В следующем году мы будем встречать 100 летний юбилей одного из величайших инфраструктурных проектов целиком реализованным на территории современной России. В 1916 году был закончен участок Транссибирской железнодорожной магистрали в обход существующего промежутка Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Тем самым Российская Империя фактически стала монополистом на физическое соединение Европы со странами тихоокеанского региона. Огромное расстояние, более чем в 10 000 км, от Санкт-Петербурга до Владивостока стало возможным преодолеть на паровой тяге всего за 16 дней, по морскому пути эта дорога занимала не менее 2 месяцев. Если же взять во внимание упомянутую КВЖД, фактически регулярное железнодорожное сообщение между «Востоком» и «Западом» началось еще ранее — в 1901 году. Кроме столь знаменательного юбилея, в наступающем году исполняется еще и 145 лет с момента первого телеграфного сообщения между Санкт-Петербургом и Владивостоком. За 30 лет до установления железнодорожного сообщения, благодаря инженерной мысли и колоссальным усилиям тысяч людей, информацию с разных концов планеты стало возможным передавать за считанные часы. Такие знаменательные даты не только вселяют в нас чувство гордости за наших предшественников но и невольно наталкивают на рассуждения о дне сегодняшнем.



Разъединенный мир


По прошествию 100 лет уникальность территории РФ не только не утратила свою ценность, как моста между центрами мировой цивилизации, но и более того стала как никогда актуальной. Если в XIX-XX веках наиболее дорогим товаром были материальные блага, и особо важным была их доставка в максимально сжатые сроки, то в веке XXI как никогда стала важной информация и соответственно инфраструктура по которой она перемещается.

По понятным причинам в XX веке мировая обстановка была не слишком благоприятна к построению мостов между востоком и западом. Две разрушительные мировые войны, развернувшееся бескомпромиссное идеологическое противостояния разъединившие нашу планету диктовали политику изоляционизма и закрытости целых регионов Земли. Падение коммунистического режима в СССР и его сателлитах, а также пересмотр руководством Китая политики страны в сторону открытости, вдохнуло новые надежды в расширение экономических связей между «Востоком» и «Западом».



Экономический бум последних десятилетий в Юго-Восточной Азии, а также уже достигшие высоких параметров развития страны, порождают из года в год все больший запрос на утилизацию существующей ИТ-индустрии. ИТ-магистрали стали одним из тех ограниченных ресурсов с дефицитом которых столкнулись жители КНР, Японии, Тайваня, Кореи и других региональных лидеров. Проложенные за долгие годы по дну морей и океанов кабеля, вокруг стран соц. лагеря, в данный момент явно не удовлетворяют существующие потребности и это закономерно. Кроме озвученного уже фактора высокого роста потребления трафика, нельзя не учитывать технический прогресс, который делает просто непригодными для использования некоторые из функционирующих кабелей в связке с новыми технологиями.

Одной из особенностей существующих соединений между Европой и Азией является огромного количества проложенных подводных кабелей, при откровенно малом количестве сухопутных. Пересекая все Средиземное море, огибая Аравийский полуостров, Индостан, преодолевая еще одно море — Южно Китайское, пакет данных из Европы имеет шанс попасть на сервер размещенный в КНР, ответ на запрос проделает тот же самый маршрут, но уже в обратном порядке. Физическое расстояние между пользователями по данному маршруту может достигать 20 000 км, порождая задержку сети свыше 200 миллисекунд. Если трафик из Европы направить через магистрали завязанные на США, расстояние будет еще больше, а соответсвенно возрастет и значение задержки сети — PING.



По приведенным выше причинам в данный момент идет отставание как количественных так и качественных характеристик сетей. В последние годы активно разрабатываются варианты использования для прокладки новых магистралей через Арктический регион. К примеру, на завершающемся этапе находится оптоволоконная линия, прокладываемая компанией Arctic Fiber. Стартуя из Лондона, она должна пройти через северную часть Атлантики, Канады, обогнув Аляску, финиш ее запланирован в Токио. Укладываемое оптоволокно создано по последним техническим стандартам и каждая из жил будет способна поддерживать передачу данных на скорости 100 Гигабит/с. Сдана в эксплуатацию линия будет в 2016 году, ее протяженность составит около 15 600 км. Но даже этот перспективный проект уступает аналогам спроектированным с учетом России.

Транзит Европа Азия


Картина существующей инфраструктуры между Европой и Азией глубоко не идеальна, причина этому весьма слабое присутствие в ней территории РФ и тех возможностей которые она несет. Не взирая на то, подводные это магистрали или же сухопутные, все наиболее короткие маршруты для объединения Старого Света с наиболее развитыми регионами Азии лежат через Россию.

Из существующих в данный момент магистралей, объединяющих Евразийский континент через территории РФ, можно выделить магистрали проекта Транзит Европа Азия (ТЕА). Четыре очереди — ТЕА-1, ТЕА-2, ТЕА-3, ТЕА-4, на большей части своего пути проходят по довольно узкому коридору совпадающему с проложенным, еще в середине XIX века, Сибирским Телеграфом и чуть позднее Транс Сибирской Железной Дорогой.



Основная задача создаваемого проекта, задуманного Ростелекомом еще в далеком 2003 году, стояла в возможности связать два бурно развивающихся региона мира. По истечению 12 лет можно смело заявить, что большие надежды которые возлагались на проект, всецело себя оправдали. Объединив западную Европу с восточным Китаем и далее Японией, магистрали проекта ТЕА не только расширили возможности по переброске трафика но и позволили уменьшить задержку сети между крайними ее пользователями более чем на треть.

В то время когда первая линия — ТЕА-1 создавалась с пропускной способностью всего в 60 Гигабит/с, то сейчас все четыре очереди позволяют транспортировать трафик со скоростью до 8 Терабайт/с. Эти цифры пожалуй наиболее красноречивый аргумент подтверждающий успешность всего проекта. Но в этом и нет ничего удивительно, ведь проект ТЕА с самого начала был обречен на удачу. Кроме потребностей в новых ИТ-магистралях, на руку Ростелекому также сыграл немаловажный фактор — практически на всей протяжности маршрута кабеля проложены по суше. Благодаря существующим линиям ЛЭП на основной части пути своего следования оптоволокно проекта ТЕА проложено по металлическим мачтам. Дешевизна такого решения, а также возможность максимально быстрой прокладки, выявления и устранения повреждений кабеля стали явным преимуществом, в сравнении с прокладкой кабелей по дну морей и океанов. К тому же, в отличии прежних годов, когда прокладываемый кабель просто притапливался, сейчас все новые подводные магистрали обязательно укладываются в морской грунт, что сделало такие проекты еще более дорогими и сложными. К слову, причиной такого требования стали участившиеся обрывы оптоволокна тралами и якорями судов, один из подобных инцидентов в 2008 году лишил Египет 80% интернет каналов соединяющих его с миром.

Europe-Persia Express Gateway (EPEG)




Еще одним примером успешно функционирующей ИТ-магистрали проходящей через территорию России может послужить проект EPEG. Территория РФ стала неотъемлемой составной прокладки линии соединяющую Европу, на сей раз, уже с Ближним Востоком. Сродни проекту ТЕА, не так давно сданная в эксплуатацию линия EPEG, проходит частично по маршруту созданному еще более 150 лет тому назад, инженерами телеграфистами, который медной проволокой соединил столицу Великобритании — Лондон, с ее важным административным центром в Индии — Калькуттой. EPEG, что проложен от Немецкого города Франкфурт-на-Майне до города Маскат, что в Омане прошел через всю центральную и восточную Европу, а также Кавказский регион и Иран, завершив свой путь на Аравийском полуострове. В перспективе данный маршрут имеет все шансы быть продолженным далее на восток, соединив сухопутной магистралью две густонаселенных части света Европу и полуостров — Индостан.

Polarnet


Кроме уже существующих, успешных проектов реализован на территории России, в данный момент разрабатываются и новые, не менее масштабные и перспективные. Компания Polarnet в сотрудничестве с ТрансНефтью находятся на финальной стадии разработки грандиозного инфраструктурного решения по прокладке транс континентального оптоволоконного кольца.



Еще в 2002-2003 году был разработан план создания «Российской трансарктической кабельной системы»(РОТАКС), по плану уже в самом скором будущем, магистраль должна пройти через арктический регион РФ. Основная цель проекта состоит в том чтоб по самому короткому пути соединить две мировых столицы — Лондон, Токио и далее Шанхай если для рядовых жителей этих городов может и не столь важен малый PING то для Шанхайской, Токийской и Лондонских бирж этот параметр чрезвычайно критичен. По заявленной проектантами информации, ожидается, что задержка сети РОТАКС между клиентами в Лондоне и Токио будет составлять всего 76.58 миллисекунд. Не сложно заметить, что проект является прямым конкурентом прокладываемой магистрали компанией Arctic Fiber, но по заявленным параметрам последняя проигрывает РОТАКСу. Кроме того, что Арктический проект позволит наиболее эффективно соединить два мировых экономических центра, также он позволит подключить к высокоскоростному интернету все еще мало освоенные северные территории РФ.



Со временем компания Polarnet сочла возможным расширить арктический проект и продублировать северную линию еще и по южному маршруту, который должен пройти в коридоре уже вспоминаемого Транссиба. Тем самым магистрали должны будут взять Россию в ИТ-кольцо, дав новые возможности по предоставлению дешевого и качественного интернета.

Немного паранойи


Вообще ситуация с транзитом трафика в современном мире весьма занимательна. Трафик зачастую ходит между двумя клиентами не по прямым, а по весьма нестандартным, казалось бы на первый взгляд, маршрутам, чему естественно тоже есть свое объяснение. Но вот если детально изучить географию потоков этого самого мирового трафика, можно довольно просто выделить основные инфраструктурные узлы через который он путешествует по нашей планете.



В свете шпионских разоблачений последних лет, в том числе благодаря незабвенному Эдварду Сноудену, картина ИТ-мира наталкивает на недвусмысленные размышления. Абсолютное большенство Европейского трафика, перед тем как попасть в мир, проходит через Бритинаю и США. Когда же речь заходит о широких подводных магистралях в Азию, довольно малое их число минует город-государство — суперсовременный Сингапур. По опубликованным Эдвардом Сноуденом материалом, сказочный Сингапур уже долгие десятилетия является неизменным союзником США и возглавляемой им межгосударственного разведывательного объединения «Пять глаз» (США, Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия).

В обозначенном русле, возведение альтернативных ИТ-магистралей через территорию России и запуск трафика в обход «злачных мест», может стать важным не только с экономической, логической но и политической точки зрения. Соединив Европу со странами тихоокеанского региона, новые сухопутные магистрали могут дать как бизнесу, так и частным лицам дополнительное чувство безопасности при пересылке конфиденциального рода информации через сеть которую вы сами знаете придумал кто.

Будущее крепко опирается на прошлое


Точно также как хутора со временем трансформируются в мегаполисы, как лесные тропы превращаются в широкие магистрали современная инфраструктура редко когда появляется на «голом» месте. Кроме того, что гораздо легче реализовать новый проект на базе уже готовых, зачастую эти самые готовые проекты созданы в самых подходящих, либо более того, единственно возможных местах на конкретной территории. Прокладывая во второй половине XIX века Транссибирскую железную дорогу, инженеры выбирали самый рациональный маршрут который мог бы соединить два Евразийский континент. Прорубая тоннели в скальных породах, возводя мосты через могучие сибирские реки и глубокие балки наши предшественники не только улучали свой век но и делали неоценимый вклад в будущее которе мы называем сегодняшним.

Комментарии (17)


  1. evilbot
    22.07.2015 11:48
    +3

    Каждый раз смотря на пинг из Москвы в Токио через Франкфурт и Нью-Йорк, я не понимаю почему у нас нет пиринга с Японцами на ДВ.


    1. Mykolauskas Автор
      22.07.2015 12:21

      Ситуация действительно абсурдная. В место того чтобы РФ заняла положение ИТ-моста между Европой и Азией, долгое время она, да и вся Восточная Европа собственно, фактически находились на окраине сетевой инфраструктуры. Те же самые ТЕА-2, ТЕА-3 и ТЕА-4 начали вводились в эксплуатацию не так уж давно, начиная с 2012 года. Проблемы с пирингом еще и в том, что хорошая связность это роскошь, и за нее нужно платить, и платить на самом деле есть кому. Фактически пропускная способность этих каналов все еще достаточно мала, и их объемы фрахтовали еще до их ввода в эксплуатацию и делали это не рядовые провайдеры, а крупные финансово-промишленные группы и гос. сектор. Со временем, искренне уверен, каналы проходящие через РФ будут рости и мы избавимся от этих «Франкфуртских» петлей.


      1. evilbot
        22.07.2015 14:51
        +1

        Я склоняюсь к тому, что нет таких потоков между РФ и Японией, что бы организовывать нормальный пиринг. Когда будут большие потоки, то вполне возможно и всё будет налажено в лучшем виде.


        1. Antex
          23.07.2015 00:46

          Между Сахалином и Японией давно есть кабель у ТТК:

          В январе 2008 года завершено строительство волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по проекту «Россия (Невельск) – Япония (Исикари)» протяженностью 570 км. Впервые в истории Сахалин и Япония соединены волоконно-оптической линией связи.


    1. Daytar
      22.07.2015 18:58

      У Ростелекома почти прямой канал до японии.
      По крайней мере у меня и множества знакомых из Москвы пинг до игровых серверов в Токио колеблется от 120 до 150.


  1. ufm
    22.07.2015 12:47
    +4

    Чем дальше магистрали будут от «бешеного принтера» — тем лучше.


    1. sith
      23.07.2015 07:10

      Вы намекаете на Российский монетный двор? На недавний, всем уже привычный, очередной дефолт, скачок инфляции и, соответственно очередной запуск печатного станка? Согласен с вами. Лучше держаться подальше. Кроме бесконечных экономических проблем ещё постоянные военные конфликты, тер.акты, падения самолётов и прочие неблагоприятные условия для соединения. И вообще, пусть меня лучше АНБ прослушивает, чем Кремль.

      P.S. автору этой патриотической статьи. Ping — это не задержка, задержка — это Delay.


      1. Mykolauskas Автор
        23.07.2015 10:53

        Вы абсолютно правы, Ping и задержка сети хотя и близкие понятия, характеризующие качество сеть, но не тождественные.
        Россия — это действительно страна рисков, так было всегда и видимо будет. Но кроме рисков в РФ так же много возможностей и видимо это также будет еще долго продолжатся. Тот же Транссиб, даже по прошествию 100 лет, это уникальное сооружение, которое стало возможным создать именно на территории России. Вы можете игнорировать все эти возможности, ссылаясь на упомянутые риски и вести размеренную, предсказуемую жизнь у себя, если не ошибаюсь, в — «Канада, Manitoba, Winnipeg». Однако Ваше географическое положение это же не предлог расписываться в любви к откровенно позорным организациям!

        Безудержно хаять место своего бывшего обитания и прославлять тоже самое ущемление прав и свобод на месте новом, это «рабский менталитет» который, к сожалению, присущ нашему брату. Наш эмигрантский корпус очень часто обладает таким менталитетом, а это не делает чести таким людям «ни тут, ни там» и только подтверждает тот факт, что проблемы которые преследуют 1/7 суши, порождены не столько самими территориями, а тем населением которое на них проживает.


        1. sith
          23.07.2015 15:11

          В мире тысячи уникальных сооружений. Коммуникационные кабели на дне океана, например.

          Транссиб обычная часть ЖД России. Скорости средние. Пассажирский сервис самого низкого, иногда экстремально низкого, качества.

          В чём именно ущербность АНБ? В том, что они предотвращают преступления, борются с терроризмом, наркоторговлей и прочим? Если это так, то я готов сам отправлять им все свои телефонные разговоры и почтовые сообщения. Может быть с работой именно АНБ связана такая разница в числе тер.актов в РФ, Канаде и США?

          ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Террористические_акты,_совершённые_в_Канаде

          ru.wikipedia.org/wiki/Категория: Террористические_акты,_совершённые_в_США

          ru.wikipedia.org/wiki/Террористические_акты,_совершённые_в_России

          Про источник проблем полностью с Вами согласен. Одна из основных — «утечка мозгов».

          Если я Вас чем-то задел, причём так сильно, что Вам пришлось писать целый абзац про «рабский менталитет», то прошу прощения.


          1. Mykolauskas Автор
            23.07.2015 16:11

            Время назад интересную статистику имел счастье наблюдать, к сожалению пруфф уже не приведу, как голосуют в США эмигранты натурализованные. В статистике четко прослеживалась тенденция, чем из более тоталитарного государства прибыли эти самые выходцы тем больший среди них был процент голосовавших за «Республиканцев». Чувства «сильной руки» не хватает? :)

            Могу понять чтоб на соседа еще стучать нелюбимого, но чтоб на самого себя? :)

            Даже если представить, что Вы государствобоязненный лимитчик (со справкой об освобождении на руках) с временным пермитом. Но должны же быть у Вас элементарные рамки самоуважения! Да и как бы соблюдение писаных законов и неприкосновенность частной жизни это то на чем держится цивилизованный мир. Нет уважения к законам и личности — получаем тоталитаризм, при котором пустые прилавки только дело времени. АНБ погорело на том, что целиком и полностью попрало внутреннее и международное законодательство, особо злостно и цинично. Прикрываясь борьбой с терроризмом государство перешагнуло порог частной жизни — сегодня телефон Ваш слушают, завтра корову в КолХоз загребут — исключительно в рамках борьбы с проклятой Гидрой — международным терроризмом.

            Да нет никакой проблемы в «утечек мозгов», чтоб в подъезде не гадит и в активисты ГБ-шные не записываться вундеркиндом быть не нужно. Надо быть прежде всего человеком порядочным и любить то место и людей среди которых находишься.


            1. sith
              23.07.2015 16:41

              Ещё раз извиняюсь, что разговор ушёл в сторону от основной темы статьи.

              Вы, как, впрочем и я, много чего не можете понять. Например того, как полицейский США сам себе выписывает штраф, или как люди ежегодно «стучат сами на себя» заполняя налоговые декларации.

              Цивилизованный мир держится на цивилизации, а не каких-то там законах и неприкосновенностях.

              АНБ не погорело. Продолжают работать. Спасибо им.

              В США/Канаде государство — часть гражданского общества. Демократия. Выборы и так далее. Оно никуда не может перешагивать. Оно часть нас — работает с нами и на нас. Корову тут если нужна будет сами отдадут. Как во время войны отдавали чулки на нейлон. Тут очень развито волонтёрство и благотворительность.

              Проблема с «утечкой мозгов» есть. Впрочем, она касается не только РФ но и многих других развивающихся стран.


              1. Mykolauskas Автор
                23.07.2015 18:03

                Набор самых замшелых стереотипов.

                1. Будучи на 100% уверенным в своей безнаказанности за проступок люди никогда на себя не стучат, если стучат то это больные на голову люди, неспособные контролировать себя и ищущие помощи, либо чистого наказания.

                2. Соблюдение законов людьми это исключительно производная от страха перед наказанием за их нарушение. По этой причине явка с повинной адекватным человеком обусловленна страхом получить еще большее наказание за сокрытие правонарушения.

                3. Цивилизованный мир держится исключительно на законах, их соблюдении и возможности граждан влиять на их принятие. Когда не соблюдает закон один человек это преступление, когда конституцией вытирает задницу силовое ведомство государства, это катастрофа для всего этого общества и государства.

                4. АНБ погорело очень жестко, мало того что изнасиловали конституцию, так еще и не смогли сберечь это в секрете. Весь цивилизованный мир возмущен лицемерием руководства США. АНБ поставил под угрозу национальную безопасность страны.

                5. Да, выборы есть и законы есть в США. Но так законами ж этими только задницу вытирают! Вы уверены, что выборы не фальсифицированы? Законы ж так только — на бумаге выходит! И чем тогда «суверенные демократии» хуже чем США?

                6. Волонтерство это не уникальное явление США/Канады, и присуще оно всем развитым обществам, особенно перед лицом общей опасности. Я думаю для Вас это не открытие и Вы целенаправлено подменили понятие насильственной конфискации меценатством.


                1. sith
                  23.07.2015 18:20

                  Я психически здоров. У меня есть семейный доктор. Он может это подтвердить. Однако я стучал на себя (признавался в плохих поступках будучи на 100% уверенным в своей безнаказанности), и делал это не раз. Я это называю чувством стыда и вины.

                  Извините. Не собираюсь с Вами спорить или что-то обсуждать. Все Ваши конструкции и модели про страхи, катастрофы, погоревшие АНБ, изнасилования, лицемерие, угрозы, задницы, фальсификации, опасности, подмены понятий и так далее мне не интересны. Ещё раз извините, что занял Ваше время.


                1. ufm
                  23.07.2015 21:48

                  Помимо «уверенности в собственной безнаказанности» есть еще такие вещи как «совесть», «стыд», «воспитание».
                  Я уже не помню где услышал эту фразу: «Один из признаков воспитанного человека — он не будет есть суп прямо из кастрюли, даже если его никто не видит». Жаль, что вам это не доступно.


  1. mark94
    29.07.2015 00:12

    видно, что писал человек далекий от индустрии =)
    1. EPEG (если судить по вашей карте!) проходит через ДПР или ЛНР!
    2. TEA никакого отношения к трансибирской магистрали не имеет! к ней имеет отношение ERMC (aka ERC) оно же Europe-Russia-Mongolia-China (aka «Europe-Russia-China»)
    кроме этих маршрутов есть еще и другие!

    а проект Polarnet умирал уже пару раз и последний раз умер в 2012 году =)
    откуда у вас информация про 2016 год?


    1. Mykolauskas Автор
      04.08.2015 12:35

      1. EPEG (если судить по вашей карте!) проходит через ДПР или ЛНР!

      Немного не понятен Ваш пункт #1. Что Вы имеете ввиду под этими аббревиатурами?

      2. TEA никакого отношения к трансибирской магистрали не имеет!

      Ознакомится с актуальной информацией по проекту ТЕА Вы всегда можете на их официальном сайте. Информация представленная на сайте вполне детальная и при этом весьма красочна, очень рекомендую.

      а проект Polarnet умирал уже пару раз и последний раз умер в 2012 году =)
      откуда у вас информация про 2016 год?

      Тут Вы также все напутали. В 2016 году должен быть введен в полноценную эксплуатацию Arctic Fiber, который, к слову говоря, уже де-факто функционирует на отдельных промежутках. Более детально с информацией по этому проекту Вы можете ознакомится также на официальном сайте
      Что касается Polarnet, он находится на финальной стадии проектирования, под его прокладку еще в начале 00-х годов специально проводились масштабные работы по поиску наиболее оптимального маршрута. Однако, хотя работы по возведению и готовы начаться в самые короткие сроки, они все еще не ведутся и начнутся ли неизвестно.


      1. Mykolauskas Автор
        04.08.2015 12:41

        Хабр видимо неисправен, корректно ссылки не отображаются на упомянутые сайты.
        teacable.com
        arcticfibre.com