-клиент не плох сам по себе, но нативное десктопное приложение отзывчивей и не так жрёт батарейку.


          1. gecube
            12.01.2019 02:35

            потому что (мне как коммуникабельному человеку + фриланс) приходится подстраиваться под заказчиков. Фактически это означает, что мне нужно установить весь спектр средств коммуникаций, который есть на рынке, не фокусируясь на каком-то одном. У меня был до какого-то момента принцип, что, например, я не пользуюсь тем же whatsapp и точка. Но когда один жирный клиент слился из-за этого, пришлось пересмотреть.
            Поэтому — телеграм, слак, скайп, воцап, вайбер и далее по списку более маргинальные средства. Список согласно моим ощущением по уменьшению приоритетности.
            Конечно, такой зоопарк тянет за собой существенные неудобства. Во-первых, это память устройства. Во-вторых, путаница. Начинаешь тупо забывать кто и где обитает. В третьих, можно не заметить и просто продолбать сообщение в каком-либо из мессенджеров, за которым постоянно не следишь (или, например, он сломался из-за обнов, а ты не в курсе). А нормального агрегатора до сих не сделали. И уверен, что не сделают, т.к. конкретным вендорам конкретного очередного уютного чатика это тупо не выгодно. Проприетарные протоколы и прочие радости вендор-лока.


        1. rkuvaldin
          11.01.2019 19:46

          Неудобства от перемешивания рабочих и личных чатиков ощущаются в первые же дни. Некоторые мои знакомые из-за этого даже отдельную симку купили.


          1. kITerE
            11.01.2019 20:08

            Аналогично было и раньше (в ICQ, например): кто-то использовал один аккаунт для всего (работы и личной переписки), кто-то заводил разные. Собственно, чисто-рабочие симки юзались и до мессенджеров (только для звонков и СМС) — есть те, кому так удобнее.


            Видимо, зависит от ситуации (количество контактов каждой категории, частота и объемы сообщений), но для меня один мессенджер оказался удобнее.


            1. gecube
              12.01.2019 02:37

              ICQ не требовало паспорта и рабочего номера телефона для регистрации. Сейчас же все поменялось.
              Т.е. раньше зарегать сколько угодно аккаунтов не было большой проблемой. Сейчас как бы тоже не является неразрешимым вопросом, но нужно приложить больше усилий/энергии, что уже является стоп-фактором для большинства.


        1. gecube
          12.01.2019 02:30

          смешивать личные мессенджеры и рабочие. Это прям гениальная мысль. Я бы за это расстреливал на месте. Во-первых, это не конфиденциально и рождает риск ошибок («извините, написал не в то окно» — помните?). Во-вторых, это неудобно. В третьих, почему это я должен свой личный аккаунт со своими перс данными использовать по работе? А кто в здравом уме даст вторую симку чисто под телеграм? Номеров телефонных не напасешься. Я уж не говорю про фокус внимания (переключение между контекстами)

          Да, в последней версии «телеги» ввели возможность использовать много аккаунтов. Но это такое себе решение.


  1. LAG_LAGbI4
    11.01.2019 12:25
    +1

    При выборе корпоративного месенджера не рассматривается вопрос общения с внешними контрагентами?


  1. shpaker
    11.01.2019 12:46

    Не страшно мотивировать сотрудников пересылать корпоративную информацию через сервера которые вам впринципе ничем не обязаны?
    Если честно, то я нормально отношусь к Телеграму, но в нем очень сложно разграничивать корпоративное общение с личным и абсолютная каша в контакт-листе. И что вы будете делать если в один день пользователи начнут испытывать трудности с подключением и как итог бизнес-процессы встанут колом? Будете в панике возводить костыли прокси? Почему в списке кандидатов не рассмотреть self-hosted решения хотя бы просто ради приличия?


    1. Sjam
      11.01.2019 15:55

      Странный вопрос. Так как любой из перечисленных мессенджеров обладает всеми перечисленными недостатками


      1. rkuvaldin
        11.01.2019 19:48

        Например РокетЧат на собственном сервере такими недостатками не обладает.


        1. gecube
          12.01.2019 02:39

          да, про рокетчат я забыл. В принципе, не самое плохое решение. Работает ± стабильно, есть куча расширений. Но все равно все время выползают какие-то маленькие косячки. Т.е. я бы не назвал его прям стабильным и готовым к полноценной эксплуатации на текущем этапе разработки.


          1. shpaker
            12.01.2019 23:16
            +1

            Не рокет не единственная альтернатива слаки. Есть тот же mattermost, который лично мне нравится даже больше.


            1. gecube
              12.01.2019 23:30

              Мне тоже mattermost нравится больше )
              Ну, и, как обычно, минусующие не затрудняют себя написать, что им не нравится


  1. borisovEvg
    11.01.2019 13:25
    +2

    Техническая сторона реализации будет освещена? Каким образом администрируются учетные записи, автоматическое добавление, удаление сотрудников в групповые чаты и тп?


  1. staticlab
    11.01.2019 13:57
    +2

    Как удалось обойти службу безопасности при выборе в качестве корпоративного мессенджера такого, который:


    • не интегрируется с корпоративным Active Directory (нельзя централизованно заблокировать сотрудника);
    • хранит историю переписки непонятно где;
    • нельзя централизованно управлять чатами и перепиской;
    • официально запрещён на территории РФ (могут возникнуть проблемы с доступом, теоретически могут быть проблемы в суде, если будет затронут вопрос, связанный со служебной перепиской);
    • в конце концов управляется компанией, с которой не заключено никаких договоров (хоть какая-то юридическая ответственность).


  1. Sjam
    11.01.2019 15:43

    [matrix] обладает схожими возможностями.


  1. JTG
    11.01.2019 18:45

    Это работает для офиса из 15 человек, но совершенно не масштабируется. XMPP можно считать устаревшим, но он может то, чего не могут другие:

    • Интеграция c ActiveDirectory и остальные «скучные корпоративные фишки»
    • Централизованное управление контакт-листом. Приняли на работу Васю — он появился у всех в группе «Офис Днепр — Аналитики — Пупкин Василий» (а может не у всех, а только у тех, кто должен контактировать с аналитиками из Днепра). Уволился — пропал.

    Как будет выглядеть контакт-лист в Telegram/WhatsApp, если у вас два десятка отделов и 5 офисов в разных городах? Что если ваш главбух в Telegram — "~?Котя Настя?~"? А если у вас 30 Насть, которые отличаются только аватарками? Всем сотрудникам в обязательном порядке выдать симку для регистрации отдельного рабочего аккаунта? Или всем установить ник в формате «ФИО [Отдел]», а кто откажется — лишить премии?


    1. staticlab
      11.01.2019 19:20

      Думаете, менеджеры, которые общаются в свободное время в Телеграме, об этом подумали?


    1. fcoder
      11.01.2019 21:52
      -1

      Побуду адвокатом дьявола.

      1. Можно попробовать нарегать аккаунтов на рабочие телефонные линии/симки. Телеграм поддерживает активацию аккаунтов голосом. Этим самым можно ещё и унифицировать названия аккаунтов например в стиле first.last и исключает всяких «котей»

      2. Те, кто уже пользуется телеграмом могут использовать альтернативные клиенты для отделения личных чатов от рабочих. TelegramX например.

      3. Большинство фишек можно сделать не простым, а очень простым ботом — кикать тех кто не в домене, например.

      4. Корпоративные группы можно эмулировать чатиками — ещё и поискать по ним можно будет.

      P.S. Я тоже считаю, что риски для бизнеса существуют. Вот мы например купили корпоративный хипчат, а он взял и продался через год.


      1. staticlab
        11.01.2019 22:19

        Так, у нас тут сразу два IT-проекта нарисовалось:


        1. заведение учёток при регистрации нового пользователя с отдельной закупкой симок для каждого сотрудника специально для этого процесса (не всегда абсолютно всем сотрудникам предоставляется корпоративная связь — это всё-таки не бесплатно);


        2. разработка специального «очень простого» бота, который будет мониторить AD (а дерево там может быть довольно развесистое) на предмет удаления старых пользователей (скорее всего потребуется дополнительно хранить список всех пользователей с привязкой аккаунтов), затем развёртывание этого бота и его БД в корпоративной серверной инфраструктуре, и, наконец, его поддержка.



        Вдобавок, все пользователи будут созданы в общем пространстве пользователей Телеграма, а это значит, что у сотрудников будут заморочки с поиском нужных людей (даже в изолированном корпоративном пространстве сотрудники часто ошибаются и пересылают данные не тем) и возникают риски утечки данных по ошибке или атаки методами социнженерии (злоумышленник создаёт аккаунт под именем того или иного сотрудника компании, втирается в доверие, узнаёт информацию или даже начинает давать указания).


      1. staticlab
        11.01.2019 22:53

        И ещё: бот сможет кикать только пользователей из «официальных» групп, а сотрудники будут создавать и неофициальные, где рано или поздно появятся бывшие сотрудники и даже вообще посторонние люди. Всё это недопустимо с точки зрения информационной безопасности компании.


        1. fcoder
          11.01.2019 23:28

          Компании разные бывают. Я сталкивался с такими в которых никакой «информационной безопасности компании» нет за полной её ненадобностью. Зато есть скучающий админ (хотя правильнее назвать его «многофункциональный айтишник»), который сделал бота, кикающего из группы всех, кого нет в списке по команде Get-ADGroupMember -Identity TelegramUsers

          А тем кому «информационная безопасность» нужна, вряд ли понравится даже то, что переписка впринципе проходит через сервера телеграма


          1. staticlab
            11.01.2019 23:36

            Это была компания размера М.Видео?


            1. fcoder
              12.01.2019 00:26

              Нет, но я не удивлён, т.к. многие компании подобных размеров поступают точно также с другими сервисами.
              Из мессенджеров раньше можно было встретить скайп и аську, ящики на Gmail, mail.ru. Джира, трелло в облаке, облачные диски и т.д.


        1. gecube
          12.01.2019 02:48

          Группы из бывших сотрудников ВСЕ РАВНО будут создаваться, т.к. люди могут неформально общаться. Это запретить в принципе невозможно. Но можно либо попытаться это законтролировать, либо просто иметь в виду.


      1. gecube
        12.01.2019 02:46

        2. Те, кто уже пользуется телеграмом могут использовать альтернативные клиенты для отделения личных чатов от рабочих. TelegramX например.

        Как минимум — на андроиде — телеграм научился работать с несколькими аккаунтами одновременно. На iOS, маке, веб-версии такой возможности не заметил. А пользоваться альтернативными клиентами — так себе совет.


      1. pyrk2142
        12.01.2019 04:36

        Телеграм поддерживает активацию аккаунтов голосом.
        Он все ещё ее поддерживает? Мне казалось, что в какой-то момент она пропала.


  1. buldo
    11.01.2019 18:53

    Меня в использовании телеграма напрягает смешивания личных чатов и рабочих. В итоге купил вторую симку, чтобы иметь возможность оставлять работу на работе.


  1. MINYSMOAL
    11.01.2019 21:06
    +2

    Я так понимаю, мессенджер выбирался исходя из «Стильно, модно, молодежно»?


    1. staticlab
      11.01.2019 22:20
      +3

      Там же стикеры есть!


      1. tvr
        11.01.2019 23:02

        А смайлики из QIP'а?


  1. rinaty
    12.01.2019 01:18
    +1

    я может отсал от жизни, но чем простой email хуже для всей деловой переписки? все что нужно есть, читать/структурировать а главное потом искать удобнее


    1. gecube
      12.01.2019 02:54

      Оперативность хромает. Типичный кейс. Нужно решить срочно вопрос на 5 человек. Сколько времени это займет? Причем два точно будут отмазываться тем, что у них 2000+ входящих писем в день и они попросту ваши письма не видят.


      1. rinaty
        12.01.2019 07:48

        Если у человека 2000+ писем в день, то в чатах у него будет 10000+ сообщений, а то и еще больше и похоже это будет 100+ чатов… и это все с минимальной структуризацией. Как с ним можно будет в чатах что-то порешать?


        Ну а вообще если вопрос срочный то никто не отменял личное общение (видео/аудио конференцию), обычно что-то проговорить быстрее чем переписываться. Ну или создать группу в любом мессенджере, если в данном случае удобнее писать чем говорить. Смысл в том что для рабочих коммуникаций используется почта, но также это не отменяет какой-нибудь общий мессенджер для неформального общения (отправил письмо, а если срочно и в компании есть практика игнорировать email'ы то кинул сообщение в мессенджер, чтобы пнуть заинтересованных).


        p. s. если общаетесь в чатах засеките время сколько они съедают, по моим ощущениям сильно больше чем нужно.


        1. gecube
          12.01.2019 12:46

          Большинство из писем — уверен — результат рассылок от контрагентов (существующих и потенциальных), всякие прочие рассылки/подписки (вроде хабра), служебные письма (от внутренних автоматизированных систем, в случае изменения статуса или необходимости подтверждения в рамках бизнес-процпссов). Понятно, что можно настроить фильтры и пр., Но это не снимает всю когнитивную нагрузку.

          Комнаты, которые создаются именно для решения конкретной проблемы, с конкретной группой лиц — да, я про них и говорю, как наиболее оперативный способ решения вопроса.


    1. Busla
      12.01.2019 17:33

      E-mail — это темя для неменьшей статьи. И там тоже всё печально с клиентами, особенно с мобильными.


  1. gecube
    12.01.2019 02:13

    статья ни о чем.
    Критерии выбора — просто мощь. Как насчет хотя бы истории, что слак — в американской юрисдикции и как вы планируете его оплачивать? С 1 января ведь Slack Inc должны при работе с российскими контрагентами сами НДС платить в бюджет РФ. Но я так понимаю, что зарубежным компаниям плевать на это.
    Я уж не говорю про возможность пострадать от блокировок Телеграм, которые были вот буквально не давно.

    Еще не рассмотрены прекрасные решения вроде mattermost, riot.im etc. Я список могу накидать. Причем есть варианты именно не SaaS, а он премис

    Если вотцап и телеграм, то почему не вибер? Или зум? Хотя, по-моему, для бизнеса (именно внутренние коммуникации) это все несерьезно.

    По скайпу — знаете, это редкостное говнище, а не продукт. Я бы начал с того, что он не просто проприетарный, а его нельзя никуда интегрировать (отправка отчетов CI/CD в скайп? ну-ну), а закончил «стабильностью» работы под Линукс и постоянной утечкой памяти. Еще нужно помнить, что скайп и skype for business — это два совершенно разных продукта, на разной кодовой базе, и которые друг с другом, ну, не пересекаются. Название только похожее.


    1. vics001
      12.01.2019 02:43

      НДС налог, который оплачивается населением, а не юр лицами, поэтому всегда есть послабления о том, что если 2 юрлица из разных юрисдикций, то НДС платеж не платится и не вычитается обратно.
      При продаже услуг физлицам, всегда можно воспользоваться готовыми маркетами, например, покупка подписки через Google Play / iOS / Amazon / Yandex или любой другой рынок.


      1. gecube
        12.01.2019 02:55

        Вы вообще читали последние новости по налоговому законодательству РФ? Или просто теоретизируете?


        1. vics001
          13.01.2019 18:33

          Нерезидент РФ, но налоговое зак-во по НДС в РФ один к одному из Европейской системы и есть принципы с кого и зачем взимается НДС.
          Буду рад, если вы расскажите, как в РФ придумали свою систему.


          1. gecube
            13.01.2019 18:49

            Вычет НДС при приобретении электронных услуг у иностранных IT-компаний. Иностранные IT-организации, не имеющие обособленных подразделений в РФ, оказывающие электронные услуги российским организациям или ИП, будут платить НДС. Такие организации будут обязаны встать на налоговый учет в РФ и исчислять НДС из фактических цен реализации услуг по ставке 15,25 % на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (Закон №244-ФЗ).
            Источник: www.gazeta-unp.ru/articles/52235-izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-s-1-yanvarya-2019-goda-v-rossii

            Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.


            Кратко — как я понял, речь идет о том, что условный Слак при предоставлении услуг ООО или АО, зарегистрированному в России, должен встать на налоговый учет в РФ, ес-но, что сделано не будет.


    1. dj1m
      12.01.2019 09:05

      Каким бы скайп не был говнищем(особенно после последних апдейтов), реальной альтернативы так-то и нет. Все-таки, чаще всего, винда — стандарт для корпораций, поэтому аргумент про линукс мимо. В скайпе я легко могу шарить экран, собрать чат на 100500 человек, позвонить в чат на 25 человек, через пень колоду могу сообщения из одного чатика процитировать в другом. И да, по поводу ci/cd, у нас скайп бот, который в соответствующий чатик с тестовой средой пишет ее состояние о пересборке, состоянии сервака и тому подобное. А ещё он настолько убогий на мобилке, что работу вы будете оставлять на работе. Хотя, пока я ехал в маршрутке, разраб шарил экран с кодом и мы таки пофиксали его баг.
      В итоге, за многие годы работы выявилась следующая закономерность. Если у заказчика есть скайп, то в принципе связаться с ним проблем нет. А вот когда нет, то начинается вся эта дичь с телеграммами и прочее и хрен ты решишь вопрос быстро. Хотя как альтернативный канал, почему бы и нет.


      1. gecube
        12.01.2019 12:48

        Скайп действительно есть у всех. Но очень часто контрагенты предлагают собирать конференции (звук, текст, передача записи экрана онлайн) в таких решениях как webex, hangouts.
        Skype как-то очень редко предлагают

        Ещё не забывайте, что линукс-линуксом, но многие реально работают на Маках. Речь не про секретарш и бек-офис, если что


  1. borisovEvg
    12.01.2019 10:01

    А ещё один вопрос, как они собираются бороться с любителями голосовых сообщений, коих сейчас все больше и больше?! В каждый чат подсадить бота-стенографиста, который будет расшифровывать аудио запись


    1. gecube
      12.01.2019 14:40

      Запретить на административном уровне. Кто отправляет голосовое сообщение — редиска и общественно порицается )


  1. gecube
    12.01.2019 12:51

    В рамках вброса хочу упомянуть ещё о паре разработок

    rendall.im/files
    dlg.im/ru

    Вроде как отечественные, можно было бы рассмотреть
    Я если что-то ещё вспомню, то добавлю в список


  1. k1b0rg
    12.01.2019 13:17
    +1

    А чем вас не устроил свободный jabber он же XMPP? Ведь оно имеет ряд преимуществ:
    1) можно поднять свой сервер, а значит переписка не хранится у третьей стороны
    2) кросплатформенность и разнообразие софта, клиенты под jabber есть на всех платформах, включая древние телефоны с java2me
    3) есть шифрование.


    1. enzain
      12.01.2019 16:28

      Вот вот, есть шифрование… как же тогда людей читать… :)


      ПС: шифрование можно организовать везде. Было б желание, даже элементарно текст шифровать в опенкейчайне :)


  1. enzain
    12.01.2019 16:14

    Звонки
    Почта.
    Ссмски .


    вот в таком порядке.
    Все остальное от лукавого.


    1. fdroid
      12.01.2019 16:58

      Но это же не модно-стильно-молодёжно!


      1. enzain
        12.01.2019 17:05

        Да пофиг, вообще-то :)


        Ну еще можно добавить скайп, как не крути — больше вариантов не сильно много… :)


    1. roscomtheend
      14.01.2019 12:23

      Позвоните 5 людям для утряски вопроса перевозки образцов со склада в конкретный магазин (или что там решается в мвидео). Ещё багтрекер упомянтие (или его аналог для магазина), вот это была бы реальная замена телеграму.


  1. Lexicon
    12.01.2019 18:51
    +1

    А справедливости ради, чем как месседжер не устраивает людей дискорд?
    Боты есть, чаты, права — есть. JetBrains тот же давно сделал оповещения о том, чем занимаешься.


    image


    Клиенты под все операционные системы, богатый API, поддержка markdown/highlighting
    Голосовая связь, один из самых удобных клиентов под десктопы, лучший из существующих оверлеев.
    Ко всему этому бесплатен, современен и не требует номера телефона для регистрации.
    Никого не уведомляет о том, что вы поставили его, не сует рекламу.


    Политика монетизации никак не завязана на основном функционале.
    В саппорт последний раз обращался в ноябре, когда получил флаг спама
    (требовало указания номера телефона) и его сняли, номер давать не пришлось.


    Ко мне решение перейти на него пришло еще в феврале прошлого года,
    но видя, что на хабре никто даже не рассматривает подобные альтернативы,
    появляется вопрос, не упускаю ли я какую-то важную деталь.


    1. gecube
      12.01.2019 19:44

      Спасибо за информацию про discord, но у нас по какой-то причине его тоже не рассматривали.
      Может он не умеет в on-premise? Мне реально надо брать и теперь смотреть все его характеристики.
      Расскажите, пожалуйста, более подробно о своем опыте с ним — что всё-таки стало решающим в выборе в его пользу. Какие были нюансы при переходе на него?


      1. Lexicon
        12.01.2019 21:09
        +1

        Ну, по сути, я большую часть расписал.
        Discord действительно нельзя хостить у себя, по крайней мере безусловно.


        Топ#1 фишка — вы кидаете инвайт на сервер ссылкой, человек открывает ссылку. Это все.
        Email, телефон, даже пароль… Ничего не нужно, собеседник просто попадает на сервер.


        Разумеется, второе — возможности и документация. ( вот она + поддержка )
        К примеру, в дискорде достаточно гибкая система прав.
        Аудит этих прав и активности ботов одной кнопкой.
        image
        image


        Третье — GDPR радости, да, даже если вы из РФ.
        Например, вот кнопка, жмете, ждете и вот у вас архив со всем, что на вас собрали.
        image


        Четвертое — шикарный интерфейс для десктопа и(почти) полностью идентичный по функционалу мобильный клиент. Права, приватность, шрифты — все отлично работает в обоих случаях.


        Другие штуки:
        Поиск. У дискорда просто шикарный поиск всего, что можно искать в месседжере.
        Удобство нескольких голосовых и чат каналов на каждом из серверов, категории, иерархия.
        Возможность переименовывать людей как угодно, ставить бейджи с целью призыва.
        Стриминг экрана. Видеозвонки. Комьюнити и прекрасная служба саппорта.
        Интеграция с кучей приложений от Spotify, Eclipse и до каждой из игр.


        image


    1. jaiprakash
      12.01.2019 19:47
      +1

      Рискну предположить, что клише «Дискорд — для игор».
      Так можно и TeamSpeak добавить. Raidcall — не знаю насчёт приложений на телефоны.