В конце 2017 года группа компаний ЛАНИТ закончила один из самых интересных и ярких проектов в своей практике — Дилинговый центр Сбербанка в Москве.

Из этой статьи вы узнаете, как именно «дочки» ЛАНИТ оборудовали новый дом для брокеров и уложились в рекордно короткие сроки.

Источник

Дилинговый центр относится к проектам «строительство «под ключ»». У Сбербанка уже был собственный дилинг-центр. Он располагался в бизнес-центре «Романов двор», между метро «Охотный ряд» и «Библиотека имени Ленина». Аренда оказалась слишком высокой, поэтому руководство Сбера решило перевезти трейдеров на свою территорию: в головной офис на Вавилова, 19. Однако помещения для начала нужно было спроектировать и переоборудовать, чтобы брокеры могли продолжить работать в первый же день после переезда.

Перед началом работ специалисты компании JP Reis (эксперты в области построения дилинговых центров за рубежом) провели аудит объекта, проанализировали проект. Они предложили банку продлить аренду офиса в центре еще на полгода. Консультанты не поверили, что подрядчики справятся за такой короткий срок — семь месяцев.

Проект достался компании из нашей группы — «ИНСИСТЕМС». Она стала генеральным подрядчиком. Её специалисты выполнили комплексное проектирование, общестроительные и отделочные работы, установили системы энергоснабжения, пожарной и общей безопасности и механические системы (общеобменная вентиляция, кондиционирование и холодоснабжение, отопление, водоснабжение и канализация).

ИТ-инфраструктуру в дилинг-центре необходимо было создавать с нуля. Для этой работы «ИНСИСТЕМС» решила привлечь «ЛАНИТ-Интеграцию». Вместе с компанией над ИТ-системами работали ещё девять подрядчиков. Проект стартовал в июне 2017 года.

Вот, что было до начала работы на этаже, где должен был расположиться дилинг-центр. Почти пустое помещение: пара зон для переговорных, выгороженных мебельными стенками, никакого кабеля или рабочих мест.

Дата сдачи проекта — 11 декабря. В этот день заканчивалась аренда площади в центре столицы. Трейдерам нужно было переезжать на новое место. Торговля на рынке не терпит простоя, потому что каждая минута бездействия стоит денег (часто очень больших).



Что такое дилинг-центр и зачем он нужен?
Дилинговый центр – это финансовая площадка, которая является посредником между клиентом и мировым валютным рынком. Если клиент хочет купить или продать финансовые активы, он обращается к брокеру, который торгует на специально оборудованной площадке. Именно на этой площадке совершаются коммерческие сделки в реальном времени. В современных дилинговых центрах торговля происходит на компьютерах со специализированным ПО.

По техзаданию на объекте нужно было установить 12 ИТ-систем. «ЛАНИТ-Интеграция» спроектировала большинство из них, кроме TraderVoice, IP-телефонии и системы унифицированных коммуникаций.


На этапе проектирования специалисты генерального подрядчика и интегратора тщательно продумали план-графики выполнения работ, поставок оборудования, синхронизировали всё это между собой. Однако всё равно столкнулись с трудностями.

  • На двадцать пять этажей в здании оказался один грузовой лифт, и очень часто он был занят. Поэтому приходилось использовать его рано утром и вечером, после окончания рабочего дня.
  • Были ограничения по габаритам для машин, которые могли проехать в зону погрузки/разгрузки. Из-за этого оборудование перевозилось маленькими партиями на небольших грузовых автомобилях.

Техническая часть


Работа в дилинг-центре разделилась на шесть зон. Оформить предстояло:

  • торговый зал в формате open space;
  • помещения для тех подразделений, которые поддерживают работу трейдеров;
  • кабинеты руководителей;
  • переговорные помещения;
  • ТВ-студию;
  • ресепшен.


При планировании работ компании столкнулись с несколькими особенностями проекта.

  • Высокая надежность работы всех инженерных систем

Размер каждой сделки достаточно высок, поэтому простой даже в несколько минут может привести к упущенной прибыли в сотни миллионов долларов. Такие условия накладывали дополнительную ответственность при проектировании инженерных систем.

  • Внимание к дизайнерским решениям

Заказчик хотел не только высокотехнологичный, но и красивый дилинг-центр, от взгляда на который будет вау-эффект. Сначала торговый зал оформили в тёмные тона. Потом заказчик решил, что помещение должно быть светлым. Команда «ЛАНИТ-Интеграции» срочно перезаказывала оборудование, а «ИНСИСТЕМС» выпустил с десяток решений по оформлению интерьера.

  • Высокая плотность размещения сотрудников

На площади в 3600 кв. м должны были разместиться 268 рабочих мест, на которых предстояло установить 1369 ПК и 2316 мониторов.

Схема зала дилингового центра

У каждого трейдера на столе было от трёх до восьми ПК и до двенадцати мониторов. Когда их выбирали, учитывался каждый сантиметр габаритов и ватт тепловыделения. Например, остановились на модели монитора, который выделял на 2 ватта меньше тепла, чем ближайший конкурент. Похожая ситуация была с системным блоком. Выбрали тот, что на полтора сантиметра меньше.

Тепло


Обычные сплит-системы установить не получилось. Во-первых, они не справились бы с таким количеством энергии без угроз здоровью для дилеров. Во-вторых, в торговом зале стеклянная крыша, сплит-системы некуда девать.

Был вариант с подачей охлажденного воздуха через пространство фальшпола, но учитывая плотность рассадки и конструктивные ограничения существующего здания от этого варианта пришлось отказаться.

Изначально «ИНСИСТЕМС» делал проект по технологии BIM. Соответствующая модель была использована для математического моделирования процессов тепломассопереноса в зоне атриума.

BIM-проектирование торгового зала дилинг-центра в Autodesk Revit

За несколько месяцев было проработано с десяток вариантов распределения воздуха, мест размещения и типов климатических устройств. В итоге мы нашли оптимальный вариант, предоставили заказчику карту распределения потоков воздуха и температур, наглядно обосновали наш выбор.

Математическое моделирование процессов тепломассопереноса (CFD-моделирование). Вид на торговый зал.

Торговый зал, вид сверху


Вентиляционную установку разместили по периметру торгового зала, на балкончике и в атриуме. Так, за оптимальный климат в атриуме отвечают:

  • центральные кондиционеры с 50% резервом, полным циклом обработки воздуха и очисткой в секции обеззараживания;
  • VRV-системы с возможностью работы в режиме охлаждения и обогрева;
  • рециркуляционные системы обдува атриума для защиты от конденсата и избыточных теплопотерь.

Распределение воздуха в помещении выполнено по схеме «сверху-вверх».

Кстати, в атриуме «ИНСИСТЕМС» ждала ещё одна головоломка. Нужно было оградить рабочие места трейдеров от прямого солнечного света, мешающего работе, в пространстве полностью остекленного помещения. Металлоконструкции атриума были изначально спроектированы с расчётом на нагрузку от стёкол и снега. Эксперты компании обследовали постройку и помещение. В итоге было найдено решение без усиления существующих конструкций. Под остеклением установили пять баффлов (треугольные стальные формы, обшитые декоративной тканью). Они одновременно выполняли четыре важные функции:

  • служили экраном от солнечных лучей;
  • позволяли прятать в своем пространстве инженерные коммуникации;
  • дали возможность правильным образом встроить акустическое оборудование;
  • стали декоративным украшением помещения.

Монтаж баффлов в зоне атриума

Баффлы (конструкция на потолке)

Баффлы, вид сверху

Электричество и свет


Для бесперебойного обеспечения объекта электроэнергией 24 часа в сутки 7 дней в неделю компания «ИНСИСТЕМС» установила дизель-генераторную установку и источники бесперебойного питания. Подключение рабочих мест трейдеров к электропитанию выполнено по двум взаимно резервируемым линиям. ИБП рассчитаны на автономную работу до 30 минут в нормальном режиме и 15 минут в аварийном режиме, когда выходит из строя один ИБП.

В дилинг-центре работает интеллектуальная система освещения. Она управляется по специальному протоколу Dali и имеет множество сценариев освещения рабочего пространства. Технология позволяет выполнить индивидуальную плавную настройку яркости для каждого рабочего места. Есть энергосберегающий режим, когда яркость уменьшается при достаточном солнечном свете или в нерабочие часы. Датчики присутствия распознают людей в помещении и автоматически управляют светильниками.

Структурированная кабельная система


Для организации передачи данных в дилинге организовали СКС с интеллектуальным мониторингом пяти тысяч портов. В серверной, как и во всем дилинг-центре, было очень мало места. Однако «ИНСИСТЕМС» всё же удалось вписать в это пространство компактные коммутационные шкафы (шириной 800 мм, глубиной 600 мм) и аккуратно распределить в них 10 тысяч кабелей. Был еще вариант с использованием открытых стоек, но по соображениям безопасности различные сети должны были физически изолироваться друг от друга и размещаться в разных шкафах с контролем доступа.

Противопожарные системы


Команда группы компаний ЛАНИТ находилась на действующем объекте и вынуждена была вмешаться в его работу. Например, специалисты «ИНСИСТЕМС» занимались противопожарной системой всего здания.

Корпус, где расположился дилинговый центр, имеет общие эвакуационные пути с остальными корпусами. Количество сотрудников увеличилось, в связи с чем пришлось проверять возможность безопасной эвакуации в новых условиях. Кроме того, противопожарные системы объединили с аналогичными системами в других корпусах для совместной работы. Это было обязательным требованием. Все эти факторы потребовали разработать и согласовать в МЧС специальные технические условия (СТУ) — документ, который определяет требования по пожарной безопасности для конкретного объекта.

Конструктивные решения


Оборудование дилингового центра требовало учесть уровень нагрузки на конструктив здания. Дилинговый центр увеличил количество постоянных рабочих мест более, чем в 2 раза. Практически пустовавшая раньше кровля оказалась на 60% заставлена тяжелым оборудованием (наружные блоки кондиционеров, вентустановки, компрессорно-конденсаторные блоки, трубопроводы, воздуховоды и т.п.). Наши специалисты обследовали состояние конструкций и сформировали отчет. Далее были выполнены поверочные расчеты. Усилили конструкции здания, добавили балки и колонны в местах, где прочность существующих конструкций была не достаточной (зоны примыкания консолей, места под оборудованием на кровле, серверные комнаты).

Рабочее место трейдера


У каждого трейдера на рабочем месте по 25 электрических розеток и 12 розеток структурированной кабельной системы. Под фальш-полом нет ни сантиметра свободного места, повсюду кабель.

Отдельно стоит рассказать о столе трейдера. Он стоит 500 тысяч рублей. Офисное кресло сделано итальянским дизайнерским ателье Pininfarina, которое, например, работало над дизайном Alfa Romeo и Ferrari.

Цифровая модель рабочих мест двух трейдеров. Специалисты отделены друг от друга стенами мониторов.


Клавиатура у трейдеров тоже особенная. В неё встроены KVM-свитч. Он помогает переключаться между мониторами и ПК. Также в клавиатуре есть механические и сенсорные клавишные блоки. Они нужны для того, чтобы специалист быстро с помощью клавиш, например, могли подтвердить, отменить операцию.

Источник

Ещё на столе у трейдера есть телефон. Он отличается от тех, которые используем мы. В дилинговом центре используют модели повышенной надежности с трехкратным резервированием по питанию, двукратным резервированием по сети. Можно использовать две трубки, выносной микрофон для громкой связи и беспроводную гарнитуру. Бонус: у трейдера есть возможность слушать ТВ-каналы через одну из трубок. Обычно в дилинг-центре громко, поэтому воспринимать информацию с ТВ именно так — очень удобно.


Кстати, о системе телевидения. По периметру в дилинге висят два светодиодных экрана — 25 и 16 метров каждый. В сумме это самые длинные панели в мире с шагом пикселя 1,2 мм. По характеристикам такие же экраны в медиацентре парка «Зарядье», но там они меньше. Особенно красиво, что у экранов в дилинг-центре плавные углы. На углах панель имеет плавный переход.

Огненный шар пробегает по углу во время тестового включения


Ещё пару слов о менее масштабных внедрениях. ЛВС разделена на три различных сегмента: общий банковский, закрытый банковский и сегмент CIB, где расположены сами дилерские системы. Все печатные устройства оснащены функцией контроля доступа. То есть если трейдер хочет что-то распечатать, он отправляет задание на печать, подходит к принтеру, потом подносит карточку сотрудника и получает именно тот документ, который он отправил на печать.
В дилинг-центре очень громко. Шумоподавляющие панели в open space разместить нельзя, перегородки решили не ставить (мало места, не сочетаются с дизайном). Решили внедрить систему маскирования фонового шума (генерация звуковых волн на определенных частотах). По всем частотам накладывается розовый шум и разговоры, выкрики, возгласы маскируются.

В торговом зале регулярно проходят выступления, репортажи и интервью. Работает множество иностранных дилеров. Для этого сделали комнату синхронных переводчиков.


В телевизионной студии можно снимать репортажи, вести прямой эфир. Качество картинки подходит для федеральных каналов.


«ИНСИСТЕМС» сдала  проект в декабре. Как и было запланировано — 11-го числа. Аудиторы из JP Reis (не верили, что получится уложиться в срок) были, мягко говоря, удивлены таким результатом и похвалили генподрядчика проекта.

Завершающий этап стройки. Работаем ночью

Трейдеры не пропустили ни одного торгового дня. Они ушли с работы из старого дилингового центра в пятницу вечером, а в понедельник утром уже вышли на новую площадку.

При работе в проекте такого масштаба компании группы ЛАНИТ получили колоссальный опыт. А Сбербанк получил один из крупнейших дилинговых центров в Европе и самый большой в России.

У «ИНСИСТЕМС» и «ЛАНИТ-Интеграции» впереди ещё много интересных и не менее крупных проектов. Они ждут вас в своих командах.

Комментарии (23)


  1. eStellar
    02.04.2019 12:37

    Не понятно для чего такое количество компов под столом? Расскажите поподробнее.


    1. mxclg
      02.04.2019 14:38

      У каждого трейдера установлено минимум три ПК, которые подключены к различным физически изолированным сетевым банковским сегментам: общий банковский, закрытый банковский, CIB. Помимо этого, могут быть установлены ПК, которые являются функционально специализированными торговыми терминалами для определенных торговых площадок: например, RTS или UBS.


  1. Merkat0r
    02.04.2019 21:07
    +2

    Проект достался компании из нашей группы

    ой, ладно — можно подумать он мог достаться кому-то другому :)))


    1. lubezniy
      03.04.2019 10:10

      А то они прям одни… На этом рынке знаю ещё минимум двоих крупных игроков, способных взяться за проект такого масштаба.


  1. miksoft
    02.04.2019 23:14

    Кроме кондиционирования/вентиляции и больших экранов в чем отличие от того, что было в Романовом переулке? Почему Сбер отдал это на внешний заказ, а не сделал сам (хотя мог бы)?


    1. lanit_team Автор
      03.04.2019 12:32

      В основном причина переезда заключалась в окончании срока аренды помещений дилинг-центра в Романовском переулке. Конечно, благодаря проектированию планировочных решений с нуля и «под клиента» удалось учесть пожелания и внести улучшения: поставить более современную технику, разместить больше переговорных комнат и зон рекреации, сделать офис более современным и интересным
      Сбер — это банк, а не строительная компания. Поэтому такой сложный комплекс работ поручили подрядчику с должным опытом, специализацией, кадрами и оснащением.


  1. miksoft
    02.04.2019 23:21

    остановились на модели монитора, который выделял на 2 ватта меньше тепла, чем ближайший конкурент
    Сравнивали паспортные данные или проводили фактические измерения на реальной яркости с реальным изображением?


    1. nochkin
      03.04.2019 03:29

      Интересно, действительно именно выделял, а не потреблял. Как же тогда тепло измерялось?


      1. lanit_team Автор
        03.04.2019 16:04
        +1

        Фактические измерения не проводились. Для этого нужно было бы провести относительно кропотливую работу с образцами оборудования в специальном помещении с соответствующими измерительными приборами. Для такой задачи это было бы слишком трудоемко и дорого. Мы ограничились сравнением характеристик, предоставленными производителями оборудования.


        1. nochkin
          03.04.2019 16:59

          Понял. Тогда, скорее всего, это было потребление, а не выделение тепла. Это же не обогреватель, где выделение тепла — один из параметров ТТХ.


          1. lanit_team Автор
            04.04.2019 10:44

            Действительно, в паспорте изделия для ЖК-монитора указывается характеристика энергопотребления. Но в данном случае нас интересовал вопрос тепловыделения. Мощность этого процесса связана с мощностью энергопотребления через коэффициент тепловыделения.
            С учетом того, что сравнивались модели мониторов одного типа, можно предположить, что коэффициент тепловыделения у них одинаковый. Мы предположили, что мощности тепловыделения различаются примерно так же, как различаются мощности энергопотребления, которые указаны в паспорте изделия.


            1. nochkin
              05.04.2019 07:07

              Там обычно есть эффективность (efficiency). Грубо говоря, чем выше эффективность, тем меньше тепловыделение при одном и том же потреблении.
              Обычно низкая эффективность уводит излишки энергии в тепло.
              Правда, я слабо представляю, что на обычных мониторах это будет в ТТХ.
              Разница в два ватта больше похожа на погрешность в измерениях и не гарантирует, что тепловыделение будет пропорционально.

              Я не спорю по поводу выбора. Просто было интересно порассуждать на эту тему.
              Сам занимаюсь иногда чем-то похожим и приходится получать нужные данные разными путями, так как иногда даже сам производитель этого не знает или просто не замерял.
              А ведь есть данные, которые просто так не измерить. Например, MTBF системы. Если в индустриальном мире более-менее это есть, то в consumer области часто это берут с потолка. А самому легко это не проверить.


        1. miksoft
          04.04.2019 08:16

          Зачем специальное помещение? Достаточно было замерить электропотребление прибором чуть лучше бытового. Для монитора потребление электричества практически равно тепловыделению (погрешность — то часть ЭМ излучения, которая вышла за пределы помещения).
          Насколько я помню, в паспортных данных указывается потребляемая мощность на максимальной яркости. А на рабочей она будет меньше, т.к. мало кто пользуется максимальной.


          1. lanit_team Автор
            04.04.2019 11:27

            Все зависит от того, какие цели преследуются. Перед нами не стояла задача получить точное лабораторное значение мощности тепловыделения, либо измеренное бытовым прибором на номинальной яркости мощность энергопотребления. Нас интересовали относительные величины (мы предположили, что мощности отличаются одинаково относительно друг друга при изменении характеристик).
            Также хочу пояснить методику выбора мониторов, чтобы не складывалось впечатление, что мощность тепловыделения было самым критичным параметром при выборе устройства. Мы составили шорт-лист из трёх моделей различных производителей на основании критериев по требуемым параметрам: диагональ, минимальная ширина рамки, разрешение, стоимость. Затем из этих моделей (различных производителей) был выбран монитор с минимальными характеристиками по мощности тепловыделения (энергопотребления). На стандартных проектах, при построении обычных офисных зданий, этот параметр обычно не играет никакой роли и конечный выбор обычно осуществляется, исходя из субъективных предпочтений заказчика или исполнителя по производителю оборудования. Здесь же мощность тепловыделения была определяющим фактором, который повлиял на выбор производителя монитора. В то же время, это был не критичный параметр, ради которого необходимо было устраивать лабораторные измерения.


  1. nochkin
    03.04.2019 03:27

    Мне вдруг стало очень интересно по поводу заглавной фотки, откуда и что это.
    Пишу тут если вдруг кому ещё любопытно.

    Оказывается, это Chicago Board of Trade (CBOT). Сейчас это часть CME Group.

    Интересно то, что фотка является комбинацией шести фотографий. Плюс двойная экспозиция что бы подчеркнуть движуху. Автор Andreas Gursky.

    Бардак на этой CBOT знатный. Вот так это выглядело в 1993-ем году:

    Заголовок спойлера


  1. intet
    03.04.2019 11:13

    Есть какая-то причина по которой всю группу диллеров сажают в один зал со всеми соответствующими проблемами в шуме/охлаждении — вместо размещения небольшими группами по кабинетам?


    1. lubezniy
      03.04.2019 13:14

      Возможно, потому, что в отдельных не очень-то редких ситуациях требуется очень оперативно общаться совместно.


  1. Loxmatiymamont
    03.04.2019 12:01

    Портов 5к, кабелей 10к. Как так?


    1. lanit_team Автор
      03.04.2019 17:04

      Кабелей в два раза больше, чем портов из-за того, что был использован способ подключения cross connect, то есть дублирование портов для обеспечения мониторинга физических подключений.


  1. Barry
    03.04.2019 13:57

    Много фактической неправды. Как участник событий, могу сказать, что многие решения были выбраны вовсе не Исполнителем, а группами поддержки Заказчика. Мебель была поставлена с огромным опозданием. Решение с баффлами оказалось нерабочим — солнечный свет светил трейдерам конкретно в экраны. Два раза оголённые провода вызвали КЗ в рабочий день, в рабочее время. К климату у сотрудников есть конкретные претензии.
    В общем, можно сделать вывод, что статья PR-Маркетинговая. Действительностью является то, что проект действительно интересный и масштабный. Новый Трейдинг зал построен и сотрудники (трейдеры, брокеры, сейлзы) переехали без особых проблем. Какая цена заплачена Заказчиком и сколько усилий, пота и крови сотрудников в этом объекте сложно переоценить. Оправдана ли цена — судить не нам. Это скорее имиджевый проект.
    И да, кстати. Это никакой не Диллинг центр. Это Торговый зал. Trading Floor.


    1. nochkin
      03.04.2019 17:08

      Это большой проект. Конечно, что-то будет не так гладко, как планировалось, как и во многих больших проектах. Но общий результат вполне неплохой.
      По поводу цены — это, действительно, не нам решать. Но тут цена и не обсуждается. Тут больше про интересный проект и некоторые потенциально интересные решения и задачи.


    1. lanit_team Автор
      03.04.2019 18:39

      Мы рады, что вы нашли время и прочитали статью.
      В нашей компании оценивают результат работы на 4 с плюсом. 4, потому что есть куда развиваться.
      Мы работали день и ночь, чтобы сделать всё в срок. У нас было минимум времени на принятие решений. В погоне за скоростью риск возникновения неполадок достаточно высокий. Но на любом проекте существует «период обкатки и опытной эксплуатации», где все строительные погрешности и допущенные ошибки устраняются. После сдачи объекта мы постоянно находимся на связи со службами дилинг-центра и оказываем поддержку. Конечно многие решения были приняты в том числе различными службами заказчика, это отличная практика. В проект с самого начала на 100% были погружены все участники.
      Что касается названия проекта, оба правильные:
      www.finam.ru/analysis/newsitem/diliringovyiy-cent-sberbanka-perexal-v-centralnyiy-ofis-kompanii-20171212-20321
      1prime.ru/finance/20171212/828245728.html
      www.vedomosti.ru/finance/galleries/2018/01/30/749444-kak-viglyadit-krupneishii
      Комфортные климатические условия для всех различны, кто-то любит потеплее, кто-то наоборот — сквозняк. Все очень субъективно. Пока прошло мало время для адаптации и индивидуальной настройки климатических систем.


      1. Barry
        04.04.2019 09:13

        «Мало время»? Полтора года почти прошло…