Организовать работу небольшого офиса – что, казалось бы, может быть проще для сисадмина? Выбрал провайдера, подключил широкополосный доступ, и остается только изредка послеживать за объемом трафика. Так, по крайней мере, часто думает руководство. Несколько телефонных номеров и интернет-доступ – вот и все, на что мне приходилось опираться на протяжении долгих лет работы системным администраторам в самых различных малых и средних компаниях.

О беспроблемном функционировании офиса – даже если в нем работают всего 3-5 человек – при подобном подходе можно сразу забыть. А когда в коллективе 15-20 сотрудников, или у компании несколько офисов, собранных в единую сеть, – ждите настоящего производственного кошмара. Объясню, почему.

Что требуется для офисной работы?

• Кроме доступа в интернет, это, прежде всего, телефония – причем не только внутренняя, но и внешняя. Обязательно понадобятся простейшие сервисы вроде перевода звонков на других абонентов, переадресации вызовов, конференций. Я расположил услуги именно в этой последовательности, поскольку, как следует из моей практики, переводы и форварды используются ощутимо чаще, чем конференции. В последнее время, правда, статус конференций растет, они становятся более востребованы. К тому же многое зависит от специфики работы компании и предпочтений ее руководства.

Голосовые функции – самая проблемная часть, при всей кажущейся простоте. От телефонии нужны хорошее качество голоса, стабильность и надежность (один сбой – и клиент потерян), и еще – поддержка факсов. Многим офисам требуются дополнительные фичи – например, функция «автосекретаря». Выделять сотрудника для обработки входящих звонков из разряда «переключите меня на Васю/Машу/Наташу/Петю» или «соедините с отделом продаж/бухгалтерией» для работодателя невыгодно. Тем более, что живой человек после окончания смены ни на какие звонки уже не отвечает. Системы автоматического распознавания голоса – те, которые способны на слух отличить Машу от Наташи – стоят дороже, чем хорошая длинноногая секретарша.

• Еще один пласт сервисов – тоже, на первый взгляд, простейших – связан с инфраструктурными функциями офисных коммуникаций: серверы для хранения информации, подключенные к сети принтеры, офисный беспроводной wi-fi. По отдельности – это посильная задача даже для любителя. Но вместе они требуют логичного и структурного подхода. Тем более, если у компании несколько офисов или, например, нужно обеспечить сотрудникам разные уровни доступа к сервисам и информации.

Как объединить все нужные опции в одно целое?

При внедрении всех перечисленных сервисов (а они, безусловно, потребуются в офисе одновременно) в полный рост встает проблема интеграции. Вот тут любители и студенты-второкурсники уже едва ли справятся: нужен сильный практический навык и точное понимание технологической разницы между различными схемами реализации. У меня на полное погружение в проблему и подбор решений ушел не один год, как и у большинства спецов, способных выстроить полноценную архитектуру в офисе при минимальных затратах.

Итак, нам придется организовать вместе работу различных устройств, каждое из которых решает какую-то одну небольшую часть задачи. На рынке можно найти массу «полубесплатных» продуктов – на разных платформах, от разных разработчиков или поставщиков оборудования.

Чтобы свести подобные продукты и выбранные устройства в единое целое, выстроить стабильно работающую инфраструктуру, нужны тонны нервов и недели свободного времени. Это не только мое мнение: спросите любого сисадмина, который хоть раз в жизни запускал коммуникации в новом офисе. Он вспомнит открытие каждой новой площадки как страшный сон.

Подчеркну еще раз: проблемы начинаются при организации всего нескольких рабочих мест, я уже не говорю о компаниях с большим числом сотрудников.

Полностью интегрировать все нужные «полубесплатные» продукты и заставить их бесперебойно функционировать мне, как и абсолютному большинству коллег, удавалось не всегда. В некоторых компаниях руководство особенно не заморачивалось и попросту перевешивало все коммуникации на мобильную связь – благо, качество сигнала и территория распространения сейчас это позволяют. Но давайте быть честными: служебные звонки на личный номер способны довести до белого каления любого бесценного сотрудника. Ты уже (или еще) не в офисе, а все равно остаешься «на поводке» у начальства, которое с большим воодушевлением навешивает служебные задачи и до, и после рабочего дня. В общем, как вы понимаете, в конторах, где вся связь держится на личных мобильных, ценные спецы долго не живут. И я их по-человечески очень понимаю.

Но есть и хорошие новости. Рынок не стоит на месте, да и сисадминскую смекалку никто не отменял. Поэтому, спешу вас обрадовать, удобные и недорогие решения для организации связи в офисах все-таки существуют. Да-да, включая поддержку основных внутрикорпоративных коммуникационных сервисов. Давайте разберемся, с чего лучше начать и какие особенности обязательно нужно учесть, чтобы выстроить такое решение в вашем офисе.

1. Качество голоса
С этим пунктом часто возникают сложности, особенно при использовании IP-телефонии. Дело в том, что качество голоса зависит в первую очередь от того, какой применяется алгоритм сжатия и как организована пакетизация речевых данных.
Поисковые системы выдают нам несколько крупных игроков в области VoIP, но не у всех дела идут гладко. Некоторые – например, компания Vocaltec уже не существуют или поглощены другими производителями. Как вы понимаете, поддержка оригинальных устройств в таком случае может быть, мягко говоря, затруднена. Многие игроки вообще убрали из своих продуктовых линеек голосовые решения, у других в ассортименте остались лишь топовые модели и разработки.
Из тех, кто стоял у истоков пакетной телефонии, успешно продолжают работать немногие. Сразу несколько интернет-источников указывают на пример компании AudioCodes: они начинали именно с внедрения алгоритмов кодирования и сжатия, а сегодня являются разработчиком одного из самых распространенных до недавнего времени кодеков – G.723.
Впрочем, обратил я на них внимание не только и не столько за стаж работы на рынке. Главное преимущество AudioCodes перед остальными производителями состоит в том, что компания сама занимается разработкой и производством того самого DSP-процессора, который фактически является сердцем любого устройства в сети VoIP. На эту железку ложится основная и первостепенная задача – пакетизация речевой информации, от которой, как мы помним, зависит качество голосовой функции. Таким образом, отличный DSP-процессор – опора и надежда сисадмина в любом офисе, которая обеспечивает стабильность работы, гибкость системы и поддержку всех дополнительных фич, о которых рано или поздно попросит начальство.

2. Управляющая оболочка
Поверх уже описанных DSP в большинстве случаев приходится приспосабливать ПО других производителей, использующих сторонние разработки и механизмы – от самих DSP до протокольных стэков и голосовых SDK. На рынке уйма подобных решений-конструкторов, собранных по кусочкам. Открываешь коробочку, а там DSP от одного поставщика, SIP-стэк от второго, голосовой SDK от третьего, кодеки от четвертого, а универсальная плата – от пятого. Лично наблюдал такое, и не один раз: особенно любят выпускать подобные шедевры товарищи из Поднебесной.
Поверх всей этой пестрой карусели пишется управляющая оболочка, и конструктор пакуют в красивую коробочку (которая, кстати, заказана уже у шестого по счету поставщика). И вперед – покорять рынок офисной телефонии.
Чем отличается этот, с позволения сказать, продукт, от интеграции разношерстных решений вручную? Правильно, ничем. Вроде работает, но нестабильно, баги встречаются на каждом шагу. Ну и прибавьте сюда расходы на супермена, который возьмет на себя сизифов труд поддерживать это хрупкое равновесие made in china.
Компаний, выпустивших не только свои DSP-процессоры, но и все остальные устройства, помещаемые в единую оболочку, на рынке раз и обчелся. Одна из немногих, а то и вовсе единственная, – все та же AudioCodes, у которой все глубинные процессы отлично сопряжены между собой. Что немаловажно – при образцовом качестве кодеков и алгоритмов пакетизации.

3. Технология подключения
На следующем этапе изучаем вариант телефонизации с точки зрения технологии. Предложений по подключению небольших офисов – море. Подходящих – намного меньше. Итак, что нам сулит современный рынок?
1) Аналоговые интерфейсы. Стабильные и работоспособные, но все же это – привет из прошлого века. Подключение привязано к месту, что неудобно для многих компаний. Ко всему прочему телефония будет существовать отдельно от интернета, в разных соединениях и интерфейсах.
2) SIP-транк. Долгожданное для многих сисадминов решение: телефония и интернет в одном «проводе». Но железо не всегда идеально «дружит» с универсальным подключением, и для настройки понадобятся определенные навыки. «Капитальный» минус у SIP один – слабенькая безопасность, особенно по части голосовых каналов. Взломать SIP-устройство вполне по силам школьнику, нужно только как следует погуглить. А установить и настроить контроллер пограничных сессий (SBC), который решает задачи безопасности – это задача вовсе не для студента-сисадмина. Да и для офиса в 5-15 сотрудников найти SBC с таким количеством лицензий по нормальной цене – это задача не из легких, хотя у того же AudioCodes есть SBC с необходимым количеством лицензий даже на 5-10 абонентов. И это, на мой взгляд, снова показатель гибкого подхода этого вендора к комплексной задаче.
3) Виртуальная АТС. Считается одним из самых привлекательных вариантов, поскольку не требует установки специального оборудования – нужны лишь абонентские устройства, такие как SIP-телефоны или телефонные адаптеры. Но есть, однако, и серьезные минусы. Сервис от оператора предполагает решение только одной задачи – организацию телефонии, как правило, в полном отрыве от всех остальных сервисов. Кроме того, понадобится довольно серьезная сетевая инфраструктура – маршрутизатор, коммутаторы и куча другого оборудования. Для офиса в 5-10 человек это заоблачно дорогое удовольствие.
4) Универсальные устройства
Тщательный мониторинг рынка дал довольно скромные результаты. Мне удалось отыскать по большому счету один более или менее универсальный пакет, решающий основные задачи по организации коммуникаций в небольшом офисе. Спасение нашлось в линейке продуктов от «МегаФон», объединенных в решение «Экспресс-офис». Этот вариант опирается на беспроводную IT-инфраструктуру: от клиента нужна, если верить оператору, только электрическая розетка. Даже специально обученный айтишник не понадобится.

Фактически офис организуется в любом помещении, причем в зависимости от потребности компании можно выбирать разные комплекты подключения – только интернет, либо интернет в сочетании с телефоном или мини-АТС. Мое внимание привлек комплект L – как наиболее отвечающий задачам, которые мне чаще всего приходилось решать.

Почему я считаю этот вариант оптимальным?
— Есть возможность организовать офис с мини-АТС «на коленке», без прокладки каких-либо кабелей и подбора нужного оборудования. Все уже входит в комплект – роутер, модем, фирменный телефон и SIM-карта.
— Один комплект позволяет развернуть довольно широкую инфраструктуру: доступно подключение до 32 устройств по Wi-Fi, до четырех компьютеров или единиц оргтехники – по протоколу Ethernet. Также предлагается WAN-порт для внешнего интернет-канала, до пяти DECT трубок и до двух стандартных аналоговых телефонных аппаратов. А вместо телефонного аппарата можно подключить факсовый аппарат.
— Экспресс-офис от «МегаФон» строится на «правильном железе». Речь идет о кастомизированном устройстве от уже не раз упомянутых мной AudioCodes. Подключенным к нему абонентам доступна в том числе встроенная точка Wi-Fi и USB-порты, которые можно использовать для подсоединения не только LTE-модемов, но и внешних USB-накопителей или принтера. Организованные таким образом файловый и принт-сервер будет доступен сотрудникам через WiFi. Если говорить про WiFi, то поддерживаются несколько SSID, можно сделать скрытую сеть или гостевую сеть, без доступа к офисным данным.
Можно строить L2TP или PPTP туннели – опять же для безопасного подключения к центральному офису.
— Поддерживаются протоколы IPTV. Телевизионную приставку придется подключить дополнительно, но ее отсутствие в комплекте сполна компенсировано наличием встроенной DECT-базы, гораздо более востребованной для организации офисной работы.

Таким образом, мы получаем максимально близкое к универсальному, которое не требует «скрещивания» не предназначенных для этого разработок. А значит, обеспечивает гораздо более стабильную и надежную работу всей офисной сети.

О процессе выстраивания конфигурации и пошаговом подключении сервисов я расскажу в своем следующем обзоре.

Не отключайтесь.

Комментарии (12)


  1. servekon
    20.07.2015 21:50
    +1

    Меня вот бесит, когда пытаются меня ввести в заблуждение. По заголовку статьи надеялся увидеть сравнительный обзор хотя бы двух продуктов. А на деле получается скрытая реклама компании в которой работает человек, давший вам инвайт. Подозреваю, что оборудование Мегафона работает тоже на АудиоКодек?


  1. abrazo Автор
    20.07.2015 22:50
    -2

    Мне жаль, что Вы воспринимаете статью как попытку ввести Вас в заблуждение. И кстати, а почему не скрытая реклама самого Мегафона? Я писал об их продуктах тоже.
    Сравнение в статье есть, Вы, по всей видимости, этого не заметили. Я сравнивал технологические подходы к простым и удобным офисным решениям, которых реально мало. Вот тут выбрать для сравнения действительно не из чего, полностью согласен с Вами. И поэтому когда обнаружил этот Мегафоновский продукт, да и тем более, укладывающийся в мое представление об удобстве и практичности, решил поделиться этим открытием.
    Если бы у циски или кого-то другого был нормальный коробочный продукт, адаптированный для нашего рынка — написал бы о них. Но ведь нет же. И даже операторы не особо стремятся такой сделать, не замечали? Все, поголовно все провадеры делают по-другому. они привязывают устройство вендора к какому-либо своему сервису. Одному или быть может двум от силы. А вот постарайтесь найти интегрированный продукт, на котором можно целиком построить офис, и я сниму шляпу.


    1. sankadubinin
      21.07.2015 10:02

      «Знакомьтесь, сервер объединенных коммуникаций IceWarp»
      www.icewarp.com/ru/features/overview


      1. abrazo Автор
        21.07.2015 19:23

        Спасибо! Однако это совсем другой продукт. UC — это нечто другое. Не уверен, ну просто вообще не уверен, что в офисе из 5 человек это будет применимо.
        Давайте еще раз сформулирую основную идею того, что мне удалось откопать и что я пытался донести до аудитории. Этот комплект — это коробочное решение (одно небольшое устройство), которое стоит на столике в маленьком офисе, где трудятся до 7 человек (7 телефонных абонентов максимум сейчас — 2 FXS и до 5 DECT). Т.е. это одна железка, которая одновременно дает: доступ в интернет, телефонию с внешними и внутренними номерами, включая автосекретаря (IVR), подключение факса и его стабильную работу, простейшую офисную инфраструктуру — сетевой принтер, доступный всем сотрудникам, сетевое хранилище (файловый сервис), доступный всем сотрудникам, VPN-туннель, если потребуется. WiFi для сотрудников и гостевой WiFi, если нужно. Это все — ОДНО устройство. Заводится с полпинка, потому что полностью интегрировано в операторскую инфраструктуру.

        Комплект я уже кручу и тестирую, в ближайшее время напишу вторую часть, с картинками и скриншотами. Но уже сейчас могу сказать точно — чтобы завести все это, даже на железку саму заходить не нужно, все основные вещи делаются автоматически. тонкие настройки — да, вручную. Но для запуска основных вещей мне понадобилось в первый раз около 10 минут.

        IceWarp запустится с нуля за 10 минут? Ой, не уверен. Да и не все он делает, что требуется в простом офисе.


        1. abrazo Автор
          21.07.2015 19:42

          Ох, да, совсем забыл — вся эта ерундовина запускается БЕЗ ПРОВОДОВ!!! В комплекте с железкой лежит LTE модем. Причем забавная вещь. Не ожидал, что доступ в интернет сразу заработал после включения питания и втыкания свистка. Больше вообще ничего не пришлось делать! Сразу взлетел и wifi,


        1. sankadubinin
          22.07.2015 14:56

          Всё выглядит красиво.
          Одна железка на всё — отлично.
          Мы все все обладаем богатым опытом владения универсальных многофункиональных железок. Если приглядеться, все похожие устройства мало отличаются от обычного смартфона.

          Ведущие собаководы по мере роста опыта склоняются к тому, что решение всё-в-одном хорошо подходит только для личного применения. В групповой работе специализация более предпочтительна, ибо функциональность, безопасность, вероятность отказа, модульность — это слова, вбиваемые опытом факапов.

          Купить точку доступа, которая сгорела/больше_не_нравится/должна_стоять_не_здесь/новый_стандарт гораздо проще, чем обновить универсальную супержелезяку. Стоимость владения в конечном итоге начинает сильно зависеть от скорости реакции поставщика супер-железок по всем фронтам: патчи, запчасти, обновления. Обычно это очень дорого, и могут позволить себе только энтерпрайзы.


          1. abrazo Автор
            22.07.2015 18:24

            Согласен. Какой размер ентерпрайза Вы имеете в виду? 30? 60? 100 абонентов?


            1. sankadubinin
              25.07.2015 21:06

              «Размер не имеет значение».
              Главное, здесь то, сколько готовы тратить на поддержание инфрастуктуры.


              1. abrazo Автор
                26.07.2015 20:00

                И все же, что Вы называете энтерпрайзом? От какого количества абонентов?


  1. catharsis
    21.07.2015 11:42

    Когда я занимался телефонией в небольшом офисе, главной проблемой с голосом были обрывы разговоров. Похоже, это мобильный МТС, на который начальник переводил себе звонок, сбрасывал его после получаса разговора.
    Совмещать голос и интернет тоже приходилось: после переезда долго не могли перенести E1, и в качестве аплинка использовался SIPNET. Казалось бы, ожидаемые проблемы: падения линка и отсутствие QoS. Но нет, закончившиеся деньги на prepaid аккаунте были единственной проблемой.
    Теперь же, наверное, даже Asterisk держать у себя уже не нужно.


  1. kolega
    21.07.2015 18:27

    По поводу мегафона и его облачных и sip-решений. Если у вас что-то поломается, то поддержка вам не может — для вас заведут тикет, который не будет закрыт. Из моего опыта использования телефонии (а именно услуг: виртуальный офис и мультифон).

    Использовали с начала виртуальный офис (городской прямой номер для входящих + пяток клиентов с федеральными номерами) — первые полгода полет нормальный. А потом пошли сбои (просто отключался номер или переставали работать переадресации). Обращение в поддержку, заведение тикета (оператор ничем не помог) и в течение недели звонки в поддержкой за помощью по номеру тикета (каждый раз ответ «мы решаем вашу проблему»). Неделя ожидания — тикет волшебным образом «успешно решен» (а проблема почему-то нет) и предложение завести новую заявку. Решаем перейти на услугу «мультифон», в который заявлена поддержка sip.

    Заводим VPS + asterisk. Все работает! 2 месяца с мая по июнь… И вот 2 недели назад опять повторяется ситуация с недоступностью номера, заведением тикетов и их «решением». В итоге отказались от них и сейчас используем местного sip-провайдера.

    Первый раз столкнулся с такой непробиваемой техподдержкой, с которой не возможно работать.

    PS опыт маленького регионального офиса на 5 сотрудников, выбирали из-за уверенности, что у крупного ОПСОСа будет стабильно :)


    1. abrazo Автор
      21.07.2015 19:46

      Ну что сказать? Посмотрим, как это чудо будет жить, пока вроде ттт нормально. Приму к сведению инфу про операторский сервис. Спасибо!
      Что порадовало в железке — возможность траблешутить sip звоночки, внутренние и даже уходящие наружу. Несмотря на то, что все пашет через LTE.