Здравствуйте! Вот и у нас появился свой блог на Мегамозге, за что выражаем благодарность компании ТМ. Меня зовут Антон и я представляю сервис сбора отзывов Mneniya.Pro. В данном блоге мы будем подробно писать о развитии нашего проекта, а также делиться интересными кейсами на тему отзывов, конверсии, увеличения продаж, лояльности и взаимоотношения с клиентами. Сегодня мы хотели бы рассказать о нашем опыте взаимодействия с инвесторами. В первую очередь данный материал будет интересен начинающим стартаперам, которые ищут варианты финансирования и выбирают дальнейший путь развития. В статье мы затронули тему привлечения средств и делимся мыслями о том, действительно ли нужны инвесторы на старте бизнеса.


В поисках инвестиций

Мы затеяли открытие сервиса Mneniya.Pro в 2013 году. Как и многие другие начинающие предприниматели в сфере IT, наслушавшись «success stories» о сделках на венчурном рынке и начитавшись изданий о стартапах, мы поверили в сказку о добрых инвесторах. И были уверены на 100%, что мы классные, и что любой уважающий себя инвестор сочтет за честь вложиться в наш проект еще до запуска. На руках тогда уже был готовый MVP, в который пришлось вложить $500 личных сбережений, но мы не спешили уходить с основных мест работы. И вместо того, чтобы активно искать первых клиентов, начали свою деятельность со штурма инвестиционных фондов, пытаясь привлечь инвестиции в проект и переложить на них часть рисков. Сейчас я понимаю, что это было глупо, однако мы учились на своих ошибках.

Поиск инвестиций начался с создания таблицы в Excel и занесения туда всех лиц, которые так или иначе связаны с инвестициями в российские интернет-проекты. На просторах сети мы нашли 105 представителей венчурной индустрии (фонды, бизнес-ангелы и т.д) и написали личное письмо каждому из них. В письмах мы рассказывали об идее, а также прилагали дополнительные материалы – презентацию, бизнес-план, анкету стартапа, CV фаундеров. Кстати, таблица из Excel сохранилась до сих пор — публикую ее в размытом виде, чтобы ни у кого не возникло искушения воспользоваться ею.



Отправив 105 писем, мы получили ответы от 8 представителей фондов. Цитирую один из них, остальные выглядели приблизительно так же:

Спасибо за предложение и присланную информацию. А какая у вас выручка сейчас/сколько магазинов подключено? Мы готовы рассматривать SaaS для e-commerce либо с большой клиентской базой (сотни подключенных магазинов), на которой можно обкатывать модели монетизации, либо проекты с выручкой от $15 тыс. в месяц.


Тем не менее, 2 фонда пригласили нас на Skype-call, а один бизнес-ангел даже согласился встретиться лично. Ни одни из тех переговоров не увенчались успехом, поэтому, после нескольких месяцев поиска инвестиций, все же было принято решение «отдаться судьбе». То есть, затянуть пояса потуже и покинуть зону комфорта – уж очень мы верили в наш продукт.

Приказано выжить

Итак, мы ушли с основных мест работы и наконец-то смогли целиком посвятить себя проекту. Инвестиций мы не добились, и, кроме как на себя, рассчитывать было не на кого. У каждого были некоторые личные сбережения, на которые он мог жить и работать, но были еще семьи – поэтому карман пустел достаточно быстро. Естественно, ни о каких вложениях в маркетинг, отдел продаж и т.д. (согласно первоначальному бизнес-плану) речи не шло. Пожалуй, только наши жены продолжали верить в нас, но иногда я ловлю себя на мысли, что даже для них мы в то время выглядели достаточно… жалко.

Чем человек голодней, тем он более агрессивный – мы убеждались в этом вновь и вновь. Свою агрессию, правда, вымещали не на окружающих, а на процесс подключения клиентов. Спустя несколько месяцев после начала активной работы команда Mneniya.Pro все же сумела продемонстрировать выгоду от использования сервиса нескольким компаниям, которые в итоге согласились стать клиентами на коммерческой основе. Суммы сделок были катастрофически маленькие, но они давали нам силы двигаться дальше. Мы убеждались, что гипотеза подтверждается, и что, при верном позиционировании продукта и активных продажах, он имеет право не только на существование, но и на вполне себе нормальную жизнь.

Отказ от инвестиций

Сотни разосланных коммерческих предложений, десятки переговоров — в итоге к сервису подключается еще несколько компаний и мы начинаем верить в Mneniya.Pro с новой силой.

Неожиданно проект попал в стартап-акселератор. Там, после отбора, нам предложили инвестиции в размере $20,000 за 12% компании. Хочу напомнить, что на тот момент выручка была ничтожно мала, и деньги были остро нужны.

Немного поразмыслив и взвесив все «за» и «против», мы решили отказаться от заманчивого, на первый взгляд, предложения. На то было несколько причин – во-первых, сумма была небольшая, она едва ли помогла бы сделать квантовый скачок в развитии проекта. Во-вторых, по условиям договора инвесторы получали в совете директоров 2 голоса против нашего 1, то есть, имея на руках контрольный пакет, фактически мы лишались возможности управления компанией. Инвесторы этот пункт договора комментировали достаточно прозаично: «Не стоит беспокоиться – это стандартная практика, все так работают». Может быть, кого-то и устраивает такой подход, но мы на тот момент решили пересмотреть свое отношение к инвестициям и на время притормозить венчурную историю. Нужно было сосредоточиться на поиске клиентов и усовершенствовании сервиса.



Так нужны ли инвесторы на самом деле?

Продукт продолжал развиваться, клиентская база пополнялась, и в итоге мы преодолели точку безубыточности. Уже на оборотные деньги стали привлекать первых сотрудников, сначала из друзей и знакомых, чуть позже – с рынка труда. В команде появились новые ключевые позиции – директор по маркетингу и директор по продажам. Это помогло ускорить привлечение клиентов.

Сейчас в проекте задействованы 2 программиста, 5 менеджеров по продажам и 1 маркетолог. Бизнес растет и развивается, приносит пользу клиентам.

Недавно мы пытались выйти на польский рынок, но конкуренция в виде сильного местного игрока Opineo.pl немного скорректировала планы. Наша цель — в течение ближайших нескольких лет подключить к платформе тысячу компаний и стать крупнейшими в Восточной Европе, приучив покупателей доверять отзывам в интернете, собранным сервисом Mneniya.Pro.

Оглядываясь назад, я понимаю, что, возьми мы тогда деньги у инвесторов, ситуация кардинальным образом бы не поменялась. Проект развивался бы сейчас на том же уровне, единственная разница – имелся бы «хвост» в виде инвесторов. Здесь, скорее всего, действует закон – если тебе суждено пройти «долину смерти» и выжить, ты ее преодолеешь и без инвестиций. За примерами далеко ходить не надо – взять хотя бы российские сервисы CallBack Hunter или JivoSite, которые продолжают активно развиваться и без инвестиций. И чувствуют себя на порядок уверенней, чем их основные конкуренты, сумевшие привлечь внешнее финансирование.

Комментарии (15)


  1. AllexIn
    18.07.2015 15:14
    +1

    Давно гляжу на отечественный рынок инвестиций.
    Инвесторы в итоге сами строят систему, в которой их деньгами готовы пользоваться не люди с горящими глазами, делающие свой проект по ночам и верящие что он изменит мир, а коммерсы, для которых очередной стартап — это просто влегку срубить бабла, обанкротить компанию и заняться следующей…


    1. edogs
      18.07.2015 22:45

      Проблема тут в том, что «люди с горящими глазами» как правило такие только на презентации. При ближайшем рассмотрении они обычно оказываются теми самыми «коммерсами». Есть простой критерий — если человек как бы с горящими глазами идет за инвестициями, но при этом не готов влезть в кредиты, продать свою машину, квартиру и урезаться в комфорте, то это именно коммерс, который «хочет попробовать реализовать свою идею за чужие деньги».


      1. AllexIn
        19.07.2015 08:50

        Так в этом и проблема. Человек влазит в кредиты с большей охотой, чем идет к инвестору.


        1. edogs
          19.07.2015 13:08

          Это не проблема, а необходимый признак «горящих глаз».
          Если человек уверен в своем бизнесе и хочет заниматься им, то он предпочтет отдать какой-то процент абстрактных денег по кредиту, чем какой-то процент своего бизнеса.
          Если же человек хочет все сделать «за чужой счет», не беря на себя никакой реальной личной ответственности за взятые деньги (не получилось и пес с ним, ничего не потерял), то это не «горящие глаза», это в лучшем случае «дайте мне денег поиграться», а в худшем «влегкую срубить бабла, обанкротится и дальше».


          1. AllexIn
            19.07.2015 14:15

            Разве?
            Идем например на википедию в раздел «История Google» и… не видим там кредитов. Вообще.
            Если посмотреть на историю создания большинства крупнейших IT компани Кремниевой долины — кредиты там не фигурируют почти никогда, зато инвесторы — постоянно.


            1. edogs
              19.07.2015 16:15

              Специально перечитали про гугл.
              У основателей уже был готовый, работающий бизнес, в то время когда им понадобились деньги.
              А не просто «горящие глаза» и «суперидея для стартапа».
              У большинства остальных ИТ компаний ситуаций аналогичная. Сначала строится бизнес, показывает успешность модели, ее работоспособность, практическое применение, потом уже привлекают инвестиции.
              В россии же модно с одной лишь идеей «а давайте запилим что-нибудь» просить денег аргументируя что мол «глаза горят».


              1. AllexIn
                19.07.2015 16:17

                Мы же не абстрактно обсуждаем концепцию, а на основе конкретного примера.
                И конкретный пример — про жадного инвестора, которые захотел контроль над компанией уже работающей.


                1. AllexIn
                  19.07.2015 16:21

                  Дополню:
                  У гугла на момент первых инвестиций не было работающего бизнеса. У них даже компании не было. Брин придумывал название фирмы в момент заполнения чека.


                  1. edogs
                    19.07.2015 17:41

                    Вы же к вики аппелировали?

                    Страницы интернета поисковый робот начал индексировать в марте 1996 года
                    Изначально поисковая система находилась на сайте Стэнфорда google.stanford.edu.
                    Домен google.com был зарегистрирован 15 сентября 1997 года.
                    Первое финансирование Google получил в августе 1998 года


                    1. AllexIn
                      19.07.2015 17:53

                      Так. И? Ну да, идею они проверили и она работала.
                      Но работающая идея != работающий бизнес.


                      1. edogs
                        19.07.2015 19:02

                        Вы действительно не понимаете разницы между «привлечением инвестиций для готового работающего проекта с бизнем-планом» (как в случае гугла) и «дайте денег у меня горят глаза я сделаю проект и я уверен он будет доходным»?


                        1. AllexIn
                          19.07.2015 19:09

                          Если вы не обратили внимание:
                          речь изначально шла о инвесторах того типа, которые автору предлагали неадекватные условия, когда у автора уже был работающий проект. Проект еще не вышел на безубыточность, но уже получил первых клиентов и показал свою пригодность.
                          При чем тут «дайте денег у меня горят глаза я сделаю проект и я уверен он будет доходным» я совершенно не понимаю.


                          1. AllexIn
                            19.07.2015 19:13

                            Даже больше: компания автора выглядит привлекательней, чем гугл.
                            Потому что у гугла на тот момент была идея, тестируемая в рамках ВУЗа и всё.
                            А у автора уже работающая компания с первыми клиентами.


  1. lexore
    18.07.2015 22:56
    +1

    Хороший ход.
    Рекомендую подумать об инвестициях, как об ускорителе роста, а не о спасительной соломинке.
    Они помогают ускориться там, где все уже двигается само.
    В случае ускорения роста инвесторы видят деловой разговор и готовы давать больше денег за меньшую долю в компании.
    Имхо, скорее всего вам все равно придется брать инвестиции для ускорения роста.
    Просто независимость позволит вам выбирать и торговаться.

    P.S.

    стать крупнейшими в Восточной Европе, приучив покупателей доверять отзывам в интернете, собранным сервисом Mneniya.Pro.
    Подумайте, насколько удобно произносить название вашего сайта жителям других стран Восточной Европы.
    Да, я про ещё одно доменное имя.
    Даже mail.ru сделал себе my.com, когда пошел на запад.
    При выборе рекомендую советоваться с носителями языка, которых можно даже просто в скайпе найти.


  1. slamon
    19.07.2015 10:09
    +1

    >На просторах сети мы нашли 105 представителей венчурной индустрии… Отправив 105 писем…

    Ну, это вы так зря.
    Существует огромная разница между бизнес-ангелом, вкладывающимся на стадии идеи и венчурным фондом, вкладывающимся на поздних стадиях в стабильный прибыльный бизнес.
    У всех есть свои предпочтения в сферах, куда они вкладываются. Есть различные требования, есть региональность, и много других факторов.

    А вы бах — а давайте наспамим, вдруг что-нибудь получится.