Привет, я — Оля и я новоиспеченный РО. Работаю владельцем продукта 1,5 года, каждые пару месяцев прилетают новые инстайты, мир переворачивается с ног на голову, а я думаю: «Черт»! Я все делала неправильно! Но теперь-то я точно знаю как правильно! Разумеется, каждый раз я даже не представляю, насколько я ошибаюсь.

В качество «интро» немножко подробнее про продукт, команду, и меня.

Мы создаем технологическую платформу для управления партнерскими сетями АЗС. Строим её с нуля, используем микросервисы, работаем по скраму, стараемся внедрять devops и т.д. Сейчас у нас 30 АЗС, до конца года их будет более 150.

1,5 года назад после всех обязательных мероприятий вроде питча, архитектуры решения, защиты бюджета и т.п., я недолго раздумывая набрала команду из 8 человек, 6 – BE, 1 — FE, 1 -дизайнер. Каждый разраб уникальный, пишет только на чем-то своем, слово «agile» слышал где-то, как-то раз на Хабре прочитал,  и что там делаем коллега в принципе большого значения не имеет.

Я училась на прикладную информатику и параллельно работала кальянщиком, официантом, консультантом спортивного питания, барменом, логистом в порту, декларантом (в том же порту), менеджером по товародвижению в крупном ритейле, аналитиком, руководителем направления бизнес-аналитики, руководителем отдела системной аналитики SAP, руководителем отдела разработки BI-решений, все в том же ритейле.

На последней должности у меня была команда системных аналитиков и разработчиков, беклог задач на 100 лет вперед, очень много пользователей, которые сами несли мне обратную связь (даже никакие каст-девы проводить не нужно, хотя я на тот момент даже не знала, что это такое). Мы работали спринтами по четыре недели, потому что ИТ-директор так сказал, все действо происходит в джире. Демонстраций — нет, ретроспектив – нет, метрик – нет, скрам-мастер — это вообще кто?

И вот 1,5 года назад я сидела в школе владельцев продукта в «Газпром нефти». Идет уже третья неделя занятий, нам рассказывают про сервис блюпринт, про каст-дев, про CJM, про метрики… и я ничего не понимаю. Зачем мне это? Почему я тут? Можно я уже пойду команду набирать?

Итак, что мы имеем:

  • Идеальная с точки зрения бас-фактора команда, собранная с нуля
  • Очень много теоретических знаний в области продуктовой разработки
  • Много разного опыта с прошлых мест
  • Компания, в которой даже джиры нет

Зато есть важные люди, которые почему-то против светлого будущего нашего стартапа и косящиеся мужские взгляды коллег, которые тоже не очень понимают, что я тут делаю.



Завершаю с прелюдиями, переходим к ошибкам.

Ошибка первая


Нет смысла учиться быть РО — нужно пробовать


Итак,  школа РО – нужная, полезная и обязательная штука, но только если ты уже РО. Иначе это будет как в школе или универе — что-то там рассказывают, интересно, но как это относится к жизни? Непонятно.

Когда ты только начинаешь работать РО, ты, разумеется, крайне заряжен на качество своего продукта и вообще сам продукт, это новая для тебя роль, о которой в интернете пишут очень интересно, на конференциях говорят даже слишком круто, и надо соответствовать.

В погоне за действительно впечатляющими инкрементами каждый спринт ты будешь делать все возможное и невозможное, стейкхолдеры (инвесторы) «помогут» тебе определить метрики ТВОЕГО продукта, за которые ТЫ будешь отвечать, ты перепробуешь все способы мотивации и демотивации команды и себя, продукт тебе будет сниться по ночам, а новые фичи будут генериться со скоростью света.

Как понимаете, времени заняться продуктом и, самое главное, проблемой клиента не будет совсем!

Но рано или поздно эйфория пройдет, а обратная связь от клиентов появится, она и откроет тебе глаза в первый раз, и ты поймешь: что-то пошло не так. Тут начнешь гуглить, узнаешь что такое  CJM, насколько важно исследование, и что вообще-то гипотезы нужны, чтобы их проверять, а не сразу хвататься и делать.

И вот это тот самый момент, чтобы отправиться в школу РО.

Ошибка вторая


Человек-снежинка — очень амбициозно, но бесполезно


Это моя главная ошибка. И тут все просто.

Когда ты новоиспеченный РО, тебе кажется, что лучше тебя самого никто продукт не знает (и это так) и никто лучше не сделает (а это не так), и тут ты стараешься быть и скрам-мастером, и аналитиком, и архитектором, и секретарем, и еще много кем. Возможно, ты даже сможешь совмещать в себе все эти амплуа, НО недолго, и самое главное — ты перестанешь быть владельцем своего продукта.

Нужно следить за собой и научиться доверять команде, они не меньше болеют за продукт и хотят сделать его успешным. Все, что ты должен этим людям — это видение, приоритезированный беклог, и попытки оградить их от любой бюрократии, проще говоря, не мешать им принимать решения о том, КАК сделать продукт.

Кто такой человек снежинка- можно узнать  тут:


Ошибка три


Команда обойдется и без скрам-мастера


Часто РО экономят на этой позиции и считают, что лучше взять за те же деньги еще одного разработчика, ведь там эффект виден сразу.

Так же думала и я, и чуть не потеряла свою dev-team. Во-первых, очень важно погрузить команду в философию скрама, заразить их самой идеей продукта, научить делать правильно, и показать почему дейли очень нужны и почему они должны занимать 15 минут. Что будет, если неверно оценивать задачи, как отказать РО в выполнении чего-то ненужного, чего нет в спринте (ты же сам не наденешь 2 шапки, и не будешь учить их отказывать самому тебе).   

Я пишу вроде бы обыденные вещи, но на практике хорошо самоорганизованная команда — это намного более продуктивная и эффективная команда, которая сделает то, что нужно тебе, не перестреляет друг друга во время ретроспективы, превзойдет твои ожидания, и тогда будет тебе 50% счастья твоего клиента.

Продолжение об ошибках будет, потому что факапов у меня накопилось много. А как у вас с этим?

Комментарии (27)


  1. forewar
    27.05.2019 14:42
    +5

    Ошибка четыре
    Объявить тему выступления «десять ошибок», а рассказать о трёх.

    Интересно было бы почитать, что вы успели сделать за полтора года, как пришли к нынешней точке.


    1. Gazprom_neft
      27.05.2019 14:45
      -2

      Все для того, чтобы вы оставались с нами. Ситком из 10 ошибок будет продолжен.


    1. OlyaGoryunova Автор
      27.05.2019 16:07

      Эта группа статей именно про управление продуктом, цени рассказать про то что сделали и как пришли этому не было. Если этот вопрос интересен, то обязательно расскажу в будущих статьях


      1. nckma
        28.05.2019 14:50

        Что такое РО? У меня в голове только одно «Ростовская Область». Ничего другого придумать не могу.


        1. aszhitarev
          28.05.2019 15:10

          Статус РидОнли, которое получит автор материала (:


        1. OlyaGoryunova Автор
          28.05.2019 22:26
          -1

          Product Owner – это человек, отвечающий за разработку продукта. Статья в целом именно для РО, но спасибо за комментарий, я учту это в будущем


          1. nckma
            29.05.2019 08:23

            Вы меня еще больше озадачили… Я вот являюсь учредителем и директором маленькой компании, ну и программист там же — никогда не думал, что являюсь каким-то там РО.


    1. Kalidratorma
      27.05.2019 18:38
      -1

      Итеративный подход в создании продукта


  1. vadlit
    28.05.2019 00:34

    Что-то я так и не понял — вы скрам-мастер (человек, ведущий скрап, ретро и т.п.) или продакт оунер (человек, ответственный за судьбу развития продукта, а, соответственно, максимально погруженный в этот продукт, его прошлое, настоящее и будущее)? Это же вообще разные вещи, даже не особо-то пересекающиеся. Как вообще можно научиться быть PO — это же как научиться быть директором, при этом не зная директором чего ты будешь. Нереально, как по мне.


    1. OlyaGoryunova Автор
      28.05.2019 22:39
      -1

      Я продукт оунер, не скрам мастер. Да, это абсалютно разные роли. Ни одной из них не возможно научиться, на мой взгляд. Это или есть или нет, и вы это или используете или нет.
      Школа РО это не место где из любого сисадмина сделают РО:)
      Это коучи( правда, крутых крайне мало) которые подробно рассказывают и разбирают все фреймворки, все сервисы, и инструменты, которых очень много.


      Если провести аналогию- вы и так можете быть коммерческим директором какой-нибудь конторы, но зная например не просто основы РСБУ, а ещё и основы МСФО, аудита и управленки — вы всё ещё остаётесь коммерческим директором, но начинаете смотреть на управление совсем иначе и начинаете видеть больше, и скорее всего можете претендовать на место в компании побольше и получше.


  1. aszhitarev
    28.05.2019 09:46

    Я так и не понял РО это эр-о или пи-о.


  1. ksigne
    28.05.2019 10:31

    У меня от этой статьи свитшот заискрился и смузи забулькал.


  1. YaakovTooth
    28.05.2019 11:19

    — Бро, давай зависнем в коворкинге, у меня есть идея для стартапа, я уже провёл рисёч, с меня смузи.
    — Так, сразу на хуй.


    1. aszhitarev
      28.05.2019 11:22

      Раз пошли в коворкинг хипстеры с района
      И зашли в одно антикафе.
      Там сидела группа модной молодежи,
      Подвороты джинсов до колен.

      Группа молодежи там парила вейпы
      И бухала крафтовый пивас.
      Заправлял всей кодлой бородач-фрилансер — Веган, феминист и [содомит].

      Тут этот фрилансер начинает буллинг — Слов таких не видывал «Фейсбук»!
      Хипстер не смутился, взял свой гироскутер
      И расколотил врагу макбук.

      Закипел тимбилдинг, полетел фалафель,
      Пар от вейпов выедал глаза.
      Бородач, как с «узи», со стаканом смузи
      Словно школьник крикнул: «Азаза!»

      Мусора примчались быстро на сегвеях,
      Вот уже статья на пацанах.
      И теперь питаться крафтовою сечкой
      Всем им в неподвернутых штанах.


  1. r00tGER
    28.05.2019 11:42

    Смотрю на всё это, и а… ю: сколько же всяких посторонних людей паразитирует на ИТ.


    1. Gazprom_neft
      28.05.2019 13:06

      А из чего именно вы сделали такие выводы?


      1. r00tGER
        28.05.2019 14:45

        На сколько это всё актуально в данном случае — я не знаю. Поэтому, говорю в целом. Конкретно автора топика паразитом не называл )))

        Начнем с того, что гибкие методологии не панацея, их применение далеко не всегда оправдано. В Аджайле, в частности, есть куча ролей, которые не являются непосредственно разработчиками. В правильно «настроенном» аджайле на подходящем проекте — это всё может прекрасно работать и оправдывать оверхед в виде дополнительной нагрузки на ФОТ. Иначе, все эти роли просто проедают бюджет без какого-либо существенного вклада в процесс.
        Какой же «условный скрам-мастер» захочет допустить, что бы его смысл существования на проекте был подвергнут сомнению. И вот вся эта скам-кодла начинает представление в виде бурной деятельности: неуёмная инициативность, пропаганда методологий и инструментов, круглосуточное желание выслужится, статейки на профильных ресурсах, лайки и репосты по тематике…


        1. OlyaGoryunova Автор
          28.05.2019 22:20
          -1

          Да, соглашусь, довольно много аджайл-бесполезных и дорогих людей, особенно кручей. И скрам мастеров тоже, найти правда крутого — большая редкость, и профиль такого спеца очень сложный, поэтому их мало. Но это не значит что его не надо искать.


          Если у скрам-мастера стоит конкретный, влияющий на его ЗП, KPI на создание самоорганизованной команды, это работает, он ограничен во времени. Конкретно мой скрам-мастер уже сам старается уходить от команды разработки, только сама команда не хочет его отпускать т.к. Правда видит результаты его работы


          1. r00tGER
            29.05.2019 09:24

            Но это не значит что его не надо искать.

            Если он нужен — его надо искать. Всё.

            KPI на создание самоорганизованной команды

            А какими метриками вы измеряете «саморганизованность команды»? (честно, интересно, без стёба)

            только сама команда не хочет его отпускать т.к. Правда видит результаты его работы

            А, разве команда обладает достаточной экспертизой для оценки эффективности скрам-мастера? Команда не посвящена в бюджет (да, они даже рейты друг друга обычно не знают), поэтому с точки зрения команды любой человек, хоть что то делающий будет полезен.


  1. Kalidratorma
    28.05.2019 11:54

    Человек поделился своим опытом, притом полезным, и по делу, а его сливают с «улюлюканьем» в комментариях. Очень грустно наблюдать такое на Хабре.


    1. r00tGER
      28.05.2019 14:51

      Это всё от зависти. Жалкие задроты потратили годы своей жизни на всякую технодрочь. Вместо того, что бы за 21 день пройти курсы и пойти в ИТ-менеджемент.
      <толсто>


      1. Kalidratorma
        28.05.2019 15:07

        Автор описал свой опыт в ритейле и там явно не один год. Я занимался управлением проектами по разработке и внедрению и мне было бы очень интересно почитать продолжение.


      1. OlyaGoryunova Автор
        28.05.2019 22:10
        -1

        А кем Вы работаете? И о какой технодичи идёт речь?


        1. r00tGER
          29.05.2019 09:05

          Не «технодичь», а «технодрочь». Это, как раз таки весь тот технический бэкенд, который и отличает свитчера с «вайтивайти» курсов от инженера.

          Скромный ПМ, на совершенно заурядном аутсорс проекте.


          1. Kalidratorma
            30.05.2019 10:20

            Легко «вайтивайти», сложнее «выйтиизайти».


  1. b00b1ik
    29.05.2019 22:55

    1.5 года и все еще новоиспеченный? довольно странно.
    и в целом, учитывая перечисленный опыт, первый две ошибки очень удивляют.

    и не понял почему инвесторы определяют метрики продукта.

    попытка внедрения devops — а зачем вам тогда вообще scrum если вы никуда не выкатываете?

    ну и 7 разрабов и 0 тестировщиков в команде — ммм… тут или опечатка или…

    все в команде не знают что делают другие и им все равно? вы серьезно?
    я надеюсь, что кто-то из BE все же были techlead или брал роль архитектора. Трудно поверить, что вот так без общего контроля, без тестирования вы начали пилить, там будет не 10 ошибок.

    ну по тексту думаю понятно по комментам, использовать аббревиатуры PO, BE, FE не стоит — или уже пишите глоссарий в начале статью раз решили писать «по своему».
    Если уж цикл статей, то список общий можно и в начале привести — он же уже известен? ))
    Статью люди читают, чтобы получить законченный объем знаний, вы же PO — должны понимать, кто ваш клиент и что он ожидает, а не для себя пишите. Статья циклом самый сложный вариант, потому что тут уже пошла декомпозиция (если уж scrum — то это как итерация), и каждая статья должна быть законченной и нести фичевую ценность. Честно — лучше было лонгрид написать, минусов было бы меньше.


  1. ggo
    30.05.2019 10:09

    Автор, не отчаивайся.
    Не любят здесь PO, что поделать.

    Суровых профессионалов в любой области мало, в том числе среди PO.