Каждый юрист постоянно ищет и, к сожалению, находи, в договорах других юристов ошибки. Не все эти ошибки действительно опасны. За некоторые бывает иногда просто стыдно, а другие добавлены специально или несут реальные риски для клиентов. Оценим каждую ошибку по степени риска, распространенности и раздражения на примере одного из самых важных документов на сайте.

1. Термины и понятия

Самый распространенный вариант этой ошибки – использование «разовых определений». Конечно, можно использовать «разовые определения», но только для абстрактных и сложных терминов. Так же часто можно найти неиспользуемые термины в соглашении (например: «оферта»).

Основная задача раздела «Термины и понятия» — устранить противоречия в понимании и толковании слов. В связи с чем необоснованно прописывать термины, закрепленные в законодательстве: «Услуга», «Персональные данные», и.т.д.

Почему необходимо избегать лишних терминов? Ответ: Читать* соглашение и постоянно обращаться к определениям затруднительно.

* В предыдущем параграфе «Читать» означает чтение в обычном смысле этого слова и, соответственно, во избежание сомнений включает в себя: скоростное чтение, прослушивание аудиокниг и т.д.

Риски: 0/10
Распространенность: 7/10
Раздражение: 3/10

2. Неточности в определении сроков

В соглашении необходимо определить сроки: окончания периодов оказания услуг, сроки уведомления и так далее. И в этом требовании легко допустить ошибку. Правильно определенный период времени должен трактоваться без всякого сомнения, неясности или двусмысленности.

Пример:
а) Администрация сайта обязуется поставить товар Пользователю в течении 5 дней с момента оплаты Пользователем полной стоимости товара.
б) Администрация сайта обязуется поставить товар Пользователю в течении 5 дней с момента списания полной стоимости товара с личного счета Пользователя.
в) Администрация сайта обязуется поставить товар Пользователю в течении 5 дней с даты зачисления полной стоимости товара на расчётный счет Администрации.


В первом варианте юрист не учел, что платеж может осуществляться до 2 банковских дней. Так же есть риск технической неисправности в работе платежных систем. В результате есть вероятность, что товар будет поставлен с нарушением сроков. Вариант «б» применим для сайтов с собственной системой расчетов. Юридически грамотно — составлен вариант «в».

Риски: 7/10
Распространенность: 5/10
Раздражение: 7/10

3. Недействительность отдельных положений договора

Довольно часто в Соглашения включают положения, которые могут быть признаны недействительными. Преднамеренное включение недействительных положений обычно не влечет негативных последствий для компании. Подобные пункты соглашения носят неопределенный характер: их исполнение связано с психологическим воздействием на пользователя. В результате на подобные правила можно ссылаться при урегулировании спора в претензионном порядке.

Риски возникают в случае, когда юрист составляет подобные положения, не осознавая их правовые последствия.

Риски: 6/10
Распространенность: 5/10
Раздражение: 5/10

4.Ограничение права потребителей

Пользовательские соглашения в основном рассчитаны на массовое заключение путем присоединения на условиях оферента. Заказчики уверены, что очень просто ограничить или исключить ответственность стороны по договору. В результате положения соглашений максимально защищают интересы администрации сайта. В одностороннем порядке прописываются обязанности Пользователя, которые являются явно обременительными. Возьмем, к примеру, скромный пункт соглашения: «Администрация Сайта не несет ответственность за качество оказываемых услуг».

Однако судебная практика находиться на стороне потребителей, поскольку присоединившаяся сторона договора фактически лишена возможности влиять на условия, существенным образом нарушающие баланс интересов сторон. Суд вправе применить к такому соглашению положения статьи 428 ГК РФ и признать сделку недействительной.

Риски: 8/10
Распространенность: 6/10
Раздражение: 8/10

5. Неуместные арбитражные оговорки

Арбитражная оговорка предусматривает, что споры должны быть переданы в арбитраж по месту нахождения Администрации Сайта. Многие соглашения содержат эту статью. Однако в большинстве соглашений она неуместна. Ключевым моментом является связь пользовательского соглашения с интеллектуальными правами — споры же в данной сфере чаще подлежат рассмотрению в административных органах.

Так же необходимо учитывать, что Пользователь почти всегда является потребителем товаров и услуг. А споры о защите прав потребителей, подведомственны судам общей юрисдикции.

Риски: 0/10
Распространенность: 5/10
Раздражение: 8/10

Комментарии (2)


  1. IrinaIPLawyer
    07.04.2015 14:30
    +1

    «Ключевым моментом является связь пользовательского соглашения с интеллектуальными правами — споры же в данной сфере чаще подлежат рассмотрению в административных органах» — какие административные органы, рассматривают споры в сфере интеллектуальной собственности?


  1. WWolf
    07.04.2015 20:18
    +5

    Иногда не нужно быть юристом, чтобы отыскать ляпы в договорах. У нас несколько лет (4 года — точно) почта подписывала ежегодный договор на подписку с предприятиями (со всеми) не с ляпами даже, а с бредом… Честно пытались выйти на областной юридический департамент, но те заявили, чтобы мы не выпендривались, а подписывали. Договор, мол, составлялся в Астане, и не нам его корректировать.
    Среди бреда:
    «В случае не исполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон условий настоящего договора, вторая сторона уплачивает в областной бюджет неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1% от общей суммы договора.» — виновата одна сторона, штраф выплачивает вторая.
    «Подписчик обязан:… Предоставить в срок не позднее 5 числа в следующего за отчетным месяцем документы для оказания услуг.» — подписчик обязан предоставить почте документы (!) для того, чтобы она доставила подписные издания. Мы посылали официальный запрос, какие именно документы нужно предоставить почте, чтобы она доставила нам газеты и журналы. Ответа не получили.
    Для продвинутых — многоходовка:
    Расчёт производится путём перечисления на расчётный счёт «***почты», согласно выставленного счета на оплату.

    Счет-фактура предоставляется с момента поставки продукции

    Не оформлять «Подписчику» подписку на газетно-журнальную продукцию по настоящему договору в случае не поступления денежных средств на расчетный счет «***почты»
    — в переводе — деньги оплачиваются только по выставленному счету, который выставляется после оказания услуг, в случае неоплаты — подписка не оформляется. В реале для подписки действует только предоплата.
    В более старом договоре подписка была товаром, по которому гарантировалось качество и соответствие сертификатам.
    Попадался на глаза также и договор, в котором абонент должен был вернуть неиспользованное кодовое слово для регистрации. :)