Разработчиками игр, геймдизайнерами и хардкорными игроками не рождаются. Мое поколение, например, выросло на ранних консолях и закалилось суровым ПК-геймингом 90-х. Но люди увлекались видеоиграми еще задолго до того, как 8-битные приставки появились в каждом доме. Я говорю о предшественниках консолей – советских игровых автоматах.

Не каждый читатель этой статьи видел их вживую. А всего 25 лет назад школьники сломя голову неслись в игровой зал после (а то и вместо) уроков. Нелепые по нынешним меркам квадратики на выпуклых экранах для кого-то стали первыми виртуальными мирами, где их ждали захватывающие приключения и яркие победы.

Эти школьники выросли. А некоторые из них даже посвятили жизнь созданию видеоигр. Поэтому влияние советских аркадных автоматов на отечественную игровую индустрию нельзя недооценивать.

Появление


В 1971 году в московском парке им. Горького проходила международная выставка «Аттракцион-71». Полтора месяца советские граждане выстаивали в огромных очередях, чтобы прикоснуться к чуду – американским и японским игровым автоматам.

Интерес к диковинке проявили и представители государственных организаций, собирались даже закупать партии развлекательной техники, но до подписания договоров дело не дошло – ограничились несколькими выставочными экземплярами. А совсем скоро была готова первая линейка советских игровых автоматов, которые совершенно случайно были точными копиями закупленных образцов.

Хотя нет, пара-тройка отличий всё-таки была.

Первое: советские автоматы не запоминали лучший результат. Разумеется, от этого страдал соревновательный элемент зарождающегося киберспорта.
Второе: за удачную игру американские автоматы выдавали поощрительный приз – сладость или какую-нибудь безделушку. Советская конструкторская мысль решительно обрубила капиталистическую приманку. «Главное – не приз, а сам процесс», – подумали инженеры – и научили автоматы награждать победителя дополнительным игровым временем.
Третье: либерализм и попустительство в финансовых вопросах пресекались на корню. Для этого автоматы снабдили счетчиком опускаемых монет. Американские разработчики, конечно, остались далеко позади, не предусмотрев даже места под счетчик в конструкции автоматов.

Где бы вы думали выпускались советские игровые автоматы? Правильно, на 22 военных заводах. Передовые технологии оборонного комплекса с успехом применялись для производства устройств типа «Репка» и «Городки». Так игровая индустрия выручила военных, которым нужно было выполнять финансовый план по выпуску гражданской продукции. Военные конструкторы, в свою очередь, создали более 70 видов игровых автоматов для советских граждан.

Устройства оснащались современной электроникой, поэтому их производство было дорогостоящим: каждый стоил от 2,5 до 4 тысяч рублей. За эти деньги можно было купить «Жигули».

Признание




Игровые автоматы устанавливались в специальных залах, гостиничных вестибюлях, на вокзалах, в парках и кинотеатрах. И где бы ни стояли развлекательные машины, они пользовались колоссальной популярностью. Любой фильм, независимо от времени суток, собирал аншлаг, хотя в зале почти никого не было: дети и взрослые буквально осаждали автоматы в фойе. При стоимости игровой сессии в 15 копеек главный по развлечениям госорган – «Союзаттракцион» – определил план: 3 рубля в сутки для каждой машины. Но популярность этих устройств превзошла все ожидания: в среднем московский игровой автомат пополнялся на 500 целковых в день.

Игры


Игр было много, и обо всех в рамках одной статьи не расскажешь. В СССР производились механические, электромеханические и телевизионные автоматы. Поговорим о самых популярных:

• «Морской бой». Смотреть в перископ подлодки и сбивать вражеские корабли – для этого больше не нужно было три года служить на флоте. Мечта любого советского школьника сбывалась в фойе ближайшего кинотеатра.
Этот автомат – настоящее произведение конструкторского искусства. Сложная система зеркал имитирует бескрайность горизонта, свет лампочек – движение торпеды, а ременной механизм обеспечивает движение кораблей-целей. Автомат был популярен в СССР и даже экспортировался в страны соцлагеря. В последней модификации автомата, «Морской дуэли», корабли противника даже умели отстреливаться.
• «Магистраль». Видеоигра-автосимулятор. Развивала быстроту реакции, логическое мышление и мелкую моторику у советских граждан. Комплектовалась парой рулей и педалей, а значит, совершенствоваться можно было вдвоем. Игрок мог поуправлять гоночной машиной универсальной модели (иными словами, модель была только одна, и выбирать было не из чего). Помимо обычных режимов были и хардкорные: ночное вождение и гололед.
• «Городки». Популярное народное развлечение переместилось из дворов на экраны. Суть игры в том, что броском биты нужно сбить одну из 15 фигур («вилку», «серп», «письмо»). Всё было бы слишком просто, если бы фигура не перемещалась по экрану с непостоянной скоростью. Бита при этом управлялась рычагом, а «бросок» запускался нажатием кнопки.
• «Снайпер». Электромеханический автомат, представляющий собой что-то вроде виртуального тира. Успехи в этой игре помогали советским мальчикам привлечь внимание советских девочек. Нужно было взять в руки довольно увесистую винтовку и показать меткость, поражая цели на экране. Но больше всего в автомате удивляла самая настоящая отдача: за нее отвечал электромагнитный датчик, размещенный в прикладе.
• «Баскетбол» – механическая игра, пользовавшаяся сумасшедшей популярностью. Автомат был рассчитан на парную игру. Поле представляло собой несколько лунок, в которые и попадал мяч. Игроку необходимо было «выстрелить» мячом из лунки и попасть в кольцо соперника.
Современные модификации автомата, кстати, продаются до сих пор.

Широкий спрос на игры подтолкнул винницких разработчиков к созданию устройства с немелодичным названием ТИА-МЦ-1. Это был автомат со сменными игровыми программами, по сути, прародитель консолей. Для этой платформы вышло 12 игр различных жанров и художественной ценности. Особо хочется отметить игру «Конек-горбунок» – сказочную аркаду на 16 экранах.
После ТИА-МЦ-1 появилось еще два подобных автомата: пензенский «Фотон» и северодонецкий «Спектр», каждый из которых комплектовался тремя играми.

Забвение


А потом в Стране Советов наступили непростые времена. Инфляция превращала купюры в фантики, а монеты приравнивала к пивным крышкам. Производство развлекательной техники остановилось, залы игровых автоматов постепенно вымерли, луна-парки стали ориентироваться на большие аттракционы, а видеоигры переместились на первые домашние компьютеры и игровые приставки.
Но где-то еще остались всеми забытые парки развлечений, в которых как будто замерло время. Там до сих пор стоят (а кое-где даже работают) советские игровые автоматы.

Наследие




Память об аркадных автоматах живет.

Несколько лет назад, например, энтузиасты (Александр Стаханов и Максим Пинигин) открыли в Москве Музей советских автоматов. По легенде, первый экспонат парни нашли на свалке Таганского парка. Сейчас экспозиция включает более 60 автоматов. Сайт музея: 15kop.ru.

Другие энтузиасты из Sky Horse Games разработали эмулятор «Советские игровые автоматы». Создатели перенесли 7 популярных в 80-х годах игровых устройств в виртуальный мир. Ребята уделили много внимания мелочам, для достоверности отрисовали даже 15-копеечную монетку, которую нужно «опускать» перед каждой игрой. Увы, на окупаемость эмулятора это никак не повлияло.

В наши дни трудно переоценить влияние аркадных автоматов на игровую индустрию в странах постсоветского пространства. Ребята, отдавшие развлекательной технике свои детские годы, рано узнали, что такое увлекательный сеттинг, продуманная механика и состояние потока. Теперь повзрослевшие пионеры и октябрята трудятся на благо геймдева и с теплотой вспоминают советские автоматы.

А вы застали игровые залы? Может быть, знаете, где можно поиграть на советских автоматах в вашем городе?

Комментарии (35)


  1. dimastd
    24.07.2015 17:29
    +4

    Где поиграть не знаю, но эпоху ту застал в полной мере. Больше всего любил «морской бой», правда 15 коп. это были огромные деньжищи для ребёнка, не слишком-то охотно родители это поощряли )))

    Ещё была вот такая игрушка:

    image

    Если при выстреле резко дёрнуть ружъём в сторону, то выбивались две мишени одновременно.


    1. Tonna
      24.07.2015 18:17

      >Больше всего любил «морской бой»
      Тоже. Дурит так же. Полная эмуляция


    1. skygad
      25.07.2015 20:13

      Две это фэйл, гасил по три. Реже по четыре =)


    1. click0
      26.07.2015 05:05

      Можно выбить сразу всю линию.


  1. Rumlin
    24.07.2015 18:20

    В Евпатории в Детском парке есть действующий зал игровых автоматов. Там вообще в парке всё советское.


    1. andy_p
      24.07.2015 19:54
      +1

      Парк советского периода?


      1. Rumlin
        24.07.2015 20:17

        Да, находится на улице Токарева, недалеко от вокзала. Случайно на него набрел.
        image


        1. DikSoft
          25.07.2015 18:27

          В Питере есть филиал этого музея. Сына было не оттащить от некоторых аппаратов!


          1. Rumlin
            25.07.2015 20:49

            Игры ни чем не хуже современных, они просто другие. У меня не оттащить от Dendy с SuperMario.


  1. avvor
    24.07.2015 20:07
    +1

    Интересно бы было посмотреть кто авторы и создатели этих игр.


  1. vxsw
    24.07.2015 21:31

    В 1992-93 гг. часто околачивался в местном салоне сабжей и, помимо упомянутых и других советских тайтлов, заценил там нечто западное (или японское?). что до сих пор не удалось идентифицировать.

    Называлась эта хрень вроде Butterfly, представляла собой автомат с экраном, расположенным почти горизонтально (т. е. игрок на него смотрел сверху), графика на уровне 8 бит. Монеты (те же 15 коп — на тот момент уже в продырявленном виде «жетонов») расходовались не за сеанс, а за время (где-то 3 минуты) и автомат мог их принимать до 9 штук за раз, остаток отображался на красном 7-сегментном индикаторе возле монетоприемника. Из-за этой особенности данный автомат пользовался наибольшей популярностью.

    Суть игры была в том, что персонаж ходил по двумерной горизонтальной карте экран за экраном и сражался с какой-то чертовщиной. В ее числе был некий летающий старик, который пытался нагадить на голову; были скелеты (то ли с мечами, то ли швыряющиеся костями); какие-то мелкие твари и т. п… Среди локаций было болото с какими-то корягами, какие-то деревья на черном фоне, а также (самый характерный момент) кольцо грибов, в которое нужно было встать посередине и они начинали мигать и менять цвет. Я так понимаю, это было что-то вроде телепорта между уровнями.

    Кто-нибудь сталкивался с чем-то подобным? Или, может быть, с другими автоматами, работавшими по такому же принципу покупки времени?


    1. Firsto
      27.07.2015 11:16

      Кто-нибудь сталкивался с чем-то подобным? Или, может быть, с другими автоматами, работавшими по такому же принципу покупки времени?
      В 1999-м году у нас на городской площади в детском кафе был зал с игровыми автоматами (достаточно современными, с графикой на уровне PS One), и там помимо всяких стрелялок и гонок была игра, в которой надо управлять летающим аппаратом с пропеллером и пролетать через кольца в воздухе (за которые давались очки). Сам автомат представлял из себя подобие велосипеда — раскручивая педали игрок набирал скорость, а помощью руля менял направление.

      Чтобы пройти игру, требовалось как минимум три жетона. При необходимости всегда можно было докинуть для продолжения, когда заканчивалось время.


  1. 6a6ypek
    24.07.2015 22:11

    Это у вас, на последнем фото, посередине, дедушка DDR?


    1. Mercury13
      24.07.2015 22:56

      «Скороход». В советском исполнении — ужос такой ещё.


  1. prishelec
    25.07.2015 14:49

    До начала 90-х – когда во всю использовался общественный транспорт. Каждые выходные ездили с родителями за город. Так вот на автовокзалах, моим любимым местом была «стена обставленная данными девайсами».
    Я конечно цену их не помню, мне был то, тогда порядка 5-6 наверное, да и поиграть приходилось не часто. На данный момент помню что играл в авторалли ) и нечто типа пинбола (механическая игрушка). Про остальное увы … много лет прошло.
    Еще помню были за менты, некие атракциончики, типа лошади или собаки ).
    Ух ностальгия!


    1. prishelec
      25.07.2015 17:02

      Еще помню были за монеты, некие атракциончики, типа лошади или собаки ).
      Ух ностальгия!


      1. vxsw
        25.07.2015 21:59

        То было по 10 копеек:). А вот не помню уже, сколько стоил «Кран», который у нас был установлен именно среди 10-копеечных непарнокопытных и заценен мною еще в глубоких 80-х.
        Зато помню такой кран в казино (так и называлось!) автоматов в Алуште 1993-го, где это стоило 25 купонов, а крутануть взрослый автомат 50 (при том что порция мороженого на набережной 500). Вот это был беспредел для 11-13 летних пацанов, не то что сегодняшнее унылое гетто 18+… «Чао, бамбино плачет синьорина...» Никто не выиграл даже желтой грушки, но разве за этим шли?


    1. 15kop
      29.07.2015 22:36

      Нечто типа пинбола — это, наверное, как раз советский пинбол «Цирк» или «Спорт».
      Качалки, конечно, были супер-популярны: лошадь, зебра, трактор, ракета, морской патруль, петух… Собаки не было, был лев.

      Осторожно, фото.
      image
      image
      image


  1. k_sashka
    25.07.2015 17:41

    Практически во всех автоматах внутри была сервисная кнопка, запускающая игру без монетки.
    В то время знание того, где она расположена и как ее нажать давало +100 к репутации у подростков :)


    1. prishelec
      25.07.2015 18:38

      Если бы и в автоматах с газировкой было наличие «подобного reseta», то вообще бы жизнь удалась. )


      1. k_sashka
        25.07.2015 18:59

        Там тоже было :)
        Но с газировкой стояли у всех на виду и можно было неиллюзорно огрести из-за экономии 3 копеек за газировку с сиропом.


    1. Zzzuhell
      27.07.2015 11:36

      Некоторые автоматы (точно помню, что «Перехватчик» и еще несколько других) можно было запустить без монеты, передернув питание.
      Пытливые подростки обнаружили место, где кабель от автомата втыкался в тройник. И было нам счастье.
      Интересно, что вилки были не обычные, двухполюсные, а с четырьмя штырьками. Такие на электроплитах применяют.


  1. grokinn
    25.07.2015 18:43

    А ведь морской бой можно сделать для окулус рифта, будет бомба:)


  1. asis
    25.07.2015 22:46

    Ну наверное все-таки имеется ввиду 500 монеток, а не целковых. Иначе просто нереально.
    Впрочем даже монеток, выглядит нереальным средним.


    1. Darina_PL Автор
      26.07.2015 16:29

      На 71 странице журнала «Страна и мир» за 1985 год можно прочитать, что именно на 500 рублей.


  1. Ezgard
    27.07.2015 09:34

    В подмосковье, в г.Электросталь, вроде еще действует вполне аутентичный зал с такими автоматами.
    Года два тому назад точно был.


  1. vlivyur
    27.07.2015 09:59

    Мне больше всего нравился танковый полигон (провести игрушечный танк по минному полю). Но он постоянно стоял сломанным и играл всего раза три в него. И баскетбол. Но в этот вообще только раз удалось поиграть в кинотеатре перед началом фильма, но зато у друзей была миниатюрная копия.


  1. olekl
    27.07.2015 10:48

    Был еще автомат, где надо было стрелять торпедами по подводным лодкам. Управлялся прицел двумя джойстиками, и после запуска ими же можно было и торпедой управлять. Причем он был электромеханическим, торпеда двигалась в трехмерном пространстве. И еще была заманчивая дверца «приз», который обещался за набор максимума очков в основном и призовом времени. Однажды удалось их набрать, а приз не выдался :(


    1. 15kop
      29.07.2015 22:19

      Собственно он так и называется: «Подводная лодка». Трехмерные внутренности не очень легко сфоткать, поэтому, к сожалению, нет хорошей фотографии. А снаружи автомат выглядел вот так:

      Большая фотография
      image


  1. 15kop
    29.07.2015 22:08

    Второе: за удачную игру американские автоматы выдавали поощрительный приз – сладость или какую-нибудь безделушку. Советская конструкторская мысль решительно обрубила капиталистическую приманку. «Главное – не приз, а сам процесс», – подумали инженеры – и научили автоматы награждать победителя дополнительным игровым временем.

    Были некоторые советские автоматы, которые все-таки выдавали приз. «Пенальти» (выдавал значки с символикой футбольных клубов), «Викторина», «Подводная лодка».


    1. nitro80
      05.08.2015 11:09

      «Пенальти» — это такой вертикальный, на стене? Я в таком в Паратунке как-то выиграл значок :)


      1. 15kop
        12.08.2015 16:00

        Да, это он — единственный настенный автомат.

        Фото
        image


  1. DIHALT
    30.07.2015 02:26

    Помню в конце 90х, когда все эти аппараты массово уже почти ушли на металлолом, а денди еще только только начинала набирать обороты, в Копейске, в парке, открылся такой зал. НА тесной площади метров в 30 битком было набито этих аппаратов, плюс всякие качельки-трамвайчики. Монеты 15коп продавались за тогдашние рубли (вроде бы 100р не деноминированных стоила монетка). А у нас оказалась лютая копилка битком набитая уже не нужнымии никому пятнадчиками. Вот мы там отрывались, пока вахтерша не просекла, что ее где то тут кидают и не стала нас гонять.

    Но это произошло не сразу, т.к. народу там было порядочно.


  1. prishelec
    30.07.2015 03:17

    www.15kop.ru
    Вспомнил отсюда баскетбол и футбол ).


    1. prishelec
      30.07.2015 03:32

      Вот еще: savok.name/149-game.html
      По страшному накрывает )